КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
(ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО В № 11)
Б. А. ВОРОНИН,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой управления и права,
Уральская ГСХА
620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42;
тел. 8(343)371-33-63
Ключевые слова: крестьянское хозяйство, фермерское хозяйство, правовые проблемы, функционирование, развитие.
Keywords: farm, farming, legal problems, functioning, development.
С целью интеграции всех форм государственной поддержки малого предпринимательства на селе в единой программе разработан проект «Российский фермер». Он направлен на формирование сильного класса собственников на селе и развитие предпринимательства, что придаст новый импульс устойчивому развитию всего агропромышленного комплекса.
С 2012 г. планируется реализация комплекса дополнительных мер, направленных на поддержку малых форм.
Завершается работа над изменениями в Законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в части определения понятия фермерского хозяйства, а также продления статуса юридического лица для К(Ф)Х до 2020 г. (в настоящий момент — до 2013 г.).
С 2012 г. будет работать программа «Молодой фермер» с целью привлечения молодежи к созданию собственных фермерских хозяйств. В субъектах Федерации будут приняты экономически значимые региональные программы по данному направлению. На условиях софинансирования средства федерального бюджета могут предоставляться на оформление земли, хозяйственное обзаведение, субсидирование процентной ставки по кредитам, подключение фермерских объектов к электросетям и дорожной инфраструктуре и другие цели.
Будет продлено действие программы по семейным животноводческим фермам, доказавшей свою эффективность (до 2020 г.).
В качестве нового направления поддержки по растениеводству Минсельхозом России проработан вопрос о предоставлении субсидий малым формам хозяйствования на приобретение семян овощных и бахчевых культур, а также о снижении нормативов площадей для получения субсидий на закладку и уход за многолетними насаждениями.
Минсельхоз России предлагает Минэкономразвития России выделить специальную квоту для фермеров в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства и совместно администрировать ее использование.
Таким образом, предложенный комплекс мер, наряду уже с действующими программами и инструментами, позволит повысить эффективность сельскохозяйственного производства в малых формах хозяйствования и стимулировать развитие фермерского движения.
Перечисленные выше меры органов государственной власти по развитию фермерства, конечно, не могли не быть предметом для научного обсуждения и дискуссий в среде ученых, в том числе представителей аграрно-правовых научных школ.
Мы считаем, что законодательство о крестьянском (фермерском) хозяйстве действительно требует доработки.
Например, законодатель продлил сроки перерегистрации К(Ф)Х, ранее зарегистрированных с правами юридического лица, с 1.01.2010 г. до 1.01.2013 г., а сейчас решается вопрос о продлении срока до 1.01.2020 г. Т. е. разногласия с Гражданским кодексом РФ и специальным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве не будут устранены.
Необходимо в проекте разрабатываемых изменений и дополнений в закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» внести юридическую ясность о механизмах перерегистрации К(Ф)Х, ранее созданных в соответствии с законом от 22 ноября 1990 г.
Речь идет о том, что в существующем в настоящее время крестьянском (фермерском) хозяйстве может и не быть родственников и свойственников и в этом случае, согласно норме Федерального закона от 11.06.2003 г. эти хозяйства подлежат реформированию или ликвидации. Ясно, что этот процесс не пройдет бесконфликтно, ибо потребуется раздел имущества (земельных участков, сельскохозяйственной техники и оборудования и т. д.).
Также необходимо будет перерегистрировать основные средства, здания и сооружения и другое имущество.
Открытой остается и проблема восстановления кредитной истории вновь созданным крестьянским (фермерским) хозяйствам.
И это далеко не полный перечень проблем, которые могут иметь место в случае перерегистрации действующих фермерских хозяйств на новый юридический статус хозяйства семейно-трудового типа.
Гражданин может стать членом фермерского хозяйства как при его регистрации, так и путем вступления в уже действующее хозяйство. При этом в законе РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» устанавливается два императивных положения.
Во-первых, заявление о вступлении в хозяйство должно быть подано в письменной форме.
Во-вторых, принятие нового участника осуществляется по единогласному решению всех участников хозяйства (п. 2 ст. 14).
Отсюда следует, что если кто-то из членов хозяйства не согласен с кандидатурой предполагаемого участника, данное лицо не может быть принято в члены хозяйства. Согласно п. 7 ст. 4 закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» изменение состава фермерского хозяйства необходимо закрепить в соглашении о создании хозяйства.
