Педагогический журнал Башкортостана. 2024. № 2. С. 61-72. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2024; (2): 61-72.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научная статья УДК 378.146
DOI/18173292_10310.21510_2024_104_2_61_72
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ
ОФИЦЕРОВ АВИАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА
Владислав Львович Бенин1, Марсель Рафитович Мустафин2,
1 Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Уфа, Россия, [email protected], ORCID 0000-0001-8357-9959
2 Уфимский университет науки и технологий, Уфа, Россия, [email protected]
Аннотация. Проблема совершенствования воинского мастерства и профессиональной культуры офицера занимает особое место среди проблем военного образования. Ее особенность обусловлена тем, что профессиональная культура будущего офицера напрямую связана с его будущей профессиональной деятельностью. Это наглядно видно у офицеров авиационного профиля.
В результате проведенного исследования выявлена структура профессиональной культуры будущего офицера-инженера, выпускника военного учебного центра Уфимского университета науки и технологий, которая состоит из военно-специальной культуры, технической культуры и педагогической культуры. Показано, что данные элементы взаимодополняют друг друга и обеспечивают профессиональную культуру будущего офицера авиационного профиля. Определены критерии и показатели, необходимые для оценки уровня сформированности профессиональной культуры будущих офицеров:
- мотивационно-ценностный (наличие профессионального интереса и мотивация к овладению будущей профессией, стремление к профессиональному саморазвитию, набор ценностей, определяющих отношение курсанта к дальнейшей профессиональной деятельности);
- когнитивный (наличие специальных знаний связанных с исполнением прямых должностных обязанностей авиационного-инженера);
- технический (имеющиеся у будущего офицера знания в будущей военной специальности, наличие умения ставить и решать основные задачи согласно боевому предназначению, навыки офицера в постановке и решении педагогических задач, уровень развития педагогической техники, результаты военно-педагогической деятельности);
- личностный (сформированность личностных качеств: профессиональная ответственность, готовность к профессиональному саморазвитию).
Перечисленные критерии и показатели позволили выделить и охарактеризовать уровни сформированности профессиональной культуры будущих офицеров, которые могут развиваться от низкого к высшему в образовательном процессе военного учебного центра. Достижение этих
© Бенин В.Л., Мустафин М.Р., 2024
уровней будет определяться на основе мотивационно-ценностного, когнитивного, технического и личностного критериев.
Ключевые слова: профессиональная культура будущего офицера, критерии и показатели сформированности профессиональной культуры, педагогическое диагностирование
Для цитирования: Бенин В.Л., Мустафин М.Р. Критерии и показатели сформированности профессиональной культуры будущих офицеров авиационного профиля в условиях военного учебного центра // Педагогический журнал Башкортостана. 2024. №2(104). С. 61-72.
THEORY AND PRACTICE OF VOCATIONAL EDUCATION
Original article
CRITERIA AND INDICATORS OF THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL CULTURE OF THE FUTURE AVIATION OFFICERS IN THE CONDITIONS OF A MILITARY TRAINING CENTER
Vladislav L.Benin1, MarselM. Mustafin2,
1 Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah, [email protected], ORCID 0000-00018357-9959
2 Ufa University of Science and Technology,[email protected]
Abstract. The problem of improving the military skills and professional culture of the officer occupies a special place among the problems of military education. The professional culture of the future aviation officer is directly related to his future professional activities that stipulates its peculiarity.
As a result of the work carried out, we identified and disclosed the structure of the professional culture of the future officer-engineer, a graduate of the military training center of the Ufa University of Science and Technology. The structure consists of: military special culture, technical culture, pedagogical culture. It is shown that these elements complement each other and provide the professional culture of a future aviation officer.
The criteria and indicators necessary for assessing the level of formation of the professional culture of future officers are defined:
- motivational and value-based (the presence of professional interest and motivation to master a future profession, the desire for professional self-development, a set of values that determine the cadet's attitude to further professional activity;
- cognitive (the presence of special knowledge related to the performance of the direct duties of an aviation engineer);
- technical (indicators of this criterion will be the knowledge the future officer has in the future military specialty, the ability to set and solve basic tasks in accordance with combat mission, the officer's skills in setting and solving pedagogical problems, the level of development of pedagogical technology, the results of military pedagogical activities);
- personal (mature personal qualities: professional responsibility, readiness for professional self-development).
