КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: УТОПИЯ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ
ШУНЯЕВА ВЕРА АНАТОЛЬЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: vera1705@mail.ru
В статье изучается соотношение уголовной политики и криминологической политики. Рассматриваются теоретические аспекты криминологической политики. Приводятся мнения относительно места криминологической политики в государственной политике. Отмечается сфера деятельности криминологической политики в рамках уголовной политики, при этом отмечаются криминологические идеи о реализации концепции криминологической безопасности. Акцентируется внимание на необходимости разработки и реализации криминологической политики профилактики преступности несовершеннолетних и коррекции их девинатного поведения, создания эффективных мер противодействия преступности несовершеннолетних. Определяется значение криминологической политики как средства изменения криминологической ситуации. При этом обусловливается важность проведения системного фундаментального исследования совокупности обстоятельств, включающих этапы формирования личности преступника, а также предкриминальную (жизненную) ситуацию, непосредственно предшествующую преступлению, само преступление (криминальную ситуацию), посткриминальную ситуацию, как единый причинно-связанный процесс, на который возможно влиять комплексом научно разработанных и обоснованных мер. Определяется значимость закладывания основ теоретических исследований криминологической политики, которое направлено на формирование нового подхода к пониманию места и значения криминологической политики, диктуемого особенностями современного общественного развития, вошедшего в диссонанс со сложившей системой профилактики преступности. Выдвигается мнение о том, что фундаментом криминологической политики профилактики преступности несовершеннолетних должна стать единая нормативная база, сформированная на основных принципах межведомственных документов.
Ключевые слова: криминологическая политика, криминальное поведение, личность, несовершеннолетие, преступность, профилактика, уголовная политика.
В настоящее время уголовная политика переживает серьезный кризис, не справляясь с криминальной ситуацией, так как меняются не только условия существования самого социума, но и мировой правопорядок, а средства воздействия уголовной политики отстают в своем развитии, не решая поставленных задач. На первое место все чаще выдвигается криминологическое решение проблем.
Современные социальные условия жизни общества и государства, состояние преступности и не слишком эффективное ей противодействие на первое место ставят не уголовно-правовое воздействие на преступность, а меры предупреждающего, профилактирующего характера, формирующие условия для развития социальной законопослушной личности.
Разработка и применение таких мер - это область криминологической политики государства. В настоящий момент сохраняется дискуссионность
вопроса о месте и роли криминологической политики. Одни ученые считают, что криминологическая политики неразрывно связана с уголовной политикой и выступает одной из ее отраслей. Так, М. М. Бабаев предлагает считать криминологическую политику одной из отраслей уголовной политики [1], тем самым акцентируя внимание на соотношение понятий уголовной и криминологической политики как целого и части.
Другие обосновывают самостоятельность криминологической политики, как науки, интегрирующей знания юридических и неюридических наук в целях сглаживания диспропорций во всех сферах общественной жизни человека и общества. Н. А. Лопашенко рассматривает криминологическую политику, не как составную часть уголовной политики, а как «разновидность государственной политики противодействия преступности, отличной от политики уголовной, хотя и близкой ей по многим моментам» [2].
В. А. ШУНЯЕВА
177
Исследование мировой практики понимания криминологической политики показывает, что обозначенное направление не выделяется в самостоятельную сферу деятельности государства, криминологическая политика также не рассматривается и как составная часть уголовной политики. Реализация отдельных элементов профилактической направленности происходит в рамках внедрения в практику локальных криминологических инициатив. Среди авторов последних можно назвать следующих ученых: Г. Сервадио - проводил исследование личности организатора преступлений [3]; признаки феномена организованной преступности пытался обобщить и синтезировать немецкий криминолог Г. Шнайдер [4]; американский криминолог Д. Фут изучал японскую систему воздействия на преступность, отмечая наибольшую ее эффективность [5].
Анализ различных точек зрения на происхождение криминологической политики позволяет утверждать, что криминологическая политика, безусловно, уходит корнями в уголовную политику, которая на определенном этапе социального развития была превалирующей в противодействии преступности. Однако, изменения государственной политики, выход социума на новый этап развития привели к тому, что криминологическая политика сконцентрировала идеи, определяющие направления развития уже и самой уголовной политики. В связи с чем считаем, что криминологическая политика заслуживает понимания как самостоятельное направление государственной политики, в основе которой лежат криминологические идеи о реализации концепции криминологической безопасности.
