Научная статья на тему 'Критерии психолого-педагогической диагностики детей согласно ФГОС'

Критерии психолого-педагогической диагностики детей согласно ФГОС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2096
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ / ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ФГОС ДО / КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Санникова М. В.

В статье описаны критерии и показатели оценки уровня психического развития детей согласно ФГОС ДО. Приведены результаты исследования, которое проводилось в специализированном доме ребенка Свердловской области. Исследование включало диагностику психического развития детей и коррекционную программу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Санникова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии психолого-педагогической диагностики детей согласно ФГОС»

КРИТЕРИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ СОГЛАСНО ФГОС

© Санникова М.В.*

Специализированный дом ребенка, п. Вьюхино

В статье описаны критерии и показатели оценки уровня психического развития детей согласно ФГОС ДО. Приведены результаты исследования, которое проводилось в специализированном доме ребенка Свердловской области. Исследование включало диагностику психического развития детей и коррекционную программу.

Ключевые слова: критерии и показатели, диагностика психического развития, ФГОС ДО, коррекционная программа.

Под психолого-педагогической диагностикой психического развития детей мы понимаем сложный и длительный процесс формирования и развития психических функций: памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, мышления и речи, общей и мелкой моторики. Исследования И.П. Павлова показали, что чем моложе организм, тем нервная система более пластична, гибко реагирует на воздействие извне. Таким образом, необходимость диагностики психического развития детей в раннем, дошкольном возрасте и оказание своевременной психолого-педагогической помощи обусловлено, с точки зрения науки, свойством нервной системы - пластичностью. Специалисты, работающие с детьми, принимают тот факт, что чем раньше начинается целенаправленная коррекционная работа, тем более полной может быть компенсация дефекта, и предупреждение нарушения психического развития. Так Л.С. Выготский в своих трудах уделил много внимания своевременной коррекционной работе. Он показал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которых определенные психические функции и процессы формируются более быстро, и в более позднем возрасте добиться такой полноценности практически невозможно [1].

В своей работе по психолого-педагогической диагностике детей, мы опирались, с одной стороны, на положения отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Венгер, Э.И. Леонгард, Н.В. Серебрякова, Н.Я Семаго, М.М. Семаго, Е.А. Стребелева и др.) о том, что психика ребенка развивается в процессе усвоения и присвоения общественного опыта в процессе активной деятельности ребенка [2, 4]. С другой стороны на правовые акты: приказ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РФ», приказ от 14 ноября 2013 года. N 30384 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», приказ от 2 июня 1999 года «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья». При подборе методик для психолого-педагогической диагностики

* Педагог-психолог, кандидат психологических наук.

детей были использованы данные приказа № 227 от 28 сентября 1993 г. «О совершенствовании системы организации медицинской помощи воспитанникам домов ребенка Российской Федерации»; рекомендации методического пособия Н.В. Серебряковой «Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста» [3].

Таблица 1

Критерии психического развития детей согласно ФГОС ДО

Целевые ориентиры ФГОС Виды деятельности ФГОС Критерии психического развития Параметры (для детей третьего года жизни)

Социально-коммуникативное развитие Коммуникативная 1. Контакт - В контакт не вступает - Контакт формальный - В контакт вступает не сразу, с большим трудом - Контакт избирательный - Легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется

Социально-коммуникативное развитие Коммуникативная 2. Эмоциональная сфера - Пассивный, вялый, инертный - Повышенная эмоциональная возбудимость - Колебания настроения - Активный, бодрый, деятельный

Познавательное развитие Познавательно-исследовательская 3. Уровень развития познавательной активности - Отсутствие или крайне низкая познавательная активность - Снижение познавательной активности к различным видам деятельности - Недостаточность познавательной активности - Ярко выраженная познавательная активность

Познавательное развитие Познавательно-исследовательская 4. Внимание - Низкая концентрация внимания - Внимание неустойчивое, поверхностное - Внимание недостаточно устойчивое - Длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительные

Познавательное развитие Художественно -эстетическое развитие Познавательно-исследовательская Музыкальная 5. Сенсорное развитие Зрительное восприятие Слуховое восприятие Восприятие пространственных отношений - Различение близких и чужих - Узнавание, различение знакомых предметов, игрушек на однопредметных картинках - Сличение предметов с их изображением Соотнесение предметов по величине 2-2,6 года - подбирает по образцу предметы основных геометрических форм и основных четырех цветов; 2,7-3 года - показывает и называет основные цвета; геометрические формы - Ориентировочно-поисковая реакция на звуковые раздражители, голос и речь взрослого, узнавание своего имени - Узнавание звуков музыкальных инструментов - Знает и показывает части тела и лица - Верх-низ-середина

