УДК 629.125
М. А. Масуев
Махачкалинский филиал Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета)
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ КАЧЕСТВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК СРЕДСТВ КОЛЛЕКТИВНОГО СПАСЕНИЯ
Анализ функционирования энергетических установок средств коллектиного спасения (ЭУ СКС) и требований, предъявляемых к ним [1, 2], показывает, что эксплуатационными качествами, определяющими успешное завершение эвакуации людей с судна, терпящего бедствие, являются оценочные показатели, характеризующие:
- сохраняемость ЭУ в постоянной готовности для немедленного ввода в действие при заданных длительных периодах бездействия;
- оперативность ЭУ при вводе в действие, включающая в себя быструю подготовку к пуску, пуск, прогрев и приемистость в течение заданного периода времени при температуре окружающей среды до 258 К;
- максимально возможную надежность ввода в действие и функционирование ЭУ {Р(0^-1} при условиях, возможных при эвакуации людей с судна, терпящего бедствие.
Долговечность ЭУ, под которой понимается продолжительность ее использования до списания, составляет 15 лет, поэтому сохраняемость ЭУ приходится обеспечивать в течение времени равного ресурсу ЭУ до списания, т. е. 15 лет.
Обеспечить при эксплуатации ЭУ сохраняемость равную 15-ти годам только конструкторскими и технологическими решениями, исключающими операции технического обслуживания (ТО), не удается. Вследствие этого приходится предусматривать показатель, характеризующий сохраняемость ЭУ и плановые ТО, с периодичностью, совпадающей или кратной международным нормам, установленным для периодической проверки функционирования СКС, - 3 месяца.
Техническое обслуживание включает в себя такие операции, как:
1) проверка и (при необходимости) восстановление требуемого уровня моторного масла и топлива, а также электролита в аккумуляторе, устранение их течи в соединениях;
2) проверка и (при необходимости) устранение следов коррозии и восстановление лакокрасочных и других покрытий наружных поверхностей ЭУ, его узлов и механизмов;
3) проверка работоспособности ЭУ и ее систем, а также аккумуляторной батареи и (при необходимости) восстановление заданного уровня технических характеристик и показателей путем выполнения необходимых профилактических и ремонтных работ;
4) замена топлива в топливном баке и моторного масла в системах смазки двигателя и ЭУ, фильтрующих элементов в системах топливоподачи и смазки через каждые пять лет эксплуатации ЭУ.
Анализ перечисленных операций ТО указывает:
- на невозможность выполнения их в рамках одного планового обслуживания, реализуемого с заданной периодичностью;
- целесообразность выполнения их в полном объеме в рамках двух различных ТО путем назначения технического обслуживания № 1 (ТО-1), реализуемого в объеме указанных в п. 1, 2, 3 операций, с заданной периодичностью, равной 3 месяцам, и технического обслуживания № 2 (ТО-2), реализуемого в объеме указанных в п. 4 операций, с заданной периодичностью, равной 5 годам;
- необходимость исключения для ЭУ рассматриваемого типа операций переборки и капитального ремонта двигателя и других механизмов, выполнение операций по мелким ремонтам текущего характера, обусловленных случайными факторами или «износом неиспользования».
Наработка ЭУ в ходе тренировочного использования СКС в каждые три месяца составляет 2 ч, или 8 ч в год. Можно принять наработку ЭУ до наступления сроков обслуживания ТО-1 (через 3 мес.) - 2 ч; ТО-2 (через 5 лет) - наработка - 50 ч, списание - через 15 лет, или 150 ч работы.
Количество ТО-1 за 5 лет составляет 19 шт. При выполнении ТО-2 перечень операций и трудоемкости ТО-1 включаются в ТО-2. До наступления срока списания СКС выполняется 57 ТО-1 и два - ТО-2.
С целью обеспечить оперативность ввода в действие и сохраняемость ЭУ СКС между плановыми ТО выполняются следующие операции:
- проворот коленчатого вала двигателя - раз в неделю;
- запуск дизеля с работой на холостом ходу в течение 5 мин - раз в месяц;
- тренировочный спуск СКС на воду - раз в три месяца.
