Научная статья на тему 'Критерии, показатели и характеристика уровней сформированности ИКТ-компетентности у будущих учителей музыки'

Критерии, показатели и характеристика уровней сформированности ИКТ-компетентности у будущих учителей музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ / КРИТЕРИИ СФОРМИРВОАННОСТИ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ / КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ОБЛАСТИ ИКТ / IT-COMPETENCE AND TRAINING OF MUSIC TEACHERS / CRITERIA SFORMIRVOANNOSTI IT-COMPETENCE / THE COMPETENCE OF THE TEACHER OF MUSIC IN THE FIELD OF IT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косолапов Егор Геннадьевич

В данной статье описаны критерии сформированности ИКТ-компетентности будущего учителя музыки (мотивационный, когнитивный и процессуальный) и их показатели, на основе репродуктивного, продуктивного и творческого уровней сформированности ИКТ-компетентности. Также на основе описанных критериев выделен список ключевых компетенций, на формирование которых должен быть направлен процесс подготовки учителя музыки в педагогическом колледже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косолапов Егор Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии, показатели и характеристика уровней сформированности ИКТ-компетентности у будущих учителей музыки»

Критерии, показатели и характеристика уровней сформированности ИКТ-компетентности у будущих учителей музыки Косолапов Е. Г.

Косолапое Егор Геннадьевич /Kosolapov Egor Gennadievich - аспирант, кафедра информационных технологий, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары

Аннотация: в данной статье описаны критерии сформированности ИКТ-компетентности будущего учителя музыки (мотивационный, когнитивный и процессуальный) и их показатели, на основе репродуктивного, продуктивного и творческого уровней сформированности ИКТ-компетентности. Также на основе описанных критериев выделен список ключевых компетенций, на формирование которых должен быть направлен процесс подготовки учителя музыки в педагогическом колледже.

Abstract: this article describes the criteria for formation of the IT-competence of the future teacher of music (motivational, cognitive and procedural) and their performance, based on the reproductive, productive and creative level of development of IT-competence. Also based on the described criteria selected list of key competencies, the formation of which should be sent to the process ofpreparation of the teacher of music in the Teachers College.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность, подготовка учителя музыки, критерии сформирвоанности ИКТ-компетентности, компетенции учителя музыки в области ИКТ.

Keywords: IT-competence and training of music teachers, criteria sformirvoannosti IT-competence, the competence of the teacher of music in the field of IT.

Профессиональная деятельность учителя музыки в условиях реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий направлена на обучение учащихся навыкам применения информационных и коммуникационных технологий в музыкальной сфере. Кроме того, важным становятся использование различных электронных образовательных ресурсов (в том числе сетевых), реализация потенциала сети Internet, осуществление оценки знаний и умений учащихся с использованием средств тестирования и др.

ИКТ-компетентность студента педагогического колледжа - будущего учителя музыки - это профессионально-личностное образование, включающее потребности к получению знаний, умений, навыков, к непрерывному образованию и самообразованию в области ИКТ, интерес к изучению возможностей применения ИКТ, знание возможностей использования стандартного и специализированного программного обеспечения в образовательных целях, умения и навыки использования ИКТ в образовательной деятельности в зависимости от выполняемых профессиональных задач учителя музыки для автоматизации процессов преподавания музыкальных дисциплин, ведения учета успеваемости учащихся, подготовка учебных материалов в цифровом виде и др. [1, 2, 5, 7].

Следовательно, критериями сформированности ИКТ-компетентности учителя музыки будут являться мотивационный, когнитивный и деятельностный. Опишем их более подробно [6].

Мотивационным критерием сформированности ИКТ компетентности будет выступать потребность к получению знаний, умений и навыков, к непрерывному образованию и самообразованию в области ИКТ, интерес к изучению возможностей применения ИКТ для автоматизации процессов преподавания музыкальных

дисциплин, ведения учета успеваемости учащихся, подготовка учебных материалов в цифровом виде и др.

Когнитивный критерий предполагает наличие знаний возможностей использования стандартного и специализированного программного обеспечения в соответствии с целями и стратегией подготовки будущих учителей музыки.

Процессуальный критерий определяется умениями и навыками использования ИКТ в образовательной деятельности в зависимости от выполняемых профессиональных задач учителя музыки.

