Научная статья на тему 'Криминологическая галерея злодеев Готэма'

Криминологическая галерея злодеев Готэма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девиация / криминология / социология преступности / массовая культура. / deviance / criminology / sociology of crime / mass culture.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дамир Давлетов

Автор, не прибегая к глубокому теоретическому анализу, показывает, как знание социологии позволяет видеть больше в обыденных голливудских фильмах о героях. Таким образом, злодеи перестают быть заложниками сюжета, но становятся заложниками общественного существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Criminological Gallery of Gotham’s Villains

The author, without resorting to deep theoretical analysis, shows how knowledge of sociology allows us to see more in ordinary Hollywood movies about heroes. Thus, the villains are no longer hostage to the plot, but hostage to social existence.

Текст научной работы на тему «Криминологическая галерея злодеев Готэма»

Нильс Кловайт

Криминологическая галерея злодеев Готэма

Даммр Давлетов

Московская высшая школа социальных и экономических наук (Шанинка), Россия, davletov324@outlook.com.

Ключевые слова: девиация; криминология; социология преступности; массовая культура.

Автор, не прибегая к глубокому теоретическому анализу, показывает, как знание социологии позволяет видеть больше в обыденных голливудских

фильмах о героях. Таким образом, злодеи перестают быть заложниками сюжета, но становятся заложниками общественного существования.

Ты всегда будешь бояться того, что не понимаешь. Кармайн Фальконе («Бэтмен: Начало», 2005)

ФРАНЦУЗСКИЙ политический философ Жан-Жак Руссо утверждал, что одним из базовых принципов человека является

...естественное отвращение при виде гибели или страданий всякого чувствующего существа и главным образом нам подобных1.

По его мнению, жизнь в обществе исказила человеческую природу и привела к распространению преступлений; при этом устойчивый социальный порядок сдерживает потенциальных преступников. Однако насколько бы железными ни были правила, образующие этот порядок, всегда найдется кто-то, способный их нарушить, — девианты, которые часто попадают в фокус изучения социологов.

Девиация появляется как концепт уже на заре институциона-лизации социологии. Согласно нашему классику Эмилю Дюркгей-му, «действие преступно, когда оно оскорбляет сильные и опреде-

ленные состояния коллективного сознания» , то есть деяние само по себе не может быть преступлением: оно так определяется реакцией общества, если она есть. Эта концепция девиации не является исчерпывающей. Сегодня социальные теоретики по-прежнему изучают преступность и пытаются ее объяснить.

Социологические теории3 применимы не только к реальным преступникам, но и к вымышленным персонажам кинокомиксов.

1. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М.: КАНОН-пресс; Кучково поле, 1998. С. 68.

2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Пер. с фр. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1996. С. 88.

3. Сознательно будут использоваться разные теории, во-первых, чтобы продемонстрировать возможности современной криминологии, во-вторых, чтобы акцентировать внимание на тех или иных элементах преступной деятельности.

Обычно роль антагонистов в кассовых блокбастерах сводится к иррациональному противостоянию с главным героем. Но в этом тексте я покажу, что даже самый безумный злодей подчиняется социальным законам. И на примере трилогии «Темный рыцарь» Нолана объясню поведение тех, чьи мотивы недоступны внешнему зрителю.

Речь пойдет о трех фильмах: «Бэтмен: Начало» (2005), «Темный рыцарь» (2008) и «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012). Это культовые в своем жанре картины, но, что важнее для моего анализа, — в них особое внимание уделено неприметному, на первый взгляд, персонажу—городу Готэм-Сити.

Бэтмен, под маской которого прячется миллиардер Брюс Уэйн, вполне мог изучать социологию, ведь и до становления загадочным героем он задавался вопросами о корне человеческого зла и причине его воспроизводства. В фильме «Бэтмен: Начало» зритель находит главного героя в какой-то далекой тюрьме. Туда Брюс отправился, чтобы изучить преступников, печальное знакомство с которыми произошло, когда будущий Бэтмен был еще ребенком...

Убийство четы Уэйнов

На выходе из театра семья Уэйнов подвергается вооруженному ограблению, в ходе которого чета погибает, а сын остается на попечении дворецкого Альфреда. Эта известная многим завязка является не трагической случайностью, а ситуацией, которую описывает теория рутинных действий, сформулированная Маркусом Фелсоном и Лоуренсом Коэном. Говоря кратко,

.любое успешно завершенное правонарушение требует, как минимум, наличия преступника с криминальными наклонностями и способностью осуществлять эти наклонности, человека или объекта, являющихся подходящей мишенью для преступника, и отсутствия способных опекунов, готовых предотвратить нарушение4.

