ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 330.8
КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕОРИИ ПОЛЕЗНОСТИ
А.Ф. Рогачев, доктор технических наук, профессор А.Г. Гагарин, кандидат экономических наук, доцент
Волгоградский государственный аграрный университет
Рассмотрены основные положения и критика теории полезности. Проведен анализ и дано обобщение понятий «полезность», «желательность», «степень удовлетворения потребности». Предложена схема процесса выбора потребления блага. Приведен примерный список задач, которые позволят решить построение формальной модели психологических процессов, возникающих в связи с потреблением благ.
Ключевые слова: теория полезности, благо, потребность, полезность, степень удовлетворения потребности.
Теория полезности является попыткой определения внутренних, психологических факторов и законов, влияющих на поведение потребителя при выборе (покупке) товаров на рынке, в целях объяснения разницы между потребительной и меновой ценностью благ.
Основой теории полезности является закон убывающей полезности, который утверждает, что любой человек, приобретающий или потребляющий последовательные единицы какого-либо товара через незначительные промежутки времени, извлекает из каждой последующей единицы меньше «пользы», «удовольствия», «радости», «удовлетворения» или же «выгоды», «блаженства», «способности удовлетворить желания», чем он извлекал из предыдущей [1, С. 91]. Основным постулатом, обуславливающим вид функции полезности, является «рациональное поведение» потребителя - способность выбирать те блага, которые выведут его на более высокий уровень потребленной полезности. Существуют два основных подхода к изучению полезности - кардинали-стический и ординалистический.
И вид функции полезности, и рациональное поведение потребителя являются спорными утверждениями, что нашло свое отражение во множестве критики в адрес данной теории [1, 2]. В силу ограниченности достижений психологии и физиологии своего времени (сер. XIX в.), основатели теории полезности не могли в должной степени изучить эти аспекты в своих работах. Более того, как экономистов их интересовал вопрос определения ценности товаров и объяснения различия между меновой и потребительной ценностями, а наблюдаемые ими психологические особенности поведения потребителей являлись обоснованием теории скорее на интуитивном, чем доказательном уровне. В теории полезности причинно-следственные связи, определяющие цену товара (рис. 1), предполагают проведение потребителем тщательного анализа полезности товара, собственных желаний и построении графика индивидуального спроса, что также подверглось серьезной критике.
Рисунок 1 - Причинно-следственные связи, определяющие рыночную цену товара в теории полезности
Несогласованность в терминологии различных авторов также является объектом многочисленных замечаний, причем широкая трактовка термина «полезность» встречается и в настоящее время. Приведем несколько определений полезности (табл. 1).
Будем считать, что в каждом определении речь идет о категории, имеющей отношение к процессу выбора и потребления блага потребителем и описывающей основное правило или мотив, которым он руководствуется при выборе.
Таблица 1 - Современные определения термина «полезность»
Определение Основное значение
Удовольствие, удовлетворение потребностей, исполнение запросов, которое получают люди от потребления товаров и пользования услугами. Полезность представляет субъективную категорию, ибо у каждого человека есть свое восприятие удовольствия, удовлетворения и свой круг потребностей. Однако в оценке степени удовлетворенности разных людей от потребления благ и услуг и зависимости меры удовлетворенности от количества потребляемых благ есть и много общего, обнаруживаются закономерности, которые служат предметом изучения теории полезности, представляющей современную ветвь экономической науки. [3]. Полезность как определенное положительное эмоциональное состояние, возникающее в результате потребления блага
Полезность - степень удовлетворения потребностей. Предельная полезность - полезность дополнительной единицы производственных ресурсов, капиталовложений. В силу действия закона насыщения потребностей предельная полезность каждой дополнительной единицы капиталовложений снижается и на определенном этапе может быть нулевой [5]. Полезность как мера насыщения потребности без эмоциональной окраски
Полезность - англ. utility способность какого-либо блага удовлетворять потребности отдельных людей. Полезность представляется мерой, выражающей степень удовлетворения потребностей. Полезность как единица измерения - субъективна. Она всецело определяется вкусами и предпочтениями разных людей. Максимизация полезности является руководящим принципом поведения людей в процессе потребления [4]. Полезность как способность объективных свойств блага удовлетворять потребности
Размытость в терминологии возникает вследствие попытки описать одним словом совокупность явлений и процессов. Более частные понятия - потребность, благо, желание - определяются точнее.
Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо.
Благо - средство удовлетворения человеческих потребностей.
Свойства блага - объективно присущие ему физические (материальные) характеристики. Некоторые свойства могут быть полезными (способными удовлетворять потребности) определенным индивидуумам.
Желание - потребность, принявшая конкретную форму в соответствии:
- с культурным уровнем и личностью индивида;
- с историческими, географическими и другими факторами страны или региона.
