Научная статья на тему 'Крестьянский поземельный банк и столыпинская реформа (1906-1916 годы)'

Крестьянский поземельный банк и столыпинская реформа (1906-1916 годы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7777
508
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Крестьянский поземельный банк и столыпинская реформа (1906-1916 годы)»

Крестьянский поземельный банк и столыпинская реформа (1906-1916 годы)1

Н.А. Проскурякова

профессор Московского государственного педагогического университета, доктор исторических наук

Государственный Крестьянский поземельный банк был учрежден в 1882 году для выдачи крестьянам долгосрочных ссуд под залог купленных у частных владельцев земель. Срок выдаваемых банком ссуд первоначально устанавливался от 24,5 до 34,5 года; с 1894 года - от 13 до 55,5 года (13, 18, 28 лет, 41 год, 55,5 года). Ссуда не должна была превышать 80-90 процентов от оценки покупаемой земли. Ссудный процент равнялся 7,5-8,5 процента годовых. В отличие от других ипотечных банков, выдававших нецелевые ссуды, кредит Крестьянского поземельного банка имел строго определенное назначение - только на покупку земли. Средства для выдачи ссуд банк аккумулировал за счет выпуска ипотечных облигаций (свидетельств Крестьянского банка) и продавал их через Государственный банк на фондовом рынке.

В начале своей деятельности в соответствии с проводимой правительством политикой консервации общинно-сословных институтов Крестьянский поземельный банк создавал наиболее благоприятные условия для покупок земли обществами или товариществами. В 1895 году по инициативе С.Ю. Витте, в то время бывшим министром финансов, Крестьянскому банку (единственному и всех ипотечных банков Российской империи) было дано право покупать продаваемые дворянами земли, создавать собственный земельный фонд, а затем продавать эту землю крестьянам. Приобретая землю, банк учитывал интересы и продавцов - дворян, и покупателей -крестьян. В первом случае банк должен

был предотвратить усилившийся в связи с сельскохозяйственным кризисом переход дворянских земель в руки скупщиков-спе-кулянтов по низким ценам и помочь дворянству ликвидировать свою собственность по возможности безубыточно. Во втором -помочь крестьянам купить земельные участки, которые соответствовали бы их возможностям и потребностям. В случае необходимости банк мог развернуть и более широкую деятельность по устройству крестьян, купивших участки из его фонда, вплоть до устройства поселков и увеличения площади удобных сельскохозяйственных угодий. До 1906 года крестьянами из земельного запаса банка было куплено

670,1 тысячи десятин земли, а всего при содействии банка было приобретено 9 миллионов десятин земли (62,4 процента от прироста частного крестьянского землевладения за 1882-1905 годы).

Последний период деятельности Крестьянского поземельного банка связан с начавшейся в 1906 году столыпинской аграрной реформой. Реформа имела одновременно политический, экономический и социальный характер. Ее целью являлось создание слоя зажиточных крестьян-собствен-ников - устойчивой опоры государственного монархического порядка. Проведению реформы предшествовало серьезное обсуждение ее принципов, в котором приняли участие известные государственные деятели: С.Ю. Витте, А.В. Кривошеин, В.И. Гурко и другие видные деятели. Генеральную идею реформы - предоставление крестьянам права свободного выхода из общины -

1 Статья подготовлена по материалам доклада на научно-практической конференции «Столыпинская модель модернизации России. 1906-2006», проходившей 8 ноября 2006 года в Москве в Вольном экономическом обществе России.

высказал С.Ю. Витте, который в начале XX века стал убежденным сторонником индивидуализации крестьянского землевладения и землепользования, а также расширения гражданских прав крестьян.

