Научная статья на тему 'Критерии и уровни социальной адаптации иностранных студентов в российском университете'

Критерии и уровни социальной адаптации иностранных студентов в российском университете Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
393
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ СТУДЕНТ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / КРИТЕРИЙ / УРОВЕНЬ / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Прозорова Наталья Геннадиевна, Вязанкова Виктория Валериевна, Глухенький Илья Юрьевич

Цель исследования обоснование критериев и уровней социальной адаптации иностранных студентов в российском высшем учебном заведении. Известно, что социальная адаптация иностранного студента важный фактор успешности его обучения в российском высшем учебном заведении, а также успешности его взаимодействия с образовательной средой как социальной системой, его социального самочувствия. С другой стороны, успешность социальной адаптации иностранных студентов в российском университете важный показатель психолого-педагогической безопасности образовательной среды, следовательно, качества образования; в свою очередь, безопасность социальной среды важный фактор её конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг. Опираясь на современные модели образовательных сред и социальной адаптации иностранных студентов, авторы настоящей статьи выделили критерии и охарактеризовали уровни такой адаптации. Применявшиеся методы исследования: анализ научной литературы и практического опыта поддержки иностранных студентов в социальной адаптации, методы квалиметрии, методы математической теории пределов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Прозорова Наталья Геннадиевна, Вязанкова Виктория Валериевна, Глухенький Илья Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria and levels of social adaptation of foreign students in the Russian university

The aim of the study is to substantiate the criteria and levels of social adaptation of foreign students in the Russian higher education institution. It is known that the social adaptation of a foreign student is an important factor in the success of the education in the Russian higher education institution, as well as the success of the interaction with the educational environment as a social system, the social well-being. On the other hand, the success of social adaptation of foreign students in the Russian University is an important indicator of psychological and pedagogical security of the educational environment, therefore, the quality of education; in turn, the safety of the social environment is an important factor in its competitiveness in the global market of educational services. Based on the modern models of educational environments and social adaptation of the foreign students, the authors of this article have identified the criteria and characterized the levels of such adaptation. Applied research methods: the analysis of scientific literature and practical experience of supporting foreign students in social adaptation, methods of qualimetry, methods of mathematical theory of limits.

Текст научной работы на тему «Критерии и уровни социальной адаптации иностранных студентов в российском университете»

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.03.2019

УДК 378

КРИТЕРИИ И УРОВНИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Наталья Геннадиевна Прозорова, кандидат педагогических наук, доцент,

Виктория Валериевна Вязанкова, кандидат педагогических наук, доцент, Илья Юрьевич Глухенький, кандидат технических наук, доцент,

Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - обоснование критериев и уровней социальной адаптации иностранных студентов в российском высшем учебном заведении. Известно, что социальная адаптация иностранного студента - важный фактор успешности его обучения в российском высшем учебном заведении, а также успешности его взаимодействия с образовательной средой как социальной системой, его социального самочувствия. С другой стороны, успешность социальной адаптации иностранных студентов в российском университете - важный показатель психолого-педагогической безопасности образовательной среды, следовательно, качества образования; в свою очередь, безопасность социальной среды - важный фактор её конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг. Опираясь на современные модели образовательных сред и социальной адаптации иностранных студентов, авторы настоящей статьи выделили критерии и охарактеризовали уровни такой адаптации. Применявшиеся методы исследования: анализ научной литературы и практического опыта поддержки иностранных студентов в социальной адаптации, методы квалиметрии, методы математической теории пределов.

Ключевые слова: иностранный студент, социальная адаптация, критерий, уровень, диагностика.

CRITERIA AND LEVELS OF SOCIAL ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS IN

THE RUSSIAN UNIVERSITY

Natalie Gennadievna Prozorova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Victoria Valerievna Vyazankova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Ilya Yurievich Glukhenkiy, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

The aim of the study is to substantiate the criteria and levels of social adaptation of foreign students in the Russian higher education institution. It is known that the social adaptation of a foreign student is an important factor in the success of the education in the Russian higher education institution, as well as the success of the interaction with the educational environment as a social system, the social well-being. On the other hand, the success of social adaptation of foreign students in the Russian University is an important indicator of psychological and pedagogical security of the educational environment, therefore, the quality of education; in turn, the safety of the social environment is an important factor in its competitiveness in the global market of educational services. Based on the modern models of educational environments and social adaptation of the foreign students, the authors of this article have identified the criteria and characterized the levels of such adaptation. Applied research methods: the analysis of scientific literature and practical experience of supporting foreign students in social adaptation, methods of qualimetry, methods of mathematical theory of limits.