Необходимость смены масла в двигателе, реверсивно-редукторной передаче (РРП) и топливном насосе, а также топлива в топливном баке через каждые 5 лет в механизмах, эксплуатирующихся в составе ЭУ СКС, обусловлена предельным сроком хранения моторных масел и дизельного топлива, по истечении которого их качество не гарантируется. Вследствие этого для ЭУ СКС приходится наряду с ТО-1 регламентировать ТО-2 с периодичностью не более 5 лет.
Вторым важнейшим комплексным показателем является оперативность ЭУ при вводе в действие. Показателями, характеризующими оперативность ЭУ, являются:
- продолжительность подготовки (т0) и пуска (тп) двигателя при любых условиях, возможных в эксплуатации ЭУ СКС;
- продолжительность прогрева двигателя (^пр ) до спуска СКС с палубы на воду и приемистость ЭУ по частоте вращения вала ((Хпп ) );
- минимальная температура пуска двигателя как вручную, так и электростартером (Тдус) и количество людей, осуществляющих ввод в действие ЭУ (7п), - показатели, характеризующие пусковые качества.
В соответствии с требованиями «Международной конвенции по охране человеческой жизни на море» (СОЛАС) ввод в действие ЭУ СКС необходимо обеспечить при любых условиях, возможных в эксплуатации. В качестве минимальной температуры окружающей среды Российским морским регистром судоходства принята температура 258 К.
Надежность ввода в действие и функционирование двигателя и механизмов ЭУ СКС определяют:
- работоспособность ЭУ и ее систем при пуске двигателя;
- работоспособность ЭУ при прогреве без воды в системе охлаждения и поступлении забортной воды с температурой до 271 К в систему охлаждения прогретого двигателя сразу после спуска СКС на воду;
- работоспособность ЭУ в случае переворачивания СКС на 360° с задержкой в положении перевернутом на 180° в течение 10 с;
- работоспособность ЭУ в случае затопления СКС по линии оси коленчатого вала двигателя;
- работоспособность ЭУ в случае прохождения СКС зоны разлившейся и горящей нефти в течение 10 мин;
- работоспособность ЭУ после спуска на воду в режиме полной мощности для эвакуации людей со скоростью не менее 3,1 м/с;
Под работоспособностью принято понимать состояние ЭУ и ее двигателя, при котором они способны выполнять заданные функции с параметрами, установленными в технической документации. При этом во всех случаях эксплуатации вероятность безотказной работы ЭУ {/’(0^1}, т. е. при реализации спасательной операции в интервале от ее начала до завершения в работе ЭУ не должно быть нарушения работоспособности (отказа).
Эффективность ЭУ определяют показатели, характеризующие мощность двигателя (Ые -эффективная мощность, Мкр - крутящий момент), необходимую для движения СКС с конвенционной скоростью и работы его систем жизнеобеспечения, баланс мощности и экономичности ЭУ по удельным расходам топлива и масла. Важными показателями также являются:
- мощность габаритная - показатель, характеризующий полезное использование габаритного объема ЭУ, кВт/м3;
- полный КПД пропульсивного комплекса (^ п.к), характеризующий потери мощности
в двигателе ("Пм), РРП (ЛррП), валопроводе и гребном винте (Лв ), насосах систем осушения
и орошения (Лн), генераторах питания бортовой сети, радиостанции и зарядки аккумуляторной батареи ('Л г), на преодоление сопротивления движению корпуса СКС и запаса мощности (л к).
Указанная номенклатура оценочных показателей ЭУ существенно отличается от общепринятой номенклатуры оценочных показателей ЭУ общего назначения [3, 4], что объясняется спецификой функций, выполняемых ЭУ при реализации спасательной операции.
