УДК 34 ББК 67
КРИЗИС ПРОЕКТА ОБЪЕДИНЕННОЙ ЕВРОПЫ: ЕВРОСКЕПТИЦИЗМ И ВЫХОД ВЕЛИКОБРИТАНИИ ИЗ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
АЛЬБЕРТ ВЛАДИСЛАВОВИЧ ТУМАКОВ,
старший преподаватель кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук
E-mail: albert-tumakov@rambler.ru; ПОЛИНА ПАВЛОВНА ДАНИЛЕНКО, студент 2 курса магистратуры по направлению «Зарубежное регионоведение» Института иностранных языков Российского Университета Дружбы Народов Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предприниматель ское право;
семейное право; международное частное право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается проблема кризиса институтов Объединенной Европы. Показано, что на фоне увеличения числа различных социально-экономических проблем, происходит усиление процессов евроскептицизма. В качестве примера усиливающихся в Евросоюзе антиинтеграционных настроений приведена проблема выхода Великобритании из Европейского союза.
Ключевые слова: Великобритания, Евросоюз, проект Объединенной Европы, евроскептицизм, кризис, брексит.
Annotation. The article is devoted to the crisis of the institutions of the United Europe. It is shown that against the background of an increase in the number of various socio-economic problems, there is an intensification of the processes of Eu-roskepticism. As an example of the growing anti-integration sentiments in the European Union, the problem of Britain's withdrawal from the European Union is given.
Keywords: Great Britain, European Union, United Europe project, euroscepticism, crisis, Brexit.
В ситуации нарастающей мировой нестабильности сравнительно слабыми финансово-экономическими и политическими элементами мирового сообщества становятся отдельные государства Европейского союза. Все это неизбежно сказывается на положении Евросоюза (ЕС) в целом в силу высокой степени интегрированности и взаимозависимости европейских стран. Серьезным испытанием для большинства европейских стран стала проблема миграции и потоки беженцев, вызвавшие цепную реакцию конфликтов внутри Евросоюза, подорвавшая саму основополагающую идею европейского интеграционного проекта. Все это — проявления системного многоуровневого кризиса институтов Объединенной Европы.
За последние несколько лет произошло практически одновременное обострение целого ряда внутренних проблем и ослабление глобальных экономических и политических позиций Европейского союза и его отдельных членов, включая ведущие высокоразвитые государства.
Среди наиболее острых проблем можно выделить следующие: 1) политически мотивированное, но не всегда обоснованное экономически расширение гра-
ниц Евросоюза за счет стран Восточной и Южной Европы, значительно отставших в своем институциональном и хозяйственном развитии от ведущих государств Европейского Союза; 2) переход к единой европейской валюте — евро — не вполне подготовленных к этому шагу стран, что в условиях финансово-экономического кризиса лишило их возможности использовать такой проверенный защитный механизм, как снижение обменного курса национальной валюты (в частности, для Греции присоединение к еврозоне стало настоящей проблемой); 3) условное разделение Евросоюза на «север» и «юг» — углубляющееся неравенство между бедными и богатыми, при котором более развитым странам (в частности Германии) пришлось оказывать огромную финансовую помощь южным партнерам; 4) снижение экономической и технологической конкурентоспособности государств ЕС в сравнении с новыми лидерами мирового развития во главе с Китаем; 5) осложнение в странах ЕС социальных проблем, не имеющих простого решения: старение населения, усиление имущественного неравенства, ухудшение положения среднего класса и проч.; 6) провал стратегии, направленной на форми-
рование и проведение единой внешней и оборонной политики Евросоюза, имевшей конечной целью укрепление международных позиций объединения; 7) резкое изменение геополитической ситуации на внешнем периметре Евросоюза, связанное в первую очередь с ситуацией на Украине, в Северной Африке и на Ближнем Востоке [3].
На фоне и под влиянием названных проблем меняется общественно-политический климат внутри государств—членов Европейского союза. Одной из характерных черт этого процесса является возникновение и усиление «евроскептицизма» — критики проекта Объединенной Европы, который лег в саму основу интеграции европейских стран. Как отмечал российский ученый Г.И. Вайнштейн, феномен «евроскептицизма», еще не так давно представлявший собой «маргинальное для европейской политики явление, все отчетливее выходит на политическую авансцену» [1, с. 40].
