2. Ермаков В.А. Обучение технике игры в баскетбол: метод. рекомендации. Тула, 2014. 27 с.
3. Квасков В.Б. «100 лет Российского баскетбола». М.: Советский спорт, 2006. 274 с.
4. Саблин А.Б. Особенности специальной подготовленности высококвалифицированных баскетболистов // Теория и практика физической культуры. 2012. № 2. С.36-37.
Гришина Елена Игоревна, канд. биол. наук, доц., elena.grishina2010@,mail.ru, Россия, Москва, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана,
Михайлюк Александр Сергеевич, главный тренер, студент, alexbasssket@,gmail.com, Россия, Москва, профессиональный баскетбольный клуб «МБА», Гуманитарная академия переподготовки работников социальной сферы
A METHOD OF IMPROVING THROW OF BASKETBALL PLAYERS IN THE TRANSITION
FROM JUNIORS TO THE YOUTH TEAM
E.I. Grishina, A.S. Mixailuk
Dynamics of indicators of accuracy of throws of basketball players is researched. The effective methods and means of increase in target accuracy of basketball players promoting transition of athletes from youthful in youth team's line-up are revealed.
Key words: basketball, technical and tactical training, athletes, throws, team, technique of accuracy of throws.
Grishina Elena Igorevna, candidate of biological Sciences, associate professor, elena.grishina2010@,mail.ru, Russia, Moscow, Moscow State Technical University name Baymana,
Mixailuk Alexander Sergeevich, main trainer, student, alexbasssket@,gmail. com, Russia, Moscow, women's team superleague, Humanitarian Academy retraining of social workers
УДК 796.81
КРИТЕРИИ РАЗЛИЧИЙ В ОСНОВЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОРЦОВ-СУРДЛИМПИЙЦЕВ И ОЛИМПИЙЦЕВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ
В.П. Губа, К.М. Берулава
Рассмотрена проблема изучения показателей простой зрительно-моторной реакции у высококвалифицированных борцов-сурдлимпийцев и олимпийцев вольного стиля, которые обеспечивают высокую эффективность ведения соревновательного поединка, что обеспечивает достижение высоких спортивных результатов.
Ключевые слова: спортивная борьба, спортсмены-сурдлимпийцы, психофизиологические способности, простая зрительно-моторная реакция.
На современном этапе развития сурдлимпийского и олимпийского спорта достижение высоких результатов тесно связано с повышением
эффективности управления тренировочным процессом. В настоящее время управлению подготовкой спортсменов-сурдлимпийцев уделяется большое внимание [1, 2].
Многие годы складывались педагогические концепции системы спортивной тренировки, на основе которых разработан системно-структурный подход к управлению спортивной подготовкой, позволяющий успешно решать проблемы, связанные с управлением тренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов. В управлении подготовкой борцов вольного стиля предусматриваются вопросы текущего и этапного контроля психофизиологического состояния спортсмена. Однако не везде приводятся количественные показатели, определяющие уровень подготовленности, необходимый для достижения определенного спортивного результата [3].
Учёт психофизиологических детерминант играет важную роль в решении проблемы построения адекватного тренировочного процесса, способствующего наиболее полному раскрытию индивидуальных возможностей спортсмена. При этом наиболее важными психофизиологическими факторами, влияющими на успешность спортивной деятельности, являются индивидуально-типологические особенности человека. Специалисты [4, 5] обращают внимание на разные психофизиологические характеристики спортсменов. Большое количество исследований [6-10] посвящено рассмотрению различных свойств нервной системы и изучению психомоторных характеристик. Учет индивидуальных характеристик необходим как для оптимальной адаптации организма к используемым нагрузкам, так и для выбора нагрузок, ориентированных на максимальное развитие генетически обусловленных индивидуальных задатков.