В мае 1906 года за упразднение общины высказался первый съезд дворянских обществ. Съезд собрался в сложных условиях, во время революции, когда крестьяне целыми деревнями грабили помещичьи усадьбы. На съезде присутствовал Николай II, все министры, члены Государственного совета, Сената, все генерал-губернаторы и губернаторы, губернские и уездные предводители дворянства, крупные сановники. Обстановка заставляла предпринимать кардинальные меры. Съезд принял в адрес правительства заявление, в первых пунктах которого перечислялись все составные части грядущей столыпинской реформы: разрешение крестьянам выхода из общины, расширение переселения крестьянских семей на окраины России, передача наделов в частную собственность и право их продажи. Позиция «передового сословия» в значительной степени предопределила изменение правительственной политики по отношению к деревне.

Реформа включала в себя целый комплекс мероприятий, часть которых была проведена уже в период короткого премьерства С.Ю. Витте (октябрь 1905 - апрель 1906 года) - отмена взимания выкупных платежей, принятие нового закона о переселении. П.А. Столыпин, ставший председателем Совета министров 8 июля 1906 года, придал политический характер вопросу о создании крепких крестьянских хозяйств, отстаивал необходимость сохранения помещичьего хозяйства и вмешательства государства в перестройку деревни путем административных мер. Столыпин доказывал, что нужно опираться не на мужика-общин-ника, а на единоличного хозяина, который будет с уважением относиться к чужой собственности, имея свою. Четкое указание на политическое значение опоры власти на крепкого хозяина-крестьянина отличало позицию Столыпина от точки зрения Витте. Благодаря железной воле и решительности, Столыпин на какое-то время смог объе-

динить разнородные силы в правительстве и стать проводником новой аграрной политики. Он поручил заведование Крестьянским и Дворянским банками (вместе с должностью товарища министра финансов, в ведении которого находились оба банка) А.В. Кривошеину. Столыпин и Кривошеин, который в 1908-1915 годах в ранге министра возглавлял Главное управление землеустройства и земледелия, стали идеологами и организаторами реформы.

В системе мероприятий столыпинской реформы Крестьянскому банку отводилась важнейшая роль. Был издан целый пакет законодательных актов, определивших его деятельность в новых условиях. В манифесте «Об улучшении благосостояния и облегчении положения крестьянского населения» (3 ноября 1905 года) Крестьянский банк был призван «к особо напряженному участию... в выполнении неотложных задач правительственной деятельности». Специальным указом от 3 ноября 1906 года на него была возложена задача оказывать крестьянам помощь как путем выдачи ссуд для покупки земли, так и усилением операций по приобретению земель за счет собственных средств банка. Тем самым Крестьянский банк должен был способствовать прочному насаждению в среде крестьянского населения единоличной собственности на землю как основы преобразования хозяйственного уклада сельской России.

Еще раньше, 28 апреля 1906 года, высочайше утвержденное мнение Государственного совета предоставило право Крестьянскому банку при производстве операций с землями, заложенными в Дворянском банке и в акционерных земельных банках, принимать на себя долги этих кредитных учреждений (а с 30 августа 1906 года - и Особого отдела Дворянского банка). Был предпринят ряд мер, направленных на увеличение земельного фонда Крестьянского банка. Высочайшим повелением от 12 августа 1906 года и Высочайшим указом от 27 августа того же года банку была передана часть удельных и казенных земель для дальнейшей продажи ее крестьянам.

21 марта 1906 года был принят закон об изменении порядка выдачи ссуд из Дворянс-

кого и Крестьянского банков, которым было предписано производить выдачу ссуд не наличными деньгами, а процентными бумагами. До этого при низком курсе процентных бумаг Крестьянский банк должен был возмещать разницу из своих средств. (При общем падении курса государственных фондов, в том числе свидетельств, до 79 процентов, как это имело место в конце 1905 года, и при широком развитии операций Крестьянского банка потери на курсе в самое непродолжительное время поглотили бы всю наличность собственного капитала банка.) Таким образом, реализация свидетельств Крестьянского банка должна была производиться за счет заемщиков, и они, а не банк, должны были терять на курсовой разнице. 14 октября 1906 года был издан указ о понижении платежей заемщиков Крестьянского банка (с 5 рублей 25 копеек и 5 рублей 75 копеек до 4 рублей 50 копеек в год со 100 рублей ссуды при сроке 55,5 года с установлением соответствующих платежей по другим срокам ссуд). Одновременно вышло высочайше утвержденное положение Совета министров об изменении условий выпуска и погашения свидетельств Крестьянского банка с целью повышения их биржевой расценки.

