СФЕРА ЭКОНОМИКИ
Александр ДУНАЕВ
КРИЗИС В СТРАНАХ ЮЖНОЙ ЕВРОПЫ: КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?
Кризис суверенных долгов в странах Южной Европы породил самые мрачные прогнозы. В первой половине 2012 года казалось, что только ленивый не пророчит скорый и неизбежный крах неэффективным экономикам европейского Юга, а выход из зоны евро Греции считался вопросом времени. Особенно сгущали краски представители различных финансовых учреждений: так, в мае 2012 года Виллем Буйтер, ведущий экономист финансового конгломерата "Citigroup", заявил, что вероятность выхода Греции из еврозоны в течение ближайших 12-18 месяцев составляет 50-75%, а в конце июля оценивал её уже в 90% . Предполагалось, что крах Греции повлечет за собой усугубление кризиса и возможное крушение других экономик Юга Европы - Португалии, Испании и Италии, что, в свою очередь, может привести к полному коллапсу Экономического и валютного союза (ЭВС). К концу 2012 года общий тон комментариев относительно будущего еврозоны несколько смягчился, однако экономические показатели средиземноморских стран ЕС по-прежнему внушают серьёзные опасения и, разумеется, заставляют задуматься о причинах произошедшего. Кто виноват и что делать - эти извечные вопросы как никогда актуальны в современной Европе.
Экономика стран Южной Европы в докризисный период
Начавшийся в 2008 году мировой кризис обнажил серьёзные структурные проблемы экономик Италии, Испании, Греции и Португалии.
Некоторые из них присущи всем четырём странам. Первая проблема - это низкая конкурентоспособность, обусловленная невысокой производительностью труда. Южане работают много - количество часов труда в год на человека в этих странах выше, чем в среднем по еврозоне; лидерами здесь являются греки, которые работают по 2038 часов в год, или почти на 30% больше, чем среднестатистический житель еврозоны. Однако в данном случае продолжительность труда - это оборотная сторона его относительной неэффективности. Издержки на труд в странах Юга в 2000-е годы росли быст-
1 Ro S. Citi Ups The Odds Of A Greek Exit From The Euro To 90% // Business Insider. July 26, 2012. URL: http ://www.bus iness ins ider. com/ citi-gieek-exit-euro -90-percent-2012-7
© Дунаев Александр Львович - к.и.н., старший научный сотрудник Центра политических
систем и культур при факультете мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected] Ключевые слова: Южная Европа, Германия, долговой кризис, экспортно -ориентированная экономика.
рее, чем в целом в еврозоне, и начали сокращаться только в 2010 году1. Что же касается уровня производительности труда, то даже несмотря на то, что за последние годы он вырос (так, в Испании рост в 2008-2011 годах составил 11% ), все же ни одной из экономик Южной Европы не удалось достичь среднего для еврозоны показателя в 50,9 доллара на час работы.
Другой общей проблемой для стран европейского Юга стала негибкость рынка труда. Во всех четырёх странах большим влиянием пользуются профсоюзы, а соотношение количества членов профсоюзов к общему числу занятых в экономике в последние десятилетие практически не менялось. Так, если в Германии в 2000-2008 годах этот показатель сократился с 25 до 19%, а во Франции и вовсе упал с 16 до 8%, то в Италии в тот же период численность членов профсоюзов оставалась равной около трети всех занятых, в Греции - порядка четверти, а в Португалии - приблизительно 20%. В Испании эти цифры несколько ниже - около 15%, однако и здесь в 2000-е годы профсоюзы не растеряли своего влияния . В условиях, когда издержки на труд постоянно росли, твердая позиция профсоюзов, не желавших идти на уступки по вопросу о смягчении жёстких норм трудового законодательства, в конечном итоге лишь усугубляла проблему конкурентоспособности экономик стран Южной Европы.
Для Испании, Италии, Греции и Португалии характерен также недостаточный уровень вложений в развитие человеческого капитала и в научные исследования. В 2007 году из всех стран Юга больше всего на НИОКР тратила Испания: её расходы на эти цели составляли 1,27% от ВВП, что, впрочем, вдвое ниже, чем в Германии . В результате доля сектора высоких технологий в национальном производстве невелика: так, в 2000-е годы к нему относилось лишь 7-10% экспорта из стран Южной Европы, в то время как в Германии этот показатель составлял 16,5% .
Как следствие, на внешних рынках всем странам Южной Европы было трудно конкурировать и в секторе высоких технологий, где лидерство прочно удерживают США, Япония и государства Северной Европы, и в нетехнологичных областях производства, в которых на лидирующие позиции вышли страны с дешёвой рабочей силой. В результате к началу кризиса все страны Юга Европы имели отрицательное сальдо торгового баланса: рекордсменом по этому показателю стала Испания, которая в 2007 году импортировала товаров и услуг на 105 млрд евро больше, чем экспортировала - иными словами, внешнеторговый дефицит составил около 11,6% от ВВП. Даже Италия, занимающая 8-ю строчку в списке крупнейших мировых экспортёров, с начала 2000-х годов имеет отрицательный баланс, который к 2010 году достиг 30,1 млрд.
Экономические показатели стран Южной Европы в период благоприятной экономической конъюнктуры 1990-2000-х годов сильно отличались друг от друга. Испании и Греции удалось добиться значительного роста, тогда как результаты Италии и Португалии оказались более скромными.