Keywords: foreign student, social adaptation, criterion, level, assessment.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время доказана актуальность такой проблемы, как успешность социальной адаптации иностранных студентов к образовательной среде российского вуза [1-4].

Социальная адаптация иностранного студента - важный фактор успешности его обучения в российском высшем учебном заведении, а также успешности его взаимодействия с образовательной средой, его социального самочувствия. С другой стороны, успешность социальной адаптации иностранных студентов в российском университете - важный показатель психолого-педагогической безопасности образовательной среды, следовательно, качества образования (безопасность образовательной среды - критерий качества образования [46]); очевидно, что проблему социальной адаптации иностранных студентов нельзя рассматривать в отрыве от проблем более высокого порядка - безопасности образовательной среды и качества образования. Не следует забывать о проблеме эффективности образовательных сред; одна из групп критериев отражает её международную деятельность. Безопасность образовательной среды для иностранных студентов - важный фактор её конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг [3, 4, 6].

Нельзя забывать и о другом аспекте: нередко иностранные студенты характеризуются интолерантным отношением к российскому социуму, неуважением к русской культуре, отсутствием стремления адаптироваться к образовательной среде российского вуза, что является факторами рисков для других субъектов социально-педагогического взаимодействия.

Проблеме социальной адаптации иностранных студентов посвящают всё большее число исследований; более того, данный процесс рассматривают с различных позиций -социальной, философской, психолого-педагогической [1-4]. Тем не менее, анализ научной литературы показал, что в настоящее время не в должной мере разработаны методы диагностики адаптации иностранных студентов. Проблема исследования - вопрос: каким образом адекватно диагностировать социальную адаптацию иностранного студента к российской образовательной среде? Подпроблема исследования включает два вопроса. Какие критерии адекватно и точно (объективно) отражают уровень социальной адаптации иностранного студента? Каковы уровни социальной адаптации иностранного студента и в чём их отличия друг от друга? Цель исследования - обоснование критериев и уровней социальной адаптации иностранных студентов в российском высшем учебном заведении.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С точки зрения авторов, критерии адаптированности иностранного студента к образовательной среде российского университета следующие. Первые два критерия являются одновременно и показателями, и факторами адаптации. Критерий К: - объём тезауруса

к

иностранного студента по русскому языку. Модифицированный критерий к1 = ——, где

"тт

Утт - минимальный объём тезауруса, соответствующий степени владения русским языком в совершенстве. В любом случае, данный критерий отражает сформированность у иностранного студента операционного компонента иноязычной компетенции (владения русским языком как иностранным). Второй критерий К2 - сформированность у иностранного студента поведенческого компонента иноязычной компетенции, т.е. личного опыта применения русского языка (чаще всего - при взаимодействии с субъектами образовательного процесса). Данный критерий включает немало частных показателей (например, отражающих беглость речи и т.д.), но наиболее значимый сформируем на основе статистического метода каменистой осыпи: он равен L, если не менее чем L слов или речевых клише были применены им не менее чем L раз каждое.

Следующая группа критериев отражает благополучие (или неблагополучие) взаимодействия иностранного студента с образовательной средой. При выделении критериев авторы учитывали следующие обстоятельства. Во-первых, возможны не только ситуации, когда иностранный студент сталкивается с интолерантным к себе отношением, но и обратные - неуважение иностранного студента к России, российской культуре, некорректное поведение по отношению к субъектам образовательного процесса. Безусловно, оба типа

ситуаций одинаково недопустимы. Во-вторых, не следует забывать о том, что иностранный студент участвует в социальном взаимодействии не только с педагогами и российскими студентами, но и с иностранными студентами (в том числе с носителями неродного языка). Критерий К3 - уровень социального самочувствия иностранного студента по В-балльной шкале (В баллов - отличное социальное самочувствие, 0 или 1 балл - "чувствую себя как в тюрьме"). Критерий К4 - оценка иностранным студентом рисков образовательной среды, не связанных с интолерантным отношением или кросс-культурными конфликтами (данный критерий является "вредным", т.е. его численное значение должно быть как можно меньшим). Это могут быть такие риски, как риск стать неконкурентоспособным специалистом, риск перегрузок и т.д. Критерий К5 - степень адекватности отношения иностранного студента к России, российской культуре и окружающему социуму по В-балльной шкале (В баллов - отношение положительное, но с адекватным восприятием существующих трудностей, 0 или 1 - ярко выраженное негативное отношение). Отметим, что между третьим и пятым критериями нет однозначной связи: у студента может быть нормальное социальное самочувствие в социальной среде, но негативное отношение к России, особенно на фоне других стран. Критерий Кб - степень участия иностранного студента (по В-балльной шкале) в социальной жизни России и составляющих её социумов (в том числе образовательной среды). Например, иностранный студент может устроиться на работу, успешно совмещая работу с обучением в вузе, принимать участие в спортивных (физкультурно-массовых) мероприятиях и т.д.

