ПАВЛИЧЕНКО Н.В., САМОДЕЛКИН АС. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Н.В. Павличенко
доктор юридических наук, доцент, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград, Российская Федерация
А.С. Самоделкин
кандидат юридических наук, доцент, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград, Российская Федерация
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО СНИЖЕНИЮ МАСШТАБОВ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ И ПРОФИЛАКТИКЕ АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ
Появление проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 26 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» стало очередным шагом на пути к наведению порядка в сфере торговли алкоголем в России. В пояснительной записке к законопроекту раскрываются мотивы такой инициативы законодателей: запрет на производство и оборот пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре объемом более 1 литра станет эффективным средством защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, общественного порядка и общественной безопасности. Мотивы представленной инициативы заслуживают безусловной поддержки и одобрения. Однако с предложенными формами реализации нововведений можно несколько поспорить. Совершенно очевидно, что одними лишь запретами и ограничениями проблему алкоголизма в стране решить вряд ли удастся. Если абстрагироваться от высоких целей, описанных в пояснительной записке к законопроекту, и рассмотреть данную инициативу чисто с экономических позиций, станет ясно, что данный запрет фактически выгоден только производителям полимерной потребительской тары и производителям пива и пивных напитков, которые в результате принятия новелл получат дополнительную прибыль. Реализация государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения России возможна при условии внедрения комплекса мероприятий, охватывающих различные сферы жизни и деятельности граждан. Наиболее приоритетными представляются организационно-управленческие, культурно-массовые и медико-профилактические меры.
Ключевые слова: преступность; незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта; преступления против здоровья населения; государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
УДК 343.9.018.3 ББК 67.511
N.V. Pavlichenko
Doctor of Law, Associated Professor, Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia,
Volgograd, Russian Federation A.S. Samodelkin Candidate of Legal Sciences, Associated Professor, Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia,
Volgograd, Russian Federation
CRIMINOLOGICAL ANALYSIS OF LEGISLATION AMENDMENTS IN TERMS OF STATE POLICY ON REDUCE OF EXCESSIVE USE OF ACOHOL AND ALCOHOLISM PREVENTION IN RUSSIAN FEDERATION THROUGH TO REALIZATION
Abstract
Draft federal law No. 310874-6 on amending art. 11 and art. 26 of the Federal Law on state control over manufacture and distribution of ethyl alcohol, alcohol and alcohol-containing products was a major step towards Russian alcohol market improvement. Explanatory note to the draft Federal law explains Legislator's motives: beer and beer-based beverages polymer consumer container 1 litre max volume production and distribution prohibition will effectively protect morals, health, rights and legal interests of citizens, public order and security. The motives for this initiative must definately be approved of and supported. However, suggested realization may be argued. It is quite obvious that prohibiten and restriction alone can never solvee alcoholism problem. Put aside high purposes stated in explanatory note to the draft Federal law and consider the initiative in terms of economy makes it clear that the prohibition will only benefit those beer and beer-based beverages polymer consumer container producers who will gain extra profit. State policy on reduce of excessive use of alcohol and alcoholism prevention realization is possible provided that a package of measures covering different life spheres of citizens will take place. Organizational, management, cultural and medical measures are considered the most important.
Key words: crime; crimes against public health; state control over manufacture and distribution of ethyl alcohol, alcohol and alcohol-containing products.
6 июля 2013 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрение поступил проект № 310874-6 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 26 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [5]. Согласно предлагаемым в законопроекте поправкам, в случае их принятия с 1 января 2014 г. в России будет запрещено производство и оборот пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре объемом более 1 литра.
В пояснительной записке к законопроекту раскрываются мотивы такой инициативы законодателей. По их мнению, «реализация
пива и пивных напитков в розничной торговой сети осуществляется в потребительской таре различного объема, в том числе в полимерной потребительской таре объемом до 5 литров. Дешевизна пива и пивных напитков, содержащихся в полимерной потребительской таре большой емкости, по сравнению с аналогичной продукцией в стеклянной или алюминиевой таре, повышает его доступность для населения с невысоким уровнем доходов, молодежи». С учетом этого запрет на производство и оборот пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре объемом более 1 литра «.. .станет эффективным средством защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, общественного порядка и общественной безопасности».
