Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ ПЕРИОДИКИ:ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ ПЕРИОДИКИ:ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
363
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / СМИ / ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / ДИЗАЙН / ВЕРСТКА / УДОБОЧИТАЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шишкина Надежда Игоревна, Хваленя Светлана Вадимовна

В настоящей публикации рассматривается детская и подростковая периодика как самостоятельный тип массового периодического издания, представляющего собой особую область, тесно связанную с проблемами развития литературы, публицистики, изобразительного искусства, общественной и художественной жизни, а также уровнем полиграфии и ее техническими возможностями. В данном исследовании при рассмотрении аспекта подготовки художественно-технического оформления периодических изданий были выявлены критерии качества, относящиеся как к общей идее, концепции издания, так и к отдельным комплексам элементов. На основе изученных научных работ различных ученых, а также собственных исследовательских изысканий был предложен перечень критериев качества, которые наиболее разносторонне отражают процесс разработки графической модели и художественно-технического оформления детского и подросткового СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY CRITERIA FOR CHILDREN'S AND TEENAGERS PERIODICALS: ARTISTIC AND TECHNICAL ASPECT

This article considers children's and teenagers periodicals as an independent type of mass media publications, which is a special area closely related to the problems of the development of literature, journalism, fine arts, public and artistic life, as well as the level of polygraphy and the technical capabilities. In this study, when considering the aspect of development the artistic and technical design of periodicals, quality criteria were identified that relate both to the general idea, the concept of a certain publication, and to individual sets of elements. On the basis of the various studied scientific works, as well as own research, a list of quality criteria was proposed that most comprehensively reflects the process of developing a graphic model and artistic and technical design of children's and teenagers media.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ ПЕРИОДИКИ:ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 087.5+655.26

Н. И. Шишкина, С. В. Хваленя

Белорусский государственный технологический университет

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ ПЕРИОДИКИ:ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В настоящей публикации рассматривается детская и подростковая периодика как самостоятельный тип массового периодического издания, представляющего собой особую область, тесно связанную с проблемами развития литературы, публицистики, изобразительного искусства, общественной и художественной жизни, а также уровнем полиграфии и ее техническими возможностями. В данном исследовании при рассмотрении аспекта подготовки художественно-технического оформления периодических изданий были выявлены критерии качества, относящиеся как к общей идее, концепции издания, так и к отдельным комплексам элементов. На основе изученных научных работ различных ученых, а также собственных исследовательских изысканий был предложен перечень критериев качества, которые наиболее разносторонне отражают процесс разработки графической модели и художественно-технического оформления детского и подросткового СМИ.

Ключевые слова: качество, СМИ, периодические издания для детей и подростков, художественно-техническое оформление, дизайн, верстка, удобочитаемость.

Для цитирования: Шишкина Н. И., Хваленя С. В. Критерии качества детской и подростковой периодики: художественно-технический аспект // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатех-нологии. 2022. № 1 (255). С. 145-150.

N. I. Shishkina, S. V. Khvalenya

Belarusian State Technological University

QUALITY CRITERIA FOR CHILDREN'S AND TEENAGERS PERIODICALS: ARTISTIC AND TECHNICAL ASPECT

This article considers children's and teenagers periodicals as an independent type of mass media publications, which is a special area closely related to the problems of the development of literature, journalism, fine arts, public and artistic life, as well as the level of polygraphy and the technical capabilities. In this study, when considering the aspect of development the artistic and technical design of periodicals, quality criteria were identified that relate both to the general idea, the concept of a certain publication, and to individual sets of elements. On the basis of the various studied scientific works, as well as own research, a list of quality criteria was proposed that most comprehensively reflects the process of developing a graphic model and artistic and technical design of children's and teenagers media.

Key words: quality, mass media, periodicals for children and teenagers, artistic and technical design, design, layout, readability.

For citation: Shishkina N. I., Khvalenya S. V. Quality criteria for children's and teenagers periodicals: artistic and technical aspect. Proceedings of BSTU, issue 4, Print- and Mediatechnologies, 2022, no. 1 (255), pp. 145-150 (In Russian).