The listed criteria and indicators allowed the authors to identify and characterize the levels of formation of the professional culture of future officers, which can evolve from low to high in the educational process at the military training center. Achieving these levels will be determined on the basis of motivational-value, cognitive, technical and personal criteria.
Keywords: professional culture of an officer, criteria and indicators of the formation of professional culture, pedagogical diagnostics
For citing: Benin V.L., Mustafin M.R. Criteria and indicators of the formation of professional culture of future aviation officers in the conditions of a military training center. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2024; 104(2): 61-72.
Введение. «Педагогический журнал Башкортостана» не впервые обращается к проблеме подготовки военных специалистов на базе гражданских вузов [1; 2]. Ее актуальность определяется как непреходящей значимостью любых, в том числе образовательных, аспектов обеспечения обороноспособности нашей Родины, так и спецификой сравнительно новой формы военной подготовки офицерских кадров -военных учебных центров.
Военные учебные центры (ВУЦ) при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования являются новой формой подготовки граждан для прохождения военной службы на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, что является альтернативой высшим военно-учебным заведениям Министерства обороны Российской Федерации. Одной из важных составляющих подготовки курсантов ВУЦ является формирование у них профессиональной культуры, то есть совокупности навыков, способностей и знаний, а также профессионально важных личностных качеств, определяющих компетентность в осуществлении будущих служебных задач.
Базовый уровень овладения в образовательной среде гражданского вуза профессиональной деятельностью офицера определяется совокупностью приобретаемых курсантами специальных знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и стремлений к профессиональному самосовершенствованию. Таким образом, в структуре их профессиональной культуры присутствуют духовная и «технологическая» составляющие, которые исключают равенство этого понятия с компетентностью или подготовленностью специалиста.
Методология исследования. Теория и практика военного образования в гражданских вузах не обделена вниманием исследователей. Только за последние годы на базе Уральского федерального университета прошло несколько специализированных всероссийских научных форумов [3; 4; 5; 6]. В публикациях коллег рассматривались проблемы подготовки обучающихся центров к работе с личным составом [7], вопросы психолого-педагогического сопровождения развития Я-концепции студента в образовательной среде ВУЦ [8], психологической работы с ним [9], применения в учебном процессе центров новых информационных технологий [10] и виртуальной реальности [11] и др. Но проблема формирования профессиональной культуры будущих офицеров вообще и офицеров авиационного профиля в частности еще ждет своего решения.
Поскольку понятие «культура» весьма многоаспектно и различно трактуется разными авторами, изначально определим своё толкование. Мы стоим на позициях патриарха уральской культурологии Л.Н. Когана: культура - это «степень, мера формирования, развития и реализации социальных (сущностных) сил человека в его многообразной общественной деятельности» [12, с. 172].
Профессиональная деятельно офицера, подчеркивает Б.П. Бархаев, охватывает множество сфер, осуществляется в постоянно меняющихся условиях и не регламентирована инструкциями поведения в каждой ситуации [13]. Из-за сложности военного управления от офицера требуется наличие специфических характеристик, которые составляют его профессиональную культуру.
Анализ теоретических и практических исследований П.А. Амбаровой,
A.Г. Асмолова, Л.А. Байковой, НА. Бердяева, Б.М. Бим-Бада, Л.С. Выготского, С.И. Гессена, О.В. Заславской, Е.М. Исаева, Л.А. Капустиной, В.И. Козлачкова,
B.C. Комбарова, Н.Б. Крыловой, В.А. Лапшова, А.Н. Леонтьева, А.В. Мудрика, И.Г. Панина, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.И. Слободчикова, О.А. Черницкого, Е.Н. Шиянова дает нам возможность рассматривать профессиональную культуры офицера как системное качество, характеризующее уровень его социально-профессионального развития, способ реализации военно-профессиональных умений, знаний и навыков, а также совокупность духовных ценностей, которые проявляются в профессиональном общении и служебной деятельности. Профессиональная культура будущего офицера не может образовываться сама собой, она должна качественно прививаться профессиональным военным сообществом в различных видах учебной деятельности.
