КРИМИНАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Е. Ю. Стрижов
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы, касающиеся резкого роста преступности в современном российском обществе, появления бездомных и беспризорных, отказа от высших идеалов своего бытия в пользу личной выгоды и других негативных социальных явлений, которые заставили ведущих психологов России обратиться к проблеме нравственного сознания общества. А. Л. Журавлёв, А. В. Юревич, М. И. Воловикова, В. Е. Семёнов, А. А. Гостев и другие считают криминализацию нравственного сознания общества одним из психологических факторов его функционирования.
Статья посвящена психологическому анализу этого фактора. В ней дан обстоятельный анализ нравственных ценностей, представленных в сознании различных групп общества. Показано значение и влияние на поведение людей традиционных нравственных ценностей нашего общества, универсальных (общечеловеческих) ценностей, ценностей протестантизма. Показаны различия между этими этическими системами, как религиозными, так и светскими.
Автором установлена связь криминального поведения личности с нравственными ценностями, особенно с ценностями индивидуализма, прагматизма и утилитаризма. Показана их противоположность традиционным нравственным ценностям русского общества.
Статья содержит большой статистический материал о доминирующих нравственных ценностях в гендерных, воз-
растных, профессиональных, образовательных группах. Приведены данные об особенностях нравственного сознания преступников-рецидивистов (мошенников), отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы. Эти данные подтверждают теоретические положения статьи. Приведены результаты психологического исследования нравственного и правового сознания современной российской молодежи, а также теоретического анализа современных трудов в области психологии нравственности.
Доказано влияние ценностей прагматизма, индивидуализма и потребительства на криминализацию морального сознания современной молодежи. Проведен сравнительный анализ отношения к криминальным ценностям социальных групп молодежи, отличающихся по возрасту, образованию, полу и профессиональной принадлежности.
Ключевые слова: традиционные нравственные ценности, ценности протестантизма, универсальные и общечеловеческие ценности, криминальные ценности, экономическая преступность.
Современные исследования нравственности обычно проходят в пределах сложившихся этических парадигм: деонтологии, аретологии, фелицитоло-гии и аксиологии. Недостатком многих исследований на эту тему было изучение «идеальных» этических систем, в которых этические ценности, нормы и принципы сочетаются друг с другом, образуя безупречное, с точки зрения ло-
гики, иерархическое дерево. Применение выводов и положений психологической антропологии и этики человеческого бытия С. Л. Рубинштейна позволяет нам уйти от абстрактных рассуждений о добре и зле, применить положения принципа детерминизма к человеку в системе морально-правовых отношений как носителю нравственных ценностей.
Современное духовно-нравственное направление отечественной психологии построено на изучении роли нравственных ценностей в нашей культуре. Психологами, работающими в этом направлении, сделано несколько важных выводов об особенностях нравственного сознания современного российского общества. В систему его ценностей наряду с традиционными ценностями русского общества входят и другие ценности, заимствованные из иностранных религиозных и светских этических систем.
Наиболее широко в сознании нашего общества представлены религиозные ценности русского православия. Совесть образует сердцевину личной и соборной жизни русского православного христианина. Православный человек относится к смыслам христианской истины как к свету, идущему из глубины собственной совести. Нравственное совершенство для него—это непрерывный и бесконечный процесс приобщения к божественному идеалу. Загробная жизнь для православного христианина зависит только от его нравственного совершенства, безгрешности или греховности. В православии спасение человека понимается не как избавление от вечных наказаний благодаря наличию заслуг, а как процесс
духовного освящения и преображения человеческой личности. И. Ильин считал, что православие сводится к этике, личному пути и подвигу, описанию способов достижения духовного совершенства, а западное — к правилам, регла-ментациям, объяснениям. Исследования К. А. Абульхановой, М. И. Волови-ковой, Л. Л. Дикевич, О. П. Николаевой, В. Е. Семенова, О. К. Серовой свидетельствуют о том, что наши граждане сохраняют свои исконные ценности и психологические черты.