На основе представленных показателей, с учетом особенностей функционирования ЭУ при реализации спасательной операции, были разработаны комплексные оценочные показатели, которые наиболее полно характеризуют эксплуатационные качества ЭУ и их практические составляющие: постоянная готовность ЭУ к использованию; оперативность ввода в действие ЭУ; эффективность функционирования ЭУ; безотказность ввода в действие и функционирования ЭУ при реализации спасательной операции. В качестве комплексных было принято четыре показателя, оцениваемых следующими коэффициентами:
- Кг - коэффициент постоянной готовности ЭУ к использованию;
- Кв - коэффициент оперативности ввода в действие ЭУ;
- Кф - коэффициент функционирования ЭУ после спуска СКС на воду;
- Кн - коэффициент надежности ввода в действие и функционирования ЭУ.
Они в полной мере отражают конструктивные, функциональные и эксплуатационные особенности ЭУ СКС, позволяют установить оптимальные значения и взаимосвязь между различными конструктивными, технологическими и эксплуатационными факторами и могут быть приняты за критерии оценки оптимальности технических решений, принимаемых на практике при совершенствовании существующих и создании новых ЭУ для малых судов.
В этой связи целесообразно рассмотреть каждый из предложенных коэффициентов и получить достоверные выражения для их определения, а затем на их базе предложить обобщенный коэффициент оценки эксплуатационных качеств ЭУ (Кэ.к).
1. Коэффициент постоянной готовности (сохраняемости) ЭУ
По международным и национальным нормам ЭУ СКС должна находиться в состоянии постоянной готовности к использованию в течение всего времени эксплуатации судов в любых условиях, возможных при морских и океанских плаваниях.
Продолжительность времени, в течение которого ЭУ находится в состоянии постоянной готовности к использованию, является заданной. Нижний предел ее ограничен назначенным сроком хранения на СКС без ТО - 1 мес., верхний - 15 лет - ограничен назначенным сроком службы ЭУ СКС до списания. Следовательно, задача сводится к обеспечению постоянной готовности ЭУ к использованию в течение всего времени нахождения ее на СКС до списания, т. е. к сохранению конструктивных и эксплуатационных показателей и характеристик ЭУ постоянно до списания СКС.
Морские суда эксплуатируются в сложных и неблагоприятных гидрометеорологических условиях, в которых сохранить первоначальные показатели и характеристики ЭУ в течение всего срока эксплуатации без периодических ТО невозможно. Именно поэтому для ЭУ СКС приходится предусматривать периодические ТО, а при необходимости и ремонты, обеспечивающие постоянную готовность к использованию в течение всего срока службы.
Учитывая обязательность выполнения ТО для обеспечения постоянной готовности ЭУ и их влияние на техническое состояние объекта обслуживания, периодичность и трудоемкость ТО представляется целесообразным использовать в качестве основных показателей для определения коэффициента сохраняемости.
Назначенный срок постоянной готовности ЭУ к использованию без ТО должен быть равным или кратным сроку периодического тренировочного ввода в действие ЭУ или спуска СКС на воду в соответствии с международными нормами [2]. В то же время заводы-изготовители ЭУ в ходе эксплуатационных испытаний устанавливают рекомендуемые виды профилактических работ и трудоемкости ТО, которые могут не совпадать с установленными международными нормами. Чем ниже надежность и вероятность безотказной работы деталей и узлов ЭУ, тем чаще и с большей трудоемкостью необходимо выполнять профилактические воздействия, чтобы обеспечить их безотказную работу при реализации спасательной операции. Исходя из вышеизложенного, целесообразно определять коэффициент постоянной готовности как отношение
суммы нормативных трудоемкостей технических воздействий (Тно) за весь срок эксплуатации СКС, устанавливаемых по требованиям СОЛАС к суммарным трудоемкостям (ТО), рекомендуемым заводом-изготовителем по эксплуатационным испытаниям.
