Научная статья на тему 'Криминальная глобализация: миф или реальность?'

Криминальная глобализация: миф или реальность? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1107
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрьев Владислав Михайлович, Степичева О. А.

The display of "latent" economy problems on the world level are researched in the article. The characteristic of "criminal" globalization is given. The world economy structure is set according to a standpoint of criminalization of terms and the recommendations on getting over the researched negative tendencies are given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The criminal globalization: myth or reality?

The display of "latent" economy problems on the world level are researched in the article. The characteristic of "criminal" globalization is given. The world economy structure is set according to a standpoint of criminalization of terms and the recommendations on getting over the researched negative tendencies are given.

Текст научной работы на тему «Криминальная глобализация: миф или реальность?»

КРИМИНАЛЬНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? В.М. Юрьев, О.А. Степичева

Yuryev V.M., Stepicheva O.A. The criminal globalization: myth or reality? The display of “latent” economy problems on the world level are researched in the article. The characteristic of “criminal” globalization is given. The world economy structure is set according to a standpoint of criminalization of terms and the recommendations on getting over the researched negative tendencies are given.

В современном мире практически ни одна из стран не развивается обособленно от других.

Экономика любого государства становится частью мирового хозяйства.

Мировая экономика в широком смысле слова - это сложная совокупность всех национальных экономик мира, в которой возникают синергетические эффекты. Участниками глобальных хозяйственных отношений становятся не только отдельные граждане, фирмы и правительства, но и союзы государств, наднациональные экономические организации [1].

Постепенное «растворение» национальных экономик в мировом хозяйстве приводит к тому, что благосостояние каждого государства начинает зависеть не только от экономической деятельности его собственных граждан, но и от событий, происходящих иногда на другом конце планеты.

Экономическая глобализация порождает так называемые глобальные проблемы - проблемы, касающиеся всех стран и народов, решение которых также возможно лишь объединенными усилиями всего мирового сообщества. Более того, само существование земной цивилизации или, по крайней мере, ее дальнейшее развитие связано с решением этих проблем.

Среди социальных глобальных проблем все более угрожающую форму принимает проблема криминальной глобализации1.

Речь идет о том, что на мировое развитие все сильнее воздействуют деструктивные силы, нарушающие правовые нормы и пренебрегающие принятыми в цивилизованном обществе «правилами игры». Проблема криминальной глобализации касается не только

1 Само понятие «криминальная глобализация» стало использоваться совсем недавно. См., например, [2].

транснациональной организованной преступности в международных террористических организациях. Она также связана с деятельностью легальных фирм и законных правительств, которые перенимают методы преступников и занимаются нелегальной хозяйственной деятельностью в глобальном масштабе2.

Криминальная глобализация ведет к тому, что мировое хозяйство начинает раздваиваться: одна его сторона - это легальные, «прозрачные» процессы; другая сторона -процессы нелегальные, теневые.

Практически любой компонент легального мирового хозяйства обретает нелегального «двойника» (табл. 1).

Следует отметить тесную взаимосвязь друг с другом различных транснациональных криминальных промыслов.

Можно сделать вывод, что в процессе криминальной глобализации рождается мощное мировое криминальное хозяйство -система взаимосвязанных транснациональных преступных промыслов.

Теневых «двойников» имеют почти все институты мирового хозяйства. Так, если главными субъектами легального мирового хозяйства являются транснациональные корпорации и национальные правительства, то их аналог в мире нелегального бизнеса - это

2 В отечественной литературе комплексное представление о криминальных глобальных проблемах только начинает формироваться. Специалисты предпочитают анализировать их по отдельности, в результате чего «за деревьями часто не видно леса». Достаточно упомянуть, что единственное исследование (причем, скорее публицистическое, чем научное), посвященное контрабанде в целом как явлению, органически присущему современному мировому хозяйству, было опубликовано более 15 лет назад [3]. Целостных исследований по криминальной глобализации в российской литературе нет вообще.

