ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ GENERAL PROBLEMS OF PEDAGOGY
УДК 378 ББК 74.580 А 23
О.В. Агошкова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и туризма факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected] Ф.Р. Хатит
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ: ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД
( Рецензирована )
Аннотация. В статье рассматривается состояние проблемы развития культуры познавательной деятельности студентов-бакалавров в системе профессиональной подготовки. Уточнено понятие «культура познавательной деятельности». Проанализированы мнения разных авторов. Целью данной работы является изучение состояния проблемы развития культуры познавательной деятельности студентов-бакалавров. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: определен уровень мотивации студентов в учебной деятельности, выявлены особенности самооценки культуры познавательной деятельности студентов в процессе обучения, выявлены потребности студентов в дифференцированном подходе к организации их познавательной деятельности. Авторами разработаны и предложены критерии и показатели культуры познавательной деятельности студентов-бакалавров в контексте дифференцированного подхода.
Ключевые слова: культура познавательной деятельности, дифференцированный подход, культурологический подход, профессиональная подготовка студентов.
O.V. Agoshkova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Social Work and Tourism Department of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: [email protected] F.R. Khatit
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Pedagogics and Social Psychology Department of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: [email protected]
INDICATORS AND CRITERIA FOR EFFICIENCY OF DEVELOPMENT OF STUDENTS' CULTURE OF COGNITIVE ACTIVITY: THE DIFFERENTIATED APPROACH
Abstract. The paper examines the state of development of students-bachelors' culture of cognitive activity in system of vocational training. The concept «culture of cognitive
- 15 -
activity» is specified. Opinions of different authors are analyzed. This work is aimed at studying the state of development of students-bachelors' culture of cognitive activity. In order to achieve a goal the following problems are solved: we determined the level of students' motivation in educational activity, the features of students' self-assessment of culture of cognitive activity in the course of training, and needs of students for the differentiated approach to the organization of their cognitive activity. We developed and offered indicators and criteria for students-bachelors' culture of cognitive activity in the context of the differentiated approach.
Keywords: culture of cognitive activity, the differentiated approach, culturological approach, vocational training of students.
Система образования многих стран за последние десятилетия претерпела коренные изменения. Они касаются не только содержательной стороны образования, но и технологий, способов его организации.
Объективные потребности развития современного общества обусловили создание личностно-ориентированной модели образования, определяющей дифференцированный подход как один из путей личностного развития студентов и обеспечения качества их профессиональной подготовки. Культурологический подход современного гуманистического образования определил ценности личности, содержание и технологии профессиональной подготовки, характеризующие современный образовательный процесс высшей школы.
Развитие гуманистической парадигмы образования по культуросоо-бразному типу актуализирует ценностно-смысловой подход к изучаемым явлениям и позволяет рассмотреть познавательную деятельность студентов как культурный феномен, раскрывающий личностные и профессиональные ценности студента благодаря усвоению культурно-соответствующих способов познавательной деятельности. Культура познавательной деятельности является результатом применения дифференцированного подхода в процессе изучения дисциплин гуманитарного и социального циклов. Данное понятие определено нами на основе анализа научных исследований, раскрывающих познавательную деятельность как процесс самодвижения (В.Т. Фоменко, Е.В. Бондаревская) [1], как самостоятельный поиск технологий обучения (М.В. Кларин), как процесс усвоения понятий (A.A. Кирсанов), как логиче-
ский мыслительный процесс (E.H. Ка-банова-Меллер).
С целью изучения состояния проблемы развития культуры познавательной деятельности студентов-бакалавров нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая осуществлялась на базе Адыгейского государственного университета на факультетеащиальныхтехнологийитуризма. На основании общих подходов к проведению сравнительных педагогических экспериментов группы (экспериментальные и контрольные) были сформированы соответственно на базе Адыгейского государственного университета, на факультете социальных технологий и туризма, таким образом, чтобы уровень знаний в группах был приблизительно равным. Избрано в качестве экспериментальных групп два начальных курса (1 и 2-й курсы) для обеспечения учета естественных возрастных изменений в знаниях, навыках, умениях и других компонентах учебной компетентности. В итоге получены две относительно однородные группы по исследуемым критериям. В целом эксперименте участвовало 75 студентов 1-2 курсов, в т.ч. 32 студента, обучающихся по направлению 040400.62 «Социальная работа», (экспериментальная группа — ЭГ), и 43 студента, обучающихся по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» (контрольная группа — КГ).
