Статья поступила в редакцию 27.10.2016
УДК 316.422
КРИТЕРИИ ВЗАИМОСВЯЗИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ
Александр Александрович Свирид, старший преподаватель,
Сергей Владимирович Цаава, старший преподаватель, Виктор Александрович Питкин, старший преподаватель, Николай Константинович Вальчук, старший преподаватель,
Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
В статье представлены критерии оценки взаимосвязи между исследовательской деятельностью преподавателей и студентов в высшем учебном заведении. Известно, что исследовательская деятельность преподавателей вуза и студентов принципиально различаются не только по уровню, но, прежде всего, по целям и задачам. Вместе с тем, между данными видами деятельности имеется тесная взаимосвязь, обусловленная следующим обстоятельством: если преподаватель высшего учебного заведения не является профессиональным исследователем в своей области, то он не может эффективно формировать компетенции студентов. Практическая значимость предложенных критериев - в возможности их использования в системе социально-педагогического мониторинга, с целью недопущения неоправданных "перекосов" между различными видами деятельности в образовательном учреждении, недопущения разрыва между исследовательской и образовательной деятельностью.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, студент, преподаватель, взаимосвязь, диагностика, критерии.
CRITERIA OF INTERRELATION BETWEEN TEACHERS AND STUDENTS INVESTIGATIVE ACTIVITY
Alexander Alexandrovich Svirid, the senior teacher, Sergey Vladimirovich Tsaava, the senior teacher, Victor Alexandrovich Pitkin, the senior teacher, Nicola Konstantinovich Valchuk, the senior teacher, Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
The article presented the evaluation criteria for interrelation between the teachers and students investigative activity in higher educational establishment. It is known, that the teachers and students investigative activity are principally different by level, purposes and targets. However, the strong interrelation exists between those kinds of activity, determined by the fact, that the higher educational establishment teacher cannot form the students' competencies, unless he is professional scientific worker in own scope. The practical importance of the offered models and criteria is in possibility of their using in socially pedagogical monitoring system, with the purpose of avoiding the discrepancies between investigative and educational activity.
Keywords: investigate activity, student, teacher, interrelation, assessment, criteria.
ВВЕДЕНИЕ
Повышение конкурентоспособности образовательных учреждений - одна из ключевых проблем современности [1, 2, 4]. Трудность её решения обусловлена не только сложностью повышения эффективности всех видов деятельности (исследовательской, образовательной, методической и т.д.), но также сложностью обеспечения устойчивой
связи между ними. В настоящее время в образовательных средах различного уровня иерархии (микросред кафедр, мезосред факультетов и макросред вузов) наблюдается малоприятная тенденция - ослабление связи между различными видами деятельности, а также неоправданные "перекосы" [1]. То же самое верно не только для образовательных сред, но и отдельных научно-педагогических работников. Так, например, преподаватель вуза может быть очень высококвалифицированным научным работником, но весьма слабым педагогом (также мало заниматься методической деятельностью), или наоборот [3,
5].
Вместе с тем, очевидно, что значимость исследовательской деятельности педагогов высшего учебного заведения обусловлена необходимостью перманентного повышения уровня собственной квалификации, в противном случае неизбежно "отставание от жизни". Если преподаватель не является профессиональным исследователем в своей области (области научного знания, изоморфной преподаваемой учебной дисциплине), то он не сможет эффективно формировать компетенции студентов [1-5].
В то же время известно, что одним из наиболее эффективных механизмов формирования компетенций и личностно-профессиональных качеств студентов (особенно их исследовательской компетентности) является их исследовательская деятельность, которую условно подразделяют на три вида - учебно-исследовательскую, научно-практическую и научно-исследовательскую работу студентов [1, 2, 4]. Однако, исследовательская деятельность студентов и научно-педагогических работников принципиально различаются не только по уровню (точнее, требованиям, предъявляемым к результатам), но, прежде всего, по целям и задачам. Главная задача исследовательской деятельности научно-педагогических работников - получение интеллектуальной продукции, с целью поддержания вуза как центра науки и образования. Повышение эффективности исследовательской деятельности научно-педагогических работников в образовательных учреждениях - социально-экономическая проблема; более того, это признано официально [1, 3]. Эффективность исследовательской деятельности студентов не является социально-педагогической проблемой, т.к. она (исследовательская деятельность студентов) не связана напрямую с поддержанием вуза как центра науки. Но исследовательская работа студентов является механизмом формирования исследовательской компетентности студентов, а это является чрезвычайно актуальной социально-педагогической проблемой, с учетом требований современного информационного общества к выпускнику вуза [2, 4, 5].