Таблица 1

Двойная структура современного мирового хозяйства [4]

Основные компоненты легального мирового хозяйства | Основные компоненты нелегального мирового хозяйства _________________________Международное движение товаров окончательного потребления______________________________

Легальная торговля легальными товарами

Контрабанда - нелегальная торговля нелегальными (наркотики, оружие) и легальными (сигареты, автомашины) товарами

Международное движение факторов производства

Легальная миграция рабочей силы Нелегальная миграция, торговля людьми

Легальное движение сырьевых ресурсов ископаемые, древесина) (полезные Контрабанда сырьевых ресурсов (нефть, алмазы, останки редких животных)

Легальное движение капиталов Международное отмывание денег

Легальное движение информационных (ноу-хау, патенты) ресурсов Экономический шпионаж, торговое «пиратство»

международные криминальные группировки (колумбийские наркокартели, итальянская мафия, китайские триады и т. д.), национальные по происхождению, но транснациональные по масштабам деятельности, координирующие свою деятельность друг с другом. Если в легальной экономике интернационализация ведет к формированию региональных блоков (ЕС в Западной Европе, НАФТА в Северной Америке), то в нелегальной экономике возникают образования типа «Андского треугольника» в Латинской Америке или «Золотого треугольника» в Юго-Восточной Азии, где также идет кооперация национальных преступных организаций.

Среди криминальных транснациональных промыслов можно выделить два блока. Наиболее существенны проблемы, связанные со взаимоотношениями «богатого Севера» (развитых стран) и «бедного Юга» (развивающихся стран). Однако есть и криминальные транснациональные промыслы, связанные, в основном, с самими развитыми странами.

Возникновение и развитие международных криминальных промыслов стало, прежде всего, побочным результатом раскола мира на «богатый Север» и «бедный Юг». С одной стороны, развитые страны Запада (Западная Европа, Северная Америка, Япония) достаточно богаты, чтобы люди «золотого миллиарда» удовлетворяли свои самые изощренные потребительские запросы, даже если официальная мораль не позволяет делать это открыто. Спрос на наркотики для богемы и хиппи, на предметы искусства для богатых снобов, на малолетних детей для бездетных семей встречается с предложением этих благ со стороны преступного мира стран перифе-

рийного капитализма. С другой стороны, страны периферийного капитализма остро нуждаются во многих плодах западной цивилизации (престижные потребительские товары, современное оружие), но не имеют средств для их приобретения на легальных рынках. Предложение этих товаров уже обеспечивают преступные организации развитых стран.

В итоге формируется параллельный официальному, нелегальный мировой рынок, контролируемый в основном организованной преступностью стран периферийного капитализма.

Нелегальный мировой рынок включает контрабанду как запрещенных товаров (наркотики, оружие), так и вполне легальных (алмазы, сигареты, автомашины), а также легальную торговлю подделками («пиратскими» имитациями) и нелегальную миграцию:

1. Наркобизнес.

2. Нелегальная торговля оружием.

3. Контрабанда легальных сырьевых товаров.

4. Подделка товарных марок.

5. Нелегальная миграция [4].

Экономическое развитие богатых стран

Севера также продуцирует криминальную глобализацию, но несколько иного плана. Наиболее важные криминальные глобальные проблемы, возникающие во взаимоотношениях развитых стран, - это:

1) контрабанда легальных потребительских товаров;

2) отмывание денег и сокрытие доходов;

3) компьютерная преступность;

4) экономический шпионаж.

Широкое развитие проблем нелегальной

экономики в глобальном масштабе ведет к

парадоксальному результату. Казалось бы, интеграция национальных хозяйств в единую глобальную сеть должна вести к повышению контроля за экономикой. Такая тенденция действительно есть, однако наряду с ней действует и диаметрально противоположная: многие географические области и секторы экономики выпадают из-под контроля государственных и общественных организаций. При этом они остаются интегрированными в мировое хозяйство; более того, как раз интеграция в мировое хозяйство и стимулирует их специализацию на различных криминальных промыслах.

В 1980-е гг. исследователями «империй» наркобизнеса (в первую очередь, в Латинской Америке) был пущен в оборот термин «серые зоны» - по аналогии с лексиконом летчиков, которые так называют участки местности, недоступные радарному контролю. Сейчас «серые зоны» - это понятие не только географическое, но и структурно-экономическое.

