УДК 371
КРИЗИС - ПРОЕКТ - ИННОВАЦИЯ
В.В. Сибирев1
1 Статья подготовлена при поддержке РФФИ, грант № 16-06-00150
Аннотация. В статье изучается соотношение понятий «кризис», «проект» и «инновация» в рамках педагогических систем произвольной природы. Используются системный, процессный, синергетический подходы. Ключом к изучению темы является возникновение новой цели педагогической системы или изменение цели. Теоретические положения иллюстрируются примерами проектной деятельности учащихся, инноваций и инновационных проектов в образовании и др.
Ключевые слова: кризис, проект, инновация, педагогическая система, процесс.
CRISIS - PROJECT - INNOVATION
V. Sibirev
Abstract. We study the relationship between the concepts of "crisis", "project" and "innovation" for the pedagogical systems of arbitrary nature. We use a system, process, synergistic approaches. The key to the study of the theme is the emergence of a new purpose pedagogical system or change of purpose. The theoretical propositions are illustrated by examples the project activities of pupils, innovations and innovative projects in education.
Keywords: crisis, project, innovation, pedagogical system, process.
Кризис, проект, инновация... Эти слова вошли в нашу жизнь. Они звучат по радио, с экранов телевизоров. Бытовой опыт подсказывает нам: «Кризис - это плохо, проект -хорошо, инновация или новшество - непонятно, чем обернется». Попытаемся определить, в каком соотношении находятся эти понятия. Есть ли между ними родство или причинно-следственная связь?
1. Кризис в социальных системах изучался в философских трудах Р. Арона, О. Конта, М. Вебера, Р. Дариендорфа, Г. Зиммеля, A.A. Зиновьева, Л. Козера, К. Маркса, Т. Парсонса, К. Поппера, Б. Рассела, У.У. Ростоу, П. Сорокина, С. Хантингтона и др. В работах О. Шпенглера, А. Тойнби, X. Ортеги-и-Гассета и др. сформировалось представление о кризисном развитии общества.
Диалектика, движущие силы кризисных процессов описаны в трудах Э. Армонда, Ж. Бодрийяра, В.В. Ильина, Л.Г. Ионина, П. Логадек, А. Менегетти, Ф. Риггза, Д. Роуфен, Ч. Пероу и др. Прогностические исследования кризисных ситуаций в рамках синергетического подхода производились в работах E.H. Князевой, С.П. Курдюмова и др.
В работах о социальном планировании и прогнозировании В.М. Розина, Ж.Т. Тощенко, Д.Б. Дондурея рассмотрена возможность управления кризисами. Закономерности кризисного управления исследовались Н. Хартом, Р. Чалси и др.
В статье мы сужаем рассуждения от социальных до педагогических систем. Они отличаются целенаправленностью. Будем
считать, что каждая система базируется на некой системообразующей цели; ее элементы -процессы по возникновению, формированию и работе на достижение этой цели.
В педагогике, в теории управления кризис определяется:
- «как точка (момент времени), в который меняется направление развития системы» [5, с.6];
- как состояние, «порождаемое вставшей перед человеком проблемой, от которой он не может уйти в короткое время и привычным способом» [10, с.29];
- кризис как «фрактал - переходное состояние-процесс», сочетающий в себе характеристики дискретности (состояние) и континуальности (процесс) [4];
- как «ограниченный во времени, нестабильный, динамичный процесс с постоянным изменением значений его основных параметров» [2, с.83].
Первый подход характерен для внешнего наблюдателя кризиса, которому не видны преобразования, совершающиеся в кризис, виден лишь их результат - смена системой траектории движения. Другие подходы - изнутри кризиса. Второй подход - статичный «фотоснимок процесса». Процессный подход позволяет изучать динамику кризиса.
Единство и противоположность кризисов и стабильного бытия постулирует синергетика, для которой «кризис» - одно из основных понятий. Методология применения
синергетического подхода в педагогике разрабатывалась в работах В.И. Аршинова, М.В.
