Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ КОСМЕТИЧЕСКИХ УСЛУГ К ЛИЦЕНЗИРУЕМЫХ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ КОСМЕТИЧЕСКИХ УСЛУГ К ЛИЦЕНЗИРУЕМЫХ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
268
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМЕТОЛОГИЧЕСКАЯ УСЛУГА / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕДИЦИНСКИЕ ИЗДЕЛИЯ / КОСМЕТИЧЕСКАЯ УСЛУГА / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН / ИНЪЕКЦИОННАЯ КОСМЕТОЛОГИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Юхтанова Анастасия Сергеевна

В настоящее время косметологические процедуры, относящиеся к лицензируемым видам медицинской деятельности, не разграничены как от отдельных видов медицинских услуг, относящихся к иным профилям, так и от косметических услуг, являющихся бытовыми и неподлежащими лицензированию. В связи с указанным возникает практическая проблема нарушения предпринимателями требований законодательства в отношении лицензируемых видов косметологических услуг, в частности, несоблюдение лицензионных требований применительно к образованию специалиста, организации помещения и т.п.Цель состоит в аргументировании предложений по усовершенствованию регулирования порядка лицензирования медицинской деятельности в сфере косметологии, выработке критериев разграничения косметологических и иных видов услуг.В результате проведенного исследования выявлены критерии косметологической услуги, предложено закрепить их в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.04.2012 № 381н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология», а также изменить определение медицинской услуги в ст. 2 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR ATTRIBUTING COSMETIC SERVICES TO LICENSED ACTIVITIES

At present cosmetology procedures related to the licensed types of medical activities are not distinguished both from certain types of medical services related to other profiles and from cosmetic services, which are household and not subject to licensing. In connection with the abovementioned there is a practical problem of violation by entrepreneurs of the requirements of the legislation in relation to the licensed types of cosmetology services, in particular, non-compliance with licensing requirements in relation to the education of a specialist, organization of premises, etc.The purpose is to argue proposals to improve the regulation of licensing procedures for medical activities in the field of cosmetology, the development of criteria for distinguishing cosmetology and other types of services.As a result of the conducted research the criteria of cosmetology service are revealed, it is proposed to fix them in the order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation from 18.04.2012 № 381n “On approval of the Order of medical assistance to the population on the profile of “cosmetology”, as well as to change the concept of medical service in article 2 of the Law from “On the basis of health protection of citizens in the Russian Federation”.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ КОСМЕТИЧЕСКИХ УСЛУГ К ЛИЦЕНЗИРУЕМЫХ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Критерии отнесения косметических услуг к лицензируемых видам деятельности

Юхтанова Анастасия Сергеевна,

магистрант, Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА) E-mail: [email protected]

В настоящее время косметологические процедуры, относящиеся к лицензируемым видам медицинской деятельности, не разграничены как от отдельных видов медицинских услуг, относящихся к иным профилям, так и от косметических услуг, являющихся бытовыми и неподлежащими лицензированию. В связи с указанным возникает практическая проблема нарушения предпринимателями требований законодательства в отношении лицензируемых видов косметологических услуг, в частности, несоблюдение лицензионных требований применительно к образованию специалиста, организации помещения и т.п.

Цель состоит в аргументировании предложений по усовершенствованию регулирования порядка лицензирования медицинской деятельности в сфере косметологии, выработке критериев разграничения косметологических и иных видов услуг. В результате проведенного исследования выявлены критерии косметологической услуги, предложено закрепить их в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.04.2012 № 381н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология», а также изменить определение медицинской услуги в ст. 2 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Ключевые слова: косметологическая услуга, лицензирование, медицинская деятельность, медицинские изделия, косметическая услуга, охрана здоровья граждан, инъекционная косметология, медицинская услуга.

S2

со см о см со

Лицензирование медицинской деятельности является механизмом контроля со стороны государства за деятельностью организаций, осуществляющих предоставление косметологических услуг.