Вопрос о выходе Великобритании из состава ЕС возникал неоднократно, однако до 2015 г. эта перспектива была достаточно туманной, когда заявление бывшего британского премьер-министра Дэвида Кэ-мерона о том, что в случае принятия положительного решения на референдуме Соединенное Королевство выйдет из состава Европейского союза, всполошило всю Европу.
Вопрос о суверенитете лежал в основе проводимого в Великобритании референдума о выходе из ЕС. Многие в Великобритании считают, что процесс принятия решений в ЕС подорвал британскую парламентскую демократию и что выход из ЕС является единственным способом для британского народа восстановить контроль над своим суверенитетом.
Британскому евроскептицизму совсем не помешал тот факт, что, будучи полноправным членом Евросоюза, страна несомненно обладала особым статусом. Королевство не присоединилось к еврозоне, сохранив собственную валюту; не подписало Шенгенские соглашения, сохранив визовый режим; не подписало Бюджетный пакт, по которому страны ЕС должны проводить согласованную налоговую и бюджетную политику. При всем при этом недооценивать роль страны в ЕС нельзя как по экономическим (по показателю взносов в общий бюджет ЕС Великобритания входит в пятерку лидеров), так и по политическим причинам.
Тем не менее с каждым годом противоречий в отношениях Великобритании с ЕС становилось все больше и больше. Британский бизнес совершенно не уст-
раивают административные барьеры Евросоюза, парламент выступает за усиление национальных институтов, а Центробанк не хочет прощаться со своей ролью главного регулятора в пользу ЕЦБ. Еще одним камнем преткновения стал миграционный кризис, участвовать в решении которого Великобритания отказалась.
В итоге возросшее число евроскептиков привело к тому, что бывший премьер-министр страны Дэвид Кэмерон перед парламентскими выборами 2015 г. пообещал в случае победы возглавляемой им Консервативной партии отдать решение о выходе из ЕС в руки народа.
Перед жителями Великобритании стоял тяжелый выбор. 23 июня 2016 г. им было необходимо определить место своей страны в Европе. И они проголосовали «за» выход из состава ЕС — брексит.
На сегодняшний день прошло достаточно времени после судьбоносного, несомненно разочаровавшего Европу, да и почти половину жителей Соединенного Королевства референдума о членстве в ЕС. Вопреки многим прогнозам, экономика страны не погрузилась в рецессию, а жители постепенно оправились от потрясения и демонстрируют довольно высокую потребительскую активность [6, с. 14]. Возглавившая после референдума новое правительство Тереза Мэй сразу объявила, что ей с коллегами потребуется некоторое время, чтобы выработать стратегию выхода из союза, в котором Великобритания находилась 43 года. Лидеры Европейского Союза, в свою очередь, подчеркнули, что не будут вести никаких предварительных переговоров по вопросу выхода, пока Великобритания не даст формальный ход «бракоразводному процессу» [6, с. 1].
28 марта 2017 г. премьер-министр Великобритании Тереза Мэй подписала письмо с уведомлением Европейского совета о приведении в действие ст. 50 Лиссабонского договора [7]. На следующий день постпред Британии в ЕС Тим Барроу вручил это письмо председателю Евросовета Дональду Туску. Тем самым формально был запущен двухгодичный процесс выхода страны из Евросоюза. Процесс, о котором пока никто не имеет четких представлений.
Пресловутая ст. 50 описывает порядок выхода из ЕС в самом общем виде. В ней отмечается, что государство, решившее покинуть ЕС, уведомляет Евросо-вет о своем намерении. Далее уточняется, что членство государства в Евросоюзе прекращается в день вступления в силу соглашения о выходе или, в случае отсут-
62
Вестник Московского университета МВД России
№ 4 / 2017
ствия соглашения, через два года после первоначального уведомления, если только Евросоюз и выходящее государство единогласно не решат продлить период переговоров.