Введение. Средства массовой информации в современном мире сопровождают людей каждый день, постоянно находятся рядом, лишь видоизменяя свою форму. Издания для детей и подростков не являются исключением. Можно с уверенностью заявлять, что данный вид периодики во многом ответственен за развитие и воспитание подрастающего поколения - от детсадовского возраста вплоть до поступления в учреждение высшего образования. Потому вопрос качества периодических изданий для детей и подростков стоит как никогда остро. Однако возникает проблема отсутствия определенности

критериев качества, которые можно предъявлять к представленной на рынке детской и подростковой прессе.

Разработка художественно-технического оформления издания - одно из важнейших направлений его редакционной подготовки, поскольку любое издание, будь то книга, газета или журнал, являясь носителем информации, представляет собой продукт полиграфического производства [1]. От привлекательности внешнего облика издания, качества иллюстраций во многом зависит, захочет ли потенциальный покупатель приобрести его, а от различимости шрифта,

способствующего комфортности чтения, взаимного положения наборных элементов, грамотного использования средств выделения зависит в свою очередь качество восприятия содержания читателем.

Важность этапа художественно-технического оформления периодических изданий объясняется тем, что современный читатель любого возраста нуждается в наиболее комфортных условиях получения необходимой информации. С точки зрения аспекта художественно-технической подготовки категория качества передает содержание, несет эстетическую ценность и характеризует издание в целом. Специфика детского периодического издания такова, что очень многое зависит от его художественного редактора, дизайнера. Зачастую иллюстративное оформление выступает на первое место, отправляя на задний план текстовую часть издания. Первое, на что ориентируется ребенок при выборе издания для чтения, - это именно его оформление.

Основная часть. Классическое определение художественно-технического оформления периодического издания - система размещения публикаций и их заголовков в газетном номере и на каждой из его страниц, способы выделения важнейших материалов, выбор и применение шрифтов для набора текстов и заголовков, использование различных видов иллюстраций, а также применение основного и дополнительных цветов [2].

Художественно-техническое оформление издания выполняет следующие функции:

- визуализации информации (утилитарную);

- комментирования (идеологическую);

- распространения культуры (эстетическую);

- релаксации (рекреативную) [3].

Процесс разработки оформления выпускаемой издательской продукции призван способствовать наиболее полному выявлению содержания напечатанных материалов, облегчить их восприятие, а также руководить вниманием читателя - помочь быстро разобраться в содержании номера, найти самое важное и актуальное для него. С точки зрения аспекта художественно-технической подготовки категория качества передает содержание, несет эстетическую ценность и характеризует издание в целом.

Разработка оформления современного издания имеет целенаправленный характер, который проявляется в поиске наилучшего варианта подачи текстового сообщения читателю. В практике оформления изданий издательства стремятся к раскрытию художественного образа издания и его архитектоники.

Редактирование издания требует от редактора внимания не только к тексту, но и к художественному оформлению: иллюстрациям, их

размещению и размеру, системе шрифтовых и нешрифтовых выделений, удобочитаемости.

Графическая концепция издания определяет его внешнюю форму и помогает выделить это издание среди других. Хотя сами элементы оформления являются постоянными для любого журнала, однако их структура, функции и сочетания друг с другом моделируются индивидуально. Все элементы издания организуются в единое целое макетом, который создается на основе принципов художественного конструирования, дизайна. Рассматривая макет издания, редактор оценивает его с точки зрения единства вербальной и визуальной, семантической и эстетической информации, организации ритма издания. Эстетическая сторона дизайна выступает при этом не как самоцель, а лишь как условие и средство обеспечения высокого потребительского качества издания.

Абсолютных критериев оценки дизайна, также как и единого «правильного» стиля оформления, не существует - то, что хорошо для научного журнала, для глянцевого женского совершено неприемлемо. Иными словами, при рассмотрении художественного оформления издания наиболее важной является оценка будущего продукта с точки зрения потенциального пользователя. В рамках нашего исследования таковым пользователем выступает ребенок и/или подросток.

С. В. Харитонова отмечает, что сложность оформления детского периодического издания состоит в том, что дизайнеру необходимо не только завладеть вниманием ребенка, используя колоритные иллюстрации и яркие цвета, но и побудить его к знакомству с текстом, увлечь новой познавательной информацией. Для этого оформитель должен использовать весь арсенал выделительно-выразительных приемов, которые не позволили бы ни одной части преподносимой информации ускользнуть от внимания юного читателя [4].