1 Labour Costs Across The Euro Area // OECD. December 18, 2012. URL: oecd.org/eco/euioarealabourcosts.htm
2 La productividad española por empleado crece un 11,1% desde 2008 // Compromiso RSE. 11 de abril de 2012. URL: compromisor3e.com/rse/2012/04/11/la-productividad-espanola-por-empleado-crece-un-111-desde-2008/
3 Trade Union Density // OECD StatExtracts. URL: stats.oecd.org/Indexaspx?QueryId=20167#
4 Research and Development Expenditures by Sector of Perfomance// Eurostat. URL: epp.eurostat. ec.europa.eu/tgm/refreshTableAction.do?tab=table&plugin=1&pcode=tsc00001&language=en
5 High-technology exports // UN Data. URL:
data.un.org/Data.aspx?d=WDI&f=Indicator_Code%3ATX.VAL.TECH.MF.ZS
6 Balance of payment by country // Eurostat.
В Испании с середины 1990-х годов основным мотором экономики стал сектор жилья, цены на которое с 1995 по 2007 год поднялись в три раза. К 2007 году строительство обеспечивало 16% рабочих мест в стране и 14% ВВП . Благодаря буму на рынке недвижимости испанская экономика в период с 2000 по 2008 год росла в среднем на 3,4% в год (в постоянных ценах), что было заметно выше среднеевропейского уровня. В годы благоприятной экономической конъюнктуры испанское правительство уверенно контролировало уровень госрасходов и дважды - в 2006 и 2007 году - свело бюджет с профицитом, а также сумело снизить государственный долг до 36% от ВВП в 2007 году. Однако у этой истории успеха были и темные стороны: в Испании значительно вырос частный долг, уровень которого в 2008 году перевалил отметку в 200% от ВВП , причём половину составляли ипотечные кредиты, а на рынке недвижимости возник огромный пузырь. Его схлопывание в 2008 году повлекло за собой прекращение экономического роста и резкий рост уровня безработицы, который и в докризисные времена был выше среднеевропейского.
В Греции до кризиса экономика росла даже быстрее, чем в Испании, - в среднем на 4,1% в год в 2000-2008 годах, однако и здесь основы роста были неустойчивыми. Греческая экономика зиждется на двух китах: на туризме, который до кризиса обеспечивал около 15% ВВП, и на судоходстве - греческим судовладельцам принадлежит около четверти всего мирового торгового флота , а морские грузоперевозки дают около 8% ВВП страны. Однако оба этих сектора оказались сильно затронуты мировым кризисом, из-за которого значительно сократился и приток туристов, и объём морских перевозок. В условиях кризиса особенно ярко проявились и проблемы, издавна присущие Греции. Страна имела высокий уровень государственного и частного долга и большой бюджетный дефицит, однако на протяжении многих лет скрывала это от своих партнёров по ЕС.
Ситуацию осложняет и нежелание многих греков жить в ладах с законом. В стране широко распространена бытовая коррупция, причём ситуация в этой области с каждым годом становится всё хуже. Если в 2004 году международная организация Transparency International отвела Греции 49-ю строку в своём ежегодном индексе восприятия коррупции , то в 2009 году страна опустилась уже на 71-е место , а в 2012 и вовсе оказалась на 94-й строке , превратившись в самую коррумпированную страну ЕС, а греческое слово "факелаки", которое переводится как "конвертик" или, проще говоря, "взятка , стало широко использоваться в мировых СМИ7. Весьма печал ьно обс тоит дело и с фискальной дисциплиной - около половины экономически активного населения Гре-
1 Blyth M, Matthijs M. The World Waits For Germanyll Foreing Affairs. June S, 2012. URL. foreignaffairs.comlarticlesl137697lmark-blyth-and-matthias-matthijslthe-world-waits-for-germany
2 La deuda española en cuatro gráficas // El blog salmón. 18 de marzo de 2012. URL: elblogsalmon.comleconomialla-deuda-espanola-en-cuatro-graficas
3 Greek Shipowners Dealing With The 25%% Of World Fleet II Capital.gr. December 10, 2010. URL. english.capital.grINews.asp?id=1101731
4 Corruption Perception Index 2004 II Transparency International. URL. ar-chive.transparency.orglpolicy_researchlsurveys_indiceslcpi/2004
5 Corruption Perception Index 2009 II Transparency International. URL. ar-chive.transparency.orglpolicy_researchlsurveys_indiceslcpi/2009lcpi_2009_table
6 Corruption Perception Index 2012 II Transparency International. URL. transparency .orglcpi2012lresults
7 Например. BomfordA. Greeks fight back against corruption II BBC. January 1, 2013. URL. bbc.co.uklnewslmagazine-20874ó50; Jessen C. Korruption in Griechenland. Ein Fakelaki voller Scheine II Spiegel. 20 Februar 2010. URL. spiegel.delwirtschaftlkorruption-in-griechenland-ein-fakelaki-voller-scheine-a-681882.html; Григорьев Е. "Fakelaki" для Афин II Независимая газета. 15 марта 2010. URL. ng.ruIworldI2010-03-15I100_greece.html
ции так или иначе пытается избежать уплаты налогов. Группа греческих экономистов провела сравнительный анализ имеющихся в распоряжении банков и правительства данных о налогоплательщиках и выяснила, что если судить по состоянию банковских счетов, то греки почти в два раза богаче, чем указывают в своих налоговых декларациях. В 2009 году сумма налогов, не выплаченных греками правительству, составила 31% от бюджетного дефицита . Вопрос о неуплате налогов приобрёл новое звучание в октябре 2012 года, когда в Греции получила огласку история с так называемым "списком Лагард". Суть её заключается в том, что ещё в 2010 году тогдашний министр экономики Франции Кристин Лагард передала своему греческому коллеге Георгиосу Папакон-стантину документ, где были указаны имена более чем 2000 богатых греков, которые, стремясь избежать уплаты налогов, перевели свои средства на счета в швейцарские банки. За два года, прошедшие с того момента, правительство Греции не предприняло никаких расследований в отношении этих лиц. Публикация списка в прессе вызвала огромную волну возмущения в стране, которая, выполняя требования международных кредиторов, пошла на серьёзное сокращение бюджетных расходов, больно ударившее по широким слоям населения .