В связи с неоднозначностью, а также актуальностью поднятой проблемы в условиях современного развития общества, акцентируем внимание ученых в области криминологической политики с целью проведения фундаментальных исследований, которые позволят заложить теоретические основы одной из наиболее важных сфер человеческой деятельности, направленной на формирование идей о преступности, ее причинах, личности преступника, стратегии, тактики и возможностях предупреждения и методах изучения преступности и управления работой государственных органов и негосударственных органов по осуществлению этих идей.
Изучение криминологической политики как средства изменения криминологической ситуации продиктовано задачей проведения системного фундаментального исследования совокупности обстоятельств, включающих этапы формирования личности преступника, а также предкриминальную (жизненную) ситуацию, непосредственно предшест-
вующую преступлению, само преступление (криминальную ситуацию), посткриминальную ситуацию, как единый причинно-связанный процесс, на который возможно влиять комплексом научно разработанных и обоснованных мер.
Подобные фундаментальные исследования будут способствовать созданию и разработке криминологической концепции, предусматривающей стратегию и тактику борьбы с преступностью, так как в процессе реализации целенаправленной и продуманной криминологической политики, ориентированной на изменение криминологической ситуации, возможно если не устранение, то нейтрализация или ослабление причин и условий, способствующих возникновению преступности.
В результате исследовательской работы могут быть разработаны теоретические основы криминологической политики, предложены ее цели, задачи, структура и методы реализации, позволяющие сформировать более детальное представление об относительно новом направлении государственной политики. Таким образом, в определенной степени будет преодолен имеющийся в настоящее время в криминологической науке пробел в разработке основ криминологической политики.
Обращение к разработке теоретических основ криминологической политики обусловлено необходимостью проследить тенденции изменений криминологической ситуации, с целью трансформирования коренного подхода к профилактике ее основных факторов, под воздействием новых социальных условий. Социологический аспект изучения криминологической ситуации позволяет рассмотреть соотношение негативных социальных явлений и мер общей и специальной превенции, с целью предложения сглаживания несоразмерностей во всех сферах общественной жизни человека и общества.
Криминологическая политика, как одно из перспективных направлений государственной политики на сегодняшний день, не имеет ни научно-обоснованной теоретической основы, ни, тем более, ее эффективной практической реализации. Понимание криминологической политики базируется на разрозненном мнении ученых и практиков.
Значимость исследования криминологической политики заключается в возможности создания как некоего научно-практического результата, целевой программы, предусматривающей стратегию и тактику криминологической политики, направленной на изменение криминологической ситуации по отдельным направлениям.
Таким образом, закладывание основ теоретических исследований криминологической политики направлено на формирование нового подхо-
V. А. 8НШУАЕУА
да к пониманию места и значения криминологической политики, диктуемого особенностями современного общественного развития, вошедшего в диссонанс со сложившейся системой профилактики преступности.
Исследование криминологической политики позволит заложить фундаментальные основы понимания криминологической ситуации, сложившейся в современных условиях развития общества, и сформировать эффективную стратегию борьбы с преступностью.
Хотелось бы также остановиться на необходимости разработки такого направления криминологической политики, как криминологическая политика в сфере профилактики преступности несовершеннолетних. В последнее время проблема формирования личности несовершеннолетнего с девиант-ным поведением (под которым понимается форма реагирования несовершеннолетнего на различные обыденные ситуации, которая связана с нарушениями соответствующих возрасту социальных норм и правил жизнедеятельности (самовольное и систематическое уклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество и т. д. (примечание автора)) находится в центре внимания Президента РФ, законодательных и исполнительных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления. Однако, как показывает действительность, решение этой проблемы далеко от завершения, численность детей - социальных сирот с каждым годом увеличивается, часты случаи различных проявлений жестокости со стороны взрослых по отношению к детям, их экономическая и сексуальная эксплуатация, идет активный процесс вовлечения детей в криминальный бизнес и преступную деятельность. Данные явления отражают несостоятельность современного законодательства и программ, призванных изменить опасное положение несовершеннолетних. Отсутствие единой криминологической политики по борьбе с развитием детских девиаций, и, как их следствия, правонарушений, определяет и отсутствие подобного рода нормативных документов на различном уровне.
Нормативной базой криминологических профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетних, прежде всего, является Конституция РФ [6], где в ст. 38 закреплено положение о том, что детство находится под защитой государства и забота о детях и их воспитание является конституционной обязанностью членов семьи, государственных органов власти и управления и общественных объединений. Более детально развивает указанное положение Федеральный Закон от 24 июня
1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [7]. В нем определены четыре направления деятельности: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений, антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Все эти направления крайне нужны и востребованы, однако Закон во многом декларативен. Об этом свидетельствует и практика применения Закона, которая показывает не только его декларативность, но и слабые стороны: несовершенство некоторых норм, важность однозначного их толкования, значимость дополнительного регулирования отдельных вопросов, которые возникают в связи с изменяющейся жизненной ситуацией.