Менее значительную, но более агрессивную группу составляют ценности протестантизма. Деньги и частная собственность считаются священными, то есть высшими ценностями. Труд также является высшей ценностью, которая освящает прибыль и выгоду. Прибыль, полученная не честным и производительным трудом, а с помощью обмана и мошенничества, в протестантизме считается греховной. Однако грех можно искупить, выполнив «минимум добрых дел», то есть определенные заповеди. Выполняя так называемые евангельские советы, человек получает «сверхдолжные заслуги». Протестантизм подчеркивает ценность собственных достоинств личности и долгом человека перед самим собой.
Ценности протестантизма [3, 4] легли в основу современных светских этических систем, утверждая нормы утилитарно-рационалистической морали. Если отойти от религиозного толкования нравственных норм, то можно увидеть, что в светских этических системах отсутствует понятие греха и вместе с тем утверждается незыблемость трех главных ценностей: свободы (прав человека), ненасилия, гума-
низма. Полноценное завершение религиозные нравственные нормы протестантизма нашли в либеральных этических системах.
Протестантская этика связывала успех человека в мирских делах с перспективой его спасения после смерти, и эта перспектива тем самым выступала мощным стимулом к упорному труду, бережливости, вкладыванию накопленного богатства в развитие своего дела. Производная от нее светская этика лишена идеи спасения души посредством труда, но ее носители по-прежнему считают труд главным смыслом своей жизни. Они убеждены, что упорный труд всегда вознаграждается, осуждают праздность и лень. Протестантизм составляет основу американского образа жизни, носителями и проводниками которого являются граждане США — белые англосаксонские протестанты (WASP). Особое место представители данной культуры отводят индивидуализму. К числу фундаментальных ценностей относится «личный успех».
Психологи давно стремились представить ценности общества в виде организованной, взаимосвязанной, поддающейся объяснению системы социальных норм. Некоторые из них включали в свои теоретические конструкции и нравственные нормы, стремясь обосновать их психологическую, а не только этическую основу. Так, Л. Колберг в своей стадиальной теории морального развития обосновал универсальный характер следующих одиннадцати ценностей: законы и нормы; совесть; способность выразить свои чувства; авторитет; гражданские права; договор, доверие и справедливость в обмене; наказа-
ние и справедливость; ценность жизни; ценность и права собственности; правда или истина; любовь и секс [6, 7].
В настоящее время активно применяется методика для психодиагностики универсальных ценностей Ш. Шварца и У. Билски (Schwartz & Bilsky, 1987) [5]. Она используется в кросс-культурных исследованиях, имеет достаточно разработанную теоретическую основу и считается эффективной для изучения ценностей групп и отдельных индивидов. Универсальными, общечеловеческими, присущими все людям, авторы теории и методики считают 10 ценностей, некоторые из них имеют нравственную нагрузку.
Как видно из списка шкал, они построены на ценностях индивидуализма и прагматизма. Другие методики, построенные по такому же принципу, диагностируют нравственное сознание человека с точки зрения его утилитаризма, рационализма, но никак не с точки зрения традиционных нравственных ценностей русского общества. К ним относятся зарубежные методики на самоактуализацию личности, ее социальную компетентность, отношение к социальным нормам, к себе и другим людям. Вполне объяснимо, что полученные результаты не могут объяснить ни добросовестного отношения российской молодежи к своему труду, ни к совершенному ими обману или мошенничеству.
О своеобразном отношении молодых людей к нормам протестантской трудовой этики свидетельствуют исследования М. И. Магуры и В. С. Магу-на [4]. Суммарный индекс протестантской этики не дал значимых корреляций с экспертными оценками реального труда. Нравственное сознание мо-
лодежи содержит ценности, заимствованные из различных этических систем, как светских, так и религиозных. У современных молодых людей, как показывают наши исследования, нет стройной, осмысленной системы нравственных ценностей. Вместо нее сложился конгломерат нравственных представлений, невербализованных смыслов, стереотипов, в котором доминируют ценности индивидуализма, прагматизма и личного успеха, заимствованные из американской этической системы. В ней проявляются общечеловеческие ценности гуманизма и свободы. В ней обнаруживаются также ценности гедонизма и «вечной жизни», взятые из индуистской религии. В ней явно просматриваются ценности криминального мира с его «понятиями» о справедливости. И в то же время в ней представлены традиционные ценности доброты, любви, милосердия. Соотношение этих противоречивых ценностей, как показывают результаты наших исследований, определяется жизненным опытом, возрастом, содержанием трудовой деятельности.
