критерии оценки эффективности государственного финансового контроля за государственными внешними заимствованиями россии
Сегодня Россия является активным участником международного рынка капитала и ежегодно привлекает значительные кредиты и займы, в частности у международных финансовых организаций. В соответствии с Программой государственных внешних заимствований на 2006 г. РФ привлекает до 1 112,84 млн долл. США.
В 2002 г 90 % фактической суммы заимствований приходилось на целевые иностранные заимствования1. Такая тенденция сохраняется и в 2006 г., процентное отношение целевых иностранных заимствований к сумме всех заимствований составляет 86 %. При этом доля кредитов правительств иностранных государств значительно падает, а доля займов и кредитов международных финансовых организаций растет.
Следует отметить, что в 2006 г. предусмотрено привлечение двух новых нефинансовых займов МБРР на реализацию проекта «Инфраструктура особых экономических зон» в объеме 50 млн долл. США и проекта «Развитие рынка информационных технологий в России» в объеме 20 млн долл. США, с использованием их в этом же году соответственно 15 млн долл. США и 1 млн долл. США.
В связи с тем, что заимствования у международных финансовых организаций занимают 86 % всех привлекаемых РФ заимствований, высоко значение и цена привлечения таких заимствований, а именно удельный вес расходов на обслуживание и погашение такого будущего внешнего долга в расходах федерального бюджета на 2006 г., и должны были составить около 7 %2.
В связи с этим и ввиду высокой актуальности автор рассматривает вопросы государственного финансового контроля за государственными внешними заимствованиями РФ, в частности вопросы определения эффективности такого контроля.
1 Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2002 год.
2 Получено расчетным путем при использовании данных
Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» и заключения Счетной палаты РФ на проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год».
A.C. КОНОВА
Финансовая академия при Правительстве РФ
В целом оценка эффективности контроля, а в частности — и за государственными внешними заимствованиями, — вопрос достаточно сложный и неоднозначный. Оценка эффективности дает возможность рассматривать качественную характеристику как отдельных мероприятий государственного финансового контроля, так и отдельных органов государственного финансового контроля в их системе.
В отдельных органах государственного финансового контроля имеются и собственные взгляды на эффективность контрольной деятельности. Однако в большинстве случаев эффективность деятельности органа государственного финансового контроля отождествляется с масштабами выявленных нарушений, объемами восстановленных средств и примененными к нарушителям санкциями.
Следует отметить, что до сих пор не выработано единого и общепризнанного подхода к оценке эффективности государственного финансового контроля. Содержание термина «эффективность» не определено и в российском законодательстве.
Проблемы оценки эффективности контроля пытались и пытаются решить многие специалисты. В разделе методологических документов Счетной палаты РФ, в соответствии со словарем основных терминов и понятий, применяемых в Счетной палате Российской Федерации при осуществлении контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической и иных видов деятельности, приводится такое определение термина: экономическая эффективность — это результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам ресурсов, обусловившим получение этого результата, либо достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости3.
3 Словарь основных понятий и терминов, применяемых в Счетной палате Российской Федерации. // Материалы официального сайта Счетной палаты Российской Федерации.
В учебнике «Финансовый контроль», в частности, приведено другое определение эффективности. Эффективность использования финансовых ресурсов и иных ресурсов — соотношение результатов деятельности по достижению поставленной цели с объемом использованных ресурсов4.
Исходя из проведенного автором анализа в большинстве случаев, когда рассматривается вопрос об эффективности, прежде всего имеют в виду, насколько достигнутые в процессе осуществления данной деятельности положительные результаты соответствуют установленным целям, степень приближения результата к цели с учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т. д.).
Приведенного понятия эффективности придерживаются многие ученые: философы, экономисты, социологи, юристы5. Разделяя их точку зрения, можно сказать, что эффективность контроля — это соотношение достигнутого контролирующим органом или лицом результата и стоящей перед ними цели, достижение этой цели с наименьшими затратами времени, сил и средств, в случае если цель контроля определена правильно. Вместе с тем и данный подход не в полной мере отражает многогранность понятия эффективности государственного финансового контроля.
