КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА
О. С. ЕЛКИНА,
юрисконсульт ООО «Региональная электросетевая компания» 12.00.03 — гражданское право, семейное право, предпринимательское право,
международное частное право [email protected]
Аннотация. Презентуется крестьянское фермерское хозяйство как форма организации семейного бизнеса. Анализируются требования законодательства, предъявляемые к крестьянскому фермерскому хозяйству, выявляется и обосновывается их семейно-правовая характеристика.
Ключевые слова: семья, семейный бизнес, крестьянское (фермерское) хозяйство, члены семьи, родство (свойство), предпринимательская деятельность.
COUNTRY (FARMER) ECONOMY AS THE FORM OF THE ORGANIZATION OF FAMILY BUSINESS
O.S. ELKINA,
the legal adviser of Open Company «Regional electro network company»
The summary. The author presents the country farmer Economy as the form of the organisation of family business. In article The requirements of the legislation shown to the country are analyzed To farm, it comes to light and proved their family-legal The characteristic.
Key words: the Family, family business, a country (farmer) economy, members of a family, relationship (property), enterprise activity.
В условиях современного экономического кризиса актуальность приобретают создание и развитие таких форм предпринимательской деятельности, которые в полной мере позволяли бы обеспечить потребность граждан. Изменение социально-экономических условий в нашей стране повлекло, среди прочих негативных последствий, формирование высокой степени социальной напряженности, у большинства населения отсутствует чувство экономической стабильности, уверенности в завтрашнем дне. В то же время имеется потенциал, потребность в реализации своих предпринимательских способностей и возможностей, желание обеспечить достойную жизнь и материальную независимость как себе, так и членам своей семьи.
Обоснованно стремление наших сограждан к организации и ведению семейного бизнеса. Общение с партнерами — членами семьи, ощущение чувства взаимной ответственности — эти и другие факторы морально-нравственного содержании, безусловно, свидетельствуют о приоритете семейного бизнеса перед иными формами предпринимательской деятельности граждан.
При осуществлении предпринимательской деятельности в рамках крестьянского (фермерского) хозяйства (далее — КФХ) обеспечиваются не только частные интересы членов отдельной семьи. Возрождение сельского хозяйства, предоставление на товар-
ный рынок сельскохозяйственной продукции способно решить задачи государственного значения, тем самым обеспечить публичные интересы государства и общества. Так, еще в 1993 г. принят Указ Президента РФ от 27 июля 1993 г. № 1139 «О некоторых мерах по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов», в котором шла речь о поддержке со стороны органов государственного управления деятельности Ассоциации КФХ и сельскохозяйственных кооперативов России по проведению аграрной реформы, защите прав и интересов сельскохозяйственных производителей — членов Ассоциации и содействию в организации их хозяйственной деятельности.
Правительство РФ приняло постановление от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», утвердившееПравила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая КФХ.
КФХ является самостоятельным субъектом права. Это семейное трудовое объединение, совместно
ведущее самостоятельное товарное производство на селе; форма свободного предпринимательства, осуществляющего производство сельскохозяйственной продукции на принципах экономической выгоды. КФХ не является юридическим лицом, но обладает признаками юридического лица1.
Первый признак КФХ — его семейный характер, что проявляется в установлении специальных требований к учредителям. Эта особенность отличает КФХ от юридических лиц, участниками которых могут быть граждане, как являющиеся родственниками, так и не связанные кровными либо семейными узами, но их может быть не более пяти.
Второй признак — личное участие в деятельности КФХ выступает основной обязанностью его членов2, которая отличает хозяйство от других организационно-правовых форм3 предпринимательской деятельности.
Третий признак — проживание на определенной территории. С этим обстоятельством может быть связано как право на образование КФХ, так и возможность получения земельного участка.
Основные признаки КФХ: ® коллективный субъект, имущество которого принадлежит членам хозяйства; ® семейный характер учредительства; ® обязанность членов хозяйства лично участвовать в хозяйственной деятельности;
® запрет для юридических лиц выступать учредителями хозяйства.
Все это дает основания некоторым авторам утверждать, что ни у физических, ни у юридических лиц нет таких признаков, поэтому можно сделать вывод: КФХ является самостоятельным субъектом права4.
Правовое положение КФХ, которое как самостоятельный уклад стало формироваться в России после отмены крепостного права в 1861 г., было противоречивым: гражданско-правовой режим собственности требовал закрепления в качестве субъекта крестьянского землевладения и собственника частного лица — домохозяина5.