Международный финансовый бизнес во всем мире устойчиво «сереет». «Серую» окраску приобретает международная Интернет-экономика, бурно растущее дитя НТР.

Противники глобализации опасаются, прежде всего, «нового международного порядка», который, по их мнению, несет угрозу глобального тоталитаризма. На наш взгляд, глобализация несет в себе зародыши не только «международного порядка» (который может кому-то нравиться, а кому-то нет), но и «международного беспорядка» (который не нравится никому, кроме откровенно антиобщественных сил) в форме криминальной глобализации.

В XXI в. миру нужно искать «золотую середину».

Решение этих проблем, связанных с криминальным характером глобальных экономических процессов, предполагает международное сотрудничество. Рост криминализации мировой экономики стимулировал объединение международного сообщества в борьбе с отмыванием незаконных доходов, создание соответствующих международных организаций. В результате на данный момент функционирует ряд международных организаций, действующих в сфере борьбы с отмыванием нелегальных доходов.

В июле 1989 г. в Париже на совещании глав государств и правительств стран «большой семерки» с участием президента Комиссии Европейского сообщества была создана Международная комиссия по борьбе с отмыванием капиталов (Financial Action Task Force - FATF или ФАТФ1).

Цели ее создания - всесторонняя оценка результатов оперативных мероприятий по предотвращению использования банковской системы и финансовых учреждений для отмывания нелегальных денег, разработка проектов (эталонов) законодательных актов и превентивных (предупредительных) мер в этой области, а также повышение уровня координации совместных действий стран -участниц. За прошедший период ФАТФ превратилась в одну из наиболее авторитетных и влиятельных международных структур по борьбе с преступностью в финансовой сфере.

В структуре ФАТФ функционируют три рабочие группы, занимающиеся:

1) статистикой и изучением используемых преступниками методов и схем легализации незаконных денег;

2) юридическими вопросами;

3) разработкой рекомендаций и конкретных предложений в области административно-финансовых мер противодействия преступности в данной сфере [1].

Значительную роль в борьбе с отмыванием нелегальных денег играет Организация Объединенных Наций (ООН).

В июне 1998 г. на 20-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной борьбе с преступностью в финансовой сфере и противодействию обороту наркотиков на мировой арене, был одобрен План действий против отмывания денег (Action Plan against Money Laundering - APML), в соответствии с которым Департамент общественной безопасности секретариата ООН издал специальную брошюру: «Глобальная программа ООН против отмывания денег» [5]. В Программе, разработанной Департаментом ООН по контролю за распространением наркотиков и предупреждению преступности, даются характеристики и развернутое правовое определение ряда преступлений в финансовой сфере, связанных, в част-

1 В специальной литературе иногда используется первоначальное название этой организации - Financial Action Task Force on Money Laundering (FATFML).

ности, с легализацией незаконных доходов, противоправными операциями с имуществом, сокрытием имущества и доходов от его использования, отмыванием нелегальных денег и др.

В преамбуле к документу отмечается, что в современной глобальной экономике преступные группировки и отдельные физические лица получают огромные доходы от торговли наркотиками, контрабанды оружия, мошенничества в денежно-финансовой сфере и пр. Поэтому, считают эксперты, пресечение деятельности по отмыванию денег концептуально должно строиться на общей для всех государств мира основе. В свою очередь, каждое государство обязано разработать стратегию такой борьбы, учитывающую национальные особенности и специфику местных условий. Комплексные меры должны базироваться на мировой практике и включать в себя следующие направления деятельности:

- постоянное отслеживание новых схем отмывания денег и обмен этой информацией на межгосударственном уровне;

- изучение методов перемещения денежных средств, в том числе сопоставительный анализ методов, применяемых наркокартелями, торговцами оружием, террористами;

- отслеживание процессов проникновения организованной преступности в сферу политики и государственные структуры с использованием незаконно полученных капиталов;

- постоянное ужесточение порядка отчетности банков о клиентуре путем применения за его нарушение таких жестких мер, как уголовное преследование, штрафы, изъятие лицензий;

- анализ влияния преступной деятельности по отмыванию денег на национальные правоохранительные органы и экономические структуры;