С.О. Шохин в своей монографии также подчеркивает, что эффективность контроля определяется отношением его результатов к затратам на его проведение6. Следовательно, для повышения эффективности необходимо снижение затрат. Однако, как показывает опыт, снижение затрат не всегда приводит к повышению эффективности. Поэтому необходимо регулирование затрат в нескольких пределах, при которых будут сохраняться определенная оперативность и качество контроля.
Существует и более прагматичный подход к определению эффективности контроля, согласно которому два показателя в совокупности четко могут свидетельствовать об эффективности государственного финансового контроля:
• прямой эффект, т. е. сумма возмещенных государству средств за минусом затрат на контроль;
• упреждение (в результате аналитических исследований, проверок, ревизий, экспертных оценок и т. п.) ненужных расходов и других
4 Родионова В. М, Шлейников В. И. Финансовый контроль: Учебник. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.
5 Бурцев В. В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.
6 Шохин С. О. Эффективность бюджетно-финансового конт-
роля. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1995.
недостатков в стоимостном выражении в управлении государственными финансовыми потоками и финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов7. Следует отметить, что данный подход не апеллирует понятием эффективности контроля, а лишь показывает, как оценить эффективность. Однако, по мнению автора, такой подход к определению понятия, который главным образом через механизм расчета позволяет определить сущность понятия, также возможен.
В монографии В.В. Бурцева ученый И.А. Белоб-жецский также склоняется не к одному показателю, а к системе показателей. К системе показателей, которую он предлагает, относятся:
• абсолютные размеры выявленных в результате контроля недостач, незаконных расходов и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств;
• уровень возмещения причиненного государству материального ущерба в абсолютных величинах и в процентах к общей величине выявленных незаконных расходов, недостач и хищений. Таким образом, учитывая все эти подходы при
формировании собственных взглядов на вопросы оценки эффективности (но не определения понятия), необходимо заметить, что они являются наиболее эффективными и значимыми, так как предлагают систему, совокупность нескольких показателей.
По мнению автора, нецелесообразно трактовать эффективность исходя только из одного показателя либо на основании только одного критерия, например, затрат на проведение контрольного мероприятия, поскольку оценка эффективности государственного финансового контроля (или оценка деятельности контрольных органов), данная на основе предпочтения того или иного показателя, будет односторонней, а следовательно, ненаучной.
Несомненно. рассматривая, какими показателями измерять эффективность контроля, нельзя не остановиться на вопросе, что именно должно быть эффективным: некоторая абстракция либо конкретное контрольное мероприятие.
В своих работах автор С. О. Шохин предлагает измерять эффективность деятельности контрольных органов путем анализа эффективности каждого осуществленного контрольного мероприятия (соотношением результата и затрат). При этом для
7 Бурцев В. В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.
сравнения устанавливается некоторый норматив на однородные группы контрольных мероприятий. Этот норматив должен учитывать степень достижения цели и рациональность соответствующих затрат8.
Для оценки эффективности множества контрольных мероприятий за некоторый отчетный период времени определяется удельный вес эффективных и неэффективных мероприятий в общем количестве мероприятий и сравнивается с заранее определенным допустимым значением. Также С. О. Шохин отмечает, что эффективность деятельности, в частности Контрольно-счетной палаты, может быть измерена фактической экономией за год средств, полученных в результате реализации ее предписаний. Кроме того, С. О. Шохин предлагает использовать следующие косвенные критерии и показатели оценки аспектов эффективности деятельности контрольно-счетных палат:
• уровень полноты исполнения функций органами контрольно-счетных палат,
• уровень автоматизации контрольных функций,
• уровень своевременности и полноты перечисления бюджетных средств,
• уровень нецелевых расходов за некоторый отчетный период.
При этом С. О. Шохин отмечает, что «по всем упомянутым критериям оценку и анализ эффективности работы контрольно-счетных палат следует производить в динамике, отслеживать тенденции к улучшению или ухудшению использования бюджетных средств и в зависимости от количественных и качественных показателей проводимых контрольных мероприятий»9. В принципе, указанные предложения в целом не лишены оснований. Но некоторые из указанных показателей, а точнее, отдельные из предложенных косвенных критериев, в большинстве случаев зависят непосредственно от деятельности объектов контроля, а не от органов, их контролирующих.
