н. п. курусканова КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕфОРМА 1861 Г.
И ЕЕ СУДЬБА В ТРАКТОВКЕ
Омский государственный ■ ■»■и— "
технический университет НЕЛЕГАЛЬНОЙ ПЕЧАТИ УДК 947 (470) 002 2(571 1/ 5) СИБИРСКИХ ЭСЕРОВ (К 140-ЛЕТИЮ
ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА)
В СТАТЬЕ АНАЛИЗИРУЕТСЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ, ДАННАЯ НЕЛЕГАЛЬНОЙ ПЕЧАТЬЮ СИБИРСКИХ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ ПРИЧИН И ПОСЛЕДСТВИЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ 1861 Г., А ТАКЖЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЗЕМЛИ - ЭСЕРОВСКИЙ ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ АГРАРНОЙ ПРОБЛЕМЫ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОВЕДЕНО НА ОСНОВЕ АРХИВНЫХ И ОПУБЛИКОВАННЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ.
Предлагаемая статья приурочена к 140-летнему юбилею отмены крепостного права в России - главному, на наш взгляд, событию XIX в. В имеющейся исторической литературе интересующий нас вопрос практически не получил освещения. Например, публикации А. Л. Афанасьева, Л. М, Горюшкина, М. И. Казанцева, В. В. Кучера, Н. А. Май-дуровой, Г. А. Ноэдрина и др., посвященные изучению отдельных аспектов взаимодействия сибирского эсерства и крестьянства, обошли данную тему.
В настоящей статье автор поставила и попыталась разрешить следующие задачи: во-первых, показать интерпретацию, данную сибирскими эсерами Крестьянской реформе 1861 г., её причин и последствий для судеб российского и сибирского крестьянства; во-вторых, выяснить отношение сибирских эсеров к последующим преобразованиям, предпринятым самодержавием в аграрной сфере; в-третьих, рассмотреть эсеровский вариант решения аграрного вопроса в России, в частности, его адаптацию к сибирским условиям. Исследование проведено на базе изученной автором нелегальной агитационно-пропагандистской литературы (листовок, газет, журналов, брошюр), выпущенной сибирскими организациями ПСР в течение 1901 - февраля 1917 гг., широко распространявшейся на территории региона1.
Рассмотрение указанных моментов позволит более четко уяснить представления членов местных организаций ПСР о схожести и специфике аграрной ситуации в сибирском крае по сравнению с европейской Россией, что, в свою очередь, поможет понять обусловленность их тактической линии в крестьянской среде накануне и в период революции 1905-1907 гг., в период между буржуазно-демократическими революциями.
Аграрная тема традиционно занимала ведущее место в революционной агитации и пропаганде ПСР - партии, называвшей себя последовательной защитницей интересов самого многочисленного и обездоленного класса российского общества - крестьянства. Идеологи ПСР первостепенной, жизненно насущной экономической и политической проблемой России, городской и деревенской, считали аграрную.
Предпринятое нами комплексное исследование позволило прийти к выводу о трактовке нелегальной печатью местных эсеров актуальных аграрных проблем с точки зрения взаимосвязи аграрного вопроса в европейской России и на сибирской окраине. На наш взгляд, нельзя также согласиться с теми историками, которые писали об игнорировании печатной пропагандой эсеров особенностей аграрного строя Сибири.
Например, публикации местных организаций ПСР, посвященные Крестьянской реформе 1861 г., ее причин и итогов, не носили отвлеченный характер, в них присутствовало стремление авторов обосновать наличие
общих нужд и потребностей у крестьянской массы центральной России и Сибирского региона. Авторы указанных изданий не могли не учитывать того обстоятельства, что сибирские жители не имели представлений о крепостничестве. Их незнание проистекало не только из-за отсутствия помещичьего землевладения в сибирском крае, но также вследствие политики самодержавного правительства, которое, по словам эсеров, "всеми силами старается скрывать от крестьян правду-истину" о недавнем рабском состоянии крестьян. Местные социалисты-революционеры пытались восполнить существующий пробел. Например, в листовке тобольской группы ПСР "Товарищи! Уже более тысячи лет..." (1906, 7 апр.) подробно излагалась история закрепощения русских людей: "Проходят годы. Более или менее свободный народ обращается в крепостных рабов, которыми торгуют, как вещами, заставляют работать на помещика, и народ работает. Так продолжается сотни лет".
