Научная статья на тему 'Криминалистическое изучение личности несовершеннолетнего в профилактической работе следователя'

Криминалистическое изучение личности несовершеннолетнего в профилактической работе следователя Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
428
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
методы / профилактическая деятельность / личность несовершеннолетнего / следователь. / methods / preventive activity / personality of a minor / investigator

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александра Викторовна Неустроева, Снежана Николаевна Веснина

В статье рассматривается проблема комплексного исследования подростков как объекта профилактической деятельности следователя. В центре внимания находятся методы криминалистического исследования информации о личности несовершеннолетнего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminalistic study of the personality of minors in preventive work of the investigator

The article deals with the problem of complex research of adolescents as an object of preventive activity of the investigator. The focus is on methods of forensic research of information about the identity of a minor.

Текст научной работы на тему «Криминалистическое изучение личности несовершеннолетнего в профилактической работе следователя»

УДК 343.851.5 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2018-10062

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ

Александра Викторовна НЕУСТРОЕВА, доцент кафедры криминалистики и специальной техники ВФ ДВЮИ МВД России, кандидат юридических наук E-mail.ru: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается проблема комплексного исследования подростков как объекта профилактической деятельности следователя. В центре внимания находятся методы криминалистического исследования информации о личности несовершеннолетнего.

Ключевые слова: методы, профилактическая деятельность, личность несовершеннолетнего, следователь.

Профилактическая деятельность следователя органов внутренних дел является составной частью единого социального процесса предупреждения преступлений. Но свое особое значение профилактическая, воспитательная функция предварительного следствия приобретает в сфере борьбы с преступностью несовершеннолетних. Не случайно известный советский педагог A.C. Макаренко указывал, что «правильное воспитание детей — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, наши слезы и вина перед другими людьми, перед всей страной».

Пожалуй, ни одна служба органов внутренних дел не обладает на сегодняшний день таким богатым арсеналом средств и методов воспитательно-профилактического воздействия, как следствие. Это вполне объяснимо по следующим причинами:

1)в процессе осуществления своей деятельности следователи набирают большой опыт по борьбе с преступностью, что позволяет беспрепятственно выяснять причины и условия, способствующие совершению преступлений;

2) подразделения снабжены значительными силами и средствами;

3) владеют большим объемом информации о состоянии, динамике и причинах совершения преступлений среди несовершеннолетних;

Снежана Николаевна ВЕСНИНА, начальник кафедры криминалистики и специальной техники ВФ ДВЮИ МВД России, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]

Annotation. The article deals with the problem of complex research of adolescents as an object of preventive activity of the investigator. The focus is on methods of forensic research of information about the identity of a minor.

Keywords: methods, preventive activity, personality of a minor, investigator.

4) принимаемые меры по выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, могут являться стимулом к осуществлению профилактической деятельности других государственных органов и должностных лиц, входящих в социальную систему предупреждения преступности.

Профилактическая деятельность следователя непременно начинается с изучения личности подростка. Это необходимо для того, чтобы следователь мог разработать возможные способы результативного воздействия на нравственные, свойственные подростку качества, способствующие изменению поведения и недопущению повторных преступлений с его стороны.

Следователь получает сведения о личности профилактируемого путем использования различных криминалистических методов, которые отвечают требованиям закона и нравственным принципам.

По мнению И.А. Макаренко, при исследовании информации о личности несовершеннолетнего базовым методом необходимо признать метод диалектического материализма, поскольку существует необходимость объективного и всестороннего изучения несовершеннолетнего, совокупности криминалистически значимых свойств и качеств подростка с учетом взаимной связи и взаимообусловленности

№ 3/2018

последних с совершенным деянием, что предполагает учет всеобщей закономерной связи явлений [2, с. 129].

Представляет интерес вариант структурирования методов, предложенный М.В. Савельевой, А.Б. Смушкиным в зависимости от сложившейся ситуации, в которой происходит изучение личности:

1) методы, обеспечивающие непосредственное изучение объекта, т.е. исследование происходит в непосредственном контакте с несовершеннолетним при помощи органов чувств (метод наблюдения, метод беседы);

2) методы опосредованного изучения личности, т.е. исследование осуществляется по анализу имеющейся информации (биографический метод, метод обобщения независимых характеристик, анализ результатов деятельности, метод моделирования, метод эксперимента) [1, с. 101].

