КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ПОГРАНИЧНЫХ
ОРГАНАХ
CRIMINOLOGY ESPECIALLY INFORMATION CRIMES IN THE BORDER AUTHORITIES
УДК 343.8
л.в. ГОТЧИНА,
доктор юридических наук, кандидат социологических наук, доцент (Санкт-Петербургский университет МВД России) [email protected]
L.V. GOTCHINA,
doctor of law, assistant professor (Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia)
П.П. ПРЕЙБИС
(Юридический институт Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта) [email protected]
P.P. PREYBIS
(Law Institute of Baltic Federal University of Immanuel Kant)
Аннотация: в статье рассматривается информационная преступность, проявляющая себя в информационной сфере пограничных органов. Определяется комплекс причин информационной преступности при осуществлении пограничной деятельности, криминологические особенности личности военнослужащего, совершающего преступления названной группы, приоритетные направления совершенствования организации предупреждения информационных преступлений. При совершении информационных преступлений военнослужащими снижается уровень готовности пограничных органов к осуществлению полномочий по защите и охране государственной границы Российской Федерации, экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пограничной сфере.
Ключевые слова: военнослужащий, воинская преступность, информационная преступность, личность преступника, пограничные органы, предупреждение преступлений.
Abstract: the article deals with information crimes, manifesting itself in the information area of the border. Determined complex reasons information crimes in the implementation of border activities, criminological characteristics of the individual soldier commits a crime called group priorities to improve the organization of crime prevention information. When making information crimes by military personnel, reduced the level of preparedness for the implementation of border enforcement powers for the protection and preservation of the state border of the Russian Federation, economic and other legitimate interests of the Russian Federation in the border sphere.
Keywords: border authorities, identity of the offender, information crimes, military crime, soldier, the prevention of crimes.
Вследствие изменений, произошедших в информационной сфере, информация стала товаром, обладающим значительной ценностью, своеобразным стратегическим ресурсом. Общественные отношения в пограничных органах возникают и развиваются в рамках взаимного информационного обмена между их субъектами и используются в технологических процессах различных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, на которых в настоящее время базируется развитие пограничных органов, с помощью которых обеспечивается обороноспособность.
Общественная опасность информационных преступлений, совершаемых при осуществлении пограничной деятельности, заключается в снижении уровня готовности пограничных органов к осуществлению войсковой, оперативной, режим-но-пропускной, военно-технической, оперативно-боевой, информационно-аналитической, процессуальной, административной деятельности, мер по обеспечению собственной безопасности, участия в деятельности пограничных представителей, борьбе с терроризмом и преступностью.
Информационная преступность - одна из разновидностей преступности, которая проявляет себя в информационной сфере, т.е. в сфере общественных отношений, обусловленных информационными ресурсами, информационной инфраструктурой, производством, распространением (передачей), потреблением информации. Информационная преступность имеет те же корни, что и преступность в целом, но обладает рядом особенностей [1, с. 221]. Таким образом, необходимость выделения информационных преступлений продиктована возросшим значением информации и информационных процессов в обществе [2, с. 89].
Предупреждение информационных преступлений при осуществлении пограничной деятельности требует не только задействования технологий информатики, радиотехники, электроники и т.п., но и создания надлежащей правовой базы для профильной превентивной практики. Не менее актуальной является и проблема надлежащего информационного обеспечения предупреждения преступлений в сфере безопасности обращения компьютерной информации в пограничных органах. Задачи предупреждения информационных преступлений в современной их форме связаны как с правовым, так и информационным обеспечением пограничной деятельности.
Криминологический анализ состояния информационной преступности в пограничных органах позволил выделить ряд особенностей, которые свидетельствуют о том, что ее можно рассматривать как структурный элемент воинской преступности.
Воинская преступность, являясь составной частью общей преступности, порождается комплексом причин, гипертрофированных в условиях замкнутой специфической воинской среды [3, с. 69]. Причины преступности военнослужащих тесно связаны с причинами преступности в стране, в то же время некоторые причины гипертрофированно влияют на преступность военнослужащих, а некоторые из них имеют место исключительно в среде военнослужащих [4, с. 50]. Общие и специфичные криминогенные явления и процессы в реальной жизни и деятельности военнослужащих тесно связаны [5, с. 22].