На констатирующем этапе исследования была поставлена цель, связанная с изучением культуры познавательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного и социального циклов. Задачи исследования: 16 -
1. Определить уровень мотивации студентов в учебной деятельности.
2. Выявить особенности самооценки культуры познавательной деятельности студентов в процессе обучения.
3. Выявить потребности студентов в дифференцированном подходе к организации их познавательной деятельности.
4. Определить уровень представлений студентов о культуре познавательной деятельности.
5. Разработать критерии, показатели и уровни развития культуры познавательной деятельности студентов [2].
Для решения первой задачи использовали метод тестирования «Изучение мотивации познавательной деятельности», где предлагалось выбрать наиболее значимые для студента мотивы учения. На основании полученных результатов определяется ранговое место мотива в данной выборочной совокупности (группа).
Список мотивов: стать высококвалифицированным работником; получить диплом; успешно продолжить обучение на последующих курсах; успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»; постоянно получать стипендию; приобрести глубокие и прочные знания; быть постоянно готовым к очередным занятиям; не запускать предметы учебного цикла; не отставать от сокурсников; обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности; выполнять профессиональные требования; достичь уважения преподавателей; быть примером сокурсникам; добиться одобрения родителей и окружающих; избежать осуждения и наказания за плохую учебу; получить интеллектуальное удовлетворение.
Респондентам предлагалось оценить приведенные в списке мотивы учебной деятельности по значимости по 7-балльной шкале. При этом считалось, что 1 балл соответствует минимальной значимости, а 7 баллов — максимальной. Статистический анализ полученных эмпирических данных проводился с помощью непараме-
трического Т-критерия Вилкоксона, при ^0,01 (уровень значимости) [2].
Для диагностики мотивации профессиональной деятельности применялась модифицированная авторами методика К. Замфир «Мотивация профессиональной деятельности».
Респондентам предлагалось прочитать ниже перечисленные мотивы профессиональной деятельности и дать оценку их значимости по 5-балльной шкале. Статистический анализ полученных эмпирических данных проводился с помощью непараметрического Т-критерия Вилкоксона, при ^0,01 (уровень значимости). На основании полученных результатов определялся мо-тивационный комплекс личности [3].
Вторая задача решалась методами изучения самооценки культуры познавательной деятельности с помощью процедуры ранжирования. Были предложены 20 различных показателей культуры познавательной деятельности студентов. В левой колонке (Ы) испытуемый должен ранжировать показатели по тому, в какой мере они ему импонируют, в правых колонках Ы2) ранжировать показатели по отношению к себе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. При оценке эмпирических данных по применяемой методике использовался непараметрический Т-критерий Вилкоксона, при ^0,01 (уровень значимости).
Третья задача по выявлению потребностей студентов в дифференцированном подходе к организации их познавательной деятельности решалась методом анкетирования на основе вопросов:
1. Как Вы считаете, вуз обеспечивает Вам дифференцированный подход в освоении знаний?
2. Как вы понимаете, что представляет собой дифференцированный подход в обучении?
3. Хотели бы вы обучаться по индивидуальному плану?
4. Какие из учебных дисциплин, по Вашему мнению, можно изучать избирательно?
5. Чем Вы объясняете успехи и неуспехи вашей учебы?
6. По каким дисциплинам вы более успешны?
7. К какой категории студентов Вы себя относите?
8. Занимаетесь ли Вы поиском дополнительной информации по гуманитарным дисциплинам?
9. Какие средства поиска информации Вы используете?
10. Хотели бы Вы приобрести пакет учебно-методического комплекса по циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин?
11. Как Вы относитесь к увеличению доли самостоятельной работы?
12. Ваши предложения по улучшению качества подготовки студентов.
Четвертая задача исследования состояла в определении уровня представлений студентов о культуре познавательной деятельности, которая решалась методом тестирования, предполагающего выбор наиболее точного определения, раскрывающего сущность понятия:
— культура — это...
— культура познания — это...
— культура познавательной деятельности — это ... [3].
Нами разработаны следующие критерии и показатели культуры познавательной деятельности студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 040400.62 «Социальная работа» и 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» (табл. №1).
При изучении уровня мотивации студентов, особенностей самооценки их потребностей в познавательной деятельности и культуры познавательной деятельности студенты были нами дифференцированы по трем уровням.
