Научная статья на тему 'Криминологический анализ коррупционных проявлений (на примере Республике Татарстан)'

Криминологический анализ коррупционных проявлений (на примере Республике Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
135
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Криминологический анализ коррупционных проявлений (на примере Республике Татарстан)»

Ахмадулин А.Э. Кириллова К.А.

криминологический анализ коррупционных

проявлений (на примере республике татарстан)

Согласно статье 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», коррупция - это дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление 99 такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица [1]. Учеными и практиками сформулировано понятие «взятка», как принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы, деньги, услуги, иная имущественная выгода) за действие либо бездействие в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения [2].

На сегодняшний день тема коррупции в России в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства, несомненно, является актуальной. И это неудивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики, чтобы, наконец, с полной серьезностью отнестись к возникшей проблеме. Наша страна является одной из наиболее коррумпированных стран мира, и ее «успехи» в этом существенно опережают достижения национальной экономики, что,

по сути, не самая приятная новость.

Как известно, коррупция носит неоднозначный характер. В её понятие традиционно включается взяточничество как торговля властными полномочиями. В настоящее время в уголовно-правовую коррупцию, помимо взяточничества, включили иные коррупционные преступления, расширив их до преступлений коррупционной направленности.

Коррупция в России и в мире со всей очевидностью стала системным явлением государственности, сознания и культуры. Без коррупции не решаются многие вопросы во всех сферах общественной 99 жизни. Она стала не столько источником незаконного обогащения, сколько источником разрушения: от сознания до государства. Поэтому борьба с коррупцией является делом не только государства, но и всего общества, каждого государственного служащего и гражданина. В связи с этим Генеральной Ассамблеей ООН провозглашен международный день борьбы с коррупцией и отмечается ежегодно 9 декабря. В 2003 году была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений Конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию [3]. В России коррупция захлестнула власть на всех ее уровнях. Она ставит

Ахмадулин А.Э., курсант Казанского юридического института МВД России Кириллова К.А., курсант Казанского юридического института МВД России © Ахмадулин А.Э., 2016 © Кириллова К.А., 2016

под угрозу демократические институты, усиливает неравенство в доступе людей к материальным благам, также страдает и моральное состояние общества, теряется доверие к аппарату управления и первым лицам государства. По оценкам международных экспертов, Россия входит в число наиболее коррумпированных государств мира. Объем российской коррупции колоссален и сопоставим с федеральным бюджетом. На данный момент коррупция является системной проблемой, она тормозит экономическое развитие страны, мешает установлению абсолютной национальной безопасности. Коррупция не стоит на месте - она день ото дня поглощает все новые и новые сферы экономики государства. На сегодняшний день под властью коррупции находятся такие государственные институты как медицина, наука, образование, бизнес, аппарат государственного 100 управления, правоохранительные органы, сельское хозяйство и система обороны. Для того, чтобы обеспечить нашей стране нормальное будущее, привести экономику в норму и снять напряженность в обществе необходимо принимать меры - и чем раньше, тем лучше. На наш взгляд, борьба с коррупцией ведется не в полную силу, а полумерами. Такой подход к решению проблемы является крайне неэффективным и бессмысленным. Можно сколько угодно говорить о существующей проблеме, внедрять новые законы, устраивать бесконечные заседания в Госдуме, но так вопрос коррупции в нашей стране не решить. Здесь необходим более глубокий, тщательный и жесткий подход. По нашему мнению, бороться с коррупцией вполне реально, главное найти силы и желание. Для успешной борьбы, как показывает мировая практика, нужны: политическая воля высшего руководства, внедрение в общественное сознание неприятия к взяточничеству и коррупции в целом, сужение бюрократического аппарата, совершенствование законодательства, снятие неприкосновенности с высших эшелонов власти,

усиление общественного контроля над деятельностью органов государственной власти, реальность и неотвратимость наказания. Необходимо продолжать бороться с коррупцией и искоренить ее. Об этом заявил президент Российской Федерации Владимир Путин во время оглашения традиционного послания Федеральному Собранию [4]. «Коррупция - препятствие для развития России. У нас все чиновники должны подавать декларации о доходах. Теперь раскрытию будет подлежать информация о контрактах и подрядах», - заявил Президент РФ В.Путин. Глава государства подчеркнул, что правоохранительные органы должны со всей строгостью реагировать на коррупционные преступления. Вместе с тем, Путин отметил, что закон должен быть гуманен к тем, кто оступился.

Представляет не только научный и сугубо практический интерес установление размера взятки в Российской Федерации 100 в текущем 2015 году. Проведенный с 01 сентября 2014 года по 31 августа 2015 года анализ оперативно-судебной практики, основанный на 10 220 обращениях из разных регионов России, показал, что средний размер взятки в России увеличился по сравнению с предыдущим периодом на 40,7% и составил приблизительно 613 000 рублей. Для сравнения, в прошлом 2014 году средний размер взятки составил около 218 000 рублей. Рейтинг регионов по уровню коррупции показывает, что на первом месте Москва с 27,5%, на втором месте Московская область - 15,6%, третье место - Краснодарский край - 5,62%, прочие регионы имеют рейтинг менее 5%. Процентное соотношение жалоб на коррупцию в разных органах государственно власти: больше всего за отчетный период граждане жаловались на коррупцию в судах 61,25% жалоб, на коррупцию в правоохранительных органах - полиция 39,3%, прокуратура - 33,75%, следственный комитет 11,25%, ФСИН 16,87%, ФСКН 2,5%, ФСБ 1,25%.

