Применение коммуникативного метода в контексте реализации коммуникативного подхода в образовании предполагает развитие уровня коммуникативности обучающихся, формирование их коммуникативной компетентности, совершенствования уровня их коммуникативной культуры.
Обоснование коммуникативного подхода в качестве одной из методологических основ образовательной деятельности предусматривает учет принципов реализации данного подхода в образовании. На основе анализа трудов отечественных теоретиков коммуникативного подхода в образовании видим, что в современной педагогической науке существует ряд подходов относительно определения принципов реализации анализируемого в данном исследовании подхода. Так, Н.С. Хмилярчук на основе обобщения позиций Е.И. Пассова, В.В. Сафоновой, Н.К. Скляренко в качестве ведущих принципов реализации коммуникативного подхода в образовании определяет:
- принцип ситуативности;
- принцип речемыслительной деятельности;
- принцип новизны;
- принцип функциональности;
- принцип индивидуализации;
- принцип диалога культур [8].
Выводы. Таким образом, реализации целей и задач образования на современном этапе социокультурного развития общества предусматривает формирование как коммуникативной культуры отдельной личности, так и общества в целом. Квалифицированные специалисты должны обладать также высоким уровнем коммуникативности и сформированности компонентов коммуникативной компетентности. Все это обосновывает потребность реализации коммуникативного подхода в образовании, сущность которого заключается в обеспечении реального ситуационного характера учебного общения, в рамках которого формируются вышеизложенные личностные качества путем применения коммуникативного метода и учета принципов реализации коммуникативного подхода в образовании.
Литература:
1. Бекаревич Т.И. Понятие «подход» в теоретических исследованиях по методике преподавания иностранным языкам в начальной и средней школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 314-316. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1507/ (дата обращения: 06.04.2019).
2. Голуб Л.Н. коммуникативный подход в обучении // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. - 2017. - № 4. - С. 64-67.
3. Колесникова И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. - СПб.: Из-во БЛИЦ, Cambridge University Press, 2001. - 224 с.
4. Медведева С.А. Реализация аксиологического подхода в системе высшего образования // Высшее образование сегодня. - 2013. - №11. - С. 61-63.
5. Панова Л.С. Обучение иностранному языку в школе: пособие для учителей. - Киев: Рад. шк., 1989. - 144 с.
6. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологи, истории и теории. - Санкт-Петербургский гуманитарный университет. - Спб, 1999. - 592 с.
7. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: пособие для учителей иностранных языков. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
8. Хмилярчук Н.С. Коммуникативный подход при обучении иностранного языка студентов туристического профиля как стратегическая проблема при подготовке будущего специалиста туристической сферы // Молодой ученый. - 2013. - №9. - С. 421-424. - URL https://moluch.ru/archive/56/7554/ (дата обращения: 06.04.2019).
9. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. - М.: Высш. шк., 2003. - 334 с.
Педагогика
УДК:378
аспирант, старший преподаватель кафедры немецкого и французского языков Воднева Светлана Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Псковский государственный университет» (г. Псков)
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА БУДУЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье представлены критерии и показатели развития педагогической толерантности как профессионально важного качества будущего руководителя образовательной организации, работающего в условиях многообразия. Апробация модели развития педагогической толерантности проходила в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждения высшего образования «Псковский государственный университет».
Ключевые слова: педагогическая толерантность, профессионально важное качество, будущий руководитель образовательной организации, многообразие.
Annоtation. The article presents the criteria and indicators of the development of pedagogical tolerance as a professionally important quality of the future head of an educational institution, who works in an environment of the diversity. The testing of the pedagogical tolerance model developing was at «Pskov State University».
Keywords: pedagogical tolerance, professionally important quality, the future head of the educational organization, diversity.
Введение. Современное общество характеризуется многообразием культур, религий, взглядов, потребностей, интересов. В образовании многообразие представлено различными типами и видами образовательных учреждений, разнообразием образовательных программ, образовательных и развивающих возможностей. Каждый педагогический коллектив разнообразен по возрасту, в каждом сложилась своя корпоративная культура. Любая образовательная организация представлена коллективом обучающихся и воспитанников с индивидуальными способностями и образовательными потребностями; это также сообщество родителей, которые имеют различные ожидания к учебно-воспитательному процессу и образовательной среде.
