КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Н. Г. БАРЫШНИКОВ,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой анализа и аудита E-mail: [email protected]
Ю. С. ЗАРЬКОВА,
аспирант кафедры анализа и аудита E-mail: [email protected] Пензенская государственная сельскохозяйственная академия
В статье рассматриваются современные методики по определению эффективности использования государственных субсидий. Приводятся расчеты использования бюджетных средств, выделяемых на развитие сельского хозяйства в Пензенской области, обосновывается необходимость проведения мониторинга эффективности государственной поддержки и направления его совершенствования.
Ключевые слова: субсидии, государственная поддержка, сельское хозяйство, методика, эффективность.
Государственная поддержка сельхозпроизводителей является одним из приоритетов аграрной политики и осуществляется в виде предоставления субсидий из федерального бюджета при условии софинансирования расходов из регионального бюджета. Ее направления конкретизированы в постановлении Правительства РФ от 14.07.2007 № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы». В 2008 г. в рамках этой программы государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей из федерального бюджета
осуществлялась по 11 направлениям и превысила 130 млрд руб. из бюджетов всех уровней. Это более чем в два раза больше по сравнению с 2007 г. и почти в три раза больше, чем в 2006г. [1].
Для вывода сельскохозяйственных товаропроизводителей из аграрного кризиса и их дальнейшего экономического развития необходимо повышать не только уровень поддержки, но и эффективность ее использования. Каждый вложенный в производство продукции рубль должен работать на результат, приносить максимум прибыли. В связи с этим большое значение имеет эффективное использование мер государственной поддержки, повышение отдачи от вложенных ресурсов. При отсутствии объективных оценок оказывается сильное давление на общественное мнение о бесполезности и расточительстве прямой поддержки в крупных размерах из-за низкой отдачи вложений.
В научных публикациях рассматриваются различные подходы к определению эффективности использования государственных субсидий. В большинстве исследований оценка экономической эффективности поддержки сельского хозяйства ограничивается определением расчетной эффек-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жго7>ъЯ-Ъ.'Н?>?4'К'ШЪ.Ъ4
25
тивности отдельных видов господдержки либо общих сумм поддержки, получаемой сельским хозяйством из бюджета.
Учеными Института экономики переходного периода обобщена разработанная специалистами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) методика «Основные методологические аспекты определения уровня государственной поддержки сельского хозяйства» [3], которая основывается на сравнении с уровнем поддержки в развитых странах.
Эта методика является общепринятой и общепризнанной не только в странах ОЭСР, но и в большинстве других стран с развитой рыночной экономикой. Экономический смысл рассчитываемого показателя состоит в учете всех денежных ассигнований, поступающих от потребителей сельскохозяйственной продукции, через цены и от налогоплательщиков — через бюджет и другие формы перераспределения. Методика применяет элементы макроэкономического анализа и пригодна для оценки вмешательства государства и уровня результативности его поддержки на федеральном уровне. Дать оценку использованию средств господдержки непосредственно теми, кто их получает по этой методике, практически невозможно.
В настоящее время Всероссийский научно-исследовательский институт экономики, труда и управления в сельском хозяйстве разработал методику оценки эффективности использования бюджетных средств в сельском хозяйстве [2]. Она позволяет оценивать эффективность совокупной прямой поддержки сельскохозяйственных организаций из федерального и регионального бюджетов на основе соотношений объема совокупной поддержки и ее финансового результата. Исходной информацией для проведения такого анализа служат материалы землеоценочных работ, данные годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности сельскохозяйственных организаций, и в первую очередь формы №10-АПК-село «Отчет о средствах целевого финансирования», где приводится информация об объемах выделяемой поддержки по многочисленным направлениям.
В условиях ожидаемого существенного сокращения объема государственной поддержки сельского хозяйства перед государством стоит задача наиболее эффективного их использования во всех областях, в том числе в выработке наиболее эффективной аграрной политики.
Государство должно не просто выделять бюджетные средства, но и вести мониторинг эффек-
тивности их использования. Это даст возможность определить эффективность применяемых государством мер. Если эти меры себя оправдывают, то их можно будет продолжить, усовершенствовать. Это позволит также поднять ответственность распределителей и получателей государственных средств.
Для реализации этих целей Минсельхоз России утвердил методику оценки эффективности использования бюджетных средств, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям в виде субсидий. По результатам оценки эффективности использования бюджетных средств субъекта Российской Федерации будет определяться размер государственной поддержки из федерального бюджета.
На основе обобщающего анализа Минсельхоз России определил перечень критериев по оценке эффективности использования федеральных и региональных средств, предоставляемых сельхозпроизводителям в виде субсидий. В числе приоритетных — прирост производства продукции сельского хозяйства в стоимостном выражении в сопоставимых ценах на 1 руб. субсидий, увеличение производства продукции растениеводства и животноводства в натуральном выражении, а также урожайности и продуктивности по основным видам продукции. Критериями оценки также являются объем субсидий в расчете на 1 га сельхозугодий и уровень рентабельности реализованной сельхозпродукции.
Анализ показал, что в среднем по Российской Федерации в 2008 г. прирост производства сельхозпродукции на 1 руб. господдержки в сопоставимых ценах составил 1 руб. 20 коп., что в 1,6 раза больше, чем в 2007г., и в 1,1 раза больше по сравнению с 2006 г.