Еще в ЗК РСФСР 1922 г. было закреплено понятие крестьянского двора как семейно-трудового объединения лиц, совместно ведущих сельское хозяйство. При этом регламентировалось право общей совместной собственности его членов на имущество двора. Членами двора признавались даже лица, не являвшиеся членами семьи, но совместно с другими членами семьи ведшими хозяйство, т.е. определяющим был трудовой критерий.
Понятием «крестьянское хозяйство» в тот период объединялись разные разновидности соответствующих хозяйств, на что обращают внимание представители науки природоресурсного права. В частности, тот тип крестьянского хозяйства, который А.В. Чаянов называл семейным трудовым исходя из
современной терминологии следовало бы называть личным подсобным хозяйством. Позднее этот термин получил легальное закрепление в Конституции СССР 1936 г.
В 1990-х гг. активно формировалось законодательство, предназначенное стимулировать развитие в нашей стране предпринимательства. 22 ноября 1990, был принят Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который при всех своих недостатках сыграл важную роль в развитии фермерства. Закон рассматривал крестьянское хозяйство в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта с правами юридического лица.
КФХ могло быть представлено отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществлявших производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и земельных участков, находившихся в их пользовании, в том числе в аренде, пожизненном наследуемом владении или собственности (п. 1 ст. 1 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).
По ранее действовавшему законодательству в случаях производственной необходимости крестьянскому хозяйству разрешалось использовать наемный труд. Условия наемного труда могли регламентироваться договором с гражданами об использовании их труда (ст. 22 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). Отношения, которые складывались в рамках КФХ между его членами и наемными работниками, подлежали правовому регулированию гражданским и трудовым законодательством.
Согласно Закону РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» к будущим фермерам предъявлялось требование иметь сельскохозяйственную квалификацию и опыт работы в аграрной сфере. Соответствующие факты должны были подтверждаться документами о трудовой деятельности, прохождении специальной подготовки, курса обучения (ст. 4). С принятием в 2003 г. Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» нормы об обязательной квалификации утратили силу.
Безусловно, нельзя однозначно оценить такой подход законодателя как положительный либо негативный. С одной стороны, установление специальных требований к квалификации и опыту работы направлено на повышение качества осуществляемой деятельности, правильное применение сельскохозяйственных технологий, с другой, — подобное ограничение не позволяют реализовать многим гражданам свой потенциал и природную «тягу к земле».
Эти вопросы активно обсуждались в сфере юриспруденции. Учитывая существенное практическое значение данных предписаний, наибольшую степень дискуссия получила в научно-практических комментариях к Закону РСФСР «О крестьянском (фермер-
ском) хозяйстве» как в период действия соответствующего требования, так и после его отмены6.
Анализ ст. 1 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» позволяет выделить ряд признаков, наличие которых позволяло утверждать, что субъект признается КФХ. Во-первых, как правило, КФХ создавалось кровными родственниками. Однако оно могло быть создано и лицами, не являющимися кровными родственниками. Во-вторых, членами КФХ могли быть только трудоспособные граждане. Соответственно несовершеннолетние и совершеннолетние, но нетрудоспособные члены семьи не могли быть членами КФХ. В-третьих, членами КФХ могли быть только граждане, которые совместно вели хозяйство, а не обособленно. В-четвертых, членами КФХ могли быть только те граждане, которые имели соответствующую квалификацию и опыт работы.
Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» существенно изменил требования, предъявляемые к потенциальным членам КФХ. Теперь хозяйство может образовываться только гражданами, связанными родством или свойством (п. 1 ст. 1). Однако при этом могло быть и определенное число лиц, не связанных родством, свойством.
В соответствии с п.1 ст. 1 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» КФХ представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Членами КФХ могут быть лица, как являющиеся родственниками (свойственниками), так и не являющиеся таковыми. Но число лиц, не являющихся родственниками (свойственниками), ограничено. Так, максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек (п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).
Такое требование к субъектному составу анализируемых правоотношений законодатель установил не случайно. Родство — это связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого или разных лиц от общего предка, а также основанная на брачных семейных отношениях7. В основе родства обычно лежит кровная связь, однако закон к числу близких родственников относит также супруга (се-мейно-правовая связь). Кроме того, по правовому значению к родственным приравниваются отношения усыновителя (и его родственников) с усыновлен-ным8.
