Научная статья на тему 'Криминологическое законодательство и право противодействия преступности'

Криминологическое законодательство и право противодействия преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2012
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ / КРИМИНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шестаков Дмитрий Анатольевич

Вслед за криминологическим правом должно возникнуть право противодействия преступности (ППП). Верхний его уровень – Основы (предупредительного и наказательного) законодательства о противодействии преступности. Под ним уровень кодексов: 1) Кодекс предупреждения преступлений (и мер безопасности), 2) Кодекс об уголовной ответственности и ресоциализации молодёжи, 3) кодексы – Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Криминологическое законодательство и право противодействия преступности»

3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕОТРАСЛИ

КРИМИНОЛОГИЯ ЗАКОНА

УДК343.9

ББК67.51

ДА. Шестаков*

КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАВО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

Выжимка: Вслед за криминологическим правом должно возникнуть право противодействия преступности (ППП). Верхний его уровень — Основы (предупредительного и наказательного) законодательства о противодействии преступности. Под ним уровень кодексов: 1) Кодекс предупреждения преступлений (и мер безопасности), 2) Кодекс об уголовной ответственности и ресоциализации молодёжи, 3) кодексы — Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный.

Ключевые слова: криминологическое законодательство;право противодействия преступности;кримино-логия.

DA. Shestakov

CRIMINOLOGICAL LEGISLATION AND RIGHT OF CRIME COUNTERACTION

Summary: Following the criminological right, the right of crime counteraction must be implemented. Basic concepts of legislation (preventive and punitive) on crime counteraction is its highest level. Below is the level of codes:

1) crime prevention (prevention measures) code, 2) criminal responsibility and youth resocialization code, 3) codes

— criminal, criminal procedure, penal.

Key words: criminological legislation;right of crime counteraction;criminology.

Определение. Криминологическое законодательство регламентирует некарательную сторону предупреждения преступлений: организационные воп-

росы противодействия преступности в целом и отдельным её составляющим криминолого-социальные, криминологовоспитательные, криминолого-психоло-гические и другие вопросы. Криминологические нормы в настоящее время рассеяны по различным отраслям законодательства, отдельные из них содержатся в Уголовном, Уголовно-процессуальном и Уголовно-исполнительном кодексах, например, положения закона о примирении лица, совершившего

* Дмитрий Анатольевич Шестаков — заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, соучредитель, президент Санкт-Петербургского международного криминологического клуба (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: shestadi@mail.ru.

©Д.А. Шестаков, 2013

преступление, с потерпевшим или направленные на профилактику преступлений требования, предъявляемые к условно осуждённому либо отбывающему уголовное наказание.1

Криминологическое законотворчество. В России система криминологической профилактики была законодательно оформлена ещё в 1832 г. в виде Устава о предупреждении преступлений.2 Она в

1 Шестаков Д.А. Криминология: новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. — С. 147; его: Контроль преступности и криминологическое законодательство // Организованная преступность, уголовно-правовые и криминологические проблемы. Отв. ред. — М.Г. Мине-нок. — Калининград, 1999. — С. 11—23.

2 См.: Шестаков Д.А. Криминология: новые под-

ходы к преступлению и преступности. — С. 89; его:

Введение в криминологию закона. СПб: Юридический центр Пресс, 2011. — С. 56.

48 3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ

советское и послесоветское время неоднократно менялась: разрушалась, воссоздавалась.

Идея криминологического законодательства в теории криминологии и криминологии закона. Вопрос о криминологическом законодательстве (законодательство о противодействии преступности) -как о научной -проблеме был поднят в середине 90-х годов прошлого века. Автор настоящих строк поставил его в 1996 году.3 Сегодня нормы криминологической направленности всё ещё разрозненны, и можно понять скепсис Н.А. Лопашенко, полагающей преждевременной констатацию наличия в России криминологического законодательства как самостоятельной комплексной отрасли.4 Однако эта отрасль медленно, но верно формируется, обретая определённую структуру. Мне представляется, что уже теперь в действующем разбросанном криминологическом законодательстве и, прежде всего, в нормах международного права, а также в разработанных и широко обсуждаемых законопроектах можно выделить:

1) нормы, регламентирующие стратегию противодействия преступности (Миланский план действий, принятый VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, одобренный резолюцией ГА ООН 40/32 от 29.11.1985; Проект Закона «О предупреждении преступности» (В. В. Лунеев // Государство и право. -1996. — № И; Закон Санкт-Петербурга «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» от 16.05.2007 и др.);

2) нормы, регламентирующие криминологическую экспертизу (Федеральный закон РФ от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»);

3) нормы, регламентирующие противодействие конкретным видам преступности (Федеральные законы РФ № 273-Ф3 от

3 См.: Бурлаков В.Н., Гилинский Я.И., Шестаков Д.А. Преподавание криминологии в современных условиях. Отчёт о криминологическом семинаре // Вестн. СПбГУ. - 1996. - Сер. 6, вып. 3. - С. 122.