- отслеживание процессов сращивания организованной преступности с легитимными финансовыми институтами;

- усиление контроля за деятельностью небанковских финансовых организаций и учреждений, а также за функционированием некоммерческих структур, создающих различные благотворительные фонды (кассы);

- поэтапное введение универсальных международных стандартов и жестких нор-

мативных требований для банковских структур на основе рекомендаций международных организаций: ФАТФ, Общества по международным межбанковским финансовым телекоммуникационным системам (SWIFT) и др.;

- постоянное совершенствование работы государственных органов и служб, занимающихся пресечением преступной деятельности по отмыванию денег.

На международном уровне борьба с отмыванием денег ведется также в рамках созданных по подобию ФАТФ Международных региональных организаций (Азиатско-Тихоокеанская группа (APG), Группа стран Карибского бассейна (CFATF), Группа стран Южной и Восточной Африки (ESAAMLG), Комитет экспертов Совета Европейского сообщества по оценке мер противодействия отмыванию денег (PC-R-EV)). Группа экспертов по вопросам отмывания денег Межамериканской комиссии по контролю за злоупотреблением использования наркотических веществ (CICAD) отслеживает введение Плана действий по борьбе с отмыванием денег, принятого в Буэнос-Айресе в 1995 г. на встрече министров стран Западного полушария.

Особое место в системе международных организаций занимает Интерпол - мощная и авторитетная международная организация, которая в своей деятельности значительное место уделяет борьбе с отмыванием «грязных» денег, расследованию разнообразных экономических преступлений, носящих международный характер, а также сбору, накоплению и анализу различной информации о совершаемых в различных странах самых серьезных преступлениях и махинациях.

Сотрудничество национальных подразделений финансовой разведки (национальных органов по борьбе с отмыванием денег) ведется в рамках Группы «Эгмонт» (Egmont Group), созданной в 1995 г.

Среди других достаточно известных и влиятельных международных организаций следует отметить:

• Организацию стран ЕС по борьбе с коммерческой преступностью (Commonwealth Commercial Crime Unit - CCCU), которая объединяет 49 стран-участниц, обеспечивает входящие в нее государства необходимой информацией о правонарушениях международного характера в экономической сфере;

• Офшорную группу по банковскому контролю (Offshore Group of Banking Supervisors), которая организует сотрудничество в области борьбы с отмыванием денег в международных офшорных центрах и свободных экономических зонах;

• «Бернский клуб», объединяющий представителей различных правоохранительных органов ряда западноевропейских государств, основное направление работы которого - обеспечение эффективного обмена информацией между участниками;

• Международную организацию контроля в сфере обращения ценных бумаг (International Organization of Securities Commissions - IOSCO), объединяющую представителей контролирующих органов (136 членов из более чем 70 стран) в области рынка ценных бумаг;

• Службу по обеспечению безопасности бизнеса при Международной торговой палате (Business Security Services of the International Chamber of Commerce), которая занимается борьбой с различными видами преступлений в области международной торговли и банковских расчетов;

• Международное морское бюро (International Maritime Bureau - IMB), осуществляющее борьбу с экономическими преступлениями, совершаемыми на морском транспорте, прежде всего, с контрабандой, в том числе валюты;

• Международную ассоциацию следователей по борьбе с подделкой кредитных документов (IACCY);

• Международную ассоциацию профессиональных офицеров безопасности банков (IAPSO).

Деятельность перечисленных организаций позволила создать довольно обширную нормативную базу, регламентирующую международное взаимодействие по рассматриваемому вопросу. Наряду с ранее названными документами ООН основополагающими международными документами, имеющими непосредственное отношение к вопросу противодействия отмыванию денег, являются:

• Конвенция ООН от 20 декабря 1988 г. «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» (Венская Конвенция).

• Конвенция Совета Европы от 8 ноября 1990 г. «Об отмывании, выявлении,

изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» (Страсбургская Конвенция).

• Конвенция Организации Объединенных Наций 2000 г. против транснациональной организованной преступности.

• Директива Совета Европы 1991 г. № 91/308/ЕЕС «О предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег».