Богуславского, В.Г. Буданова, В.Г. Виненко, А.А. Ворожбитовой, Е.А. Дьяковой, Л.Я. Зориной, С.П. Капицы, Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, Г.Г. Малинецкого, В.В. Маткина, А.П. Назаретяна, Л.И. Новиковой, Б.Н. Пойзнера, В.И. Редюхина, Н.М. Таланчука, С.Ю. Трофимовой, Д.И. Трубецкова, Ю.В. Шаронина, С.С. Шевелевой, Г. Шеффер и др.
На основании синергетического подхода определим кризис в педагогических системах -как неустойчивый, нелинейный, вызванный внутренними и внешними противоречиями процесс поиска, выбора новой системообразующей цели, формирования соответствующей целевой программы и механизмов гомеостаза системы [9, с.25].
Кризис сменяется периодом стабильного бытия - гомеостаза, в котором система следует выбранной цели; ее основной рабочий процесс направлен на выполнение и поддержание целевых установок. Цели в период гомеостаза могут эволюционировать, подвергаясь постепенной корректировке, подстраиваясь под реальность. Поведение системы в период гомеостаза детерминировано. Оно может быть неустойчиво, в этом случае цели и результат будут значительно различаться [9].
Результатом кризиса может стать: возникновение новой системообразующей цели и новой системы, базирующейся на этой цели, вместо, параллельно или как подсистема старой системы; распад, гибель старой системы, трактуемые здесь как прекращение некого процесса, изжившего себя; при нехватке или отсутствии ресурсов, энергии, информации -возвращение в стадию гомеостаза старой целевой программы без разрешения противоречий, возможно с потерей или приобретением устойчивости рабочего процесса.
К.А. Гореликов отмечает, что системные функции кризисов - в «ликвидации элементов<...>системы, исчерпавшей свой потенциал развития, освобождении пространства для<...>элементов новой системы, будущего цикла, испытании на живучесть и сохранении тех элементов системы, которые переходят в будущее» [5, с.7]. Подчеркнем, что главная системная функция кризисов - возникновение новых целей и закладка механизмов гомеостаза для последующего периода стабильного бытия и следования этим целям.
2. В книге Т.В. Александрова и др. «Управление инновационными проектами» проект определен, как «ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которых определяет
завершение проекта, с установленными требованиями к срокам, результатам, риску, рамкам расходования средств и ресурсов и к организационной структуре» [1, с.8]. В основе этого определения - целеполагание системы, что созвучно приведенному выше определению кризиса. Проектная деятельность подразумевает постановку цели проекта, поиск и выбор способов ее достижения, планирование, организационную деятельность, работу по достижению цели.
Рассматривают научные, учебные, личностные и другие проекты. В них налицо -новая системообразующая цель.
Первоначальный этап возникновения новой системы «проект», процесс формирования целевой программы проекта - это кризис. То есть, всякий проект в начальной стадии формирования, по определению, - кризис.
Как и всякому кризису, проекту присущи гнет внутренних и внешних противоречий, неустойчивость системы, множество точек бифуркации, где осуществляются выборы дальнейшей траектории, следовательно, непредсказуемость общего результата изнутри кризиса. Внешний наблюдатель может сказать, что у системы - несколько возможных путей, но внутреннему наблюдателю они чаще всего не видны. Руководитель проекта берет на себя, в качестве одной из ролей, роль внешнего наблюдателя.
В кризис «мал горизонт предсказуемости» [3, с.33] - участник кризиса не видит следующих шагов, своих дальнейших действий и их последствий. Процесс «кризис» - энерго- и ресурсо затратен. Без поступления энергии и ресурсов он безрезультатно затухает. В силу неустойчивости системы, малое (даже информационное) воздействие может вывести систему на какую-либо иную траекторию. Отсюда риски проектной деятельности.
Учебный проект, научный проект, управленческий проект по внедрению инновации в организации обычно имеют руководителя, который заранее знает цель проекта, в общих чертах - методы и ожидаемый результат. Внешняя цель в процессе становления проекта (в кризис) становится целью проектной команды, уточняется и конкретизируется.