Косметологические услуги - это такие услуги, которые непосредственно связаны с медициной и требуют проведения мероприятий лечебной, диагностической и реабилитационной направленности с целью сохранить и восстановить кожные покровы, мышцы, а также иные ткани. Кроме того, представляется необходимым отметить следующее: такие услуги требуют наличия соответствующей лицензии, что подтверждается анализом постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 года № 852 [3].

В ходе анализа Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323 приходим к следующим выводам [13]. Услуга, сопряженная с предоставлением медицинской помощи, включает в себя как единичное медицинское вмешательство, так и совокупность таких вмешательств, которые направлены на реализацию следующих задач: диагностировать заболевание, вылечить его, провести профилактические мероприятия или же организовать медицинскую реабилитацию. Кроме того, такие услуги обладают самостоятельным законченным значением. Анализируя указанное, сложно представить, что косметологические процедуры относятся к медицинским, поскольку лишь немногие из них направлены на профилактику лечения отдельных видов заболеваний кожи. Лечением заболеваний кожи занимаются дерматологи, а профиль лицензируемого вида деятельности определяется как «дерматовенерология».

Данный вопрос является дискуссионным и среди ученых, которые придерживаются двух противоположных точек зрения. Например, А.А. Сироткина высказывает точку зрения, согласно которой деятельность, предполагающая предоставления услуг медицинской направленности, исключает из себя косметологическую сферу при условии, что здоровье клиента не улучшается после предоставления услуги [12, с. 39]. Другой исследователь, Д. Г. На-биджанова, полагает, что если в ходе косметоло-гической процедуры нарушается целостный характер организма человека, или же косметолог вмешивается в биологические процессы, сопряженные с функционированием организма, то такие услуги являются медицинскими [1, с. 45].

Вместе с тем многие подзаконные акты относят косметологию к медицинской деятельности, и закрепляют отдельные положение, регулирующие порядок, в соответствии с которым косметолог оказывается лицензируемые услуги.

Так, например, «косметология» объединена с дерматовенерологией под номером «008», что указано в пункте 5.2 первого раздела приказа Минздрава РФ от 13 октября 2017 года № 804н [9].

Несмотря на объединение дерматовенерологии и косметологии по признаку воздействия оказываемых медицинских услуг на кожный покров пациента, они представляют собой разные медицинские профили с отличающимися степенью и механизмом воздействия, что подтверждается анализом приказа Минздрава РФ от 18 апреля 2012 года № 381н [8].

Примечательно, что на правоприменительном уровне предоставление косметологических услуг не связано с оказанием медицинских услуг, так как указанная дефиниция отсутствует в нормативно-правовых актах. Иначе говоря, остается не вполне ясным, нужно ли индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам получать лицензию на предоставление услуг, связанных с косметоло-гической сферой.

Анализ судебной практики позволяет утверждать, что при предоставлении косметологических услуг необходимо получение соответствующей лицензии. Такое мнение основано на формальном критерии, а именно: суды, принимая то или иное решение, обращают внимание на номенклатуру медицинских услуг, содержащуюся в положениях приказа Минздрава РФ от 13 октября 2017 года № 804н. Номенклатура - совокупность кодов и названий медицинских услуг, которая была систематизирована соответствующим образом. Примечательно, что услуги, имеющие непосредственное отношение к косметологии, не определены в номенклатуре в качестве таковых.

В положениях приказа Минздрава РФ от 13 октября 2017 года № 804н указано, что дарсонвализация, массаж, конкурная пластика лица, а также лечение, предполагающее лучевое воздействие, представляют собой медицинские услуги, имеющие непосредственное отношение к косметоло-гической сфере. Иначе говоря, косметологически-ми являются следующие виды услуг: воздействие на органы и ткани пациента с помощью электромагнитного излучения, лечение с применением простых воздействий физической направленности.