Автор статьи придерживается позиции, согласно которой эффективность должна оцениваться по итогам проведения конкретного контрольного мероприятия, поскольку именно тогда может быть получен иной результат в отличие от простого подсчета транзакционных издержек или выявленных финансовых потерь. Авторский подход в отношении данного вопроса выразился в следующем.
Проанализировав указанные выше взгляды на определение понятия эффективности, эффективнос-
8 Шохин С. О. Эффективность бюджетно-финансового контроля. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1995.
9 Шохин С. О. Эффективность бюджетно-финансового контроля. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1995.
ти государственного финансового контроля, автор пришел к выводу, что под эффективностью следует понимать соотношение, характеризующее, насколько привлеченные средства с наименьшими затратами достигают наилучшего результата. Необходимо особо отметить, что при наименьшем количестве использованных ресурсов должен быть достигнут именно наилучший результат, а не запланированный. Поскольку, по мнению автора, с точки зрения логического понимания значения слова «экономность», или «экономичность», запланированный результат будет достигнут именно при такой трактовке данного понятия.
Как уже отмечалось выше, понятие «эффективность государственного финансового контроля за государственными внешними заимствованиями» имеет двоякое толкование — эффективность использования заемных средств и эффективность непосредственно контроля.
По итогам проведения анализа монографий, учебников, статей, методических документов Счетной палаты РФ и других разработок, автор пришел к выводу, что ни в одной из работ не рассматриваются вопросы эффективности контроля в зависимости от стадии контроля: предварительного, текущего (оперативного) и последующего контроля. Однако, по его мнению, именно исходя из стадий контроля будут различаться критерии эффективности, характерные для данного понятия. Следует отметить, что понятие эффективности в двух первых блоках в данном подходе также имеет двоякое значение.
Таким образом, эффективность контроля необходимо рассматривать комплексно, используя при этом системный подход. Автор статьи предлагает в области государственного финансового контроля за государственными внешними заимствованиями говорить о триаде эффективности (см. рисунок).
Без всякого сомнения, данный подход (без каких-либо корректировок) может быть рассмотрен только применительно к государственному финансовому контролю за государственными внешними заимствованиями, в частности за займами международных финансовых организаций. В рамках данной статьи перед автором не стояла задача дать универсальное понятие эффективности финансового контроля, вместе с тем адаптация данной триады эффективности к другим предметам контроля возможна.
Автор полагает, что контроль можно считать эффективным, если государственные внешние заимствования эффективно привлечены и/или эффективно используются и если сама организация и осуществление конкретных контрольных мероприятий эффективны.
Триада эффективности
В зависимости от составных элементов триады эффективности будут различаться критерии эффективности.
Итак, «эффективность финансового контроля» — сложное понятие, которое характеризуется определенными критериями, выявлением и оценкой ряда показателей, на уровень которых влияют различные социальные, экономические и иные факторы. Из факторов, влияющих на эффективность контроля, могут выделяться, в частности, следующие:
• субъекты контроля;
• объект контроля;
• предмет контроля;
• методика контроля и т. п.
Важным фактором является нормативно-правовое обеспечение контроля, которые дает правовую гарантию выполнения контрольных функций. Также об эффективности государственного финансового контроля можно судить и на основании принятых по его результатам решений, например принятие нормативно-правовых актов, проведение мероприятий по совершенствованию тех или иных процедур управления государственными финансовыми потоками и т. п.10
Очевидно, что на эффективность контроля влияет множество факторов. По мнению автора, контроль будет более эффективным при его системной и комплексной стандартизации. В то же время следует признать, что эффективность контроля зависит и от прав, полномочий, компетенции контрольного органа, а также от возможности принятия мер воздействия к нарушителям.
10 Бурцев В. В. Организация системы государственного фи-
нансового контроля в Российской Федерации. — М.: Издатель-ско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.
На взгляд автора, наиболее важными факторами являются, прежде всего, научно-методическое и правовое обеспечение и, конечно, ответственность контролирующих специалистов, поскольку, обладая совершенной методической базой и хорошим информационным пространством с четко урегулированными с юридической и правовой точки зрения полномочиями, механизмами, методами, стандартами контроля и т. п., высококвалифицированный и ответственный сотрудник будет наиболее эффективно исполнять свои обязанности, и тем самым будет обеспечена высокая эффективность, качество и комплексность контроля, а самое главное — получены результаты, необходимые для внесения своевременных и необходимых корректировок и оптимизации сложившейся ситуации.