4 Лопашенко Н.А. Уголовная политика. — М.: '^Кегв К1и"№ег, 2009. — С. 67.

25.12.2008 «О противодействии коррупции», № 35-Ф3 от 6.03.2006 «О противодействии терроризму», № 120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др.);

4) виктимологическое законодательство (Европейская Конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений (ЕТБ № 116), Страсбург, 24.11.1983 (РФ не участвует); Федеральный закон РФ № И9-ФЗ от 20.08.2004 «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Имеются виктимоло-гические нормы и в Федеральном законе РФ № 35-Ф3 от 06.03.2006 «О противодействии терроризму»).

Особо стоит вопрос о нормах так называемого права безопасности (БшИег-Ье^гес^), направленных, в частности, на пресечение преступлений,5 а также на защиту свидетелей преступления (например, Правила применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Они утверждены, словно специально, в один с нашим семинаром день, состоявшимся 21 сентября 2012 г., постановлением Правительства Российской Федерации № 953).6

Критика проекта Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Этот законопроект, внесённый Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы РФ, обращён не к преступности в целом, а лишь к видимому (обыденному) её слою. Остальные восемь её слоёв, включая внутренний олигархический, оставлены без внимания.7

5 См.: Шестаков Д.А. Введение в криминологию закона. — С. 58— 59.

6 Сравн.: Щедрин Н.В. Введение в правовую теорию мер безопасности: Монография. — Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 1999.

7 О слоях преступности см.: Шестаков Д.А. Планетарная олигархическая преступная деятельность: девятый уровень преступности // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2012. — № 2 (25). — С. 12-22.

Нет в законопроекте ничего о путях реституции захваченного «олигархами» имущества. А ведь разумные, научно обоснованные решения этого наболевшего вопроса предложены, в том числе такие, которые находятся за пределами уголовного права. Так, например, М.Г. Делягин предлагает национализировать без каких бы то ни было выплат и компенсаций предприятия, управление которыми выведено в оффшорные зоны. Он же выступил за компенсационный налог с владельцев крупных приватизированных предприятий за то, чтобы он был в размере разницы между стоимостью продажи и реальной ценой на момент проведения приватизации с учётом полученной с этой разницы прибыли и выплаченных дивидендов. Взимать компенсационный налог им предлагается пакетами акций этих предприятий по рыночной стоимости.8

В законопроекте нет ничего и о викти-мологическом мониторинге как о средстве контроля официальной уголовной статистики. Разработчики закона упорствуют против систематических, проводимых за счёт государства опросов населения об известных ему совершённых преступлениях, не хотят знать, сколько преступлений остаётся незарегистрированными.9

От криминологического законодательства к праву противодействия преступности. В мире наблюдаются негативные, неправовые, неправые веяния в противодействии преступности. Я имею в виду, прежде всего, пренебрежение закономерной исторической тенденцией к

смягчению репрессии. Приверженность к жёсткости наказания идёт с консервативного Востока и дегенеративного Запада. И это зло разносится по всему свету путём удлинения сроков наказания в виде лишения свободы, ужесточения условия отбывания этого наказания. Ожесточение видно в выдвинутой на обсуждение «Концепции реформирования уголовноисполнительной системы», предусматривающей переход к двум основным видам исправительных учреждений: тюрьмам (!) и колониям-поселениям.

Нам — наряду с Россией я имею в виду, прежде всего, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан — нужно больше думать о собственной евразийской перспективе вместо того, чтобы только копировать подсовываемые нам не всегда приемлемые для нас западные нормы. Напомню одну из моих фантазий. Мне видится, как вслед за криминологическим правом, возникающим рядом с уголовным правом и постепенно теснящим его, простирается дорога к законодательному воплощению пронизанного едиными принципами праву противодействия преступности (ППП). Вырисовывается вот какое его строение. Верхний слой — Основы (предупредительного и наказательного) законодательства о противодействии преступности. Под ним слой кодексов: 1) Кодекс предупреждения преступлений (и мер безопасности),

2) Кодекс об уголовной ответственности и ресоциализации молодёжи, 3) кодексы

— Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный.10

8 Делягин М. От реформ к нормальности. Манифест. иЯЬ: http://forum-msk.org /material/econom-1с/9581606.Ьш1 (датаобращения: 15.9.2012).

9 Автор настоящих строк высказал критические замечания к этому законопроекту в своём докладе «Углубление криминологической теории и основы противодействия преступности» на всероссийской научно-практической совместной конференции «Система профилактики преступности: современное состояние, проблемы и перспективы развития», проведённой в 2011 г. Университетом МВД России и Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга.

Но материалы конференции по имеющемуся в Университете МВД обыкновению вместо того, чтобы быть опубликованными, куда-то исчезли.

10 Шестаков Д.А. Постлиберальная парадигма и право противодействия преступности. URL: http:// www.crimpravo.ru/blog/1849.html (дата обращения: 01.12.2012).

50 3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ

МОДЕЛЬ ЕДИНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПНОСТИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.