Упомянутым указом от 3 ноября 1906 года банку было предоставлено право реализовывать свои свидетельства на такую сумму, которая требовалась для производства его расширяющихся операций. Тем же указом с целью облегчения для крестьян пользования кредитом банка для покупки земель по соглашению с продавцами была разрешена выдача ссуд в полном размере оценки, когда земля покупалась безземельными или малоземельными крестьянами, не имевшими средств для внесения доплат к ссудам, выдаваемым в размере 90 процентов от специальной оценки.

15 ноября 1906 года последовал Высочайший указ о предоставлении Крестьянскому банку права выдачи ссуд под залог надельных земель. Эти ссуды должны были идти на уплату за наделы, оставляемые крестьянами, переселяющимися на новые земли; на пополнение той части покупной цены на землю, приобретаемой с содействием Крестьянского банка, которая не

покрывалась ссудой банка, выдаваемой под залог покупаемой земли; на покрытие вызываемых улучшением землепользования расходов, а также использоваться при переходе от общинного владения к подворному при разделении обществ на отдельные поселки, хутора и т. д. Этот указ равно относился и к надельным землям, укрепленным в личную собственность по закону от 9 ноября 1906 года. В статье 31 этого указа отмечалось, что «участки, укрепленные в личную собственность,.. подчиняются действиям правил о надельных землях».

До 1906 года Крестьянский банк отдавал предпочтение коллективным покупателям земли. После 1906 года главной целью деятельности банка в русле всей аграрной реформы стало содействие образованию прочных единоличных хозяйств: с 1908 года земли из имений банка продавались только в единоличную собственность. Сельские общества и товарищества включались в состав покупателей в исключительных случаях. По указу от 27 июня 1908 года товарищества могли получить ссуду при условии, что они дадут формальное обязательство выделять по первому требованию каждому из своих членов причитающееся на его долю количество земли в единоличную собственность с освобождением от круговой поруки. По этому же указу была утверждена выдача ссуд при посредничестве банка в высших пределах (до 90 процентов) только при покупке земли в единоличную собственность. В товарищеских покупках (и сельско-обществен-ных) ссудная помощь ограничивалась 80 процентами. Безземельным и малоземельным крестьянам, не имевшим средств для внесения доплат к ссудам, выдаваемым в размере 90 процентов от специальной оценки, еще раньше (указом от 3 ноября 1906 года) была разрешена выдача ссуд в полном размере оценки, о чем уже говорилось. Однако это было скорее исключением. По мнению администрации Крестьянского банка, выплата части покупной стоимости приобретаемой крестьянами земли имела своеобразное воспитательное значение, так как укрепляла в крестьянах-покупщиках чувство собственника: «Необходимо, чтобы покупщик раньше, чем превратиться во владельца приторгован-

ной земли, покрыл известную часть покупной цены... Уплатив за землю из трудовых сбережений, крестьянин проникается сознанием, что эта земля - его неотъемлемая собственность и как бы роднится с нею»2.

Одновременно были приняты меры по упорядочению организационной стороны дела. С 1906 года деятельность банка распространилась на Закавказье и прибалтийские губернии. На местах действовало 40 его отделений, из которых 23 были самостоятельными, а 17 - соединенными с отделениями Дворянского банка. В 1915 году операции Крестьянского поземельного банка распространялись на 68 губерний и 5 областей Европейской и Азиатской России, где действовали 52 местных отделения этого банка.