Материалы и методы исследования. Структура профессиональной культуры офицера, выпускника Военного учебного центра Уфимского университета науки и технологий, объективно обусловлена характером его будущей профессиональной деятельности. Поэтому для выявления критериев оценки уровней сформированности профессиональной культуры будущего офицера-инженера авиационного профиля необходимо рассмотреть область его профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность современного военного-инженера авиационного профиля прежде всего включает эксплуатацию и ремонт самолетов и вертолетов, инженерно-авиационное обеспечение боевой подготовки авиации, обучение и воспитание личного состава. Объектами военно-профессиональной деятельности офицера выступают личный состав (солдаты, сержанты, прапорщики и младшие офицеры), техника и вооружение пилотируемых, беспилотных и дистанционно пилотируемых воздушных судов, средства эксплуатации авиационной техники и различные виды документов по организации боевой и повседневной деятельности авиационных частей и подразделений. Формами военно-профессиональной деятельности офицера-инженера авиационного профиля являются служебная, эксплуатационно-техническая и военно-педагогическая деятельность. Исходя из этого, он должен обладать военно-специальной культурой, технической культурой и педагогической культурой. Выделенные элементы взаимно дополнят друг друга и будут составлять профессиональную культуру будущего офицера-инженера авиационного профиля. Рассмотрим их более подробнее.
Военно-специальная культура. Данный вид культуры офицера характеризуется требованиями и обязанностями, соответствующими его должности, и определяются уставами, приказами и другими руководящими документами. Военно-специальная культура офицера включает общую и профессиональную
64
эрудицию, высокий уровень профессиональных знаний, культуру обращения с вооружением, военной техникой и военным имуществом, культуру физического совершенствования, культуру работы с документами.
Высокий уровень военно-специальной культуры - это обширные знания своих профессиональных обязанностей, требований руководящих документов, устройства и тактико-технических характеристик эксплуатируемой техники, нормативов и т.д. Данный уровень даёт возможность офицеру эффективно решать профессиональные задачи, как в повседневной деятельности, так и в боевой обстановке, в интересах выполнения своего воинского долга.
Техническая культура. Успешное освоение и эксплуатация сложной боевой техники и различных видов вооружения требуют от офицера проявления не только теоретических знаний и практических умений, но и технической культуры. Понятие «техническая культура», пишет Ф.В. Шарипов, «означает: творческую техническую деятельность, осуществляемую инженерно-техническими специалистами; совокупность способов и средств проектирования, конструирования и производства (создания) технических систем; совокупность знаний, умений и навыков, способностей, эстетических и других качеств, необходимых в инженерной деятельности» [1, с.66].
Специфику технической культуры офицера А.В. Миронов определил в диссертации, посвященной ее формированию у курсантов военных вузов: «Техническая культура курсанта военного вуза - это интегративное личностное качество, включающее совокупность компонентов (когнитивный, эмоционально-ценностный, военно-технический, рефлексивный), направленных на военно-профессиональную техническую деятельность и ее адекватную организацию, на объект военно-технической деятельности; при этом оба компонента (военный и технический) включают профессионально значимые личностные качества будущего офицера - ценностные ориентации, нормы и правила поведения в образовательном пространстве военного вуза, владение соответствующими знаниями и готовность к применению материальной (технической и технологической) части учебного и профессионального назначения, стремление к обновлению военно-технических знаний и умений, что способствует рациональному освоению и применению военно-технических устройств и объектов.» [14, с. 13-14]. Думается, что такое понимание технической культуры вполне применимо для осмысления процесса ее формирования у обучающихся ВУЦ авиационного профиля.
На общепедагогическом уровне педагогическую культуру мы определяем, как «интегративную характеристику педагогического процесса, включающую единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому» [15, с. 62.]. Учебник военной педагогики под редакцией О.Ю. Ефремова педагогическую культуру офицера трактует как «особенное проявление педагогической культуры в условиях осуществления военно-педагогического процесса. Это степень владения военно-педагогическим опытом, которую офицер
65
приобрел, уровень его совершенствования в педагогической деятельности, мера развития личности» [16].
