Научная статья на тему 'Критерий корпоративной социальной ответственности в социальной политике'

Критерий корпоративной социальной ответственности в социальной политике Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
794
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баранов Г. В.

характеристика критериев социальной ответственности; описание признаков корпоративной социальной ответственности; описание единства социальной политики и корпоративной социальной ответственности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерий корпоративной социальной ответственности в социальной политике»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 304.2:316.4.06

Г.В. Баранов, д.филос.н., профессор Финансовый университет при Правительстве РФ Омский филиал, г. Омск, РФ

КРИТЕРИЙ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

Аннотация

характеристика критериев социальной ответственности; описание признаков корпоративной социальной ответственности; описание единства социальной политики и корпоративной социальной ответственности

Ключевые слова

социальная ответственность; актор корпоративной социальной ответственности;

социальная политика

По мировоззренческому значению состояние ответственности означает: «1) состояние зависимости жизни и деятельности человека от иного идеального или вещественного объекта/состояния бытия, которое (иное) оце-нивается человеком в качестве определяющего основания собственных жизни и деятельности; 2) состояние жизни и деятельности человека, при котором человек исполняет или нарушает нормы юридических и моральных законов и требований социума/общества» [1, с. 190-191].

В абстрактном значении ответственность есть «...необходимость и обязанность для человека и всякого субъекта общества подвергаться организованному или непосредственному воздействию иных людей и субъектов общества за совершённые действия; основные классы ответственности - юридическая, дисциплинарная, моральная, материальная, информационная...» [2, с. 253].

В российском национальном стандарте социальная ответственность (social responsibility) характеризуется как «ответственность организации за воздействие её решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое содействует устойчивому раз-витию, включая здоровье и благосостояние общества; учитывает ожидания заинтересованных сторон; соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения; и интегрировано в деятельность всей организации и применяется в её взаимоотношениях» [3, с. 16].

Корпоративная социальная ответственность как частная форма социальной политика автора общества - состояние зависимости деятельности общественных объединений (групп) от иного объекта, который оценивается в качестве определяющего средства достижения оптимальных результатов.

Рассуждения о социальной ответственности в целом и корпоративной социальной ответственности, в частности, имеет особенности по критериям различения особенностей акторов общества, называемых понятиями «корпорация», «организация», «предприятие». В частности: «Предприятие - субъект хозяйства, или самостоятельный коммерческий хозяйствующий субъект с правами юридического лица, производящий продукцию и товары, работы и услуги, не запрещённые законодательством и предусмотренными в его уставе с целями удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли» [4, с. 287]; «корпорация ... множество физических и юридических лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права - юридическое лицо в формах акционерных обществ, публичных и частных объединений» [5, с. 93]; организация - «объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель, действующих по установленным в государстве юридическим законам и иного класса нормативным правилам» [1, с. 187].

В контексте рассуждений о социальной политике понятия «корпорация», «организация», «предприятие» подвергаются логической операции «отождествляющее абстрагирование». Данные понятия обозначают носителей (акторов, субъектов) общественной деятельности с признаками социальной ответственности. При этом виды общественной деятельности могут быть разными, в том числе,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

коммерческая и некоммерческая, экономическая или политическая, региональная или федеральная, национальная или транснациональная. Предлагается понятием «актор корпоративной социальной ответственности» обозначать индивида или социальную общность, деятельность которой организована исторически определёнными нормами функционирования и эволюции с объектами социальной среды.

Единство деятельности акторов корпоративной социальной ответственности обеспечивается критериями социальной политики. В абстрактном значении социальной политикой называется система информационных и управленческих видов деятельности органов государственной власти и социальных общностей, в том числе акторов (субъектов) бизнеса и гражданского социума (сообщества), по обеспечению реально возможных показателей общечеловеческих гуманных и справедливых режимов благосостояния населения. Социальная политика в условиях рыночной экономики реализуется как в форме концепции государства всеобщего благосостояния, так и в форме вовлечения акторов корпоративной социальной ответственности, в том числе акторов бизнеса и гражданского общества, в решение социальных проблем государства и иных классов социальных общностей.

Исторически и традиционно состояние социальной политики связывается с функционированием государства: «Политика социальная - деятельность государства по поддержанию такого характера равенства-неравенства, который способствует сбалансированному развитию общества и обеспечивает стабильность правления» [6, с. 193]. В условиях рыночной экономики состояние корпоративной социальной ответственности распространяется на все социальные группы (акторы) общества. Представлены версии концепций и практик корпоративной социальной ответственности (КСО) по различным критериям.

Под действием фактора глобализации корпоративная социальная ответственность с 1990-х гг. приобрела статус социального института человечества. На начальной стадии были созданы несколько классов (вариантов) международных и национальных стандартов нефинансовой отчётности. «Большинство российских компаний (организаций) ориентируются на стандарты отчётности GRI «Глобальная инициатива по отчётности» и AA1OOO» [7, с. 184].

Глобализация - фактор стандартизации проблем сущности и специфики социальной ответственности организации. Специалисты Международной организации по стандартизации (ИСО) создали в 2010 г. Международный стандарт социальной ответственности ISO 26000:2010 «Guidance on social responsibility» [8, с. 105]. Российский национальный эквивалент этого международного документа - ГОСТ Р ИСО 26000 с названием «Руководство по социальной ответственности Guidance on social responsibility ISO 26000:2010 Guidance on social responsibility» [3; 9, с. 68].