Между исследовательской деятельностью студентов и научно-педагогических работников должна быть тесная взаимосвязь: исследовательская работа студентов - неотъемлемая составляющая образовательного процесса, а её успешное сопровождение - одна из важнейших задач для научно-педагогического коллектива образовательной среды.
Возникает правомерный вопрос: если в образовательной среде (уровень иерархии может быть различным) наблюдается высокий уровень исследовательской деятельности как научно-педагогических работников, так и студентов, означает ли однозначно этот факт высокий уровень связи между ними? Безусловно, нет. Взаимосвязь заключается во взаимном влиянии видов деятельности. В то же время, высокий уровень обоих видов деятельности может быть обусловлен твердостью управления образовательной средой, а также недопущением дисбаланса между видами деятельности (оптимальным распределением ресурсов, в том числе времени, на различные виды деятельности), но вовсе не взаимным влиянием исследовательской и образовательной деятельности.
Таким образом, практика управления качеством образования и эффективностью образовательных сред остро нуждается в объективных показателях взаимосвязи между исследовательской деятельностью научно-педагогических работников и студентов. Проблема исследования состоит в вопросе, в чём заключается взаимосвязь между исследовательской деятельностью научно-педагогических работников и студентов, и как её количественно оценить (диагностировать)? Цель исследования - выделение критериев
оценки взаимосвязи между исследовательской деятельностью научно-педагогических работников вузов и студентов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С точки зрения авторов, взаимосвязь между исследовательской деятельностью научно-педагогических работников и студентов - частный случай отражения результатов исследовательской деятельности в содержании образовательного процесса. Но здесь имеются два ограничения (по сравнению с более общим случаем). Во-первых, взаимосвязь исследовательской деятельности преподавателей и студентов предполагает, что в содержании образовательного процесса в обязательном порядке используются результаты исследовательской деятельности научно-педагогического коллектива. Во-вторых, исследовательская работа студентов является индивидуально-рациональным компонентом образовательного процесса, в отличие от нормативно-рационального (лекционных, лабораторных и практических занятий и т.д.).
Для выделения критериев оценки взаимосвязи между исследовательской деятельностью студентов и педагогических работников сформируем предварительно (на основе теории множеств и отношений) некие математические модели. Пусть n - число научно-педагогических работников в коллективе (образовательной среде), S. - множество результатов исследовательской деятельности, полученных i-м работником, тогда множество полученных коллективом результатов S = ^ S , s = P (S) , где U - символ объеди-
i=1
нения множеств, Р - мощность множества. Возможно составить матрицу A = {a}sxM, где
М - число студентов, а пересечение i-й строки и j-го столбца означает, сколько раз использовал в своей исследовательской деятельности j-й студент i-е достижение членов научно-педагогического коллектива. Тогда первые два критерия - абсолютный и относительный коэффициенты использования результатов исследовательской деятельности научно-педагогического коллектива в исследовательской работе студентов:
s M К
к = УУ а, . и К2 = —.
1 ¿—I ¿—I 1,. 2 л f
i=i j=i M
Приведем пример. Некий научно-педагогический работник кафедры разработал некую модель гибридной экспертной системы (термин искусственного "интеллекта"), которую используют различные студенты в своей исследовательской деятельности. Более того, один и тот же студент может использовать эту модель в различных научных работах.
Вместе с тем, возможны ситуации, когда различные категории фигурантов социально-педагогического взаимодействия (и преподаватели, и студенты) используют одну и ту же найденную научную информацию (не имеет значения, педагогом или студентом), не являющуюся результатом исследовательской деятельности анализируемого научно-педагогического коллектива, в своей исследовательской деятельности. Приведем пример. Пусть студент нашел научную информацию, связанную с международными стандартами управления качеством (ядро - принципы ISO 9000) и европейской классификации уровней зрелости предприятий. Данную информацию могут использовать, как студенты в своей исследовательской деятельности (например, выполнить учебно-исследовательскую работу по информатизации менеджмента качества, в которой отражено, каким образом современные информационные технологии способствуют реализации того или иного принципа менеджмента качества), так и научно-педагогические работники (например, выделить формальные количественные критерии оценки зрелости предприятий, а также решающие правила для диагностики уровня зрелости). Тогда третий критерий - объем научной информации, являющейся общей базой для исследовательской деятельности
научно-педагогических работников и студентов. Определить использование той или иной научной информации в исследовательской деятельности студентов возможно на основе анализа портфолио [1, 2, 4], научно-педагогических работников - по наукометрической базе, т.к. она фиксирует цитаты, т.е. ссылки на публикации [3].
