Научная статья на тему 'Критерии оценки качественной подготовки педагогов профессионального обучения к использованию элементов дистанционных технологий'

Критерии оценки качественной подготовки педагогов профессионального обучения к использованию элементов дистанционных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / УРОВНИ ПОДГОТОВКИ / ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ESTIMATION CRITERIA / COMPETENCE IN FIELD OF DISTANCE TRAINING / LEVELS OF PREPARATION / TECHNOLOGIES OF DISTANCE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Ирина Михайловна, Кулагина Юлия Александровна

В статье раскрыты компоненты, критерии и уровни оценки эффективной подготовки педагогов профессионального обучения к организации образовательного процесса с применением элементов технологий дистанционного обучения в средних специальных учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Ирина Михайловна, Кулагина Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA OF THE ESTIMATION OF QUALITATIVE PREPARATION OF TEACHERS OF PROFESSIONAL TRAINING TO USE THE ELEMENTS OF DISTANT TECHNOLOGIES

Components, criteria and levels of estimation of effective preparation of teachers of professional training to the organization of educational process with use of elements of technologies of distance training in vocational schools are opened in article.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки качественной подготовки педагогов профессионального обучения к использованию элементов дистанционных технологий»

жается функцией

t t

S = z(/) JTH /z(t)dt, где z(t) = exp Jm(t)dt.

0 0

Подставляя сюда задание выражения т и Т1Р найдем, что на промежутке [0, tj поток усвоенной информации выражается функцией t

S = e J (a^t — a^t )e dt,

0

а на промежутке [tp т] - функцией

S = S1 + e—J [a3(r — t) — a4(z — t)2 ]eydt,

<i

где x = ft + (C/k)coskt, y = f(T-t) + (C /k)cosk(T-t), S1 - значение S при t=t.

Учитывая, что при TH=Tmca при t=t и Тн=0 при t=0, и полагая Т равным единице, установим, что коэффициенты a, a2, а3, а4 можно представить равенствами:

2 12 1

a1 =—, a2 = —, a3 =--, a4 =------------ .

1 tj 2 t- 3 z — tj 4 (— tj)2

Теперь рассматриваемая задача сводится к определению такого значения момента времени t, принадлежащего промежутку [0, т], которое при условии (S) < 0,8 обеспечивает максимальное

J ' ' max 7

значение S при t=T.

Решение найдено перебором возможных вариантов на ЭВМ. Он показал, что искомым является значение t1, равное 64 мин.

Библиографический список

1. Авчухова Р. Э. Некоторые модельные представления при исследовании системы уравнения процессов обучения: Дис. ... канд. техн. наук. -Рига, 1974. - С. 24, 66.

2. Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. - М., 1964.

3. ЛеонтьевЛ.П., Гохман О.Г. Проблема управления учебным процессом: Математические модели. - Рига, 1984. - С. 23, 70.

4. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. - М., 1974. - С. 239.

5. Шанталова В.А. Измерение учебной информации, изложенной в течение одной лекции // Научная организация учебного процесса и применение автоматизированных управляющих и обучающих систем в вузах Латвийской ССР. - Рига, 1982. - С. 25-32.

6. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж, 1977. - С. 239.

7. Кунисевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польского О.В. Долженко. - М., 1986. - С. 164.

8. Невельский П.Б. Объем памяти и количество информации // Проблема инженерной психологии. - Л., 1965. - Вып. 3. - С. 99.

УДК 378

Морозова Ирина Михайловна, Кулагина Юлия Александровна

Пензенская государственная технологическая академия

[email protected]

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье раскрыты компоненты, критерии и уровни оценки эффективной подготовки педагогов профессионального обучения к организации образовательного процесса с применением элементов технологий дистанционного обучения в средних специальных учебных заведениях.

Ключевые слова: критерии оценки, компетенции в области дистанционного обучения, уровни подготовки, технологии дистанционного обучения.

Одной из важнейших задач высшего педагогического образования на современном этапе развития общества стала подготовка будущих педагогов к педагогической деятельности в системе дистанционного обучения для учебных заведений высшего и среднего профессионального образования [2]. Несмот-

ря на возрастающее количество публикаций, посвященных данной проблеме, в них не представлена четкая схема подготовки.