Две другие средиземноморские страны Европы - Италия и Португалия - не сумели добиться значительного роста в условиях благоприятной мировой экономической конъюнктуры в 1990-2000-е годы. Итальянская экономика к началу XXI века утратила присущий ей некогда динамизм - в 2000-2008 годах среднегодовой рост ВВП составлял около 1%. Италия по-прежнему входит в число крупнейших экономик мира, располагает мощной промышленной базой и занимает лидирующие позиции в целом ряде отраслей, например, в производстве предметов роскоши, одежды, обуви и аксессуаров. Однако на рубеже веков всего этого оказалось недостаточно для того, чтобы удержать былые позиции на мировом рынке. Мелким и средним предприятиям, доминирующим в итальянской экономике, все труднее выдерживать конкуренцию со стороны производителей из Китая, Таиланда и Вьетнама.
Значительной проблемой остаётся неэффективное управление государственными финансами. В итальянской экономике велика роль государства: налоги и сборы составляют 47% от ВВП, причём фискальное давление в последние годы растёт . Однако большой налоговый прессинг не обеспечивает идеального порядка в государственных счетах. Долг итальянского государства после 2005 года, когда он составлял 106% от ВВП, также растёт. Оборотной стороной большого фискального давления является широко распространённое уклонение от налогов: каждый год итальянцы недоплачивают государству около 180 млрд евро. В результате объём теневой экономики в Италии в 2008 году составлял около 17% от ВВП , а в 2011 году вырос до 21% - это самый высокий показатель среди стран ЕС5. Не менее серьёзной проблемой Италии остаётся кор-коррупция, уровень которой очень высок в сравнении с другими развитыми странами.
1 PlumerB. How Greek tax evasion helped sink the global economy // The Washington Post. July 9, 2012. URL: washingtonpost.com/blogs/wonkblog/wp/2012/07/09/how-grsek-tax-evasion-sunk-the-global-economy/
2 Sánchez VallejoM.A. El escándalo de la "lista Lagaide" // El País. Edición global. 3 de noviembre de 2012. URL: internacional.elpais.com/internacional/2012/11/03/actualidad/1351966547_450481 .html
3 Pressione fiscale in aumento // Istituto nazionale di statistica. 28 giugno 2010. URL: noi-italia2011.istat.it/index php?id=7&user_100ind_pi1%5Bid_pagina%5D=125&cHash= c14384e19354a96cf7bbbfe2a96af83b
4 La misura dell'economia sommersa // Istituto nazionale di statistica. 13 luglio 2010. URL: istat.it/it/archivio/4384
5 Evasione fiscale, Italia prima in Europa con 340 milliardi di economía sommersa // Avvenire.it. 13 luglio 2010. URL: avvenire.it/Economia/Pagine/Evasoriltalia.aspx
В индексе восприятия коррупции Италия занимает незавидное 72-е место, или 3-е с конца среди стран ЕС1. Разумеется, большое влияние на управление экономикой оказывает и политическая ситуация в стране. После гигантского коррупционного скандала 1992-1993 годов, получившего название "Взяткоград" и приведшего к исчезновению почти всех ведущих политических сил страны, на политическом небосводе Италии зажглась звезда Сильвио Берлускони. Начиная с 1994 года Берлускони находился в должности премьер-министра в общей сложности десять лет, однако так и не предпринял сколько-нибудь значительных мер для стабилизации государственных финансов и не сумел провести реформ, которые бы вернули итальянскую экономику на путь динамичного развития . Популистская политика "кавальере" лишь усугубила экономические проблемы, с которыми столкнулась Италия.
Португалия к началу кризиса находилась, пожалуй, в самом неблагоприятном положении. Уровень коррупции здесь невысок, однако страна остаётся одной из самых бедных в Европе - в 2008 году уровень дохода на душу населения составлял 78% от среднего показателя для ЕС . В 1990-е годы португальская экономика росла в среднем на 3,3% в год, что превышало средние показатели по ЕС, однако после 2001 года рост замедлился до 1% в год. Ведущие отрасли промышленности - текстиль и металлообработка - испытывали всё возрастающее давление со стороны производителей из стран Азии и Центральной Европы, а повысить их конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынках не позволяли слишком жёсткие нормы, регулировавшие рынок труда. Положение усугубляли высокие показатели частного и государственного долга. Госдолг до начала кризиса удавалось удерживать на уровне ниже 70%, но после 2008 года он стал быстро увеличиваться и в 2011 году уже составил 108% . Что же касается частного долга, то он с середины 1990-х годов стал расти по экспоненте и в 2008 году превысил отметку в 200% от ВВП5.
Проблемы Экономического и валютного союза
Итак, экономикам стран Южной Европы был присущ целый ряд серьёзных проблем. Однако не только они спровоцировали масштабный кризис, разразившийся в 2010 году. Вторую группу причин кризиса мы обозначим как особенности функционирования ЭВС .
