Научная статья на тему 'Критерии оценки эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав'

Критерии оценки эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1609
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / РОДИТЕЛИ И ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ / COMMISSION MINORS' ISSUES AND PROTECTION THEIR RIGHTS / JUVENILE OFFENDERS / PARENTS AND LEGAL REPRESENTATIVES OF MINORS / INDEXES AND INDICATORS ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF THE COMMISSION'S

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беженцев Александр Анатольевич

В первой части статьи рассмотрены история создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, основные функции, и приоритетные задачи комиссий на будущее. Во второй части перечислены критерии эффективности деятельности комиссий, дана подробная расшифровка расчета двенадцати показателей и индикаторов оценки эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, выведены формулы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Беженцев Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment criteria of the effectiveness of the commission's activity for the minors' issues and the protection of their right

The first part of the article deals with: the history of the forming of the commission minors' issues and protection their right, the basic functions and the priorities of the commission for the future. The second part of the article deals with the criteria of the effectiveness of the commission's activity, a detailed decoding calculation of twelve indicators, the assessment of the commission's activity and formulas.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»

УДК 351.74

ББК 35.078

А.А. Беженцев*

Критерии оценки эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

В первой части статьи рассмотрены история создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, основные функции, и приоритетные задачи комиссий на будущее. Во второй части перечислены критерии эффективности деятельности комиссий, дана подробная расшифровка расчета двенадцати показателей и индикаторов оценки эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, выведены формулы.

Ключевые слова: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, несовершеннолетние правонарушители, родители и законные представители несовершеннолетних, показатели и индикаторы оценки эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

A.A. Bezhentsev*. Assessment criteria of the effectiveness of the commission's activity for the minors' issues and the protection of their right. The first part of the article deals with: the history of the forming of the commission minors' issues and protection their right, the basic functions and the priorities of the commission for the future. The second part of the article deals with the criteria of the effectiveness of the commission's activity, a detailed decoding calculation of twelve indicators, the assessment of the commission's activity and formulas.

Keywords: commission minors' issues and protection their rights, juvenile offenders, parents and legal representatives of minors, indexes and indicators assessment of the effectiveness of the commission's activity for the minors' issues and the protection of their rights.

Центральное место среди субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних занимают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - Комиссии или КДНиЗП), призванные осуществлять координацию и контроль за профилактической деятельностью всех субъектов превенции безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Вначале обратимся к истории создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В царской России в 1910 г. насчитывалось до 2,5 млн. детей, не имеющих крова и питания, в 1917 г. их количество увеличилось примерно до 3 млн. 14 января 1918 г. Декретом Совета Народных Комисаров были созданы первые комиссии по делам несовершеннолетних, которые находились в ведении Наркомата просвещения и его местных органов. Им определялись роль организатора профилактической работы и координирующая функция. В течение последующих лет Положение о комиссиях неоднократно изменялось: уточнялись функции, расширялись полномочия. Так, с 1931 г. на комиссии возлагались задачи по противодействию беспризорности и безнадзорности не достигших совершеннолетия лиц, рассмотрение дел об их правонарушениях и применение к ним мер медико-педагогического характера. Комиссии имели право помещать правонарушителей в возрасте от 14 до 18 лет в трудовые дома для несовершеннолетних Наркомата внутренних дел РСФСР и даже давали разрешение на смертную казнь несовершеннолетних преступников. В мае 1935 г. данные комиссии были упразднены, а ответственность за своевременное устройство детей без места жительства была возложена на местные советские органы.

В годы Великой Отечественной Войны при исполнительных комитетах местных Советов были образованы специальные комиссии по устройству детей, оставшихся без попечения родителей. На них возлагалась охрана прав несовершеннолетних, их трудоустройство, превенция безнадзорности. После войны Постановлением Совета Министров РСФСР в 1957 г. было утверждено Положение «О комиссиях по устройству детей и подростков», которые имели определенные сходные черты с нынешними КДНиЗП.

