Научная статья на тему 'Критическая концепция генезиса проблемы значения метафорических высказываний в аналитической философии 20 века и ее отражение в спецкурсе для магистрантов'

Критическая концепция генезиса проблемы значения метафорических высказываний в аналитической философии 20 века и ее отражение в спецкурсе для магистрантов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
76
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦКУРС / МАГИСТРАНТЫ / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ПРОБЛЕМА ЗНАЧЕНИЯ МЕТАФОР / ГЕНЕЗИС / КОНЦЕПЦИЯ / SPECIAL COURSE / UNDERGRADUATES / ANALYTICAL PHILOSOPHY / THE PROBLEM OF THE MEANING OF METAPHORS / GENESIS / CONCEPT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Махаев М. Р.

В статье изложены основные характеристики новой критической концепции генезиса проблемы значения метафорических высказываний в аналитической философии 20 века, выработанной во время проведенного в течение 2014 2016 гг. историко-философского исследования. На основе критической концепции разработан спецкурс для магистрантов философских отделений и факультетов «Проблема метафоры в аналитической философии», который является новым для российской системы образования. В статье дается также краткое описание целей, задач и программы данного спецкурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRITICAL CONCEPT OF GENESIS OF THE PROBLEM OF THE MEANING OF METAPHORICAL STATESMENTS IN THE ANALYTICAL PHILOSOPHY OF THE 20 CENTURY AND ITS REFLECTION IN THE SPECIAL SCHOOL FOR MASTERS

The article outlines the main characteristics of the new critical concept of the genesis of the problem of the meaning of metaphorical utterances in the analytical philosophy of the 20th century, developed during the period from 2014 to 2017. historical and philosophical research. On the basis of the critical concept, a special course for magistrants jf the philosophy departments entitled "Metaphor Problem in Analytical Philosophy" was developed, which is new for the Russian education system. The article also gives a brief description of the goals, objectives and program of this special course.

Текст научной работы на тему «Критическая концепция генезиса проблемы значения метафорических высказываний в аналитической философии 20 века и ее отражение в спецкурсе для магистрантов»

УДК: 37.025.7/1(091)

КРИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ГЕНЕЗИСА ПРОБЛЕМЫ ЗНАЧЕНИЯ МЕТАФОРИЧЕСКИХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ

В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ 20 ВЕКА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В СПЕЦКУРСЕ ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ

Махаев М. Р.

PEO HO «Социально-педагогический институт»

Аннотация. В статье изложены основные характеристики новой - критической концепции генезиса проблемы значения метафорических высказываний в аналитической философии 20 века, выработанной во время проведенного в течение 2014 - 2016 гг. историко-философского исследования. На основе критической концепции разработан спецкурс для магистрантов философских отделений и факультетов «Проблема метафоры в аналитической философии», который является новым для российской системы образования. В статье дается также краткое описание целей, задач и программы данного спецкурса.

Ключевые слова: спецкурс, магистранты, аналитическая философия, проблема значения метафор, генезис, концепция

THE CRITICAL CONCEPT OF GENESIS OF THE PROBLEM OF THE MEANING OF METAPHORICAL STATESMENTS IN THE ANALYTICAL

PHILOSOPHY OF THE 20 CENTURY AND ITS REFLECTION IN THE SPECIAL SCHOOL FOR MASTERS

Makhaev M.R. PEO HO "Socio-pedagogical institute"

Abstract. The article outlines the main characteristics of the new critical concept of the genesis of the problem of the meaning of metaphorical utterances in the analytical philosophy of the 20th century, developed during the period from 2014 to 2017. historical and philosophical research. On the basis of the critical concept, a special course for magistrants jf the philosophy departments entitled "Metaphor Problem in Analytical Philosophy" was developed, which is new for the Russian education system. The article also gives a brief description of the goals, objectives and program of this special course.

Keywords: special course, undergraduates, analytical philosophy, the problem of the meaning of metaphors, genesis, the concept.

Изучение аналитической философии - одного из влиятельных направлений в современной мировой философии, терминология и подходы которого стали проникать в основания различных философских течений и школ современности, является актуальной задачей. Актуальность ее определяется продолжающимся в России процессом активного освоения наследия аналитической философии. Данный

процесс имеет объективные предпосылки и связан, во-первых, с пробелами в знаниях аналитической философии в России (ее истоков, основных идей, концепций, теорий, принципов и методов), которые образовались в советский период функционирования отечественной историко-философской науки и, во-вторых, с существованием стереотипных представлений относительно аналитической философии, требующих внимательной коррекции.