Уже в докризисные годы основные принципы пребывания в составе ЭВС неоднократно нарушались различными странами. В соответствии с Маастрихтским договором, страны, желавшие вступить в зону евро, должны были выполнять пять критериев кон-
1 Corruption Perception Index 2012 // Transparency International. URL: transparency .org/cpi2012/results
2 Hopkin J. How Italy's Democracy Leads to Financial Crisis. An Economic History of Italian Politics // Foreing Affairs. November 8, 2011. URL: foreignaffairs.com/articles/136688/jonathan-hopkin/how-italys -democracy -leads -to-financial-crisis
3 GDP per capita in PPS // Eurostat. URL: epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/table.do? tab=table&init=1&plugin=1&language=en&pcode=tec00114
4 Public balance and general government debt, 2008-2011 // Eurostat. URL: epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_explained/indexphp?title=File:Public_balance_and_general_gove rnment_debt,_2008-2011_(1 )_(%25_of_GDP).png&filetimestamp=20121023174050
5 Divida externa: Portugal a beira da falencia // Umjardim no deserto. URL: umjardimnodeserto.wordpress.com/2009/01/14/divida-externa-portugal-a-beira-da-falencia/
6 Подробный анализ особенностей финансового управления в ЕС изложен в статье М.В. Стре ж-невой. Многоуровневое финансовое управление на пространстве Европейского союза // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2011. №4. С. 106-125.
вергенции. В 1997 году два основных требования, касавшиеся размеров госдолга (не более 60% от ВВП) и бюджетного дефицита (не более 3% от ВВП), были подтверждены Европейским пактом стабильности и роста. Однако при отборе кандидатов не было проявлено должной строгости. Так, размеры государственного долга в Италии и Бельгии (соответственно 114,2 и 117,2% ВВП в 1998 году ) заметно превышали маастрихтские критерии, однако эти страны, некогда стоявшие у истоков европейской интеграции, все же были допущены к вступлению в зону евро. Но самым вопиющим примером стало вступление в еврозону Греции - она не соответствовала ни одному критерию конвергенции , но её правительство так стремилось попасть в число участников ЭВС , что пошло на подтасовку данных об экономическом состоянии страны.
Тем самым уже с самого начала обнаружилась неготовность ЕС твёрдо соблюдать установленные требования для участия в ЭВС. Кроме того, так и не был решён окончательно вопрос о санкциях применительно к тем странам, которые нарушали критерии конвергенции. Предполагалось, что в случае, если участник ЭВС превысил допустимые нормы бюджетного дефицита и в течение двух лет не предпринимал необходимых мер для его устранения, то он должен быть оштрафован. Однако чёткая процедура применения санкций не была разработана. На практике действия в отношении стран, нарушивших критерии Пакта стабильности, ограничивались тем, что им выносилось "раннее предупреждение" и предпринималась процедура расследования ситуации для выработки рекомендаций по исправлению ситуации. В начале 2000-х годов эти меры были приняты в отношении Португалии, Германии, Франции и Италии, однако до санкций дело так и не дошло. В 2003 году две крупнейшие экономики еврозоны - Германия и Франция - превысили допустимые показатели дефицита бюджета. Эта ситуация стала своего рода тестом на прочность для Пакта стабильности, и тест этот был провален. Страны-нарушительницы не только сумели избежать санкций, но и добились изменения правил игры: в 2005 году правила определения чрезмерного дефицита были смягчены, а список исключительных обстоятельств, оправдывавших его наличие, был расширен . После этого необходимость соблюдения критериев конвергенции превратилась лась не более, чем в условность - ведь если лидеры ЕС позволяют себе их нарушать, то как можно требовать дисциплины от остальных стран?
Вступление стран Юга Европы в ЭВС, на первый взгляд, оказало весьма благоприятное влияние на их экономику. Введение единой валюты привело к уравниванию на всем пространстве еврозоны реальных (то есть очищенных от инфляции) процентных ставок по кредитам, которые банки выдавали населению и компаниям. Так, по данным Всемирного банка, с 1995 по 2002 год она сократилась в Италии с 7,9 до 3,2%, в Испании - с 4,9 до 0%, в Греции - с 12,1 до 3,9%, а в Португалии - с 10 до 1,8%5. Это повлекло за собой быстрый рост внутреннего спроса и объёмов кредитования, что стало важным стимулом экономического роста в Испании и Греции. Однако у бума кредитования были и негативные последствия, которые в полной мере проявились с началом
1 Government deficit/surplus, debt and associated data // Eurostat. URL: appsso .eurostat.ec. europ a.eu/nui/s etupModify Tab leLayout .do
2 Дефицит бюджета в 1980-1999 годах - 8% ВВП; среднегодовая инфляция в 1990-1999 годах -11,6%; госдолг в 1999 году - 103% ВВП (Буторина О. Кризис в зоне евро: ошибки или закономерность? // Современная Европа, 2012, №2. С. 83).
3 Громогласова Е.С. Концепция европеизации в зарубежной политологии // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2010. №4. С. 37.
4 Буторина О. Кризис в зоне евро: ошибки или закономерность? // Современная Европа, 2012, № 2. С. 89.
5 Tasa de interés real // Banco Mundial. URL: datos.bancomundial.org/indicador/FR.INR.RINR?page=2
кризиса. Во-первых, значительно выросли объёмы частного долга в Испании, Португалии и Греции. Во-вторых, зарплаты увеличивались опережающими темпами по сравнению с ростом производительности труда, что отрицательно сказалось на конкурентоспособности экономик Южной Европы. В- третьих, рост внутреннего спроса разогнал инфляцию, которая в период с 1999 по 2009 год на Юге Европы росла заметно быстрее, чем на Севере. Если в Германии за эти годы цены поднялись, в общей сложности, на 18%, то в Италии инфляция за тот же период составила 28%, в Португалии - 32%, в Испании - 37%, а в Греции - 40%. Ещё в 1990-е годы влияние инфляции можно было бы уравновесить снижением курса валюты.