Выявлены гендерные, возрастные, образовательные и профессиональные особенности нравственных ценностей у экономически активного населения. При обследовании 989 мужчин и 1478 женщин установлено, что женщины превосходят мужчин по составу и структуре этих ценностей ф < 0,012), отрицательному отношению к эгоизму ^ < 0,0001), расчетливости и прагматизму ф < 0,001). Они чаще используют нравственные альтернативы и опираются на нравственные смыслы при принятии решений о способе получения материальных благ.
Выявлено, что высокий уровень образования связан с более высокой долей традиционных нравственных ценностей (ответственности, добросовестности, трудолюбия) в сознании людей. Так, группа с высшим образованием (1073 чел.) превосходит группу со средним специальным (858 чел.) и средним образованием (536 чел), причем это превосходство имеет абсолютную статистическую значимость ф < 0,0001).
Структура нравственных ценностей тесно связана с возрастом. Она проявляется на каждом возрастном периоде, но её максимальные показатели проявляются к 40 годам. Наше исследование возрастных групп показало, что группы в возрасте до 20 лет (191 чел.), от 20 до 30 лет (1202 чел.), и от 30 до 40 лет (704 чел.) не отличаются по составу ценностей. Однако все они уступают более старшим возрастным группам от 40 до 50 лет (270 чел.) и старше 50 лет (100 чел.) тем сильнее, чем выше возрастные различия ^ < 0,0001).
Установлена профессиональная обусловленность содержания нравственной сферы сложностью и ответственностью выполняемой деятельности. Эта закономерность проявилась при обследовании 10 профессиональных групп. Наивысшие показатели — 29,22 и 26,76 балла — зафиксированы у сотрудников милиции (51 чел.) и военнослужащих (172 чел.), чья служебная деятельность подчинена интересам воинского и служебного долга, строго регламентирована и сопровождается регулярным воспитательным воздействием в системе профессиональной подготовки. Отличия в надежности этих двух групп от остальных статистически значимы ф < 0,001). Торговые ра-
Таблица 1
Распределение средних значений нравственных и универсальных ценностей у надежных граждан и мошенников (Ш = 2457]
Универсальные ценности по Ш. Шварцу и нравственные ценности по ЛО НН Средние значения по уровням нравственно-правовой надежности
Высокий 81 чел. Средний 1012 чел. Мошенники 1344 чел. 2457 чел.
Доля нравственных ценностей - честности, добросовестности, справедливости, ответственности ,778 ,533 ,153 ,403
Ценности саморегуляции - независимость от социальных норм 20,38 31,34 37,92 31,70
Ценности стимулирования -конкуренция 12,73 23,14 27,54 23,03
Ценности гедонизма -стремление к чувственным удовольствиям 14,18 24,67 27,15 22,86
Ценности власти над людьми 15,99 28,51 32,07 26,68
Ценности достижения -личный успех 21,28 32,22 35,30 32,42
Индекс нравственно-правовой надежности 70,15 39,16 -26,77 19,33
ботники (282 чел.) и рабочие торговли (391 чел.) имеют значимые отличия от остальных групп, но не различаются между собой. Группа осужденных мошенников-рецидивистов (257 чел.) имеет абсолютно значимые различия со всеми профессиональными группами.
