ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Криминология в академически-эмпирическом пространстве
Иветта Турайова
Доцент JUDr., CSc. Университет Коменского в Братиславе. Юридический факультет. Кафедра уголовного права, криминологии и криминалистики, г. Братислава, Словацкая республика
Ivetta Turayova
Associate Professor of JUDr., CSc. at Comenius University in Bratislava of the faculty of Law at the Department of Criminal law, Criminology and Criminalistics, Bratislava, the Slovak Republic
e-mail: gabriel@turay.sk
Criminology in the academic and empirical area
Автор указывает на значимость и незаменимую роль криминологии в эффективной борьбе с преступностью. Подчёркивает необходимость формирования знаний выпускников юридических факультетов в сфере уголовно-правовой криминологической оценки каждого противоправного деяния. Пробудить в них интерес не только к теоретическому пониманию содержания определения основных понятий, которыми оперирует криминология, но и указать на необходимость глубже узнать все важные факты (причины, условия, мотивы, обстоятельства) по отношению к конкретному поступку, к определённым видам преступности, а также к преступности в целом. В заключении автор обращает внимание на необходимость в рамках криминологических исследований уделять больше внимания причинам и условиям преступности с целью принятия реальных, эффективных и действенных профилактических мер, которые приведут к устранению преступности.
Ключевые слова: криминология, преступность, причины, условия, обстоятельства, профилактика, уголовная политика государства.
The author points out the importance of criminology and its indispensable place in the effective fight against the crime. She underlines the need not only to lead students towards theoretical understanding of the key terms and their definitions, but also to encourage them to further deepening their knowledge in all relevant matters (causes, conditions, motive and circumstances) regarding the specific crimes, selected types of criminality as well as criminal activities in general. Finally, within the criminologist research framework, the author urges to devote bigger attention to causes and conditions of criminality with a view of adoption of feasible and effective preventive measures which will result to the elimination of the criminality.
Keywords: criminology, criminality, causes, conditions, circumstances, prevention, state penal policy.
История криминологии, постепенное профилирование предмета её исследования и первые эмпирические результаты связаны с XIX веком, точнее с шестидесятыми годами указанного столетия. С тех времён прошло много лет, и криминология сегодня заняла своё незаменимое место. Она имеет чётко специфицированный предмет исследования, терминологию и методы, которые использует для получения, обработки и анализа эмпирических знаний. Её миссия состоит в том, чтобы способствовать лучшему, более глубокому пониманию отдельных явлений, которые порождают, провоцируют или допускают существование преступлений как неотъемлемой части человеческого общества. Она становится философией уголовной политики государства.
Своими познаниями она, несомненно, вносит в строгий юридический, нормативный взгляд уголовного права на преступление некую отстранённость и возможность более объективного восприятия существенных причинно-следственных связей между обнаруженными, установленными, а также известными явлениями по отношению к конкретному правонарушению или к преступности в целом.
I
Криминология постепенно стала частью обучения будущих юристов. Для этого имеется ряд причин. Одна из них заключается в том, что криминология дополняет общую картину негативных социальных явлений (преступность, правонарушения, антиобщественные явления). Она изучает преступление и преступность как реально существующий феномен. Она направлена на познание истины. Уголовное право имеет дело с формальной, юридической стороной преступления и руководствуется стремлением к справедливому постановлению. С этой точки зрения для нас уголовно-правовое и криминологическое мышление представляются различными, однако, напротив, обе науки очень нуждаются друг в друге. Можно только согласиться с утверждением: «Уголовное право без криминологии слепое, а криминология без уголовного права - это самоцель».
С точки зрения истории следует отметить, что на территории бывшей Чехословакии ещё в 1925/1926 годах профессор А. Милота [A. Milota] создал Институт криминологии, который должен был служить «...теоретическому развитию вспомогательных наук уголовного права, прежде всего, криминологии, криминальной психологии, психиатрии, антропологии, криминальной статистике и криминалистике...»[2, с. 67]. Этот институт работал в здании Управления полиции на ул. Шпиталской в Братиславе. И только позже он переехал в здание на площади Шафарика (1927) [1, с. 324].