Неотъемлемыми составляющими статуса члена фермерского хозяйства являются его права и обязанности. В числе прав участников К(Ф)Х можно назвать право
участвовать в управлении деятельности К(Ф)Х, избирать и быть избранным главой К(Ф)Х. Имущество фермерского хозяйства является общей собственностью его членов, поэтому каждый из участников хозяйства обладает правом на долю соответствующего размера. При выходе из состава хозяйства участнику К(Ф)Х выплачивается стоимость принадлежащей ему доли. Общий режим имущества предопределяет порядок его использования, который должен устанавливаться участниками хозяйств. При отсутствии таких правил сделки с имуществом осуществляются главой. В качестве дополнительного имущественного правомочия следует назвать право члена фермерского хозяйства на полученные в результате хозяйственной деятельности плоды и другие доходы, в том числе заработанную прибыль. В числе прочих прав членов фермерского хозяйства следует назвать право на образование на базе хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества, на получение информации о деятельности хозяйства, в том числе доступ к бухгалтерской и иной документации.
Участники фермерского хозяйства не только имеют права, но и несут предусмотренные законом обязанности. К их числу относится обязанность члена К(Ф)Х личным трудом участвовать в деятельности хозяйства, вносить предусмотренные соглашением взносы. Из общих норм, регулирующих статус члена фермерского хозяйства, также следует, что участник К(Ф)Х при осуществлении хозяйственной деятельности обязан действовать в интересах хозяйства.
Особый интерес представляют положения об ответственности членов по обязательствам фермерского хозяйства. Согласно ст. 8 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (2003 г.), по сделкам, заключенным в интересах фермерского хозяйства, отвечает само хозяйство имуществом, определенным в ст. 6 закона. Эта норма корреспондируется с положениями закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии со ст. 223 которого имущество, принадлежащее главе и членам фермерского хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами фермерского хозяйства, не включается в конкурсную массу. Т. е. члены К(Ф)Х несут ограниченную ответственность по обязательствам хозяйства. Но из данного правила имеется исключение. В силу ст. 9 закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» гражданин, вышедший из хозяйства, в течение двух лет после выхода несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе К(Ф)Х по обязательствам, возникшим в результате деятельности хозяйства, до момента его выхода.
Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Гражданский кодекс регулируют правовое положение не только главы хозяйства, но и его членов, которые по смыслу норм права являются равными с главой партнерами по ведению сельскохозяйственного производства. Регистрации подлежит не глава как индивидуальный предприниматель, а крестьянское хозяйство. Глава наделен лишь рядом представительских функций. Внутри же хозяйства все его члены, включая главу, обладают равными правами: сообща ведут хозяйство, соблюдая нормы гражданского, земельного, налогового и иного законодательства, владеют и пользуются общим имуществом, определяют и регулируют трудовые отношения.
Статья 15 закона РСФСР 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определяла, что имущество К(Ф)Х принадлежит его членам на праве общей долевой собственности, а при единогласном решении может вводиться режим совместной собственности. Это положение претерпело изменение с введением в действие с 1.01.1995 г. части первой ГК РФ, ст. 257 которого устанавливает, что имущество хозяйства является общей совместной собственностью его участников, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Окончательное юридическое закрепление данный подход получил с принятием закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 2003 г., ст. 6 которого устанавливает презумпцию совместной собственности членов на имущество К(Ф)Х. Иной правовой режим может вводиться лишь по соглашению между участниками хозяйства, а возможность его изменения на основании закона не предусматривается.
Имущество, передаваемое участниками в общую собственность фермерского хозяйства, должно быть надлежащим образом оформлено. Недаром в п. 4 ст. 6 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» подчеркивается, что перечень объектов, входящих в состав хозяйства, и порядок формирования имущества К(Ф)Х устанавливаются членами хозяйства по взаимному согласию. Таким образом, при передаче имущества участника в состав К(Ф)Х необходимо в соглашении о создании фермерского хозяйства четко предусмотреть, какое имущество передается, его оценку и сделать указание, что данное имущество поступает в общую (совместную или долевую) собственность участников.
Разграничение имущества фермерского хозяйства и личного имущества участника К(Ф)Х имеет важное теоретическое и практическое значение. Также необходимо сформулировать критерии, позволившие установить, какими характеристиками должно обладать имущество, чтобы быть признанным имуществом фермерского хозяйства? Согласно ст. 257 ГК РФ, одним из таких критериев является источник приобретения имущества — общие средства участников хозяйства, другим — предпринимательское назначение приобретаемых объектов. Этот вывод следует из положения указанных статей, где сказано, что имущество КФХ — это имущество, приобретенное для фермерского хозяйства, т. е. для ведения предпринимательской деятельности. Именно этот критерий был отмечен в судебной практике как ключевой при определении принадлежности к имуществу фермерского хозяйства. При рассмотрении дела суд указал, что поскольку приобретаемый товар характеризуется предпринимательскими свойствами и не связан с личным потреблением, он является собственностью К(Ф)Х.