Однако теперь эти страны находятся в зоне евро, поэтому рост цен внутри каждой из них не мог сопровождаться соответствующим падением курса национальной валюты . В результате инфляция привела к удорожанию производимых в этих странах товаров, а значит, сделала их менее привлекательными на внешних рынках.
Германские методы борьбы с кризисом
Третьей группой причин, повлекших за собой кризис в еврозоне, стали особенности взаимоотношений между центром, в роли которого выступают страны Северной Европы во главе с Германией, и периферией, под которой подразумеваются страны европейского Юга. Не будет преувеличением сказать, что Германия вполне способна играть роль гегемона в Европе. Но позиция гегемона даёт не только права, но и налагает серьёзные обязанности, которые немцы на себя брать не хотят.
Теория гегемонистической стабильности, выдвинутая американским экономистом Чарльзом Киндлбергером, гласит, что гегемон получает максимальную выгоду от существующей финансово-экономической системы, а потому в условиях кризиса прилагает максимум усилий для её сохранения. Киндлбергер определил пять функций, которые гегемон должен выполнять для стабилизации финансовой системы. Пожалуй, в нынешних условиях Германия выполняет лишь одну из этих функций - сохранение стабильности валютных курсов. Что касается остальных, то анализ германской политики последних лет, предпринятый американскими специалистами в области политэкономии международных отношений М. Мэттийсем и М. Блисем, показывает, что, несмотря на весь свой экономический и политический вес в ЕС, Германия охотно использовала преимущества своего положения экономического лидера ЕС в годы, предшествовавшие кризису, но вовсе не стремилась брать на себя обязательства, свойственные гегемону .
Перейдём теперь к рецептам, которые, с точки зрения Германии, должны способствовать выходу средиземноморских стран ЕС из кризиса. В эпоху, когда в обращении находились лиры, песеты, драхмы и эскудо, решить проблему было бы легче. Контролируемое увеличение инфляции сократило бы долговое бремя, а девальвация национальной валюты уменьшила бы импорт и увеличила доходы от экспорта, которые позволили бы постепенно расплатиться с долгами. Однако сегодня ни то, ни другое сделать невозможно, поэтому немцы предлагают забыть о разгоне инфляции и решать долговую проблему другим способом. Для роста экспорта и сокращения импорта страны Юга Европы должны приступить к реализации неолиберальной повестки дня, предусматривающей либерализацию рынка труда, сокращение бюджетных расходов и сосре-
1 Бабынина Л. О. 20 лет Маастрихтскому договору: Куда движется Европейский союз? // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2012. №2. С. 13.
2 Matthijs M., Blyth M. Why Only Germany Can Fix the Euro // Foreing Affairs. November 17, 2011. URL: foreignaffairs .com/ articles/136685/matthias -matthijs-and-mark-blyth/why -only -germany -can-fix-the-euro
доточение усилий государства на поддержании макроэкономической стабильности, а не на стимулировании роста.
Предлагая такую модель реформирования экономики, немцы исходят из своего собственного опыта. В начале 1990-х годов им пришлось столкнуться с серьёзными экономическими трудностями. После воссоединения страны, произошедшего в 1990 году, правительство выделяло огромные средства для того, чтобы подтянуть экономику областей бывшей ГДР к уровню развития западных земель. Резкий рост импорта повлёк за собой значительное снижение положительного сальдо внешней торговли: если в
1990 году в пересчёте на евро он достиг 54,9 млрд, то годом позже составил всего 11,2 млрд.1 Эти факторы в совокупности с царившей в те годы неблагоприятной конъюнктурой отрицательно сказались на состоянии экономики объединённой Германии. С
1991 по 1994 год безработица выросла в полтора раза , а издержки на труд росли быстрее, чем в остальных странах ЕС, что не замедлило сказаться на конкурентоспособности немецких товаров на внешних рынках . Становилось очевидно, что немецкая экономика нуждается в реформах.
Преобразования начались в середине 1990-х годов и носили неолиберальный характер. Правительство страны пошло на сокращение оплаты труда в госсекторе и добилось смягчения требований профсоюзов при заключении коллективных договоров. Это дало определенные положительные результаты. Издержки на труд несколько упали, а экспорт вырос. В целом с 1992 по 2001 год рост немецкой экономики в среднем составлял 1,7% в год. Однако к началу 2000-х годов положительный эффект от этих реформ иссяк. В 2002 году ВВП перестал расти, а годом позже даже сократился на 0,3%. Тогда же бюджетный дефицит превысил предельный уровень, зафиксированный в Пакте стабильности. По сравнению с концом 1990-х годов иностранные инвесторы стали проявлять меньше интереса к вложению средств в немецкие активы, в результате чего в 2004 году приток прямых иностранных инвестиций впервые за 12 лет сменился оттоком, составившим почти 10 млрд долларов . С другой стороны, оставляла желать лучшего и активность немецких предпринимателей за пределами страны - германские ПИИ за рубежом в 2003 году упали до 0,21% от ВВП, что стало самым низким показателем с начала 70-х годов . Безработица, которая начала постепенно снижаться с 1998 года, четырьмя годами позже вновь стала расти и в 2003 году достигла отметки в 11,6% . Среди предпринимателей росло недовольство неспособностью правительства Г. Шрё-
1 Foreign Trade Value // Destatis Statistisches Bundesamt. URL: destati5.de/EN/FactsFigures/Indicators/LongTermSeries/ForsignTrade/lrahl01.html
2 Labour Market // Destatis Statistisches Bundesamt. URL: destatis.ds/EN/FactsFigurss/]ndicators/LongTermSeries/LabouIMarket/lrarb003.html
3 Dadush U., Eidelman V. Germany: Europe's Pride or Europe's Problem? // Carnegie Endowment. June 2, 2010. URL: carnegieendowment.org/2010/06/02/germany-europe-s-pride-or-europe-s-problem/3oc
4 Foreign Direct Investments, net inflows // World Bank. URL: da-ta.worldbank.org/indicator/BX.KLT.DINV. CD.WD?page=1
5 Germany - Foreign Direct Investments // Index Mundi. URL: indexmundi.com/facts/germany/foreign-direct-investment
6 Germany's Winter of Discontent Looms Large // Deutsche Welle. November 25, 2002. URL: dw.de/germanys -winter-of-discontent-looms -large/ a-680023-1
дера решить экономические проблемы страны1, а в прессе Германию даже стали называть "больным человеком Европы"2.
