УДК 343.97 ГРНТИ 10.81 Е01Ч: БМЦЕРО
Криминальные фактор-риски развития цифровой экономики
©Жалсанов Максим Константинович
Академия управления МВД России, г.Москва, Россия
Аннотация: В статье раскрываются криминогенные фактор-риски развития цифровой экономики в контексте обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Целью исследования является установление и выявление особенностей фактор-рисков и выявление новых форм преступной деятельности, которые ранее не имели места в реальной среде. В ходе исследования автором проанализированы доктринальные взгляды на понятие «риск», определение его видов, что позволило конкретизировать криминогенные фактор-риски и выявить их основные тенденции.
Выводы. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что развитие цифровых технологий способствует росту криминогенных фактор-рисков, что требует весьма серьёзных усилий государства и общества в части применения широкого комплекса специальныхпредупредительныхмер.
Ключевые слова: фактор-риска, цифровая экономика, экономическая безопасность, цифровые технологии.
(Для цитирования: Жалсанов М.К. Криминальные фактор-риски развития цифровой экономики // Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. №7. С. 236-241. EDN:SMQEFD
Criminal Risk Factorsfor the Development of the Digital Economy
©Zhalsanov Maxim Konstantinovich
Management Academy ofthe Ministry oflnternalAffairs ofRussia, Moscow, Russia [email protected]
Abstract: The purpose ofthe study is to establish and identify the features of risk factors and identify new forms of criminal activity that have not previously taken place in the real environment. The article reveals criminogenic factors - risks ofthe development ofthe digital economy in the context of ensuring the economic security ofthe Russian Federation. In the course ofthe study, the author analyzed the doctrinal views on the concept of «risk», the definition of its types, which made it possible to concretize criminogenicfactor risks and identify their main trends.
Conclusions. As a result ofthe conducted research, the author comes to the conclusion that the development of digital technologies contributes to the growth ofthe risks ofthe criminogenic factor, which requires very serious efforts ofthe state and society in terms ofapplying a wide range ofspecial preventive measures.
Keywords: riskfactor, digital economy, economicsecurity, digitaltechnologies.
For citation: Zhalsanov M.K. Criminal Risk Factorsfor the Development ofthe Digital Economy // Gaps in Russian Legislation. 2023. Vol. 16. №7. Pp. 236-241. (in Russ.). EDN: SMQEFD
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире цифровая экономика России быстро становится доминирующей и важнейшей частью глобальной экономической системы. Этот процесс, характеризующийся применением новых технологий, автоматизацией и цифровизацией, имеет важнейшее значениедля экономического роста и развития государства. Интенсивное развитие цифровой экономики также сопряжено с рядом вызовов и приводит к изменениям в экономических структурах.
Одной из наиболее актуальных проблем в контексте цифровой экономики является обеспечение экономической безопасности, в результате чего возрастают риски, обусловленные несовершенством законодательства: уголовно-правовые нормы и законодательные акты часто отстают от реальности цифровой трансформации, что создает правовую неопределенность и может способствовать возникновению фактор-рисков. В этом контексте требуется последовательная деятельность государственных структур, направленная на модернизацию законодательной базы, особого внимания требуют вопросы цифровой безопасности, правового регулирования внедрения цифровыхтехнологий и т.д.
ФЕНОМЕН КРИМИНОГЕННЫХ РИСК-ФАКТОРОВ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Мир цифровых технологий развивается с молниеносной скоростью тем самым расширяет возможности цифровой экономики, которая строится не только на электронных технологиях, электронной инфраструктуре и услугах, но и на использовании сквозных цифровых технологий, включающих в себя искусственный интеллект, технологии интернет-вещей, больших данных, облачные технологии, системы распределенного реестра, робототехнику и квантовые вычисления [5]. Эти цифровые технологии активно внедряются во все сферы экономики, несомненно, способствуют прогрессу и оптимизации процессов. Однако в их быстром распространении заложены криминогенные риски.