В соответствии со ст. 7, 8 закона 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» порядок владения, пользования и распоряжения имуществом хозяйства определяется соглашением, заключенным членами К(Ф)Х. П. 2 ст. 8 предоставляет главе хозяйства право распоряжаться общим имуществом, но лишь в пределах правил, установленных в соглашении и в интересах фермерского хозяйства, причем стороной в сделке является не отдельный член хозяйства, а К(Ф)Х в целом, как субъект права.
Имущество и права, приобретаемые в результате деятельности КФХ, поступают в общую собственность участников хозяйства, и здесь
необходимо правильно оформлять соответствующие договоры. Это особенно важно для недвижимого имущества, права на которое возникают с момента государственной регистрации (ст. 131 ГК РФ).
Одним из наиболее актуальных вопросов в деятельности фермерского хозяйства является выход участника из состава К(Ф)Х и компенсация его доли. По общему правилу доля члена К(Ф)Х подлежит компенсации денежными средствами. Но ст. 9 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и ст. 258 ГК РФ содержат норму, запрещающую выдел в натуре доли в имуществе К(Ф)Х лишь в случае выхода одного члена. При этом непонятно, вправе ли два и более участника, покидающие хозяйство, получить часть общего имущества.
Следующая проблема заключается в том, что ни ГК РФ, ни закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» не содержат положений, регламентирующих порядок определения стоимости доли выходящего члена К(Ф)Х.
Как быть, если член фермерского хозяйства в течение длительного времени не принимал участия в его деятельности, но претендует на получение своей доли? Из стоимости какого имущества надлежит исходить при определении размера доли: того имущества, которое было в хозяйстве к моменту фактического выбытия члена, или имущества, имеющегося в наличии к моменту рассмотрения спора?
Следует принять норму: если член фермерского хозяйства не принимает участия в производственной деятельности или попросту отбыл в неизвестном направлении, стоимость его доли должна определяться не на дату предъявления требования о выделе, а на момент прекращения участия в совместной деятельности.
Продолжая тему правового режима имущества К(Ф)Х, необходимо рассмотреть вопрос наследования, который имеет большое значение в деятельности фермерского хозяйства. Отношения наследования имущества К(Ф)Х, включая земельный участок, регулируются частью третьей Гражданского кодекса, вступившей в силу 1 марта 2002 г. Статья 1179 ГК РФ определяет, что наследство открывается после смерти любого члена фермерского хозяйства. Порядок вступления в наследство должен осуществляться с учетом правил ст. 253-255, 257-259 ГК, в соответствии с которыми имущество хозяйства принадлежит его членам на праве общей собственности. Земельный участок и основные средства производства при выходе из состава К(Ф)Х одного из членов разделу не подлежат. Поэтому наследодатель не может включать в круг завещаемого имущества индивидуально-определенную вещь, например, участок. В этом случае он нарушит права остальных членов общей собственности. Поскольку распоряжение имуществом, находящимся в общей собственности, осуществляется по соглашению между всеми сособствен-никами, речь должна идти не о завещании имущества фермерского хозяйства, а о завещании доли в праве общей собственности.
Наследник, не являющийся членом хозяйства, имеет право на получение компенсации, соразмерной наследуемой им доле в имуществе К(Ф)Х (п. 2 ст. 1179 ГК). В соответствии со ст. 15 закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 г. срок компенсации доли участия в хозяйстве равнялся 5 годам, а по одноименному закону РФ 2003 г. срок составляет один год (ст. 9). Эта норма корреспондируется с положениями части
третьей ГК, где сказано, что срок может быть определен членами фермерского хозяйства и наследникам, а при отсутствии соглашения — судом, но не должен превышать один год со дня открытия наследства (п. 2 ст. 1179 ГК РФ).
Следует учитывать, что наследник не может быть принят членами К(Ф)Х, если он не связан с остальными участниками родством и (или) свойством, либо, когда число входящих в состав семей или родственников главы хозяйства достигает предела, установленного ст. 3, 13 закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Фермерское хозяйство является производителем сельскохозяйственной продукции, поэтому право хозяйства на землю играет особую роль в практической деятельности К(Ф)Х и являются неотъемлемой частью юридического статуса хозяйства (слайд 29). Земельные права КФХ регулируются законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельным и Гражданским кодексами, а также нормативными актами Президента Правительства РФ, регламентирующими возникновение, изменение и прекращение прав на земельные участки граждан, ведущих фермерское хозяйство.