На основе проведенного нами ранее анализа научных и учебных материалов по тематике исследования [5] были выделены следующие группы критериев качества художественно-технической подготовки периодического издания.

1. Общие характеристики издания (объем издания, формат листа, полосы, текстовой колонки, размеры полей, система рубрикации и др.).

2. Оформление обложки. Наиболее важный элемент дизайна журнала - обложка. Она создает первое впечатление у читателя от печатного издания, поэтому очень важно привлечь внимание реципиента и отразить содержание издания в графическом исполнении. Стиль оформления обложки и/или первой полосы издания прямо указывает на характер информации в нем.

3. Аппарат ориентирования читателя. Он представляет собой организованную в систему совокупность средств, управляющих вниманием читателя, определяющих избирательность и последовательность восприятия представленной в издании информации [6]. Точное информирование читателя о расположении и хотя бы примерном содержании тех или иных материалов необходимо потому, что без этого можно пропустить либо попросту не найти информацию, которая входит в круг его приоритетных интересов. Это позволяет увеличить вероятность игнорирования читателями нежелательной - будь то неинтересной или попросту неактуальной - информации.

Конструкция аппарата ориентирования читателя весьма сложна ввиду комплексности выполняемых функций. В рамках данного исследования хотелось бы обратить особое внимание на службу навигации, или ориентирования читателя в пространстве и содержании издания. Она реализуется с помощью множества инструментов, среди которых можно выделить: наличие указателя или содержания, анонс на первой полосе или обложке издания, анонсовый блок в конце издания (такой как «Читайте в следующем номере»), неизменное расположение того или иного раздела/элемента в пространстве издания, наличие колонтитула, особое композиционно-графическое исполнение раздела, связующие заголовочные, текстовые, иллюстрационные элементы или комплексы элементов.

4. Организация текстового поля издания (в том числе подбор шрифтов, параметры внут-ристрочных пробелов, кегль и величина интерлиньяжа текста, длина строки и пр.).

Шрифтография издания выполняет свои ключевые задачи: служит нейтральным инструментом для передачи информации, несет образную нагрузку, визуализирует структуру издания и является неотъемлемым элементом «фирменного стиля» [4].

Для быстрого и безошибочного восприятия шрифта читателем в любом печатном издании рекомендуется соблюдать основные условия удобочитаемости:

- совершенно ясные контуры каждой буквы (простые по фигурам буквы читаются легче);

- различимый внутрибуквенный просвет. Он помогает выявлению контура букв и должен быть соразмерен с толщиной основного штриха. Если внутрибуквенный просвет достаточен по своим размерам применительно к форме буквы, то затруднений в восприятии изображения не возникает. По мере же уменьшения вну-трибуквенного просвета условия чтения ухудшаются;

- соразмерность наружных пробелов между буквами. Размеры пробелов между печатными знаками должны быть уравновешены внутри-буквенным просветом и шириной знака;

- пропорциональность между шириной и высотой знака. Наилучшей читаемостью обладают буквы, у которых ширина и высота почти равны;

- контрастность букв. Она проявляется не только в разнице толщины соединительных и основных штрихов, но и в контрасте между изображением буквы и тем фоном, на котором она оттиснута;

- размер шрифта должен быть уравновешен с межстрочным пробелом.

5. Состав иллюстративного материала (в том числе количество, красочность и качество иллюстраций, инфографики, наличие декоративных элементов и пр.).

Изображение в журнале - важный элемент. Хотя следует четко уяснить разницу между отождествлением нетекстовой части с изобразительными средствами в печатных СМИ. Поскольку изобразительные средства лишь воспроизводят, показывают, изображают события, а нетекстовая часть выполняет функции изобразительных элементов и утверждает информацию, подает статистику, гиперболизирует образы, подвергает критике, заставляет читателя прийти к определенным выводам. Поэтому нетекстовая часть является полифункциональной [7]. Современные газеты и журналы различаются в своем отношении к иллюстрациям. В первом случае изображения призваны визуализировать текст, тогда как в журналах иллюстрация стала равноценным тексту компонентом журналистского материала. Иллюстрация и ее взаимодействие с текстом позволяет придать изданию черты индивидуальности [8].