Множество функциональных признаков корпоративной социальной ответственности: ответственность за действия, влияющие на человека, объединения людей и среду; отказ от части дохода, если последствия его получения негативны для заинтересованных сторон; интеграция социальных и экологических компонентов на добровольной основе; ответственность по критериям работодателя, делового партнёра, гражданина, члена социума (сообщества) в пределах территории их деятельности [10, с. 103].

Существенные показатели корпоративной социальной ответственности: «позитивное функционирование - часть стратегии по увеличению своего присутствия в обществе и развитию своего бизнеса и возможности оказать позитивное влияние на окружающий социум; соблюдение прав и свобод человека - основа корпоративной социальной ответственности» [11, с. 90]. Важные показатели корпоративной социальной ответственности - показатели по критериям имиджа, акционерной стоимости компании, инвестиций.

Специалисты доказали преимущества актора социальной ответственности: деятельность в области корпоративной социальной ответственности существенно повышает акционерную стоимость компании в стоимость ее бренда; социальная политика организации (компании) влияет на инвестиционную привлекательность; деятельность компании по экологическим, социальным и управленческим рискам и возможностям становится показателем и индикатором трёх факторов стоимости.

Благодаря поддержке специалистов по связям с общественностью и бизнес-коммуникациям человечества концепция корпоративной социальной ответственности получила широкое распространение как новая технология морального обоснования («оправдания») коммерческой и производственной деятельности компаний и иных классификационных единиц акторов общества. В России корпоративная социальная ответственность превратилась из объекта отвлечённых экспертных дискуссий в важный элемент

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

корпоративных коммуникаций и сферу корпоративного управления. Показатели корпоративной социальной ответственности в государствах человечества и в России официально представлены в нефинансовых отчётах.

По состоянию на 3 апреля 2015 г. в российский Национальный Регистр нефинансовых отчётов внесены 151 компания, зарегистрировано отчётов - 561, которые выпущены в период, начиная с 2000 г., в том числе: экологические отчёты (ЭО) - 51, социальные отчёты (СО) - 248, отчёты в области устойчивого развития (ОУР) - 181, интегрированные отчёты - 60, отраслевые отчёты - 22 [12]. Группы российской общественности ожидают от социально ответственных акторов России и от органов власти и гражданского общества активных действий по решению комплексных проблем оптимизации жизни россиян под действием недобросовестной экономической конкуренции, организованной группами элиты 41 из 193-х зарегистрированных в ООН государств с 2014 г. Список использованной литературы:

1. Баранов Г.В. Понятия философской культуры. - Омск, 2011. - 392 с.

2. Баранов, Г.В. Современное хозяйство: словарь понятий. - Омск, 2009. - 412 с.

3. Руководство по социальной ответственности Guidance on social responsibility ISO 26000:2010 Guidance on social responsibility. - М., 2011.

4. Баранов, Г.В. Теория и история экономики: словарь понятий / Сост.: Ю.И. Антонова, Г.В. Баранов; под ред. Г.В. Баранова. - Омск, 2010. - 472 с.

5. Баранов, Г.В. Теория хозяйства и права: терминологический словарь. В 3 частях. Часть 1. - Омск, 2012. - Том 1: А-В. - 108 с.

6. Баранов, Г. В. Политология: словарь понятий и названий. - Омск, 2004. - 300 с.

7. Баранов, Г.В. Принципы и показатели руководства социальной отчётности GRI / Г.В. Баранов, С.М. Авдеенко // Актуальные вопросы развития экономики: мат-лы межд. науч.-практ. конф. 4 дек. 2013 г. - Омск, 2013. - С. 184-189.

8. Баранов, Г.В. Стандарт IC CSR-08260008000 и социальная ответственность организации / Г.В. Баранов, Я.А. Ленец // Актуальные вопросы развития экономики: мат-лы межд. науч.-практ. конф. 4 дек. 2013 г. - Омск, 2013. - С. 105-108.

9. Баранов, Г.В. Социальная ответственность организации и её современные критерии / Г.В.Баранов, С.А. Залесский // Актуальные вопросы развития экономики: мат-лы межд. науч.-практ. конф. 4 дек. 2013 г. - Омск: Параграф, 2013. - С. 67-71.

10. Баранов, Г.В. Корпоративная социальная ответственность и социальная политика / Г.В. Баранов, Л.А. Лейс // Актуальные вопросы развития экономики: мат-лы межд. науч.-практ. конф. 4 дек. 2013 г. - Омск, 2013. - С. 102-105.

11. Баранов, Г.В. Проблемы стандартизации социальной ответственности предприятия / Г.В. Баранов, К.М. Кондратова // Актуальные вопросы развития экономики: мат-лы межд. науч.-практ. конф. 4 дек. 2013 г. - Омск, 2013. - С. 89-92.

12. Российский союз промышленников и предпринимателей. - Режим доступа: http://www.rosneft.ru / (дата посещения: 30.04.2015).

© Г.В. Баранов, 2015

УДК 316

О.С. Головкина

аспирантка 4 курса факультет социальных технологий

В.М. Захаров

Директор института управления, профессор, кандидат социологических наук Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, РФ

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация

Статья посвящена возникшей потребности в эффективных менеджерах, способных организовать результативную инновационную деятельность на предприятиях пищевой промышленности. В качестве выхода из сложившейся проблемной ситуации, автором предлагается комплексное применение ранней профориентации в средней школе, целевой подготовки в ВУЗе, корпоративной системы дополнительного профессионального образования, системы мотивации и карьерного роста на предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.