Получение данных о конечном результате, а именно о совокупности объективных последствий, в том числе и практических, требует знания конкретного содержания деятельности контролирующего органа, изменений, происходящих под влиянием контроля в деятельности проверяемого субъекта.
Определение практических последствий контроля необходимо, понимая, что под эффективностью контроля подразумевается достижение не всякого положительного результата, а только того, который является следствием контроля. В случае если контролирующий орган выявил недостатки, нарушения, финансовые потери, необходимо, чтобы были приняты меры в виде, например, взысканий или штрафных санкций, но прежде всего целесообразно указать пути и способы улучшения сложившейся ситуации, указать, как и кто должен устранить выявленные нарушения или недостатки, установить для этого определенный срок, а затем проверить реализацию указанных замечаний на практике. Отметим, что целью контроля является фиксация не недостатков, а оказание реальной помощи в их устранении. Контролирующие органы обязаны принимать необходимые меры для устранения и профилактики вскрытых упущений и промахов.
Однако результаты контроля будут неточными, если при их подведении не учитывать сопровождающих проведение контроля затрат: длительность проверок, число участвующих в проверках лиц, различ-
ного рода расходы. Затраты на проведение контроля должны соизмеряться с его результатами. Существует мнение, что степень эффективности контроля тем выше, чем меньше усилий и средств затрачивается на достижение положительного результата.
Рассматривая вопрос определения критериев эффективности контроля, а в частности критериев оценки эффективности государственного финансового контроля за государственными внешними заимствованиями, необходимо помнить, что критерий есть средство оценки и сравнения различных вариантов функционирования контроля. Критерий выступает как обобщающий результат взаимодействия элементов системы.
При этом следует заметить, что различные авторы придерживаются разных взглядов на определение критериев эффективности и более того, разделяют эффективность на несколько составляющих, например на экономическую и социальную.
Экономическая и социальная эффективность тесно связаны между собой: рост экономической эффективности обеспечивается путем сокращения потребляемых курсов (трудовых, материальных, финансовых) на единицу продукта, в том числе за счет более полного и рационального использования финансовых ресурсов (общественных и частных), чему призвана способствовать система контроля.
Социальный эффект, достигаемый контрольными органами, является частью общего (совокупного) социального эффекта, который в свою очередь представляет собой трудно выделяемую часть эффекта экономического.
Ряд авторов, в частности В.А. Жуков, отмечают, что понятие эффективности контроля тесно связано с понятием его результативности, поскольку последняя является главным критерием эффективности11.
От критерия результативности неотделим, но не совсем совпадает с ним критерий действенности контроля, который, как представляется, отражает то положительное влияние, которое контроль оказывает на содержание деятельности проверяемого органа или лица, ее качество, умение контролирующего выправить положение: обеспечить своевременное и полное выполнение подконтрольным объектом советов, рекомендаций, указаний и предложений, а при необходимости добиться их выполнения, используя предоставленные законодательством полномочия.
Оценка воздействия контроля на объект контроля всегда связана с изменениями, которые после-
11 Жуков В. А.. Теоретические и методические основы оценки эффективности государственного финансового контроля. // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. — 2001. — № 1 (37).
довали после его проведения в деятельности подведомственных ему предприятий или организаций.
Такие критерии эффективности контроля, как результативность, действенность, затраты на контроль, позволяют судить о ней только в общей форме. Конкретно оценивать сами практические результаты контроля помогают разработка и использование устойчивых, постоянных измерителей, показателей.
В качестве критериев эффективности финансового контроля, как было сказано выше, С.В. Степашин, С.О. Шохин называют следующие12:
• результативность;
• действенность;
• экономичность13.
Каждый из названных критериев может быть оценен количественно, и это весьма важно для оценки эффективности финансового контроля. Например, критерий экономичности включает в себя показатели:
• объем средств, затраченных на осуществление финансового контроля;
• объем средств, затраченных проверяемым субъектом контроля на подготовку материалов для проверяющих;
• уровень экономичности — отношение полученного экономического эффекта от реализации представлений к затратам на содержание контрольного органа.