Законодатели исходили из того, что, согласно Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, главные усилия государства в этой сфере нужно сосредоточить на снижении объемов потребления населением алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков, пива и его производных, на улучшении демографической ситуации в стране, увеличении продолжительности жизни населения, сокращении уровня смертности, формировании стимулов к здоровому образу жизни [7].
Вопросам снижения количества потребляемого алкоголя, регулирования производства, продажи и потребления алкогольной продукции, укрепления здоровья населения, существенного снижения уровня социально значимых заболеваний, создания условий и формирования мотивации для ведения здорового образа жизни посвящен еще один важный документ - Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [10]. В нем отмечается, что «существующий уровень смертности обусловлен высокой заболеваемостью населения, распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения. Не созданы условия, побуждающие людей бережно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей. Недостаточно развиты формы досуга, способствующие ведению здорового образа жизни (физическая культура, спорт, туризм, активный отдых и др.)».
Довольно серьезные масштабы потребления алкоголя россиянами подтверждаются и результатами многочисленных исследований данной проблемы. Так, в ходе проведенного фондом «Общественное мнение» опроса населения 72 % россиян призналось, что с той или иной периодичностью употребляют спиртное. Причем на вопрос: «Как часто вы пьете алкогольные напитки?» - они ответили: «употребляю несколько раз в год» - 38 %, «2-3 раза в месяц» - 19 %, «1-2 раза в неделю» - 10 %, «2-3 раза в неделю» - 4 %, «практически каждый день» - 1 % [12].
Вместе с тем в стране фиксируется явная возрастающая динамика объемов употребляемых спиртных напитков. Почти треть населения (29 %) отметила рост объ-
ема употребляемого алкоголя людьми из их окружения за последние два-три года. Почти у половины опрошенных (48 %) объем употребляемого алкоголя сохранился в прежних рамках. И лишь у 13 % граждан он снизился [12]. Среди алкогольных напитков наибольшей популярностью у населения пользуется пиво (33 %), за ним следует вино (28 %), водка (27 %), коньяк (10 %), домашняя наливка (3 %), самогон (2 %), другие виды спиртосодержащих напитков (2 %) [12].
Таким образом, более трети населения уже сейчас демонстрирует четко выраженную склонность к алкоголизму, имеющую тенденцию к росту объемов употребляемых алкогольных напитков, наибольшей распространенностью из которых обладает пиво. Стоит отметить, что предлагаемые законопроектом поправки являются очередным шагом на пути к наведению порядка в сфере торговли алкоголем в России. В этих целях с 1 января 2013 г. вступил в силу запрет на продажу пива в нестационарных торговых объектах (ларьках, киосках и небольших магазинах). Продажу пива также запретили осуществлять в ночное время во всех торговых точках, приравняв тем самым пиво к другим крепким алкогольным напиткам [6].
Население нашей страны данную инициативу восприняло противоречиво. На вопрос: «Какие отрицательные последствия будет иметь запрет на продажу пива в ларьках и маленьких магазинах?» - были высказаны неоднозначные точки зрения. Среди наиболее популярных вариантов можно выделить следующие: «возрастут незаконная продажа пива, самогоноварение, торговля суррогатами» - 17 %, «ларьки и маленькие магазины потеряют прибыль, будут закрываться» - 7 %, «это бесполезно, люди как пили, так и будут пить, найдут где взять пиво» - 7 % [8]. Среди положительных последствий запрета на продажу пива в ларьках и маленьких магазинах респондентами были выделены следующие: «люди станут меньше пить» - 19 %, «дети и молодежь будут меньше приобщаться к употреблению алкоголя» - 17 %, «будет меньше пьяных на улицах, в общественных местах» -5 % [8].