Эта концепция объясняет условия возможности любого преступления.

Вспомним эту сцену. Семья явно богатых людей выходит из театра через служебный вход и оказывается в грязном переулке. Навстречу им движется вооруженный человек в потрепанной одежде — позже мы узнаем, что его зовут Джо Чилл. Поблизости не наблюдается никого (например, охранника) и ничего (например, камеры видео-

4. Felson M., Cohen L. E. Human Ecology and Crime: A Routine Activity Approach // Human Ecology. 1980. Vol. 8. № 4. P. 392.

наблюдения), что могло бы сдержать нарушителя. Это, собственно, идеальная среда для совершения грабежа: человек, желающий и способный ограбить, жертва и отсутствие сдерживающего фактора. Несмотря на всю закономерность ситуации, отмечу, что именно убийство здесь было вовсе не обязательно, это, скорее, эксцесс, к которому привело неосторожное и резкое движение Томаса Уэйна.

В этой концепции отсутствует один важный элемент. Как отмечает Владимир Кудрявцев, теория рутинных действий указывает, «почему не всякий мотивированный человек совершает преступления, а только определенная прослойка»5. Следовательно, остается открытым вопрос, откуда у человека берется подобного рода мотивация.

Согласно сюжету, после 14 лет заключения Джо Чилла, того самого грабителя, его защитник просит у суда досрочного освобождения, ведь Джо уже так много отбыл и к тому же сотрудничал с властями. Наконец, адвокат утверждает, что вследствие экономического кризиса «мотивом преступления мистера Чилла была не алчность, а безумное отчаяние». Да и сам осужденный раскаивается и говорит: «Да, я поддался отчаянию, как и многие в те годы, это было не специально».

Мотивацию Джо можно объяснить с помощью теории социального напряжения Роберта Мертона. Мертон пишет, что в культуре всякого общества есть две очень важные вещи: это одобряемые обществом цели и допустимые средства их достижения6. Девиацию, то есть отклонение от нормы, вызывает расхождение между ними7. Допустим, что жители Готэма, будучи вымышленными, но все же американцами, разделяют ценность финансового благополучия. Тогда экономическая депрессия, которая всегда лишает часть общества работы, а значит, институционального средства достижения цели, ведет к ощущению людьми напряжения: цель есть, а инструментов нет. Один из способов решения — инновация (реформизм), использование социально порицаемых способов, например, совершение преступления. Как пишет Кудрявцев: «То есть вам не хватает денег? — Украдите их»8. И это положение усугубляется относительной ресурсно-экономической депривацией. Говоря проще, ситуация, при которой человек ощущает, что ему чего-то не хватает, потому

5. Кудрявцев В. Криминология: как изучают преступность и преступников // Arzamas. 31.01.2023. URL: https://arzamas.academy/courses/70.

6. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории) / Пер. с фр. Е. А. Самарской, под ред. М. Н. Грецкого. М.: Прогресс, 1966. C. 300.

7. Там же. С. 300-301.

8. Кудрявцев В. Указ. соч.

что у других есть больше9. Все это позволяет показать, что в данных обстоятельствах гибель кого-то обеспеченного от рук кого-то обделенного довольно логична, если и вовсе не предопределена.

Наркокартель

В первой части трилогии Бэтмен сражается с криминальным боссом Фальконе, который промышляет наркоторговлей. Герой, конечно же, побеждает злодея и прикрывает грязный бизнес. Однако во втором фильме «Темный рыцарь» наркотики вновь появляются на улицах Готэма. Здесь действует

.закон замещения преступности: когда у вас закрываются одни возможности, преступники довольно быстро переориентируются на другие10.

Кудрявцев приводит более показательный пример с США, где прежние пути распространения легких наркотиков после легализации используются для торговли тяжелыми, ведь инфраструктура этого «бизнеса» осталась". Таким образом, даже такой второстепенный момент сюжета может быть рационально разъяснен.

Джокер

Перейдем к ключевой фигуре — Джокеру. Его внешний вид и эксцентричное поведение может привести к заключению, что он просто психически нездоров и ему действительно место в психиатрической больнице. Мне так не кажется: для умалишенного он слишком хорошо понимает, что нужно делать с людьми, чтобы по итогу «видеть мир в огне». Поэтому я попытаюсь и на его поведение посмотреть сквозь социальную теорию.