Можно утверждать, что в современном российском обществе активно утверждаются ценности индивидуализма, прагматизма, рационализма, которые при отсутствии национальной идеи, неэффективной борьбы с коррупцией наряду с несовершенством экономических отношений прогрессируют в сторону эгоизма, корысти и отрицания моральной ответственности человека. Выявить эти негативные тенденции существующими западными методика-
ми невозможно. На виду оказываются лишь последствия изменения нравственных ценностей общества. Растет количество не только детей, брошенных своими родителей, но и стариков, брошенных своими детьми. Количество случаев мошенничества выросло за 10 лет втрое (1995-2005 гг.) с 67824 до 201941 и имеет тенденцию к ежегодному росту в 15 %.
Картина истинного нравственного состояния общества проясняется, когда психологи применяют традиционные нравственные ценности для оценки личности и социальной группы. Об этом свидетельствуют результаты исследования нравственной сферы осужденных, проведенные И. А. Кудрявцевым, который оценил моральное развитие преступников с помощью
семи смертных грехов и добродетелей, содержащихся в священных писаниях мировых религий. Он получил данные о тесных связях преступления с нравственными ценностями личности. Аналогичные выводы были получены и нами. Наши исследования показали интересное соотношение традиционных и универсальных нравственных ценностей у людей, имеющих разный уровень нравственно-правовой надежности. Традиционные нравственные ценности (честность, трудолюбие, справедливость, ответственность) и универсальные ценности индивидуализма находятся в состоянии конфликта, и по мере усиления одной из сторон происходит выбор человеком способа получения материальных благ. Как видно из таблицы, по мере усиления универсальных ценностей — эгоистических ценностей самовозвышения над людьми (по Ш. Шварцу) — в сознании снижаются доля и роль традиционных ценностей. Характерно, что максимальные показатели по эгоистическим ценностям и минимальные — по традиционным нравственным ценностям имеют мошенники, образующие низкий уровень нравственно-правовой надежности. Основания для такого вывода приведены в таблице 1.
На аморально-криминальной стадии (мошенники-рецидивисты) традиционные нравственные ценности вообще отсутствуют, в то время как универсальные ценности имеют максимальные значения, превышающие средние данные по всей выборке. Именно эта группа, имеющая отрицательные показатели нравственной надежности, совершила 100 % преступлений из числа всей выборки (2457 чел.).
Ориентация на «общечеловеческие», эгоистические и прагматические универсальные ценности, не свойственные нашей культуре, ослабляет нравственно-смысловую детерминацию поведения в ее позитивном значении, следствием чего могут быть хищения имущества, финансовых активов, баз данных, предательство, мошенничество, продажа коммерческих секретов конкурентам.
Результаты корреляционного анализа (табл. 2)свидетельствуют о том,что традиционные нравственные ценности имеют сильные отрицательные связи с ценностно-смысловыми детерминантами мошенничества (универсальными ценностями). Судя по модальности и знаку коэффициента (-0,592), они определяют резко отрицательное отношение к мошенничеству и обману. Нравственные ценности трудолюбия, добросовестности, честности, справедливости, сострадания к ближнему не согласуются с ценностями власти, самовыражения, эгоизма, чувственных удовольствий, независимости от других людей. Универсальные ценности находятся в оппозиции к традиционным нравственным ценностям.
Чем менее надежен человек, чем более он склонен к недобросовестному труду, лени, обману и мошенничеству, тем меньшую роль в регуляции его поведения играют традиционные нравственные ценности и тем выше роль в его сознании ценностей саморегуляции (независимости и автономности), самостимулирования (конкуренции), гедонизма, власти и достижения личного успеха. Ценности альтруизма у мошенников (0,687 балла) в 10 раз ниже, чем средние значения этого показателя по
Таблица 2
Корреляции ценностей и отношения социальных групп к мошенничеству (Ш = 2457]
Личностные ценности ТНЦ ОМ ЦН ЦК ЦГ ЦВ ЦД
Традиционные нравственные ценности (ТНЦ) 1 -,592** -,100* -,062 -,260** -,338** -,031
Одобрение мошенничества (ОМ) -,592** 1 ,257** ,250** ,399** ,339** ,233**
Ценности независимости (ЦН) -,100* ,257** 1 ,530** ,410** ,489** ,531**
Ценности конкуренции (ЦК) -,062 ,250** ,530** 1 ,553** ,512** ,620**
Ценности гедонизма (ЦГ) -,260** ,399** ,410** ,553** 1 ,466** ,527**
Ценности власти (ЦВ) -,338** ,339** ,489** ,512** ,466** 1 ,584**
Ценности достижения (ЦД) -,031 ,233** ,531** ,620** ,527** ,584** 1
* Корреляция на уровне р < 0.05;**корреляция на уровне р < 0.01.
