Грибанов Евгений Викторович Сапрунов Александр Георгиевич
Криминологическая оценка демографических и миграционных процессов Краснодарского края
В статье на основе анализа официальной статистической информации и результатов опросов дается криминологическая оценка демографических и миграционных процессов, протекающих в Краснодарском крае. Авторы анализируют основные тенденции криминогенной детерминации в данной сфере.
Ключевые слова: преступность, демографические и миграционные процессы, антикриминальная практика, криминогенная детерминация, криминальная ситуация, криминализация и виктимизация, естественное движение населения, миграционный прирост, миграционная ситуация, мигранты.
Criminological assessment of demographic and migration processes in Krasnodar region
Based on the analysis of official statistical information and expert surveys results, a criminological assessment of the demographic and migration processes in Krasnodar region is given. Reflects the main trends in criminogenic determination in this area.
Key words: crime, demographic and migration processes, anti-crime practice, crime determination, criminal situation, criminalization and victimization, population natural movement, migration increase, migration situation, migrants.
Демографические и миграционные процессы оказывают значительное влияние на развитие общества, различные параметры внутригосударственной и международной ситуации. Определяя социальную реальность, процессы демографии и миграции несут в себе как позитивный (антикриминогенный), так и негативный (криминогенный) потенциал [1, с. 10].
Криминальная ситуация в каждом регионе в немалой степени также обусловлена изменением демографических и миграционных процессов. В связи с этим особый интерес представляет исследование криминогенного влияния демографических и миграционных процессов на преступность в тех регионах, где их интенсивность максимально высока. Одним из таких регионов является Краснодарский край, который занимает 3-е место в Российской Федерации по числу жителей (после Москвы и Московской области) и традиционно характеризуется как один из регионов с наиболее высоким уровнем миграции в России.
Согласно данным статистики, численность постоянного населения края на 1 января 2018 г. составила 5603,1 тыс. человек, из которых 3075,0 тыс. человек (54,9%) - горожане и 2528,1 тыс. (45,1%) - сельские жители [2].
В последние годы отмечается существенный рост населения Краснодарского края. Только за
2017 г. оно увеличилось более чем на 57 тыс. человек. Наибольшими темпами растет городское население. Так, за 2017 г. прирост составил около 47 тыс. человек [3]. На городские агломерации приходится более 85% прироста населения. Естественный прирост населения характерен для таких городских округов, как Анапа, Геленджик, Краснодар, Новороссийск и Сочи, где число родившихся превышает количество умерших (в Краснодаре превышение составило 1,5 раза). Статистика фиксирует также ежегодный прирост численности сельского населения более чем на 11 тыс. человек в год.
Интересной представляется корреляция данных о динамике численности населения Краснодарского края с показателями естественного движения населения. Естественный прирост населения Краснодарского края в расчете на 1 тыс. населения составляет менее единицы (в 2016 г. коэффициент составил 0,3). В сельской местности ежегодно фиксируется естественная убыль населения (в 2016 г. -1,9) [4]. В 2017 г. зафиксирована естественная убыль населения региона, коэффициент в расчете на 1 тыс. населения составил -0,5 или -2,5 тыс. человек [5]. Исходя из представленных данных, ежегодный прирост населения Краснодарского края происходит не за счет естественного движения населения, а в результате миграционных процессов, которые, по оценкам
14
специалистов, будут только усиливаться в ближайшие годы [6].
По официальным данным, на территорию Краснодарского края в 2017 г. из других регионов России прибыло более 110 тыс. человек, из них иностранных граждан и лиц без гражданства - свыше 19 тыс. человек. Ежегодно же на Кубань приезжает более 130 тысяч мигрантов, из которых около 20 тыс. иностранные граждане или лица без гражданства. Основную массу иностранных мигрантов составляют граждане стран СНГ (86%), при этом на долю представителей дальнего зарубежья приходится не более 15%. Среди граждан СНГ наибольший миграционный поток образуют представители Украины, Армении, Казахстана, государств Закавказья и Средней Азии.