Роль руководителя двояка. С одной стороны, он берет на себя роль внешнего наблюдателя, ему видны возможные траектории, на которые система может выйти в процессе становления целевой программы. Он сопряжен с внешней средой, с верхними иерархическими уровнями по отношению к системе «проект», поэтому может влиять на управляющие параметры
верхних иерархических уровней, участвовать в «параметрическом» [3, с.206] управлении.
С другой стороны, руководитель находится «внутри проекта», осуществляет ситуационное управление, исполняя роль устойчивого «проводника», который в отличие от кризисной системы, находится в стадии гомеостаза. В его силах уменьшить зоны неустойчивости в кризис, четко формулируя вопросы - на которые ищутся ответы, организуя работу по поиску оптимальных решений, создавая и предлагая информационную базу, облегчающую поиск, организуя ресурсную базу. Протекание кризиса облегчит проведенная заранее работа по превращению части участков кризиса (например, отвечающих за мотивацию) в устойчивые, выбор которых сделан заранее до кризиса [8;9].
В современной школе активно используется метод проектов. Он предполагает самостоятельную деятельность учащихся по решению «значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения, использования исследовательских методов, структурирования содержательной части проекта»,
предполагаемые результаты задачи должны иметь «практическую, теоретическую, познавательную значимость» [6, с.59].
Проектная деятельность, как педагогическая технология, зародилась в США в 20 годы прошлого столетия на основе трудов философов Дьюи, Лая, Торндайка. В России в тот же период она разрабатывалась в трудах П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, М.В. Крупениной, Е.Г. Кагарова, но в 30 годы была отвергнута.
Интерес к ней вновь возник в 80 годы. Проектной деятельности учащихся посвящены работы отечественных педагогов И.Н. Бухтиярова, Т.А. Новикова, Е.С. Полата, Н.В. Горбунова, Л.В. Кочкина, В. Васильева, Н. Пахомова, Т.Ю. Тамбовкина, E.H. Борисова, И.В. Гречкина, Л.Г. Садакова и др.
Для ученика в учебной проектной деятельности проблемной постановкой вопроса искусственно создается ситуация кризиса. Поиск путей решения проблемы, привлечение необходимой информации, создание
информационной базы, обработка и анализ информации для выбора «проектной траектории», поиск оптимальных выборов на каждом шагу проекта, умение привлечь ресурсы, навыки самоорганизации, выбор мотивации, выбор критериев качества результатов, сознательная постановка целей проекта... Всему
этому нужно и можно учиться, в том числе, в искусственно созданных, учебных ситуациях. Компетенции проектной деятельности помогут в дальнейшем.
Проектная деятельность учащихся в практической реализации, кроме положительных сторон, о которых пишут исследователи, имеет издержки. К минусам учебных проектов отнесем то, что кризис (начальный этап любого проекта) - это процесс, мучительный, болезненный для участников, неустойчивый, требующий времени и ресурсов, по словам многих исследователей, он непредсказуем с точки зрения результатов.
При неумении ученика работать с информацией, при несформированной мотивации, отсутствии навыков
самоорганизации, при недостаточности информации, энергии, ресурсов проект затухает и заканчивается - «ничем», даря ученику опыт неудач, закрепляемый от проекта к проекту. Если внешние и внутренние противоречия не дают ученику выйти из невыполнимого проекта, то кризис становится хроническим, а это путь к неврозам [8].
Зачастую, при организации проектной деятельности педагоги не учитывают возраст. Проекты в детском саду - это либо использование модного термина при выполнении цепочки несложных практических заданий (что проектом не является), либо не отвечающее возрасту занятие. Иногда педагог не учитывает отсутствие соответствующих компетенций учащихся, время и ресурсы, требующиеся для проекта, не берет на себя роль руководителя с пошаговым курированием проекта. В результате, под гнетом школы, проект становится проектом родителей (лучший вариант, если с участием ребенка), либо ведет к привычке невыполнения заданий (в силу их неисполнимости).