В сложившейся ситуации особого внимания требуют криминогенные риск, имеющие социогенную природу и связанные с быстрым развитием и внедрением цифровыхтехнологий. Они опасны при пересечении социальных взаимодействий и технологических новшеств, поскольку взаимодействие общества с динамично развивающейся цифровой средой может порождать условия для новых форм преступного поведения, что требует эффективного уголовно-правового регулирования и криминологического анализа. Риски являются неотъемлемым атрибутом любой сферы человеческого взаимодействия. Они являются предметом исследования в разных областях науки и изучения разных дисциплин, представляя собой «трансдисциплинарный» элемент. Несмотря на общепринятое понимание риска, каждая научная дисциплина опирается на свои теоретические и методологические основы.
Современный анализ риска в академическом контексте подчеркивает глубокое понимание его этимологии и исторического развития. В рамках рационалистического подхода риск рассматривается как вероятность негативного исхода, а его оценка базируется на потенциальных потерях и вероятности такого исхода, что позволяет оценить глубину угрозы. Следует отметить,
что в современном научном мире риск часто рассматривается не только как потенциальная угроза, но и как возможность. Это двусторонний элемент, который может привести как к потерям, так и к прибыли или другим положительным результатам. В этом контексте риск становится ключевым элементом в принятии решений, особенно в таких областях как экономика, финансы и бизнес.
Риск является многозначным понятием с разнообразным смысловым содержанием. В одном контексте риск может рассматриваться как вероятность определенного события, в другом - как элемент неопределенности. В некоторых случаях риск ассоциируется с позитивными действиями, предпринимаемыми в надежде на достижение желаемого результата, который не всегда предсказуем. С другой стороны, риск может восприниматься как потенциальная угроза или вероятность возникновения ситуации с неблагоприятными исходами. Этот многогранный характер риска делает его предметом различных научных интерпретаций, и, как подтверждено исследованиями, ученые не пришли к единому определению риска. Многообразие трактовок риска влияет на выводы и рекомендации в области управления рисками. Восприятие риска как вероятного события акцентирует внимание на его прогнозировании, в то время как его восприятие как потенциальной угрозы или возможности подчеркивает важность оценки и принятия мер по управлению рисками на различных уровнях - от регионального до федерального. Риски не появляются ниоткуда, существуют определенные условия для их появления, обусловленные процессами различного характера, так называемые фактор-риски.
В научном контексте термин «фактор», произошедший от латинского слова, означающего «движущая сила», определяется как существенное обстоятельство или условие в конкретном процессе или явлении. В свою очередь, «фактор-риска» не является прямой причиной реализации опасности, но способствует увеличению вероятности её возникновения. Объекты риска представляют собой общественные отношения, которые при определенных условиях подвергаются риску. Существуют различные виды рисков, включая индивидуальные, технические, экологические, социальные, экономические и другие. Так, например, Е.А. Истомина классифицирует социальные риски на четыре основные категории: риск потери здоровья, риск, связанный с обязанностями в семье, риск потерять работу и риск оказаться в сложном материальном положении [2 с.40]. Каждый из перечисленных видов рисков представляет угрозу различным элементам национальной безопасности, но на наш взгляд, пожалуй, самые неблагоприятные последствия на национальную безопасность оказывают криминогенные риски.
Говоря о криминогенных рисках, стоит иметь ввиду, что это самостоятельное самоценное понятие. По мнению М.М. Бабаева, риск — это «возможная опасность», нереализованная, но реальная, то есть существующая, угроза, которую следует различать от опасности, (реализованного риска), прямой угрозе охраняемым законом ценностям, стоящую «в шаге» от события (факта) [1].
Изучались риски и с правовой точки зрения. По мне-
155М2072-3164(рпМ) Том16.№7 2023 Пробелывроссийскомзаконодательстве 237
¡ББЫ 2310-7049 (опИпе)
нию А.Р. Крючкова риск следует рассматривать как возникновение нежелательных событий для участников правоотношений, который можно оценить и контролировать. Он утверждал, что риск имеет двойную природу, включая в себя объективные факторы, такие как внешние условия, и субъективные, связанные с действиями и решениями участников [3].