Еще 16 ноября 1905 года министр финансов обратился к предводителям дворянства и уездным земствам с просьбой принять участие в деятельности Крестьянского банка и образовать на местах особые комиссии, в состав которых вошли бы представители и крестьянского населения. Задача таких комиссий состояла в обсуждении вопросов о целесообразности приобретения банком того или иного имения и о способах его ликвидации, а также в оказании крестьянам помощи в покупке имений у владельцев и выяснении действительной стоимости заявленных к продаже земельных участков3.

Вместе с тем сам Крестьянский банк был намерен усилить свою деятельность в качестве самостоятельного покупателя земельных имуществ. Местным отделениям банка было предписано безостановочно производить оценку земель, даже в зимнее время. Состав местных отделений был увеличен за счет новых должностных лиц или командированных служащих из центрального управления Дворянского и Крестьянского банков. К оценочной работе также были привлечены податные инспектора и другие местные чины. Одновременно последовали упрощение формальностей делопроизвод-

ства и предоставление отделениям банка немного большей самостоятельности.

Земельный запас Крестьянского банка стал важным средством решения поставленных перед ним в то время задач. По данным отчетов банка, с 1 января 1906 года по 1 января 1915 года всего в его распоряжении находилось 6 159,6 тысячи десятин земли стоимостью 578,1 миллиона рублей (табл. 1) (на земли частных владельцев приходилось 4 326,7 тысячи десятин общей стоимостью

445,2 миллиона рублей, на земли, переданные удельным ведомством, - 1 258,9 тысячи десятин общей стоимостью 70 миллионов рублей, на земли неисправных заемщиков -около 623 тысяч десятин стоимостью 47,9 миллиона рублей4). Земли частных владельцев составляли 70 процентов от всего земельного запаса банка. Он, как уже отмечалось, был очень осторожен в покупках и тщательно взвешивал пригодность имения для дальнейшей его продажи крестьянам. За десять лет (1906-1915 годы) было приобретено 3 257 имений, что составляло лишь 30 процентов от предложенных банку (табл. 2). Площадь купленных банком частных земель составляла 4,2 процента от всех частновладельческих земель Европейской России.

Максимальное увеличение земельного запаса пришлось на 1906-1908 годы (табл.

1), когда в связи с событиями 1905-1907 годов происходили массовые продажи дворянами своих земель. Преобладающая часть земель была приобретена в составе крупных имений (свыше 500 десятин). Наибольшее количество земли было куплено в восточных и юго-восточных (Самарской, Саратовской, Симбирской, Пензенской), а также в центрально-земледельческих (Воронежской, Курской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Тульской)губерниях.

Покупная стоимость имений, приобретаемых Крестьянским банком за его счет, исчислялась согласно правилам, утвержденным Министерством финансов 12 июля 1906 года. При оценке учитывалась, как уже говорилось,

2 Обзор деятельности Крестьянского поземельного банка за 1906-1910 годы. Спб., 1911. С. 24.

3 Там же. С. 14.

4 Отчет Крестьянского поземельного банка за 1915 год. Спб., 1916. С. 112

Таблица 1

Увеличение земельного запаса Крестьянского банка в 1906-1915 годах5

Год Остаток земель на 1 января соответствующего года, десятины

1906 1 196 012

1907 2 032 507

1908 1 497 033

1909 283 551

1910 203 210

1911 232 835

1912 198 085

1913 346 525

1914 103 560

1915 66 229

Итого 6 159 547

действительная доходность имений, устанавливаемая по долгосрочной аренде, по съемным ценам на один урожай и, наконец, по производительности почвы. Кроме того, принималась во внимание вся совокупность сельскохозяйственных условий имения: расстояние от ближайшего торгового центра, предположения о возможной ликвидации, пригодность земли для разбивки на участки и образования на них крестьянских хозяйств и т. п.