Следующие критерии отражают взаимодействие студента с ближайшим социальным окружением. Степень дружественности взаимодействия иностранного студента с ближайшим российским социальным окружением (педагогами, российскими студентами и т.д.) составляет К7=т/+0,75хт//+0,5хт///+0,25хт////-0,5хт/////-т//////, где ш', ш7/, т///, т////, т///// и т////// - соответственно число индивидов, с которыми у иностранного студента тесные дружеские отношения, дружеские, нормальные, нейтральные, недружеские и антагонистически конфликтные. Аналогично оценивают критерий К8 - степень дружественности взаимодействия анализируемого иностранного студента с другими иностранными гражданами на территории России (точнее, в образовательной среде). Данный параметр также важен, т.к. толерантное взаимодействие иностранных студентов между собой (особенно если они являются представителями различных культур, носителями разных языков) также является значимым и критерием, и фактором безопасности образовательной среды.

Анализ модельных представлений о социальной адаптации иностранных студентов, а также её критериев, позволил выделить и охарактеризовать её уровни.

Очень низкий уровень характеризуется полной или практически полной не адапти-рованностью иностранного студента к российской социальной среде. На данном уровне наблюдается тесная взаимосвязь между интолерантным отношением иностранного студента к России, её культуре и социумам, с одной стороны, и негативным (интолерантным) отношением к нему, с другой стороны. Слабое владение русским языком не позволяет ему нормально взаимодействовать не только с российским социумом, но и иными иностранными студентами (за исключением носителей его родного языка); отсутствуют или слабо развиты мотивы к успешному овладению русским языком, а также к пониманию норм и ценностей российского общества (в целом, слабы мотивы к успешной адаптации). Успешность в учёбе низкая, наблюдаются конфликты и с педагогами, и с другими студентами, нередко возникающие по его вине.

Низкий уровень отличается от низшего тем, что к студенту наблюдается более толерантное отношение (в целом, образовательная среда для него является более безопасной), однако это связано не с индивидуальными особенностями студента, а с направленностью социума на толерантное взаимодействие с иностранными студентами. По-прежнему слабы мотивы к успешной социальной адаптации. Иначе говоря, не столько иностранный студент делает "шаги вперёд" к российскому социуму, сколько российский социум по отношению

к нему.

Средний уровень характеризуется системностью (целенаправленностью) процесса адаптации; наблюдается определённый успех в социальной адаптации, однако он не носит устойчивого характера. По-прежнему слабы механизмы, позволяющие студенту адаптироваться к социуму (прежде всего, владение русским языком и понимание культуры).

Уровень выше среднего характеризуется должным или высоким уровнем социальной адаптации. В целом наблюдается бесконфликтное социальное взаимодействие иностранного студента с российской образовательной (и более широкой социальной) средой. Тем не менее, имеют место определённые трудности во взаимодействии с российской социальной средой, в силу недостаточного владения русским языком, знания и понимания российской культуры.

Высокий уровень характеризуется тем, что иностранный студент успешно (полностью) интегрирован в российский малый социум, как минимум, в образовательную среду российского университета. На данном уровне толерантное отношение иностранного студента к российскому социуму и российского социума к нему тесно взаимосвязаны. Благодаря социальной адаптации российская образовательная среда становится для иностранного студента полноценным ресурсом его личностно-профессионального развития. На данном уровне социальная адаптация становится ведущим фактором успешности жизнедеятельности иностранного студента в российском социуме, его личностно-профессио-нального развития. Владение русским языком - как минимум, на пятом (всего их шесть, в соответствии с классификацией Совета Европы). Наблюдается не просто глубокое знание российской культуры, но и стремление её понять, соотнести элементы собственной национальной культуры с элементами российской.

Очень высокий уровень характеризуется полным раскрытием социокультурного, креативного и иных потенциалов социальной адаптации. На данном уровне иностранный студент не просто когерентен российской социальной среде, но и обладает социальной активностью, т.е. стремится оказать на неё влияние. Например, иностранный студент может вступить в брак с гражданкой России, устроиться на работу и достигать успехов, получить в перспективе российское гражданство, на стороне образовательной среды принимать участие в спортивных мероприятиях и т.д.