Согласно ст. 9 закона РСФСР 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», К(Ф)Х считалось созданным с момента государственной регистрации прав на землю. Данные нормы утратили силу с принятием одноименного закона РФ 2003 г., в соответствии со ст. 11 которого земельные участки предоставляются и приобретаются для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства. Отсюда следует, что земля может выделяться как до, так и после регистрации К(Ф)Х. Такой вывод не в полной мере основывается на нормах Земельного кодекса, ст. 81 которого, устанавливая общий порядок получения земли, говорит, что этим правом обладают граждане, «изъявившие желание вести фермерское хозяйство». Представляется, что данная формулировка не исключает прав членов действующего К(Ф)Х обратиться за дополнительным участком с целью расширения землепользования.
В соответствии со ст. 81 ЗК РФ порядок получения земельного участка определяется настоящим кодексом и законом о К(Ф)Х.
Процедура выделения земли урегулирована ст. 12 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а в части заключения договора купли-продажи или аренды подчиняется также Гражданскому кодексу и актам Министерства имущественных отношений РФ. При этом, согласно пункту 3 ст. 11 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», формирование земельного участка осуществляется в соответствии с положениями земельного законодательства.
В соответствии со ст. 12 закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», граждане, заинтересованные в получении земли для К(Ф)Х, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Согласно п. 19 ст. 3 закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Статья 12 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» устанавливает требования к содержанию заявления о выделении земли для К(Ф)Х, согласно которым в нем должны указываться:
1) цель использования земельного участка (создание, осуществление деятельности К(Ф)Х или его решение);
2) испрашиваемое право на землю (в собственность или аренда);
3) условия предоставления участка в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды;
5) обоснование размеров предоставляемых участков;
6) предполагаемое место нахождения земельных участков. Также предоставляется соглашение о создании фермерского хозяйства. Данный перечень является исчерпывающим. Поэтому уполномоченные органы не в праве предъявлять дополнительные требования, помимо перечисленных в п. 1 ст. 12 закона.
После введения в действие закона РФ 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» положение об индивидуальной собственности на землю утратило силу, однако данный закон не определяет, на кого оформляется земельный участок: на имя главы или членов хозяйства. Нет также в законе норм о том, что заявление о выдаче земли для К(Ф)Х подается от всех участников хозяйства. При этом в литературе справедливо обращалось внимание на противоречия ст. 258 ГК РФ, где говорится о праве собственности на земельный участок всех членов К(Ф)Х с одновременным указанием на выделение участка фермерскому хозяйству. Такая ситуация не соответствует заложенному в ГК РФ принципу равных имущественных прав членов хозяйства, которые, в соответствии со ст. 257 ГК РФ, обладают правом общей собственности на все имущество К(Ф)Х, включая земельный участок. Гражданский кодекс и закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» не содержит ответ, подлежит ли разделу земельный участок и средства производства при выходе нескольких членов из состава К(Ф)Х.
С экономической точки зрения положения законодательства, допускающие разделение средств производства и земли фермерского хозяйства даже в случае ликвидации КФХ выглядят недостаточно обоснованными.
Хозяйство представляет собой семейную форму мелкого сельскохозяйственного производства, ликвидация которой не отвечает интересам развития государства, поскольку негативно сказывается на продовольственной безопасности. Кроме того, фермерство — это особый уклад жизни, сохраняющий самобытную культуру и генофонд нации.
Конечно, нельзя ставить под сомнение право собственности членов фермерского хозяйства на имущество К(Ф)Х. Однако более целесообразным, нежели раздел активов хозяйства, предоставляется нормативное закрепление правила о реализации земли и средств производства К(Ф)Х как имущественного комплекса в случае добровольной либо принудительной ликвидации фермерского хозяйства. Высказываемые предложения соответствуют европейскому опыту. Например, в Дании объектом сделок может быть только целое фермерское хозяйство как имущественный комплекс. Аналогичный опыт имеется и в Польше. Некоторые Российские ученые также обоснованно говорили о том, что имущество фермерского хозяйства следует рассматривать в целом как объект прав, используемых для осуществления предпринимательской деятельности, т. е. имущественный комплекс, являющийся недвижимостью. Введение соответствующих норм в законодательство позволит сохранить целостность фермерских хозяйств, а следовательно, и устойчивость их развития. В случае
несостоятельности К(Ф)Х реализация имущественного комплекса также в большей степени будет способствовать эффективному развитию аграрного сектора экономики по сравнению с распродажей отдельных объектов собственности КФХ. При таком подходе немаловажно то обстоятельство, что права кредиторов будут лучше защищены.