Основой педагогической культуры является общекультурное и профессиональное развитие личности офицера. Профессиональная и общая эрудиция офицера характеризуются глубиной и широтой знаний тех вопросов, которые требуются ему для решения служебных, воспитательных и учебных задач. Сюда необходимо отнести глубокие знания как педагогической науки, так и общих основ военного дела, способов эффективного применения современных методов обучения и воспитания, глубокие знания общей, военной, социальной педагогики и психологии. Именно совокупность знаний, педагогических умений и навыков характеризуют профессиональный облик офицера как военного педагога и являются важнейшими инструментами его воспитательного воздействия на подчиненных.
Таким образом, уровни сформированности профессиональной культуры офицеров - инженеров авиационного профиля можно рассматриваем следующим образом:
- по степени сформированности профессиональных знаний и навыков, необходимых в последующем для выполнения служебных обязанностей;
- по наличию мотивационно-ценностных ориентаций будущего офицера;
- по овладению педагогическими навыками;
- по уровню развития технических способностей.
Проблема измерения профессиональной культуры будущих офицеров связана с необходимостью разработки для этого критериев и показателей. В педагогической теории определены общие требования к выделению и обоснованию критериев, в соответствии с которыми критерии должны отражать основные закономерности формирования личности в целом и отдельных ее компонентов и позволять устанавливать связи между всеми компонентами изучаемого явления. При выделении критериев, подчеркивает А.М. Столяренко, необходимо учитывать целесообразное соотношение качественных и количественных показателей [17].
При разработке критериев профессиональной культуры будущего офицера мы исходили из ее сущностных и содержательных характеристик. В соответствии с данными компонентами были определены критерии сформированности: мотивационно-ценностный, когнитивный, технический, личностный. Рассмотрим их более подробно.
Одним из основополагающих критериев сформированности профессиональной культуры будущих офицеров является мотивационно-ценностный критерий. Профессиональный труд будущего офицера основывается на определенных мотивах, которые в последующем и будут побуждать его заниматься именно этим видом профессиональной деятельности. Поэтому характером мотивации обусловлен уровень профессиональной культуры будущего офицера.
Степень развития профессиональной культуры также связана с военно-профессиональной направленностью будущего офицера и формированием у него той системы ценностей, которые в последующем будут основополагающими в профессиональной деятельности. Так, офицер, который ставит во главу угла только
материальные ценности и вознаграждения, не будет заботиться о педагогической составляющей своего взаимодействия с подчиненными. Высокий уровень сформированности профессиональной культуры офицера напрямую связан с отношением курсанта к выбранной профессии, когда она считается делом жизни. Честное служение и связанное с ним удовлетворение и самоутверждение от выполняемой работы выступают высшей оценкой деятельности офицера.
В качестве индикаторов (показателей) к мотивационно-ценностному критерию нами предложены: полнота понимания смысла и предназначения будущей военной профессии, удовлетворенность выбранной профессией, понимание важности и ценности профессиональных знаний, необходимости их совершенствования, чувство ответственности за качество получаемых знаний, понимание важности вопроса воспитания подчиненного личного состава. Для оценки уровня сформированности профессиональной культуры по данному критерию целесообразно использовать анкетирование курсантов и преподавателей военного учебного центра, методику Лазерфальда, методику В.А. Ядова, которые направлены на оценку степени удовлетворённости. Для обработки полученных результатов, нами была выбрана трёхбалльная система: «3» - четко осознает (высокий уровень); «2» - представляет, ориентируется (средний уровень); «1» - не представляет, не понимает (низкий уровень).
Когнитивный критерий оценивает знания будущего офицера исходя из их прочности, глубины и широты. При этом следует особо подчеркнуть уровень владения педагогическими знаниями, идеями и концепциями, что имеет большое значение в деле обучения личного состава. Для диагностирования когнитивного критерия мы применили тестирование по предметам на знание сущности и предназначения выбранной военной профессии.
Показателями технической культуры будущих офицеров выступают знания и умения ставить и решать основные задачи согласно боевому предназначению. Методы и методики, которые выступают элементами диагностирования по данному критерию - анкетирование, включенное наблюдение, метод экспертных оценок.
Личностный критерий включает стремление будущего офицера к дальнейшему профессиональному самосовершенствованию, а также уровень развития психолого-педагогических знаний, педагогических способностей, авторитет в коллективе. Для него был выбран тест В.И. Андреева «Оценка способности к творческому саморазвитию» [18] и беседа для уточнения результатов тестирования.
