6.УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС, КРИМИНАЛИСТИКА
КРИМИНАЛИЗАЦИЯ И ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
Мизяков Андрей Анатольевич, начальник заочного обучения филиала Краснодарского юридического университета в г. Черкесске.
Аннотация: В представленной статье автор высказывает мнение что, криминализация, декриминализация, пенализация и депенализация во многом зависят от законотворчества, которое нередко страдает своим качеством.
Ключевые слова: криминализация, декриминализация, преступление, наказание.
CRIMINALIZATION AND DECRIMINALIZATION IN CRIMINAL LAW
Mizjakov Andrey Anatolevich, the Chief of correspondence course of branch of the Krasnodar legal university Cherkessk.
Annotation. In presented article the author expresses opinion that, criminalisation, decriminalization, penalization and depenalization in many respects depend on lawmaking which quite often suffers the quality.
Keywords: criminalisation, decriminalization, a crime, punishment.
В науке уголовного права проблемам криминализации и декриминализации внимания уделяется недостаточно. Обычно эти институты упоминаются в процессе исследований эффективности отдельных законодательных актов, комплексных монографических работ, посвященных только аспектам криминализации и декриминализации, за время действия нового уголовного законодательства, то есть после 1996 года, мы не встретили. А ведь помимо этих институтов имеются близкие к ним: пенализация и депенализация. Более того, даже в юридических словарях этим институтам не отведено ни одного пояснения (объяснения).
В основе криминализации должна присутствовать в первую очередь общественная опасность деяния. Необходимо учитывать состояние, причины и условия преступности или степень относительной распространенности тех или иных деяний, ущерб, который причиняется этими деяниями признаки, характеризующие субъект преступления либо личность преступника и другие факторы и обстоятельства.
В теоретическом направлении в настоящее время предпринимаются определенные попытки разработки концепции криминализации деяний. Так, например М.В. Бавсун особое внимание обратил на принятие и отмену уголовно-правовых норм в зависимости от происходящих в обществе социальных перемен, государственной идеологии и общественного правосознания, указав на то, что деятельность законодателя является целесообразной лишь в том случае, если она отвечает не только условиям, сложившимся на данный момент, но и общему направлению развития общества, основывающемуся на знании его объективных законов и потребностей. В связи с этим автор делает вывод, что целесообразность криминализации зависит
от следующих обстоятельств: 1) общественной опасности деяния, степени его влияния на общественные процессы и общественное сознание; 2) распространенности данного деяния и его удельного веса в общем состоянии преступности; 3) степени тяжести преступных последствий, характеризующейся размером причиненного вреда; 4) яркой антисоциальной направленности деяния и лица, противопоставляющего себя обществу.
К субъективным признакам проведения криминализации деяния следует отнести, прежде всего, политическую волю законодателя. Объективными признаками, указывающими на необходимость проведения криминализации надо считать степень общественной опасности деяния, экономическую обстановку в стране; нарушение законных интересов личности, то есть тех, которые уже закреплены в нормативных актах; криминологическую оценку деяния; показатели статистики; ратифицированные Россией нормы международного права и другие.
Антиподом криминализации является декриминализация. Декриминализация - это процесс установления оснований отпадения общественной опасности деяний, признания нецелесообразности уголовноправовой борьбы с ними и отмены их уголовной наказуемости.
Декриминализация предполагает исключение уголовной ответственности за ранее преступные и наказуемые деяния, и является «криминализацией со знаком минус».
При этом деяние может быть признано не преступным в целом, а так же и части деяния, что, например, было в составе нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ
1996 г.). В первоначальной редакции уголовная ответственность наступала за указанные действия, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба. Федеральным законом от 25 июня 1998 г. нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение крупного ущерба, было декриминализировано. А после принятия Федерального закона от 8 декабря 2003 г. перестало быть преступным и нарушение правил, повлекшее причинение по неосторожности средней тяжести вреда здоровью.
Чаще декриминализация преступного поведения проводится с одновременным признанием такого отклоняющегося поведения правонарушением другого вида (административным, гражданским, дисциплинарным).
Наряду с криминализацией деяний в юридической печати бурно обсуждаются проблемы декриминализации. Особо следует отметить, что такая полемика была вызвана законом от 8 декабря 2003 года. Отдельные исследователи без криминологических объяснений утверждают, что уголовная политика в Российском государстве нуждается в либерализации и смягчении положений Уголовного кодекса. Такое мнение не поддается логическому объяснению.
Мы солидарны с учеными, которые оценивая Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 8 декабря 2003 года, глядя на рост преступлений, констатируют тот факт, что гуманизация не представляется
Бизнес в законе
5'2009
эффективной мерой в борьбе с преступностью на современном этапе, а законодатель остается глух к тем многочисленным предложениям, которые высказываются учеными и практическими работниками, по совершенствованию уголовного законодательства.