С некоторыми мнениями, пожалуй, можно было бы согласиться. Полагаем, что запрет на продажу пива в ночное время первоначально повлечет за собой рост числа нарушений в
сфере торговли, связанных с незаконной продажей алкогольных напитков, а также рост их незаконного и кустарного производства. Кроме того, может существенно повыситься спрос на слабоалкогольные газированные коктейли и медицинские спиртовые настойки, реализуемые в аптеках, в том числе круглосуточных. Хотя необходимость преодолевать определенные трудности при покупке спиртного способна в некоторой степени снизить численность лиц, находящихся в вечернее и ночное время в состоянии алкогольного опьянения на улицах и в общественных местах. Ожидания граждан, связанные со снижением степени приобщения к употреблению алкоголя детей и молодежи в случае запрета ночных продаж пива, считаем несколько необоснованными и преувеличенными. Думается, что проблема алкоголизации этой возрастной группы берет свое начало в семейно-бытовой сфере, а не в сфере торговли. Именно родители обязаны контролировать местопребывание своих детей в вечернее и ночное время, их род занятий, времяпрепровождение. Отсутствие такого контроля, а иногда и асоциальное поведение самих родителей зачастую подталкивает детей и молодежь к различным формам отклоняющегося поведения [3].
Возвращаясь к анализу норм, отраженных в рассматриваемом законопроекте, хотелось бы отметить, что мотивы представленной инициативы заслуживают безусловной поддержки и одобрения. Однако предложенные формы реализации нововведений, на наш взгляд, выглядят несколько спорно. Совершенно очевидно, что одними лишь запретами и ограничениями проблему алкоголизма в стране решить вряд ли удастся. Более того, если абстрагироваться от высоких целей, описанных в пояснительной записке к законопроекту, и рассмотреть данную инициативу чисто с экономических позиций, станет ясно, что запрет на производство и оборот пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре объемом более 1 литра фактически выгоден только производителям этой полимерной потребительской тары и производителям пива и пивных напитков, которые в результате реализации новелл получат дополнительную прибыль. В подтверждение своих выводов представим следующие аргументы.
Во-первых, несомненным является тот факт, что весь объем законодательных огра-
ничений в нашем случае направлен на борьбу со следствием алкоголизма (запрет торговли алкоголем в определенном месте, в определенное время, запрет на розлив алкогольной продукции в определенную тару и т.д.), а не с его причинами. Законодатель пытается с помощью некоторых ограничений регулировать предложение алкоголя потребителю. В то время как общеизвестным и доказанным является тезис о том, что наиболее эффективным регулятором предложения выступает спрос на какой-либо товар. Снижение спроса на алкоголь - вот главная задача, на которой следовало бы сосредоточить все основные усилия государственных органов, проявляющих заботу о здоровье населения.
Во-вторых, запрет на производство и оборот пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре объемом более 1 литра вернет нас к давно известной и обсуждаемой экологической проблеме, связанной с необходимостью раздельного сбора, сортировки, переработки и утилизации мусора [1; 13]. Ведь сравнительно небольшая стоимость полимерной тары, в которую разливается алкогольная продукция, вряд ли сможет существенно повлиять на количество приобретаемого населением алкоголя. Но серьезный экологический вред окружающей природной среде такое законодательное решение причинить вполне может.
В-третьих, весьма спорным нам видится мнение о прямой зависимости снижения доступности пива для населения с невысоким уровнем доходов и соответствующего снижения алкоголизации населения страны в целом. Ведь люди, имеющие средний и высокий доход, нередко тоже употребляют алкоголь в значительных количествах, особенно в праздничные и выходные дни, а также в период отпусков. А приведенные результаты опросов в очередной раз доказали, что наиболее вероятным представляется сценарий, по которому недоступное по цене пиво заинтересованными в нем гражданами будет скорее заменяться на другие, часто более опасные и суррогатные виды алкоголя, разрушающие организм человека еще сильнее, чем пиво.
Видимо, основные усилия все же стоит сконцентрировать на вопросах оздоровления населения России и стимулирования выбора варианта поведения, который предполагает осознанный отказ от алкоголя. При этом в
случае если на государственном уровне будет принято решение об очередном повышении цен на алкоголь (последний раз такое решение было принято в декабре 2012 г.), то деятельность государственных структур в данном направлении следовало бы сконцентрировать на обеспечении повышения качества самой алкогольной продукции, на разработке и внедрении новых стандартов ее производства и т.д., а не на запрете какой-либо тары или упаковки, способствующем дополнительному обогащению их производителей [9].