Во главе образовательной организации ее руководитель, обладающий личностными и профессиональными качествами. Считаем, что именно от них во многом зависит не только эффективность работы руководителя, но и результативность и конкурентноспособность образовательного учреждения в целом, а также взаимоотношения внутри педагогического коллектива, отношения с воспитанниками, обучающимися, их родителями, продуктивность взаимодействия с другими образовательными организациями, социальными партнерами, спонсорами.
Изложение основного материала статьи. Изучение современных социально-экономических условий, в которых работает сегодня руководитель образовательной организации, изучение требований, которые предъявляются к руководителю профессиональными стандартами, изучение и анализ сайтов кадровых агентств, мнений успешных руководителей показало, что для эффективной реализации своей профессиональной деятельности руководитель образовательной организации должен обладать не только профессиональными знаниями в области управления, но и «обладать профессионально важными качествами, среди которых важную роль играют умение работать с педагогическим коллективом, обучающимися, партнерами, готовность и способность конструктивного неконфликтного взаимодействия, что подразумевает знание и применение принципов, методов, инструментов межличностных и деловых коммуникаций, норм и правил, ценностей коллектива, поддержания социально-психологического климата, а также умение ведения эффективного взаимодействия на основе сотрудничества, умение работать в команде, умение предупреждать и разрешать конфликтные, проблемные ситуации, отстаивать собственную позицию, учитывая мнение других, быть способным к рефлексии, быть коммуникативным, активным, толерантным» [2; с. 42]. Грамотное управление гетерогенным коллективом педагогов, обучающихся должно способствовать взаимному обогащению поколений, становлению корпоративной культуры образовательной организации, эффективному взаимодействию с внешними организациями [1; 3; 4; 5].
Одним из профессионально важных качеств руководителя образовательной организации, на наш взгляд, является педагогическая толерантность.
Изучая суть понятия «толерантность», мы обнаружили, что толерантность можно рассматривать не только как личностную характеристику, но и как качество специалиста. Тогда речь может идти о толерантности как о профессиональной характеристике. Изучение понятия «толерантность» с точки зрения компетентностного подхода в системе профессиональной подготовки специалистов высшего образования позволяет говорить о том, что толерантность является базовой компетенцией выпускника вуза, которая представляет собой систему принципов, в основе которых признание и уважение прав, мнения, личности другого человека, которые сопровождаются неконфликтным поведением, пониманием и принятием другого, что, на наш взгляд, важно для успешного решения задач профессионального взаимодействия. Исследователи Н.Н. Жердева, О.Ю. Харламова и др. классифицируют понятие «профессиональная толерантность» как характеристику специалиста, который конструктивно решает производственные конфликты. Понятие «профессиональная толерантность», таким образом, может характеризоваться как профессионально важное качество специалиста, чья профессиональная деятельность связана с общением с другими людьми. К таким профессиям относятся, например, профессии врача, юриста, педагога и др. Тогда мы можем говорить о таких разновидностях профессиональной толерантности, как юридическая толерантность, врачебная толерантность, педагогическая толерантность.
Однако следует заметить, что рассуждая о понятии «педагогическая толерантность», некоторые исследователи, например, Т.Ю. Фадеева, О.Ю. Харламова, В.С. Чернявская и др. дифференцируют педагогическую толерантность как профессионально важное качество педагога.
В нашем исследовании педагогическая толерантность представлена как разновидность профессиональной толерантности, однако, мы расширяем содержательно-смысловые рамки рассматриваемого феномена, поскольку её смысл связан не только с профессией педагога, но с выполнением педагогических функций руководителем образовательной организации.
Особенностью профессиональной деятельности руководителя образовательной организацией является сочетание управленческой и педагогической деятельности, т.к. современный руководитель, с одной стороны, является управленцем, а, с другой стороны, осуществляет педагогические функции. Справедливо утверждать, что новым в содержании функций руководителя является то, что он должен не просто направлять, делегировать полномочия, но уметь мотивировать, заинтересовать коллег хорошо и качественно выполнять работу, уметь создавать у педагогического коллектива деловой настрой, вдохновлять на результативную работу, ставить перед коллегами цели и настраивать на их достижение.