В ответ канцлер Шрёдер предложил масштабную программу реформ под названием Agenda 2010. Ключевые преобразования были проведены в 2003-2005 годах и касались следующих сфер. Налоговое бремя было сокращено в общей сложности на 21,8 млрд евро. В области трудовых отношений была преобразована федеральная служба занятости, упрощена процедура приёма на работу и увольнения сотрудников, а срок выплаты пособия по безработице ограничен 1 годом (18 месяцами для лиц, проработавших долгое время на последнем месте работы). В здравоохранении уменьшился объём обязательных ежемесячных выплат и сокращён перечень случаев, которые оплачивались по страховке. Пенсионный возраст был увеличен с 65 до 67 лет, а размер пенсии сократился с 48 до 40% от заработка работника .
Результаты реформ сказались не сразу. К началу 2005 года уровень безработицы достиг рекордного показателя в 12,6%, или 5,2 млн человек , а рост экономики был довольно вялым. Герхарду Шрёдеру это стоило должности канцлера - возглавляемая им Социал-демократическая партия Германия проиграла выборы в сентябре 2005 года. Однако после переходного периода 2004-2005 годов экономическая машина Германии стала наращивать обороты. В 2006-2007 годах ВВП вырос на 3,7 и 3,3% соответственно , а количество безработных к 2008 году сократилось до 7,5% . Вверх пошли и показатели внешней торговли - в 2006-2008 годах экспорт вырос на четверть, а положительное сальдо в 2007 году составило почти 200 млрд евро .
Но у реформ были и негативные последствия. Действительно, несмотря на кризис, в 2006-2012 годах объём германской экономики увеличился на 12,3%. Однако столь внушительный рост принёс процветание далеко не всем. В экономике страны возник значительный сектор низких зарплат, увеличилось экономическое неравенство, выросло количество бедных. Реформы не помогли решить и структурные проблемы германской экономики. Они положительно сказались на промышленности Германии, но никак не изменили положения дел в финансовом секторе, который менее эффективен, чем во многих других развитых странах. По такому показателю, как прямые иностранные инвестиции в стране и за рубежом, Германия занимает 6-е и 4-е места соответственно, уступая не только США, но и своим коллегам по ЕС - Франции, Великобритании и даже Бельгии (по объёму накопленных ПИИ в стране). Кроме того, кризис показал недальновидность инвестиционной политики многих крупнейших германских банков, которые в 2000-е годы охотно вкладывали деньги в ипотечное кредитование в США и
1 Labour market // Destatis Statistisches Bundesamt. URL: destatis.de/EN/FactsFiguies/lndicatois/LongTermSeries/LabourMarket/lrarb003.html
2 Gerhard Schröder: The Man Who Rescued the German Economy // The Wall Street Journal. July 6, 2012. URL: online.wsj.com/article/SB10001424052702304141204577508530981893226.html
3 A Quick Guide To 'Agenda 2010' // Deutsche Welle. October 17, 2003. URL: dw.de/a-quick-guide-to -agenda-2010/ a-988374-1
4 German Jobless Rate at New Record // BBC. March 1, 2005. URL: news.bbc.co.uk/2/hi/business/4307303.stm
5 GDP Growth (annual %) // World Bank. URL: da-ta.worldbank.org/indicator/NY. GDP.MKTP.KD.ZG?page=1
6 Unemployment (% of total labour force) // World Bank. URL: da-ta.worldbank.org/indicator/SL.UEM.TOTL.ZS/countries
7 Foreign Trade Change to the Previous Year // Destatis Statistisches Bundesamt. URL: destatis.de/EN/FactsFigures/lndicatoIs/LongTermSeries/FoIeignTrade/lrahl01.html;jsessionid=72383 A 4AD4647F1B4A1131B 3B6D0617D.cae2? cms_gtp=150312_l is t%253D2 &https=1
понесли колоссальные убытки, когда пузырь на американском рынке недвижимости лопнул1.
На других странах ЕС реализация программы реформ " Agenda 2010" тоже сказалась неоднозначно. По данным Евростата, с 2003 по 2007 год общий объём потребления в Германии упал с 78,2 до 73,7% ВВП, в основном за счёт сокращения расходов домохо-зяйств - в остальных 11 странах еврозоны этот показатель за тот же период уменьшился лишь на 1,2% ВВП. Иными словами, немцы с тали покупать меньше, а это непосредственно сказалось на внешнеторговых партнёрах Германии . При этом экспорт Германии уверенно рос. Кризис привёл к его сокращению на 18% в 2009 году, однако уже год спустя экспорт вновь вернулся на докризисный уровень и продолжил расти в 20112012 годах.