Проведенное исследование позволило выделить следующий комплекс причин информационной преступности при осуществлении пограничной деятельности, включающий в себя: социально-экономические, организационно-управленческие; правовые; нравственно-психологические и технические.
Среди основных причин следует выделить отсутствие должного контроля со стороны руководителей подразделений за деятельностью своих подчиненных, осуществляющих работу с информацией по соблюдению нормативной правовой базы в сфере поиска, получения, передачи, производства, распространения, обеспечения защиты информации, а также применения информационных технологий; отсутствие, несовершенство или отступление от правил эксплуатации средств вычислительной техники, баз данных и аппаратных средств обеспечения сетевых технологий; непринятие надлежащих мер по воздействию на сотрудников, нарушивших должностные инструкции или причастных к противоправным проявлениям; отсутствие аналитической и прогностической деятельности в сфере предупреждения информационной преступности; ослабление контролирующей роли вышестоящего руководства за организацией воинскими должностными лицами повседневной деятельности в подчиненных подразделениях, в том числе по пресечению и предупреждению преступлений; недостаточно эффективная работа подразделений собственной безопасности, воспитательных отделов, ослабляющая механизм обеспечения принципов социальной справедливости и неотвратимости наказания за преступления; отставание законодательства от уровня развития компьютерных и телекоммуникационных технологий; отсутствие единого законодательного акта, регламентирующего деятельность в сфере предупреждения преступлений.
Своевременное и успешное предупреждение преступлений, в том числе и информационных преступлений при осуществлении пограничной деятельности, возможно лишь тогда, когда все внимание сконцентрировано на изучении личнос-
ти лиц, их совершающих. Личность - основное и важнейшее звено механизма всего преступного поведения. Поэтому проблема личности преступника относится к числу ведущих и вместе с тем наиболее сложных проблем криминологии, в том числе и раздела, связанного с преступлениями, совершаемыми военнослужащими.
Необходимо отметить, что современные компьютерные и информационные системы охватывают практически все сферы социальной культуры, науки и экономики, права. Доступность информационных ресурсов, высокая скорость обработки данных - все это способствует интеграции информационных технологий в жизнедеятельность человека, а также и в военную деятельность. В связи с этим борьба с преступностью в сфере компьютерной информации, информационных технологий приобрела характер международного масштаба [6].
При исследовании информационных преступлений по отношению к лицам, их совершившим, в криминологии употребляются следующие понятия: криминологический и психологический потрет личности преступников в сфере высоких технологий [7, с. 180-181]; личность преступника, совершающего преступления в сфере компьютерной информации [6]; криминологическая характеристика личности преступника, совершающего информационные преступления, и другие [8, с. 114-121], [9, с. 89-91]. Все предлагаемые понятия различными авторами понимаются по-разному.
Результаты исследования позволили выделить криминологические особенности личности военнослужащего, совершающего информационное преступление при осуществлении пограничной деятельности. Как правило, это военнослужащий в звании прапорщик, старшина, сержант; имеющий четко направленную корыстно-ценностную ориентацию и мотивацию на удовлетворение своих жизненных потребностей; имеющий постоянное место службы, где пользуется уважением и доверием, а также является хорошим специалистом; относящийся по степени устойчивости преступной установки как к ситуационному типу (используют недостатки в организационно-управленческой деятельности в качестве благоприятных условий для совершения преступлений), так и к неустойчивому типу (используют не только благоприятную обстановку, но и сами ее создают). Выявленные особенности способствуют качественной разработке и проведению комплекса мероприятий, направленных на предупреждение совершения преступлений данного вида.
Типологизация личности информационного преступника может проводиться по различным основаниям (по составу военнослужащих, особенностям мотивации, по уровню подготовленности и т.д.). Та-
кие сведения позволяют наиболее полно составить обобщенный криминологический портрет субъекта, совершающего подобные преступления.
Изучение преступности, причин преступности, личности преступника в конечном счете необходимо именно для предупреждения конкретных преступлений.