Превращение Крестьянского банка в наиболее крупного покупателя земли в стране несомненно повлияло на колебание земельных цен (уменьшение его амплитуды). В 1906-1907 годах - в период массовых продаж помещичьих земель - банк не допустил обесценивания продаваемых частновладельческих имений. Кроме того, активная роль Крестьянского банка предотвратила скупку земли за бесценок разного рода спекулянтами. Ведь в условиях общей неуверенности в будущем многие владельцы спешили продать свои имения, а надежных покупателей не было: частные лица опасались вкладывать свои

Таблица 2

Покупка частных земель Крестьянским банком в 1906-1915 годах6

Год Количество купленных имений Площадь купленной земли, тыс. дес. Общая покупная цена, млн р.

1906 700 1 144,4 123,9

1907 1 191 1 519,8 159,1

1908 564 572,1 54,8

1909 189 172,8 19,6

1910 185 172,2 18,7

1911 135 196,2 11,8

1912 125 146,5 11,9

1913 175 301,2 31,8

1914 73 83,5 11,4

1915 20 17,8 2,1

Итого 3 257 4 326,7 445,2

Таблица 3

Средние цены одной десятины земли (в рублях) в 1906-1915 годах7

Год - с й У ш £ со вк о П При покупках крестьянами у частных владельцев при содействии Крестьянского банка При покупке имений Крестьянским банком

1906 101,6 127 113

1907 103,7 133 133

1908 101,6 139 116

1909 107,0 144 136

1910 114,3 140 124

1911 122,2 141 116

1912 129,3 145 121

1913 136,3 151 112

1914 143,9 152 112

1915 - 136 104

5 Источник: Отчет Крестьянского поземельного банка за 1915 год. Пг., 1916. С. 112.

6 Источник: Отчет Крестьянского поземельного банка за 1906-1915 годы. Спб. - Пг., 1907-1916.

7 Источники: Материалы по статистике движения землевладения в России. Вып. ХШ-ХХУ. Спб., 1907-1917; Динамика движения землевладения в России. 1906-1914 годы. М., 1989. С. 79-80;

Отчет Крестьянского поземельного банка за (1906-1915 годы). Спб., 1907-1916. Подсчитано автором.

капиталы, а крестьяне, ожидая дополнительного наделения землей, воздерживались от ее приобретения. Позднее (1908-1914 годы) ценовая политика банка была направлена на то, чтобы предупредить искусственный подъем продажной стоимости частновладельческой земли, когда спрос на нее со стороны крестьян повысился (табл. 3).

Насаждение и развитие мелкого землевладения в условиях единоличной собственности, независимый труд землевладельца на своем участке, отмежеванном и устроенном в постоянных границах8, - вот те принципы, которые стали основой деятельности Крестьянского банка при продаже земли крестьянам из собственного земельного запаса в 1906-1916 годах. Это мероприятие получило название «ликвидация земельного запаса банка». По высочайше утвержденному Особому журналу Совета министров для проведения ликвидации приобретенных Крестьянским банком имений в июне 1907 года на местах были образованы три временных отделения Совета Крестьянского поземельного банка. В состав каждого из этих отделений вошли представители Министерства внутренних дел, Главного управления землеустройства и земледелия во главе с членом совета банка. В конце 1907 года число временных отделений Крестьянского банка было увеличено до пяти.

По распоряжению министра финансов в начале 1908 года при центральном управлении банка для заведования распродажей и хозяйственным использованием приобретенных имений был создан Особый ликвидационный отдел. В состав нового учреждения во главе с управляющим банком по назначению министра финансов вошли члены совета банка и представители Государственного контроля, Министерства внутренних дел и Главного управления землеустройства и земледелия. Особый ликвидационный отдел при центральном управлении Крестьянского поземельного банка, обладая широкими полномочиями и находясь в постоянном взаимодействии с временными

отделениями, объединил ликвидационное дело по всему земельному запасу банка. В качестве исполнительных органов Особого отдела в составе отделений банка были образованы местные ликвидационные отделы.