Таблица 1. Критерии, показатели и характеристика уровней сформированности ИКТ-компетентности у будущих учителей музыки

Репродуктивный уровень Продуктивный уровень

Творческий уровень

Мотивационный критерий: Показатели: - потребности к получению знаний, умений и навыков, к непрерывному образованию и самообразованию в области ИКТ, интерес к изучению возможностей применения ИКТ для автоматизации процессов преподавания музыкальных дисциплин, ведения учета успеваемости учащихся, подготовка учебных _материалов в цифровом виде и др._

- отсутствуют или слабо выражены потребности к получению знаний, умений и навыков в области ИКТ, в том числе, для повышения качества профессиональной деятельности по подготовке учителей музыки;

- отсутствуют или слабо выражены потребности к непрерывному образованию,

самообразованию в области использования ИКТ, личностному саморазвитию, профессиональному совершенствованию и самореализации;

- не проявляет интерес к изучению возможностей использования ИКТ для автоматизации процессов преподавания музыкальных дисциплин, ведения учета успеваемости учащихся, подготовка учебных материалов в цифровом виде и др.

- заинтересован в изучении ИКТ и их использованию для повышения качества профессиональной деятельности по подготовке учителей музыки;

- появляются потребности в непрерывном образовании, в том числе, с применением

дистанционных технологий, самообразовании в области применения ИКТ, личностном саморазвитии, профессиональном совершенствовании и самореализации; проявляет интерес к изучению возможностей ИКТ и применения их для автоматизации процессов преподавания музыкальных дисциплин, ведения учета успеваемости учащихся, подготовка учебных материалов в цифровом виде и др.

- проявляет ярко выраженную заинтересованность, осознанную значимость к изучению и

использованию различных ИКТ с целью повышения качества

профессиональной деятельности по подготовке учителей музыки;

- испытывает устойчивые потребности в непрерывном образовании, в том числе, с применением дистанционных технологий, самообразовании в области использования ИКТ, личностном саморазвитии, постоянном профессиональном совершенствовании и самореализации;

- проявляет устойчивый интерес к изучению возможностей ИКТ и применения их для автоматизации процессов преподавания музыкальных дисциплин, ведения учета успеваемости учащихся, подготовка учебных материалов в цифровом виде и др._

Когнитивный критерий: Показатели: знание возможностей использования стандартного и специализированного программного обеспечения в соответствии с целями и стратегией подготовки будущих

учителей музыки._

- имеет представление о составе, назначении и возможностях

использования стандартного программного обеспечения, в том числе, текстовых, табличных, графических, аудио и нотных редакторов для различной обработки профессионально-значимой информации.

- имеет представление о составе и назначении различных средств ИКТ, современных перспективах развития ИКТ, но не знает, по каким параметрам осуществляется их выбор для автоматизации профессиональной деятельности учителя музыки;

- имеет представление о возможностях использования различных цифровых аудиоредакторов («Sony Sound Forge», «Adobe Audition») для создания и редактирования звуковых файлов, цифровых нотных редакторов («GNU LilyPond», «NtEd») для набора нотного текста.

- обладает базовыми знаниями о возможностях стандартного программного обеспечения, в том числе, текстовых, табличных, графических, аудио и нотных редакторов для различной обработки звуковых файлов:

- обладает базовыми знаниями о возможностях специализированного программного обеспечения, но затрудняется с самостоятельным выбором средств ИКТ для решения профессиональных задач преподавателя в соответствии с целями и стратегией подготовки учителя музыки;

- владеет базовыми знаниями о возможностях использования различных цифровых аудиоредакторов («Sony Sound Forge», «Adobe Audition») для создания и редактирования звуковых файлов, цифровых нотных редакторов («GNU LilyPond», «NtEd») для набора нотного текста.

- в достаточном объеме владеет знаниями о возможностях использования различных цифровых аудиоредакторов («Sony Sound Forge», «Adobe Audition») для создания и редактирования звуковых файлов, цифровых нотных редакторов («GNU LilyPond», «NtEd») для набора нотного текста;

- имеет достаточно знаний о возможностях стандартного программного обеспечения, в том числе, текстовых, табличных, графических редакторов для различной обработки профессионально-значимой информации в аспекте эффективной подготовки учителей музыки;

- в полном объеме обладает знаниями о возможностях использования специализированного программного обеспечения («Sony Sound Forge», «Adobe Audition», «NtEd») в своей профессиональной деятельности;

- знает, как выбирать средства ИКТ для решения

профессиональных задач в соответствии с целями и стратегией подготовки будущих учителей музыки.