Именно поэтому для решения задач образования в условиях информатизации необходимо сформировать у будущего педагога профессионального обучения готовность к реализации тех-

нологий дистанционного обучения, которая в ближайшее время станет одним из важнейших компонентов готовности педагога к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества и образования [ 1].

Проанализировав ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)», мы находим в перечне компетенций, которыми должен обладать выпускник по направлению подготовки 050100 «Профессиональное обучение (по отраслям)» с квалификацией «бакалавр», наличие следующей компетенции: готов к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов) (ПК-27).

Для формирования данной компетенции нами была разработана модель организации подготовки педагогов профессионального обучения

к использованию элементов технологий дистанционного обучения в учебном процессе средних специальных учебных заведений.

Наиболее сложным блоком любой модели является оценочно-результативный блок. Рассмотрим его подробнее.

Оценочно-результативный блок включает три уровня подготовки: низкий (теоретический), средний (практический) и высокий (профессиональный).

Каждый из уровней оценивается по трем компонентам:

- мотивационный компонент показывает, насколько должны быть замотивированы студенты для работы в системе дистанционного обучения на каждом из уровней подготовки;

- деятельностно-когнитивный компонент показывает, насколько должны быть сформированы знания, умения и владения для осуществ-

Таблица1

Компетенции педагога в области дистанционного обучения, формируемые на теоретическом этапе подготовки

№ п\п Компетенции в области дистанционного обучения Знания, умения и владения

Мотивационный компонент

1. Осознает личностную заинтересованность в освоении технологий дистанционного обучения. Знает требования ФГОС ВПО к выпускникам, с точки зрения их компетентности в условиях информатизации общества и образования; Умеет проводить сравнительный анализ деятельности педагога традиционного и дистанционного обучения, видеть плюсы и минусы дистанционного обучения; Владеет информацией о необходимости изучения технологий дистанционного обучения.

Деятельностно-когнитивный компонент

1. Имеет целостное представление о специфике дистанционного обучения. Знает особенности и теоретико-методологические аспекты дистанционного обучения, понимает роль педагога в системе дистанционного обучения; Умеет видеть отличия технологии дистанционного обучения от других педагогических технологий, проводить сравнительный анализ деятельности и функций педагога традиционного и дистанционного обучения; Владеет информацией об особенностях технологии дистанционного обучения.

Рефлексивный компонент

1. Способен организовать рефлексию педагогической деятельности в системе дистанционного обучения. Знает особенности основных методик анализа педагогической деятельности в системе дистанционного обучения; Умеет адекватно и критически подходить к диагностике уровня сформированности компетенций в области дистанционного обучения с помощью предложенных методик; Владеет практическим опытом проведения рефлексии собственных достижений в области теоретических аспектов дистанционного обучения.

Таблица2

Компетенции педагога в области дистанционного обучения, формируемые на практическом этапе подготовки

№ п\п Компетенции в области дистанционного обучения Знания, умения и владения

Мотивационный компонент

1. Г отов к освоению методик создания элементов технологий дистанционного обучения. Знает необходимость создания и применения в учебном процессе элементов дистанционных технологий; Умеет активизировать учебную деятельность по созданию элементов дистанционных технологий; Владеет способностью актуализировать и активизировать знания, умения и владения по созданию элементов технологий ДО.

Деятельностно-когнитивный компонент

1. Способен самостоятельно работать на компьютере, с электронной почтой и ресурсами Интернет. Знает технологию работы с компьютерными программами, с электронной почтой, с ресурсами сети Интернет; Умеет самостоятельно работать с компьютерными и информационно-справочными, обучающими программами, умеет осуществлять взаимодействие с помощью электронной почты, осуществлять поиск информации в поисковых системах Интернет, работать с ресурсами электронных библиотек и образовательных порталов, а также пользоваться электронными учебнометодическими материалами; Владеет практическими навыками работы с компьютерными и информационно-коммуникативными технологиями.

2. Готов к созданию элементов технологий дистанционного обучения в учебной деятельности. Знает основные алгоритмы, технологии и методики создания элементов дистанционных технологий; Умеет создавать и пользоваться элементами дистанционного обучения в учебном процессе; Владеет практическими умениями и навыками создания элементов дистанционного обучения.