В результате отсутствия единой действенной программы, направленной на профилактику деви-натного поведения и правонарушений несовершеннолетних, а также социализации несовершеннолетних, обозначенные вопросы, частично регулируют и иные нормативно-правовые акты. Например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» существовал дополнительный документ «Образовательная политика России на современном этапе», где среди первоочередных мер заявлены «профилактика и борьба с беспризорностью, асоциальным поведением детей и социальным сиротством», а также «обеспечение эффективной социализации детей группы риска, снижение детской и подростковой преступности» [8]. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 гг. [9] вообще отсутствуют обозначенные задачи, направленные на борьбу с преступностью несовершеннолетних и развитие их девиаций.
Фундаментом криминологической политики профилактики преступности несовершеннолетних должна стать единая нормативная база, сформированная на основных принципах межведомственных документов. Данная нормативная основа должна способствовать реализации таких профилактических функций, как: регулятивной - обеспечение такого поведения, которое способствовало бы требованиям норм права; охранительной - ограждение общественных интересов и личности от преступных посягательств; воспитательной - формирование правового сознания и правовой культуры людей (прежде всего, путем убеждения); идеологической -
В. А. ШУНЯЕВА
1l9
обеспечение общего идейно-интеллектуального направления путей и средств достижения целей профилактики; прогностической - обогащение теории и практики информацией, способной определить перспективы профилактики в целом (по регионам, по видам преступлений).
Очевидно, что современная государственная политика не имеет четкого и детально продуманного механизма противодействия преступности несовершеннолетних. Отсутствие Программы противодействия преступности несовершеннолетних способствует дезорганизации профилактических субъектов и минимизации эффективности их деятельности, а наметившийся рост преступности несовершеннолетних в 2013 г. (на 4,6 % по сравнению с 2012 г.) [10] говорит о необходимости кардинальной смены подхода к поставленной проблеме.
Программа противодействия преступности несовершеннолетних федерального уровня должна включать в себя так называемый паспорт, где указывается общая характеристика программы (название, дата принятия, понятийный аппарат, используемый в программе). Содержание программы предполагает обоснование основных целей, задач, объекты, субъекты и этапы реализации программы. Особое место в содержании должна занимать система программных мероприятий, которые, на наш взгляд, должны быть четко сформулированы и распределены между субъектами с указанием сроков реализации и контролирующих мероприятий. Немаловажным моментом в Программе является описание ожидаемых результатов, которые выступают ориентиром, т. е. той целью, к которой необходимо стремиться при реализации программных мероприятий. Для того чтобы программа носила не декларативный характер, следует указать источники и объем финансирования, т. е. ресурсное обеспечение программы, где должен быть предусмотрен механизм фиксирования расходов на реализацию конкретных профилактических мероприятий.
Криминологическая программа противодействия преступности несовершеннолетних также должна быть рассчитана для реализации на различных профилактических уровнях. Общесоциальный уровень профилактики преступности несовершеннолетних предполагает комплекс общих мер, направленных на повышение социального уровня жизни населения, стабилизацию экономики и т. д., посредством чего будет достигнуто снижение количества преступлений. Специальнокриминологи-ческий уровень заключается в применении отвечающих требованиям общественной морали и законности специальных методов и приемов, знаний и
навыков регулирования социальных отношений в целях ликвидации тех их отрицательных последствий, которые могут вызвать совершение преступлений.
Mbi также согласны с С. С. Босхоловым, который, отмечая недостатки профилактических программ, выделяет «отсутствие нормативно определенных фиксированных критериев эффективности планируемых профилактических мероприятий» [11]. В связи с чем, считаем, что в Программе в качестве обязательного элемента должны быть отражены критерии эффективности, так называемые индикаторы, соответствующие реальности современного социального развития.
Таким образом, реализация комплексной программы профилактики преступности несовершеннолетних в рамках криминологической политики будет способствовать не только дальнейшему снижению преступности несовершеннолетних, но и качественному изменению развитию личности несовершеннолетнего.
Литература
1. Бабаев M. M. О криминологической составляющей уголовной политики II Криминологический журнал. 2008. № 2. С. 5.
2. Лопашенко Н. А. Криминологическая политика II Криминологический журнал. 2008. № 2. С.27.
3. Servadio G. Angelo la Barbera: The profile of mafia boss. L., 1974.
4. Криминология I пер. с нем. Шнайдер Г. Й.; под ред.: Л. О. Иванов M.: Прогресс-Универс, 1994.