Кроме названных критериев и их показателей, определяющих собственно эффективность финансового контроля как действия, по мнению специалистов Счетной палаты РФ, целесообразно использовать еще два критерия, оценивающих деятельность, например Счетной палаты РФ как контрольного органа. Такими критериями являются следующие:
• критерий интенсивности деятельности, включающий, например, такие показатели, как количество контрольных мероприятий (на одного инспектора, инспекцию, аудиторское направление), объем проверенных средств (одним инспектором, инспекцией, аудиторским направлением), количество проверенных объектов (одним инспектором, инспекцией, аудиторским направлением);
• критерий динамичности деятельности;
По мнению автора, для государственного финансового контроля за государственными внешними заимствованиями, в частности за займами международных финансовых организаций, могут
12 Степашин С. В, Столяров Н. С, Шохин С. О., Жуков В. А. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004.
13 Там же.
быть применимы те же критерии эффективности контроля, что и для определения и оценки эффективности контроля в других областях.
Однако представляется более обоснованным, как отмечалось ранее, рассматривать критерии в зависимости от триады эффективности. При этом под критериями эффективности, по мнению автора, следует считать обобщенные совокупности показателей, отражающие различные стороны деятельности объекта контроля.
При определении критериев автор статьи исходил из специфики государственного финансового контроля за государственными внешними заимствованиями. Основываясь на указанной выше триаде эффективности, автор полагает, что критерии эффективности должны различаться в зависимости от трех составляющих триады.
Эффективности контроля за привлечением государственных внешних заимствований (здесь — заемных средств) соответствуют критерии законности, обоснованности, целесообразности, результативности. Неслучайно здесь присутствуют критерии обоснованности и целесообразности, поскольку именно на этапе предварительного контроля и по его итогам необходимо оценить и определить, являются ли привлекаемые средства обоснованными и целесообразно ли их привлечение. Кроме того, на взгляд автора, оценить эффективность предварительного контроля возможно, только если все привлеченные средства эффективно привлечены, во-первых, и, во-вторых, другим составляющим всегда будет третья эффективность — эффективность контрольного мероприятия.
Соответственно, контроль за привлечением государственных внешних заимствований будет эффективным, если будут одновременно выполняться условия:
• положительная оценка законности использования заемных средств, при наличии обоснованности привлечения именно таких заемных средств, при обосновании целесообразности таких заимствований, а также при установлении по итогам проведенного контрольного мероприятия, что привлеченные заемные средства будут использованы так, чтобы достичь нужного, заранее определенного результата,
• наличие эффективной характеристики контрольного мероприятия.
Следует отметить, что все результативные показатели, используемые при оценке эффективности контроля, были количественными и были зафиксированы.
В отношении эффективности контроля за использованием привлеченных государственных внешних заимствований автор считает, что для определения такого контроля как эффективного необходимо также выполнение следующих условий: соответствие критериев, установленных для данной эффективности триады, и проведение эффективного контрольного мероприятия.
В блоке «Эффективность контроля за использованием государственных внешних заимствований» обозначены критерии обоснованности, результативности, целевого использования, экономности и продуктивности. Контроль на данных стадиях должен выявить, насколько обоснованно, результативно, экономно, продуктивно и по целевому назначению расходуются привлеченные средства, и по результатам контрольного мероприятия должно быть предоставлено заключение о соблюдении данных критериев и путях оптимизации сложившейся ситуации.
Согласно той же логике, используемой при построении этой модели критериев эффективности, в частности в блоке «Эффективность за привлечением государственных внешних заимствований», контроль за использованием привлеченных государственных внешних заимствований будет эффективным, если привлеченные внешние заимствования будут обоснованно, экономно, продуктивно, результативно и по целевому назначению использованы.
При этом под обоснованностью мы понимаем, что по итогам контрольного мероприятия будет выявлено, что привлеченные средства использованы так, что такое использование убедительно, доказательно и подтверждено серьезными доводами, обусловлено сложившимися обстоятельствами для достижения установленных целей.
Результативность, на взгляд автора, означает, что по итогам проведения контроля установлено, что привлеченные средства использованы так, чтобы достичь нужного результата.
