КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕТСКИХ ИГРУШЕК УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
© Виноградова И.А.*
Московский городской педагогический университет, г. Москва
В статье представлены результаты исследования представлений участников образовательного процесса (педагогов и родителей) о критериях оценивания игрушек детей дошкольного возраста. Было выявлено, что значимым критерием в оценке детских игрушек педагогами и родителями является безопасность (непсихологическая).
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, дошкольное образование, детская игрушка, критерии оценивания детской игрушки.
Среди требований к компетентностям педагога дошкольного образования отмечается умение организовывать игры дошкольников, создавать условия для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства. На поддержку детской игры также направлены требования к развивающей предметно-пространственной среде, отраженные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [2]. В образовательной организации и в домашних условиях важно создать игровую среду, стимулирующую игровую деятельность детей. Необходимость создания развивающего игрового пространства определяет важность изучения психолого-педагогических критериев оценки и подбора детских игр и игрушек участниками образовательного процесса.
С целью выявления особенностей оценивания детских игрушек педагогам и родителям было предложено ответить на вопрос: «Какими критериями Вы руководствуетесь при выборе детских игрушек?»
Вначале обратимся к анализу критериев оценки детских игрушек педагогами.
В ходе опроса педагогов было выделено 20 критериев оценки игрушек детей дошкольного возраста: дидактические свойства, расширение кругозора, развивающая функция игрушки, безопасность (психологическая и непсихологическая), прочность, соответствие гигиеническим требованиям, использование экологически чистых материалов, качество цвета и запаха, возможность вызывать интерес, привлекательность, соответствие эстетическим требованиям, полифункциональность, становление совместной деятельности, побудитель к коллективной игре, гендерные особенности, соответствие опыту ребёнка, реалистичность, развитие самостоятельности детей, трансформируемость, отсутствие признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу.
* Ведущий научный сотрудник лаборатории образовательных инфраструктур.
Выделенные критерии были определены в 13 блоков и определены рейтинговые места выделенных блоков (табл. 1).
Таблица 1
Критерии оценки игр и игрушек детей дошкольного возраста педагогами
Рейтинговое место Название блока % опрошенных
1. Блок «Безопасность (непсихологическая)» 22,3 %
2. Блок «Развивающая функция игр и игрушек» 14,4 %
3. Блок «Интерес к игрушке» 10,4 %
4. Блок «Обучающая функция игр и игрушек» 9,2 %
5. Блок «Эстетичность оформления» 6,5 %
6. Блок «Полифункциональность» 6,5 %
7. Блок «Возможность организовать совместную деятельность» 5,2 %
8. Блок «Психологическая безопасность» 5,2 %
9. Блок «Учет гендерных особенностей» 4 %
10. Блок «Опыт» 4 %
11. Блок «Реалистичность» 4 %
12. Блок «Возможность самостоятельного использования» 2,6 %
13. Блок «Трансформируемость» 2,6 %
14. Блок «Агрессивные действия» 2,6 %
Как видно из таблицы часто встречающимися критериями при выборе детских игрушек для педагогов стал блок «Безопасность (непсихололигче-ская)». Содержанием данного блока стали следующие составляющие:
- безопасность - (10,5 %). Безопасность игр и игрушек обеспечивает защиту организма детей при пользовании ими от опасных и вредных воздействий. Показателями безопасности игрушек являются следующие: прочность игрушек, эффективность действия защитных устройств, отсутствие нефункционально острых углов (особенно в металлических игрушках);
- соответствие гигиеническим требованиям;
- прочность. Прочность игрушек определяется стойкостью к возгоранию, противоударная стойкостью, устойчивостью защитно-декоративных покрытий к действию слюны, пота и влажной обработке и др;
- экологически чистый материал;
- качество цвета и запаха. Игрушка, изготовленная из некачественных и небезопасных материалов, будет иметь резкий запах. Слишком яркие неестественные цвета могут быть признаком того, что использован краситель на основе токсичных металлов.
Вторым блоком критериев оценки детских игр и игрушек стал - блок «Развивающая функция игр и игрушек». Игрушки обеспечивают развитие зрительно-моторной координации, пространственного мышления, развиваются способности синтеза целого из частей, концентрация и устойчивость внимания.
Третий блок критериев - блок «Интерес к игрушке». Содержанием данного блока стали следующие составляющие критерии оценки игр и игрушек: интерес, привлекательность.