Цель исследования - изучить и провести сравнительный анализ показателей простой зрительно-моторной реакции у высококвалифицированных борцов-сурдлимпийцев и олимпийцев вольного стиля
Организация исследования. Специфика спортивных единоборств предъявляет особенно высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям, поскольку моторная и психологическая сложность спортивной деятельности обусловливает обязательное наличие у исполнителя специфического комплекса высоко развитых способностей, проявляющихся в психических качествах перцептивной, психомоторной и когнитивной сфер. Современные условия тренировок и соревнований требуют определённых личностных и психодинамических свойств, оптимизирующих процесс решения оперативных задач и способствующих реализации индивидуальных возможностей спортсмена.
Простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР) - это элементарная произвольная двигательная реакции человека на зрительный стимул. Она лежит в основе других целенаправленных реакций человека, поэтому на основании показателя времени ПЗМР можно сделать вывод о временных параметрах более сложных составляющих поведения человека.
В исследовании принимали участие две группы высококвалифицированных спортсменов (МС, МСМК, ЗМС), занимающихся вольной борьбой. Одна группа состояла из 12 борцов с нарушениями слуха, вторая - из 10 борцов с нормальным слухом.
Проведение обследований осуществлялось при помощи зрительно-моторного анализатора, который представляет собой пульт управления, совмещающий индикатор для предъявления световых сигналов и кнопки для нажатия при поступлении сигнала. Проводилось бинокулярное обследование, цвет стимула - красный, в группе здоровых борцов анализировалось 70 стимулов, у борцов с нарушениями слуха -50 стимулов.
Результаты исследования и их обсуждение. Оценка результатов по методике «Простая зрительно-моторная реакция» при наличии нормального распределения производилась на основании среднего значения времени реакции и стандартного отклонения. Среднее значение отражало среднюю скорость ПЗМР, характерную для данного индивида: чем меньше среднее значение времени реакции, тем выше скорость реагирования.
Среднее значение времени реакции составило 222 мс у спортсменов с нарушениями слуха и 206 мс у здоровых юношей, то есть скорость простой зрительной реакции у слабослышащих спортсменов достоверно снижена. Нормативное значение должно укладываться в интервал от 193 до 233 мс. Анализ индивидуальных значений показал, что среди здоровых спортсменов у 2 человек (20 %) среднее значение времени реакции значительно ниже (лучше) нормативного и составляет 179 и 185 мс, соответственно. В группе здоровых юношей не выявлено лиц с замедленным значением ПЗМР (табл.).
В группе слабослышащих спортсменов среднее значение времени реакции составляло от 205 до 242 мс, то есть 25 % спортсменов-паралимпийцев показали результаты, не укладывающиеся в норматив. Высокие показатели времени реакции отражают низкую скорость ПЗМР и свидетельствуют об инертности нервных процессов.
Следует отметить, что среди борцов с нарушениями слуха выявлен один случай, попадающий под понятие «выскакивающей варианты», то есть испытуемый, чьи результаты значительно отличались от показателей других участников эксперимента. Этот спортсмен не учитывался при фоновом обследовании. Его индивидуальные показатели были детально проанализированы и даны рекомендации по коррекции тренировочного процесса.
Результаты простой зрительно-моторной реакции, показанные слабослышащими и здоровыми борцами вольного стиля высокой
квалификации
Показатели Спортсмены с нарушением слуха Здоровые спортсмены Норма г р
Среднее значение времени реакции, мс 221,8 ±2,85 206,0 ±5,85 193-233 2,386 <0,05
Стандартное отклонение времени реакции, мс 54,6 ±3,31 44,40 ±4,86 23-97 1,736 >0,05
Количество ошибок, % 0,6 ±0,22 3,0 ±0,64 - 3,553 <0,01
Функциональный уровень системы 4,64 ±0,13 4,48 ±0,12 4,8-4,0 0,894 >0,05
Устойчивость реакции 2,15 ±0,15 1,79 ±0,14 2,3-2,1 1,761 >0,05
Уровень функциональных возможностей 3,81 ±0,15 3,44 ±0,17 4,0-2,8 1,628 >0,05
Стандартное отклонение является показателем стабильности сенсомоторного реагирования: чем меньше стандартное отклонение, тем более стабильной является скорость сенсомоторной реакции. Стандартное отклонение времени реакции у слабослышащих спортсменов составляло от 40 до 72 мс, в среднем - 54 мс, у здоровых борцов - от 35 до 70 мс, в среднем 44 мс, то есть значения ПЗМР у глухих спортсменов характеризуются повышенной нестабильностью.