Из фильмов мы мало знаем о прошлом Джокера, а его реплики то и дело противоречат друг другу. Например, Джокер предлагает две разные истории о том, откуда у него знаменитая рваная улыбка". Антагонист не связан какими-либо моральными связями"

9. Там же.

10. Там же.

11. Там же.

12. Откуда взялась улыбка Джокера? // 2x2. 31.01.2023. URL: https://media.2x2tv. ru/why-so-serious/.

13. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / Пер. с польск. С. М. Червонной. М.: Логос, 2005. С. 196.

(разве что «токсичными отношениями») с главным героем: у него нет семьи, работы, друзей и прочих вещей, которые удерживают человека от девиантного поведения, в том числе от преступления. Впрочем, Джокер лишен и других оснований социального контроля, которые отмечает Трэвис Хирши, создатель одноименной теории: привязанности к авторитету, негативного отношения к рискам, веры в необходимость соблюдения правил". Джокер вряд ли кого-то уважает или боится, отлично управляет рисками, каждый раз стеля соломку, а правила попросту эксплуатирует.

Кажется, что поздняя теория Хирши, разработанная вместе с Готтфредсоном, которая ставит теперь во главу угла самоконтроль, не работает на Джокере. С помощью преступлений Джокер не стремится получить сиюминутного удовольствия. Его действия продуманы и выверены в долгосрочной перспективе. Например, он заминировал два парохода и на каждом оставил взрыватель для другого. Так он хотел показать внутреннее уродство жителей города, которые могут убить друг друга. На случай, если это не сработает, он заранее провоцирует Харви Дента на отмщение. Общество Готэма не смогло усмирить Джокера, а потому теперь страдает.

Женщина-кошка

В «Темном рыцаре: Возрождении легенды» мы находим персонажа, который пытается обойти социальный контроль. Это Кейла, женщина-кошка, которая в процессе знакомства с Уэйном рассказывает, что ворует только у богатых и помогает бедным. Подобная позиция Робин Гуда есть то, что Дэвид Матца и Грешем Сайкс называют техникой нейтрализации, то есть переопределением своих преступных действий в качестве обоснованных^. Такова суть их теории дрифта: люди, понимая, что совершают нечто неправильное, объясняют себе и другим, почему на самом деле это не так. Однако в случае с Кейлой все оказывается еще интереснее.

В тех же разговорах с Бэтменом она с печалью отмечает, что достаточно ошибиться один раз, чтобы люди поменяли отношение к тебе. Это отсылает нас к теории стигматизации. Ее основная идея заключается в том, что совершение преступления и статус преступника никак не связаны, поскольку преступником тебя делает отношение общества, то есть стигма, наложенная на тебя. Видимо, та, кто предстает умелой воровкой, на самом деле про-

14. Кудрявцев В. Указ. соч.

15. Там же.

сто была вынуждена в какой-то момент принять навязываемую ей роль. Понимание Кейлой своей ситуации подтверждается тем, что по сюжету она гонится за технологией «Чистый лист» — это программа, стирающая данные человека из всех баз. По ее мнению, именно предвзятое отношение к ней пропадет, если никто не будет считать ее преступницей. Таким образом Кейла стремится буквально снять ярлык, а пока обходится тем, что убеждает себя в правильности собственных поступков.

Бейн

Наконец, перейдем к Бейну, антагонисту последней части трилогии. Пожалуй, в степени показной безумности и жестокости он не уступает Джокеру, но и его поведение можно объяснить социологически. Известно, что он много лет провел в необычной тюрьме на востоке, буквально в огромной яме, выбраться из которой можно было только посредством восхождения по стене. Каждый, кто пытался освободиться, предусмотрительно обвязывался веревкой для страховки. Однако оказаться на свободе заключенный сможет, только если преодолеет собственный страх и откажется от безопасности, взбираясь без каната.

Там же оказалась дочь предводителя Лиги Теней16 Талия. Она была незаконнорожденным ребенком и с самого детства жила в этой тюрьме. Бейн заботился и защищал ее, пока она не стала единственной, кому удалось выбраться из ямы. Талия нашла отца и прошла специфическое обучение в Лиге. Помня о своем опекуне, она спасла Бейна, который тоже вступил в организацию. Бэтмен, думая, что спас Готэм от разрушения в первом фильме, ошибся, ведь дело отца продолжили дочь и ее защитник.