Под педагогической толерантностью руководителя образовательной организации будем понимать «профессионально важное и личностно значимое качество, которое проявляется в способности руководителя осуществлять продуктивное взаимодействие с педагогами, учащимися, социальными партнёрами и другими представителями территориального сообщества на принципах сотрудничества, конструктивного диалога, взаимного уважения и доверия, а также признания фактора многообразия как ресурса развития образовательной организации и профессионально-личностного потенциала её сотрудников» [2; с. 70].
В ходе эксперимента, проводимого на базе ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», для развития педагогической толерантности студентов - потенциальных руководителей образовательных организаций - нами была разработана модель. В структуре модели мы выделяем следующие компоненты: концептуально-целевой, диагностический, организационно-педагогический, результативно-оценочный. Каждый компонент модели коррелирует с соответствующим этапом реализации: интенциональным, оптационным, активизирующим, предпрофессиональным. Для диагностики развития педагогической толерантности, которая проводилась на оптационном этапе (констатирующий эксперимент), а затем на предпрофессиональном этапе (контрольный эксперимент), для измерения педагогической толерантности
будущих руководителей образовательной организации использовалась предложенная нами комплексная методика. Согласно разработанным критериям для измерения развития каждого из компонентов педагогической толерантности были подобраны соответствующие методики, апробированные ранее другими авторами.
В педагогической науке в настоящее время нет единой структуры педагогической толерантности. В нашем исследовании педагогическая толерантность представлена как один из компонентов профессиональной компетентности. Говоря о структуре профессиональной компетентности, обратимся к исследованию В.Д. Шадрикова, который занимался изучением профессиональной компетентности педагога. В ее структуре В.Д. Шадриков выделяет следующие компоненты: «мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный» [6, с. 491. Основываясь на данное нами определение понятия «педагогическая толерантность руководителя образовательной организации», а также на компоненты структуры, предложенные В.Д. Шадриковым, будем выделять следующие компоненты педагогической толерантности руководителя образовательной организации: когнитивный компонент, мотивационный компонент, деятельностный компонент, рефлексивный компонент.
Исследователи Г.А. Караханова, Б.А. Шамхаолова и др. предлагают выделять в структуре педагогической толерантности показатели каждого компонента, а также определять критерии по показателям.
В диссертационном исследовании на тему «Развитие педагогической толерантности студентов -будущих руководителей образовательных организаций» нами подробно описаны компоненты педагогической толерантности, их критерии и показатели [2; с. 74-77].
Так, критерий когнитивного компонента включает знание различных видов толерантности, осознание педагогической толерантности как профессионально важного качества руководителя образовательной организации. Среди основных показателей развития педагогической толерантности в когнитивной сфере можно выделить следующие: знание видов толерантности, вариативность решений педагогических и управленческих ситуаций. Для диагностики знания видов толерантности, знания целей, задач и особенностей педагогических функций в управлении, а также диалоговых стратегий общения считаем целесообразным применять различные кейсы, педагогические ситуации в практике управления.
Второй компонент педагогической толерантности будущего руководителя образовательной организации - мотивационный. Он включает цели, потребности, мотивы, ценностные установки, а также направленность развивать педагогическую толерантность в профессиональной деятельности. Его критерием является готовность и способность к конструктивному диалогу и сотрудничеству с различными субъектами образовательной деятельности. Показателями развития мотивационной сферы могут выступать индекс эмпатийности и направленность личности. Для диагностики готовности и способности к сотрудничеству, направленности развивать педагогическую толерантность целесообразно применять такие методики исследования, как: опросник эмпатических тенденций А. Мехрабиена и Н. Эпштейна, диагностика направленности личности Б. Басса.
Третий компонент педагогической толерантности - деятельностный. Данный компонент предполагает умение осуществлять продуктивное взаимодействие на принципах сотрудничества, конструктивного диалога, взаимного уважения и доверия. В качестве критерия развития деятельностного компонента выступает умение выбрать оптимальный стиль руководства и организовать продуктивное коммуникативное взаимодействие с учетом фактора многообразия. Показателями развития деятельностного компонента могут выступать следующие: реальная социальная приемлемость, реальная социальная экспансия, коммуникативная толерантность, стиль руководства. Для диагностики сформированности умения решать профессиональные задачи с использованием педагогических технологий, способности организовать командную работу, умения организовать конструктивное неконфликтное взаимодействие эффективно применять методики: шкалы социальной дистанции Э. Богардуса, склонность к определенному стилю руководства Е.П. Ильина, методика диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко.