Кг = ^НТО-1 •?ТО-1 + ^НТ°~2 ; ?тО-2 = Тно / То > 1, (1)
^ТО-1 • гТО-1 + ^ТО-2 • 7ТО-2
где ¿нто-ь ^НТО_2 - нормативные трудоемкости одного ТО-1 и ТО-2, чел. ч; ¿ТО_ь ^ТО_2 - фактические трудоемкости одного ТО-1 и ТО-2, чел. ч; /'то^, /-^2 - количество ТО-1 и ТО-2 за весь срок эксплуатации СКС.
При этом следует учитывать, что трудоемкости, рекомендуемые заводом-изготовителем, не могут быть выше международных норм, иначе ЭУ не может быть установлена на СКС, как не обеспечивающая постоянную готовность. Таким образом, Кг должен быть больше или равен
1, чем больше Кг, тем лучше эксплуатационные качества ЭУ.
Очень важно обеспечить постоянную готовность ЭУ при минимальном объеме работ по техническим обслуживаниям, переборкам и ремонтам. По величине Кг можно оценить совершенство ЭУ с точки зрения эксплуатационных качеств и планировать трудовые и материальные затраты на содержание ЭУ в постоянной готовности на год и на весь срок ее нахождения на судне до списания СКС. С его помощью можно проводить сравнительный анализ различных ЭУ, а также оценивать эффективность вносимых конструктивных изменений.
2. Коэффициент оперативности ввода в действие ЭУ
Анализ функционирования ЭУ в ходе реализации стандартной спасательной операции позволяет установить основные условия для оценки оперативности ввода в действие ЭУ и уточнить термин «немедленный ввод в действие».
Подготовка к пуску и пуск двигателя должны быть завершены за время сбора людей X сб к местам посадки в СКС. Поэтому можно написать:
* 0 +Х п сб .
За время посадки людей в СКС X пс = 180 с и спуска СКС на воду X сб = 120 с необходимо прогреть двигатель и подготовить ЭУ для приема полной нагрузки. Поэтому можно написать:
Тпр = Тпс + Тсп = 180 + 120 = 300 с.
Продолжительность ввода в действие ЭУ не может превышать продолжительности реализации спасательной операции, следовательно:
Тп + Т + Т £ Т К + Т + Т
^0 ^пр — ‘'сб ^пс ^сп*
Если исходить из указанных условий для коэффициента оперативности ввода в действие ЭУ Кв, можно получить следующее выражение:
К ___ ^ сб + Т пс + Т сп > 1 (2)
в Тп + Т + Т
0 п пр
Знаменатель уравнения (2) характеризует суммарную продолжительность операций, которые необходимо выполнить для ввода в действие ЭУ (тэу), и ее величина не должна превышать нормируемых значений - 420 с. Объясняется это тем, что при XЭУ £ 420 с ввод в действие ЭУ осуществляется параллельно с другими операциями эвакуации людей с аварийного судна, отвечает требованию «немедленного ввода в действие» и не наносит ущерба каким-либо этапам реализации спасательной операции, а при X ЭУ > 420 с отдельные этапы спасательной операции приходится задерживать из-за неготовности ЭУ, что отражается на успешном завершении эвакуации людей в безопасное место.
Числитель уравнения (2) характеризует суммарную продолжительность операций, которые необходимо выполнить для спуска СКС с палубы на воду. Операции, определяющие значения величин, входящих в числитель и знаменатель уравнения (2), выполняются параллельно, и от этих величин зависит успех спасательной операции.
Коэффициент оперативности ввода в действие ЭУ Кв позволяет оценить совершенство конструкции ЭУ с точки зрения эксплуатационных качеств и раскрыть взаимосвязь между параметрами обеспечения подготовки, пуска и прогрева двигателя, а по величине их суммарной продолжительности определить возможность применения конкретного двигателя для ЭУ СКС. Обеспечением величины К в > 1 решается инженерная задача обеспечения «немедленного ввода в действие ЭУ», и чем больше величина Кв, тем выше эксплуатационные качества ЭУ СКС.