Рефлексивный компонент

1. Г отов анализировать и корректировать результаты своей деятельности. Знает суть психолого-диагностических методик проведения рефлексии; Умеет правильно подбирать методики для анализа, своевременно проводить рефлексию своей деятельности и корректировать результаты этой деятельности; Владеет практическими навыками подбора методик для организации рефлексии в системе дистанционного обучения, анализа собственных результатов и их коррекции.

ления работы с дистанционными технологиями в учебном процессе средних специальных учебных заведений на каждом уровне подготовки;

- рефлексивный компонент показывает, насколько должны быть сформированы компетенции в области рефлексии педагогической деятельности у студентов, готовых к применению элементов дистанционных технологий на каждом уровне подготовки.

Каждый уровень оценивается по ряду определенных нами критериев оценки, выраженных в компетенциях педагога. Рассмотрим каждый из уровней.

1. Низкий (теоретический).

Основными задачами этого уровня подготовки являются:

- формирование мотивации студентов специальности 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)» к освоению технологий дистанционного обучения;

- познание особенностей дистанционного обучения, роли педагога в системе дистанционного обучения и специфики работы с дистанционными технологиями.

На данном уровне подготовки у будущих педагогов должны быть сформированы следующие компетенции (табл. 1).

Таблица3

Компетенции педагога в области дистанционного обучения, формируемые на профессиональном этапе подготовки

№ п\п Компетенции в области дистанционного обучения Знания, умения и владения

Мотивационный компонент

1. Владеет устойчивой мотивацией к использованию элементов дистанционных технологий в своей будущей профессиональной деятельности. Знает необходимость использования технологий дистанционного обучения в учебном процессе ССУЗов; Умеет своевременно и быстро активизировать и актуализировать умения и владения для создания и использования элементов дистанционного обучения в учебно-профессиональной деятельности; Владеет способностью активизировать практический опыт по разработке и использованию элементов дистанционных технологий в профессиональной деятельности.

Деятельностно-когнитивный компонент

1. Научно-исследовательская деятельность Способен организовать учебноисследовательскую работу обучающихся с применением элементов дистанционных технологий. Знает процесс организации учебноисследовательской деятельности с помощью дистанционных технологий; Умеет организовывать и принимать участие в заочных теле- и видеоконференциях, Интернет-конференциях, семинарах, дискуссиях и других научно-практических мероприятиях, осуществлять поиск информации и готовить доклады для выступления с применением элементов дистанционных технологий; Владеет практическим опытом организации и участия в заочных и виртуальных научнопрактических мероприятиях с использованием дистанционных технологий.

2. Организационно-технологическая деятельность Г отов к организации образовательного процесса с применением интерактивных, дистанционных, эффективных технологий подготовки специалистов. Знает методику организации образовательного процесса с применением элементов дистанционных технологий; Умеет организовывать практическое и теоретическое обучение с помощью элементов дистанционных технологий и в системе дистанционного обучения; Владеет практическим опытом организации образовательного процесса с применением элементов дистанционного обучения.

3. Коммуникативная деятельность Способен моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач в системе дистанционного обучения. Знает психологические и педагогические особенности общения с обучающимися в системе дистанционного обучения; Умеет налаживать связь между участниками процесса ДО и поддерживать связь с ними регулярно и постоянно, моделировать стратегию и технологию общения в конкретной ситуации в системе дистанционного обучения; Владеет практическими навыками общения в системе дистанционного обучения.

Окончание таблицы 3

4. Г отов к оказанию индивидуальной консультативной помощи обучающихся с тем, чтобы помочь ему максимально эффективно управлять собственным обучением в системе дистанционного обучения. Знает технологию организации и проведения консультативной деятельности; Умеет своевременно оказать индивидуальную консультативную помощь обучающимся на очных встречах и в процессе заочного дистанционного общения; Владеет практическим опытом проведения индивидуальных очных и дистанционных консультаций.

5. Образовательно-проектировочная деятельность Способен проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения специалистов в системе дистанционного обучения. Знает методические аспекты разработки, анализа учебно-методической информации, подбора и проектирования методов, форм и дидактических средств для теоретического и практического обучения в системе дистанционного обучения; Умеет проектировать комплекс дидактических средств, методов и форм теоретического и практического обучения, конструировать содержание учебного материала, разрабатывать и корректировать учебно-методическую информацию собственного курса для системы дистанционного обучения; Владеет практическим опытом проектирования и оснащения образовательно-производственной среды теоретического и практического обучения в системе дистанционного обучения (с применением элементов дистанционных технологий).