Процессуальный критерий Показатели: умения и навыки использования ИКТ в образовательной деятельности в _зависимости от выполняемых профессиональных задач учителя музыки._

- обладает элементарными навыками работы со стандартным программным обеспечением, в том числе, текстовыми, табличными, графическими, аудио и нотными редакторами

- частично владеет навыками работы с различными цифровыми аудиоредакторами («Sony Sound Forge», «Adobe Audition») для создания и редактирования звуковых файлов, цифровыми нотными редакторами («GNU LilyPond», «NtEd») для набора нотного текста.

- обладает стандартными навыками работы с различными цифровыми аудиоредакторами («Sony Sound Forge», «Adobe Audition») для создания и редактирования звуковых файлов, цифровыми нотными редакторами («GNU LilyPond», «NtEd») для набора нотного текста;

- владеет навыками работы со стандартным программным обеспечением, в том числе, текстовыми, табличными, графическими, редакторами для различной обработки профессионально-значимой информации в аспекте подготовки будущих учителей музыки;

- владеет навыками использования специализированного программного обеспечения («Sony Sound Forge», «Adobe Audition», «NtEd») в своей профессиональной деятельности;

- обладает навыками использования средств ИКТ в соответствии с целями и стратегией подготовки будущих учителей музыки: автоматизации процессов преподавания музыкальных дисциплин, ведения учета успеваемости учащихся, подготовка учебных материалов в цифровом виде и др.

- обладает устойчивыми навыками работы с различными цифровыми аудиоредакторами («Sony Sound Forge», «Adobe Audition») для создания и редактирования звуковых файлов, цифровыми нотными редакторами («GNU LilyPond», «NtEd») для набора нотного текста;

- умеет работать со стандартным программным обеспечением, в том числе, текстовыми, табличными, графическими редакторами для различной обработки профессионально-значимой информации в аспекте подготовки будущих учителей музыки;

- умеет работать со специализированным программным обеспечением («Sony Sound Forge», «Adobe Audition», «NtEd») в своей профессиональной деятельности;

- обладает устойчивыми навыками использования средств ИКТ в соответствии с целями и стратегией подготовки будущих учителей музыки: автоматизации процессов преподавания музыкальных дисциплин, ведения учета успеваемости учащихся, подготовка учебных материалов в цифровом виде и др._

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что процесс подготовки будущего учителя музыки в области ИКТ в педагогическом колледже должен быть направлен на формирование [4, 8]:

- заинтересованности, осознанной значимостью к изучению и использованию различных ИКТ с целью повышения качества своей профессиональной деятельности;

- устойчивых потребностей в непрерывном образовании, в том числе, с применением дистанционных технологий, самообразовании в области использования ИКТ;

- устойчивого интереса к изучению возможностей ИКТ и применения их для автоматизации процессов преподавания музыкальных дисциплин, ведения учета успеваемости учащихся, подготовки учебных материалов в цифровом виде и др.;

- знаний возможностей использования стандартного и специализированного программного обеспечения в соответствии с целями и стратегией музыкального образования;

- знаний о возможностях использования различных цифровых аудиоредакторов («Sony Sound Forge», «Adobe Audition») для создания и редактирования звуковых файлов, цифровых нотных редакторов («GNU LilyPond», «NtEd») для набора нотного текста;

- знаний о возможностях стандартного программного обеспечения, в том числе, текстовых, табличных, графических редакторов для различной обработки профессионально-значимой информации в аспекте эффективной подготовки учителей музыки;

- знаний о возможностях использования специализированного программного обеспечения («Sony Sound Forge», «Adobe Audition», «NtEd») в своей профессиональной деятельности;

- умений и навыков использования ИКТ в образовательной деятельности в зависимости от выполняемых профессиональных задач учителя музыки;

- навыков работы с различными цифровыми аудиоредакторами («Sony Sound Forge», «Adobe Audition») для создания и редактирования звуковых файлов, цифровыми нотными редакторами («GNU LilyPond», «NtEd») для набора нотного текста;

- умений работать со стандартным программным обеспечением, в том числе, текстовыми, табличными, графическими редакторами для различной обработки профессионально-значимой информации в аспекте подготовки будущих учителей музыки;

- умений работать со специализированным программным обеспечением («Sony Sound Forge», «Adobe Audition», «NtEd»).