3. Коэффициент функционирования ЭУ после спуска на воду СКС
Важнейшей задачей ЭУ после ввода в действие является обеспечение конвенционной скорости хода СКС и работы всех систем его жизнеобеспечения, функционирования СКС в любых условиях, возможных при реализации спасательной операции. Функционирование ЭУ при реализации спасательной операции зависит в первую очередь от его мощности, чтобы при полной нагрузке набрать и превзойти установленную минимальную скорость движения СКС - 3,1 м/с.
На функционирование ЭУ и ее приемистость существенное влияние оказывают потери мощности на привод оборудования ЭУ (К ЭУ) и потери мощности на преодоление сопротивления движению СКС (Л^СКС). Исходя из этого, коэффициент функционирования ЭУ можно определить как величину мощности ЭУ, приходящуюся на единицу нагрузки СКС, или отношение мощности, затрачиваемой на движение СКС, к полной массе СКС с пассажирами (ОСКС):
Кф = N - NЭУ - ^скс) / Оскс = (К - ^ЭУ - Кскс) / Ш • П + О), (3)
^ЭУ = Кн + Кг + Кррп + Кв,
где Кн - потери мощности на привод насосов осушения и орошения; Кг - потери мощности на привод генераторов питания, радиостанции и зарядки аккумуляторной батареи; NРРП - потери мощности в РРП; Кв - потери мощности в валопроводе и гребном винте; шп - средняя масса пассажира (75 кг); П - пассажировместимость СКС; О - масса СКС без пассажиров.
Чем больше будет величина буксировочной мощности ЭУ, приходящаяся на единицу массы СКС, тем лучше она будет функционировать при реализации спасательной операции. Предложенный коэффициент Кф и формулу, полученную для его расчета, можно использовать для оценки эффективности функционирования ЭУ на малых судах и на любом транспортном средстве.
4. Коэффициент надежности ввода в действие ЭУ СКС
Безотказность ввода в действие и функционирования ЭУ в любых реальных условиях реализации спасательной операции определяет возможность выполнения возложенных на ЭУ задач, т. е. возможность применения конкретной ЭУ для СКС.
В этой связи для ЭУ СКС необходимо обеспечить соблюдение установленных норм продолжительности безотказного пуска (тп), продолжительности безотказного функционирования без воды в системе охлаждения (Тпр) в положении опрокинутом на 180° (т180), при затоплении СКС водой по линии оси коленчатого вала (тзт), при прохождении СКС зоны огня (тзо) и в режиме полной мощности.
Надежность ввода в действие и функционирования ЭУ в целом является одним из показателей его эксплуатационных качеств, характеризующих качество выполнения возложенных функций. ЭУ, предназначенная для СКС, должна обладать максимально возможной надежностью. Вероятность отказа при реализации спасательной операции должна быть сведена к минимуму, т. е. вероятность безотказной работы ЭУ и СКС должна стремиться к 1 (Р(0 — 1}.
Безотказность функционирования {Р(^)—> 1} ЭУ необходимо обеспечивать для всех возможных в эксплуатации ситуаций:
1. Пуск двигателя можно рассматривать надежным с {Р(0 — 1}, если он запускается с одной из трех пусковых попыток в течение 60 с при температуре окружающей среды до 258 К.
Если указанные требования не выполняются, то двигатель не может быть использован в составе ЭУ СКС, поэтому можно написать для коэффициента надежности по пуску Кн1:
Кн1 = 60 с /тп > 1,
где тп - продолжительность пуска, с, при Т = 258 К и количестве попыток не более трех, как вручную, так и электростартером.
При Кні < 1 ЭУ для СКС не может быть использована. Чем выше коэффициент надежности по пуску, тем выше надежность и эксплуатационные качества ЭУ.
2. Пуск и прогрев двигателя по условиям эксплуатации ЭУ СКС приходится осуществлять на палубе без воды в системе охлаждения. Такой режим функционирования можно рассматривать как абсолютно надежный с (Р(0 ^ 1}, если при пуске и прогреве двигателя в течение 420 с температура деталей цилиндро-поршневой группы не превышает предельных значений, отмечаемых при их работе на рабочих режимах. Поэтому для коэффициента надежности по прогреву можно написать:
К.2 = ^ * 1,
тпр
где тпр - продолжительность функционирования двигателя без воды в системе охлаждения на
холостом ходу без перегрева деталей в с.