Анкетирование сотрудников органов внутренних дел (ОВД) по Дальневосточному федеральному округу показало, что метод наблюдения используется ими в 80,1%, метод беседы — в 64,6%, биографический метод — в 56,2%, метод обобщения независимых характеристик — в 40,8%, анализ результатов деятельности — в 20,7%, метод моделирования — в 14,5%, метод эксперимента — в 10%.

Метод наблюдения заключается в целенаправленном визуальном, слуховом восприятии и регистрации поведения несовершеннолетнего. Криминалистической наукой разработаны требования, соблюдение которых влияет на полученный результат (сведения о несовершеннолетнем). Одно из них заключается в том, чтобы изучение подростка начиналось еще до начала непосредственного наблюдения. Например, до прибытия несовершеннолетнего в отдел полиции следователь договаривается с одним из коллег о том, чтобы он встретил несовершеннолетнего и отвел туда, где следователь сможет наблюдать за ним без непосредственного контакта.

Как правило, подростки приходят с законными представителями и наблюдение за ними позволяет выявить характер отношений, тип общения, наличие тревоги, импульсивности и т.п. Таким образом, следователь получает возможность составить первоначальное мнение о личности несовершеннолетнего и на основе этого определить дальнейший ход применения метода наблюдения (например, без участия законного представителя), а также линию своего по-

ведения и тактические приемы для проведения с ним в дальнейшем следственных действий.

После непосредственного наблюдения следователю в момент фиксации полученных результатов необходимо обращать внимание не только на отрицательные элементы поведения, но и на противоположные, положительные характеристики. Проводить такое исследование рекомендуется неоднократно, по возможности изменяя условия наблюдения.

К достоинствам данного метода следует отнести простоту в применении, доступность, экономичность, а также возможность одновременного использования с другими методами исследования (например, методом беседы).

Метод беседы (интервью) наравне с наблюдением является достаточно простым в применении. Непосредственно он реализуется при проведении допросов. Сущность данного метода заключается в познании психических свойств личности несовершеннолетнего в процессе разговора. Для того чтобы беседа была эффективной, необходимо создавать в общении благоприятную морально-психологическую атмосферу, следить за поведением собеседника, эмоциональными реакциями, мимикой, обращать внимание на то, как он отвечает (с желанием или уходит от ответов). Также важно определить удобные формы фиксации получаемой информации в ходе беседы.

Беседа происходит при непосредственном контакте следователя и несовершеннолетнего. В связи с этим необходимо учитывать тот факт, что полученные сведения носят субъективный характер, так как присутствует элемент влияния опрашивающего (следователя). На полноту и достоверность сообщаемой опрашиваемым лицом информации оказывают влияние и личные качества следователя — терпимость, воспитанность, высокая эрудиция, благожелательное и уважительное отношение к людям, заинтересованность в судьбе оказавшегося перед ним человека и другие личностные факторы.

Во время применения данного метода устанавливается широкий круг обстоятельств, характеризующих личность. К ним относятся: «уровень развития (общеобразовательный, интеллектуальный, культурный, профессиональный), темперамент (соотношение торможения и возбуждения, способы реагирования), состояние психики (вменяемость, невменяемость), национальная принадлежность, территория проживания и многое другое» [1, с. 101].

№ 3/2018

Анкетирование сотрудников ОВД по Дальневосточному федеральному округу показало, что метод беседы является наиболее эффективным из предлагаемых в анкете, его используют 85,4% от всего числа опрошенных респондентов.

Биографический метод базируется на анализе жизненного пути, фактов биографии. Сведения биографического характера могут быть получены из следующих источников:

1) различных документов (относительно несовершеннолетнего это могут быть: свидетельство о рождении (паспорт), характеристики с места учебы (работы), жительства, портфолио, медицинские карты, истории болезни и иные документы);

2) сообщений от родственников, друзей, знакомых, соседей, одноклассников, коллег;

3) личных записей (дневники, блокноты, содержание этэ-сообщений и электронной почты и др.);

4) сведений, полученных в ходе проверок по учетам (например, по фамильному оперативно-справочному учету Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел Российской Федерации);

5) материалов уголовных дел, если несовершеннолетний ранее привлекался к уголовной ответственности;

6) материалов, имеющихся в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, если такое лицо состоит (состояло) у них на учете.

Г.Г. Шиханцов отмечает, что «биографический метод исследования привлекал к себе внимание многих зарубежных юристов, психологов и криминологов, занимавшихся изучением преступности» [4, с. 36]. Разрабатывались различные биографические опросники для изучения личности преступника, которые не утратили актуальность и в настоящее время, например, тест «Подростки о родителях» [3].