Касаясь причин отмены крепостного права, члены ПСР писали о вынужденном характере этого шага со стороны царизма, продиктованного нарастанием классовой борьбы в 1848-1854 и последующих годах: "Наконец, все усиливающийся гнет превысил терпение народа. Народ сам заявляет разгромами и убийствами помещиков, что так больше жить нельзя. Долго сдерживаемый вопль многомиллионной массы вырвался наружу", Без льстивости называли эсеровские авторы царя-"освободителя" Александра II "испуганным деспотом", который под давлением народного негодования дал крестьянам волю (листовка тобольской группы ПСР "Товарищи! Уже более тысячи лет...").
Омские эсеры в листовке "19 февраля" (1911,19 февр.) поясняли: "Не любовью к народу, не любвеобильным сердцем Александра II, а страхом за свою шкуру и шкуру близких сердцу царя дворян, рожден был Манифест 19 февраля. Царь "даровал" народу волю, чтобы успокоить его". По мнению составителей прокламации, царское правительство, решаясь на ликвидацию крепостного права, преследовало цели сделать так, чтобы "мужик как можно больше почувствовал, а дворянин как можно меньше ощутил*. И эта хитроумная задача была разрешена блестяще. За видимость свободы, которую народ получил 19 февраля, он должен был заплатить тяжкими материальными жертвами". В листовке анализировался ход проведения реформы, в результате которой крестьяне лишились лучших своих земель, а оставшиеся в их пользовании "вершковые наделы" были обложены выкупными платежами, в 2-3 раза превосходившими их реальную рыночную стоимость. Прокламация повествовала о реакции народа, откликнувшегося стихийными массовыми бунтами на такое "освобождение": "На беспорядки правительство отвечало карательными экспедициями,
розгами, пулями и каторжными работами. Начавшееся движение было залито кровью. "Мы ждали воли, - говорили крестьяне, - а получили вволю розг и пуль". Обманутый, ограбленный и усмиренный штыками, народ успокоился, этот покой длился долго-долго".
В нелегальных изданиях сибирских социалистов-революционеров содержалась характеристика общественно-правового и имущественного положения крестьянства в пореформенную эпоху. По свидетельству членов Омской организации ПСР реформа не улучшила состояние народа, поскольку вместо свободы ему "подсунули то же рабство, только под иным соусом" (листовка "19 февраля"). В первую очередь, эсеры писали о гражданской неполноправности крестьян: "Если ты крестьянин, то находишься в полной власти от старосты и до земского. Как бы ни притесняли они тебя, как бы ни держали руку кулаков и богатеев, как бы ни секли розгами и ни запирали в тюрьму, сколько бы ни душили они тебя податями, сколько бы ни лишали тебя последнего имущества, сводя корову со двора и продавая последнюю рухлядь немудрого хозяйства, никто не остановит их, никто не заступится за тебя" (листовка группы социалистов-революционеров Томска "Воззвание к народу".1903, после 20 февр.)2. В прокламации Томского комитета ПСР "Товарищи учителя" (1906, дек.-1907, янв.) отмечалось, что земские начальники обладали правом "сечь, бить и грабить крестьян, в то время как сечение, например, отменено чуть ли не десятком манифестов"3.