По данным Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю, за 2017 г. 87091 иностранный гражданин прошел медицинское освидетельствование в лечебно-профилактических учреждениях края, уполномоченных на выдачу иностранным гражданам документов, необходимых для получения разрешения на работу или вида на жительство [7, с. 100].
Отметим, что из всего массива прибывающих на территорию Краснодарского края иностранных граждан и лиц без гражданства около 20% являются туристами, около 2,5% приезжают с целью получения образования. Каждый третий респондент заявил в качестве цели въезда на территорию края осуществление трудовой деятельности (33-38%), около 40% указали иные цели. Однако, по оценкам опрошенных нами экспертов, из поставленных на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства число трудовых мигрантов составляет не менее 50-60%.
Важно не забывать и о таком виде миграции, как внутрирегиональная, объемы которой в Краснодарском крае составляют около 60 тыс. человек в год. Основная нагрузка по приему населения ложится на наиболее крупные города региона - Краснодар, Сочи, Новороссийск, Армавир.
На 1 тыс. жителей ежегодный миграционный прирост в городах Краснодарского края составляет от 9 до 14 мигрантов. В сельской местности обстановка менее острая. Здесь названный показатель ежегодно составляет от 1 до 7 мигрантов [8].
При оценке миграционной ситуации в Краснодарском крае следует учитывать влияние на нее ряда факторов. Так, в связи с проведением Чемпионата мира по футболу Р!РА-2018, спортивные мероприятия которого проходили в Сочи и Краснодаре, отдельные статистиче-
ские показатели в сфере миграции существенно превысили средние значения по региону. Сказанное относится и к событиям, которые происходили в крае в 2013-2015 гг. Этот период характеризуется резким увеличением миграционных потоков в связи с проведением в г. Сочи Олимпийских игр и событиями на Юго-Востоке Украины. Статистические данные об уровне миграции в Краснодарском крае подтверждают отмеченные нами закономерности, фиксируя значительный рост миграционной активности в указанные периоды [8]. Так, миграционный прирост в регионе достиг максимума в 2013 г. и стабилизировался к 2017 г., составив около 35 тыс. человек, из которых 18% - иностранные граждане и лица без гражданства [8].
В то же время официальная статистика о состоянии миграции в Краснодарском крае в 2010-2017 гг. не учитывает латентную составляющую. Ее нижняя граница, по мнению опрошенных нами экспертов, составляет 15% от поставленных на учет лиц, а верхняя - 55%. Полученные нами данные подтверждаются результатами аналогичных исследований [9].
Рост населения в регионе обусловливает необходимость развития инфраструктуры и увеличения количества социальных объектов. Происходит увеличение нагрузки на образовательную систему, которая в условиях переполненности образовательных организаций общего образования не способна эффективно обеспечить реализацию возложенных на ее функций; повышается нагрузка на транспортную инфраструктуру, которая не соответствует растущим потребностям городских агломераций.
Стремительное увеличение населения, в первую очередь в крупных городах, приводит к возникновению целого комплекса криминогенных рисков. В связи с этим требуется совершенствование деятельности правоохранительных органов, в том числе профилактической работы.
Миграционные процессы, на наш взгляд, являются одним из основных факторов криминализации и виктимизации как коренного населения, так и мигрантов. Среди последних немало лиц, имеющих уголовное прошлое либо криминальный опыт. Поэтому особое беспокойство у правоохранительных органов вызывает участие нелегальных мигрантов в криминальном бизнесе и преступной деятельности.
Мигранты, в том числе иностранные граждане и нелегальные мигранты, являются «целевой аудиторией» организованных преступных формирований для вовлечения новых членов в преступную деятельность. Здесь развиваются два основных направления: террористическая и экстремистская деятельность (вовлечение в деятельность экстремистских и террористи-
15
ческих организаций), а также криминальный бизнес (наркоторговля, торговля оружием, сексуальная эксплуатация и торговля людьми, контрабанда). Кроме того, нелегальная миграция активно стимулирует развитие коррупции и должностные злоупотребления.