С одной стороны, данные типы медицинских услуг определяют возможные процедуры в общем виде, поскольку, например, мануальная терапия относится к профилю с аналогичным названием, а отдельные виды массажа к профилю медицинский массаж, тогда к какому профилю относить массаж лица к медицинскому массажу или косметологии. На этот вопрос не могут ответить и суды, давая общие формулировки: массаж лица, шеи, рук, волосистой части головы относится к простым медицинским услугам и медицинским услугам класса «А», и относится к типу услуг: медицинский массаж, косметология [5].

С другой стороны, данные типы медицинских услуг конкретизированы, поскольку определяют отдельную процедуру, а не ее признаки или ха-

рактеристики. В случаях, когда отнесение той или иной услуги к медицинской исходя из прямого указания закона очевидно, как у правоприменителя, так и у предпринимателей недопонимание не возникает. Однако если такое закрепление отсутствует или из нормы законодательства прямо не следует отнесение косметологической процедуры к медицинской услуге возникает закономерный вопрос, как определить подлежит ли такая деятельность лицензированию. Сложность с определением профиля медицинских услуг, относящихся к смежным, также затрудняет их регулирование, поскольку для каждого профиля предусмотрены индивидуальные требования, регулирующие оказание медицинских услуг.

В связи с наличием указанной проблемы выявим признаки косметологических услуг, содержащиеся в нормативно-правовых актах, и подходы судов к выявлению видов косметологических услуг, подлежащих лицензированию.

Характеризуя предпринимательскую деятельность в индустрии красоты, необходимо отметить, что различают косметические и косметологиче-ские процедуры. Их основное различие состоит в том, что косметические процедуры носят бытовой характер, а косметологические медицинский. Однако в большинстве случае разграничить их сложно, в связи с чем нередки случаи нарушения требований закона, связанные с отсутствием лицензии. В ряде случаев действительно наличествует вина в форме неосторожности, поскольку лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность и оказывающие услуги эстетического характера, не предполагали отнесение их к лицензируемым медицинским услугам.

Легальное определение косметических и кос-метологических услуг отсутствует, их разграничение осуществляется по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» соответственно. Указанные акты посредством перечисления отдельных видов услуг позволяли определить подлежит ли предпринимательская деятельность по предоставлению «услуг красоты» лицензированию.

Так, в соответствии с ОКПД2: 96.02.1 к косметическим услугам относятся: услуги, связанные с уходом за лицом и за внешностью, включая косметические услуги; услуги по гигиеническому массажу лица и шеи, включая эстетический, стимулирующий, дренажный, аппаратный массаж, СПА-мас-саж; услуги по косметическому комплексному уходу за кожей лица и шеи; услуги, связанные с лич- р ной гигиеной, уходом за телом, удалением волос Д (депиляцией); услуги, связанные с применением Ч

гп

ультрафиолетовых и инфракрасных лучей и т.д. [2]. К

Вышеуказанные косметические услуги в боль- ё шей степени пересекаются с косметологическими у процедурами, это вызывает затруднения у вла- А

дельцев салонов красоты в части их разграничения и влечет многочисленные нарушения, связанные с тем, что косметическая услуга при наличии определённых факторов может стать косметоло-гической.

Можно выделить следующие признаки косметической услуги: отсутствие лекарственных средств и медицинских изделий, используемых при оказании услуги, отсутствие повреждения кожных покровов.

Следовательно, косметологическая услуга, напротив, обладает указанными признаками, что подтверждается релевантной судебной практикой.

1. Использование специализированного аппарата и медицинского изделия в процессе предоставления косметологической услуги.

Факт использования специализированных аппаратов анализируется судами в большинстве случаев не только с точки зрения их формального отнесения к медицинским изделиям, но и функционального назначения. Именно функциональное назначение аппарата в отсутствие подтверждающих сертификатов позволяет сделать вывод о его медицинском назначении и оказании медицинской услуги.