Тридцатые годы XX века можно считать значимым периодом в становлении криминологии на академической почве. Исторические источники в деталях не зафиксировали временную последовательность начала обучения и включения этого предмета в учебные планы Юридического факультета Университета Коменского. Однако, современникам точно известно, что на кафедре уголовного права, криминологии и криминалистики особое внимание этой эмпирической самостоятельной науке уделял весь педагогический коллектив. В частности, профессор JUDr. Габриэла Никшова [Gabriela №къоуб], CSc. и профессор JUDr. Ладислав Шуберт [Ladislav Schubert], DrSc., которые в 1972 году написали первые конспекты лекций для высшей школы: «Введение в криминологию» [3, с. 91]. Нельзя также не упомянуть профессора. JUDr. Войтеха Гаталу [Vojtecha Hatalu], CSc., профессора JUDr. Милана Чича [Milana ffirn], DrSc. и профессора JUDr. Владимира Матерна [Vladimma Matherna], DrSc. Их передовые идеи, которые повлияли на не одно поколение юристов в отношении необходимости комплексно, междисциплинарно воспринимать, устанавливать, а также познавать все существенные факты, связанные с преступностью, с конкретным уголовным преступлением (уголовно-правовые, криминологические, психологические, социальные, виктимные и особенно пеналого-ресоциализационно-превентивные), никогда не потеряют своей актуальности.
В настоящее время криминология как один из обязательных факультативов преподаётся на Юридическом факультете Университета Коменского в Братиславе в рамках второй ступени магистерской учебной программы.
Цель курса состоит в том, чтобы донести до студентов эту междисциплинарную науку, пробудить в них интерес к более глубокому изучению выбранных тем, которые составляют предмет криминалистических исследований, которыми являются состояние, структура, динамика преступности, жертва преступления, личность преступника, профилактика, прогнозирование, некоторые виды преступности (организованная, насильственная, экономическая и имущественная).
Особое внимание при изучении криминологии уделяется характеристике основных понятий: причина,
условие, мотив, побуждение, причинно-следственная связь и их смысловое значение по отношению к индивидуально определённому уголовному преступлению1.
Мы стремимся углубить знания студентов и улучшить их ориентацию в новых криминологических и уголовно-правовых понятиях и категориях. Нашей целью является научить будущих специалистов (следователей, прокуроров, адвокатов, судей) воспринимать, казалось бы, «несущественные» факты, их взаимную обусловленность, не ограничивать причинную связь только одним из обязательных признаков объективной стороны уголовного преступления, раскрывать, познавать и оценивать все конкретные обстоятельства каждого случая. Связывать нормативную уголовно-правовую и эмпирическую криминологическую точки зрения на конкретное преступление с преступностью в целом. Преподаватели стремятся прививать студентам чувство ответственности, необходимость детального выявления и познания важных обстоятельств каждого акта, который в соответствии с уголовным законодательством является преступлением.
Криминология и с практической точки зрения считается очень важной наукой, которая имеет своё незаменимое место в академическом образовании. Выводы криминологических исследований обогащают мышление не только профессионалов, но и всей остальной общественности, о преступности. Они ведут к инициативам при разработке надлежащих профилактических мер и, что не менее важно, влияют на законотворческую деятельность, а, следовательно, и на направленность уголовной политики государства.
II
В следующей части моей публикации я хочу высказать некоторые соображения о необходимости в плане криминологических исследований в Словацкой Республике уделять более пристальное внимание причинам и условиям преступности в целом и конкретно по отношению к её отдельным видам. Я думаю, что этот путь поможет найти эффективные превентивные меры, которые, несомненно, будут способствовать, по крайней мере, частичному устранению этого нежелательного негативного явления. Не все специалисты в области права, особенно уголовного права, осознают важность этого факта, по крайней мере, в части создания эффективных превентивных мер.
С практической точки зрения теория значительно недооценивается, а определение конкретных понятий на практике находит отражение в критике, что это только философствование над тем, что и так всем хорошо известно. Я позволю себе не согласиться с мнениями, которые недооценивают необходимость теоретического овладения такими важными реальностями, как причина и условие. При этом я не имею в виду строгие словесные определения. Речь идёт о понимании содержания, восприятии различий между такими явлениями, как причины и условия, которые очень тесно связаны с каждым преступлением. То же самое касается и мотива или побуждения. Познание «механизма» возникновения антисоциального явления, его причин, условий, мотивов и всех обстоятельств принадлежит к сложным вопросам криминологии и уголовного права [4, с. 149].
В судебной практике, а иногда и в теории, причина часто сужается только в отношении противоправного действия. Причина отождествляется с действием, которым преступник вызвал последствия. На практике можно встретиться с точкой зрения, что различия между причиной и условием не имеют принципиального значения.