Общая система критериев, показателей и диагностических методов определения уровня сформированности профессиональной культуры будущих офицеров авиационного профиля отражена в таблице 1. На основе выделенных критериев и показателей определены три уровня сформированности: низкий, средний, высокий.
Низкий уровень профессиональной культуры будущего офицера характеризуется тем, что курсант слабо понимает сущность и роль будущей военной профессии в деле боевой готовности воинской части. Он показывает готовность к овладению знаниями, умениями и профессиональными навыками, но мотивация и
потребность в самообразовании и дальнейшей профессиональной самореализации выражены слабо. а профессионально значимые ценности не сформированы.
Таблица 1.
Критерии Показатели Диагностические методики и методы диагностики
1 .Мотивационно-ценностный Интерес к овладению знаниями и умениями в области дальней профессиональной деятельности. Тестирование «Диагностика заинтересованности овладения профессиональными умениями» (Успенский В.Б.; Чернявская А.П)
Мотивация в потребности достижения успехов в учёбе. Наблюдение, интервьюирование, беседа.
Ценностные отношения к дальнейшей профессиональной деятельности Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич)
2. Когнитивный Знания в сфере дальнейшей профессиональной деятельности. Экзамены, зачеты, семинары, контрольные работы, тесты
3. Технический Овладение профессиональными техническими умениями и педагогическими навыками Наблюдение, анализ тактико -технических действий, беседы, оценка экспертов и профессионалов в узких технических областях
4. Личностный Сформированность личностных, профессионально важных качеств Тест «Способность к саморазвитию» В.И. Андреева. Беседа, педагогическое наблюдение.
Аналогично отношение курсанта к профессиональным знаниям и применению полученных знаний в решении профессиональных задач. Технический компонент профессиональной культуры сформирован на низком уровне, что показывают экстренные (аварийные) ситуации, когда решение того или иного вопроса требует от исполнителя действия не по шаблону или алгоритму, а нестандартно, с применением новых технологий и подходов в решении профессиональных задач.
Не сформирована личная ответственность за результат воинского труда.
Средний уровень профессиональной культуры будущего офицера характеризуется ценностным отношением курсантов к будущей профессии и профессиональной деятельности. Обучающиеся мотивированно оценивают собственную роль в деле формирования профессиональной культуры офицера. По результатам учебных сборов и войсковых стажировок показывают более высокий уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью, что сказывается на качестве выполняемых войсковых задач, а также на высоком уровне воинской дисциплины.
У курсантов наблюдается интерес к постижению военных наук, которые необходимы в последующей самостоятельной войсковой деятельности. Ценностные ориентации становятся нормой в повседневной и боевой деятельности.
Технический компонент профессиональной культуры сформирован на уровне, удовлетворяющим квалификационные требования к военной профессиональной
подготовке. Будущие офицеры способны решать военно- профессиональные задачи, как пользуясь существующими стандартами и алгоритмами, так и принимая нестандартные решения в типовых войсковых ситуациях. В вопросах подготовки и проведения занятий с личным составом начинают применять различные формы и методы обучения.
Присутствует стремление к самосовершенствованию через личные достижения в области будущего воинского труда. У курсанта развиты основные профессионально важные качества, такие как дисциплинированность, ответственность за качество выполняемых задач, разумная инициатива, анализ и оценивание результатов своего воинского труда, умение вносить корректировки в дальнейшие профессиональные действия, что тоже является частью профессиональной культуры будущего офицера.
Высокий уровень сформированности профессиональной культуры будущего офицера характеризуется явно выраженной военно-профессиональной направленностью, четкостью принятия решений в военно-профессиональной деятельности, свидетельствующие о профессиональном становлении личности будущего офицера как субъекта профессионального воинского труда. У него сформирована вера в свои силы и развиты способности как военного педагога.
Наиболее характерные изменения происходят в техническом компоненте. Это проявляется в понимании курсантами взаимосвязи теоретических знаний с практическими действиями с техникой, умении читать и предугадывать возможные аварийные ситуации при эксплуатации вооружения. При выполнении сложных задач будущий офицер демонстрирует творческий подход.