Познавательное развитие Конструирование 6. Мышление - Сортирует предметы по словесной инструкции на группы в коробки (кубики и мячи) - Строит башню по образцу

Физическое развитие Двигательная 7. Крупная моторика Держит равновесие на одной ноге 1 -2 с - Удерживает равновесие, пиная одной ногой мяч диаметром 20 см

Художественно-эстетическое развитие Изобразительная деятельность 8. Мелкая моторика Нанизывает на веревочку бусины диаметром 1,8 см Держит карандаш в руке

Окончание табл. 1

Целевые ориентиры ФГОС Виды деятельности ФГОС Критерии психического развития Параметры (для детей третьего года жизни)

Социально-коммуникативное развитие Игровая 9. Игровая деятельность - Интереса к игрушкам не проявляет - Проявляет поверхностный интерес - Проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам - Неспецифические манипуляции - Специфические манипуляции - Предметные действия - Процессуальные действия (с 1,5 лет) - Игра с элементами сюжета (с 2 лет)

Речевое развитие Коммуникативная 10. Речевое развитие Понимание обращенной речи: - Не понимает обращенную речь - Ограниченное понимание, ситуативное понимание обращенной речи на бытовом уровне; выполняет сложные речевые инструкции.

Количественный и качественный анализ психического развития детей позволяет осуществить психолого-педагогическая диагностика, включающая следующие функциональные составляющие: гностические функции -зрительный и слуховой гнозис; праксические функции: конструктивный прак-сис, зрительно-пространственный праксис; умственная работоспособность: память, внимание; мышление; графические умения. На основе функций мы выделили критерии психического развития детей: контактность, развитие эмоциональной и познавательной сферы, развитие внимания, сенсорное развитие (слуховое, зрительное восприятие), восприятие пространственных отношений, развитие мышления и речи, развитие крупной и мелкой моторики, развитие игровой деятельности. Представленные критерии психического развития согласуются с требованиями ФГОС ДО (табл. 1).

Такие критерии психического развития детей как мышление и сенсорное развитие, восприятие пространственных ориентиров оценивались по системе: сформирован - ребенок правильно выполняет задание по образцу, заинтересован в конечном результате; сформирован недостаточно - ребенок понимает задание, пытается выполнить, допускает ошибки, понимает конечный результат; не сформирован - ребенок не понимает задание, не стремится достичь цели. По остальным критериям проводилась качественная оценка согласно параметрам.

Ежегодно в январе и декабре отслеживались данные до и после прохождения программы психолого-педагогического сопровождения психического развития детей в условиях специализированного дома ребенка, в табл. 2 представлены данные за 2014 год. В связи с большим количеством выбывших и вновь прибывших детей в дом ребенка, количественная оценка эффективности проведенной коррекционной работы не может быть выполнена по группам. Так, количество детей, находящихся в доме ребенка в течение 2014 г. составляет около 70 человек, в связи с движением детей, в монито-

ринге приняли участие 57 человек. Для проведения мониторинга уровня психического развития детей и последующей коррекционной работы, были сформированы возрастные группы: 1 гр. - 2009 г.р. 1 ребенок; 2 гр. - 2010 г.р. 29 детей; 3 гр. - 2011 г.р. 26 детей; 4 гр. - 2012 г.р. 1 ребенок.

Таблица 2

Мониторинг психического развития детей специализированного дома ребенка за 2014 г.

Уровень психического развития 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа

Янв. 2014 Дек. 2014 Янв. 2014 Дек. 2014 Янв. 2014 Дек. 2014 Янв. 2014 Дек. 2014

Грубо отстает 1 (2 %) 1 (2 %) 16 (28 %) 11 (19 %) 16 (28 %) 11 (19 %) 1 (2 %)

Значительно отстает 7 (12 %) 8 (14 %) 5 (9 %) 7 (12 %) 1 (2 %)

Незначительно отстает 6 (10 %) 10 (57 %) 4 (7 %) 6 (10 %)

Соответствует норме 1 (2 %) 2 (4 %)