Вместе с тем мигранты являются лицами с повышенной степенью виктимности из-за сложностей, связанных с их адаптацией и интеграцией в новое социально-культурное пространство [10].
На основании проведенного анализа миграционных процессов, протекающих в Краснодарском крае, можно условно разделить четыре их основных составляющих:
1. Регион является конечным пунктом миграционного процесса, в результате чего население края ежегодно пополняется тысячами новых жителей. Сложившаяся ситуация объективно обостряет социальные противоречия, усиливает действие целого комплекса криминогенных факторов, которые усугубляют криминогенную обстановку в крае. Основная нагрузка по приему мигрантов ложится в первую очередь на Краснодар и другие крупные города региона.
Вследствие резкого увеличения населения Краснодар испытывает множество трудностей, т.к. его инфраструктура не рассчитана на такое число жителей. В итоге за последние несколько лет резко обострилась транспортная ситуация, социальные объекты не справляются с многократно возросшей нагрузкой. Увеличилась конкуренция среди жителей за рабочие места. Сегодня, по оценкам экспертов, в столице Кубани постоянно проживают около 1,3 млн человек, а еще недавно - всего 800 тыс. В городе появилось несколько крупных микрорайонов. К 2020 году, по прогнозам, численность населения Краснодара достигнет 1,5 млн человек [11].
2. Миграция курортная. Основную миграционную нагрузку испытывают населенные пункты Черноморского побережья Краснодарского края. Здесь криминогенные риски в большей степени имеют виктимологическую окраску и сосредоточены в области общественного порядка и общественной безопасности.
Традиционные угрозы связаны с имущественной и личной безопасностью туристов. Действие данного фактора значительно усиливается в силу досуговых предпочтений граждан, прибывающих в Краснодарский край. Так, нахождение лиц в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах (на улице, пляже, в увеселительных заведениях) обусловливает совершение в отношении них насильственных, корыстных и корыстно-насильственных посягательств (преимущественно краж, грабежей, причинения вреда здоровью).
Несмотря на то, что на курорты Краснодарского края прибывает значительное число людей, в том числе детей, места отдыха, на наш взгляд, недостаточно защищены [12]. Так, представляется необходимым обеспечить осуществление режимных и досмотровых мероприятий в местах массового пребывания людей (пляжах, аквапарках, дельфинариях и т.п.), а также гостиницах, отелях, гостевых домах, туристических базах, кемпингах и т.п. Исключение составляют места проведения крупных спортивных и культурно-массовых мероприятий.
3. Миграция трудовая. Характерна для всего региона, преобладает в крупных городах, таких как Краснодар, Сочи, Новороссийск. По нашим оценкам, которые основываются на данных официальной статистики [13] и выводах экспертов, ежегодно временную трудовую деятельность в Краснодарском крае осуществляют не менее 200 тыс. мигрантов. Следует учитывать и наличие значительной доли незаконной (латентной) миграции, которая несет в себе основные криминогенные риски.
Необходимо упомянуть и о проблеме защиты трудовых прав, жилищном, бытовом устройстве мигрантов, организации их досуга. Как правило, трудовые мигранты не знакомы с российским миграционным законодательством, обладают низким уровнем потребительской ориентации, в основном выполняют непрестижную низкооплачиваемую работу и зачастую не требуют каких-либо социально-трудовых гарантий от работодателя. Как следствие, работодатели нарушают их трудовые права, установленный законодательством режим труда и отдыха.
Жилищное и бытовое обеспечение мигрантов также характеризуется экспертами как крайне неудовлетворительное. В большинстве случаев, будучи оторванными от близких лиц, они не имеют полноценных семейных отношений.
Все вышеперечисленное порождает целый комплекс социальных противоречий, которые выступают факторами насильственной, корыстной и корыстно-насильственной преступности мигрантов.