Листовка Омского комитета ПСР "19 февраля" информировала об ограблении крестьян в ходе выкупной операции: "За никогда не принадлежавшую им землю дворяне получили немного немало миллиард рублей, так как с 1862 по 1894 гг. им выплачено 897879473 рубля народных денег. Поистине, если что и ощутил помещик от этой реформы, то только радость. Еще бы! Ведь он получил громадный куш денег, и власть над крестьянином у него осталась все та же - только вместо помещика он стал называться земским начальником".
Следствием реформы 1861 г. стало обезземеливание "вольного" крестьянства. Листовка Новониколаевской группы ПСР "К избирателям" (1907, февр.) осветила данное явление: "Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный?!" - вопрошал великий поэт. Прошли десятки лет - не перестает стонать мужицкая земля. И не удивительно, что этот вечный подъяремный вол стонет: он хочет жить - но нет возможности: "Земли, земли!"-вот что нужно для его жизни. Земля же находится в руках тех, кто ничего не делает".
Воззвание Томского комитета ПСР "Ко всему рабочему народу. О том, что требовать рабочим и трудовому крестьянству" (1907, янв.) детально описало распределение земель после реформы 1861 г.: "Вокруг захудалых истощенных крестьянских полей тянутся необозримые богатые пашни, луга, леса помещиков, кулаков, казны, монастырей и особенно ценные угодья, принадлежащие самым крупным помещикам - царской фамилии - это кабинетские и удельные имения. В этих имениях найдете и рудники - золотые и серебряные, и виноградники, и тучные пашни, и великолепные леса. Среди огромных пространств, захваченных или полученных помещиками в дар от царей, среди обширных земель, возделанных руками того же крестьянина, политых его же кровью и потом, или без толку пустующих-веками раздается, не смолкая ни на минуту, один и тот же вопль трудового крестьянства: "Земли, земли!" Мы, социалисты-революционеры, как и наши отцы -землевольцы (члены группы "Земля и Воля") и народовольцы ("Народная воля"), слышали и слышим этот вопль...". Авторы прокламации констатировали, что крестьяне попали из крепостного рабства в рабство экономическое. Наряду с правовым неравенством, малоземельем, на плечи крестьян тяжелым бременем легли разного рода подати. В листовке указывалось: "Трудовое крестьянство живет изо дня в день трудами
только своей семьи, не прибегая к найму посторонних лиц. Земли у него очень мало, да и та истощена, скота мало - и тот плохой, а всяких податей видимо-невидимо: выкупные платежи, государственный земельный налог, земские и мирские сборы". Крестьянство, кроме прямых налогов "вместе со всем остальным неимущим и малоимущим рабочим людом, выносит на своих плечах всю тяжесть косвенных налогов (на водку, чай, сахар, спички и пр.)". Таким образом, над крестьянином довлел тройной гнет: со стороны государства, помещика, общины.
В указанной прокламации давалась оценка новым явлениям, наблюдавшимся в жизни крестьян в пореформенные годы: "Труженик-крестьянин еще сильнее обирается помещиками, мироедами-кулаками: они дают ему в трудную минуту (для уплаты податей, для посева, для пропитания семьи) деньги, семена, муку, чтобы взять с него за это в 4-5 раз больше-деньгами, отработками, продуктом; или же они сдают крестьянину землю по такой дорогой цене, что в конце концов крестьянин-арендатор не выручает даже той заработной платы, какую он получил бы, если бы нанялся работать на чужой земле. И вот голодный, изнемогающий под тяжестью податей и малоземелья, крестьянин идет искать заработков и сбивает цены на рабочие руки, таким образом ухудшая положение городских рабочих - пролетариата". Характеризуя такие формы жизни русской пореформенной деревни, как усиление кабальной зависимости трудового крестьянства от помещиков и кулаков, распространение отработочной системы, процесс раскрестьянивания, уход разорившихся крестьян в города, авторы прокламации приходили к выводу о негативном влиянии преобразований, ведших крестьянские хозяйства к деградации.