Подводя итог своим рассуждениям, хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, реализация государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения России возможна при условии внедрения комплекса мероприятий, охватывающих различные сферы жизни и деятельности граждан. Наиболее приоритетными нам представляются следующие:
1. Организационно-управленческие мероприятия. Во-первых, обеспечение трудоустройства и занятости людей, поддержка малого и среднего бизнеса. Наиболее полно реализовать свой внутренний потенциал человек способен, занимаясь любимым делом, особенно когда в нем совмещается и бизнес, и хобби. А наличие конкретных жизненных целей и интересов позволяет переключить внимание людей с деструктивных форм поведения на конструктивные, социально одобряемые [4].
Во-вторых, ужесточение наказания за распитие алкогольных напитков и нахождение в состоянии алкогольного опьянения на улицах и в общественных местах. В настоящее время в соответствии со ст. 20.20 КоАП РФ «Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах» виновному в данном деянии лицу грозит лишь наложение административного штрафа в размере от 100 до 700 р. в зависимости от крепости потребленного напитка. Никаких других видов наказания за это правонарушение действующим КоАП РФ не предусмотрено, что является явным упущением со стороны законодателя. Получается, что лица, распивающие алкоголь в детских, образовательных и медицинских
организациях, в общественном транспорте, в организациях культуры, в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, фактически чувствуют свою безнаказанность, поскольку суммы штрафов весьма незначительны даже для лиц с небольшим доходом. Полагаем, было бы целесообразно предусмотреть в качестве административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 20.20 КоАП РФ, такие виды, как административный арест и обязательные работы, регламентированные пп. 6, 10 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ.
В-третьих, борьба с незаконным производством алкогольных напитков, а также с нарушениями в сфере продажи этой продукции.
В рамках КоАП РФ борьба с незаконным производством алкогольных напитков ведется в соответствии со ст. 14.17 «Незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта» и ст. 14.19 «Нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Максимальный размер санкций этих статей предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 до 5 тыс. р. и юридических лиц - от 50 до 100 тыс. р. Борьба с нарушениями в сфере продажи алкогольной продукции осуществляется на основании ст. 14.16 «Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе» и ст. 14.18 КоАП РФ «Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции». Максимальный размер санкций этих статей предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 до 5 тыс. р. и юридических лиц - от 80 до 100 тыс. р.
Учитывая приведенные незначительные суммы штрафов, налагаемые на должностных и юридических лиц, кардинальных улучшений в рассматриваемой сфере вряд ли стоит ждать в ближайшем будущем. Считаем, что существенно повлиять на складывающуюся в данном бизнесе ситуацию можно, сделав незаконное производство и сбыт спиртных напитков экономически невыгодным. Добиться перемен удастся только при условии реали-
зации принципа неотвратимости наказания, а также многократного повышения сумм штрафов за совершение подобных деяний и введения в санкцию такого вида наказания, как административное приостановление деятельности. Для этого потребуется существенно расширить формы участия населения в охране общественного порядка, повысить авторитет сотрудников полиции в глазах обычных граждан, чтобы люди хотели взаимодействовать с полицией по указанным вопросам и видели реальный результат такого взаимодействия -закрытие точек нелегального производства и сбыта алкогольных напитков [14].
2. Культурно-массовые мероприятия. Правильная организация досуга людей -важная составляющая воспитательной работы, направленной на оздоровление населения, создание стереотипов безалкогольного времяпрепровождения и расслабления, повышение культурного уровня. Отсутствие или недостатки осуществления такой работы приводят к тяжелым последствиям (например, низкий уровень правосознания отдельных граждан позволяет им управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения). В России традиционно в качестве главных форм досуга, формирующих здоровый образ жизни, провозглашаются физическая культура и спорт. Для привлечения к этой деятельности большого количества россиян в стране массово строятся физкультурно-оздоровительные комплексы. Однако такая работа не всегда достигает изначально поставленных целей.