• Заявление Базельского комитета по банковскому контролю (Basle Comitee on Banking Regulations and Supervisory Practices) от 12 декабря 1988 года «О принципах регулирования работы банков, осуществления практического контроля за их деятельностью и предупреждения криминального использования банковских систем для отмывания денег» (в дальнейшем «Базельское соглашение»).

• Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергские принципы, подписанные 30 октября 2000 г. одиннадцатью ведущими банками мира). (Полный текст межбанковского соглашения «Wolfsberg a ML Principles» см. [4]).

• Европейская конвенция 1957 г. «О выдаче».

• Европейская конвенция 1959 г. «О взаимной правовой помощи по уголовным делам».

• Политическая декларация Европейского Союза о глобальном плане действий в финансовой сфере (Неаполь, Италия, 23.11.1994 г.).

• Специальное Руководство Банка международных расчетов (БМР) по противодействию отмыванию денег, потребовавшее от руководства финансовых институтов (организаций) идентифицировать своих клиентов и тесно сотрудничать с национальными исполнительными органами.

• Директива Совета ЕС № 91/308/ЕЕС от 10.07.1991 г. «О предотвращении использования финансовой системы для отмывания денег» (The ЕС Money Laundering Directive).

1. Бобырев В.В. Теневая экономика и деятельность международных и правоохранительных организаций. М., 2002.

2. Жилин Ю. // Свободная мысль - XXI. 2002. № 4.

3. Зеленский Ю.И. Контрабанда - язва империализма. М., 1985.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика. М., 2006.

5. United Nations Global Program against Money Laundering (GPML). N. Y., 1998.

6. www.vlast.kommersant.ru.

Поступила в редакцию 14.03.2007 г.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

А.В. Кривов

Krivov A.V. Work improvement of the institutions of state administrative management of real estate objects. State administrative management of real estate makes a reality of regional conceptions of economy development, first of all, investment policy and, therefore, is of primary importance for steady development and rational management of the regions, for the improvement of the population’s wealth and economic opportunities for small-scale business. State plays a very important role in defining the legal status of rights of property to real estate and in providing the infrastructure used for forming and taking into account these rights what contributes to their effective application. The united cadastre of real estate and the register of rights are the key tools of state administrative management of real estate in regions. The availability of the single department having functions of administrative management of real estate is an optimal decision, especially for the regions. This will allow excluding the possibility of discrepancy and redoubling of their activity.

Региональные земельно-имущественные отношения имеют первостепенное значение для обеспечения устойчивого развития, рационального управления регионами, благосостояния населения и экономических возможностей как для сельских, так и городских жителей любых регионов России, в особенности для малоимущих1 слоев населения. В связи с этим исследования в сфере управления земельно-имущественным комплексом регионов и анализ конкретных мер по решению проблем, имеющих отношение к недвижимому имуществу, давно вызывали повышенный интерес у региональных органов власти и, соответственно, различных научных учреждений в России и общественных организаций. Ведь все понимают, что государственно-административное управление

недвижимостью претворяет региональные концепции развития экономики, в первую очередь инвестиционной политики регионов, в реальность.

Однако не всегда материалы таких исследований, если даже они все же проводятся в отдельных субъектах Российской Федерации, доводятся до сведения руководителей,

1 П. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.

ответственных за региональную политику, и других заинтересованных сторон, чтобы обеспечить получение максимальных экономических и социальных результатов. Вследствие этого дискуссии по проблемам управления земельно-имущественным комплексом в регионах России зачастую разворачивались скорее вокруг уже сложившихся концепций и идеологизированных мнений (например, по каким нормам предоставлять социальное жилье), а не представляли собой всесторонний анализ потенциальной роли регионального управления земельно-имущественным комплексом в развитии общества в широком смысле, возможности вмешательства государства в эту сферу деятельности, а также механизмов, которые могут быть использованы для достижения наиболее важных социально-экономических целей. При отсутствии результатов такого анализа потенциал управления региональным земельно-имущественным комплексом как катализатора социальных и экономических преобразований зачастую реализуется не полностью.

При проведении анализа и разработке региональной политики в отношении земельно-имущественного комплекса различных регионов России должны учитываться

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.