Высший уровень характеризуется тем, что иностранный студент всесторонне содействует другим иностранным студентам в социальной адаптации, а его опыт в адаптации является паттернальным. Иностранный студент использует коучинг для того, чтобы другие иностранные студенты лучше овладели русским языком (подробно технология коучинга описана в работе [6]). Например, арабский студент, даже не в совершенстве знающий русский язык, сумеет большему научит другого арабского студента (в меньшей степени знающего русский язык), чем носитель русского языка.

Успешность социальной адаптации некой группы иностранных студентов к образовательной среде российского университета составит

1,2х-^ +0,8х-^" +0,6х'^/// + £ 0,4] + £ 0,2]

а=-----,

W

+■ +^///// +^//////.

Здесь: ■ - общее число иностранных студентов, ■//, ■///, ■/////, ■////// и ■/////// - соответственно, число иностранных студентов с социальной адаптацией на высшем, очень высоком, высоком, выше среднего, среднем, низком и очень низком.

В представленной формуле первый коэффициент выше единицы, т.к. студенты с высшим уровнем социальной адаптации не просто полностью адаптировались к российской социальной среде, но также активно содействуют своим товарищам, оказывают всевозможную помощь в этой адаптации. Кроме того, данный показатель сформирован в

соответствии с методикой, основанной на математической теории пределов, чтобы ограничить роль иностранных студентов с низкими уровнями адаптации (указанная методика представлена в работе [4]).

Авторы настоящей статьи считают необходимым отметить, что толерантность образовательной среды - не "гарантия" успешной адаптации иностранного студента (например, в силу его индивидуальных особенностей); скорее верен негативный прогноз: интолерант-ная образовательная среда - "гарантия" провала иностранных студентов в социальной адаптации. Безусловно, социальная адаптация иностранных студентов - задача, прямо или косвенно стоящая перед всеми субъектами социально-педагогического взаимодействия, т.к. за успешность такой адаптации ответственна образовательная среда как социальная система.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выделенные критерии успешности социальной адаптации иностранных студентов нуждаются в уточнении и дополнении. Перспективы дальнейших исследований авторы видят в создании информационно-вероятностных моделей социальной адаптации иностранных студентов к образовательной среде российского университета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гурьянчик, В.Н. Социокультурная адаптация иностранных курсантов российских военных вузов / В.Н. Гурьянчик, Т.В. Макеева // Социологические исследования. - 2018. - № 11. - С. 124133.

2. Киреев, П.Н. Адаптация иностранных курсантов к информационному пространству российского военного вуза / П.Н. Киреев // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - № 2. - С. 111-115.

3. Романенко, Н.М. Особенности кросс-культурной адаптации иностранных студентов (на примере МГИМО) / Н.М. Романенко // Педагогика. - 2018. - № 3. - С. 63-73.

4. Мониторинг качества и эффективности непрерывного профессионального образования / А.И. Черных, Т. Л. Шапошникова, К.В. Хорошун, Д.А. Романов ; Кубан. гос. технол. ун-т. - Краснодар : [б.и.], 2016. - 264 с.

5. Pradubthong, N. The Effects of the SPACE Learning Model on Learning Achievement and Innovation and Learning Skills in Higher Education / N. Pradubthong, S. Petsangsri, P. Pimdee // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2018. - Vol. 9. - No. 4. - P. 187-199.

6. The determinants of quality national higher education systems / R. Williams, G. de Rassenfosse, P. Jensen, S. Marginson // Journal of Higher Education Policy and Management. - 2013. - Vol. 35. - No. 6. - P. 599-611.

REFERENCES

1. Gurianchik, V.N. and Makeeva, T.V. (2018), "Socially-cultural adaptation of foreign cadets of Russian military higher educational establishments", Sotsiologicheskie issledovaniya, No 11, pp. 124-133.

2. Kireev, P.N. (2018), "Adaptation of foreign cadets to informational space of Russian military higher educational establishment", Obschestvo: sotsiologiya, psihologiya, pedagogika, No 2, pp. 111-115.

3. Romanenko, N.M. (2018), "Peculiarities of cross-cultural adaptation of foreign students (on example of MSIIR)", Pedagogika, No 3, pp. 63-73.

4. Chernykh, A.I., Shaposhnikova, T.L., Horoshun, C.V. and Romanov, D.A. (2016), Monitoring of quality and efficiency of recurrent vocational education, Krasnodar.

5. Pradubthong, N., Petsangsri, S. and Pimdee, P. (2018), "The Effects of the SPACE Learning Model on Learning Achievement and Innovation and Learning Skills in Higher Education", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 9, No 4, pp. 187-199.

6. Williams, R., de Rassenfosse, G., Jensen, P., and Marginson, S. (2013), "The determinants of quality national higher education systems", Journal of Higher Education Policy and Management, Vol. 35, No 6, pp. 599-611.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.