Таким образом, в процессе обучения в педагогическом колледже будущий учитель музыки должен прийти к осознанию того, что в современных условиях компьютеризация музыкальной деятельности - это объективный социокультурный процесс.

В содержание программ подготовки должны быть включены вопросы, затрагивающие универсальные принципы и способы цифровой записи (оцифровки) и обработки музыкального звука, отображения и моделирования информации, в том числе музыкальной: акустических и интонационных параметров звука, нотного текста, особенностей исполнительской манеры. Студент должен знать технические возможности современного электронного оборудования.

Кроме того, в процессе формирования ИКТ-компетентности студент обучается использованию компьютера для музыкальной аранжировки и сочинения музыки, применению ИКТ в теории музыки (статистические методы музыкального анализа, психоакустические исследования). Будущий учитель музыки обучается созданию и применению электронных учебников, постигает основы дистанционного обучения, учится применять ИКТ на всех стадиях проведения учебных и внеучебных занятий в образовательном учреждении.

Литература

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: общедидакт. аспект /

Ю. К. Бабанский. Москва: Педагогика, 1977. 251 с.

2. Босова Л. Л. О подходах к организации компьютерного практикума на пропедевтическом этапе подготовки в области информатики и ИКТ / Л. Л. Босова, В. В. Трофимова // Информатика и образование, 2007. № 9. С. 91-99.

3. Кравцова А. Ю. Совершенствование системы подготовки будущих учителей в области информационных и коммуникационных технологий в условиях модернизации образования: (на материале зарубежных исследований): автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.02 / А. Ю. Кравцова. Москва, 2004. 48 с.

4. Кузнецов А. А. Основные направления совершенствования методической подготовки учителей информатики в педагогических вузах: [программа курса «Методика преподавания информатики»] / А. А. Кузнецов, С. Кариев // Информатика и образование, 1997. № 6. С. 13-20.

5. Лавина Т. А. Непрерывная подготовка учителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности / Т. А. Лавина. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2006. 171 с.

6. Ракитина Е. А. Построение содержания обучения информатике на деятельностной основе / Е. А. Ракитина. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001. 162 с.

7. Роберт И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.-метод. пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова. Москва: Дрофа, 2008. 312 с.

8. Смолянинова О. Г. Компетентностный подход в педагогическом образовании в контексте использования мультимедиа / О. Г. Смолянинова. Красноярск: КрасГУ, 2006. 170 с.

Проблемы начинающего педагога в период адаптации Неустроева Е. Ю.

Неустроева Елизавета Юрьевна / Neustroeva Elizaveta Yuryevna - магистрант,

кафедра зоологии, естественнонаучный факультет, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

Аннотация: данная статья посвящена вопросу выявления и решения проблем начинающих педагогов в условиях адаптации. В статье автором проанализированы основные проблемы молодого педагога в современной школе, а также рассмотрены наиболее эффективные пути решения выявленных проблем.

Abstract: this article is dedicated to identification and determination problems of new entrants into the teaching profession in the conditions of adaptation. In the article the author analyzes the main problems of the novice teacher in the modern school, and also consider the most effective ways of solution the identified issues.

Ключевые слова: стратегии поведения, профессиональная ориентация, наставничество, профессиональная адаптация, модернизация.

Keywords: behavioral strategies, professional orientation, mentoring, professional adaptation, modernization.

В современных школах работают педагоги с многолетним стажем и категориями различной величины. Согласно международному докладу М. Аграновича в 2014 году, 99% учителей в школе - это женщины. Что касается возрастных групп, то согласно приведенным данным, количество молодых педагогов, возраст которых, не превышает 30 лет, составляет 11%. В то время, как на возрастную категорию от 30 до 39 лет приходится около 25% учителей. Но наиболее распространенным возрастным периодом учителей является 40-49 лет. Таким образом, можно сделать вывод, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.