Под целевым использованием для целей данной матрицы понимается, что по итогам проведения контроля установлено, что привлеченные средства использованы в соответствии с установленными целями, так как данные цели и такой механизм использования были обоснованы, такое использование было целесообразным, что подтверждается на стадии предварительного контроля.
По мнению автора, экономность свидетельствует о том, что по итогам проведения контрольного мероприятия установлено, что привлеченные средства использованы так, чтобы с наименьшими затратами достичь поставленного результата.
Продуктивность в свою очередь свидетельствует о том, что по итогам проведения контроля установлено, что привлеченные средства использованы так, что на единицу привлеченных средств получен наилучший результат.
Разумеется, автор исходил из того, что на этапе предварительного контроля была уже проверена обоснованность, целесообразность, а именно поставлены цели и определены их количественные показатели, таким образом, на этапе расходования привлеченных заемных средств получатель данных средств должен обеспечить целевое использование данных средств в соответствии с уже определенными целями.
Вместе с тем автор не исключает, что при изменении исходных обстоятельств порядок, механизм может быть изменен, поэтому заново надо определять обоснованность использования заемных средств. При этом средства будут израсходованы не по целевому назначению, что, соответственно, приведет к штрафным санкциям.
Однако в случае если именно такое «новое» использование средств позволит добиться результативности, экономности и продуктивности, по мнению автора, контроль будет считаться эффективным. И, наоборот, когда именно контрольное мероприятие покажет такой «новый» порядок, механизм использования, который позволит достичь лучших результатов либо запланированных результатов в более короткие сроки.
Не случайно в блоке «Эффективность контрольного мероприятия» отсутствует критерий результативности, поскольку, как было отмечено, автор не придерживается позиции, что эффективность контроля можно измерить количеством проведенных контрольных мероприятий либо количеством выявленных нарушений и/или финансовых потерь в связи с тем, что контроль не является самоцелью, а скорее является инструментом или звеном в системе управления. При этом в данном блоке присутствует новый критерий — действенность. Именно он и показывает, что контрольное мероприятие определяет оптимальный вариант развития событий для внесения своевременных и необходимых корректировок либо выявления недостатков и потерь для целей их дальнейшего учета при реализации других проектов.
Кроме того, оценка эффективности контрольного мероприятия должна проводиться на основе количественных показателей критерия экономности и продуктивности, т. е. должны быть определены затраты на проведение данного мероприятия.
В связи с этим предлагается классифицировать все показатели эффективности следующим обра-
зом, что позволит сопоставлять их и анализировать как в статике, так и в динамике:
• абсолютные показатели эффективности, т. е. те, которые характеризуют степень достижения поставленных целей или запланированных результатов в натуральных и стоимостных показателях,
• качественные показатели эффективности, т. е. те, которые отражают качество работы объекта или системы управления при использовании тех или иных ресурсов,
• относительные показатели — те, которые показывают «цену» результативности с точки зрения финансовых затрат на единицу продукции или услуг,
• динамические показатели, т. е. те, которые показывают динамику как абсолютных, так и относительных показателей во времени. Таким образом, предлагаемые методические
основы определения эффективности государственного финансового контроля позволяют оценить эффективность финансового контроля за государственными внешними заимствованиями как управленческого действия (функции), так и деятельности органа финансового контроля. Кроме того, они дают возможность сквозной оценки, т. е. приемлемы на различных уровнях управления органа финансового контроля (от инспектора до Счетной палаты РФ в целом) и в разных областях, а также количественно определимы, что позволяет оценивать деятельность органа финансового контроля по конкретным контрольным мероприятиям в динамике.
Литература
1. Федеральный закон от 26.12.2005 № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год».
2. Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2002 год.
3. Заключение Счетной палаты РФ на проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год».
4. Бурцев В. В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.
5. Родионова В. М, Шлейников В. И. Финансовый контроль: Учебник. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.
6. Степашин С. В., Столяров Н. С., Шохин С. О., Жуков В. А. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004.
7. Шохин С. О. Эффективность бюджетно-финансового контроля. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1995.
8. Жуков В. А. Теоретические и методические основы оценки эффективности государственного финансового контроля. // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. — 2001. — № 1 (37).
9. Словарь основных понятий и терминов, применяемых в Счетной палате Российской Федерации. // Материалы официального сайта Счетной палаты Российской Федерации.