Термин «предупреждение преступности» предполагает, что объектом воздействия является именно преступность. То есть объектом предупреждения преступности выступает человеческая деятельность, квалифицируемая обществом как преступная. Но воздействие на преступность может иметь как непосредственный, так и опосредованный характер. Поэтому помимо воздействия на непосредственный объект для изменения преступности необходимо влияние на связанные с нею явления. К таким явлениям можно отнести факторы, которые обусловливают состояние и динамику преступности (экономические, социальные, политические, психологические и иные). Познание с помощью криминологического анализа степени связи с преступностью вышеперечисленных факторов определяет масштабы правопредупредительной деятельности и ее эффективность [10, с. 898].
Результаты анализа состояния преступности военнослужащих в настоящее время свидетельствуют, что меры, осуществляемые по предупреждению преступного поведения военнослужащих, не достигают желаемого результата.
Предупреждение преступлений, совершаемых военнослужащими, построено на тех же принципах, как и в обществе в целом. Это может включать в себя совокупность различных взаимосвязанных действий, осуществляемых военным командованием, военными судами, общественными организациями, военной общественностью, отдельными военнослужащими, и направленных на предотвращение преступных деяний в частях и на кораблях и устранение причин, порождающих преступное поведение военнослужащих. Теория предупреждения применительно к преступности военнослужащих имеет определенные особенности, поскольку личность преступника-военнослужащего значительно отличается от личности обычного преступника; механизм преступного поведения обладает определенной спецификой; мотивационная сфера военнослужащих направлена в первую очередь на удовлетворение простейших желаний; военнослужащие вынуждены длительный промежуток времени находиться в однополой социальной группе [10, с. 897-898].
Именно на устранение, нейтрализацию либо минимизацию факторов, порождающих воинскую преступность, должны быть направлены общие профилактические меры предупреждения преступности военнослужащих [11, с. 105] .
Проведенное исследование позволило выделить ряд организационных проблем, с учетом которых можно определить следующие приоритетные направления совершенствования организации предупреждения информационных преступлений, совершаемых военнослужащими при осуществлении пограничной деятельности:
1. Совершенствование работы по подготовке научных кадров и специалистов по предупреждению информационной преступности в органах федеральной службы безопасности.
2. Повышение уровня работы по подготовке и переподготовке специалистов в области правовой защиты информации в вузах федеральной службы безопасности.
3. Повышение уровня научно-правовых исследований информационной преступности, на основе которых разрабатывать конкретные, научно обоснованные предложения по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики.
В настоящее время отмечается отсутствие содержательных (конкретных и полных) методологических разработок по организации и тактике предупреждения преступлений названной группы. Необходимо принимать во внимание специфику и новизну информационных преступлений, выражающуюся, в частности, в повышенной трудности их выявления,раскрытия и расследования.
4. Разработка цельной концепции уголовно-правового и криминологического обеспечения предупреждения воинской преступности в органах федеральной службы безопасности, в которой выделить в отдельном направлении предупреждение информационных преступлений, в том числе, при осуществлении пограничной деятельности.
5. Создание единого электронного учета преступлений, правонарушений и происшествий органов федеральной службы безопасности.
Создание единого электронного учета позволило бы производить анализ преступлений, правонару-
шений, дисциплинарных проступков, их причин и условий; разрабатывать рекомендации по принятию мер, направленных на их предупреждение; выявлять военнослужащих, имеющих либо имевших отклонения в поведении, проводить с ними профилактическую работу; более успешно раскрывать преступления, зная подробные личностные данные о военнослужащих, совершавших правонарушения; предлагать руководству комплектовать подразделения с учетом соответствующих данных о личности военнослужащих, что могло бы предотвратить возможность совершения преступлений; целенаправленно и эффективно проводить предупредительную и праворазъяснительную работу.
Однако адекватный уровень предупреждения информационных преступлений при осуществлении пограничной деятельности не может быть обеспечен без совершенствования правового регулирования данного направления деятельности пограничных органов, с учетом специфики причинного комплекса информационных преступлений, которое должно быть преимущественно направлено на реализацию превентивной функции права, учитывать перспективы развития информационных технологий и решать задачи по созданию таких юридических средств, при помощи которых должностные лица и специализированные подразделения получат возможность упреждать возникновение причин и условий, способствующих совершению военнослужащими информационных преступлений при осуществлении пограничной деятельности.