Существенным недостатком российского законодательства является отсутствие четких положений, регламентирующих труд в фермерском хозяйстве. Так, закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 2003 г. вообще не регулирует указанные отношение и ничего не говорит о том, какими нормами надлежит руководствоваться на практике. В трудовом кодексе РФ о труде также нет соответствующих положений, что следует оценить критически, поскольку отсутствие надлежащего правового регулирования ведет к смешению понятий «член фермерского хозяйства» и «наемный работник».
В российской юридической литературе было высказано мнение, что работодателем в отношении членов фермерского хозяйства и наемных работников выступает глава К(Ф)Х, а в соглашении о создании хозяйства необходимо указывать, на каких условиях (полной или частичной занятости) и по какой профессии член К(Ф)Х будет работать в хозяйстве и условия его перевода с одной работы на другую.
Глава фермерского хозяйства не является работодателем по отношению к другим членам хозяйства. Другие авторы подчеркивали, что труд членов К(Ф)Х подчиняется гражданским нормам, и применительно к взаимодействию участников хозяйства понятия «работодатель» и «работник» неприменимы, т. к. эти отношения основаны на членстве, а не на трудовом договоре. Поэтому работодателем надлежит признавать не главу, а само фермерское хозяйство. Глава заключает с наемными работниками трудовые договоры от имени К(Ф) Х, и именно хозяйство выполняет функции налогового агента в отношении налогов на доходы наемных работников, т. е. рассчитывает, удерживает и перечисляет налог на доходы физических лиц в бюджет.
На примере Трудового кодекса России видно, что признание главы работодателем влечет наложение на него обязанностей уплачивать заработную плату, страховые взносы и другие обязательные платежи. Но будет ли такой подход законным с точки зрения ГК и закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»? Согласно данному акту, глава К(Ф)Х, являясь одним из членов хозяйства, выбирается на свою должность участниками К(Ф)Х и в установленных законом случаях может быть добровольно либо принудительно отстранен от исполнения своих обязанностей с назначением нового главы.
Согласно ГК РФ и закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», государственной регистрации подлежит фермерское хозяйство, несмотря на то, что оно действует без образования юридического лица. Поэтому правосубъектность хозяйства — это правосубъектность самостоятельного субъекта права. Отсюда следует, что граждане вступают в трудовые правоотношения и заключают соответствующий договор с фермерским хозяйством. От имени хозяйства договор вправе подписывать уполномоченное лицо, которым в силу закона является глава хозяйства.
Поэтому обоснованным представляется мнение ученых о том, что фермерское хозяйство, а не его глава нанимает работников и хозяйство выступает для них работодателем.
Нельзя согласиться с высказанным в письме МНС РФ от 20 сентября 2004 г. № 04-05-03/252 мнением, что глава К(Ф)Х производит выплаты другим членам хозяйства. Полученные в результате деятельности хозяйства продукция и доходы являются общей собственностью всех участников хозяйства и распределяются не главой, а по соглашению всех членов К(Ф)Х (ст. 258 ГК РФ).
Ведение К(Ф)Х — это предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли. Именно прибыль должна быть результатом, подлежащим распределению между членами К(Ф)Х. Ее отсутствие говорит о том, что деятельность хозяйства и членов не увенчалась успехом. В этом случае члены хозяйства не вправе требовать выплат, предусмотренных трудовым законодательством, например, заработной платы. Данный критерий является ключевым при определении порядка и условий труда членов крестьянского хозяйства, их участия в покрытии убытков и распределении полученных доходов. Из сказанного следует вывод о том, что один член хозяйства не может выступать работодателем по отношению к другим участникам К(Ф)Х.
Рассмотрение трудового положения фермерского хозяйства будет неполным без анализа темы налогообложения К(Ф)Х.
В соответствии с Налоговым кодексом, фермерское хозяйство вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), заменяющего большинство других налоговых платежей. В НК РФ для этих целей предусмотрена специальная глава 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)». До 1 января 2004 г. действовала редакция ст. 346.1 главы 26.1 НК РФ, согласно которой фермерские хозяйства наряду с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями рассматривались в качестве плательщиков единого сельскохозяйственного налога при условии признания К(Ф)Х сельскохозяйственным товаропроизводителем. Для этого, в свою очередь, требовалось, чтобы за предшествующий календарный год доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке К(Ф)Х составила не менее 70 %.