В 1958 г. «Основы уголовного законодательства Союза ССР» повысили возраст, по достижении которого несовершеннолетние могли привлекаться к уголовной ответственности, сузили меры применения к ним уголовного наказания и расширили возможности применения мер воспитательного и общественного воздействия. Государственным органом, который применял эти меры воспитательного воздействия, были определены комиссии по делам несовершеннолетних при исполнительных комитетах местных Советов. Согласно Положению, утвержденному Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 3 июня 1967 г., комиссии по делам несовершеннолетних являлись основным координирующим звеном в системе государственных органов и организаций общественности, специально занимающимся воспитательной и профилактической работой среди несовершеннолетних. Дальнейшая эволюция законодательства о комиссиях, было направлена на уточнение и расширение их компетенции [1, с. 107].

Сегодня работа комиссий строится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. № 995 г. «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по

Критерии оценки эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (на примере деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

при администрациях Санкт-Петербурга)

№ Критерии Показатели Рост

н/п индикатора

1 Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними до достижения возраста уголовной ответственности на 1000 человек населения района Санкт-Петербурга отр ицахе льны й

2 Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними на 1000 человек населения района Санкт-Петербурга отрицательный

1 Количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними на 1000 человек населения района Санкт-Петербурга отрицательный

4 Количество несовершеннолетних в отношении которых комиссиями применены меры воздействия, совершивших преступление повторно в течение года Доля от общего количества несовершеннолетних в отношении которых комиссиями применены меры воздействия, совершивший преступления отрицательный

5 Количество несовершеннолетних в отношении которых комиссиями применены меры воздействия, совершивших административное правонарушение повторно в течение года Доля от общего количества несовершеннолетних в отношении которых комиссиями применены меры воздействия, совершивших административные правонарушения отрицательный

6 Количество преступлений, совершенных родителями или иными законными представителями, в отношении несовершеннолетних На 1000 Человек населения района Санкт-Петербурга отрицательный

7 Количество родителей, в отношении которых приняты меры административного воздействия, предусмотренные ст. 5.35 КоАП РФ на 1000 человек населения района Санкт-Петербурга положительный

8 Количество прекращенных производств по делам об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности Доля от общего числа административных дел, рассмотренных комиссией отрицательный

9 Количество взысканных административных штрафов, наложенных комиссией Доля от общего числа административных штрафов, наложенных комиссией положительный

10 Количество материалов по административным штрафам, направленных комиссией для взыскания в службу судебных приставов Доля от общего числа неоплаченных административных штрафов, наложенных комиссией положительный

11 Количество 01 меиоиныч судом решений комиссии по актам прокурорского реагирования на решения комиссии Доля от общего числа решений комиссии отр ицате ЛЬНЫ й

12 Количество представлений, внесенных в органы и \ чреж. юнин системы профилактики правонарушений несовершеннолетних на 1000 человек населения района Санкт-Петербурга отрицательный

делам несовершеннолетних и защите их прав» (опубликовано 11 ноября 2013 г. на интернет-портале «Российской газеты», вступило в силу 16 ноября 2013 г.).

Основными функциями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав являются: - координация и контроль за деятельностью органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

- контроль за соблюдением прав и законных интересов в части обеспечения охраны жизни и здоровья, условий воспитания, обучения, труда и содержания несовершеннолетних граждан;

- организация индивидуальной профилактической работы в отношении семей с детьми, находящихся в социально-опасном положении;

- рассмотрение персональных дел в отношении несовершеннолетних и их законных представителей в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством.

На городскую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав возложены следующие функции:

- координация деятельности районных органов и учреждений системы профилактики;

- обеспечение контроля;

- оказание методической помощи районным КДНиЗП по организации профилактической работы.

Работа КДНиЗП фокусируется на следующих ключевых моментах:

- развитие и поддержка семейных форм воспитания и содержания несовершеннолетних, предупреждение социального сиротства;

- профилактика детской смертности от внешних причин и жестокого обращения с детьми;

- защита несовершеннолетних от алкогольной и наркотической угрозы;

- правовое просвещение несовершеннолетних и их родителей в части разъяснения норм российского законодательства по защите материнства и детства, предупреждения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Методическое и организационное сопровождение деятельности районных КДНиЗП.