Курсанты, имеющие высокий уровень профессиональной культуры, хорошо коммуницируют с другими членами воинского коллектива, обмениваются опытом в решении различных видов профессиональных задач. Обучаемые имеют высокий уровень рефлексии, склонны анализировать и планировать перспективы профессионального саморазвития как будущих офицеров. По итогам учебных сборов и войсковой стажировки их отличает высокая удовлетворенность будущей профессиональной деятельностью, что обеспечивается прочными профессиональными знаниями.
Технический компонент сформированности профессиональной культуры на этом уровне показывает, что профессиональные навыки и умения тесно взаимосвязаны, образуют единую структуру профессиональной деятельности. Стремление курсанта достичь успехов в воинском труде становится ярко выраженным. Курсанты демонстрируют глубокие знания в профессии. У них сформированы умения и стремления в коррекции собственной профессиональной деятельности, способность определять цели и средства собственного профессионального развития.
Уровень развития профессиональной культуры будущих офицеров предлагается оценивать по трёхбалльной шкале. Высокому уровню каждого компонента профессиональной культуры соответствует три балла; среднему уровню развития - два балла; низкому уровню развития - один балл. Иначе говоря, чем
больше проявленных признаков, тем выше балл и, соответственно, выше уровень профессиональной культуры.
Заключение. Таким образом, уровень профессиональной культуры будущего офицера может развиваться от низкого к высшему в образовательном процессе военного учебного центра, а достижение этих уровней будет определяться на основе мотивационно-ценностного, когнитивного, технического и личностного критериев.
Список источников
1. Шарипов, Ф.В. Формирование технической культуры студентов военного ВУЗа // Педагогический журнал Башкортостана. - 2014. - № 4. - С 66-74.
2. Закирьянов, А.Г. Возникновение и развитие системы военной подготовки при гражданских вузах в России // Педагогический журнал Башкортостана. - 2022. - № 1. - С. 76-87.
3. Теория и практика военного образования в гражданских вузах: педагогический поиск: сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 26-27 ноября 2020 г.). - Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2020. - 308 с.
4. Теория и практика военного образования в гражданских вузах: педагогический поиск: сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 14-15 сентября 2021 г.). - Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2021. -389 с.
5. Теория и практика военного образования в гражданских вузах: педагогический поиск: сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 17-18 ноября 2022 г.). - Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2022. 409 с.
6. Теория и практика военного образования в гражданских вузах: педагогический поиск: сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 16-17 ноября 2023 г.): в 2 частях. - Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2023.
7. Музыкантов, А.Н. Проблемные аспекты подготовки студентов военного учебного центра к работе с личным составом в подразделении // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2021. -№2(80). -С.159-165.
8. Митюков, Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития Я-концепции студента в образовательной среде военного учебного центра // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2023. - Т.29, №1. -С.114-121.
9. Кизиярова, А.А., Белинская Т.В. Психологическая работа в системе подготовки студентов военного учебного центра гражданского вуза // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. - 2020. - Т.3, Вып.4. - С.78-85.
10. Киберман, А.Е., Поляков, А.И., Манько, Н.П., Орешников, К.Н. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе военного учебного центра // Психолого-педагогический поиск. - 2021. - №2(58). -С.69-77.
11. Пятибрат, М.А. Применение виртуальной реальности в учебном процессе военных учебных центров // Тенденции развития науки и образования. -2023. -№98, Ч.2. - С. 16-20.
12. Коган, Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - Москва: Мысль, 1984. - 252 с.
13. Бархаев, Б.П. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. -Москва: Воениздат, 2006. - 488 с.
14. Миронов, А.В. Формирование технической культуры курсантов военных вузов: дис. ... канд. педагог. наук. Уфа, 2015. 210 с.
15. Бенин, В.Л. Педагогическая культурология: курс лекций / В.Л. Бенин. 3-е изд., стер. -Москва: ФЛИНТА, 2021. 370 с.
16. Военная педагогика: учебник для курсантов высших военно-учебных заведений / под ред. О. Ю. Ефремова. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 638 с.
17. Столяренко, A.M. Психология и педагогика. - Москва: ЮНИТИ, 2001. - 278 с.
18. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 500 с.
References
1. Sharipov F.V. Formation of technical culture of military university students. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical journal of Bashkortostan. 2014; (4): 66-74. (In Russian).