выборке 2467 человек (7,270 балла), а ценности труда — в 5 раз (2,031 балла против 9,583).
В таблице 3 показаны различия в структуре личностных смыслов у двух противоположных групп: нравственно надежных лиц и осужденных мошенников-рецидивистов.
Традиционные нравственные ценности для мошенников не имеют смысла и практически отсутствуют в их сознании. Более половины смыслов их поведения (0,508) составляют смыслы корысти в различных вариантах объяснений, а остальную часть занимают невербали-зованные смыслы («так принято», «все воруют», «не обманешь — не продашь»).
45 % мошенников совершенно не учитывают нравственные ценности в своем поведении. Правовые ценности мошенники также отрицают. 30 % осужденных мошенников оправдывали уголовное преступление личной выгодой и получением удовольствия, 52 % — слабостью наказания, а 48 % намеревались уклониться от уголовной ответственности с помощью подкупа сотрудников МВД.
Вывод. Противодействие нравственным ценностям индивидуализма, прагматизма, нормам («понятиям») криминального мира является важной и нерешенной научной и практической проблемой. В целях противодействия
Таблица 3
Доминирующие личностные смыслы поступков нравственно надежных лиц и мошенников-рецидивистов
Контрастные группы Распределение частот по смыслам поступка
Традиционные нравственные ценности Ценности личной выгоды Правовые ценности Невербализован-ные смыслы
Нравственно надёжные лица 81 человек В пределах 0,633-0,723 В пределах 0,00-0,021 В пределах 0,15-0,528 В пределах 0,00-0,08
Осужденные мошенники 257 человек 0,02 0,508 Отрицаются 0,453
ценностно-смысловым детерминантам преступности необходимо проводить дальнейшие теоретические исследования в рамках нравственно-психологического подхода, критически относиться к теории и методам зарубежной психологии. Следует учитывать состав и динамику развития ценностей в сознании социальных групп, противодействовать нормам эгоистической и прагматической морали, противопоставляя им традиционные нравственные ценности нашего общества.
Литература
1. Нравственность современного российского общества: психологический анализ / отв. ред. А.Л. Журавлёв и А.В. Юревич. М.: Ин-т психологии РАН, 2012. 413 с.
2. Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / отв. ред. М.И. Во-ловикова. М.: Ин-т психологии РАН, 2011. 320 с.
3. Психологические исследования духовно-нравственных проблем / отв. ред. А.Л. Журавлёв, А.В. Юревич. М.: Ин-т психологии РАН, 2011. 480 с.
4. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.
5. СажинА. В. Психологические факторы нравственной устойчивости личности: дис. ... канд. пси-хол. наук. М.: СГА, 2014.
6. Семёнов В.Е. Российская полиментальность и социально-психологическая динамика на перепутье эпох. СПб.: С.-Петерб. ун-т, 2008.
7. Стрижов ЕЮ. Личность мошенника: нравственно-психологический анализ : монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. 374 с.
8. Стрижов ЕЮ. Нравственно-психологические детерминанты мошенничества : дис. . д-ра пси-хол. наук. М.: Академия управления МВД России, 2011. 400 с.
9. Стрижов ЕЮ. Нравственно-психологический подход—новая тенденция развития юридической психологии // Прикладная юридическая психология. 2010. № 2. С. 67-82.
10. Стрижов Е.Ю. Нравственно-правовая надёжность личности: психологическая модель и механизмы развития // Прикладная юридическая психология. 2009. № 4. С. 40-55.
11. Юревич А.В. Нравственность как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2009. № 4. С. 3-13.