Интерес у следователя должен возникать в той части опросника, где предусматриваются сведения об условиях жизни, воспитания несовершеннолетнего, его привычках (курение, алкоголь, наркотики), интересах (компьютерные, азартные игры и проч.), а также данные о поведении подростка в семье, школе, об отношении к полиции, преступным элементам. Такого рода вопросники помогают следователю подробно изучить личность несовершеннолетнего.

Биографический метод позволяет рассмотреть факты жизни человека и в некоторых слу-

чаях определить причины и условия, способствующие аморальному образу жизни несовершеннолетнего. В настоящее время этот метод является единственным, который позволяет изучить личность в процессе развития. Однако результаты опросов следователей органов внутренних дел свидетельствуют о недостаточном его использовании (56,2%) в процессе расследования преступлений.

Объективность выводов, как показывает практика, значительно возрастает, если применяется метод обобщения независимых характеристик, разработанный русским психологом К.К. Платоновым.

Данный метод заключается в систематизации сведений, полученных в результате запроса следователя на изучаемую личность в различные учреждения. Особенностью метода является не только получение характеристик, имеющихся в настоящее время о несовершеннолетнем, но и результатов других наблюдений, проведенных в разные периоды жизни и в разных условиях (например, результат психологического теста в школе, сообщения одноклассников о несовершеннолетнем, сочинения самого подростка). Полученные сведения анализируются и обобщаются, на основе чего следователь получает информацию о личности: ее достоинствах, недостатках.

Анализ результатов деятельности как метод изучения личности направлен на познание преступной деятельности. Следователь анализирует, как подросток совершал преступление и каких результатов при этом достиг. Деятельность человека отражает многие личностные качества субъекта, ее осуществляющего: навыки, способности, черты характера, мотивацию, поведение и др.

При использовании метода моделирования следователь изучает элементы поведения несовершеннолетнего, сопоставляя с моделью поведения, отвечающей морально-нравственным установкам общества, а также соответствующим нормативно-правовым актам. В результате устанавливается подростковая делинквентность и девиантность.

Изучение личности при помощи метода эксперимента заключается в воздействии следователя на несовершеннолетнего путем создания определенных условий, необходимых для выявления или подтверждения уже известных свойств личности.

Важно также отметить, что получение сведений о личности несовершеннолетнего должно

№ 3/2018

происходить не отдельно взятыми методами, а в совокупности, что будет способствовать наибольшему получению криминалистически значимой информации о личности. Только такое их использование позволит следователю осуществлять правильное воздействие на поведение подростка, влиять на его эмоциональную, интеллектуальную, волевую сторону психики.

Таким образом, расследуя преступления, совершенные несовершеннолетними или с их участием, следователь располагает большими возможностями для изучения личности подростков, выявления причин и условий, способствовавших их противоправному поведению, и оказания на них воспитательного воздействия.

Библиографический список

1. Криминалистика: Учеб. пособие / Под ред. М.В. Савельевой, А.Б. Смушкина. М., 2009.

2. Макаренко ИА. Личность несовершеннолетнего обвиняемого как объект криминалистического исследования, М., 2006.

3. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение: Методич. пособие / Под ред. Л.И. Вассермана, И.А. Горьковой, Е.Е. Ромицыной. СПб., 2001.

4. Юридическая психология: Учебник для вузов / Под ред. Г.Г. Шиханцова. М., 2006.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Самойлов В.Д. Андрогогические основы педагогики и психологии в системе высшего образования России. Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 295 с.

В учебнике отражены основы преподавания учебных дисципдин «Анд-рогогика», «Педагогика», «Психодогия» и «Педагогическая психодогия».

Предназначен ддя содействия в подготовке студентов (курсантов) и адъюнктов (аспирантов) к выподнению профессионадьных обязанностей в качестве научных работников (иссдедоватедей) и педагогических работников (иссдедоватедь-преподаватедь) в системе высшего образования России, овдадению систематизированными представдениями, знаниями, умениями и навыками; формированию групп общекудьтурных и профессионадьных, а также универсадьных, общепрофессионадьных и профессионадьных компетенций.

По своему содержанию учебник ориентирован на усвоение обучающимися профессионадьной квадификации «Иссдедоватедь. Преподаватедь-иссдедоватедь» и может быть подезен начинающим педагогическим работникам образоватедьных организаций, специадистам в системе высшего образования и соискатедям ученых степеней (ученых званий).

Ма^Ысг

АНДРОГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 3/2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.