2. Zakiryanov A.G. The emergence and development of the military training system at civilian universities in Russia. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical journal of Bashkortostan. -2022; (1): 76-87. (In Russian).
3. Theory and practice of military education in civilian universities: pedagogical search: collection of materials of the III All-Russian Scientific and practical conference (Yekaterinburg, November 26-27, 2020). Yekaterinburg: Publishing House UMTS UPI, 2020. 308p. (In Russian).
4. Theory and practice of military education in civilian universities: pedagogical search: collection of materials of the IV All-Russian scientific and practical conference with international participation (Yekaterinburg, September 14-15, 2021). Yekaterinburg: Publishing House UMTS UPI, 2021. 389 p. (In Russian).
5. Theory and practice of military education in civilian universities: pedagogical search: collection of materials of the V All-Russian Scientific and Practical conference with international participation (Yekaterinburg, November 17-18, 2022). - Yekaterinburg: Publishing House UMTS UPI, 2022. 409 p. (In Russian).
6. Theory and practice of military education in civilian universities: pedagogical search: collection of materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation (Yekaterinburg, November 16-17, 2023): in 2 parts. Yekaterinburg: Publishing House of UMTS UPI, 2023. (In Russian).
7. Musicians A.N. Problematic aspects of training students of the military training center to work with personnel in the unit. Voprosy sovremennoj nauki ipraktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo = Issues of modern science and practice. V.I. Vernadsky University. 2021; 80(2): 159-165. (In Russian).
8. Mityukov E.A. Psychological and pedagogical support for the development of the student's self-concept in the educational environment of the military training center. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika = Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2023; 29(1): 114-121. (In Russian).
9. Kiziyarova A.A., Belinskaya T.V. Psychological work in the system of training students of the military training center of a civilian university. Vestnik Kaluzhskogo universiteta. Seriya 1. Psihologicheskie nauki. Pedagogicheskie nauki = Bulletin of the Kaluga University. Series 1. Psychological sciences. Pedagogical sciences. 2020; 3(4): 78-85. (In Russian).
10. Kiberman A.E., Polyakov, A.I., Manko, N.P., Oreshnikov, K.N. Application of new information technologies in the educational process of the military training center. Psihologo-pedagogicheskij poisk = Psychological and pedagogical search. 2021; 58(2): 69-77. (In Russian).
11. Pyatibrat M.A. The use of virtual reality in the educational process of military training centers Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya = Trends in the development of science and education. 2023; 98(2): 16-20. (In Russian).
12. Kogan L.N. The purpose and meaning of human life. Moscow: Mysl, 1984. 252 p. (In Russian).
13. Barkhaev B.P. Psychology and pedagogy of an officer's professional activity. Moscow: Voenizdat, 2006. 488 p. (In Russian).
14. Mironov A.V. Formation of technical culture of cadets in military universities: dis. ... candidate of Pedagogical Sciences. Ufa, 2015. 210 p. (In Russian).
15. Benin V.L. Pedagogical cultural studies: a course of lectures. 3rd ed., ster. Moscow: FLINTA, 2021. 370 p. (In Russian).
16. Military pedagogy: a textbook for cadets of higher military educational institutions / edited by O. Yu. Efremov. St. Petersburg: Peter, 2014. 638 p. (In Russian).
17. Stoliarenko А.М. Psychology and pedagogy. Moscow: Unity, 2001. 278 р. (In Russian).
18. Andreev V.I. Pedagogy of higher education. Innovation and prognostic course: studies. stipend. Kazan: Center for Innovative Technologies, 2006. - 500 p. (In Russian).
Заявленный вклад авторов:
Владислав Львович Бенин - научное руководство, критический анализ текста, обеспечение ресурсами.
Марсель Рафитович Мустафин - теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сбор данных, анализ полученных результатов, оформление статьи.
The stated contribution of the authors of the article:
Vladislav L. Benin - scientific guidance, critical analysis of the text, provision of resources. Marcel R. Mustafin - theoretical analysis of the literature on the research problem, data collection, analysis of the results obtained, design of the article.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Authors have read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию 14.02.2024; одобрена после рецензирования 16.04.2024; принята к публикации 15.06.2024.
The article was submitted 14.02.2024; approved after reviewing 16.04.2024; accepted for publication 15.06.2024.