Вместе с тем следует отметить повышенную виктимность трудовых мигрантов, особенно тех из них, которые незаконно пребывают на территорию Российской Федерации или осуществляют трудовую деятельность нелегально. Такие процессы преимущественно носят латентный характер, т.к. эта категория трудовых мигрантов, как привило, не обращается за защитой своих прав в правоохранительные органы. В отношении таких лиц совершается целый спектр преступлений, как правило, это вымогательства и насильственные посягатель-
16
ства. Нелегальная трудовая деятельность мигрантов является средой развития организованной преступной деятельности, в том числе в сфере экономики.
Незаконная миграция и нелегальная трудовая деятельность активно стимулируют коррупционную преступность и должностные злоупотребления.
4. Миграция транзитная. Она обусловлена географическим положением Краснодарского края, через который проходят миграционные пути. Здесь основная нагрузка ложится на объекты транспортной инфраструктуры: автомобильные дороги, объекты железнодорожного и авиационного транспорта, а также морского сообщения.
На территории Краснодарского края расположено более 1500 км дорог федерального значения, около 9000 км дорог регионального значения и почти 30000 км - местного [14]. Значимым фактором интенсификации транзитной миграции является открытие Крымского моста.
Порты Сочи, Анапа, Геленджик специализируются на обслуживании пассажирских перевозок. Пропускная способность пассажирских терминалов порта в Сочи составляет 4 млн человек в год, в Анапе - 500 тыс. человек в год, в Геленджике - 185 тыс. [15].
В области воздушного транспорта на территории Краснодарского края осуществляют деятельность около 20 предприятий и ряд представительств российских и зарубежных авиационных компаний. Пассажирские перевозки выполняются через международные аэропорты федерального значения, такие как Краснодар, Сочи, Анапа, на внутренних линиях -через аэропорт Геленджик. Пропускные способности аэропортов на внутренних воздушных линиях составляют от 140 пассажиров в час (аэропорт Геленджик) до 2500 пассажиров в час (аэропорт Сочи). Среднесуточная интенсивность полетов в летний период составляет около 60 рейсов. Максимальное количество рейсов приходится на июль-август - свыше 100 [16].
Кубань - мощный железнодорожный центр Юга России. Протяженность железных дорог в крае составляет 2,2 тыс. км, или 34,5% от общей длины Северо-Кавказской железной дороги [17].
Названные характеристики транспортной инфраструктуры Краснодарского края требуют
не только обеспечения транспортной безопасности, но и защищенности граждан на объектах транспортной инфраструктуры от преступных посягательств общеуголовного характера (в основном от краж, угонов транспортных средств, грабежей, разбоев, мошенничеств, причинения вреда здоровью).
Резюмируя, следует выделить основные тенденции криминогенной детерминации в рассматриваемой сфере:
ежегодное увеличение населения региона за счет миграционного, а не естественного прироста;
высокий уровень миграции из республик Северного Кавказа, закавказских и среднеазиатских государств;
присутствие среди мигрантов лиц, имеющие криминальный опыт, в т.ч. участия в вооруженных конфликтах;
неравномерная миграционная нагрузка на территории региона;
угроза резкой активизации миграционных процессов из-за военно-политических событий у границ Краснодарского края;
непрозрачный характер трудовой миграции и высокая доля латентной миграции;
стимулирование социальных противоречий за счет роста миграционной активности;
взаимосвязь криминальной миграции с криминальным бизнесом и иными формами организованной преступной деятельности;
развитие процессов виктимизации и криминализации мигрантов;
несоответствие характеристик городской инфраструктуры уровню миграционного прироста;
рост притока туристов и увеличение транзита населения при отставании мер их социально-правового и правоохранительного контроля, в том числе антитеррористической защищенности.
В заключение следует отметить, что сформулированные выводы не претендуют на исключительную полноту. Они могут и должны быть дополнены результатами других криминологических исследований. Вместе с тем представленная в данной статье научная информация может использоваться для совершенствования антикриминальной деятельности в Краснодарском крае как общесоциальном, так и на специально-криминологическом уровнях.