Из сказанного следует, что налогоплательщиком следует признавать не его главу, а само фермерское хозяйство. Если спор возникает в период деятельности К(Ф)Х, то обязательно должны исполняться за счет общего имущества хозяйства. В случае ликвидации К(Ф)Х ответственность по налоговым и иным платежам подлежит взысканию с членов хозяйства.
Согласно п. 1 ст. 21 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» К(Ф)Х ликвидируется в случае единогласного решения участников. Причины могут быть самые разнообразные: достижение целей, ради которых хозяйство создавалось; переезд в другую местность, утрата интереса к деятельности К(Ф)Х вследствие старости или нетрудоспособности, отсутствие прибыли и т. д. Руководствуясь ст. 9 ГК РФ, согласно которой субъекты гражданского права по его усмотрению осуществляют принадлежащие им права, и ст. 21 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», члены К(Ф)Х принимают решение о добровольном прекращении деятельности фермерского хозяйства.
Участники К(Ф)Х вправе принять решение о создании на базе хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества. В этом случае хозяйство
также подлежит ликвидации, а кооператив или товарищество должно признаваться правопреемником фермерского хозяйства.
К(Ф)Х ликвидируется, если отсутствуют участники или их наследники, желающие продолжить деятельность хозяйства, а также в случае его банкротства. Первое из указанных оснований требует уточнения, поскольку закон не разъясняет, кто принимает решение о ликвидации хозяйства при отсутствии в нем членов. Ведь если наследники не пожелают вести К(Ф)Х, то они не будут вступать в состав хозяйства. Очевидно, что в рассматриваемом случае решение о прекращении деятельности К(Ф)Х должен принять суд.
Многоукладность в российском аграрном секторе экономики невозможна без многообразия организационно-правовых форм хозяйствования.
Крестьянские (фермерские) хозяйства являются основной структурой малого и среднего аграрного предпринимательства и имеют право на свое, позитивное развитие.
Но успешным аграрный бизнес может быть лишь при условии полноценного и качественного юридического урегулирования.
Это касается и законодательства о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Среди современных представителей московской научной школы наиболее системно теоретическими проблемами развития крестьянских (фермерских) хозяйств занимается докт. юр. наук, профессор В. В. Устокова.1
Проблемам развития фермерства в Российской Федерации посвятили свои работы:
1) Андреев Ю. Н. Правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств // Законность. 1997. № 8. С. 52.
2) Чубуков Т. В., Погребной А. А. Крестьянин — фермер, хозяин и собственник (правовые аспекты) // Государство и право. 1992. № 4. С. 38.
3) Чумакова Л. П. Основные теоретические проблемы крестьянских (фермерских) хозяйств (цивилистический аспект) : автореф. дис. ... канд. юр. наук. Томск, 1993.
4) Воронин Б. А. Крестьянские (фермерские) хозяйства: правовые проблемы и тенденции развития // Аграрное и земельное право. 2004. № 1. С. 23-30.
5) Харитонова Ю. С. Наследование имущества в крестьянском (фермерском) хозяйстве // Журнал российского права. 2003. № 9.
6) Оглоблина О. М. Комментарий к федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве / отв. ред. М. Ю. Тихомиров. М, 2004.
7) Устокова В. В. Комментарий к законодательству о крестьянском (фермерском) хозяйстве / отв. ред. З. С. Беляева, М. И. Козцев, А. Е. Черноморец. М., 1994.
8) Калинин Н. И., Удачин А. А. Постатейные комментарии к федеральным законам «О крестьянско (фермерском) хозяйстве» и «О личном подсобном хозяйстве». М., 2004.
9) Корчевская Л. И. Наследование в крестьянском (фермерском) хозяйстве // Правоведение. 1993. № 1.
10) Две монографии, посвященные теоретическим проблемам крестьянского (фермерского) хозяйства издал представитель уфимской научной школы аграрного права Г. Г. Файзуллин.
11) Воронин Б. А. Крестьянское (фермерское) хозяйство в России: правовое положение, перспективы // Аграрное и земельное право. 2009. № 5.
При написании настоящей статьи использованы научные работы вышеперечисленных авторов.
1 Устокова В. В. Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства в условиях аграрной реформы. М., 2000.
www. m-avu. па^. ги