Вместе с тем известно, что "целевой функцией" исследовательской деятельности научно-педагогических работников является признание её результатов научным сообществом [3]. То же справедливо и для исследовательской деятельности студентов, но формы признания иные (в отличие от цитирований, это всевозможные награды). Тогда четвертый критерий - суммарный рейтинг наград за те студенческие научные работы, в которых использованы либо результаты исследовательской деятельности научно-педагогического коллектива, либо общая базовая научная информация, указанная выше.
Известно, что одной из форм учебно-исследовательской работы является содействие научно-педагогическим работникам в методической деятельности - пополнении информационно-методического обеспечения образовательного процесса информационными материалами [1, 4]. Тогда пятый критерий - объем научной информации, преобразованной студентами в составляющую информационно-методического обеспечения образовательного процесса - будет индикаторной переменной для оценки и взаимосвязи исследовательской деятельности студентов и научно-педагогических работников, и взаимосвязи исследовательской и методической деятельности.
С точки зрения авторов, взаимосвязь между исследовательской деятельностью научно-педагогического коллектива и студентов можно отразить комплексным показателем: он равен Н, если не менее чем Н результатов исследовательской деятельности членов коллектива использовано студентами в исследовательской деятельности не менее чем Н раз каждый (это соответствует известному методу каменистой осыпи).
Шестой критерий - количество публикаций (включая охранные документы на объекты интеллектуальной собственности), являющиеся общими для студентов и научно-педагогических работников. Данный критерий можно уточнить, если учесть роль (или долю, в процентах) студентов при получении этих результатов.
Седьмой показатель не отражает непосредственно влияние исследовательской деятельности научно-педагогических работников на исследовательскую деятельность студентов, но отражает наличие (или отсутствие) неоправданных перекосов между исследовательской и образовательной деятельностью для отдельных преподавателей, а также разрывов между исследовательской деятельностью преподавателей и студентов. Пусть R - профессиональная результативность преподавателя в исследовательской деятельности, г - результативность студентов в исследовательской деятельности благодаря этому же преподавателю, Rmln и гШ1П - соответственно пороговые (минимально допустимые) значения этих величин. Тогда для конкретного преподавателя индекс гармоничности его исследовательской деятельности и исследовательской деятельности студентов под его ру-
плексным (т. е. вычисляемым на основе известного метода каменистой осыпи): он равен ъ, если не менее чем ъ преподавателей имеют индивидуальный индекс гармоничности не менее чем ъ каждый. Восьмой показатель - доля преподавателей с индексом гармоничности не менее 1,0.
Девятый показатель отражает общность методов и средств исследовательской деятельности студентов и преподавателей. Данный показатель также не отражает непосредственное влияние исследовательской деятельности преподавателей на одноименную деятельность студентов, но свидетельствует о том, что образовательная среда является фактором одновременного личностно-профессионального роста, как студентов, так и научно-педагогических работников. К средствам следует относить не только технические си-
ководством составит
Седьмой показатель также является ком-
стемы (в том числе и компьютерные программы), но и электронные библиотеки (содержат ссылки на информационные ресурсы). Коэффициент общности методов и средств
Q
К9 = ^ (Ji , а. = min {f F} , где Q - число средств и методов, f и F. - соответственно
i=i
интенсивность использования i-го инструмента (метода или средства) студентами и преподавателями. С точки зрения авторов, эффективная образовательная среда должна обладать не только большими площадями на одного студента (хотя данный официально утверждённый критерий, безусловно, очень важен!), но, прежде всего, широким ассортиментом доступного инструментария.
Предложенные параметры - основа для выделения наиболее эффективных и конкурентоспособных образовательных сред. Например, в Институте пищевой и перерабатывающей промышленности Кубанского государственного технологического университета наблюдается неизменно высший уровень исследовательской деятельности как научно-педагогических работников, так и студентов. Это обусловлено, прежде всего, развитой материально-технической базой (пространственно-предметный компонент образовательной среды [1]), а также накопленными мощными результатами исследовательской деятельности научно-педагогических работников, которые служат основой для исследовательской деятельности студентов.