5. Иншаков С. M. Зарубежная криминология. M., 1997.
6. Конституция РФ II Российская газета. 1993. 25 дек. № 237.
7. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон РФ II Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
8. Образовательная политика России на современном этапе. Справка Госсовета России II Официальные документы в образовании. 2002. № 2.
9. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы: распоряжение Правительства РФ от 7 февр. 2011 г. № 163-р. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/-55070647/
10. Состояние преступности. Официальный сайт Mинистерства внутренних дел РФ. URL: http:// mvd.ru/Deljatelnost/statistics/reports
11. Босхолов С. С. Основы уголовной политики: Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. M., 1999. С. 155.
References
1. Babaev M. M. O kriminologicheskoj sostavlyayushchej ugolovnoj politiki [About a criminolog-
V. A. SHUNYAEVA
ical component of criminal policy] // Kriminologicheskij zhumal. 2008. № 2. S. 5.
2. Lopashenko N. A. Kriminologicheskaya politika [Criminological policy] // Kriminologicheskij zhurnal. 2008. № 2. S.27.
3. Servadio G. Angelo la Barbera: The profile of mafia boss. L., 1974.
4. Kriminologiya [Criminology] / per. s nem. Shnajder G. J.; pod red.: L. O. Ivanov M.: Progress-Univers, 1994. 502 s.
5. Inshakov S. M. Zarubezhnaya kriminologiya [Foreign criminology]. M., 1997.
6. Konstitutsiya RF prinyata Vsenarodnym referendumom 12 dekabrya 1993 g. [The constitution of the Russian Federation adopted by the National referendum on December 12, 1993] // Rossijskaya gazeta. 1993. 25 dekabrya. № 237.
7. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federatsii «Ob osnovakh sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnikh» [The federal law of the Russian Federation «About bases of system of prevention of neglect and offenses of minors»] // Sobraniye zakonodatel'stva Rossijskoj Federatsii. 1999. № 26. St. 3177.
8. Obrazovatel'naya politika Rossii na sovremennom etape. Spravka Gossoveta Rossii [Educational policy of Russia at the present stage. Reference of the State Council of the Russian Federation] // Ofitsial'nye dokumenty v obrazovanii. 2002. № 2.
9. Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 7 fevralya 2011 g. № 163-r «O Kontseptsii Federal'noj tselevoj programmy razvitiya obrazovaniya na 2011 - 2015 gody» [The order of the Government of the Russian Federation of February 7, 2011 № 163-r «About the Concept of the Federal target program of a development of education for 2011 -2015»]. URL: http://www.garant.ru-/products/ipo/prime/ doc/55070647/
10. Sostoyaniye prestupnosti. Ofitsial'nyj sajt Ministerstva vnutrennikh del RF [Condition of crime. Official site of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation] // http://mvd.ru/Deljatelnost/statistics/reports (data obrashheniya 14.03.2015)
11. Boskholov S. S. Osnovy ugolovnoj politiki: Konstitutsionnyj, kriminologicheskij, ugolovno-pravovoj i informatsionnyj aspekty [Fundamentals of criminal policy: Constitutional, criminological, criminal and legal and information aspects]. M., 1999. S. 155.
* * *
CRIMINOLOGICAL POLICY OF PREVENTION CRIME OF MINORS: UTOPIA OR NEED
SHUNYAEVA VERA ANATOLYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: vera1705@mail.ru
In article the author studied the ratio of criminal policy and criminological policy, considered theoretical aspects of criminological policy, gave opinions concerning a place of criminological policy in a state policy. The article noted the field of activity of criminological policy within criminal policy, thus noted criminological ideas about implementation of the concept of criminological safety. The author focused the attention to need of development and realization of criminological policy of prevention of crime of minors and correction of their devinant behavior, creation of effective measures of counteraction of crime of minors. The article defined value of crimino-logical policy as means of change of a criminological situation. Thus the author caused importance of carrying out system basic research of set of the circumstances including stages of formation of the identity of the criminal, and also the precriminal (vital) situation which is directly preceding a crime, a crime (a criminal situation), a postcriminal situation as uniform causal and connected process which it is possible to influence a complex of scientifically developed and reasonable measures. The article defined importance of a mortgaging of bases of theoretical researches of criminological policy directed on formation of new approach to understanding of the place and value of criminological policy dictated by features of the modern social development which entered a dissonance with the put system of prevention of crime. The opinion that the uniform regulatory base created on the basic principles of interdepartmental documents has to become the base of criminological policy of prevention of crime of minors moves forward.
Key words: criminological policy, criminal behavior, personality, minority, crime, prevention, criminal policy.