Приоритетными задачами КДНиЗП в будущем будут являться:

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан.

- соблюдение основ законодательства РФ в деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

- защита материнства и детства в части обеспечения и соблюдения социальных гарантий в соответствии с законодательством РФ.

- профилактика совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними и в отношении их, искоренение жестокого обращения в отношении несовершеннолетних.

- профилактические меры, направленные на формирование здорового образа жизни, патриотизма гражданина Российской Федерации.

В таблице указаны 12 критериев оценки эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, приводятся формулы для их подсчета.

Подробная расшифровка расчета показателей и индикаторов.

Показатель № 1 - количество преступлений, совершенных несовершеннолетними до достижения возраста уголовной ответственности, на 1000 человек населения района Санкт-Петербурга (единиц).

Показатель № 1 рассчитывается округленно по формуле:

где

П1 - показатель № 1 - количество преступлений, совершенных несовершеннолетними до достижения возраста уголовной ответственности, на 1000 человек населения за отчетный период (единиц);

НПрдв - количество преступлений, совершенных несовершеннолетними до достижения возраста уголовной ответственности за отчетный период (единиц);

Чн - средняя численность постоянного населения района Санкт-Петербурга в отчетном периоде (человек).

Индикатором показателя № 1 в данном случае является общее количество преступлений, совершенных несовершеннолетними до достижения возраста уголовной ответственности, на 1000 человек населения района Санкт-Петербурга в отчетном периоде по отношению к аналогичному показателю другого района города в единицах.

Рост индикатора в процентах оценивается как строго отрицательный.

Показатель № 2 - количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, на 1000 человек населения района Санкт-Петербурга (единиц). НПпсст

Показатель № 2 рассчитывается округленно по формуле: П3 = -"- 1000,

Чн

где

П2 - показатель № 2 - количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, на 1000 человек населения за отчетный период (единиц);

НПрест - количество преступлений, совершенных несовершеннолетними за отчетный период (единиц);

Чн - средняя численность постоянного населения района Санкт-Петербурга в отчетном периоде (человек).

Индикатором показателя № 2 в данном случае является общее количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, на 1000 человек населения района Санкт-Петербурга в отчетном периоде по отношению к аналогичному показателю другого района города в единицах.

Рост индикатора в процентах оценивается как строго отрицательный.

Показатель № 3 - количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними, на 1000 человек населения района Санкт-Петербурга (единиц). НПпав

Показатель № 3 рассчитывается округленно по формуле: ГЬ, = —^— 1000

где

П3 - показатель № 3 - количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними, на 1000 человек населения района Санкт-Петербурга за отчетный период (единиц);

НПрав - количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними за отчетный период (единиц);

Чн - средняя численность постоянного населения района Санкт-Петербурга в отчетном периоде (человек).

Индикатором показателя № 3 в данном случае является общее количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними, на 1000 человек населения района Санкт-Петербурга в отчетном периоде по отношению к аналогичному показателю другого района города в единицах.

Рост индикатора в процентах оценивается как строго отрицательный.

Процентный показатель № 4 - доля несовершеннолетних, в отношении которых комиссиями применены меры воздействия, совершивших преступление повторно в течение года, от общего количества несовершеннолетних, в отношении которых комиссиями применены меры воздействия, совершивших преступления (в процентах). уд

Процентный показатель №4 рассчитывается округленно по формуле: 114= —Г7-100

где " " Ипрест >

П4 - показатель № 4 - доля несовершеннолетних, в отношении которых комиссиями применены меры воздействия, совершивших преступление повторно в течение года, от общего количества несовершеннолетних, в отношении которых комиссиями применены меры воздействия, совершивших преступления (в процентах);

УНПРЕСТ - число несовершеннолетних, в отношении которых комиссиями применены меры воздействия, совершивших преступление повторно в течение года, от общего количества несовершеннолетних, в отношении которых комиссиями применены меры воздействия, совершивших преступления (человек);

НПРЕСТ - общая численность несовершеннолетних, в отношении которых комиссиями применены меры воздействия, совершивших преступления (человек).