При КН2 < 1 двигатель в составе ЭУ для С-КС не мо^кет быть использован, а при -Кн2 > 1 на его базе может быть создана ЭУ для СКС.
3. При спуске СКС на воду в систему охлаждения прогретой ЭУ поступает забортная вода с температурой до 271 К, и если при этом не отмечается отказ двигателя и ЭУ способна принимать полную нагрузку, то ее можно считать надежной. Поэтому для коэффициента надежности по тепловым нагрузкам Кн3 можно написать:
Кн3 = > 1
Т
мах
где Тмах - максимальная температура деталей, соприкасающихся с продуктами сгорания при прогреве двигателя без воды в системе охлаждения - 420 с; Траб - максимальная температура деталей, имеющих контакт с продуктами сгорания при работе двигателя в режиме полной мощности.
При прогреве двигателя на холостом ходу наиболее нагретые части деталей в течение 420 с прогрева не должны иметь температуру Тмах, превышающую установившуюся при работе Траб, в этом случае Кн3 > 1, а ЭУ сумеет функционировать в рассматриваемом режиме без отказов. При Тмах > Траб Кн3 < 1, и гарантировать безотказное функционирование ЭУ в указанном режиме невозможно. Использовать ЭУ с Кн3 < 1 для СКС нельзя из-за отсутствия уверенности в успешном исходе спасательной операции.
4. Поступление забортной воды в двигатель и принятие полной нагрузки необходимы для функционирования ЭУ в режиме обеспечения конвенционной скорости СКС не менее 3,1 м/с. Это необходимое условие для ускоренного отхода СКС от гибнущего судна. Поэтому для коэффициента надежности по мощности Кн4 можно написать:
Кн4 = = 0,32 VСКС > 1 ,
Vк 3,1 СКС
где ^КС и Vк - скорость хода СКС и конвенционная, равная 3,1 м/с.
ЭУ можно считать надежной, если после принятия полной нагрузки обеспечивается скорость хода СКС не менее 3,1 м/с. При этом, если значение Кн4 > 1, ЭУ соответствует условиям эксплуатации СКС и безотказно функционирует в режиме полной мощности. При Кн4 < 1 СКС не развивает конвенционную скорость, а если ЭУ не развивает конвенционную скорость, то не может использоваться для СКС.
5. При спуске СКС на воду или отходе его от судна во внутрь СКС может попасть вода и затопить ЭУ по линии оси коленчатого вала, что обусловливает необходимость безотказного функционирования в течение времени, необходимого для осушения СКС. Поэтому для коэффициента надежности по осушению СКС Кн5 можно написать:
где хзт - продолжительность функционирования ЭУ в состоянии затопления по линии оси коленчатого вала; хос - продолжительность осушения СКС осушительным насосам.
ЭУ можно считать функционирующей безотказно, если продолжительность безотказной работы ЭУ в затопленном по линии оси коленчатого вала состоянии хзт больше или равна хос При этом величина Кн5 > 1 и ЭУ соответствует условиям эксплуатации СКС.
При Кн5 < 1 ЭУ не соответствует условиям эксплуатации СКС и не может быть рекомендована для комплектования СКС.
6, 7. При реализации спасательной операции СКС может перевернуться с задержкой на 10 с в положении перевернутом на 180°, или СКС приходится преодолевать зоны разлившейся и горящей нефти в течение до 10 мин, а ЭУ должна функционировать безотказно в указанных условиях. Поэтому для коэффициентов надежности функционирования в положении перевернутом на 180° Кн6 и при прохождении зоны огня Кн7 можно написать:
Если ЭУ в состоянии работать в положении перевернутом на 180° более 10 с или функционировать при прохождении СКС зоны огня в течение 10 мин, она считается надежной и соответствует условиям эксплуатации танкерных СКС. При этом Кн6 > 1 и Кн7 > 1. Если эти условия не выполняются, и Кн6 < 1 или Кн7 < 1, то ЭУ не может быть установлена на СКС.