Свойство — это возникающее в результате брака отношение между супругом и родственниками другого супруга или между родственниками обоих супругов. Так, в свойстве находятся супруг с сестрой, братом
или родителями другого супруга, а также братья или сестры одного из супругов с братьями или сестрами другого супруга, отчим (мачеха) с пасынком (падчерицей) и т.д.9
Лица, состоящие в родстве или свойстве, которые могут быть членами КФХ, перечислены в п. 2 ст. 3 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а именно супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет.
Согласно ст. 4 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение. В соглашении определяются члены семьи, которые входят в хозяйство; глава хозяйства и его полномочия; порядок управления фермерским хозяйством; права и обязанности участников; порядок формирования имущества фермерского хозяйства, владения, пользования, распоряжения этим имуществом; распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов и др. Даже если такие условия взаимоотношений участников хозяйства являются для них новыми, это не меняет естественного характера объединения людей. Регистрация хозяйства в установленном порядке в качестве фермерского лишь открывает перед ним дополнительные возможности.
Если в дальнейшем участники фермерского хозяйства примут решение преобразовать его в юридическое лицо в виде кооператива либо общества с ограниченной ответственностью, это также не изменит естественной природы их новообразования, а лишь откроет перед ними дополнительные возможности в ведении предпринимательской деятельности. Появление такого юридического лица — следствие естественного процесса, который венчает уже до этого состоявшиеся его стадии.
Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» четко определяет не только право на создание фермерского хозяйства, но и основные виды деятельности, которыми фермеры должны заниматься. Главными видами являются производство и переработка сельхозпродукции, транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельхозпродукции собственного производства10.
Отношения, складывающиеся в процессе производственной деятельности фермерского хозяйства между его членами и наемными работниками, регулируются не только специальным нормативным правовым актом — Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», но и ГК, ТК.
Правовое положение фермерского хозяйства характеризуется и семейным началом11, ведь фермерство — это, по сути, третий, прежде всего семейный, тип предпринимательства12, а следовательно, отношения регулируются и СК.
В соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» КФХ, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе были сохранить статус юридического лица до 1 января 2010 г. С этой даты произошла массовая перерегистрация КФХ, которая повлекла за собой отнесение КФХ к одному виду предпринимательства — предприниматели без образования юридического лица.
До принятия Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в России было два вида предпринимателей — юридические лица (организации) и физические лица — предприниматели без образования юридического лица. КФХ является уникальной по своему содержанию и форме организация бизнеса. КФХ — это не просто бизнес, а семейный бизнес, в основе которого лежат деловые доверительные отношения людей, связанных родством (свойством). Под семейным бизнесом понимается деятельность лиц, связанных родством или свойством, которые в процессе ведения общего хозяйства могут извлекать из этого прибыль. Семейный бизнес может пониматься как бизнес, в котором участвуют члены семьи, лица, состоящие в близком родстве (родители, дети, дед, бабка, тети, дяди и т.д.) или свойстве. Отдельную категорию занимают супруги, которые, будучи членами одной семьи, в то же время не являются кровными родственниками.
Каждый из участников КФХ заинтересован в плодотворной деятельности, так как результаты этой деятельности каждый разделит со своими близкими людьми. Все участники хозяйства работают для себя и во благо своих близких людей. В этои случае конфликт интересов просто невозможен, поскольку все функции сосредоточены в одних руках.
Уникальность КФХ заключается и в том, что эта разновидность семейного бизнеса осуществляется в определенной сфере. Главными видами деятельности являются производство и переработка сельхозпродукции, ее транспортировка (перевозка), хранение и реализация, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельхозпродукции собственного производства13.
Таким образом, членами фермерского хозяйства могут быть:
супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет;
граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек.
Эти ограничения позволят сохранить уникальность по своему содержанию и форме организации крестьянского фермерского хозяйства как семейного бизнеса.
Законодатель закрепил наличие обязанностей у участника фермерского хозяйства несмотря на то, что они связаны родством. Конкретные обязанности не раскрываются, но значительная их часть устанавливается по взаимному согласию членов хозяйства, касается в основном трудовой и хозяйственной деятельности. Несмотря на то что участники хозяйства связанны родством, существуют определенные «деловые отношения», как в любом бизнесе, при которых стороны сотрудничают, определяют свои обязанности и порядок ответственности в случае неисполнения обязательств.