В теории уголовного права в последнее время стали упоминать и о процессах, связанных с пенализацией. Пенализация состоит в установлении принципов и критериев применения наиболее строгого государственного принуждения за деяния, признаваемые преступными; в формулировании целей уголовного наказания; в определении его видов и размеров; в предложении иных мер уголовно-правового характера, необходимых и достаточных для воздействия на лиц, совершивших общественно опасные деяния. Совершенно справедливо отмечается в литературе, что пенализация есть количественная сторона криминализации, ее показатель, мерило.
Криминализация, декриминализация, пенализация и депенализация во многом зависят от законотворече-ства, которое нередко страдает своим качеством. На это обращают внимание как ученые, так и представители судебных и государственных органов.
Различные законы готовятся различными группами разработчиков - представителями различных направлений в науке и законодательной практике. Из-за этого часто возникают нестыковки по многим понятиям, используемым в тех или иных законах. Например, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы содержат иное, чем Гражданский кодекс, понятие «жилище», а это влечет за собой проблемы для правоприменителя.
В ряде случаев одни законы отсылают к нормам других, а те, в свою очередь, таких норм не содержат.
У нас отсутствует массовый, доступный для граждан печатный орган, где перед рассмотрением в первом чтении в Госдуме публиковались бы все законопроекты.
Нормы УПК РФ, признанные неконституционными, приводили к фактической безнаказанности значительного количества хулиганов, членов организованных преступных групп и экстремистских формирований, которые побоями терроризируют свои жертвы, зная, что их действия не влекут адекватной реакции со стороны правоохранительных органов.
Вместе с тем криминологами уже давно доказана закономерность, в соответствии с которой массовое непринятие мер по фактам хулиганства приводит к непременному увеличению всех видов тяжких и особо тяжких преступлений против жизни, здоровья, половой неприкосновенности.
Неслучайно поэтому общий коэффициент насильственных смертей в России в последние годы достиг запредельной величины - 70-80 убийств на 1000 тыс. жителей, что на порядок больше, чем в США, и на два порядка, чем в государствах Евросоюза.
Безусловно, на рост тяжких преступлений влияет множество факторов, и Конституционный Суд своим решением устранил только один из них. И законодатель обязан был прогнозировать влияние этого фактора.
Трудно согласиться с тем, что уголовно-правовая наука мало что может сказать о реальных последствиях принятия или отмены уголовного закона.
Это - наиболее уязвимая составляющая теории уголовного права, уголовно-правового мышления в целом. Она влечет многие последствия. Общество не может отказаться от уголовного закона как средства обеспечения социального мира. Но уровень знаний
обязывает субъектов уголовной политики, законодателя быть осторожными, хотя бы ввиду чрезвычайно высокой цены уголовно-правовых решений. К сожалению, как было показано выше, часто дело представляется так, как будто авторам хорошо известно, что ослабление репрессии усиливает преступность, а усиление ослабляет. Иногда делаются попытки маскировать неизвестность. Например, если речь идет о реформе 2003-2004 гг., то ссылки на статистику просто смешны. Она до сих пор в принципе не может отразить изменения в поведении, поскольку с момента внесения изменений прошел лишь год.
Стремительный рост накопления собственности у довольно узкой прослойки населения дает основание предполагать усиление криминальной активности небогатых групп населения, вызванной стремлением улучшить свое материальное положение за счет хищений или таких дерзких преступлений как вымогательство, вооруженное нападение на объекты хранения материальных ценностей.
Негативным будет и воздействие на криминальную ситуацию в России положение в Чеченской Республике. Можно ожидать продолжения криминальных проявлений в виде террористических актов, захватов заложников, осуществления взрывов, имеющих целью дестабилизировать общественный порядок, привлечь внимание отечественной и мировой общественности к событиям, происходящим в республике. При любом варианте урегулирования конфликта не исключена возможность возвращения преступных элементов, участвующих сейчас в боевых действиях на территории Чеченской Республики, в те регионы России, где они ранее имели свои экономические интересы и осуществляли преступные замыслы.
С учетом дальнейшего снижения реального жизненного уровня определенной части жителей следует ожидать увеличения количества краж. Основными объектами преступного посягательства станут предметы питания, одежда, скот, что приведет к росту краж из квартир, дачных домиков, баз, складов и магазинов.
Согласно прогнозам специалистов МВД России, останется сложной криминогенная ситуация в экономике. Прогнозируется развитие организованных форм совершения экономических преступлений, рост коррупции. Следует ожидать расширения теневого бизнеса в кредитно-финансовой сфере, страховых, инвестиционных и благотворительных фондах. Международные криминальные структуры экономической и смешанной направленности активизируют деятельность по вывозу за рубеж редкоземельных и цветных металлов, валюты, легализации преступных доходов.
Сохранится тенденция развития организованной преступности. Будет происходить дальнейшая интенсивная консолидация криминальной среды, формирование теневых транснациональных и межрегиональных организованных структур, обеспечивающих крупные банковские мошеннические операции, хищение денег и материальных ценностей в крупных и сверх-крупных размерах, массированный подкуп чиновников, установление контроля за наиболее доходными отраслями экономики, получение сверхприбылей от бандитизма, иных корыстно-насильственных преступлений, от контрабанды, противоправных экспортноимпортных операций, оружейного, автомобильного, игорного и наркобизнеса, незаконной торговли антиквариатом и проституции.