Таким образом, криминогенные фактор-риски — это своего рода «возможные» опасности, которые, активизируясь в определенных условиях, могут стать реальной угрозой. Эти условия могут включать в себя изменение внешних обстоятельств, социальные колебания или экономическую нестабильность.
Важность выявления криминогенных фактор-рисков лежит именно в предвидении и прогнозировании подобных изменений. Учитывая, что многие из них могут быть непредсказуемыми, главная задача правоохранительных органов — это поддерживать высокую степень готовности и адаптивности, обеспечивая тем самым благоприятные условия для деятельности, несмотря на возможные внешние и внутренние угрозы.
Важность выявления и регулирования фактор-рисков подчеркивает необходимость постоянного совершенствования методов, инструментов и подходов в уголовно-правовой и криминологической сферах. Ведьдинамика общества,технологий и цифровой экономики требует адаптивности и гибкости в решениях, а также непрерывного обучения и повышения квалификации специалистов в этой области.
В этих условиях, в период активной цифровой трансформации экономики, государство сталкивается с необходимостью адаптации нормативно-правовых механизмов. Текущее положение выдвигает перед государством задачу создание гибких систем безопасности, которые способны быстро реагировать на появляющиеся угрозы, сохраняя при этом конкурентоспособность экономики.
АНАЛИЗ КРИМИНОГЕННЫХ ФАКТОР-РИСКОВ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
За последние годы в Российской Федерации создана законодательная база для регулирования отношений в сфере цифровой экономики. В частности, в регулятивном законодательстве приняты:
а) Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ (в редакции от 31.07.2020) «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [9], регулирующий отношения, возникающие в связи с инвестированием и привлечением инвестиций с использованием инвестиционных платформ, а также возникновение и обращение утилитарных цифровых прав и обращение ценных бумаг, удостоверяющихутилитарные цифровые права;
б) Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 31.07.2023) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [10], предусматривающий создание национальной системы маршрутизации интернет-трафика, обязывающий операторов устанавливать государственное оборудование для централизованного управления рунетом и ограничения доступа к запрещенным ресурсам.
Помимо этого, в рамках стратегического развития,
были утверждены: указы Президента Российской Федерации, такие как:
а) Указ Президента от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [7] предусматривающий осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, путем внедрения интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством на базе цифровых технологий;
б) Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [8] определивший пять национальных целей развития страны на период до 2030 года, в том числе достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы.
В рамках выполнения перечисленных указов, Правительство Российской Федерации разработало и внедрило национальную программу-«Цифровая экономика Российской Федерации» (далее «Цифровая экономика Российской Федерации»), утвержденной протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7 [11]. Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики.
В контексте реализации национального проекта необходимо акцентировать внимание на его гармоничное соответствие со Стратегией экономической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [6], являющейся основой для обеспечения экономической безопасности.
Таким образом, принятые меры по созданию законодательной базы для развития цифровой экономики в России носят конструктивный характер, цифровые технологии активно внедряются в практически все сферы нашего общества. Однако, быстрое внедрение цифровых технологий в экономику и построение цифровой экономики, несмотря на созданную правовую основу, не предоставили достаточно времени для предварительной разработки мер по предотвращению преступной активности вданной сфере. Развитие цифровых технологий и их внедрение в экономику требуют дальнейшей модернизации законодательской базы ее адаптации к современным условиям. Актуальность, казалось бы, недавно принятых нормативно-правовых и законодательных актов сегодня уже не является таковой. На данный момент уже очевидно, что принимаемые меры по совершенствованию законодательной базы отстают от современных реалий развития цифровой экономики, что закономерно снижает уровень экономической безопасности.