Рассматривая особенности землепользования в Сибири после отмены крепостного права, печать местных социалистов-революционеров заострила внимание на процессах, во многом схожих с происходившими в европейской России: ускорении социальной дифференциации в сибирской деревне вследствие притока сюда переселенцев из центральных губерний, увеличении налогового обложения крестьян, их недостаточной обеспеченности земельными угодьями, чиновничьем произволе и т. п. Хотя в Сибири отсутствовало помещичье землевладение, и крестьяне, в целом, были лучше обеспечены землей, однако ее нехватка ощущалась и здесь, из-за сохранения исключительных прав собственности казны и Кабинета на землю, леса, недра. Члены местных организаций ПСР приходили к заключению об усилении гнета сибирских жителей со стороны самодержавно-бюрократического государства, о существовании, хотя и не в столь острой форме, как в центральной России, аграрного вопроса.
Реформа 1861 г., по рассуждениям эсеров, лишь на время отодвинула решение земельной проблемы. Однако половинчатость реформы обусловила складывание объективных предпосылок для разрешения аграрного вопроса революционным путем. В листовке омских эсеров"19фев-раля" это обстоятельство описано следующим образом: "Но как ни терпелив русский народ, и ему, наконец, стало невмочь. И вот в начале 1900-х годов вновь по России полетел старый клич "Земли и Воли". Именно накануне и в период Первой российской революции лидеры оформившейся Партии социалистов-революционеров разработали свой, альтернативный правительственному, вариант разшения аграрной проблемы. Данный вариант, получивший наименование "социализация земли", был включен в политическую программу ПСР. По справедливому замечанию историка М. И. Леонова, эсеровская аграрная программа явилась результатом интеллектуального поиска нескольких поколений4.
Сибирские эсеры в нелегальных изданиях специально остановились на анализе предпосылок, обосновании основных положений аграрной программы ПСР, вычленив её преемственность с народническими воззрениями на
землю, роль в будущем общественном устройстве, объяснении значения того или иного её аспекта.
Теоретики ПСР неоднократно подчеркивали свое желание в выработке аграрной программы опираться как на "общинные, так и на трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства, и в особенности, взгляд на землю как на общее достояние всех трудящихся" (листовка Иркутского комитета ПСР "Программа, которую партия будет проводить в жизнь в настоящее время". 1905, нояб.). По заявлениям эсеров, разработанная ими социализация земли "вполне отвечает правовым воззрениям широких трудовых масс, их понятиям о правде и справедливости" s.
Исходной позицией эсеровской социализации являлся тезис о том, что "земля ничья". Указанное положение эсеры аргументировали отношением к земле самих русских крестьян. Вот как они представляли размышления крестьянина: "Ходит мужик за плугом по своей десятине и думает: "Отчего это у помещика земли столько, конца краю не видно? Ведь не сеет, не жнет, а в житницы собирает. И ведь я же эту его землю пахать, сеять, косить буду, а хлеб к нему во двор вези... Неправильно что-то выходит. И опять же, не он эту землю сделал, она - ничья, она - божья! Стало быть, кто работает, тот и владеет ею" (листовка Омского комитета ПСР "Эх, пора бы, братцы, взяться вам за ум! (Солдатское чтение)". 1905, дек.)6. Отталкиваясь от взглядов крестьян, сторонники ПСР обосновывали требование превращения земли в общенародное достояние: "Земля должна принадлежать всему народу как воздух, как вода, как свет"7. Недра земли намечалось оставить в ведении государства.
Частная собственность на землю противоречила концепции аграрного социализма, поэтому ПСР требовала обобществления земли, изъятия её "из оков частной собственности", перехода всех категорий земель, государственных, удельных, кабинетских, церковных, помещичьих, крестьянских в общенародное достояние на уравнительных началах. В листовке Областного комитета Сибирского союза ПСР "Граждане! Скоро выборы в Государственную Думу..." (1906, 23 дек.) раскрывалось содержание социализации земли: "Мы будем стоять за безвозмездную передачу всей земли в руки всего народа при условии, чтобы пользовался землей лишь тот, кто её обрабатывает. Только посредством такой социализации земли может быть обеспечена вся земля - за всем народом".