Экспортно-ориентированная модель: панацея или яд?
Сегодня немцы, ссылаясь на успех избранной ими модели, настаивают на том, чтобы Южная Европа следовала по тому же пути. Однако перенесение немецкого опыта в страны Южной Европы будет сопряжено с большими трудностями.
Во - первых, отношения между Севером и Югом Европы выстроены по определённой схеме. Страны Севера и прежде всего Германия делают ставку на экспорт . Большая его часть направляется в остальные страны ЕС и, в частности, в государства Южной Европы, где в докризисный период ключевым фактором развития экономики был внутренний спрос, который в значительной степени подпитывался возможностью брать у банков из стран Северной Европы кредиты под низкие проценты. В упрощённой форме эту схему можно представить так: потребители и компании стран Юга брали у банков стран Севера деньги в долг на покупку товаров из стран Севера. Теперь Германия настаивает на том, чтобы страны Юга развивали экспортные отрасли. Это могло бы стать действенным методом решения экономических проблем Юга, если бы Германия начала активно стимулировать внутренний спрос, что повлекло бы за собой рост импорта. Однако на такие меры немцы идти не хотят. Если теперь и Север, и Юг сосредоточатся на развитии экспорта, продолжая подавлять внутренний спрос, то неясно, куда этот экспорт будет направляться.
Во-вторых, экспортно-ориентированная модель сильно зависит от состояния мировой экономики. Она приносит солидные прибыли в периоды благоприятной конъюнктуры и даёт сбои в период кризиса. Немецкие экспортеры сумели достаточно быстро восстановить докризисные показатели, однако это обернулось некоторым изменением структуры германской внешней торговли. С 2007 по 2011 год доля стран ЕС в германском экспорте сократилась с 64,7 до 59,3%, в то время как доля стран БРИК увеличилась с 8,4 до 11,4% (в основном за счёт более чем двукратного роста экспорта в Ки-
1 Modell Deutschland über alles // The Economist. April 14, 2012. URL: econo-mist.com/node/21552579
2 Foreign Trade // Eurostat. URL: appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/setupModifyTableLayout.do
3 Британский журнал The Economist относит к странам Севера, входящим в зону евро, Австрию, Бельгию, Ирландию, Люксембург, Нидерланды, Финляндию и Францию (Latitude. The economies of southern and northern Europe make strange bedfellows // The Economist. November 22, 2011. URL: economist.com/blogs/dailychart/2011/11/euro-zone-economies). В 2011 году соотношение экспорта к ВВП во всех этих странах, кроме Франции (27%) и Финляндии (41%), превышало 50% (Австрия - 57%, Бельгия - 84%, Люксембург - 176%, Ирландия - 107%, Нидерланды -83%): Exports of goods and services // World Bank. URL: da-ta.worldbank.org/indicator/NE.EXP.GNFS.ZS
тай)1. Иными словами, в условиях, когда в Европе не было собственного мотора роста, именно спрос в Китае и других крупных развивающихся странах обеспечил германский экспортный бум последних лет . Однако в конце 2012 года показатели экономического роста в Китае впервые за 13 лет опустились ниже отметки в 8% , замедлился рост и в других странах. В результате спрос на импортные товары в них растёт не так быстро, как прежде. Это уже сказалось на состоянии германской экономики - в 2012 году она выросла всего на 0,7% . В этих условиях перспективы перехода средиземноморских стран ЕС к экспортно-ориентированной модели представляются весьма туманными хотя бы потому, что уменьшение спроса на импорт в развивающихся странах неизбежно приведёт к увеличению конкуренции между экспортёрами. Было бы излишне оптимистично рассчитывать на то, что в этой конкурентной борьбе страны Южной Европы смогут оказать достойное сопротивление Германии и другим странам Севера.
В-третьих, вызывает сомнения обоснованность проведения проциклической политики в период кризиса. Безусловно, странам Южной Европы нужно решать проблемы с долгами и устранять дисбалансы, накопившиеся в предшествующие кризису годы. Однако излишне строгое применение принципов бюджетной экономии и подавление внутреннего спроса в условиях продолжающейся рецессии грозит дальнейшим ухудшением экономического положения в Южной Европе и в зоне евро в целом, которое и так оставляет желать лучшего - сокращение совокупного ВВП стран-участниц валютного союза началось во втором квартале 2012 года и не прекратилось до сих пор . Ещё летом 2011 года бескомпромиссная позиция Германии, руководства ЕС и МВФ в вопросе о бюджетной экономии вызвала критику со стороны ООН , а осенью 2012 года свою точку зрения пересмотрел сам МВФ, глава которого Кристин Лагард заявила, что необходимо смягчить требования по сокращению дефицита бюджета и дать больше времени странам Юга Европы для решения экономических проблем7.