Четвертый компонент педагогической толерантности - рефлексивный. Рефлексивный компонент предполагает умение сознательно контролировать уровень личностных достижений и результатов собственного развития; сформированность таких качеств и свойств, как: способность к самоанализу, направленность на сотрудничество, взаимодействие. В качестве критерия развития рефлексивного компонента мы рассматриваем умение анализировать и оценивать степень проявления педагогической толерантности в различных ситуациях профессиональной деятельности руководителя. Основными показателями развития рефлексивного компонента педагогической толерантности являются: склонность к определенному стилю руководства, микроклимат в коллективе, тип поведения в конфликте, стрессоустойчивость, толерантность к неопределенности. Для диагностики развития данного компонента мы предлагаем изучать умение анализировать и оценивать степень проявления педагогической толерантности в различных ситуациях профессиональной деятельности руководителя, умение осознавать и координировать свое поведение в ситуации профессионального общения, возникновения конфликта. Можно применять такие методики, как: самооценка стиля управления Е.П. Ильина, шкала оценки микроклимата в коллективе В.П. Соломина, тест поведения в конфликте К. Томаса, методика определения стрессоустойчивости И.А. Усатова, шкалы толерантности к неопределенности С. Баднер.
Комплексная методика измерения и оценки критериев и показателей развития педагогической толерантности студентов вуза - будущих руководителей образовательных организаций подробно описана в нашем диссертационном исследовании на тему «Развитие педагогической толерантности студентов вуза -будущих руководителей образовательных организаций» [2; с. 103-104]. Данная методика кратко представлена в Таблице 1.
Таблица 1
Методика измерения и оценки критериев и показателей развития педагогической толерантности
Компонент Критерии Показатели Методика измерения Оценка показателя
знание различных - знание видов - тест - низкий уровень
видов толерантности, - беседа - средний уровень
толерантности и вариативность - кейсы - высокий уровень
й осознание решений - педагогические
ы н в я педагогической педагогических ситуации управления
толерантности ситуаций
я как
н г о профессионально
к важного качества руководителя образовательной организации
готовность и - индекс - опросник - низкий уровень
способность к эмпатийности эмпатических - средний уровень
конструктивному тенденций - высокий уровень
:Я диалогу и (А. Мехрабиена и
ы н сотрудничеству с Н. Эпштейн)
н различными
ои субъектами
образовательной
й в - направленность -диагностика - направленность на
и т о деятельности личности направленности общение
м личности (Б. Басс) - направленность на дело - направленность на себя
умение выбрать - реальная - шкалы социальной - реальная социальная
оптимальный социальная дистанции п риемлемость
стиль приемлемость и (Э. Богардус) - реальная социальная
руководства и реальная экспансия
организовать социальная
продуктивное экспансия
коммуникативное
- диагностика общей
й взаимодействие с - коммуникатив- - низкий уровень
ы Я учетом фактора ная толерантность коммуникативной - средний уровень
н с о н л многообразия толерантности (В.В. Бойко) - в ысокий уровень
ч е - стиль - диагностика - демократический
тя е руководства склонности к стиль руководства
д определенному стилю руководства (Е.П. Ильин) - авторитарный стиль руководства - либерально-демократический стиль руководства - авторитарно-демократический стиль руководства
умение - склонность к - самооценка стиля - склонность к
анализировать и определенному управления де мократическому
оценивать стилю (Е.П. Ильин) стилю
степень руководства - склонность к
проявления авторитарному стилю
педагогической - склонность к
толерантности в либерально-
й ы различных демократическому
ситуациях стилю
н в профессиональ- - склонность к
и с к ной деятельности авторитарно-
е л руководителя демократическому
ф р стилю
- микроклимат в - шкала оценки - низкий уровень
коллективе микроклимата в коллективе (В.П. Соломин) - средний уровень - высокий уровень
- тип поведения в - тест поведения в - сотрудничество
конфликте конфликте (К. Томас) - соперничество - избегание - приспособление
- индекс стрессо-устойчивости - тест определения стрессоустой-чивости (И.А. Усатов) - низкий уровень - уровень, ниже среднего - средний уровень - высокий уровень
- толерантность к неопределенности -шкалы толерантности к неопределенности (С. Баднер) - средний уровень и ниже среднего - высокий уровень и выше среднего
Выводы. Подводя итог, отметим, что апробация модели развития педагогической толерантности будущих руководителей образовательных организаций показала, что разработанные критерии и показатели являются инструментальными, диагностичными и могут применяться в практике оценки результативности развития педагогической толерантности как профессионально важного качества студентов - будущих руководителей образовательных организаций.