КФХ представляет собой особую организационно-правовую форму предпринимательской деятельности граждан без образования юридического лица на индивидуальной (семейной), а в настоящее время и на групповой основе. Эти особенности проявляются в том, что:
# КФХ не является по ГК юридическим лицом, но оно не подпадает и под понятие индивидуальной предпринимательской деятельности, поскольку, как правило, ведется несколькими лицами сообща;
КФХ как объединение граждан, совместно осуществляющих предпринимательскую деятельность, обладает имуществом, имеющим особый правовой режим (общая собственность членов хозяйства), чего нет ни у организации со статусом юридического лица, ни у индивидуального предпринимателя;
ведение КФХ — это предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли между лицами, которые, как правило, являются кровными родственниками или состоят в иных семейно-правовых связях;
деятельность КФХ без образования юридического лица не может рассматриваться как простое товарищество (договор о совместной деятельности);
прибыль должна быть результатом, подлежащим распределению между членами КФХ14.
Развитие КФХ как семейного бизнеса улучшит экономику не только каждой семьи, но и экономику страны, поскольку в России семейно-родствен-ные отношения не только не теряют значимости в сфере предпринимательства, но и имеют тенденцию к распространению на новые организационные структуры (как в малом и среднем, так и в крупном бизнесе).
1 Гусак-Катрич Ю.А. Охрана труда в сельском хозяйстве // Альфа-Пресс. 2007. С. 45.
2 Комментарий к Федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» / отв. ред. М.Ю. Тихомиров. М., 2004. С. 43.
3 Калинин Н.И., Удачин А.А. Постатейные комментарии к Федеральным законам «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О личном подсобном хозяйстве». М., 2004. С. 51.
4 Мельников Н.Н. Характеристики крестьянского (фермерского) хозяйства по законодательству России и стран СНГ// Журнал рос. права. 2007. № 11. С. 18, 32.
5 Устюкова В.В. Правовое положение крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства в Российской Федерации : автореф. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 32.
6 Комментарии к законодательству о крестьянском (фермерском) хозяйстве / отв. ред. З.С. Беляева, М.И. Козырь, А.Е. Черноморец. С. 22.; Комментарии к Федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» / отв. ред. М.Ю. Тихомиров. М., 2008. С. 56.
7 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка ; 4-е изд., доп. М., 1997. С. 682.
8 Комментарий к Федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (постатейный) / А.Д. Куликов [и др.] ; под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2006.
9 Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова ; 5-е изд., доп. и пе-рераб. М., 2002. С. 780.
10 Канунников А.Б., Гостева М.А. Особенности правового регулирования труда в крестьянском (фермерском) хозяйстве // Трудовое право. 2008. № 10.
11 Мельников Н.Н. Указ. соч. С 27.
12 Канунников А.Б., Гостева М.А. Указ. соч.
13 Там же. С. 87.
14 Устюкова В.В. Указ. соч. С. 39—45; Мельников Н.Н. Правовое регулирование труда в крестьянском (фермерском) хозяйстве по законодательству России и стран СНГ // Рос. юстиция. 2010. № 3. С. 12.
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ГЕОЛОГИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ НЕДР
В.В. ЕРИН,
соискатель Российского государственного института интеллектуальной собственности 12.00.03 — гражданское право, семейное право, предпринимательское право,
международное частное право erin1982@yandex. ru
Аннотация. Рассматривается один из видов гражданского договора — государственный контракт на выполнение работ по геологическому изучению недр; подробно описываются этапы, стадии и виды работ по геологическому изучению недр (на примере нефти и газа). Приводятся отличия государственного контракта на выполнение работ по геологическому изучению недр от недропользовательских договоров (соглашений о разделе продукции и концессионных соглашений). Анализируется зарубежный опыт и виды договоров на выполнение работ, связанных с недропользованием, применяемых членами Организации стран экспортеров нефти (OPEC).
Ключевые слова: государственный, контракт, геологическое, изучение, недра, концессия, соглашение, соглашение о разделе продукции.
CONSIDERATIONS OF THE STATE CONTRACT FOR CARRYING OUT GEOLOGICAL SURVEY OF SUBSURFACE RESOURCES
V.V. ERIN,
Russian state institute of intellectual property Aspirant of civil and business law faculty
The summary. The article is devoted to the state contract for carrying out geological survey of subsurface resources as a type of a civil contract. The author specifies periods, stages and types of subsurface resources management on the example of gas and oil, also giving differences between the state contract for carrying out geological survey of subsurface resources and other contract such as product sharing agreement or concession agreement. The evaluation of foreign experience and types of contracts for carrying out subsurface resources management is based on OPEC members activities.
Key words: state, contract, geological, exploration, subsurface, concession, agreement, production sharing agreement.