Таким образом, для оценки надежности ЭУ в условиях эксплуатации СКС приходится пользоваться несколькими коэффициентами, каждый из которых характеризует одну из сторон надежности ЭУ, требуемой для СКС. Последняя обеспечивается, если:
Выражение для Кн справедливо только в случае, отмеченном выше, т. е. значения составляющих коэффициентов, входящих в формулу (4), при рассмотрении в отдельности, а следовательно, и сам обобщающий коэффициент надежности ввода в действие и функционирования ЭУ должны быть равны или больше 1. Кн позволяет оценить надежность ЭУ с позиции выяснения возможности использования их для эксплуатации на СКС. Чем больше Кн, тем лучше эксплуатационные качества ЭУ.
Коэффициенты Кг, Кв, Кф, Кн, выбранные в качестве комплексных оценочных показателей, позволяют оценивать совершенство конструкции ЭУ и ее эксплуатационных характеристик, соответствие их комплексу требований, предъявляемых к ЭУ СКС. Они позволяют также разработать функциональные зависимости оценочных показателей от различных конструктивных, режимных, эксплуатационных и экономических факторов, а также оценить эксплуатационные качества ЭУ и возможность комплектования ими СКС.
Анализ выражений (1)-(4) для определения Кг, Кв, Кф, Кн показывает, что эксплуатационные качества будут тем выше, чем больше эти коэффициенты. Поэтому для обобщающего коэффициента эксплуатационных качеств ЭУ (Кэ.к) можно записать:
х
Кн5 = > 1,
х
Ш’ 180 7 И/ л р.
с 10 мин
(4)
Кэ.к = Кф ■ Кн ■ Кг ■ Кв ^ мах.
(5)
Практическое применение Кн, Кг, Кв, Кф и номенклатуры оценочных показателей будет заключаться в использовании их в качестве критериев оценки оптимальности технических решений, принимаемых для того, чтобы обеспечить сохраняемость, оперативность, безотказность функционирования и эффективность ЭУ СКС. Это поможет установить оптимальные значения и взаимосвязь между различными конструктивными, технологическими и эксплуатационными факторами обеспечения требуемых качеств, а также использовать их при выполнении научноисследовательских, опытно-конструкторских и заводских испытаний и на их базе разработать теоретические основы улучшения эксплуатационных качеств ЭУ СКС.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Александров М. Н. Современные спасательные средства и их эффективность // Морской флот. - 1972. - № 8.
2. Правила Регистра СССР по конвенционному оборудованию морских судов. - Л.: Транспорт, 1981.
3. Дизели. Справочник / Под ред. В. А. Ваншейдта. - Л.: Машиностроение, 1977. - 480 с.
4. Аливагабов М. М. Оценка эффективности энергетических установок средств коллективного спасения морских судов // Судостроение. - 1986. - № 1. - С. 20-23.
Статья поступила в редакцию 20.12.2006
CRITERIA FOR ASSESSING OPERATIONAL RELIABILTY OF ELECTRIC POWER INSTALLATIONS OF COLLECTIVE RESCUE MEANS
M. A. Masuev
Service performance, which defines successful completion of people evacuation from a ship in disastrous condition, is estimated figures, which characterize the following parameters: the index of life keeping; efficiency at the beginning of the operation; maximum reliability while putting into operation. Complex estimated figures, which describe in details operational characteristics of an electric power installation, are elaborated. They are estimated by the following coefficients: the coefficient of constant readiness; the coefficient of implementation efficiency; the coefficient of functioning after launching collective rescue means into the water; the coefficient of implementation assurance of an electric power installation. The coefficients allow: to estimate the perfection of structure of an electric power installation and its field-performance data, its correspondence to a set of demands made to electric power installations of collective rescue means; to develop functional dependences of estimated figures on different structural, mode, operational and economical factors; to estimate service performance of electric power installations and their ability to use collective rescue means there.