Процесс выбора и потребления благ состоит из этапов (рис. 2).
Каждый из этапов может быть подвергнут потребителем рефлексии, тогда удовлетворение потребности в какой-то мере может возникнуть в процессе выбора благ, при возникновении потребности, до возникновения потребности и т.п.
На основе представленных этапов определим состояния потребителя и блага:
• В результате этапов 1 и 2 у потребителя возникает стремление получить то или иное благо, для обозначения которого может быть использованы термины «желае-мость» или «желательность» [1, С. 86].
• На этапе 2 потребитель руководствуется знаниями, а на этапе 3 и 4 получает новые знания о способности свойств блага удовлетворять определенные потребности, что является классическим определением термина «полезность».
• В результате этапа 3 наступает 4-й этап - изменение степени удовлетворения потребности, выражающееся в увеличении/уменьшении удовольствия/дискомфорта.
Очевидно, что каждое благо обладает определенными свойствами, характеристиками или атрибутами как объект реального мира и их существование объективно и независимо от воли потребителя, как и то, что свойства блага воспринимаются потребителями индивидуально в силу различий в органах чувств, нейронных связях и других физиологических особенностей. В настоящее время обычной практикой является группировка потребителей по каким-либо признакам и дальнейшая оценка их предпочтений с помощью наблюдения и экспертных оценок, анкетирования, опросов окружающих и других методов.
З
Рисунок 2 - Процесс выбора и потребления благ
Дадим трактовку терминам в соответствии с вышеприведенными рассуждениями.
«Полезность» блага - потенциальная способность блага удовлетворять определенные потребности, присущая ему независимо от субъективных оценок.
Г оворя о том, что одно благо полезнее другого, потребитель подразумевает, что оно способно в большей степени удовлетворить его потребности.
«Желаемость» или «желательность» блага - стремление потребителя получить то или иное благо, вызванное определенной потребностью и знанием о том, какое благо может её удовлетворить.
«Степени удовлетворения потребности» - индивидуальный субъективный по-
казатель, отражающий меру насыщения потребности без эмоциональной окраски.
Представим основные положения и выводы:
• Потребитель при выборе благ опирается на своё знание об их полезности.
• Оценка полезности носит субъективный и индивидуальный характер.
• Зависимость степени удовлетворенности потребности от количества потребляемого блага может иметь разный вид.
• Полезность блага может потребляться не мгновенно, а в течение достаточно длительного промежутка времени.
• Полезность некоторых благ носит отрицательный характер.
Ориентация современной экономики на производство качественных благ свидетельствует о направленности на потребителя, о превалировании факторов спроса над предложением. Понимание психологических причин потребительского поведения может являться основой для описания значительной части социальных явлений, связанных с экономической сферой деятельности. Логическим завершением подобных исследований могла бы стать формальная модель психологических процессов, возникающих в связи с потреблением благ.
Таким образом, построение предлагаемой модели представляется полезным при решении следующих задач:
• Оценка качества блага на разных этапах процесса потребления на основе знаний о влиянии свойств блага на степень удовлетворения потребности.
• Оценка удовольствия/неудовольствия в связи с процессом потребления блага как меры для ранжирования благ.
• Выбор благ для индивидуального потребления на данной модели.
• Построение формальных моделей, обобщающих психологические особенности индивидуальных процессов потребления в свойства групп людей с возможностью оценки качества благ и суммарного удовольствия/неудовольствия для социальных групп и слоев.
• Ранжирование благ по критерию полезности для различных социальных
групп.
Проблема потребительского выбора и оценки совокупной полезности в настоящее время требует не только более глубоких и детализированных решений, но также их большей оперативности и обоснованности. Данные обстоятельства возможно учесть только при компьютерной реализации математических и экспертных методов оценки полезности.
Библиографический список
1. Винер, Дж. Концепция полезности в теории ценности и её критики [Текст] : пер. с англ М. Константиновой / Дж. Винер // Теория потребительского поведения и спроса (Вехи экономической мысли. Т. 1) / Под ред. В. М. Гальперина. - СПб. : Экономическая школа, 1993. - С. 78-116.
2. Гагарин. А.Г. Алгоритмическое моделирование урожайности зерновых культур с использованием лингвистических переменных [Текст] / А.Г. Гагарин, А.Ф. Рогачев, Н.В. Тюря-кова // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование - 2009. - № 1 (13) . - С. 51-58.
3. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь [Текст] / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 1999.- 479 с.
4. Словарь бизнес-терминов [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://dic.academic.ru/contents.nsf/business 7.08.2011].
5. Словарь терминов антикризисного управления [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://dic.academic.ru/contents.nsf/anticris 7.08.2011].
E-mail: [email protected]