Правовая незащищенность цифровой экономики несет в себе криминогенные риски, что делает данную сферу более уязвимой, и создает социальную опасность для окружающих (любое физическое лицо подвергается риску связанного с мошенническими дей-
ствиями в отношении потерпевшего). В свою очередь преступники (мошенники, хакеры и другие элементы преступного сообщества в данной сфере) осуществляют криминальную деятельность, прибегая к новым способам совершения противоправных действий, что безусловно, не должно оставаться без внимания при обеспечении криминологической безопасности цифровой экономики.
В данном контексте криминогенные фактор-риски следует рассматривать в свете эволюции современной преступности, которая все больше интегрируется в цифровую среду. Важность своевременного выявления тенденций новых видов преступлений и способов их совершения в данной сфере не может быть недооценена. Так, необходимо учитывать вероятность того, что в ближайшей перспективе искусственный интеллект может интегрироваться в сферу теневой экономики, обеспечивая анонимность финансовых последствий совершаемых должностных преступлений, управлять незаконно накопленными средствами и создавать новые пути и средства для использования виртуальной валюты (криптовалюты). Кроме того, искусственный интеллект представляет риски безопасности данных, включая хранение и обработку конфиденциальной информации, а также может использоваться для более сложных компьютерных атак, генерации дезинформации и фейковых новостей, решения задач с отрицательными последствиями, сбора и анализа больших объемов информации, подделки документов, имитации человека и автоматизации операций злоумышленников.
Говоря о правовом регулировании развития и применения искусственного интеллекта в рамках стандартных норм уголовного права, стоит отметить, что анализ почти каждой области уголовного права и каждого института, на которые могут повлиять технологии искусственного интеллекта, указывает на то, что ни одна из этих норм не решает вопросов, прямо связанных с искусственным интеллектом. Прогресс в области искусственного интеллекта будет продолжаться, и чем больше будет интерес к этой технологии, тем активнее она будет совершенствоваться, улучшая свои характеристики. Это, в свою очередь, приведет к возникновению новых типов и способов преступного использования искусственного интеллекта, увеличивая тем самым риски роста преступной активности.
Еще одним примером растущих криминогенных фактор-рисков цифровой экономики может служить широкое распространение и использование виртуальных валют (криптовалют). Данный сегмент общественных отношений активно используется в теневой экономике, что способствует усилению их нерегулируемости со стороны государственных структур, а также расширению масштабов теневой экономики за счет увеличения экономической активности в цифровом пространстве. Отметим, что на современном этапе законодательная база еще не предусматривает уголовной ответственности за противоправные операции с виртуальными валютами (криптовалютами).
Предвидеть эволюцию таких преступлений, выявить причины и условия их совершения, важная задача криминологии. Эволюцию совершения таких преступлений можно разделить на два направления:
- новые и все более сложные формы, и способы совершения;
- разнообразие целей посягательств, связанных с развитием цифровых технологий.
Таким образом, с внедрением цифровых технологий, традиционные преступления, ранее совершаемые общеуголовным способом, перешли в разряд преступлений, относящихся к новым видам преступности. Многие ученые и эксперты определяют их как кибер-преступления, интернет-преступления, преступления в области больших данных и фишинговые преступления. Результаты проведенного исследования позволяют рассматривать данный вид преступности как цифровая преступность [5] или преступления в сфере цифровых технологий [4]. Данный вид преступности увеличивает риск-факторы роста теневой экономики. Эти проблемы представляют собой реальную угрозу экономической безопасности и снижают эффективность развивающейся цифровой экономики.
В научной литературе получили свое отражения исследования в сфере цифровых технологий, в которых представлен не только вид цифровой преступности и анализ криминогенных рисков, но и классификация названных рисков. Так, например, Д.А. Конев классифицирует криминологические риски на три категории: а) риски, ассоциированные с внедрением цифровых технологий; б) высокие технологические риски; в) риски, определяемые системой причин и условий, предрасполагающих к совершению преступлений в определенной сфере, включая социально-политические, экономические, психологические, правовые и технические аспекты [5]. Соглашаясь с мнением автора, полагаем, что риски указанных категорий в полной мере соответствуют криминогенным фактор-рискам цифровой экономики и требуют всестороннего анализа и оценки со стороны правоохранительных органов.