Работы по размежеванию земель выполнялись командированными в распоряжение отделений банка землемерами землеустроительных комиссий и межевыми техниками из состава штатных чиновников отделений. Кроме того, в случае надобности к работам привлекались частные землемеры по вольному найму. К 1915 году в распоряжении отделений банка находились 106 землемеров, 40 помощников землемеров и 146 межевых техников9. Землеустроительные комиссии участвовали в ликвидационной деятельности на банковских землях, рассматривая ликвидационные предложения и намечая списки покупателей.

Правила и приемы подготовки банковских земель к землеустроительному использованию и порядок их последующей распродажи были изложены в составленной Крестьянским банком и утвержденной Комитетом по землеустроительным делам инструкции от 19 февраля 1908 года (Временная инструкция об основаниях и порядке ликвидации земель, принадлежащих Крестьянскому поземельному банку)10.

Инструкция была основана на следующих исходных положениях:

1) главным условием правильной разбивки имений было создание жизненных и хозяйственных единиц владения хуторского и отрубного типа;

2) продажа земли производилась только в единоличную собственность (сельские общества и товарищества могли быть включены в состав покупщиков только по особо уважительным причинам и не иначе как с дозволения Особого ликвидационного отдела, временного отделения совета банка или его уполномоченного);

3) предпочтение отдавалось домохозяевам, недостаточно обеспеченным землей,

8 Обзор деятельности Крестьянского поземельного банка за 1906-1910 годы. Спб., 1911. С. 18.

9 Отчет Крестьянского поземельного банка за 1915 год. Спб., 1916. С. 94.

10 Обзор деятельности Крестьянского поземельного банка за 1906-1910 годы. Спб., 1911. С. 27.

не отбившимся от земли и способным образовать действительно прочные крестьянские хозяйства;

4) размер обязательного взноса покупщика мог быть ниже 10 процентов от продажной стоимости земли для лиц, приобретающих участки в единоличное владение.

В ходе подготовки земель к распродаже в соответствии с требованиями землеустройства возникла необходимость в предварительном и тщательном исследовании почвенных условий и производстве мелиоративных работ: устройстве колодцев, сооружении водоемов с запрудами и мостами, осушении болот11.

Ответственность за подготовку к распродаже и сама распродажа каждого отдельного имения возлагались на определенное должностное лицо - ликвидатора. Ликвидаторы избирались преимущественно из состава служащих местных отделений или центрального управления банка. Составленный ликвидатором план разбивки и расценки имения передавался одновременно с посемейноимущественными списками намечаемых покупщиков в местную землеустроительную комиссию. При этом если среди местных крестьян не оказывалось достаточного числа лиц, желающих приобрести распродаваемые участки, принимались меры к привлечению покупщиков из других губерний и уездов. Заключение землеустроительной комиссии вместе с планом разбивки лично докладыва-

лось ликвидатором ликвидационному отделу местного отделения Крестьянского поземельного банка и утверждалось уполномоченным временного отделения совета банка или центрального управления банка.

За последнее десятилетие своей деятельности (1906-1915 годы) Крестьянский поземельный банк провел работы по размежеванию и подготовке к ликвидации на площади в 4 748,3 тысячи десятин, что составляло 73,7 процента от общей площади земельного запаса банка (95,6 процента от той площади, на которую были утверждены планы ликвидации до 1 января 1916 года) (табл. 4).

Имения, составляющие земельный запас банка, равно как и имения, перешедшие от неисправных должников, вплоть до распродажи состояли в хозяйственном заведовании банка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно из приведенных данных (табл. 5), главнейшим видом хозяйственного использования земель банка являлась сдача в аренду, применявшаяся в 1910 году на площади 3 454 155 десятин (81,6 процента), а в 1916 году - 1 747 666 десятин (66,7 процента). Земля сдавалась в аренду почти исключительно крестьянам. При этом предпочтение отдавалось нуждающимся в земле местным крестьянам, сама же сдача, если при покупке банк не был связан особыми условиями, производилась по большей части на один посев, так как более продолжительный срок аренды задерживал бы ход распродажи земельного запаса.