В некоторых случаях даже суд не может вообще выяснить, почему произошло уголовное преступление, почему возникла ситуация, приведшая к противоправным действиям. Важное значение придаётся, в частности, выяснению, является ли конкретный преступник виновником уголовного преступления, существует ли причинно-следственная связь между действиями преступника и причинёнными последствиями и, в
1Автор придерживается мнения, что мотив и побуждение не всегда являются синонимичными терминами для обозначения одного и того же явления. Автор соглашается с утверждением некоторых авторов, что не для каждого преступления возможно, целесообразно и уместно мотив, побуждение или причину/причины точно обозначить. Обе категории «мотив» и «побуждение», имеют субъективный характер, иногда их отождествляют с причиной. Побуждение представляет собой первичный импульс (не всегда). Как правило, оно связано с человеческой жизнью преступника, более точно свидетельствует о чертах его характера и моральных характеристиках, но может быть непосредственно связано и с жертвой. Побуждение, так же как и мотив (представление преступника о достижении цели; фактор, который постепенно формируется до причины), очень близко к субъективным причинам противоправного деяния. Строго говоря, детальное разделение указанных категорий (побуждение, мотив, причина) с точки зрения применения на практике несущественно.
конечном итоге, выполнены ли все признаки некоторой из действительных сущностей, указанных в Уголовном кодексе Словакии, закон № 300/2005 Сб. з. [5] в редакции с последующими дополнениями и изменениями.
Такое понимание задач правоохранительных органов и судебных органов действовать только в рамках нормативных концепций и категорий (Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный регламент), то есть выявить преступника, доказать его вину, наполнить все признаки некоторого состава уголовного преступления и вынести приговор я считаю догматически-юридическим подходом и оценкой или квалификацией содеянного. Я убеждена, что для указанных органов, особенно в более сложных случаях, речь идёт о большем. О выяснении причин уголовного преступления, о выяснении фактов, которые предшествовали преступлению, об общей «реконструкции истории» возникновения конкретного преступления. Такая процедура ведёт к принятию эффективных мер, которые будут отражены в выборе соответствующих санкций и, в конечном счёте, это сделает возможным прогностическое представление о будущем человека, который совершил уголовное преступление.
Правоохранительные и судебные органы должны всегда расследовать причины конкретного действия. Им следует обратить внимание на выяснение этапов, которые предшествовали уголовному деянию, при совершении которого имеются признаки преступления. Мы имеем в виду рассуждения преступника, выяснение мотивов, которые поддерживают причины и таким образом действуют на сознание, принятие решений и действия человека, а также на раскрытие, выяснение условий совершённого поступка.
Из нынешних знаний общественных и естественных наук вытекает, что преступление является результатом действия причин, которые имеют, в основном, субъективный характер (генетическая предрасположенность индивидуума, психическое расстройство, черты характера, уровень правосознания и так далее) и объективных условий (не зависят от преступника, например, общественно-экономические обстоятельства).
Предполагается, что «удобные» условия для совершения преступления преступник не создаёт для себя сам (например, чтобы раздобыть себе огнестрельное оружие для совершения умышленного убийства). В этом случае мы говорим о сочетании объективных и субъективных условий, которые позволяют причинам осуществиться. Условия способствуют формированию, возникновению и проявлению причин. Криминология рассматривает причины и условия как категории изучения, как факторы, которые важнейшим и решающим образом влияют на действия человека. С точки зрения профилактики, они являются важными, а, возможно, и главными объектами превентивных мер.
Ш
Из вышеизложенного вытекает обязанность криминологии и специалистов в области теории и применяемой практики, а также сотрудников учреждений, занимающихся переобучением и ресоциализацией, изучать причины и условия преступности, а свою работу и криминологические исследования ориентировать на их качественное изменение. Я имею в виду, что следует больше внимания уделять профилактике в самом широком смысле этого слова и в её конкретных формах - профилактике социальной, ситуационной, виктимной, а также искать соответствующие эффективные средства и мероприятия. К сожалению, в условиях Словацкой Республики возможности в области реализации криминологических исследований ограничены.
В 2005 году на заседании Совета Правительства Словацкой Республики по профилактике преступности было одобрено создание Института криминологии. Инициаторам удалось, по крайней мере, временно создать в Министерстве юстиции Словацкой Республики Департамент криминологии и профилактики преступности с перспективой образования самостоятельного криминологического центра. Проект на создание института включал в себя основную информацию о его научной деятельности. Очень жаль, что усилия научных сотрудников не достигли желаемого результата, и идея создания института с общенациональной компетенцией постепенно сошла на нет. Однако усилия профессиональной юридической общественности в Словацкой Республике не остались без ответа.