Под качеством иллюстраций мы понимаем разрешение изображения, а также всесторонность проведения допечатной подготовки иллюстрационного материала.

Декоративными элементами называются такие элементы, предназначение которых состоит в выделении или отделении других элементов, группировке отдельных материалов. Декоративные элементы придают специфические черты оформлению периодики. Их недостаток ухудшает ориентацию читателя на страницах газеты и журнала, размывает границы между материалами, ослабляет некоторые акценты, но не меняет смысл. К декоративным элементам относятся линейки, полные или неполные рамки, разнообразные фигурные отметки, концовки, плашки, подложки [9].

Декоративными элементами лучше не злоупотреблять, использовать умеренно, так же,

как и белое пространство. Должны быть постоянными колонтитул, логотип и рубрики, они не меняют ни название, ни размещение на страницах, ни оформление.

6. Информационное взаимодействие иллюстраций с текстовым содержанием, соответствие принципам дизайна.

Принцип пропорциональности проявляется, например, в том, что размер элементов дизайна («бруски» текста, заголовочного комплекса, иллюстраций, подложек, текстовые и титульные шрифты, пробельные и разделительные средства и др.) зависят от их значимости, определяются их взаиморасположением [10].

Направленность - принцип, предполагающий последовательное восприятие дизайна. Эффективное оформление «ведет» читателя по газетным полосам, страницам: наиболее важные материалы располагаются в верхней части полос, применяется акцентированное оформление: шрифтовые и композиционные выделения в тексте, использование разделительных средств, маркеров, иллюстраций и др.

Экономность и сдержанность означают сознательное ограничение дизайнера в подборе тех или иных средств оформления. Дизайн должен быть изящным, но при этом простым, удобным и понятным.

Уильямс Робин представила свою классификацию более частных принципов дизайна -их, скорее, следует назвать правилами, которым должен следовать оформитель на практике, -это правила контраста, повтора, выравнивания и приближенности [11].

Правило контраста заключается в том, чтобы избежать расположения на странице одинаковых элементов. Если эти элементы - шрифт, цвет, размер, толщина, контур, пробелы и т. д. -не означают одно и то же, их следует оформлять по-разному. Нередко контраст - наиболее важное средство привлечения внимания к странице.

Автор рекомендует повторять наглядные детали оформления на протяжении всей работы. Можно повторять цвет, контур, гарнитуру шрифта, размеры, линейки и т. д. Это «помогает повысить организованность текста и усилить единообразие» [11].

Принцип выравнивания заключается в том, что на странице ничто не должно размещаться случайно. Каждый элемент нужно зрительно связывать с другими элементами. Это придает странице аккуратный, утонченный и чистый внешний вид.

Элементы, которые относятся друг к другу, должны располагаться рядом. Они являются единым целым, а не несколькими отдельными фрагментами. Это помогает организовывать информацию и уменьшает пустоты.

7. Удобочитаемость и удобство восприятия издания.

Удобочитаемость - принцип, обеспечивающий наилучшие условия для приема информации, передаваемой журналом или газетой [12]. Удобочитаемость периодического издания определяют множество факторов, причем некоторые из них повторяют упомянутые выше критерии качества художественно-технического оформления. Кроме того, на удобочитаемость влияют оптимальное расположение материала на полосе, эстетичность, системность, рациональность и пр.

После разработки дизайна, оформления издания следует этап непосредственно верстки. Для обеспечения удобочитаемости необходимо соблюдать все технические правила набора и верстки.

Верстка должна быть аккуратной и тщательной: неприемлемы «висячие строки», слишком короткие концевые строки в абзацах. Строки вверху и внизу выравниваются относительно соседних колонок, «обтекания» вокруг иллюстраций должны быть равномерны и пропорциональны. Грубыми ошибками является «нале-зание» текста на рамки и иллюстрации, путаница в последовательности текста, размещение однотипных заголовков на одном уровне в соседних колонках. Среди распространенных нарушений встречаются также скопление следующих друг за другом строк с переносами и оптическое неравенство расстояний между некоторыми знаками при одинаковых пробелах, когда соседние буквы, ограниченные прямыми штрихами, кажутся стоящими ближе друг к другу, чем буквы, ограниченные косыми штрихами, особенно в крупных кеглях. Поэтому для типографической добротности набора применяется кернинг - выборочное, т. е. касающееся лишь комбинации некоторых пар знаков, изменение межбуквенного интервала [13].