Привлекательность игрушки связана с различными характеристиками игрушки и социокультурной ситуацией развития конкретного ребенка. Во-первых, это сенсорная, перцептивная привлекательность, связанная с внешними физическими качествами. Внешне игрушки не должны раздражать своим цветом. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, формирует страх и тревогу. Также привлекательность игрушки определяется степенью знакомства с ней. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости - важное качество игрушки, делающее привлекательной и стимулирующее детскую активность. Привлекательность игрушки определяется ее рейтингом в детской субкультуре. Как бы ни противоречили вкусы детей эстетическим и этическим представлениям взрослых, при оценке привлекательности игрушки необходимо учитывать ее современность и популярность в детской субкультуре. Так, например, взрослые (педагоги и родители) часто негативно высказываются в адрес игрушек серии «Monster High», указывая, что данная игрушка не является безопасной для психологического здоровья ребенка (социального и эмоционального), носит явный асоциальный характер (монстр). Данная игрушка в символической форме агрессивна. Игрушка не соответствует культурным традициям нашей страны и особенностям российской ментальности, декларирует не свойственные нашей культуре принципы, не способна вызывать гуманные чувства. Игрушка может стимулировать игровые действия в рамках определенной тематики (загробной, мифической жизни), развивает интерес к оккультному, мистическому, уводит ребенка в мифический мир. Но для многих детей дошкольного возраста она становится особо привлекательной. Некоторые дети имеют целые коллекции кукол из данной серии.
Блок «Обучающая функция игр и игрушек» представлен следующими критериями: дидактические свойства игрушек, расширение кругозора.
Блок критериев оценки игр и игрушек «Возможность организовать совместную деятельность» выявлен 5,2 % опрошенных педагогов.
В качестве критерия важного при оценивании игр и игрушек педагоги отметили блок «Эстетичность оформления».
Блок «Полифункциональность» выявлен у 6,5 % опрошенных педагогов. Полифункциональсть предполагает гибкое использование игр и игрушек в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления.
Следующим блоком ответов педагогов при оценке игр и игрушек детей дошкольного возраста стал блок «Психологическая безопасность». Психологическая безопасность игрушки определяется следующими параметрами:
в игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу; в игрушке или её описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребёнка; игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей; игрушка не должна вызывать психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребёнка [1].
Блоки «Самостоятельная деятельность», «Трансформируемость», «Агрессия» встречались с наименьшей частотой в ответах педагогов.
Таким образом, анализируя данные опроса педагогов, мы видим, что для опрошенных педагогов наиболее важными критериями являются безопасность (непсихологическая) и развивающая функция игр и игрушек.
Далее обратимся к анализу выделенных критериев оценки игр и игрушек родителями. Анализируя данные опроса родителей о критериях оценки игрушек, можно отметить, что для опрошенных родителей, также как и для педагогов, наиболее важным критерием является безопасность (непсихологическая), эстетичность оформления игрушки.
Менее значимым у опрошенных родителей оказался критерий - психологическая безопасность. Критерии - «Учет гендерных особенностей» и «Возможность организации коллективной игры» - имеют наименьший рейтинг в ответах родителей. Сравнительный анализ критериев оценки детских игрушек в группах педагогов и родителей представлен в табл. 2.
Таблица 2
Сравнительный анализ критериев оценки детских игрушек в группах педагогов и родителей (в %)
Критерий оценки детской игрушки Педагоги Родители
1. Безопасность(непсихологическая) 22.3 % 30,6 %
2. Развивающая функция игр и игрушек 14,4 % 9.3 %
3. Интерес к игрушке 10,4 % 10 %
4. Обучающая функция игр и игрушек 9,2 % 9,2 %
5. Психологическая безопасность 5,2 % 2,6 %
6. Эстетичность оформления 6,5 % 11,3 %
7. Возраст - 9.3 %
8. Полифункциональность 6,5 % 4,6 %
9. Учет гендерных особенностей 4 % 1,3 %
10. Агрессивные действия 2,6 % 4,6 %
11. Опыт 4 % 5,3 %
12. Реалистичность 4 % -
13. Коллективная игра - 1,3 %
14. Возможность организовать совместную деятельность 5,2 % -
15. Возможность самостоятельного использования 2,6 % -
16. Трансформируемость 2,6 % -
Таким образом, полученные данные позволяют нам утверждать, что значимыми критериями при оценке и подборе игрушек для детей дошкольного возраста участники образовательного процесса считают безопасность игрушек, представленную комплексом характеристик (соответствие гигиеническим требованиям, прочность, экологически чистый материал, качество цвета и запаха и т.п.) и развивающую функцию игрушек. Полученные данные вполне согласуются с теми ориентирами, которые постулируются в практике деятельности дошкольных образовательных организаций.
Список литературы:
1. Материалы Межрегиональной общественной организации «Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: vdm.ru (дата обращения: 01.06.2015).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: минобрнауки.рф (дата обращения: 01.06.2015).
АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
© Шабля И.Н.*
Школа педагогики Дальневосточного федерального университета,
г. Уссурийск
В статье представлен анализ имеющейся научной и методической литературы посвященной осуществлению контроля и оценки результатов обучения в начальной школе.
Ключевые слова: контроль и оценка результатов; система оценивания; предметные результаты; метапредметные результаты.
Оценивание результатов обучения школьников по-прежнему продолжает оставаться одной из проблем современной школы. Связано это с тем, что до сегодняшнего дня окончательно не разрешены многие вопросы организации и осуществления контроля, например: необъективность оценивания знаний, отсутствие четких критериев, узость шкалы оценивания, субъективизм. Все эти вопросы начинают звучать только острее при переходе системы образования на новые образовательные Стандарты.
* Старший преподаватель кафедры Педагогики.