Так, при рассмотрении кассационной жалобы индивидуального предпринимателя о нарушении его прав в результате привлечения к административной ответственности за оказание услуг лазерной эпиляции без лицензии судами было установлено следующее [4]. Услуги лазерной эпиляции предоставлялись клиентам с использованием аппарата лазерной эпиляции. Указанный аппарат, как утверждал предприниматель, не являлся медицинским изделием, поэтому и не зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения. Однако в добровольном сертификате соответствия было указан код ОК 26.11.22.130 [2], что подтверждает принадлежность спорного аппарата к диодным лазерным (полупроводниковым лазерным) аппаратам.

Именно данное обстоятельство стало основным доказательством необходимости получения лицензии на оказание услуги по лазерной эпиляции. Несмотря на закрепление в ОКПД2: 96.02.1 права без лицензии осуществлять бытовые услуги, связанные с применением ультрафиолетовых и инфракрасных лучей, использование аппаратов, являющихся по своему функциональному назначению медицинским изделием, приводит к тому, что такая услуга квалифицируется как косметологическая. В номенклатуре медицинских услуг содержится такой тип медицинской услуги как «проведение эпиляции», код A14.01.013. При этом данный вид работ (услуг) находится в разделе 14 - уход за больными или отдельными анатомо-физиологическими элементами организма, что не соответствует назначению услуг по проведению эпиляции, пред— ставляющей собой косметологическую процедуру 2 по удалению волос, основанное на разрушении воЯ лосяных фолликулов.

° Схожие доводы были учтены судом в рам-1 ках постановления Арбитражного суда Западно-

Сибирского округа от 01.02.2022 по делу № А03-9499/2021: использование лазерного оборудования, наличие в перечне номенклатуры медицинских услуг проведение эпиляции (код A14.01.013) без подразделения по методам, наличие ГОСТа 31581-2012, содержащего специальные требования к предоставлению услуг с использованием лазерных аппаратов [6]. Индивидуальный предприниматель в свою очередь считал, что указанная услуга относится к услугам по СПА-уходу и не подлежит лицензированию.

Следовательно, для квалификации услуг, предоставляемых салонами красоты, как косметоло-гических требуется наличие типа указанной услуги в номенклатуре медицинских услуг, а также использование аппарата, которое по своему функциональному назначению является медицинским изделием или специальные требования по его эксплуатации содержатся в государственных стандартах. Регулирование на основании ГОСТов, определяющих порядок обращения со специализированной техникой, также указывает на необходимость наличия соответствующих навыков у лиц, оказывающих услуги с их помощью. Услуги по профилю «косметология» вправе оказывать лица, имеющие высшее медицинское образование.

2. Использование лекарственных средств при оказании косметологической услуги.

Указанный критерий отмечен Верховным Судом РФ в дела о недействительности некоторых медицинских услуг. В организациях без лицензии можно оказывать услуги по восковой и механической коррекции волосяного покрова, шугарингу немедицинским персоналом. В медицинских организациях могут оказываться услуги по эпиляции с лекарственными средствами и медицинскими изделиями медработниками [11].

Наиболее очевидной процедурой, для осуществления которой требуется лицензия, является инъекционная косметология. Инъекционная косметология включает различные виды косметологиче-ских процедур, и заключается в введении препаратов, в том числе лекарственных, с различным ингредиентным составом в кожный покров человека. Основными признаками медицинского характера данной услуги является нарушение целостности кожного покрова, профилактика, диагностика и лечение заболеваний.

При оказании услуг инъекционной косметологии используются препараты, являющиеся по своему назначению лекарственными. Данный критерий также учитывается судами при отнесении предпринимательской деятельности по оказанию косметологических услуг к лицензируемой. В Постановлении Тринадцатого ААС от 10.04.2018 № 13АП-1151/2018 по делу № А56-67892/2017 отмечено, что использование лекарственно препарата «Ботокс», являющегося медицинским иммунобиологическим препаратом, свидетельствует о принадлежности инъекционных косметологиче-ских процедур к лицензируемым видам деятельности [7].