Количественные показатели позволяют обнаружить некоторые тенденции, сложившиеся до начала исследования: высокий уровень личностных компетенций (познавательная активность, смысл знаний, мотивация и др.) определялся развитием относительно высокого уровня результативно-творческих компетенций у части студентов (творчество на практике, оригинальность результата познавательной деятельности) ; научно-педагогические
компетенции (систематический поиск новой информации, владение научными понятиями и др.) обуславливались наличием у студентов технологических компетенций, в частности, способов получения и обработки информации, результативно-творческих компетенции (оригинальность результата, оптимальные действия в достижении цели); ослабевает зависимость личностных компетенций и технологических компетенций; нижний уровень компетенций по всем показателям культуры познавательной деятельности взаимообусловлен. Результаты исследования наглядно демонстрируют, что основная часть студентов находится на среднем уровне развития, где преобладающими выступают технологические компетенции, позволяющие нам говорить о том, что в целом студенты владеют основными способами получения информации. Следует отметить достаточно низкий уровень таких показателей, как аналитико-синтетическая деятельность студентов в процессе работы с педагогическими текстами, слабое владение информационными технологиями в получении новой информации, отсутствие доказательности и аргументированности в ответах студентов, отсутствие самоконтроля и понимания смысла знаний, низкая мотивация на саморазвитие и самопознание. Общие подходы к преподаванию дисциплин гуманитарного, экономического и социального циклов в подготовке социальных работников и использование методов преподавания безотносительно личности студента, его мотивации, способов познавательной деятельности, мыслительных процессов и т.п. приводит к снижению интереса к дисциплинам гуманитарного, экономического и социального циклов, затем к качеству профессиональной деятельности на учебной и производственной практике. Состояние профессиональной подготовки студентов по дисциплинам гуманитарного, экономического и социального циклов в вузе актуализирует как проблему дифференцированного подхода, так и развитие культуры познавательной деятельности обучающихся [2].
Таблица 1.
Критерии и показатели культуры познавательной деятельности студентов-бакалавров
Уровни и показатели Личностные компетенции Научно-педагогические компетенции Технологические компетенции Результативно-творческие компетенции
Высокий Диалоговая культура, постоянная потребность в познавательной активности, профессионально-познавательные мотивации, адекватность самооценок познавательной деятельности, систематический самоконтроль, понимание личностного смысла знания и деятельности. Научная эрудиция, систематический поиск новой информации, научная доказательность и аргументированность ответов, точность владения научными понятиями, интеграция педагогических знаний с другими науками. Самостоятельный поиск технологий получения информации, использование компьютерных технологий, самостоятельное внесение новых средств самообучения, управляет мыслительными операциями (анализ, синтез, классификация и др.). Профессиональное творчество на практике, творческое использование результатов деятельности, достижение оригинального результата, оптимальные учебные действия в достижении цели, видение отдаленных перспектив.
Средний Может поддерживать диалог, проявляет познавательную активность, познавательные мотивы, чаще всего адекватные самооценки, владеет навыками самоконтроля, осознает цели деятельности. Систематический поиск новой информации, самостоятельность суждений, недостаточная точность в оперировании научными понятиями, достаточный уровень ориентации в педагогических знаниях. Представления о способах получения информации, зависимость получения информации от личностной мотивации, использование компьютерных технологий, многообразие мыслительных операций. Использует результаты деятельности в соответствующих видах деятельности, чаще всего достигает результата деятельности, использует оптимальные учебные действия в достижении цели, точно выполняет задания.
Низкий Затрудняется участвовать в диалоге, снижена познавательная активность, неадекватность мотивов и самооценки, осознает цели деятельности. Представления о способах поиска новой информации, эпизодическое использование технологий, самостоятельность суждений, слабо владеет научными понятиями, недостаточный уровень ориентации в педагогических знаниях. Поиск получения информации ограничивается указаниями преподавателя, владеет компьютерными технологиями, но не использует, многообразие мыслительных операций. Чаще всего не использует результаты деятельности в соответствующих видах деятельности, не всегда достигает результата деятельности, чаще всего выполняет задания не точно.
В связи с этим нами были разработаны и апробированы принципы дифференциации содержания и технологии преподавания дисциплин гуманитарного и социального циклов:
— ценностно-смыслового подхода к изучению содержания педагогической информации относительно тех студентов, у которых снижены познавательная активность и мотивация к учению;
— творческого жизнеутверждения педагогического научного знания, обуславливающего характер социально-педагогических технологий и развитие способностей достигать творческих результатов в профессиональной деятельности, определяющей развитие технологических компетенций у студентов с низкими показателями;
— индивидуального дозирования содержания педагогической информации относительно высокого и низкого уровней развития познавательной деятельности, что предоставляло возможность данной категории студентов самостоятельно отбирать объемы изучаемой информации и строить самостоятельный путь самообучения или обращаться за педагогической поддержкой;
— компетентной состязательности, побуждающей студентов с различным уровнем развития познавательной деятельности к достижению высоких показателей в обучении культуры, ценностных смыслов, современных способов достижения информации и творческой ее переработки и др.