Полученные данные позволили охарактеризовать психическое развитие детей. Итак, уровень психического развития детей грубо отстает от возрастной нормы (отставание более 4-х эпикризных сроков). Такие дети в контакт не вступают, либо контакт избирательный. У них чаще повышенная эмоциональная возбудимость, могут быть колебания настроения. Познавательная активность отсутствует или крайне низкая, Низкая концентрация внимание (ребенок плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание), сенсорные эталоны не сформированы, восприятие пространственных отношений и габаритных характеристик не сформированы. Крупная и мелкая моторика отстают от возрастной нормы (дети не удерживают равновесие, затрудняются перешагивать через предметы, не могут складывать бумагу, подражая взрослому), игровая деятельность не сформирована, неспецифические манипуляции с игрушками. Дети на данном уровне развития ограниченно понимают инструкции и обращенную речь, в пределах режимных моментов. Речевое развитие отстает: произносят лепетные слова, звукоподражание. Уровень психического развития детей значительно отстает от возрастной нормы (отставание на 2, 3 эпикризных срока). Такие дети избирательны в контактах, в контакт вступаю не сразу, у них могут быть колебания настроения, эмоциональная сфера может быть как пассивной, так и активной. Уровень познавательной активности снижен. Внимание неустойчивое, поверхностное. Сенсорные эталоны сформированы недостаточно. Наглядно-действенное мышление и конструирование сформировано недостаточно, крупная и мелкая моторика отстает от возрастной нормы. Игровая деятельность характеризуется поверхностным интересом к игрушкам, процессуальными действиями. Понимают обращенную речь, выполняют простые инструкции, словарный запас бедный. Уровень психического развития детей незначительно отстает от возрастной нормы (отставание нервно-психического развития ребенка в пределах одного эпикризного срока). Такие дети легко идут на контакт, у них активная эмоциональная сфера, могут быть

колебания настроения, недостаточная или выраженная познавательная активность, внимание недостаточно устойчивое, сенсорные эталоны сформированы, восприятие пространственных отношений и габаритных характеристик сформировано недостаточно, мышление и конструирование сформировано достаточно, крупная и мелкая моторика отстает от возрастной нормы, в игре - сюжетно ролевая деятельность. Дети понимают обращенную речь, словарный запас в пределах обихода. Дети у кого уровень психического развития соответствует возрастной норме, легко идут на контакт. У них активная эмоциональная сфера, выраженная познавательная активность, внимание достаточно устойчивое, сенсорные эталоны сформированы, восприятие пространственных отношений и габаритных характеристик сформировано, мышление и конструирование сформировано, крупная и мелкая моторика соответствуют возрасту, в игре - сюжетно ролевая деятельность, понимают обращенную речь, словарный запас достаточный.

Рис. 1. Диаграмма показателей мониторинга за 2014 г.

Данные на рис. 1 свидетельствуют о положительной динамике психического развития детей. За 2014 год количество детей с грубым отставанием психического развития снизилось на 11 детей, возможно в связи с органическим поражением ЦНС. В то же время увеличилось количество детей значительно отстающих в психическом развитии, возможно из числа детей кто грубо отставал. В целом повышение уровня психического развития детей, в том числе и незначительно отстающих на 6 детей, достигалось благодаря разработанной программе психолого-педагогического сопровождения психического развития детей специализированного дома ребенка. В программе применялось новое сочетание психолого-педагогических технологий, включающих взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы развивающей психодиагностики, коррекционные технологии, психологическое консультирование педагогического коллектива, в том числе выполнением рекомендаций педагога-психолога на группах.

Процесс сопровождения психического развития детей (дети от 1,3 г. до 4,11 лет) включал следующие этапы: 1) диагностический этап. Психолого-педагогическая диагностика проводится в начале года с целью выявить детей нуждающихся в психокоррекционной помощи, в том числе для проведение ПМПк и в гонце года для подведение итогов; 2) разработка и реализа-

ция программы психолого-педагогического сопровождения психического развития детей, которая включала консультирование и информирование педагогического коллектива об особенностях детей с ОВЗ, профилактику эмоционального выгорания педагогического коллектива, коррекционные занятия с детьми (при этом используемая нами коррекционная программа была адаптирована и соответствовала поставленным в процессе работы с ребенком задачам, согласно возрасту и индивидуальным особенностям); 3) оценка эффективности программы, которая осуществлялось путем повторной диагностики; полученные результаты, рекомендации для каждого ребенка, программа ИПР обсуждались на педагогическом совете.

Подводя итоги, отметим, что положительную динамику развития познавательно-исследовательской сферы деятельности показали дети раннего возраста; а дети с ОВЗ и дети инвалиды показали положительную динамику в развитии эмоциональной сферы. Полученные данные учитывались при проведении ПМП к в специализированном доме ребенка, при планировании коррекционной работы педагога-психолога, при подготовке индивидуальных рекомендаций по развитию детей.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.

2. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. - СПб., 2005.

3. Серебрякова Н.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. - СПб., 2005.

4. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет). - М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.