Суды отмечают, что подобные услуги по введению лекарственных препаратов в различные части лица также можно отнести к «Контурной пластике лица» (код 16.07.022) [10]. При этом даже изменение формы губ посредством введения лекарственного препарата подпадает под указанный тип медицинской услуги и относится к косметологиче-ским [10].

При анализе судебной практики также выявлено, что суды вместо термина лекарственный препарат в ряде случаев приводят понятие «токсичный препарат», к которым относится и гиалоура-новая кислота.

Итак, в организациях, не имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, могут оказываться косметические услуги, не нарушающие целостность кожного покрова, с использованием парфюмерно-косметических средств немедицинским персоналом, а в медицинских организациях могут оказываться инвазивные процедуры, в том числе эпиляция, конкурная пластика лица, с использованием лекарственных средств и медицинских изделий медицинскими работниками.

С учетом вышеизложенного необходимо изменить определение медицинской услуги, содержащееся в ст. 2 Закона об охране здоровья граждан на следующее: медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, восстановление или качественное изменение структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма, в том числе в эстетических целях, и имеющих самостоятельное законченное значение. Внесение указанных изменений позволит напрямую отнести косметологиче-ские процедуры к медицинским услугам.

Также предлагается закрепить в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.04.2012 № 381н критерии отнесения отдельных видов услуг к профилю «косметология». Такие положения необходимы, поскольку в Номенклатуре медицинских услуг виды процедур, потенциально относящиеся к косметоло-гическому профилю, находятся в разных разделах, что не позволяет с точностью отнести их к косме-тологическим услугам. Более того, с учетом развития индустрии красоты и появлению новых видов процедур указание лишь на прямо закрепленные в нормативно-правовых актах типы медицинских услуг лишь усугубит сложную ситуацию с разграничением косметических и косметологических процедур.

В связи с данными обстоятельствами предлагается указать следующее: «Косметологические процедуры относятся к медицинским услугам, подлежащим лицензированию по профилю «косметология» при наличии одного или нескольких из указанных обстоятельств:

1. При оказании услуги повреждается кожный покров человеческого организма.

2. При оказании услуги восстанавливается или качественно изменяется структура или функционирование покровных тканей человеческого организма.

3. При оказании услуги используются специализированные аппараты или медицинские изделия.

4. При оказании услуги используются лекарственные средства».

Непосредственное закрепление в нормативно-правовых актах указания на то, что несмотря на отсутствие явно выраженных лечебных функций косметология также является медицинской деятельностью, поскольку методы, аппараты и препараты, используемые для оказания косметологических услуг, влияют на здоровье человека и отражаются на его внешнем виде.

Литература

1. Набиджанова З.К. Правовое регулирование медицинской деятельности на рынке медицинских услуг: дисс. ... канд. юрид. наук. Душанбе, 2014. С. 45.

2. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст).

3. Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»// СЗ РФ. 07.06.2021. № 23. Ст. 4091.

4. Постановление Арбитражного суда СевероКавказского округа от 26.12.2019 № Ф08-11814/19 по делу № А32-31799/2019.

5. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.01.2020 № Ф03-6209/2019 по делу № 73-11117/2019

6. Постановление Арбитражного суда ЗападноСибирского округа от 01.02.2022 № Ф04-7852/21 по делу № А03-9499/2021// СПС «Консультант Плюс».

7. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2018 № 13АП-1151/2018 по делу № А56-67892/2017.

8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.04.2012 № 381н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология»//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 17.09.2012. № 38.

9. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 № 804н

5 -о

СЗ ж

■с

«Об утверждении номенклатуры медицинских услуг»// Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.11.2017. № 0001201711080036.

10. Решение Арбитражного суда Ярославской области от 31.05.2018 по делу № А82-5945/2018.

11. Решение Верховного Суда РФ от 10.10.2019 № АКПИ19-639 Об отказе в признании частично недействующей номенклатуры медицинских услуг, утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 13.10.2017 № 804н.