Термин «аналитическая философия» имеет два значения. В узком значении аналитическая философия - это доминирующее направление в современной (прежде всего, англоязычной) философии 20 века. В широком значении - специфический стиль философского мышления, характеризующийся такими качествами, как стремление к точности и ясности используемых в рассуждениях терминов, обоснованность выдвигаемых в процессе рассуждения утверждений и т.п.

Многие проблемы аналитической философии ввиду различных причин не получили должного освещения в России. В частности, в таком состоянии находится и проблема метафор. Исследованию проблемы метафор в аналитической философии посвящены различные работы, анализ которых показал, что основательной реконструкции не получил, в частности, вопрос о генезисе проблемы значения метафорических высказываний в рамках аналитической философии 20 века.

В течение 2014 - 2016 гг. нами было проведено фундаментальное исследование данной проблемы, результаты которого изложены в различных работах [1,2,3,4]. В данном исследовании была предложена новая (критическая) концепция генезиса проблемы значения метафорических высказываний в аналитической философии 20 века, основанная на анализе широкого круга источников и фактов.

В рамках критической концепции была представлена новая периодизация генезиса проблемы значения метафорических высказываний в аналитической философии 20 века: определены основные его этапы, их взаимосвязь; были представлены и новые термины для описания аналитических теорий метафоры: теории экс-тенсионного типа и теории анти-экстенсионного типа.

Разработанная в исследовании критическая концепция позволяет, в частности, уточнить и прояснить имеющиеся в настоящее время в отечественной историко-философской науке данные (в том числе и ошибочные) относительно рассматриваемого вопроса: например, утверждение о том, что проблема метафоры зародилась в аналитической философии с начала ее существования [5]. Данный тезис обосновывался ее авторами тем, что метафора понималась в аналитической философии как выражение, значение которого не может быть определено однозначно и ясно (т.е. предполагается, что метафоре, как особой языковой структуре, была дана дефиниция). При этом обнаружить подобного рода дефиницию метафоры в классических текстах аналитической философии того периода достаточно проблематично, хотя рассуждения о поэтических высказываниях так или иначе представлены в некоторых из них.

Представляется, что существование такого понимания метафоры в аналитической философии того времени принимается современными исследователями как очевидный тезис, не требующий доказательства в виде указания на существование каких-либо специальных определений метафоры и теорий метафоры. Действи-

тельно, в рамках тех концепций идеального (универсального) языка, которые были представлены в логическом атомизме и логическом эмпиризме, метафора очевидно будет «незначащим» (бессмысленным) выражением и, следовательно, объектом элиминации. Проблематичность данного тезиса состоит в том, что из него не следует, что проблема значения высказываний с метафорами (и метафорическая проблематика в целом) была сформирована в указанное время (т.е. в период создания концепций логического атомизма и эмпиризма). Этот тезис лишь описывает когнитивный статус метафор в рамках разработанных аналитиками концепций идеального языка, а также возможное отношение к метафорам со стороны аналитических философов, сформированное, скорее, на основе стереотипных представлений (возможно, позаимствованных у представителей классического рационализма), а не в ходе теоретической рефлексии непосредственно над проблемой метафоры.

Анализ фактов привел нас к выводам, что собственно метафорическая проблематика начинает складываться в аналитической философии лишь в 1950-е годы. Связано это с двумя событиями 1954 года: президентским обращением Пола Хенле к Западному отделению Американской философской ассоциации, в котором им была изложена теория иконической сигнификации, а также публикацией статьи Макса Блэка «Метафора» в 55 томе журнала «Труды Аристотелевского Общества», в которой формулируется интеракционистская концепция метафоры (теория семантического взаимодействия). Эти события знаменовали возникновение первых теорий метафоры в аналитической философии: теории иконической сигнифи-кации и теории семантического взаимодействия, которые относятся по нашей классификации к теориям экстенсионного типа. В таком случае в вопросе о периодизации генезиса проблемы значения метафорических высказываний в аналитической философии следует отталкиваться от середины 1950-х годов и обозначенных двух событий, которые сформировали проблемное поле теории метафоры в аналитической философии. То, что предшествовало этим событиям (например, отношение к метафоре со стороны логических позитивистов, концепция позднего Витгенштейна, кризис логического позитивизма), точнее будет рассматривать как то, что предшествовало генезису проблемы значения метафорических высказываний в аналитической философии 20 века.