Итак, всякий проект проходит стадию становления (кризис) и стабильного бытия (гомеостаз). Следовательно, всякий проект -сначала кризис. Во множестве «кризисы» - отличительный признак подмножества «проекты» в максимальной осознанности поиска решения предложенной задачи, зачастую - во внешней постановке цели, которая в процессе кризиса присваивается, уточняется, конкретизируется с учетом внешних и внутренних условий.
При организации проектной деятельности учащихся необходимо учитывать, что стадия формирования целевой программы проекта -всегда кризис, требующий от руководителя проекта роли кризисного менеджера, знания законов протекания кризиса, учета соответствующих рисков.
3. По определению, данному А.И. Пригожиным, инновация - это «процесс, переход некоторой системы из одного состояния в другое, <...> целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения новые, относительно стабильные элементы. Последние могут быть <...> материальными или социальными, но каждый из них сам по себе представляет лишь новшество, т.е. предмет нововведения» [7, с.28].
Педагогической инноватикой занимались В.Ф. Взятышев, А.А. Греков, Ю.В. Громыко, В.В. Давыдов, И.И. Кондратко, А.В. Лоренсов, М.И. Лукьянова, А.Н. Малинин, А.Я. Наин, С.Д. Поляков, М.М. Поташник, Л.И. Романкова, О.Г. Хомерики, Т.И. Шамова, В.Е. Шукшунов, Н.Р. Юсуфбекова и др.
Педагогическим сообществом ведется спор, что считать инновацией в педагогических системах, а что - нет. «Разделительным барьером» становится степень новизны (для данной системы, для человечества), глобальность или локальность нововведения,
ресурсозатратность процесса создания новообразования и др.
Мы будем называть инновациями в педагогических системах - процессы, в результате которых возникают стабильные новообразования (социальные, психические, материальные и др.). Мы учитываем новизну лишь для данной педагогической системы.
В этом смысле, возникновение новой цели и системы, на этой цели базирующейся, отмирание старой цели и другие результаты кризисов, за исключением возвращения на старую траекторию гомеостаза, - инновации. Проект в начальной стадии - это кризис с осознанным поиском целевой программы, возникновение которой - инновация, см. рис. 1.
Инновации и кризисы могут быть осознанные или неосознанные. Осознанность -понятие нечеткое, степень осознанности процесса может быть разной. Заштрихованную зону на рис. 1 можно делить на части в зависимости от степени осознанности процесса формирования новой целевой программы.
Рисунок 1. - Кризисы, проекты, инновации
Возможны ли инновации без кризиса? Во-первых, инновации могут возникнуть в системе в период гомеостаза - стабильного следования системой целевой программе, как осознанные или случайные отклонения (флуктуации) от целевой программы. Если при этом они закрепляются, запоминаются системой, то их смело можно называть инновацией.
Примеры осознанных флуктуаций при гомеостазе: художник, работающий в рамках академической школы (в рамках программы гомеостаза), допускает осознанные отклонения (флуктуации) от канонов. Сначала они считаются особенностью стиля художника, но иногда закрепляются и тоже становятся каноном. Аналогично - для дидактических
находок учителя. Налицо - инновация, то есть запоминание системой отклонений.
Инновацию в результате неосознанных
флуктуаций иллюстрирует «Посеешь привычку - пожнешь Повторяемое неосознанное от стереотипного поведения при несоблюдении ребенком режима правильного питания) и фиксируется в целевой
случайных пословица: характер». отклонение (например, гигиены или закрепляется программе.
Во-вторых, инновации могут возникать во внешних системах (верхнего, нижнего иерархического уровня, в смежных системах того же уровня), там проходя стадию кризиса. Для нашей системы - это изменение среды ее
существования, ведущее к возникновению противоречий. Система вынуждена реагировать на эти изменения эволюционно или революционно (через кризис), меняя целевую программу. Эволюционные изменения цели (тоже инновации) произойдут, если система в стадии гомеостаза, следуя прежней цели, будет пересматривать целевую программу, подвергая корректировке, подстраивая ее под изменившуюся реальность.