Рефлексивный компонент

1. Готов быстро реагировать на нововведения в системе дистанционного обучения и способен своевременно их внедрить в учебный процесс. Знает психолого-педагогические методики рефлексии педагогической деятельности в системе дистанционного обучения; Умеет анализировать плюсы и минусы нововведений, эффективно использовать их в своей профессиональной деятельности; Владеет практическим опытом отслеживания результативности внедрения нововведений.

2. Готов помочь обучающемуся осознать как затруднения, так и позитивный опыт и результаты в процессе обучения в системе дистанционного обучения. Знает методики диагностики результатов деятельности обучающихся; Умеет показать студентам их успехи и неудачи и предложить пути их устранения либо дальнейшего усовершенствования; Владеет практическим опытом анализа и коррекции результатов деятельности обучающихся в процессе обучения с использованием технологий дистанционного обучения.

Для достижения поставленных результатов на теоретическом (низком) этапе подготовки необходимо:

1. Изучить теоретико-методологические аспекты дистанционного обучения.

2. Организовать учебный процесс студентов с использованием элементов технологий дистанционного обучения через процесс внедрения элементов дистанционных технологий в процесс изу-

чения дисциплин основной образовательной программы по направлению 051000 «Профессиональное обучения (по отраслям)» (Педагогические технологии, Общая и профессиональная педагогика, Введение в педагогическую специальность, Методика профессионального обучения, Психолого-педагогическая диагностика, Психология профессионального обучения и др.).

3. Разработать и внедрить в учебный процесс студентов специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» теоретико-информационный блок по изучению психолого-педагогичес-ких методик рефлексии педагогической деятельности в области дистанционного обучения через программу индивидуальной работы в ходе изучения отдельных дисциплин основной образовательной программы специальности (психология профессионального обучения, психолого-педа-гогическая диагностика, методика профессионального обучения).

2. Средний (практический).

Основными задачами этого уровня подготовки являются:

- формирование мотивации студентов специальности 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)» к созданию элементов технологий дистанционного обучения;

- развитие практических умений по овладению студентами создания и применения элементов дистанционных технологий в процессе обучения.

На среднем уровне подготовки у будущих педагогов должны быть сформированы следующие компетенции (табл. 2).

Для достижения поставленных результатов на практическом (среднем) этапе подготовки необходимо:

1. Активизировать деятельность студентов специальности 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)» в создании элементов технологий дистанционного обучения в образовательном процессе академии и кафедры «Педагогика и психология» (в ходе выполнения учебной и научноисследовательской деятельности совместно с преподавателями, а также индивидуальной творческой работы).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Внедрить элементы технологий дистанционного обучения в учебный процесс будущих педагогов профессионального обучения.

3. Разработать и внедрить в процесс обучения будущих педагогов факультативный курс «Технологии дистанционного обучения», направленный на формирование у них ключевых компетенций в области дистанционного обучения.

3. Высокий (профессиональный).

Основными задачами высокого уровня подготовки являются:

- формирование устойчивой мотивации студентов специальности 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)» к использованию элементов технологий дистанционного обучения в учебном процессе средних специальных учебных заведений;

- формирование профессионального опыта в области создания и применения элементов дистанционных технологий в образовательном процессе учреждений среднего профессионального образования.

На высоком уровне подготовки у будущих педагогов должны быть сформированы следующие компетенции (табл. 3).

Для достижения поставленных результатов на профессиональном (высоком) этапе подготовки необходимо:

1. Обеспечить тесную и постоянную связь учебного процесса вуза с учреждениями среднего профессионального образования через педагогическую практику студентов специальности 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)», а также взаимосвязь с учетом запланированных практических и лабораторных занятий факультативного курса «Технологии дистанционного обучения».

2. Предоставить возможность студентам-прак-тикантам выполнять роли тьютора (консультанта, преподавателя-предметника, методиста, проектировщика, организатора, автора курсов) на учебных занятиях в средних специальных учебных заведениях.

Библиографический список

1. Закотнова П.В. Подготовка преподавателей вуза к деятельности в системе дистанционного обучения: Дис. ... канд. педагогических наук. -Омск, 2004.

2. Синьковская ТА. Проблема готовности будущего учителя информатики к использованию технологий дистанционного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.