Прирост производства продукции сельского хозяйства в значительной мере определен высоким ростом производства продукции растениеводства, который в 2008 г. на 1 руб. субсидий составил 2,2 руб., что на 1,7 руб. больше, чем в 2007г., и на 1,6 руб. больше в сравнении с 2006г.
Кроме того, при среднем по Российской Федерации приросте продукции сельского хозяйства 1,69 руб. на 1 руб. государственной поддержки прирост менее одного рубля получен в 30 субъектах Федерации, а от одного до трех рублей — в 26.
Для осуществления сквозного контроля за использованием бюджетных средств на всех уровнях Минсельхоз России составил реестр бюджетополучателей. Структура реестра на 83 % состоит из личных подсобных хозяйств с объемом финанси-
26
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жг0-ръ%ъ.'н'р?4?:ж'иъ4
Р^витие^'К'К
19(184) - 2010
15
10
рования около 3 %, на 9 % — из крестьянских (фермерских) хозяйств с объемом финансирования 6 % и на 5 % — их сельскохозяйственных организаций с 70 % финансирования. Таким образом, сельскохозяйственные организации получают две трети бюджетных субсидий, соответственно эта категория хозяйств является наиболее чувствительной к господдержке.
В Пензенской области в соответствии с аграрной политикой была принята программа развития сельского хозяйства на 2008—2012 гг. Ее реализация способствовала ускорению темпов роста объемов сельскохозяйственного производства.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области, в 2008 г. общий объем валовой продукции в хозяйствах всех категорий составил 29,5 млрд руб., что на 12,3 % выше соответствующего периода предыдущего года.
юоо
800
600
400
200
597,6
680,1
317,0
2006
2007
Производство продукции сельского хозяйства в стоимостном выражении в сопоставимых ценах 2007 г. на 1 га сельхозугодий -о— Объем субсидий в расчете на 1 га сельхозугодий
Рис. 2. Динамика производства продукции сельского хозяйства и объема субсидий в расчете на 1 га сельхозугодий в 2006—2008 гг., тыс. руб.
держки отрасли за счет средств федерального и областного бюджетов превысил 2 млрд руб., в том числе перечислено получателям из областного бюджета — 992,8 млн руб., из федерального — 1 008,6 млн руб.
Анализ динамики рентабельности сельскохозяйственного производства по годам показывает эф-фективностьгосударственнойподцержки (рис. 1).
Благодаря принимаемым мерам по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, производство продукции сельского хозяйства в 2008 г. на 1 га сельхозугодий увеличилось к уровню 2006 г. в 1,31 раза, при этом доля субсидий в объеме произведенной продукции сельского хозяйства снизилась в 3,5 раза (рис. 2).
Структура реестра бюджетополучателей Пензенской области аналогична структуре реестра бюджетополучателей Российской Федерации. На долю сельскохозяйственных организаций приходится около 80 % всех субсидий.
За 2006-2008 гг. прирост валовой про__„.-•-* дукции на 1 руб. государственной поддержки увеличился в 3 раза (рис. 3).
Результаты проведенного анализа показывают, что оценка экономической эф_1 фективности исполь-
2008 зования бюджетных
средств необходима. Указанная методика будет применяться при формировании бюджета на очеред-
897,6
502,9
В общем объеме валовой продукции сельского хозяйства 49,8% — сельскохозяйственные предприятия, 43,2% — хозяйства населения и только 7,0% — крестьянские (фермерские) хозяйства.
Индекс объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составил в 2008 г. 122,9 % (на развитие экономики и социальной сферы Пензенской области в целом — 103,7% к уровню 2007 г.).
Объем государственной под-
4,3
-1
2006 2007 2008
Уровень рентабельности без субсидий —В—Уровень рентабельности с учетом субсидий
Рис. 1. Рентабельность сельскохозяйственных организаций Пензенской области в 2006—2008гг., %
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жго7>ъЯ-Ъ.'Н?>?4'КЖЪ.Ъ4
27
7,0
4,2
2,3
1,4
1,5
2,0
2006
□ Объем государственной поддержки
2007 2008
□ Прирост валовой продукции
Рис. 3. Эффективность государственной поддержки сельского хозяйства Пензенской области в 2006—2008гг., млрдруб
условие предоставления бюджетных субсидий субъектам Российской Федерации.
Вместе с тем необходима методическая разработка экономических регуляторов, которые обеспечивали бы мотивацию сельскохозяйственных товаропроизводителей в повышении эффективности использования средств господдержки и в целом производственного потенциала, а также механизмов
ной финансовый год, при этом повышение эффективности использования средств государственной поддержки будет рассматриваться как обязательное
эффективного взаимодействия государственных и хозяйственных организаций в процессе реализации программ развития сельского хозяйства.
Список литературы
1. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы: постановление Правительства РФ от 14.07.2007 № 446.
2. Методика оценки эффективности использования бюджетных средств в сельском хозяйстве / под ред. проф. Г. В. Беспахотного. Екатеринбург: УрГСХА, 2005.
3. Основные методологические аспекты определения уровня государственной поддержки сельского хозяйства. М.: НИИТЭИАгропроминформ, 2002.
28
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвРЪЯЪ'НР^'Х'ШЪ'^