Начало первого этапа генезиса проблемы значения метафорических высказываний в аналитической философии 20 века датируется в нашей критической концепции 1954 годом и связывается, как было отмечено выше, с появлениями теорий иконической сигнификации П. Хенле и теории семантического взаимодействия М. Блэка. Будучи теориями экстенсионного типа, они задали тенденцию на экстенси-онную интерпретацию проблемы значения высказываний с метафорами в аналитической философии, в соответствии с которой метафоры имеют наряду с буквальным значением также второе (небуквальное) значение. Анализ фактов привел к выводам о безальтернативном доминировании экстенсионных теорий на протяжении 1950-х и 1960-х годов. Ориентация аналитических теорий метафоры на экс-тенсионное решение проблемы значения метафорических высказываний обусловил интерпретацию в аналитической философии 1950-х-1960-х годов вопросов общей теории метафоры, которые традиционно дискутируются на протяжении истории теоретического осмысления метафор (парафраза метафорического высказы-

вания и причина ее неадекватности; метафорические высказывания и истинностные значения; метафорическое высказывание и утверждение сходства: отношение к условиям истинности; мертвая метафора и ее значение). Они были интерпретированы в семантическом измерении.

Однако в конце 1970-х годов появляется ряд видных работ, в которых экстен-сионное решение проблемы значения подвергается критическому рассмотрению. Основательная критика экстенсионной интерпретации была задана Джоном Сер-лом (1977 г.) в докладе, прочитанном на междисциплинарной конференции «Метафора и мысль» и Дональдом Дэвидсоном (1978) в статье «Что означают метафоры». Теории Серла и Дэвидсона знаменовали появление первых крупных и влиятельных теорий анти-экстенсионного типа, задавшие тенденцию на противоположную (анти-экстенсионную) интерпретацию проблемы значения метафорических высказываний в соответствии с которой метафоры имеют только одно (буквальное) значения; вопросы общей теории метафоры получили также противоположную интерпретацию. Таким образом, критическая реакция на экстенсионную интерпретацию проблемы значения метафор знаменовала появление второго этапа генезиса.

Итак, в соответствии с критической концепцией зарождение и дальнейшее развитие проблемы значения метафорических высказываний в аналитической философии 20 века произошло во второй половине 1950-х годов (при этом предпосылки для этого сложились в первой половине 20-го века), и данный процесс представляет собой явление, в котором выделяется два этапа, второй из которых является критической реакцией на тенденции первого.

Теории экстенсионного и анти-экстенсионного типов сосуществуют в современной аналитической философии. Может возникнуть вопрос о том, какое решение проблемы значения высказываний с метафорами является истинным, правильным. Представляется, что таким же уместным (если не более уместным) был бы вопрос о том, возможно ли вообще единственным образом истинное и более правильное решение данной проблемы. Трудность формулировки исчерпывающей аргументации в пользу анти-экстенсионного решения проблемы объясняется тем, что сторонники экстенсионного решения при построении теорий метафоры могут опираться на более сложные и нестандартные семантические теории (например, семантика возможных миров; или идея двух уровней значения, предложенной М. Бирдсли);

Полагаем, что единственный вопрос (или один из возможных вопросов), который был бы целесообразен в отношении двух вариантов решения проблемы значения высказываний с метафорами, имеет прагматическое измерение и может быть сформулирован приблизительно следующим образом: «какое из решения проблемы - экстенсионное или анти-экстенсионное - меньше влечет за собой сложных для семантики следствий?» Вопрос инициирует прагматический критерий, основанный на наших интуитивных чувствах красоты и простоты. Представляется, что прагматический критерий выдерживают теории анти-экстенсионного типа, поскольку не раздувают семантику дополнительными параметрами, как в теориях экстенсионного типа: метафорическая предикация; метафорическая референция; метафорический смысл; метафорическая истинность.

Прикладным результатом проведенного нами исследования является спецкурс «Проблема метафоры в аналитической философии» для магистрантов философских отделений и факультетов. Спецкурс подобного рода является новым для российского образования. Он рассчитан на магистрантов, углубленно изучающих современную западную философию - прежде всего, ее аналитическое направление (т.е. аналитическую философию). Данный спецкурс имеет целью ознакомить слушателей с этапами генезиса проблематики значения метафорических высказываний в аналитической философии 20 века, с основными идеями, теориями, дискуссиями и др. в соответствии с критической концепцией. Спецкурс рассчитан на один семестр, включает определенное количество лекций и семинарских занятий (табл. 1).