Индикатором показателя № 4 является доля несовершеннолетних, в отношении которых комиссиями применены меры воздействия, совершивших преступление повторно в течение года, от общего количества несовершеннолетних, в отношении которых комиссиями применены меры воздействия, совершивших преступления, по отношению к аналогичной доле несовершеннолетних в другом районе города (в процентах).

Процентный показатель № 5 - доля несовершеннолетних, в отношении которых комиссиями применены меры воздействия, совершивших правонарушение повторно в течение года, от общего количества несовершеннолетних, в отношении которых комиссиями применены меры воздействия, совершивших правонарушения (в процентах).

Процентный показатель № 5 рассчитывается округленно по формуле: ГЬ: = ПРАВ 100

где

П5 - показатель № 5 - доля несовершеннолетних, в отношении которых комиссиями применены меры воздействия, совершивших правонарушение повторно в течение года, от общего количества несовершеннолетних, в отношении которых комиссиями применены меры воздействия, совершивших правонарушения (в процентах);

УНПРАВ - число несовершеннолетних, в отношении которых комиссиями применены меры воздействия, совершивших правонарушение повторно в течение года, от общего количества несовершеннолетних, в отношении которых комиссиями применены меры воздействия, совершивших правонарушения (человек);

НПРАВ - общая численность несовершеннолетних, в отношении которых комиссиями применены меры воздействия, совершивших правонарушения (человек).

Индикатором показателя № 5 является доля несовершеннолетних, в отношении которых комиссиями применены меры воздействия, совершивших правонарушение повторно в течение года, от общего количества несовершеннолетних, в отношении которых комиссиями применены меры воздействия, совершивших правонарушения, по отношению к аналогичной доле несовершеннолетних в другом районе города (в процентах).

Показатель № 6 - количество преступлений, совершенных родителями или иными законными представителями в отношении несовершеннолетних, на 1000 человек населения района Санкт-Петербурга (единиц).

Показатель № 6 рассчитывается округленно по формуле: 11б = ~— 1000

где

П6 - показатель № 6 - количество преступлений, совершенных родителями или иными законными представителями в отношении несовершеннолетних, на 1000 человек населения за отчетный период (единиц);

ПР - количество преступлений, совершенных родителями или иными законными представителями в отношении несовершеннолетних, за отчетный период (единиц);

Чн - средняя численность постоянного населения района Санкт-Петербурга в отчетном периоде (человек).

Индикатором показателя № 6 в данном случае является отношение общего количества преступлений, совершенных родителями или иными законными представителями в отношении несовершеннолетних, на 1000 человек населения района Санкт-Петербурга в отчетном периоде по отношению к аналогичному показателю другого района города в единицах.

Рост индикатора в процентах оценивается как строго отрицательный.

Показатель № 7 - количество родителей, в отношении которых приняты меры административного воздействия, предусмотренные ст. 5.35 КоАП РФ, на 1000 человек населения района Санкт-Петербурга

Показатель № 7 рассчитывается округленно по формуле: П7 = 1000

где

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П7 - показатель № 7 - количество родителей, в отношении которых приняты меры административного воздействия, предусмотренные ст. 5.35 КоАП РФ, на 1000 человек населения за отчетный период (единиц);

Р5.35 - количество родителей, в отношении которых приняты меры административного воздействия, предусмотренные ст. 5.35 КоАП РФ, за отчетный период (единиц);

Чн - средняя численность постоянного населения района Санкт-Петербурга в отчетном периоде (человек).

Индикатором показателя № 7 в данном случае является общее количество родителей, в отношении которых приняты меры административного воздействия, предусмотренные ст. 5.35 КоАП РФ, на 1000 человек населения района Санкт-Петербурга в отчетном периоде по отношению к аналогичному показателю другого района города в единицах.

Рост индикатора в процентах оценивается как положительный.

Процентный показатель № 8 - доля прекращенных производств по делам об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности от общего числа административных дел, рассмотренных комиссией (в процентах).