Такие преобразования возможны: если изменения среды и цель системы не противоречат друг другу, идут в одном русле, отличаясь лишь в нюансах; если уровень напряженности возникших противоречий не привел параметры системы к критическим значениям (в точку бифуркации); если внутри системы хорошо работает обратная связь между рабочим процессом операционного уровня стадии гомеостаза и стратегическим, тактическим, операционным уровнями целеполагания системы; если они гибко реагируют на изменения и готовы к корректировке.
Эволюционные изменения могут произойти, если инновации происходят в системах нижних иерархических уровней, накапливаются там, и, как данность (без кризиса), принимаются нашей системой. Например, для системы «обучение математике» решение отдельной задачи - это система нижнего иерархического уровня. Изменения, происходящие в таких системах, заключаются в выработке математических знаний, умений, навыков, в выборе мотивации, навыков самоорганизации при решении задач. Такие новшества накапливаются и эволюционно, бескризисно становятся нормой в системе верхнего иерархического уровня «обучение математике».
Другой пример - инновация «информатизация образования». Подрастающее поколение приносит в школу новые информационно-коммуникационные навыки, которые, приходя из систем нижних иерархических уровней, изменяют
образовательную среду, диктуют изменение требований к образовательному процессу. Накопление изменений нижних иерархических уровней часто принимается системой бескризисно.
Если есть возможность не реагировать на изменения-инновации в других системах, скорее всего, наша система сделает это. Исключение -системы, цель которых - реакция на инновации. Причина - в том, что система выбирает путь наименьших затрат ресурсов, энергии, а внедрение инновации - ресурсо- и энерго-
затратный процесс.
Механизмы гомеостаза направлены на сохранение самой системы и ее стабильности. Если уровень противоречий и управляющие параметры достигнут критического уровня, то система, войдя в кризис, будет вынуждена реагировать на изменения. Реакцией может быть проект по внедрению, принятию, присвоению инновации. Возможен проект по «обороне» от инновации, когда смежная система, внедряя инновацию, активно оттягивает из данной системы ресурсы, либо когда инновация верхних иерархических систем грозит разрушением данной системы.
Народный учитель России, историк Ю.И. Латышев обратился с призывом к педагогической общественности о том, что не надо «раскачивать лодку» образования инновациями, дайте образованию
стабилизироваться. На встрече с Президентом Ю.И. Латышев задал вопрос: «Нельзя ли объявить «тишину», хотя бы лет на пять в реформировании образования? Количество происходящих изменений невозможно усвоить, тем более овладеть новыми навыками... Каждый год появляется что-то новое в обучении, что заставляет вновь искать пути решения и средства реализации.» [11].
Всякая ли инновация полезна? Усилит ли интеллектуальный потенциал страны объединение физики, химии, биологии в один предмет? Уменьшило ли ЕГЭ нагрузку на учащихся, посещающих теперь курсы и репетиторов по всем сдаваемым предметам? Улучшило ли ЕГЭ по русскому языку грамотность учащихся, научило ли писать сочинения? Введение сочинения в качестве дополнительного испытания отвечает на этот вопрос.
В телевизионной дискуссии «Культурная революция» от 4 апреля 2015 г. [12] обсуждался вопрос: «Есть ли цель у современной российской школы?» Дискутирующие пришли к выводу, что цели нет. Затянувшиеся реформы образования, переросшие в хронический кризис, так и не ответили на первые вопросы любого проекта: «Какие противоречия преодолеваем? Какую цель перед образованием ставим?»
Выведут ли инновации образование из кризиса? Искусственные инновации, являясь сами по себе кризисом, расширяют зоны неустойчивости, увеличивают неопределенность дальнейших траекторий развития, создают в обществе «малый горизонт предсказуемости» в отношении образования. Если кризис вынужденный, то нужно приложить все усилия, чтобы переформатировать его в проект, при этом
особого внимания требует уменьшение зон неустойчивости.