В то же время количество ошибок реагирования при простой зрительно-моторной реакции у здоровых спортсменов было значительно выше, чем у слабослышащих, и составляло от 1 до 6 при использовании 70 стимулов, только 20 % испытуемых не совершили ни одной ошибки. В группе спортсменов с нарушениями слуха 67 % участников обследования не совершили ни одной ошибки, у остальных 33 % было зарегистрировано не более 2 ошибок при использовании 50 стимулов.
Для получения наиболее полной информации о свойствах и состоянии центральной нервной системы на основании результатов по данной методике использовали дополнительные показатели, в частности критерии Т.Д. Лоскутовой. Функциональный уровень системы (ФУС) -определяется абсолютными значениями времени простой зрительно-моторной реакции. Если показатель ФУС высокий, это свидетельствует о высоком общем функциональном состоянии обследуемого, низкий показатель ФУС отражает низкое общее функциональное состояние человека на момент проведения обследования.
Показатели функционального уровня системы составляли 4,64 и 4,48 в группе слабослышащих и здоровых, соответственно, различия не достигли уровня статистической значимости.
Устойчивость реакции (УР) - связан с рассеиванием показателей времени реакции. Если величина УР высокая, то диагностируется
устойчивость функционального состояния нервной системы; если величина УР низкая, это говорит о неустойчивости текущего состояния. Устойчивость реакции составляла 2,15 и 1,79 в группе слабослышащих и здоровых спортсменов.
Уровень функциональных возможностей (УФВ) - считается наиболее точным показателем высоких функциональных возможностей нервной системы при обследовании. В обеих группах испытуемых индивидуальные значения показателей УФВ не выходили за пределы нормативного интервала и составили в среднем 3,81 у слабослышащих борцов и 3,44 у здоровых спортсменов.
Результаты, полученные по методике «Простая зрительно-моторная реакция» позволяют сделать вывод о свойствах и текущем функциональном состоянии центральной нервной системы, что в свою очередь указывает на работоспособность обследуемого, наличие либо отсутствие патологических изменений неврологического характера.
Для осуществления процесса индивидуализации подготовки слабослышащих спортсменов на предсоревновательном этапе проводилась качественная интерпретация полученных количественных результатов. Оценка работоспособности слабослышащих спортсменов показала, что у 6 человек из 12, то есть у 50 % испытуемых работоспособность характеризуется как незначительно сниженная, то есть наблюдается состояние, характерное для начальных стадий развития утомления, монотонии и при астенизации организма при различных заболеваниях. В таком состоянии у человека ослаблено внимание, допускаются ошибки, время выполнения задания несколько увеличивается. У 5 человек (42 %) работоспособность в норме. Состояние характеризуется уравновешенностью процессов в ЦНС, что соответствует хорошему самочувствию, настроению, комфортности.
Один спортсмен (несмотря на высокую квалификацию - МС) показал значительное снижение работоспособности и преобладание в ЦНС тормозных реакций, что может быть как следствием перетренированности, так и заболевания.
В группе здоровых борцов 6 спортсменов характеризовались нижней границей нормы по показателю работоспособности, то есть работоспособность незначительно снижена, и только 60 % в предсоревновательном периоде имели оптимальный уровень работоспособности.
Экспериментальные исследования подтвердили гипотезу о необходимости постоянного контроля психофизиологического состояния борцов высокой квалификации, с целью эффективного управления спортивной тренировкой на всех этапах годичного тренировочного цикла. Это помогает избежать перетренированности спортсменов и войти в соревновательный период в оптимальном состоянии.
Список литературы
1. Берулава К.М., Губа В.П. Диагностика психофизиологических возможностей высококвалифицированных спортсменов-сурдлимпийцев в спортивных единоборства // Теория и практика физической культуры. 2016. № 4. С. 87.