12. Сироткина А.А. Договор оказания медицинских услуг: особенности гражданско-правового регулирования: дисс. ... канд. юрид. наук:12.00.03. М., 2004. С. 39.

13. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»// СЗ РФ. 28.11.2011. № 48. Ст. 6724.

CRITERIA FOR ATTRIBUTING COSMETIC SERVICES TO LICENSED ACTIVITIES

Yukhtanova A.S.

Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MGUA)

At present cosmetology procedures related to the licensed types of medical activities are not distinguished both from certain types of medical services related to other profiles and from cosmetic services, which are household and not subject to licensing. In connection with the abovementioned there is a practical problem of violation by entrepreneurs of the requirements of the legislation in relation to the licensed types of cosmetology services, in particular, non-compliance with licensing requirements in relation to the education of a specialist, organization of premises, etc.

The purpose is to argue proposals to improve the regulation of licensing procedures for medical activities in the field of cosmetology, the development of criteria for distinguishing cosmetology and other types of services.

As a result of the conducted research the criteria of cosmetology service are revealed, it is proposed to fix them in the order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation from 18.04.2012 № 381n "On approval of the Order of medical assistance to the population on the profile of "cosmetology", as well as to change the concept of medical service in article 2 of the Law from "On the basis of health protection of citizens in the Russian Federation".

Keywords: cosmetology service, licensing, medical activity, medical service, medical devices, cosmetic services, health protection of

citizens, injectable cosmetology.

References

1. Nabidjanova Z. K. Legal regulation of medical activity on the market of medical services: diss. ... Cand. of juridical sciences. Dushanbe, 2014. C. 45.

2. All-Russian Classifier of Products by Types of Economic Activities (OKPD2) OK 034-2014 (KPES2008) (adopted and put into effect by the order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology from 31.01.2014 № 14-st).

3. Resolution of the Government of the Russian Federation from 01.06.2021 № 852 "On licensing medical activities (except for these activities carried out by medical organizations and other organizations that are part of the private health care system, on the territory of the innovation center "Skolkovo") and the invalidation of some acts of the Government of the Russian Federa-tion"// CL RF. 07.06.2021. № 23. Art. 4091.

4. Resolution of the Arbitration Court of the North Caucasus District from 26.12.2019 № F08-11814/19 on the case № A32-31799/2019.

5. Ruling of the Arbitration Court of the Far Eastern District from 22.01.2020 № F03-6209/2019 on the case № 73-11117/2019.

6. Resolution of the Arbitration Court of the West Siberian District from 01.02.2022 № F04-7852/21 on the case № A03-9499/2021.

7. Resolution of the Thirteenth Arbitration Appeal Court from 10.04.2018 № 13AP-1151/2018 on the case № A56-67892/2017.

8. Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation from 18.04.2012 № 381n "On Approval of the Procedure for the provision of medical care to the population in the profile of "cosmetology"// Bulletin of normative acts of federal executive authorities. 17.09.2012. № 38.

9. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation from

13.10.2017 № 804n "On approval of the nomenclature of medical services"// Official Internet portal of legal information www. pravo.gov.ru, 08.11.2017. № 0001201711080036.

10. Decision of the Arbitration Court of the Yaroslavl region from

31.05.2018 in case No. A82-5945/2018.

11. Decision of the Supreme Court of the Russian Federation from

10.10.2019 № ACPI19-639 On refusal to recognize partially invalid nomenclature of medical services, approved by the order of the Ministry of Health of the Russian Federation from 13.10.2017 № 804n.

12. Sirotkina A.A. Contract of rendering medical services: peculiarities of civil-law regulation: dissertation . Cand. jurid. scienc-es:12.00.03. M., 2004. C. 39.

13. Federal Law of 21.11.2011 № 323-FZ "On the basis of health protection of citizens in the Russian Federation"// RF NW. 28.11.2011. № 48. Art. 6724.

СЧ 00

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.