Процентный показатель № 8 рассчитывается округленно по формуле:

п _ АДисд 100

где АД

П8 - показатель № 8 - доля прекращенных производств по делам об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности от общего числа административных дел, рассмотренных комиссией (в процентах);

АДИСД - количество прекращенных производств по делам об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности в районе Санкт-Петербурга (единиц);

АД - общее количество административных дел, рассмотренных комиссией за отчетный период (единиц).

Индикатором показателя № 8 является доля прекращенных производств по делам об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности от общего числа административных дел, рассмотренных комиссией в районе Санкт-Петербурга в отчетном периоде, по отношению к аналогичной доле прекращенных производств в другом районе города (в процентах).

Рост индикатора в процентах оценивается как отрицательный.

Процентный показатель № 9 - доля взысканных административных штрафов, наложенных комиссией, от общего числа административных штрафов, наложенных комиссией (в процентах).

Процентный показатель № 9 рассчитывается округленно по формуле: П9 = К 100

где

П9 - показатель № 9 - доля взысканных административных штрафов, наложенных комиссией, от общего числа административных штрафов, наложенных комиссией (в процентах);

АШВЗС - количество взысканных административных штрафов, наложенных комиссией, в районе Санкт-Петербурга за отчетный период (единиц);

АШ - общее количество административных дел, рассмотренных комиссией в районе Санкт-Петербурга за отчетный период (единиц).

Индикатором показателя № 9 является доля взысканных административных штрафов, наложенных комиссией, от общего числа административных штрафов, наложенных комиссией в районе Санкт-Петербурга за отчетный период, по отношению к аналогичной доле взысканных административных штрафов в другом районе города (в процентах).

Рост индикатора в процентах оценивается как положительный.

Процентный показатель № 10 - доля материалов по административным штрафам, направленных для взыскания в службу судебных приставов, от общего числа неоплаченных административных штрафов, наложенных комиссией (в процентах).

Процентный показатель № 10 рассчитывается округленно по формуле: Г110= ^|||СП 10Д ;

где

П10 - показатель № 10 - доля материалов по административным штрафам, направленных для взыскания в службу судебных приставов, от общего числа неоплаченных административных штрафов, наложенных комиссией (в процентах);

АШСП - количество материалов по административным штрафам, направленных комиссией для взыскания в службу судебных приставов, в районе Санкт-Петербурга за отчетный период (единиц);

АТТТНП - общее количество неоплаченных административных штрафов, наложенных комиссией в районе Санкт-Петербурга за отчетный период (единиц).

Индикатором показателя № 10 является доля материалов по административным штрафам, направленным для взыскания в службу судебных приставов, от общего числа неоплаченных административных штрафов, наложенных комиссией в районе Санкт-Петербурга в отчетном периоде по отношению к аналогичной доле материалов по административным штрафам в другом районе города (в процентах).

Рост индикатора в процентах оценивается как положительный.

Процентный показатель № 11 - доля отмененных судом решений комиссии по актам прокурорского реагирования на решения комиссии от общего числа решений комиссии (в процентах)

Процентный показатель № 11 рассчитывается округленно по формуле: Пп^ |()д

где

П11 - показатель № 11 - доля отмененных судом решений комиссии по актам прокурорского реагирования на решения комиссии от общего числа решений комиссии (в процентах);

РКОС - количество отмененных судом решений комиссии по актам прокурорского реагирования на решения комиссии в районе Санкт-Петербурга за отчетный период (единиц);

РК - общее число решений комиссии в районе Санкт-Петербурга за отчетный период (единиц).

Индикатором показателя № 11 является доля отмененных судом решений комиссии по актам прокурорского реагирования на решения комиссии от общего числа решений комиссии в районе Санкт-Петербурга в отчетном периоде по отношению к аналогичной доле отмененных судом решений комиссии в другом районе города (в процентах).

Рост индикатора в процентах оценивается как отрицательный.

Показатель № 12 - количество представлений, внесенных в органы и учреждения системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, на 1000 человек населения района Санкт-Петербурга (единиц). п

Показатель № 12 рассчитывается округленно по формуле: Ц12 = —1000 ?