Преступные объединения будут стремиться к захвату ключевых позиций в экономике путем сочетания на-
силия как средства борьбы для сферы влияния с рыночными формами легального и «тоневого» бизнеса. Продолжится дальнейший раздел территории страны и «отраслей» преступного бизнеса. Стремление обеспечить стабильность своей деятельности приведет к активизации действий лидеров преступной среды по выработке согласованных решений.
Прогнозируется усиление влияния преступных сообществ, формировавшихся на этнической основе.
Продолжится рост вооруженности группировок; формирования боевиков и телохранителей (их численность уже превышает 1 млн. человек), в том числе использующих для легализации владения оружием статус служб безопасности и охранных подразделений, будут активно применяться в качестве инструмента давления на представителей исполнительной и судебной властей, конкурентов, руководителей хозяйствующих субъектов, банкиров и предпринимателей.
Предполагается дальнейшее освоение новых видов и форм совершения преступлений, переход от вымогательства в отношении отдельных предпринимателей к «долгосрочным соглашениям» с хозяйствующими структурами о выплате твердо установленной дани.
Огромные денежные средства, которые находятся в обороте преступных сообществ, будут использоваться ими не только для подкупа должностных лиц, создания коррумпированной прослойки во всех звеньях государственного аппарата, обеспечивающей прикрытие преступных деяний, но и для усиления противодействия правоохранительной системе, подкупа и оказания силового давления на участников уголовного процесса.
РЕЦЕНЗИЯ
Криминализация, декриминализация, пенализация и депенализация как основные методы уголовной политики последние годы очень часто проявляются в законодательной деятельности Российской Федерации. Это объясняется неблагоприятной криминальной обстановкой в стране. Исследования проведенные диссертантом, а так же другими исследователями, показали, что современная государственная уголовная политика не отвечает криминальной обстановке, которая сложилась в России. Тенденции российской преступности настолько неблагоприятны, что можно констатировать угрозу национальной безопасности и сама Россия превращается в криминальное государство. Мы твердо убеждены в том, что в последние десять лет осуществляемые в Российской Федерации реформы уголовного, уголовно-процессуального и уголовноисполнительного законодательства направлены только в сторону сверхлиберализации, в том числе и в правоприменительной практике, они не сопоставляются с криминологическими реалиями и во многих случаях научно недостаточно обоснованы.
Ученые правоведы доказывают, что уголовная политика должна основываться на четком понимании того, каких изменений в состоянии, структуре и динамике преступности можно будет добиться, совершенствуя соответствующие институты и нормы. Без учета сказанного выше нельзя исключить возможность принятия законодателем решений, которые могут осложнить криминологическую обстановку в стране, вызвать рост рецидивной преступности и отрицательно повлиять на состояние общественного порядка.
Эти опасения подтверждаются, законодатель в ходе реформирования законодательства не обращает внимания на результаты криминологических исследова-
ний и не проводит криминологических экспертиз прежде чем предложить проект того или иного закона в Госдуму. В результате они оказываются низкого качества и не дают того эффекта в борьбе с преступностью, на который рассчитывал законодатель.
В Уголовный кодекс РФ за десять лет внесено свыше пятисот изменений или дополнений, естественно, что такое положение отрицательно сказалось на состоянии преступности. За эти годы регистрируемая преступность в России возросла примерно в три раза.
Криминологическая ситуация в России с каждым годом становится все более и более неблагоприятной. Идет тотальная криминализация общества. Только за один год в стране регистрируется столько преступлений, сколько в прошлом за целое пятилетие.
Законодатель не реагирует на выводы ученых-криминологов о том, что либерализация уголовной политики не оправдывает себя.
Исследования и социологические опросы показали, что абсолютное большинство граждан России требует усилить наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Такой же позиций придерживаются ученые-криминологического толка. Особую тревогу вызывает мораторий на смертную казнь. Отмена этого наказания к нелюдям - это преступление, совершенное против народа России.
Практически в современном мире идет настоящая мировая война только в новой форме - террористической.
Несмотря на рост преступности законодатель продолжает гуманизировать уголовное законодательство. Не находит одобрения среди ученых и работников правоохранительных органов фактическая декриминализация «простого» и «злостного» хулиганства.
Под стать уголовно-правовой гуманизируется и уголовно-исполнительная политика: смягчаются режимные условия, увеличиваются нормы питания и разнообразится ассортимент набора продуктов для приготовления пищи, повышается вес посылок и передач, больше становится свиданий с родными и близкими, повышаются размеры денежных сумм, которые можно расходовать на дополнительное питание и на приобретение предметов первой необходимости, улучшаются коммунально-бытовые условия жизни в тюремных учреждениях и т.д. Тюрьма из места позора превращается в обычное учреждение социального характера. Особую роль в пропаганде тюремной жизни и ее субкультуры занимает телевидение.
В этой связи статья Мизякова А. А. представляет собой не только научный, но и социальный интерес.
Д.ю.н., профессор , Данильченко И.В.