Таблица 4

Распределение размежеванных Крестьянским банком земель на 1 января 1916 года12

Разряд земли Размежевано, тыс. дес Процент к общей площади запаса земель

Купленные у частных владельцев 3 639,2 79,8

Переданные удельным ведомством 652,1 51,8

Перешедшие от неисправных заемщиков 457,0 73,3

11 Так, например, только в 1907-1909 годах было обустроено или отремонтировано 3 337 колодцев, вырыто 635 прудов, расчищено 63 родника. Одновременно было проведено осушительных каналов протяженностью в несколько тысяч верст и т. д. В 1915 году на продаваемых участках было построено 357 новых колодцев, вырыто 26 прудов с плотинами, мостами, проведено 75 верст канав и каналов // Отчет Крестьянского поземельного банка за 1915 год. Спб., 1916. С. 94-95.

12 Источник: Отчет Крестьянского поземельного банка за 1916 год. Пг., 1917. С. 114.

Таблица 5

Хозяйственное использование земель Крестьянского банка13

Форма эксплуатации земли 1910 год 1915 год

десятин % десятин %

Сдавалась в денежную аренду крестьянам 3 144 428 74,2 1 555 729 59,3

Сдавалась в денежную аренду предпринимателям 216 883 5,2 137 835 5,3

Сдавалась в издольную аренду крестьянам 29 610 0,7 24 680 1,0

Сдавалась в другие виды арендного пользования 63 234 1,5 29 422 1,1

Оставалась в заведовании прежних владельцев 34 796 0,8 2 456 0,1

Находилась в непосредственном распоряжении банка 693 049 16,6 871 518 33,2

Итого 4 182 000 100 262 164 100

Окончание в следующем номере.

* * *

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 18.07.2006 № 111-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ УЧАСТИИ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Окончание. Начало см. на с. 85.

Снижен размер неустойки (пени), которую застройщик обязан уплачивать в случае нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта строительства - с одной семи-десятипятой до одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки.

С одной стопятидесятой до одной трехсотой ставки рефинансирования снижен размер процента за пользование денежными средствами, который застройщик должен уплачивать при возврате денежных средств участнику долевого строительства в случае законного расторжения участником долевого строительства договора с застройщиком.

Участнику долевого строительства - гражданину указанные пени и проценты уплачиваются в двойном размере.

Примечательные изменения внесены в порядок расторжения договора долевого строительства по инициативе застройщика. В случае просрочки участником долевого строительства уплаты цены договора (более чем на три месяца либо более чем три раза в течение двенадцати месяцев, если уплата должна производиться частями) застройщик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке, без обращения в суд, что требовалось ранее.

В то же время участники долевого строительства в ряде случаев аналогичного права лишены. В случаях чрезмерного затягивания строительства, существенного изменения проектной документации, изменения назначения общего имущества или нежилых помещений, входящих в состав строящегося дома или иного объекта недвижимости, участники долевого строительства могут расторгнуть договор только в судебном порядке, а не в одностороннем, как это было установлено ранее.

При уклонении участника долевого строительства от принятия объекта долевого строительства в установленный срок или при отказе участника долевого строительства от принятия объекта застройщик вправе по истечении двух месяцев со дня, предусмотренного договором для передачи объекта, составить односторонний акт о передаче объекта. При этом риск случайной гибели объекта признается перешедшим к участнику долевого строительства.

Указанные меры могут применяться в случае, если застройщик обладает сведениями о получении участником сообщения о завершении строительства либо заказное письмо с уведомлением о завершении строительства возвращено оператором связи с сообщением об отказе участника долевого строительства от его получения, а также в связи с отсутствием участника по указанному им почтовому адресу.

13 Источники: Отчет Крестьянского поземельного банка за 1910 год. СПб., 1911. С. 120; Отчет Крестьянского поземельного банка за 1915 год. Пг., 1916. С. 122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.