Проведенные в данной сфере массовые исследования показывают, что часто физическая культура и спорт выступают всего лишь подменой одной пагубной привычки (пьянства) на другую, не менее опасную (употребление различных химических стимуляторов, стероидов и т.д.) [2]. Приходя в спортивные залы, люди ставят перед собой определенные цели: нарастить мышечную массу, сбросить лишний вес. Однако эта работа требует серьезных усилий, соблюдения диеты, регулярных и продолжительных занятий. Стремясь приблизить во времени желаемый результат, люди поддаются обещаниям рекламы различных химических препаратов, которые нередко распространяются работниками физ-культурно-спортивных объектов среди своих посетителей. Применение указанных средств
в большинстве случаев не оправдывает оказанного доверия, приводит к привыканию, разрушению внутренних органов, наносит непоправимый вред здоровью.
Соответственно, никоим образом не отрицая положительных свойств занятий физической культурой и спортом и не принижая их значения для государства, мы тем не менее не склонны рассматривать эти виды деятельности в качестве единственной панацеи от пьянства и других форм отклоняющегося поведения. Полагаем, в качестве альтернативных форм времяпрепровождения можно было бы порекомендовать развивать дополнительные формы образования (изучение новых компьютерных программ, иностранных языков и т.д.), активные формы отдыха, в том числе на природе, открывать новые маршруты регионального туризма и т.д.
3. Медико-профилактические мероприятия. 6 мая 2013 г. вступил в силу Приказ Минздрава России «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» [11], согласно которому граждане России обязаны проходить один раз в три года диспансеризацию, т.е. комплекс мероприятий, включающий в себя медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования. Цель диспансеризации - раннее выявление заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности, основных факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача и др.
Думается, что отсутствие цели раннего выявления злоупотребления алкогольными напитками - серьезное упущение со стороны законодателя, поскольку своевременное принятие мер к направлению лиц, склонных к алкоголизму, в медицинские учреждения, назначение им соответствующего лечения, оказание психологической помощи способны предотвратить развитие тяжелых форм этого заболевания и в большинстве случаев спасти жизнь больным людям. Все перечисленные меры при условии их комплексной реализации способны, на наш взгляд, привести к снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией населением России, будут способствовать профилактике алкоголизма и оздоровлению большинства россиян.
ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева А.П. Актуальные проблемы противодействия экологической преступности в России / А.П. Алексеева, А.П. Анисимов, А.И. Мелихов // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2013. - № 3. - С. 80-89.
2. Алексеева А.П. Проблемы формирования здорового образа жизни в контексте реализации стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации / А.П. Алексеева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. -№ 9 (23), ч. 2. - С. 13-15.
3. Анисимова А.П. К вопросу о специфике правосознания в российском обществе на современном этапе / А.П. Анисимова // Органы правопорядка: история и современность : материалы межвуз. науч.-теор. конф. (16 апр. 1998 г.). - Екатеринбург : Изд-во Екатеринбург. ун-та, 1998. - С. 155-157.
4. Колбасина Е.Е. К вопросу об особенностях формирования насильственной установки поведения личности / Е.Е. Колбасина // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2010. - № 4 (15). - С. 41-45.
5. О внесении изменений в статьи 11 и 26 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [Электронный ресурс] : проект федер. закона от 06.07.2013 г. № 3108746 // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. - Режим доступа: http://asozd2.duma. gov.ru/main.nsf/(SpravkaNew)?OpenAgent&RN=310874-6&02.
6. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации о признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» : федер. закон от 18.07.2011 г. № 218-ФЗ (в ред. от 30.12.2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 30, ч. 1. - Ст. 4566.
7. О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 г. № 2128-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 2. - Ст. 264.
8. Об ограничении на торговлю и употребление пива в общественных местах [Электронный ресурс] : опрос от 20.07.2012 г. // Фонд «Общественное мнение» : сайт. - Режим доступа: http://fom.ru/obshchestvo/10552.
9. Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов : приказ Росалкогольрегулирования от 13.12.2012 г. № 372 // Российская газета. - 2012. - 28 дек.
10. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года : указ Президента РФ от 09.10.2007 г. № 1351 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. -№ 42. - Ст. 5009.
11. Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения : приказ Минздрава России от 03.12.2012 г. № 1006н // Российская газета. - 2013. - 25 апр.
12. Отношение к повышению цен на водку [Электронный ресурс] : опрос от 31.07.2012 г. // Фонд «Общественное мнение» : сайт. - Режим доступа: http://fom.ru/obshchestvo/10569.
13. Слепенкова О.А. К вопросу об экологической функции государства на современном этапе развития российского общества / О.А. Слепенкова // Новая правовая мысль. - 2011. - № 3 (46). - С. 45-47.
14. Третьяков В.И. Законодательные инициативы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в сфере участия граждан в охране общественного порядка / В.И. Третьяков // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2013. - № 4. - С. 81-85.
REFERENCES
1. Alekseeva A.P. Current issues of ecological crime counteraction in Russia. [Alekseeva A.P. Aktual'nye problemy protivodejstvija jekologicheskoj prestupnosti v Rossii]. Kriminologicheskij zhurnal Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta jekonomiki i prava - Criminology journal of Baikal National University of Economics and Law, 2013, no. 3, pp. 80-89.
2. Alekseeva A.P. Healthy living development problems in terms of physical fitness and sports promotion strategy realization in Russian Federation. [Alekseeva A.P. Problemy formirovanija zdorovogo obraza zhizni v kontekste realizacii strategii razvitija fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federacii]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul 'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki - Historical, philosophical, political and law sciences, culturology and art history. Issues of history and practice, 2012, no. 9 (23), ch. 2, pp. 13-15.
3. Anisimova A.P. On aspects of legal awareness of Russian society in the modern period. Interacademic academic and theoretical conference information package [Anisimova A.P. K voprosu o specifike pravosoznanija v rossijskom obshhestve na sovremennom jetape. Organy pravoporjadka: istorija i sovremennost' : materialy mezhvuz. nauch.-teor. konf. (16 apr. 1998 g.), Ekaterinburg, 1998, рp. 155-157.
4. Kolbasina E.E. On aspects of personal violent behavior affirmation development. [Kolbasina E.E. K voprosu ob osobennostjah formirovanija nasil'stvennoj ustanovki povedenija lichnosti]. Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii - Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia Bulletin, 2010, no. 4 (15), pp. 41-45.
5. Draft federal law No. 310874-6 on amending art. 11 and art. 26 of the Federal Law on state control over manufacture and distribution of ethyl alcohol, alcohol and alcohol-containing products dated 06.07.2013 [O vnesenii izmenenij v stat'i 11 i 26 Federal'nogo zakona «O gosudarstvennom regulirovanii proizvodstva i oborota jetilovogo spirta, alkogol'noj i spirtosoderzhashhej produkcii i ob ogranichenii potreblenija (raspitija) alkogol'noj produkcii»: proekt feder. zakona ot 06.07.2013 g. № 310874-6 // Gosudarstvennaja Duma Federal'nogo Sobranija Rossijskoj Federacii]. Available at: http:// asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(SpravkaNew)?0penAgent&RN=310874-6&02.
6. Fedral Law No. 218-FZ of the Russian Federation on amending Federal law on on state control over manufacture and distribution of ethyl alcohol, alcohol and alcohol-containing products and certain laws of the Russian Federation and declaring Federal law on restrictions of retail and consumption of beer or beer-based beverages to be no longer in force dated 18.07.2011 [O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O gosudarstvennom regulirovanii proizvodstva i oborota jetilovogo spirta, alkogol'noj i spirtosoderzhashhej produkcii» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii o priznanii utrativshim silu Federal'nogo zakona «Ob ogranichenijah roznichnoj prodazhi i potreblenija (raspitija) piva i napitkov, izgotavlivaemyh na ego osnove» : feder. zakon ot 18.07.2011 g. № 218-FZ (v red. ot 30.12.2012 g.)]. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii - Official Gazette, 2011, no. 30, ch. 1, p. 4566.