Принимая во внимание динамичное развитие цифровой экономики, необходимо постоянное обновление правовой базы, адекватное изменениям в технологической среде и новым формам преступной активности. Системный анализ криминогенных рисков и разработка мер по их минимизации является залогом обеспечения экономической безопасности и устойчивого развития цифровой экономики в условиях глобализации и технологического прогресса.
ВЫВОДЫ
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
1) правовая незащищенность цифровой экономики несет в себе криминогенные риски, что делает данную сферу более уязвимой;
2) внедрение цифровых технологий привело к трансформации традиционных преступлений в новые формы цифровой преступности. Эти изменения увеличивают риски для экономики и представляют угрозу экономической безопасности, снижая эффективность развивающейся цифровой экономики, что, в свою очередь, создаетдополнительные криминогенные риски;
3) развитие цифровых технологий и их внедрение в экономику требуют дальнейшей модернизации законодательной базы ее адаптации к современным условиям;
155М2072-3164(рпМ) Том16.№7 2023 Пробелывроссийскомзаконодательстве 239
ЮМ 2310-7049 (опИпе)
4) эволюцию преступлений, связанных с внедрением цифровых технологий можно разделить на два направления: а) новые и все более сложные формы, способы совершения; б) разнообразие целей посягательств, связанных с развитием цифровых технологий.
5) необходимо объединять усилия правоохранительных органов, ученых и практиков, для системного анализа криминогенных фактор-рисков и разработке мер по их минимизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, криминогенные фактор-риски цифровой экономики имеют свою особую природу проис-
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабаев М.М. Риски как компонент детерминаци-онного комплекса преступности // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. №1 (41).
2. Истомина Е. А., Федорова М. Ю. Правовой механизм управления социальными рисками: монография /. - Екатеринбург: изд-во УИУ РАНХиГС, 2018. - 240 с.
3. Крючков P.A. Риск в праве: генезис, понятие и управление: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2011.
4. Конев Д.А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение в сфере цифровых технологий: автореферат дис. ... кандидата юридических наук-Омск, 2022. - 23 с.
5. Пинкевич Т. В., Смольянинов Е. С., Ищук Я. Г. Цифровая криминология: учебное пособие. Москва, 2021. С. 24.
6. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/hotlaw/ federal/1110794/ (дата обращения: 07.10.2023).
7. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant. ru/71937200/ (дата обращения: 07.10.2023).
8. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. - URL: https://base. garant.ru/74404210/ (дата обращения: 07.10.2023).
9. Федеральный закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/72362156/ (дата обращения: 07.10.2023).
10. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 31.07.2023) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изме-
хождения, связанную с новым этапом развития современного общества. Кданному этапучеловечество шло последовательно поэтапно по мере накопления соответствующих знаний. Сегодня практически любая сфера человеческой деятельности связана с цифровыми технологиями. Экономика как один из главных «потребителей» достижений цифровых технологий становится самой уязвимой частью общественных отношений подверженных криминогенным рискам.
Понимание этих вызовов и поиск эффективных решений будет ключом к успешному становлению цифровой экономики и обеспечению экономической безопасности.
REFERENCES
1. Babaev М.М. Risks as a component of the deterministic complex of crime // Legal science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. №1 (41).
2. Istomina E. A., Fedorova M. Yu. Legal mechanism of social risk management: monograph /. -Yekaterinburg: publishing house ofthe UIU RANEPA, 2018. - 240 p.
3. Kryuchkov R.A. Risk in law: genesis, concept and management: abstract, dis.... cand. jurid. sciences. .. Candidate of Technical Sciences, juridical, nauk. N. Novgorod, 2011.
4. Konev D.A. Criminological security and its provision in the field of digital technologies: abstract of the dissertation of the Candidate of Legal sciences -Omsk, 2022. - 23 p.