Что касается расписания этого процесса, то обе стороны пришли к договоренности, что переговоры начнутся в апреле 2017 г. и завершатся в октябре 2018 г. (т.е. продлятся 18 месяцев). В таком случае Британия сможет фактически выйти из ЕС в отведенные ст. 50 Лиссабонского договора два года — к марту 2019 г.
Теперь начинается процесс выработки переговорной позиции Евросоюза. Для рассмотрения поступившей из Лондона заявки Брюссель 29 апреля созывает специальный саммит ЕС. На нем лидеры 27 стран— членов должны сформулировать основные цели и принципы предстоящих переговоров.
До момента официального выхода из ЕС страна будет сохранять существующие условия членства в ЕС и продолжать участвовать в его институтах, хотя ясно, что реальное влияние Британии в союзе будет быстро слабеть, да и уже на глазах снижается. Члены британского правительства и чиновники ЕС также говорят о том, что после вступления договора о выходе Великобритании из ЕС в силу, вероятно, потребуется какой-то технический переходный период для импле-ментации достигнутых соглашений. Сколько времени он может занять — пока неясно.
Таким образом, обманчивое затишье, установившееся в Великобритании в последние месяцы прошедшего года, подходит к концу. Впереди — неизведанный и пока мало понятный процесс «развода», наверняка несущий много коллизий и неожиданностей, которые будут регулярно встряхивать жизнь Соединенного Королевства.
В заключение стоит отметить, что ни набирающая обороты тенденция распространения евроскепти-цизма, ни постепенное ослабление позитивного отношения к проекту Объединенной Европы не мешает планомерному, хотя и более медленному развитию интеграции в рамках Евросоюза. Подтверждением этому может служить тот факт, что как среди европейского населения, так и среди политических элит остаются ярые приверженцы идеям интеграции, которые видят в Евросоюзе возможность противодействия глобализации и защиты национальной идентичности. К тому же многие евроскептики выступают лишь против отдельных векторов политики ЕС, а не самого факта существования Европейского Союза. В этом смысле ев-
роскептицизм является инструментом для отстаивания интересов и идей, а не служит тормозом для объединения национальных государств.
Литература
1. Вайнштейн Г. Евроскептицизм: новый фактор европейской политики // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 8.
2. Робертс Д. Переговоры по Брекситу: восемь ключевых моментов // URL: http://inosmi.ru/poli-tic/20170331/239014092.html
3. Яковлев П. Трудный час Европейского союза // URL: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=391460
4. Akkoc R. How Brexit could lead to other EU countries following the UK out // URL: http://www.tele-graph.co.uk/news/2016/05/09/how-brexit-could-lead-to-oth er-eu-countries-following-the-uk-out/Bootle R. The Trouble with Europe: Why the EU isn't Working, How it Can be Reformed, What Could Take its Place. Nicholas Brealey Publishing, 2015.
5. Brexit: Six months on. The Political Studies Association, 2016.
6. Prime Minister's letter to Donald Tusk triggering Article 50 // URL: https://www.gov.uk/government/pub-lications/prime-ministers-letter-to-donald-tusk-trigge-ring-article-50
References
1. Vainshtein G. Evroskeptitsizm: novyi faktor ev-ropeiskoi politiki // Mirovaia ekonomika i mezhduna-rodnye otnosheniia. 2015. № 8.
2. Roberts D. Peregovory po Breksitu: vosem kliuche-vykh momentov // URL: http://inosmi.ru/politic/201703-31/239014092.html
3. Iakovlev P. Trudnyi chas Evropeiskogo soiuza // URL: http ://www.perspektivy.info/print.php?ID=391460
4. Akkoc R. How Brexit could lead to other EU countries following the UK out // URL: http://www.tele-graph.co.uk/news/2016/05/09/how-brexit-could-lead-to-ot her-eu-countries-following-the-uk-out/Bootle R. The Trouble with Europe: Why the EU isn't Working, How it Can be Reformed, What Could Take its Place. Nicholas Brea-ley Publishing, 2015.
5. Brexit: Six months on. The Political Studies Association, 2016.
6. Prime Minister's letter to Donald Tusk triggering Article 50 // URL: https://www.gov.uk/government/pub-lications/prime-ministers-letter-to-donald-tusk-trigge-ring-article-50