2. Губа В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования (морфобиомеханический подход): монография. М.: Советский спорт, 2012. 360 с.
3. Губа В.П., Пресняков В.В. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований: учеб.-метод. пособие. М.: Человек, 2015. 288 с.
4. Маринич В.В., Губа В.П. Комплексная психолого-педагогическая оценка эффективности учебно-тренировочного процесса в профессиональном спорте: современные подходы // Здоровье для всех. 2015. № 1. С. 45-49.
5. Губа В.П., Маринич В.В. Теория и методика современных спортивных исследований: монография. М.: Спорт, 2016. 232 с.
6. Чарыкова И.А., Стаценко Е.А., Парамонова Н.А. Информативность показателей психофизиологического состояния и гормонального статуса в контроле физических нагрузок при тренировке пловцов // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. 2009. № 3. С. 27-31.
7. Чарыкова И.А., Стаценко Е.А. Психофизиологические критерии перетренированности у спортсменов // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. 2010. № 2. С. 50-53.
8. Кулиненков О. С. Фармакологическая помощь спортсмену: коррекция факторов, лимитирующих спортивный результат. М.: Советский спорт, 2007. 146 с.
9. Смирнов В.Н., Яковлев В.Н. Физиология центральной нервной системы. М., 2004. 389 с.
10. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник. М.: ТерраСпорт, Олимпия пресс, 2001. 520 с.
Губа Владимир Петрович, д-р пед. наук, проф., Заслуженный работник высшей школы РФ, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Берулава Каха Мурманович, аспирант, kaf-tmfvsamgou. ru, Россия, Москва, Московский государственный областной университет
COMPARATIVE ANALYSIS OF SIMPLE VISUAL AND MOTOR REACTION HIGHLY
SKILLED BORTSOV-SURDLIMPIYTSEV AND OLYMPIANS OF FREESTYLE
V.P. Guba, K.M. Berulava
In article the problem of studying of indicators of simple visual and motor reaction at highly skilled fighters-surdlimpiytsev and Olympians of freestyle who provide high efficiency of maintaining a competitive duel that provides achievement of high sports results is considered.
Key words: wrestling, athletes-surdlimpiytsy, psychophysiological abilities, simple visual and motor reaction.
Guba Vladimir Petrovich, doctor of pedagogical Sciences, professor, honored worker of the higher school of the Russian Federation, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Berulava Kakha Murmanovich, graduate student, kaf-tmfvsamgou. ru, Russia, Moscow, Moscow State Regional University
УДК 799.3
ВЛИЯНИЕ ПРЕДСТАРТОВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТЕНДОВОЙ СТРЕЛЬБЕ
М.В. Дедловская, Л.Т. Миннахметова
Представлены результаты оценивания спортсменами эмоциогенности факторов психических состояний перед соревнованиями, которые влияют на результативность соревновательной деятельности в стендовой стрельбе. Разработаны общие практические рекомендации по оптимизации предстартовых психических состояний спортсмена в условиях соревнований и отдельно приемы для каждого типа предстартовых психических состояний.
Ключевые слова: предстартовые психические состояния, психологическая подготовка, соревновательная деятельность, стендовая стрельба.
Психическая нагрузка в современном спорте высших достижений достаточно велика. Восприятие спортсмена, внимание, память, особенности мышления, черты характера играют огромную роль в достижении спортивного успеха. При анализе содержания подготовки стрелков необходимо учитывать не только физиологическую стоимость отдельных упражнений, но и ту степень психической нагрузки стрессового характера, которую испытывают спортсмены в процессе подготовки к турниру. Физиологический компонент стресса определяют значительные по объему и интенсивности физические нагрузки, а также неизбежные тренировки на фоне не до восстановления. Психический компонент стресса определяется длительностью подготовки к турниру, его значимостью, условиями жесткой конкуренции в команде, контрольными. Стрессорами в одинаковой степени могут быть как условия деятельности стрелка, так и предстартовая ситуация, когда формируется установка на предстоящую деятельность, и