где

П12 - показатель № 12 - количество представлений, внесенных в органы и учреждения системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, на 1000 человек населения за отчетный период (единиц);

Предст - количество представлений, внесенных в органы и учреждения системы профилактики правонарушений несовершеннолетних за отчетный период (единиц);

Чн - средняя численность постоянного населения района Санкт-Петербурга в отчетном периоде (человек).

Индикатором показателя № 12 в данном случае является общее количество представлений, внесенных в органы и учреждения системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, на 1000 человек населения района Санкт-Петербурга в отчетном периоде по отношению к аналогичному показателю другого района города в единицах.

Рост индикатора в процентах оценивается как положительный.

Отраженные в данной статье авторские взгляды на критерии оценки эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав не претендуют на исчерпывающую характеристику рассматриваемой деятельности и, возможно, не свободны от недостатков. Поэтому автор с благодарностью примет деловую критику, которая, безусловно, будет учтена в дальнейших научных разработках по избранному направлению.

Список литературы

1. Беженцев, А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних : учебное пособие. - М.: Флинта, НОУ ВПО «МПСИ», 2012.

2. Беженцев, А. А. Административная деятельность органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних : монография. - М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2011.

3. Закопырин, В. Н. Административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006.

4. Корчагина, Е. Ю. Административно-юрисдикционная деятельность комиссий по делам несовершеннолетних : дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2001.

5. Лагошина Т., Хорьков В. Комиссии по делам несовершеннолетних // Законность. - 2005. - № 9.

6. Хорьков, В. Н. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: какая нужна реформа? // Вопросы ювенальной юстиции. - 2007. - № 4 (13).

7. Черемухина, Ю. А. Основы организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав // Современное право. - 2005. - № 8.

8. Чумарова, Е. Ю. Административно-юрисдикционная деятельность комиссий по делам несовершеннолетних : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Красноярск, 2002.

УДК 35.077 Е.В. Дружкова*

Правовые формы опосредования времени в производстве по делам об административных правонарушениях

В статье рассматриваются вопросы регулирования темпоральной стороны общественных отношений с помощью права. Анализируются виды сроков в производстве по делам об административных правонарушениях, правила их исчисления, вносятся предложения по их совершенствованию.

Ключевые слова: время, правовое время, срок, формально-определенный срок, оценочный срок, производство по делам об административных правонарушениях, исчисление.

E.V. Druzhkova*. Legal forms of expressions of time in administrative cases'proceeding. In this article is discussed the regulation of temporal aspects of social relations through law. We analyze species of terms in administrative cases' proceeding, the rules for calculating them, and make suggestions for their improvement.

Keywords: time, legal time, term, formally defined term, evaluation term, administrative cases' proceeding, calculus.

Время - неотъемлемая составляющая любых общественных отношений. Вместе с тем, как отмечает А.С. Дугенец, течение времени, как необратимый процесс, является событием, не зависящим от воли и сознания людей. Время не подлежит правовому регулированию, т.к. оно объективно и течение его безвозвратно [1, с. 24]. В.П. Грибанов констатирует, что человек активно использует время, приурочивая осуществление той или иной своей деятельности к определенному моменту во времени или к определенному отрезку времени, устанавливая для этого определенные сроки [2, с. 249-250]. П.М. Рабинович еще в 1990 г. писал о невозможности обеспечения темпоральной стороны любой социальной деятельности вне правового регулирования, отмечая расширение сферы использования юридических средств в целях воздействия на скорость осуществления последней, подчеркивая при этом, что право регулирует не само время, а временные параметры деятельности (длительность, скорость и т.д.) [3, с. 19-20].

Применительно к функционированию правовой системы эти временные параметры представляют собой особую форму времени - правовое время, которое в широком философско-правовом аспекте понимается как функциональная категория юридической науки, «выражающая

* Дружкова, Екатерина Викторовна, адъюнкт Санкт-Петербургского университета МВД России, Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. E-mail: [email protected].

* Druzhkova, Ekaterina Viktorovna, associate, St. Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, Saint Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].

© Дружкова Е.В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.