Средний размер взятки на территории

Республики Татарстан по сравнению с прошлым 2014 годом уменьшился на 34 тысячи и составил 70 тысяч рублей. Об этом стало известно на пресс-конференции 1 декабря 2015 года, посвященной теме борьбы с коррупционными преступлениями. «Общая сумма денежных вознаграждений составила 24 миллиона рублей. Средний размер взятки - 70 тысяч рублей. В прошлом году было 104 тысячи», - рассказал начальник отдела Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ Ринат Акчурин. Также представитель МВД по РТ рассказал, что за коррупционные преступления были осуждены 332 человека. 154 человека были осуждены за попытку дать взятку должностному лицу, также было выявлено 39 факта коммерческого подкупа [5].

Изучение мнения населения Республики Татарстан о коррупции (по результатам 101 социологического исследования 2015 года) показывает, что жители республики имеют вполне сложившиеся представление о таком негативном общественном явлении, как коррупция. Большинство участников опроса понятие коррупции, определяют как взяточничество, т.е. получение взяток должностными лицами при выполнении своей работы или оказании тех или иных услуг (70,1%). Шесть из десяти опрошенных к коррупции относят злоупотребление служебным положением (60,4%). Распространенным мнением является представление о коррупции, как о вымогательстве (41,8%) и использовании должностного положения и государственных средств в личных интересах (28,9%). Сокращается число лиц, у которых представление о коррупции заключается в «подношении подарков должностным лицам» (27,5%).

Коррупция, как общественное явление, оказывает различное влияние на сферы жизни общества. По мнению населения, наибольшее влияние коррупция оказывает на экономическую жизнь страны (78,2%), политическую систему (74,2%) и деятельность предпринимателей (66%).

Коррупционные проявления ощущают на себе и на своей жизни 42,3% опрошенных респондентов.

По результатам опросов, проведенных в период с 2011 года по 2015 год, влияние коррупции на бизнес, политическую систему, экономику, по мнению респондентов, снижается, хотя и остается высокой. В аналогичный период заметно уменьшилась частота и сила коррупционных проявлений в жизни участников опроса: доля респондентов указавших влияние коррупции на жизнь самих респондентов сократилось на 18%. Наибольшее число респондентов (более 20%), указавших коррупцию как одну из проблем района, проживают в Альметьевском, Бугульминском, Верхнеуслонском, Зеленодольском муниципальных районах, в городах Казань и Набережные Челны. В 21 районе республики, по мнению жителей, проблема коррупции существует, но она не столь значима (отметили ме- 101 нее 20% населения). Снижение числа респондентов, отметивших коррупцию, как одну из проблем, которая существует в районе отмечается в Агрызском, Азна-каевском, Алькеевском, Балтасинском, Верхнеуслонском, Высокогорском, Кук-морском, Лениногорском Нижнекамском, Пестречинском, Рыбно-Слободском и Сабинском муниципальных районах. Жители 18 муниципальных районов (в 2014 году - 23 МО) не выделили коррупцию чиновников среди проблем района. Последние два года стабильны в этом мнении жители Алькеевского, Апастовского, Атнинского, Бавлинского, Дрожжановско-го, Заинского, Кайбицкого, КамскоУстьин-ского, Лаишевского, Лениногорского, Мамадышского, Менделеевского, Мензе-линского, Муслюмовского, Спасского, Ту-каевского, Тюлячинского и Ютазинского муниципальных районов.

С учетом изложенного и некоторых других данных полагаем необходимым сделать основные выводы по изучению мнения населения Республики Татарстан о коррупции. Большинство жителей Республики Татарстан под коррупцией пони-

мают взяточничество, злоупотребление служебным положением, вымогательство. По мнению большинства населения основной причиной коррупции является недостаточно строгий контроль над действиями чиновников, их доходами и расходами. В первый раз за последние пять лет большая часть респондентов оценили изменение уровня коррупции положительно, отметив «коррупции стало меньше». Опрошенных жителей республики считающих, что уровень коррупции «стал больше» становится меньше. В 2015 году каждый десятый респондент попадал в коррупционную ситуацию. Готовность дать взятку при попадании в коррупционную ситуацию снижается, хотя остается достаточно высокой. Большинство жителей вступают в коррупционную сделку, желая добиться благосклонности со стороны должностного лица, а также из-за

102 СПИСОК Л

отсутствия времени или возможностей для решения проблемы законным путем. Подавляющее большинство жителей республики, попав в коррупционную ситуацию, не сообщили об этом. Наибольшая часть респондентов «не считают это необходимым».

Таким образом, предпринятые антикоррупционные меры позволили стабилизировать оперативную обстановку по линии противодействия коррупции. Одновременно они показывают на необходимость дальнейшего совершенствования научных и прикладных предупредительных, оперативно-розыскных и иных методик по вышеуказанной линии работы государственных органов власти и управления.

Научный руководитель - Шляхтин Е.П., начальник кафедры оперативно-розыскной деятельности КЮИ МВД России.

1. О противодействии коррупции: Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 (с изм. и доп.). - Доступ из СПС Консультант Плюс. - URL: https://www. consultant.ru (дата обращения: 01.12.2015).

2. Криминология: учебник для вузов / под ред. проф. В.Д. Малкова - 27-е изд., пере-раб. и доп. - М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006.

3. Резолюция № A/RES/58/4 от 21 ноября 2003 года

4. Ежегодное послание Президента РФ федеральному собранию РФ 3 декабря 2015 года.

5. URL: https://www.prokazan.ru (дата обращения: 01.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.