Научная статья на тему 'Критерии эффективности процесса формирования здорового образа жизни старшеклассников: проблемы и перспективы'

Критерии эффективности процесса формирования здорового образа жизни старшеклассников: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1548
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗОЖ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗОЖ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ФГОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Финашина Г. В.

В статье исследуются два основных подхода к выделению критериев эффективности процесса формирования здорового образа жизни старшеклассников, а также оцениваются с точки зрения удобства их использования и возможности объективной количественной и качественной оценки здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении. Автор является сторонником подхода, по которому на основании критериев выделяются разные уровни сформированности здорового образа жизни у старшеклассников, что позволяет дифференцированно строить работу по здоровьесбережению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии эффективности процесса формирования здорового образа жизни старшеклассников: проблемы и перспективы»

3. https://www.coursera.org/

4. https://www.edx.org/

5.https://openedu.ru/ 6^1:1^: //universarium.org

© Семенова Е. В., Семенов В.И., Румянцев М. В., 2016

УДК 371.71

Г.В. Финашина, аспирант,

ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и

Николая Григорьевича Столетовых», г.Владимир, Российская Федерация

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация

В статье исследуются два основных подхода к выделению критериев эффективности процесса формирования здорового образа жизни старшеклассников, а также оцениваются с точки зрения удобства их использования и возможности объективной количественной и качественной оценки здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении. Автор является сторонником подхода, по которому на основании критериев выделяются разные уровни сформированности здорового образа жизни у старшеклассников, что позволяет дифференцированно строить работу по здоровьесбережению.

Ключевые слова

Здоровье, здоровьесберегающая деятельность, здоровый образ жизни, ЗОЖ, критерии эффективности, уровень сформированности ЗОЖ, федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС.

Формирование здорового образа жизни старшеклассников является одной из важных задач современной школы, обусловленной введением Федеральных государственных стандартов для начальной и средней школы. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.) [ФГОС] предусматривает, в том числе, создание условий «для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся». И.Г. Андреева считает, что в соответствии с ФГОС предполагается формирование ценностного отношения к здоровью, которое базируется на результатах социального и личностного развития в виде набора компетентностей, формирующихся при изучении отдельных учебных предметов на базовом уровне [с. 29].

Существует два основных подхода к определению критериев эффективности здорового образа жизни. В рамках первого из них задаются общие ориентиры, описывающие направления здоровьесберегающей деятельности и используемые методы. Так, например, Н.Г. Попова выделяет следующие критерии эффективности формирования ЗОЖ:

- учет особенностей возраста и индивидуальных особенностей учащихся;

- целенаправленность и лонгитюдность использования методов;

- представленность технологий обучения жизненным навыкам (в том числе помощи интерактивных методов: моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, мозговые штурмы и др.);

- направленность на взаимное положительное влияние обучающихся

друг на друга;

- представленность технологий формирования социально одобряемых норм поведения;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

- ориентация на приобретение знаний, умений и навыков;

- проведение оценки эффективности деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся [с.55-56].

По нашему мнению, это, скорее, не критерии, а педагогические условия. Соответственно, их недостаток заключается в сложности перевода в количественные показатели и измерения степени выраженности, что делает невозможным определение эффективности или неэффективности модели по формированию здорового образа жизни у старшеклассников, оцениваемой по этим критериям.

Второй подход предполагает разработку на основе критериев комплексных характеристик старшеклассников по степени их вовлеченности в процесс здоровьесберегающей деятельности, готовности следовать здоровому образу жизни. Такова, например, классификация А.С. Шинкаренко. Исследователь предложил критерии, уже разработанные и апробированные в педагогической науке:

- когнитивный, включающий систему знаний и представлений о социально-психологической, социально-педагогической безопасности, здоровье, здоровом образе жизни, а также устойчивое негативное отношение к вредным привычкам (курение, употребление алкоголя и наркотических веществ);

- эмоционально-волевой, включающий чувства и ценности, в том числе удовлетворенность своей физической нагрузкой (занятия физической культурой и спортом) и ведением безопасного и здорового образа жизни;

- мотивационно-поведенческий, включающий мотивы, потребности, отношение и готовность осуществлять деятельность по здоровьесбережению и борьбе со стрессом и вредными привычками;