5. Pinkevich Т. V., SmolyaninovE. S., Ishchuk Ya. G. Digital criminology: a textbook. Moscow, 2021. p. 24.
6. Decree ofthe President ofthe Russian Federation of May 13, 2017 N 208 "On the strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030" [Electronic resource], - URL: https://www. garant.ru/hotlaw/federal/1110794 / (accessed: 07.10.2023).
7. Decree of the President of the Russian Federation dated May 07, 2018 No. 204 (ed. dated 07/21/2020) "On national goals and strategic objectives of the development ofthe Russian Federation for the period up to 2024" [Electronic resource], - URL: https:// base.garant.ru/71937200 / (accessed: 07.10.2023).
8. Decree of the President of the Russian Federation No. 474 dated 21.07.2020 "On National development goals ofthe Russian Federation for the period up to 2030" [Electronic resource], - URL: https://base. garant.ru/74404210 / (accessed: 07.10.2023).
9. Federal Law No. 259-FZ of 02.08.2019 (as amended on 14.07.2022) "On Attracting Investments using Investment Platforms and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" (with Amendments and additions) [Electronic resource], -URL: https://base.garant.ru/72362156 / (accessed: 07.10.2023).
10. Federal Law No. 149-FZ of 27.07.2006 (as amended on 31.07.2023) "On Information, Information technologies and information protection" (with
нениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/12148555/ (дата обращения: 07.10.2023).
11. «Цифровая экономика РФ»: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс]. -URL https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 07.10.2023).
amendments and additions) [Electronic resource], -URL: https://base.garant.ru/12148555 / (accessed: 07.10.2023).
11. "Digital Economy of the Russian Federation": Ministry of Digital Development, Communications and Mass Communications of the Russian Federation [Electronic resource], - URL ADDRESS https://digital.gov.ru/ru/ activity/directions/858 /(accessed: 07.10.2023).
РЕЦЕНЗИЯ
на статью подготовленную М.К. Жалсановым «Криминальные фактор-риски развития цифровой экономики»
Научное направление работы. Уголовное право (12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право).
Научная новизна. В представленной на рецензирование статье достаточно полно раскрываются вопросы, связанные с криминогенными фактор-рисками развития цифровой экономики в контексте обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. В ходе исследования автором проанализированы доктринальные взгляды на понятие «риск», определение его видов, что позволило конкретизировать криминогенные фактор-риски и выявить их основные тенденции.
Выводы автора обращают внимание на криминогенные риски, возникающие вследствие правовой незащищенности цифровой экономики. Особое внимание уделено трансформации традиционных преступлений в новые формы цифровой преступности под влиянием цифровых технологий. Указано на необходимость модернизации законодательной базы и ее адаптации к современным условиям для минимизации криминогенных рисков, связанных с цифровизацией. Кроме того, автором освещена эволюция преступлений, включая появление новых форм и способов совершения преступлений, а также разнообразие целей посягательств, связанных с развитием цифровых технологий.
Представленная в статье информация содержательна, представляет определенный научный интерес и может быть полезной при изучении вопросов, связанных с обеспечением экономической безопасности. Материал изложен логично, последовательно, соответствует необходимому научному и методическому уровню.
Вывод: рецензируемая статья по своему содержанию и стилю изложения материала информативна, обладает признаками практической значимости и новизны, соответствует предъявляемым требованиям к работам такого рода и можетбыть рекомендована к опубликованию.
Рецензент: Пинкевич Татьяна Валентиновна, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовной политики, Академия управления МВД России
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 85,21%
Статья поступила в редакцию 24.10.2023, принята к публикации 14.11.2023 The article was received on 24.10.2023, accepted for publication 14.11.2023
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Жалсанов Максим Константинович, адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров, кафедра уголовной политики; Академия управления МВД России; г.Москва, Россия. E-mail: [email protected]
ABOUTTHE AUTHOR
Zhalsanov Maxim Konstantinovich, adjunct of training of scientific and scientific-pedagogical personnel faculty, Department of Criminal Policy; Management Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
ISSN 2072-3164 (print) Том16.№7 2023 Пробелывроссийскомзаконодательстве 241
ISSN 2310-7049 (online)