1. Симоненко А. В. Перспективные криминологические исследования Краснодарского университета МВД России в контексте современных криминальных угроз и проблем
1. Simonenko A.V. Prospective criminological studies of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the context of modern criminal threats and problems of law
17
правоохранительной практики // Общество и право. 2018. № 3(65).
2. Общая характеристика воспроизводства населения в Краснодарском крае. URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ krsdstat/resources/8470b5804483b82991a5f9688 38f846c/%D0%B5%D0%B4%D0%BD.htm (дата обра-щения: 13.07.2018).
3. Численность мужчин и женщин Краснодарского края. URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/90c4 3e8043afd124ac93affa17e1e317/%D0%BD%D0 %B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0 %BD%D0%B8%D0%B5.htm (дата обращения: 13.07.2018).
4. Общие коэффициенты естественного движения населения. URL: http://krsdstat.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/ c46d6d004144214db923bda3e1dde74c/%D0% BE%D0%B1%D1%89%D0%B8%D0%B5+%D0 %BA%D0%BE%D0%BE%D1%8D%D1%84%D1 %84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B5%D0 %BD%D1%82%D1%8B.htm (дата обращения: 13.07.2018).
5. Итоги комплексного наблюдения условий жизни населения. URL: http://krsdstat.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ru/statistics/ krsndStat/standards_of_life/ (дата обращения: 13.07.2018).
6. Расчет предположительной численности населения (прогнозные оценки). URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ krsdstat/resources/f30d170041160ba0bd6fbda3 e1dde74c/%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%8 7%D0%B5%D1%82+%D0%BF%D1%80%D0% B5%D0%B4%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0 %BE%D0%B6+%D1%87%D0%B8%D1%81%D-0%BB_2036.htm (дата обращения: 13.07.2018).
7. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Краснодарском крае в 2017 г.: Государственный доклад. Краснодар: Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, 2018.
8. Миграция. URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/b09aa d8045c9cc4d8e2aeeedfce35b80/%D0%BC%D0 %B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0% B8%D1%8F.htm (дата обращения: 13.07.2018).
9. Баранов А.В., Костенко Ю.В. Миграционная политика в Краснодарском крае: этно-политический аспект // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 5. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/migratsionnaya-politika-v-krasnodarskom-krae-etnopoliticheskiy-aspekt (дата обращения: 17.07.2018).
10. Гамаюнова В. П. Влияние социальной миграции на криминогенную виктимизацию населения // Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vliyanie-sotsialnoy-migratsii-na-
enforcement practice // Society and Law. 2018. № 3 (65).
2. General characteristics of the reproduction of the population in the Krasnodar Territory. URL.: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ ts/krsdstat/resources/8470b5804483b82991a5f 968838f846c/%D0%B5%D0%B4%D0%BD.htm (the date of circulation: 13.07.2018 ).
3. The number of men and women of the Krasnodar Territory. URL: http://krsdstat.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources /90c43e8043afd124ac93affa17e1e317/%D0% BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0BB%D0% B5% D0% BD% D0% B8% D0% B5.htm (date of access: 13.07.2018).
4. General coefficients of natural movement of the population. URL .: http://krsdstat.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/c46 d6d004144214db923bda3e1dde74c/%D0%BE %D0%B1%D1%89%D0%B8%D0%B5%%D0% BA% D0% BE% D0% BE% D1% 8D% D1% 84% D1% 84% D0% B8% D1% 86% D0% B8% D0% B5% D0% BD% D1% 82% D1% 8B. htm (date of access: 13.07.2018).
5. Results of a comprehensive observation of the living conditions of the population. URL.: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ ts/krsdstat/ru/statistics/krsndStat/standards_of_ life/(appeal date: 13.07.2018).
6. The calculation of the estimated population (projected estimates). URL: http://krsdstat.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/f3 0d170041160ba0bd6fbda3e1dde74c/%D1%80% D0%B0%D1%81 %D1%87%D0B5%D1% 82 +% D0% BF% D1% 80% D0% B5% D0% B4% D0% BF% D0% BE% D0% BB% D0% BE% D0% B6 +% D1% 87% D0% B8% D1% 81 % D0% BB_2036. htm (date of access: 13.07.2018).