Отметим также, сила взаимосвязи между исследовательской деятельностью преподавателей и студентов - важный критерий доминантности образовательной среды, а данный интегративный параметр оценить очень сложно [1]. Действительно, на формирование компетенций и личностно-профессиональных качеств студентов влияет, помимо образовательной среды, великое множество факторов [2]. А критерии взаимосвязи между исследовательской деятельностью педагогов и студентов и отражают, какую роль играет образовательная среда в формировании компетенций последних (прежде всего - исследовательской компетентности).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предложенный набор критериев должен быть со временем уточнен и дополнен. Результаты настоящего исследования - база для дальнейшего изучения проблемы обеспечения взаимосвязи между исследовательской и образовательной деятельностью (и, соответственно, проблемы повышения конкурентоспособности образовательных сред).
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках исследовательского проекта "Мониторинг исследовательской деятельности образовательных учреждений в условиях информационного общества", № 16-03-00382 от 17.03.2016 года.
ЛИТЕРАТУРА
1. Диагностика эффективности образовательных сред (на примере кафедр и факультетов) / В.И. Лойко, Д.А. Романов, Н.В. Кушнир, А.В. Кушнир // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 113. - С. 13541378. // URL : http://ei.kubagro.ru/2015/09/pdf/96.pdf (дата обращения 01.10.2016).
2. Мусенова, Э.А. Проблема оценки сформированности общих и профессиональных компетенций / Э.А. Мусенова, Ю.В. Есенков // Среднее профессиональное образование. - 2015. - № 11. - С. 24-29.
3. Романов, Д.А. Современные методы оценки продуктивности исследовательской деятельности / Д.А. Романов, О.Б. Попова, Ю.С. Носова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 108. - С. 725739. // URL : http://ei.kubagro.ru/2015/04/pdf/54.pdf (дата обращения 01.10.2016).
4. Хорошун, К.В. Моделирование учебно-исследовательской работы студентов как компонента образовательного процесса / К.В. Хорошун, Н.А. Тарасенко, М.Л. Романова // Известия высших учебных заведений. Пищевая технология. - 2013. - № 5-6. - С. 108-110.
5. Шапошникова, Т.Л. Параметры конкурентоспособной личности / Т.Л. Шапошникова, М.Л. Романова // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. -2015. - № 6. - С. 375-399.
REFERENCES
1. Loyko, V.I., Romanov, D.A., Kushnir, N.V. and Kushnir, A.V. (2015) "Assessment of educational environments efficiency (on example of departments and faculties)", Politematicheskiy setevoy elec-tronniy nauchniy jurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, No 113, pp. 1354-1378.
2. Musenova, E.A. and Esenkov, Yu.V. (2015) "Problem of evaluation of completeness of general and vocational competencies", Srednee professionalnoe obrazovanie, No 11, pp. 24-29.
3. Romanov, D.A., Popova, O.B. and Nosova, Yu.S. (2015) "Modern methods of evaluation of efficiency of investigate activity", Politematicheskiy setevoy electronniy nauchniy jurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, No 108, pp. 725-739.
4. Horoshun, K.V., Tarasenko, N.A. and Romanova, M.L. (2013) "Modeling of students learning-investigate activity as educational process component", Izvestiya vyishih uchebnyih zavedeniy. Pischevaya technologiya, No 5-6, pp. 108-110.
5. Shaposhnikova, T.L. and Romanova, M.L. (2015), "Parameters of competitiveness persona", Nauchnyie trudy Kubanskogo gosudarstvennogo technologicheskogo universiteta, No 6, pp. 375-379.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.10.2016
УДК 796.015.132:614.8
МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА СТУДЕНЧЕСКИХ СПАСАТЕЛЬНЫХ ОТРЯДОВ
Николай Сергеевич Секлецов, аспирант, Ольга Михайловна Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент,
Михаил Михайлович Шестаков, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»
(КГУФКСТ), г. Краснодар
Аннотация
В статье предложена методика формирования специальной физической подготовки студентов-спасателей для их работы в сложных и чрезвычайных ситуациях различного характера, которая включает проективный, содержательный, процессуальный и контрольный модули и обеспечивает эффективное развитие важных для специализированной деятельности студентов-спасателей физических качеств и психических процессов при наличии цели, задач, алгоритмов по их решению. Работа студентов-спасателей в сложных и возможно, в экстремальных условиях при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, показывают необходимость использования в подготовке личного состава студенческих спасательных формирований физических упражнений из различных видов спорта (или их элементов) для моделирования сложных и экстремальных условий, для повышения эффективности адаптации к ним. Данная методика может быть использована любым педагогом для успешного решения поставленной задачи и получение необходимого результата подготовки студентов-спасателей.
Ключевые слова: формирование специальной физической подготовки; методика; студенты-спасатели; физические упражнения; различные виды спорта; физические качества и психические процессы; цели, задач, алгоритмы их решения; план подготовки; механизм коррекции; план подготовки.