Таким образом, внедрение дифференцированного подхода позволило обнаружить позитивные изменения в компетенциях студентов и подтвердить эффективность использованных технологий. Студенты приобрели достаточно прочный опыт ведения дискуссий и умения определять точность используемых в ходе бесед научных понятий, что позволило им чувствовать себя уверенно и комфортно не только на занятиях, но и в процессе тестирования и на экзаменационных сессиях. Эти данные позволяют говорить о том, что дифференцированный подход обеспечивает не только качество знаний,
но и эмоциональное благополучие, без чего невозможно достижение высокого уровня познавательной деятельности и профессиональных компетенций. Дифференцированный подход изменил облик самого процесса обучения, специфику познавательной деятельности каждого и обеспечил условия для наращивания личностных, научных и результативных компетенций. Адекватной стала рефлексия процесса и результатов собственной познавательной деятельности студентов, что говорит о сформированных способах контроля и самооценки. Данный показатель, на наш взгляд, объясняет увеличение доли отличных и хороших оценок по дисциплинам гуманитарного и социального циклов, что ранее не было замечено у студентов, обучающихся по данным направлениям подготовки. Следует отметить, что студенты чаще стали использовать информационные технологии как оптимальное средство получения информации, хотя в иерархии показателей культуры познавательной деятельности данный способ не занимал приоритетные места. Нельзя не отметить и тот факт, что студенты самостоятельно возвращаются к изучению ранее пройденных тем, начинают быстро овладевать новыми знаниями в других учебных дисциплинах, что является подтверждением высокой степени обучаемости. Студенты отмечали, что дифференцированный подход позволил им экономить время, оптимизировать темпы обучения и досрочно изучать отдельные разделы. Подтверждением результативности проведенного исследования является и тот факт, что студенты самостоятельно мобилизируют свою деятельность и не испытывают напряжения познавательного труда, как это было ранее [3].
Итак, анализ исследования позволяет считать, что личностные компетенции зависят от осознания мотивов и смыслов деятельности. Научно-педагогические компетенции определяются многообразием способов получения информации и осознанием места и способов ее применения. Технологические
компетенции определяются систематическими упражнениями в использовании многообразия способов и средств получения информации; результативно-творческие от осознания результата деятельности и способности самостоятельно контролировать и оценивать познавательную деятельность. Освоение компетенций позволяет студенту-бакалавру приобрести такие личностные и профессиональные качества, как ини-
циатива, способность применять новаторские решения, самостоятельность и ответственность за качество профессиональной деятельности [2].
Автор выражает надежду, что приведённые результаты исследований помогут преподавательскому составу вуза изменить взгляд на дифференцированный подход, на включение в собственную деятельность творчески-развиваю-щих технологий.
Примечания:
1. Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно ориентированного воспитания: глоссарий: учеб. пособие. Ростов н/Д 2000.
2. Агошкова О.В. Развитие культуры познавательной деятельности студентов (дифференцированный подход): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2006. 27 с.
3. Агошкова О.В. Развитие культуры познавательной деятельности студентов (дифференцированный подход): дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2006. 166 с.
4. Cole M. Culture and Cognitive Science // Outlines. 2003. №1. P. 3-15.
5. Pedagogical Conditions of Students Independent Readiness Formation for Educational Cognitive Activity / Safin R. [and etc.] // Life Science Journal 2014. URL: http://www. lifesciencesite.com
References:
1. Bondarevskaya E.V. One hundred concepts of personality-centered education: a glossary: a manual. Rostov-on-Don. 2000.
2. Agoshkova O.V. Development of culture of students' cognitive activity (a differentiated approach): Diss, abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Rostov-on-Don, 2006. 27 pp.
3. Agoshkova O.V. Development of students' cognitive activity (a differentiated approach): Diss, for the Cand. of Pedagogy degree. Rostov-on-Don, 2006. 166 pp.
4. Cole M. Culture and Cognitive Science // Outlines. 2003. №1. P. 3-15.
5. Pedagogical Conditions of Students Independent Readiness Formation for Educational Cognitive Activity / Safin R. [etc.] // Life Science Journal 2014. URL: http://www. lifesciencesite.com