7. On the state of sanitary and epidemiological welfare of the population in the Krasnodar Territory in 2017: State report. Krasnodar: Office of Rospotrebnadzor in the Krasnodar Territory, 2018.
8. Migration. URL.: http://krsdstat.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/b0 9aad8045c9cc4d8e2aeeedfce35b80/%D0%B C%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0B0%D1% 86% D0% B8% D1% 8F.htm (date of access: 13.07.2018).
9. Baranov A.V., Kostenko Yu.V. Migration policy in the Krasnodar Territory: the ethnopolitical aspect // Society: politics, economics, law. 2016. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ migratsionnaya-politika-v-krasnodarskom-krae-etnopoliticheskiy-aspekt (date of access: 13.07.2018).
10. Gamayunova V.P. The impact of social migration on the crime victimization of the population // Theory and practice of social development. 2015. № 3. URL: https://
18
kriminogennuyu-viktimizatsiyu-naseleniya (дата обращения: 16.07.2018).
11. Погоня за солнцем. URL: https:// rg.ru/2018/01/25/reg-dfo/v-chem-prichina-massovoj-migracii-dalnevostochnikov-na-kuban. html (дата обращения: 13.07.2018).
12. Государственная программа Краснодарского края «Обеспечение безопасности населения», утв. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16 ноября 2015 г. № 1039 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru
13. Статистические сведения по миграционной ситуации. URL: https://xn--b1 aew. xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/1/ (дата обращения: 13.07.2018).
14. Описание отрасли. URL: http://www.tskk. ru/content/section/638/detail/4887/ (дата обращения: 13.07.2018).
15. Описание отрасли. URL: http://www.tskk. ru/content/section/272/detail/85/ (дата обращения: 13.07.2018).
16. Описание отрасли. URL: http://www.tskk. ru/content/section/284/detail/139/ (дата обращения: 13.07.2018).
17. Краткая характеристика. URL: http:// www.tskk.ru/content/section/522/detail/1319/ (дата обращения: 13.07.2018).
cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsialnoy-migratsii-na-kriminogennuyu-viktimizatsiyu-naseleniya (date of access: 07.16.2018).
11. Chasing the sun. URL: https:// rg.ru/2018/01/25/reg-dfo/v-chem-prichina-massovoj-migracii-dalnevostochnikov-na-kuban. html (date of access: 13.07.2018).
12. The state program of the Krasnodar Territory «Ensuring the safety of the population», appr. by Decree of the Head of the Administration (Governor) of Krasnodar Territory dated November 16, 2015 № 1039 // Official Internet portal of legal information (http://publication.pravo.gov.ru), November 23, 2015.
13. Statistical information on the migration situation URL: https: //xn--b1 aew.xn--p1 ai/ Deljatelnost/statistics/migracionnaya/1/ (date of access: 13.07.2018).
14. Description of the industry. URL.: http:// www.tskk.ru/content/section/638/detail/4887/ (date of access: 13.07.2018).
15. Description of the industry. URL.: http:// www. tskk. ru/content/section/272/detail/85/ (date of access: 13.07.2018).
16. Description of the industry. URL.: http:// www.tskk.ru/content/section/284/detail/139/ (appeal date: 13.07.2018).
17. Brief description. URL.: http://www.tskk. ru/content/section/522/detail/1319/ (appeal date: 13.07.2018).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Грибанов Евгений Викторович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России; e-mail: egribanov@ yandex.ru;
Сапрунов Александр Георгиевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России; e-mail: director_ kavkaz@mail.ru
INFORMATION ABOUT AUTHORS
E.V. Gribanov, Candidate of Law, Associate Professor, Assistant Professor of the Chair of Criminal Law and Criminology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: egribanov@yandex.ru;
A.G. Saprunov, Doctor of Law, Professor, Professor of the Chair of Criminal Law and Criminology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: director_kavkaz@mail.ru
19