Получается, что нападение Бейна — не случайное недоразумение, а логичное следствие того, что Рональд Акерс и Роберт Бер-джесс называют социальным научением преступности!'. Идея в том, что преступности, как и любой другой деятельности, учатся. Конечно, есть много случаев, когда люди, регулярно общаясь с преступниками, сами не переступали черту закона. В теории социологов это следствие конкретного определения преступно-

16. Во вселенной Бэтмена это тайная организация, которая заботится о том, чтобы разрушать города, которые морально прогнили, став рассадником бесчестия и преступлений. В фильме упоминается, что именно они разрушили Рим.

17. Кудрявцев В. Указ. соч.

сти, или, говоря проще, субъективного отношения к противозаконной деятельности. Выделяются всего три его вида: положительная (преступление как нечто позитивное), «печальная необходимость» (преступление плохо, но необходимо), отрицательная (преступление абсолютно недопустимо)^.

Усвоив специфическую доктрину и пройдя соответствующую программу обучения, Талия и Бейн не могли не напасть на Го-тэм. Согласно учению, Лига Теней, будучи тайной организацией, должна разрушать источники упадка цивилизации с помощью, по сути, террористических методов. Таковыми являются города, где процветает неравенство и ущемление одних за счет других. К сожалению, Готэм оказался одним из подобных мест. Следовательно, натасканные на разрушение Талия и Бейн неизбежно бы вернулись к борьбе с Бэтменом как защитником Готэма.

Я намеренно привел теории, которые по-разному объясняют генезис преступлений. Однако все они сходятся в одном: преступность является частью общества, его структуры и внутренних процессов, а не следствием безумной воли людей, которые отличаются как-то антропологически (например, другой формой черепа) или психологически (например, расстройством личности). И меня лично социология привлекает своей способностью делать понятным непонятное, избавляя от страха, который испытывает маленький индивид в большом мире.

Библиография

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Пер. с фр. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1996.

Кудрявцев В. Криминология: как изучают преступность и преступников //

Arzamas. 31.01.2023. URL: https://arzamas.academy/courses/70. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории) / Пер. с фр. Е. А.Самарской, под ред. М. Н. Грецкого. М.: Прогресс, 1966. C. 299-313. Откуда взялась улыбка Джокера? // 2x2. 31.01.2023. URL: https://media.2x2tv.ru/ why-so-serious/.

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М.: КАНОН-пресс; Кучко-во поле, 1998.

Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / Пер. с польск.

С. М. Червонной. М.: Логос, 2005. Felson M., Cohen L.E. Human Ecology and Crime: A Routine Activity Approach // Human Ecology. 1980. Vol. 8. № 4. P. 389-406.

18. Там же. 162 логос•том 34•#4 • 2024

A CRIMINOLOGICAL GALLERY OF GOTHAM'S VILLAINS

Damir Davletov. Moscow School of Social and Economic Sciences (MSSES), Russia, davletov324@outlook.com.

Keywords: deviance; criminology; sociology of crime; mass culture.

The author, without resorting to deep theoretical analysis, shows how knowledge of sociology allows us to see more in ordinary Hollywood movies about heroes. Thus, the villains are no longer hostage to the plot, but hostage to social existence.

DOI: 10.17323/0869-5377-2024-4-154-162 References

Durkheim E. O razdelenii obshchestvennogo truda [De la Division du Travail Social],

Moscow, Kanon, 1996. Felson M., Cohen L.E. Human Ecology and Crime: A Routine Activity Approach.

Human Ecology, 1980, vol. 8, no. 4, pp. 389-406. Kudriavtsev V. Kriminologiia: kak izuchaiut prestupnost' i prestupnikov [Criminology: How Crime and Criminals are Studied]. Arzamas, January 31, 2023. Available at: https://arzamas.academy/courses/70. Merton R. Sotsial'naia struktura i anomiia [Social Structure and Anomie]. Sotsiologiia prestupnosti (Sovremennye burzhuaznye teorii) [Sociology of Crime (Modern Bourgeois Theories)], Moscow, Progress Publishers, 1966, pp. 299-313. Otkuda vzialas' ulybka Dzhokera? [Where Did the Joker's Smile Come From?]. 2x2,

January 31, 2023. Available at: https://media.2x2tv.ru/why-so-serious/. Rousseau J.-J. Ob obshchestvennom dogovore. Traktaty [Du Contrat Social. Traités],

Moscow, KANON-press, Kuchkovo pole, 1998. Sztompka P. Sotsiologiia. Analiz sovremennogo obshchestva [Socjologia. Analiza Spoleczenstwa], Moscow, Logos, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.