В 2003 году в Словацкой Республике возник инициативный, координационный и профессиональный консультационный орган Совета Правительства Словацкой Республики по предупреждению преступности. Его деятельность является весьма полезной, поскольку она существенным образом влияет на функционирование профилактических программ, ориентированных на актуальные проблемы, связанные с преступностью:
- организованная преступность,
- терроризм,
- расизм,
- экстремизм,
- торговля людьми,
- коррупция,
- насилие и так далее2 . Однако я хотела бы обратить внимание на тот факт, что принятые и реализованные превентивные меры будут тем более эффективными, чем мы будем более осведомлены о тех факторах (причины, условия), которые преступность «делают возможной или провоцируют». С этой точки зрения я считаю необходимостью, в первую очередь, ориентировать криминологические исследования на причины и условия, причём не только в Словацкой Республике. Эмпирические исследования я считаю «ядром» по отношению к правильной, эффективной и успешной профилактике. Это путь к ещё лучшему, более глубокому познанию характера преступности. В этом отношении криминология имеет принципиальное значение для общества.
Заключение
Преступность - это до сих пор недостаточно изученное явление. Её устранение не может быть достигнуто только путём строгого наказания. Наказание лиц, совершивших преступные деяния, должно быть рационально связано с профилактикой. Для того, чтобы профилактические меры были эффективными, необходимо сосредоточить криминологические исследования на выявлении причин и условий каждого вида преступности. Обязанность выявления подобных фактов в уголовном судопроизводстве вытекает из § 119 абзац 1 литера с) словацкого Уголовно-процессуального регламента № 301/2005 Сб. з. в редакции с последующими изменениями и дополнениями3. Однако знают ли правоохранительные органы и судьи, что является содержанием этих понятий, что они должны выяснять? Знают ли, на что следует обратить внимание? Ответ, несомненно, не будет однозначным. Конкретные результаты исследований, которые основывались бы на эмпирических данных, с моей точки зрения, способствовали бы большей ясности о состоянии преступности, заставляли бы соответствующие министерства (Министерство внутренних дел, Министерство юстиции) искать способ, как изменить неблагоприятное состояние, какие профилактические мероприятия применить. На основании обобщения результатов выполненных исследований и их анализа мы могли бы намного эффективнее использовать систему профилактики и мероприятия в её рамках, и постепенно в перспективе наблюдать оптимистические тенденции развития преступности, как это имеет место в некоторых государствах.
Одним из критериев оценки каждой науки является исследование, его результаты и их практическое использование. Я придерживаюсь той точки зрения, что криминология, в том числе и в Словакии, имеет амбиции стать основой для уголовной политики государства, а в системе борьбы с преступностью занять более значительное место, чем до настоящего времени.
Результаты своих исследований она должна предложить широкой общественности и, в частности, учреждениям, которые несут ответственность за состояние преступности, охрану наиболее важных интересов общества и спокойствие жизни людей. Предпосылкой для того, чтобы криминология, в значительной степени отойдя от академической почвы, перешла на ступень, которая ей принадлежит, является создание в каждом государстве исследовательского криминологического центра, который объединял бы специалистов в области права, социологии, психологии, психиатрии, медицины, статистики и других общественных и естественных наук. Я убеждена, что комплексный междисциплинарный подход к борьбе с преступностью является одним из способов осуществить над ней контроль.
2 В Министерстве внутренних дел Словацкой Республики действует Департамент по предупреждению преступности, который обеспечивает выполнение задач, вытекающих из международных договоров и обязательств, из Программного заявления Правительства Словацкой Республики, а также из Стратегии по предупреждению преступности и другой антиобщественной деятельности в Словацкой Республике (самые свежие материалы содержат направления профилактики и стратегию борьбы с преступностью на 2016 - 2020 гг.).
3 В § 119 абзац 1 Уголовно-процессуального регламента, кроме всего прочего, говорится: В ходе уголовного производства необходимо доказать, в частности, в соответствии с литерой с) тяжесть совершённого деяния, включая причины и условия его совершения.
Библиографический список
1. Ивор Я. и др.: Уголовное право, криминалистика, науки о безопасности и судебная экспертиза в контексте контроля преступности. Поздравление профессору JUDr. Ing. Виктору Порадову, DrSc.,Dr.h.c.mult.к 70-летию со дня рождения. Пльзень: Алеш Ченек, 2013. с. 324.
2. Юристы в Университете Коменского в Братиславе, 85 лет деятельности Юридического факультета (1921-2006). Братислава: Издательский отдел Юридического факультета Университета Коменского, 2006, с. 67.
3. Шуберт Л., Никшова Г.: Введение в криминологию. Братислава: Издание Университета Коменского в Братиславе. 1972. 91 с.
4. Турайова И.: Криминологические аспекты преступления. Братислава: Iura Edition, 2001, 149 с.
5. Уголовный кодекс Словацкой Республики, закон № 300/2005 Сб. з. в редакции с последующими дополнениями и изменениями.
6. Уголовно-процессуальный регламент Словацкой Республики, закон № 301/2005 Сб.З. в редакции с последующими дополнениями и изменениями.