- деятельностный, характеризующийся успешностью обучения по ОБЖ, сформированностью полезных привычек и ЗОЖ;

- адаптивно-ресурсный, описывающий тип вегетативной регуляции, состояние физиологической адаптации и общий уровень физического здоровья;

- рефлексивный - как склонность к самоанализу, самоконтролю, наличие креативности, инициативности, нацеленности на сотрудничество и сотворчество [с.67-68]. На основании этих критериев А.С. Шинкаренко предлагает выделить уровни сформированности здорового образа жизни школьников. Школьники с высоким уровнем сформированности ЗОЖ характеризуются стресс-совладающим поведением, высоким уровнем мотивации к обучению и хорошей социально-психологической и физиологической адаптацией, а также низким уровнем вероятности развития стресса, высоким уровнем самоанализа, нацеленности на сотрудничество и творчество. У школьников со средним уровнем сформированности здорового образа жизни наблюдаются разнонаправленные показатели мотивационно-поведенческой, адаптационно-ресурсной и рефлексивной сферы. Низкий уровень сформированности ЗОЖ, по А.С. Шинкаренко, характеризуется преобладанием пассивных форм стресс-совладающего поведения, низким уровнем стрессоустойчивости, мотивации к обучению, параметров социально-педагогической адаптации, отсутствием нацеленности на сотрудничество и творчество [с.68].

Подход, по которому измеряемые критерии, в зависимости от их выраженности, становятся основой для выделения различных уровней сформированности отношения к здоровому образу жизни, представляется нам более удачным. Это позволяет разделить старшеклассников на группы и наряду с индивидуальным подходом, использовать коллективные формы работы, применять методы и средства для формирования мотивации к здоровому образу жизни с учетом общего отношения к ЗОЖ. Так, например, школьникам с низким уровнем сформированности здорового образа жизни необходимы занятия, направленные на повышение информированности о здоровом образе жизни, в сочетании с коммуникативными тренингами, повышением социально-педагогической адаптации, обучением правильному поведению в ситуации стресса, профилактикой вредных привычек. Школьники со средним уровнем сформированности ЗОЖ в большей степени нуждаются в работе с мотивационно-ценностной сферой, а также в развитии рефлексии. Школьники с высоким уровнем сформированности ЗОЖ могут стать добровольными помощниками педагога в здоровьесберегающей деятельности, что сделает их мотивацию к ЗОЖ более глубокой и осознанной, а другим старшеклассникам они могут задавать поведенческий ориентир.

Список использованной литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.). -Электронный ресурс. - Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1o/o8B/2365

2. Андреева, И.Г. Формирование ценностного отношения к здоровью через предметное содержание естественнонаучного образования в контексте достижений личностных результатов, обозначенных ФГОС / И.Г. Андреева //Физика в школе. - 2013. - №7. - С. 29-50.

3. Попова, Н.Г. Формирование ценностного отношения учащихся к здоровому образу жизни в образовательном процессе современной школы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Режим доступа: http://www.novsu.ru/file/1146977

4. Шинкаренко, А.С. Формирование безопасного и здорового образа жизни школьников на современном этапе развития общества. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Режим доступа: http://d02.kemsu.ru/Content/AdvertAttachedFiles/1a70b955c19c4e7f.pdf

© Финашина Г.В., 2016

УДК 372.891

Р.З. Хизбуллина, к.п.н., доцент Географический факультет, БашГУ г. Уфа, Российская Федерация Г.В. Канафина, магистрант, 1 г.о. Географический факультет, БашГУ г. Уфа, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ПОГОДА» НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования познавательных учебных действий на уроках географии. Даются авторские варианты заданий для практических работ.

Ключевые слова учебные действия, описания погоды.

Развитие личности школьника в системе образования сегодня обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Выделяют четыре блока универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В статье мы хотим рассмотреть особенности формирования познавательных учебных действий при изучении темы «Погода». В блоке познавательных универсальных действий выделяют общенаучные действия. В число общенаучных действий входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей.

Формирование вышеперечисленных учебных действий можно осуществить следующим образом, организовав работу с учащимися по вариантам или в группах. Учащиеся сначала делают заготовку в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.