Таблица 1.

План спецкурса_

Тематика лекций и семинаров Часы

Лекции Семинары Всего часов

Проблематика значения метафорических высказываний в аналитической философии: генезис и проблемное поле. 2 1 6

Теории экстенсионного и анти-экстенсионного типов: экспликация оснований. 2 1 6

Метафорическое высказывание и проблема условий истинности 1 1 4

Метафорическое высказывание и утверждение сходства: проблема отношений 1 1 4

Парафраза метафорического высказывания: проблема адекватности 1 1 4

«Мертвые» метафоры: проблема значения 1 1 4

Экстенсионизм /Анти-экстенсионизм: проблема сравнительного анализа (подведение итогов). - 1 2

ВСЕГО: 8 7 30

Спецкурс предполагает дифференцированный зачет в виде итоговой научной работы, которая может быть изложена в форматах реферата, статьи, устного доклада и др. (по выбору и предпочтению слушателя). При этом изучение спецкурса должно помочь магистрантам не только получить новые знания, закрепить и, прежде всего, углубить знания по аналитической философии в целом, но также определиться с тематикой будущих исследований. Полагаем, что выбор магистрантами данного спецкурса может означать, с одной стороны, выбор аналитической философии в качестве объекта для дальнейших исследований (общая специализация) и, с другой стороны, выбор проблематики метафор в качестве предмета дальнейших исследований (конкретная специализация).

Приоритетной задачей спецкурса является развитие у магистрантов навыков мышления: умение точно и ясно ставить проблемы, правильно рассуждать и делать выводы, критически анализировать исходные данные и т.д. - то, что составляет основу аналитического стиля философствования. Поэтому главный акцент в спецкурсе поставлен на активное участие магистрантов в обсуждении изучаемых тем (лекции сопровождаются регулярными семинарскими занятиями, а итоговый контроль предполагает написание научной работы).

Важнейшим показателем усвоения спецкурса магистрантами является не пересказ (пусть даже свободный) содержания предложенной нами концепции генезиса проблемы значений метафорических высказываний, а ее критическое переосмысление, которое должно быть представлено магистрантами в их научной работе в рамках итогового контроля: возможно, объектом критики станут отдельные положения нашей концепции, а, возможно, и вся концепция (например, магистранты могут предложить альтернативную периодизацию, обнаружив новые факты). Как отмечал философ Карл Поппер, «можно подтвердить едва ли не любую теорию, если искать подтверждений. Истинная проверка теории есть попытка ее опровергнуть».

Литература:

1.Махаев М.Р. Генезис проблемы значения метафорических высказываний в аналитической философии 20 века: дис. ... канд.филос.наук. Томск, 2016

2.Махаев М.Р. К вопросу о структуризации проблемного поля аналитической философии метафоры // Вестник Томского государственного университета. 2015. №392. С. 66-68.

3.Махаев М.Р. Метафоры и бессмысленные выражения: к факторам становления метафорической проблематики в аналитической философии // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология.

2015. №4. С. 125-133.

4.Махаев М.Р. Семантика метафорических высказываний: к парадигмам метафоры в современной аналитической философии // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2016. №2 С.147-156. 5.Никоненко С. В. Аналитическая трактовка метафоры [Электронный ресурс] // Рабочие тетради по компаративистике. Гуманитарные науки, философия и компаративистика. 2003. №1. Электрон. версия печат. публ. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

Literature:

1.Makhaev M. R. Genesis of the problem of the meaning of metaphorical utterances in analytical philosophy of the 20th century: dis. ... candidate of philosophy. Tomsk,

2016.

2.Makhaev M.R. To the question of the structuring of the problem field of analytic philosophy of metaphor // Bulletin of Tomsk State University. 2015. №392. Pp. 66-68.

3.Makhaev M.R. Metaphors and meaningless expressions: to the factors of the formation of metaphorical problems in analytical philosophy // Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science. 2015. № 4. Pp. 125-133.

4.Makhaev M.R. Semantics of metaphorical utterances: to the paradigms of metaphor in modern analytical philosophy // Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science. 2016. №2 P.147-156.

5.Nikonenko S.V Analytical treatment of metaphor [Electronic resource] // Working notebooks on comparativistics. Humanities, philosophy and comparativistics. 2003. № 1. Electron. print version. pub. - Access from the local network. b-ki Tom. state. unta.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.