Выводы. Инновации и кризисы - это пересекающие множества. На пересечении -кризисы, приведшие к новой целевой программе, которая и является инновацией. Кризисы с осознанным и успешным поиском новой целевой программы назовем проектами. Обратно, любой проект, в стадии формирования целевой программы, является кризисом.
Кризисы в образовании, в образовательной организации, личностные кризисы желательно переформатировать в проекты по осознанному поиску и формированию новых целей, разрешающих возникшие противоречия.
Инновации могут возникать также в стадии гомеостаза как эволюционное изменение целей и как осознанные или неосознанные отклонения от них.
Инновации - необходимый ответ образования на реалии стремительно изменяющегося мира. Они - условие выживания. Но проекты по внедрению
Лит
1. Александрова Т.В. Управление инновационными проектами: учебное пособие / Т.В. Александрова и др.; под общ. ред. проф. И.Л. Туккеля. - СПб: СПбГТУ, 1999. - Ч. 1. -100 с.
2. Асаул А.Н. Теория и практика принятия решений по выходу организаций из кризиса / А.Н. Асаул и др. - СПб: АНО «ИПЭВ», 2007. - 224 с.
3. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании / В.Г. Буданов. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 230 с.
4. Войцехович В.Э. Кризис как фрактал / В.Э. Войцехович // Социальная синергетика: теоретические и практические аспекты. - Йошкар-Ола. - 2004. - С. 73-89.
5. Гореликов К.А. Антикризисное управление предприятиями и финансово-кредитными организациями: учебное пособие / К.А. Гореликов. -М.: Гардарики, 2008. - 221 с.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие; под ред. Е.С. Полат. - М: Издательский Центр
инноваций имеют стадию кризиса, что опасно потерей устойчивости, непредсказуемостью результатов, в крайнем случае - разрушением системы, подвергаемой инновационным изменениям.
Удачные инновации требуют апробации и изучения на малых группах. Внедрение «проекта-инновации» в образовательной организации требует кризисного менеджмента, предварительной работы по мотивации коллектива, по созданию ресурсной, кадровой, информационной базы инновации, что уменьшит зоны неустойчивости внедряемого проекта.
Инновации имеет смысл взращивать в процессе стабильного развития образования, в период гомеостаза, на нижних иерархических уровнях системы образования, создавая там условия для творческого поиска педагогов и учащихся, изучая и поддерживая педагогический опыт, новые педагогические технологии, методы и методики.
«Академия», 2001. - 66 с.
7. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия: (социал. проблемы инноватики) / А.И. Пригожин. - М.: Политиздат, 1989. - 270 с.
8. Сибирев В.В. Управление процессом «поиск решения задачи» / В.В. Сибирев // Вестник ОГУ. -2014. - № 11. - С. 200-206.
9. Сибирев В.В., Сибирева А.Р. Структурная организация кризиса в педагогических системах / В.В. Сибирев, А.Р. Сибирева // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 2. - Т. 2. - С. 21-27.
10. Словарь по педагогической антропологии. -М.: Каф. педагогики МУ МВД России. - 2006. - 77 с.
11. «Юрий Латышев попросил у Путина «пятилетку тишины» в школьном образовании» // Аргументы и Факты. - № 43 от 22/10/2014.
12. «У нашего образования нет цели» [Электронный ресурс] / Общероссийский государственный телеканал «Культура». - Режим доступа: http://tvkultura.ru/video/show/brand_id /20862 /episode_id/1183069/video_id/1156394
Сведения об авторе:
Сибирев Валерий Вадимович (г. Ульяновск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой методики естественнонаучного образования и информационных технологий, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, e-mail: [email protected]
Data about the author:
V. Sibirev (Ulyanovsk, Russia), candidate of pedagogic sciences, docent, head of the Department of Teaching Methods of Natural Science Education and Information Technologies, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. Ulyanov, e-mail: [email protected]