В-четвёртых, драконовские меры по сокращению государственных расходов грозят тяжёлыми социальными и политическими последствиями в странах Юга. В Испании и Греции число безработных уже летом 2012 года превысило отметку в 25% от всего экономически активного населения; остро стоит проблема безработицы в Италии и Греции . На политической арене южных стран набирают силы радикальные и протест-
1 Deutscher Außenhandel mit BRIC-Staaten stark expandiert // Destatis Statistisches Bundesamt. August 29, 2012. URL:
destatis. de/DE/Presse Service/Presse/Pressemitteilungen/2012/08/PD12_295_51 .html
2Mody A. A Breach in the Eurozone Dike // Project Syndicate. January 16, 2013. URL: project-syndicate.org/commentary/the-eurozone-s-struggling-core-economies-by-ashoka-mody
3 China GDP Annual Growth Rate // Trading Economics. URL: tradingeconomics.com/china/gdp-growth-annual
4 National Accounts // Destatis Statistisches Bundesamt. URL: destatis.de/EN/ FactsFigures/NationalEconomyEnvironment/NationalAccounts/DomesticProduct/Tables/ImportantEc onomiclndicators .html
5 Pérez C. La UE se sumerge en la recesión // El País. Edición global. 14 de febrero de 2012. URL: economia.elpais.com/economia/2013/02/14/actualidad/1360829543_852608.html
6 La ONU contradice al FMI y critica las recetas de austeridad para Europa // Los Andes Internacional. 22 de junio de 2012. URL: losandes.comar/notas/2011/6/22/contradice-critica-recetas-austeridad-para-europa-576090.asp
7 Robin J.-P. FMI : Lagarde critique l'excès d'austérité en Europe [Ressource électronique] // Le Figaro [Site officiel]. 11 octobre 2012. URL: lefigaro.fr/conjoncture/2012/10/11/ 20002-
20121011ARTFIG00498-fmi-lagarde-critique-l-exces-d-austerite-en-europe.php
8 Harmonised unemployment rate // Eurostat. URL: epp.eurostat.ec.europa.eu/tgm/table.do?tab= ta-ble&language=en&pcode=teilm020&tableSelection=1&plugin=1
ные движения, нарушая складывавшийся десятилетиями баланс политических сил. Так, на выборах в Греции в июне 2012 года коалиция радикальных левых "Сириза" заняла второе место, потеснив социалистов. В Италии на выборах в феврале 2013 года ни левоцентристы, ни правые не набрали достаточной поддержки для того, чтобы сформировать правительство, зато четверть голосов получило движение "5 звёзд". Поскольку своим оглушительным успехом оно было обязано своей протестной риторике, оно не могло ни с кем вступать в коалицию. В результате в течение двух месяцев парламент страны не мог выбрать премьер-министра. В Испании наблюдается кризис двухпартийной системы. По данным социологических опросов, две основные партии страны - социалисты и Народная партия - пользуются поддержкой менее 50% населения, всё большую популярность получают "Объединённые левые", настроенные более радикально, чем социалисты, и возникшая в 2007 году партия "Союз, прогресс и демократия", не относящая себя ни к правым, ни к левым. За две последних партии в апреле
2013 года уже были готовы проголосовать почти 30% избирателей .
* * *
На наш взгляд, односторонняя политика Германии обречена на провал. Положительные результаты политики бюджетной экономии, которую уже на протяжении трёх лет страны Юга Европы проводят по настоянию Германии, ограничиваются лишь некоторым сокращением дефицита бюджета (за счёт урезания социальных статей расходов) и отрицательного сальдо внешней торговли (за счёт падения импорта). За осуществление этих мер южанам пришлось заплатить высокую цену: так, ВВП Греции сократился более чем на 25%, перспективы начала слабого экономического роста во всех странах Юга откладываются на 2014 года. С экономической точки зрения излишне жесткие меры бюджетной дисциплины также выглядят спорно, поскольку они не только подавляют внутренний спрос и препятствуют росту, но и ещё больше усугубляют проблему государственного долга, который продолжает расти.
Внедрение экспортно-ориентированной модели в странах Южной Европы если и имеет смысл, то лишь вкупе с активной политикой самих немецких властей - они должны поощрять внутренний спрос в самой Германии. К этой мысли уже пришли в ЕС: в начале 2013 года комиссар по финансам Олли Рен заявил о том, что меры экономии на Юге должны дополняться стимулированием спроса на Севере . У самих стран Южной Европы связаны руки - пребывание в зоне евро и деятельность ЕЦБ лишает их возможности использовать традиционные средства борьбы с долговым кризисом, например, девальвацию национальной валюты и денежную эмиссию. Средства на стимулирование спроса внутри страны у Германии есть, ведь в 2012 году, даже несмотря на некоторое падение ВВП в последнем квартале, немецкий бюджет был сведён с профицитом в 0,1% . Позиция Германии вызывает нарекания и с моральной точки зрения, ведь именно она получила максимальные выгоды от введения евро и в трудный момент должна была бы проявлять больше активности в деле оказания помощи своим европейским партнёрам.
1 GareaF. El bipartidismo no toca fondo // El País. Edición global. 6 de abril de 2013. URL: politica.elpais .com/politica/2013/04/06/actualidad/1365261960_266321 .html
2 Pérez C. Las ayudas a la banca elevan el déficit de España sobre el 10% en 2012 // El País. Edición global. 22 de febrero de 2013. URL:
economia.elpais.com/economia/2013/02/22/actualidad/1361527969_612326.html
3 Alemania crece menos en 2012 y logra su primer superávit fiscal desde 2007 // ABC. 15 de enero de 2013. URL: abc.es/economia/20130115/abci-alemania-crece-mucho-menos-201301151048.html
Однако изменения позиции немцев по отношению к кризису ждать не стоит. Политика бюджетной экономии, возможно, будет отчасти смягчена, но отказа от неё не произойдет, поскольку в Германии она пользуется широкой поддержкой избирателей и ни один здравомыслящий политик не решится её пересматривать. А значит, страны Южной Европы ожидает затяжной поиск путей выхода из самого тяжёлого экономического кризиса последних десятилетий.