7. Government decree No. 2128-r on State policy on reduce of excessive use of acohol and alcoholism prevention in Russian Federation through to 2020 realization dated 30.12.2009. [O Koncepcii realizacii gosudarstvennoj politiki po snizheniju masshtabov zloupotreblenija alkogol'noj produkciej i profilaktike alkogolizma sredi naselenija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda : rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2009 g. № 2128-r]. Sobranie zakonodatel 'stva Rossijskoj Federacii - Official Gazette, 2010, no. 2, p. 264.
8. Attitude to restrictions for trade and drinking beer in public places. Survey dated 20.07.2012. "Public opinion" fund. [Ob ogranichenii na torgovlju i upotreblenie piva v obshhestvennyh mestah: opros ot 20.07.2012 g. Fond «Obshhestvennoe mnenie» : sajt]. Available at: http://fom.ru/obshchestvo/10552.
9. Federal Service for Alcohol Market Regulation Order No. 372 on fixing lowest prices for 28% and higher proof alcohol purchase (excluding import) and distribution (excluding export) and retail dated 13.12.2012. [Ob ustanovlenii cen, ne nizhe kotoryh osushhestvljajutsja zakupka (za iskljucheniem importa), postavki (za iskljucheniem jeksporta) i roznichnaja prodazha alkogol'noj produkcii krepost'ju svyshe 28 procentov : prikaz Rosalkogol'regulirovanija ot 13.12.2012 g. № 372]. Rossijskaja gazeta - Russian newspaper, 2012, 28 Dec.
10. Russian Federation Presidential Decree No. 1351 on National Demographic Policy Concept through to 2025 approval dated 09.10.2007 [Ob utverzhdenii Koncepcii demograficheskoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda : ukaz Prezidenta RF ot 09.10.2007 g. № 1351]. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii - Official Gazette, 2007, no. 42, p. 5009.
11. Ministry of Healthcare order No. 1006n on certain age categories health survey scheme approval dated 03.12.2012. [Ob utverzhdenii porjadka provedenija dispanserizacii opredelennyh grupp vzroslogo naselenija : prikaz Minzdrava Rossii ot 03.12.2012 g. № 1006n]. Rossijskaja gazeta - Russian newspaper, no. 90/1, 2013, 25 Apr.
12. Attitude to vodka price rises. Survey dated 31.07.2012. «Public opinion» fund. [Otnoshenie k povysheniju cen na vodku: opros ot 31.07.2012 g. Fond «Obshhestvennoe mnenie» : sajt]. Available at: http://fom.ru/obshchestvo/10569.
13. Slepenkova O.A. On ecological function of government in current stage of Russian society development. [Slepenkova O.A. K voprosu ob jekologicheskoj funkcii gosudarstva na sovremennom jetape razvitija rossijskogo obshhestva]. Novaja pravovaja mysl' - New legal idea, 2011, no. 3 (46), pp. 45-47.
14. Tret'jakov V.I. Initiatives ofthe State Duma ofthe FederalAssembly ofRussian Federation on citizens' participation in law-enforcement activity. [Tret'jakov V.I. Zakonodatel'nye iniciativy Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobranija Rossijskoj Federacii v sfere uchastija grazhdan v ohrane obshhestvennogo porjadka]. Kriminologicheskij zhurnal Bajkal 'skogo gosudarstvennogo universiteta jekonomiki i prava - Criminology journal of Baikal National University of Economics and Law, 2013, no. 4, pp. 81-85.
Сведения об авторах
Павличенко Николай Владимирович - заместитель начальника Волгоградской академии МВД России, доктор юридических наук, доцент, Волгоград, Российская Федерация; e-mail: va@va-mvd.ru.
Самоделкин Александр Сергеевич - начальник кафедры оперативно-розыскной деятельности и специальной техники Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент, Волгоград, Российская Федерация; e-mail: va@va-mvd.ru.
Information about authors
Pavlichenko Nikolaj Vladimirovich - Deputy head of Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Doctor of Law, Associated Professor, Volgograd, Russian Federation; e-mail: va@va-mvd.ru.
Samodelkin Aleksandr Sergeevich - Head of Department of operational investigations and special-purpose machinery of Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Candidate of Legal Sciences, Associated Professor, Volgograd, Russian Federation; e-mail: va@va-mvd.ru.