Как слишком тесная, так и слишком разреженная расстановка слов в строке мешает нормальному чтению. К тому же во втором случае возникает негативный визуальный эффект белых «потоков», стекающих вниз по странице. Неблагоприятное впечатление производят и перепады в размере интервалов между словами, особенно если в результате образуются так называемые «коридоры».

Таким образом, при оценке качества периодических изданий для детей и подростков нами предлагается следующий перечень критериев:

1) объем издания;

2) формат издания;

3) размеры полей и полосы набора;

4) стиль оформления обложки;

5) наличие и проработанность рубрикации;

6) аппарат ориентирования читателя;

7) выбор шрифтов для различных элементов;

8) кегль и интерлиньяж текста;

9) длина строки на полосе;

10) качество, количество и красочность иллюстраций;

11) наличие декоративных элементов;

12) соблюдение принципов дизайна:

- контрастности;

- пропорциональности;

- сдержанности и экономности;

- приближенности;

- выравнивания;

13) грамотность и аккуратность верстки;

14) соблюдение правил набора.

Заключение. Рассматриваемый объект исследования - детская и подростковая периодика - как самостоятельный тип массового периодического издания представляют собой особую область, тесно связанную с проблемами развития изобразительного искусства, литературы, публицистики, общественной и художественной жизни, а также уровнем полиграфии и ее техническими возможностями [14]. Соответственно, сложен и подход к определению уровня качества этого рода изданий. В данном исследовании при рассмотрении аспекта подготовки художественно-технического оформления периодических изданий нами были выявлены

критерии качества, относящиеся как к общей идее, концепции издания, так и к отдельным комплексам элементов. На основе изученных научных работ различных ученых, а также собственных исследовательских изысканий был предложен перечень критериев качества, которые наиболее разносторонне отражают процесс разработки графической модели и художественно-технического оформления детских и подростковых СМИ.

Отметим, что немаловажной задачей при создании графической модели детского периодического издания является и формирование грамотной содержательно-формальной концепции, способствующей распространению национальных культурных ценностей и воспитанию гармоничной высоконравственной личности, и поиск оригинальных приемов подачи материалов, создание своего неповторимого стиля, такой оформительской концепции, которая соответствовала бы возрасту читателя.

Положив данные принципы в основу, можно говорить о более конкретных, ситуативных категориях, которые и определяют общий уровень качества художественно-технической подготовки периодических изданий для детей и подростков.

Список литературы

1. Лобин А. М. Художественно-техническое оформление изданий. Ульяновск: УлГТУ, 2004. 24 с.

2. Киселев А. П. От содержания - к форме. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1974. 48 с.

3. Тулупов В. В. Техника и технология СМИ. Дизайн периодических изданий. Воронеж: Кварта, 2005. 200 с.

4. Харитонова С. В. Шрифтовая концепция периодических изданий для детей // Весшк БДУ. Сер. 4: Фшалопя. Журналютыка. Педагопка. 2011. № 3. С. 93-96.

5. Шишкина Н. И., Хваленя С. В. Критерии качества средств массовой информации: теоретико-методологическая база // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2021. № 1 (243). С. 27-33.

6. Васильев С. Л. Форма периодического издания как ориентирующая система: структурный и функциональный анализ: автореф. дис. ... докт. филол. наук. Воронеж: ВГУ, 2011. 38 с.

7. Дизайн периодических изданий / под ред. Э. А. Лазаревич. М.: МГУ, 2001. 94 с.

8. Иващенко Н. А. Современная газетная журналистика: категория качества в текстовой идентификации: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб.: СПбГУ, 2009. 25 с.

9. Серов С. И. Типографика визуальной коммуникации. М.: Линия График, 2004. 32 с.

10. Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Молодая гвардия, 1994. 336 с.

11. Уильямс Р. Дизайн. Книга для недизайнеров. СПб.: Питер, 2019. 240 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Васильев С. Л. Аппарат ориентирования читателя в периодическом издании: строение, задачи, уровни функционирования // Вестник ВГУ. Сер. Филология. Журналистика. 2009. № 2. С. 126-133.