Литература:
1. Бондаренко Т.А. Использование информационно-коммуникативных технологий как условие организации самостоятельной работы студента / Т.А. Бондаренко, Г.А. Каменева, А.Л. Анисимов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-1. - С. 57-60.
2. Воднева С.Н. Развитие педагогической толерантности студентов - будущих руководителей образовательных организаций: дис. на соискание ученой степени кандидата пед.наук: 13.00.08 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / Воднева Светлана Николаевна. - В. Новгород, 2018. - 221 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http: // www.novsu.ru.
3. Донина И.А. Концепция и маркетинговая стратегия развития школы как образовательной организации: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / Донина Ирина Александровна. - В. Новгород, 2015. - 47 с.
4. Мамедова Н.А. Воспитание толерантности обучающихся в условиях полиэтнического региона/ Мамедова Н.А. // Педагогический вестник. - Научный журнал: - Новосибирск-Ялта: Изд. АНС «СибАК», 2018. - Вып. 2. - с. 49-51
5. Певзнер М.Н. Менеджмент многообразия: учебное пособие / М.Н. Певзнер, П.А. Петряков, И.А. Донина, В.В. Стадник, У. Альгермиссен. - Великий Новгород, 2017. - 451 с.
6. Шадриков В.Д. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / В.Д. Шадриков. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. - 320 с.
7. Шерайзина Р.М. Подготовка кадров образовательного менеджмента в современном вузе / Р.М. Шерайзина // Человек и образование. - 2008. - № 2. - С. 22-25.
Педагогика
УДК 378.881.1
аспирант кафедры педагогики и управления учебными заведениями Вохмякова Елена Сергеевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ВЛИЯНИЕ РОДНОГО ЯЗЫКА НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ
Аннотация. Статья посвящена вопросам, связанным с затруднениями при обучении иностранному языку, а именно влиянию родного языка на процесс обучения иностранному. Такое влияние имеет как положительные, так и отрицательные аспекты. Только через системный анализ обеих структур языка представляется возможным выявить моменты, которые помогут облегчить процесс обучения. Также был, затронут аспект различия методик в обучении родному и иностранному языку. Проанализировав все сходства и различия структур языков, методов обучения и сопоставив этот анализ с высказываниями различных ученных в данной области, были сделаны выводы, на какие основные моменты следует обращать внимание при обучении иностранному языку и какие из влияний родного языка могут помочь и облегчить этот процесс.
Ключевые слова: родной язык, иностранный язык, процесс обучения.
Annotation: Article is devoted to the problems connected with difficulties in teaching a foreign language, namely the influence of the native language on the learning process to a foreign language. Such influence has both positive and negative aspects. Only through a system analysis of both structures of the language it is possible to identify points that will help to facilitate the learning process. Also, the aspect of the difference in methodologies in teaching native and foreign languages was touched upon. Analyzing all the similarities and differences in the structure of languages and teaching methods and comparing this analysis with the statements of various scientists in this field, conclusions were drawn on the main points that should be taken into account when teaching a foreign language and which of the influences of the native language can help and facilitate this process.
Keywords: native language, foreign language, learning process.
Введение. Влияние родного языка на процесс обучения иностранному, безусловно, является неотъемлемым процессом обучения. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Ключевым моментом здесь является то, что грамматическая структура родного языка, как правило, трансформируется на иностранный, и в этом и заключается главный источник проблем связанных с изучением второго языка. В данном случае структурные единицы, которые будут отличаться, поддадутся пониманию обучаемого труднее. Сравнение родного и иностранного языков в подсознательном мышлении обучаемого является ключевым источником для облегчения либо наоборот затруднения в изучении второго языка. Наиболее эффективным является выявить и при необходимости извлечь положительные аспекты из