Совершенствование правового обеспечения информационной безопасности представляется возможным рассматривать как одно из направлений предупреждения информационных преступлений при осуществлении пограничной деятельности. Поскольку стремительное развитие информационной сферы открывает значительные перспективы и возможности. В то же время оно сопряжено с возникновением новых угроз.
Литература —
1. Информационная безопасность: учеб. пособие / В.В. Гафнер. - Ростов на Дону: Феникс, 2010.2. Маметниязова Л.Н. Информационная преступность в современной России // Ученые записки. Выпуск 28. Актуальные проблемы права в современном российском обществе: Материалы международной научно-практической конференции «Модернизация экономики и общества в России в XXI веке» (16 февраля 2012 года, Москва, НОУ ВПО «СФГА») / под научной редакцией В.В. Грачева. - М.: НОУ ВПО «СФГА», 2012.
3. Лопатин М.Ю. Неосторожная преступность военнослужащих: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. - М., 2012.
4. Мацкевич И.М. Преступность военнослужащих (криминологические и социально-правовые проблемы): дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.08. - М., 2000.
5. Оноколов Ю.П. Детерминанты преступности военнослужащих и ее предупреждение: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. - Ростов-на-Дону, 2005.
6. Попов К.И. Личность преступника, совершающего преступления в сфере компьютерной информации // Наука ЮУрГУ: материалы 66-й научной конференции. 2013.
7. Мегрелишвили Г.Т. Криминологический и психологический портрет личности преступников в сфере высоких технологий // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 299.
8. Маслакова ЕА. Лица, совершающие преступления в сфере информационных технологий: криминологическая характеристика // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 1.
9. Алавердов О.С. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых с использованием компьютерных технологий // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. 2009. № 2.
10. Мокрицкий А.В., Шестак ВА. Отдельные криминологические аспекты предупреждения преступлений, совершаемых военнослужащими // LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН). 2008. № 4.
11. Антонченко В.В. Проблемы предупреждения воинской преступности // Российский юридический журнал. 2010. № 4.
References
1. Information security: tutorial / V.V. Gafner. - Rostov on don: Phoenix, 2010.
2. Mamedniyazov L.N. Information crime in contemporary Russia // scientific notes. Issue # 28. Actual problems of law in modern Russian society: Materials of international scientific-practical conference "Modernization of economy and society in Russia in the XXI century" (16 February 2012, Moscow, NOU VPO "SFHA") / Under the editorship of V.V. Grachev. - M.: NOU VPO "SVGA", 2012.
3. Lopatin M.Y. Careless crime soldiers: dissertation of candidate of juridical Sciences: 12.00.08. - M., 2012.
4. Matskevich I.M. Soldiers Crime (criminological and socio-legal problems): thesis of doctor of juridical Sciences: 12.00.08. - M., 2000.
5. Onokolov Y.P. Determinants of crime military personnel and its prevention: dissertation of candidate of juridical Sciences: 12.00.08. - Rostov-on-don, 2005.
6. Popov K.I. The identity of the offender committing crimes in the sphere of computer information // Science: proceedings of 66th scientific conference. 2013.
7. Megrelishvili G.T. Criminological and psychological portrait of the perpetrators in the sphere of high technologies // Vestnik of Tomsk state University. 2007. № 299.
8. Maslakova E.A. The perpetrators of crimes in the sphere of information technologies: criminological characteristics // Central Russian Bulletin of social Sciences. 2014. № 1.
9. Alaverdov O.S. Criminological characteristics of crimes committed using computer technology // Izvestiyavuzov. The North Caucasus region. 2009.№ 2.
10. Mokritsky A.V., Shestak VA. Individual criminological aspects of prevention of crimes committed by military personnel // LEX RUSSICA (RUSSIAN LAW). 2008. № 4.
11. Antonchenko V.V. Problems of military prevention of crime // Russian law journal. 2010. № 4.
(статья сдана в редакцию 30.11.2015)