13. Анализ концепции периодических изданий / сост. А. М. Лобин. Ульяновск: УлГТУ, 2010. 27 с.

14. Орлова В. В. Особенности редактирования детских иллюстрированных журналов // Труды БГТУ. 2012. № 9 (156): Издательское дело и полиграфия. С. 15-17.

References

1. Lobin A. M. Khudozhestvenno-tekhnicheskoye oformleniye izdaniy [Artistic and technical design of publications]. Ulyanovsk, UlGTU Publ., 2004. 24 p. (In Russian).

2 Kiselev A. P. Ot soderzhaniya - k forme [From content - to form]. Moscow, Izdatel'stvo Mos-kovskogo universiteta Publ., 1974. 48 p. (In Russian).

3. Tulupov V. V. Tekhnika i tekhnologiya SMI. Dizayn periodicheskikh izdaniy [Media technique and technology. Design of periodicals]. Voronezh, Kvarta Publ., 2005. 200 p. (In Russian).

4. Kharitonova S. V. Font concept of periodicals for children. Vesnik BDU [Bulletin of the Belarusian State University], series 4, Philology. Journalism. Pedagogy, 2011, no. 3, pp. 93-96 (In Russian).

5. Shishkina N. I., Khvalenya S. V. Criteria for the quality of the media: theoretical and methodological base. Trudy BGTU [Proceedings of BSTU], series 4, Print- and Mediatechnologies, 2021, no. 1 (243), pp. 27-33 (In Russian).

6. Vasiliev S. L. Forma periodicheskogo izdaniya kak oriyentiruyushchaya sistema: strukturnyy i funktsional'nyy analiz. Avtoreferat dissertatsii doktora filologicheskikh nauk [Form of periodicals as an orienting system: structural and functional analysis. Abstract of thesis DSc (Philology)]. Voronezh, 2011. 38 p. (In Russian).

7. Dizaynperiodicheskikh izdaniy [Design of periodicals] / ed. E. A. Lazarevich. Moscow, MGU Publ., 2001. 94 p. (In Russian).

8. Ivashchenko N. I. Sovremennaya gazetnaya zhurnalistika: kategoriya kachestva v tekstovoy identi-fikatsii. Avtoreferat dissertatsii kandidata filologicheskikh nauk [Modern newspaper journalism: a category of quality in textual identification. Abstract of thesis PhD (Philology)]. St. Petersburg, 2009. 25 p. (In Russian).

9. Serov S. I. Tipografika vizual'noy kommunikatsii [Typography of visual communication]. Moscow, Liniya Grafik Publ., 2004. 32 p. (In Russian).

10. Nesterenko O. I. Kratkaya entsiklopediya dizayna [Short encyclopedia of design]. Moscow, Mo-lodaya gvardiya Publ., 1994. 336 p. (In Russian).

11. Williams R. Design. Dizayn. Kniga dlya nedizaynerov [Design. Book for non-designers]. St. Petersburg, Piter Publ., 2019. 240 p. (In Russian).

12. Vasiliev S. L. Apparatus for orienting the reader in a periodical: structure, tasks, levels of functioning. Vestnik VGU [Bulletin of the Voronezh State University], series Philology. Journalism, 2009, no. 2, pp. 126-133 (In Russian).

13. Lobin A. M. Analiz kontseptsii periodicheskikh izdaniy [Analysis of the concept of periodicals]. Ul'yanovsk, UlGTU Publ., 2010. 27 p. (In Russian).

14. Orlova V. V. Features of editing children's illustrated magazines. Trudy BGTU [Proceedings of BSTU], 2012, no. 9 (156): Publishing and Printing, pp. 15-17 (In Russian).

Информация об авторах

Шишкина Надежда Игоревна - кандидат филологических наук, доцент кафедры редакционно-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Хваленя Светлана Вадимовна - магистрант кафедры редакционно-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Information about the authors

Shishkina Nadezhda Igorevna - PhD (Philology), Assistant Professor, the Department of Editing and Publishing Technologies. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

Khvalenya Svetlana Vadimovna - Master's degree student, the Department of Editing and Publishing Technology. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

Поступила 11.01.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.