В прокламации Омского комитета ПСР "Знамя "Земли и Воли" и российская социал-демократия" (1907, янв.) эсеровская аграрная программа противопоставлялась программам идейных оппонентов - социал-демократов, трудовиков и энесов: "ВСЯ ЗЕМЛЯ - ВСЕМУ НАРОДУ" -полная социализация земли, признание ее общенародным достоянием, то есть признание равенства общегражданских прав на землю и установление уравнительного землепользования, а не какая-нибудь буржуазная "муниципализация" и "национализация".
По замыслу эсеров, после того, как вся конфискованная революционным путем земля станет общенародной собственностью, её передавали в "распоряжение самоуправления -Советов городских и сельских общин (избранных на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования), которые полностью удовлетворят земельную нужду населения, нарезая землю крестьянским общинам и товариществам, под условием уравнительного, или общественного пользования". Разъяснялось, что в пользование предоставлялось "такое количество общественной земли, какое данное товарищество или община в состоянии обработать без наемных рабочих" Согласно программе, каждый желающий обрабатывать землю сможет присоединиться к сельскому, либо к городскому обществу, либо к фабричной артели, получив ее в уравнительно-трудовое пользование не больше того, сколько в состоянии
обработать собственным трудом и трудом своей семьи без наемных работников.
Указывая на расширение самостоятельности крестьянской общины при реализации их аграрной программы, члены ПСР останавливались на анализе взаимоотношений между общинниками по поводу земли: "Внутри общества или артели всё должно решаться полюбовно; а чтобы не было несправедливости между общинами и артелями, чтобы, например, одни не захватили больших и лучших угодий, чем другие, на то могут быть в уезде установлены съезды выборных людей; так же и в губерниях, чтобы решить полюбовно дела между уездами; для решения всех общенародных дел будет собираться съезд из выборных от всей земли"
В результате претворения в жизнь социализации земель, по утверждениям эсеров, произойдет улучшение крестьянского благосостояния, исчезнут малоземелье и арендная кабала. Важным фактором станет то, что "при социализации земли труд крестьянина будет оплачиваться не ниже труда городского рабочего, и крестьянин в город не пойдет, и не явится конкурентом городскому рабочему"е.
Ближайшие положительные последствия реализации на практике социализации земли, в интерпретации эсеров, выглядели следующим образом: "Вот когда всякий, кто захочет работать на земле сам, а не наживаться чужим трудом, войдет в общину или товарищество и получит землю; когда податное бремя облегчится и разложится на всех, соответственно доходам; когда каждый будет уверен в завтрашнем дне, - тогда предложение рабочих рук предпринимателям уменьшится, рабочие руки станут дороже цениться; тогда же население, более обеспеченное материально, захочет и сможет удовлетворить свои потребности в лучшей пище, в лучшей одежде, в лучшей обстановке, значит, повысится спрос на товары, и промышленность станет развиваться, и требовать больше рабочих рук-благодаря этому цена на труд возвысится. Повышение спроса на рабочих сильно облегчит борьбу пролетариата с капиталистами" (листовка Томского комитета ПСР "Ко всему рабочему народу. О том, что требовать рабочим и трудовому крестьянству").
Эсеры поясняли, что требование социализации земли поставлено в программу-минимум ПСР акцентируя тем самым внимание на длительном, эволюционном процессе продвижения русской деревни к социализму. Они указывали, что "отнюдь не считают, что это требование для них окончательно... Социализация не есть социализм... Социализация есть лишь частная экономическая мера, объявление земли всенародной собственностью... Социалисты-революционеры никогда не утверждали, что социализацией земли уничтожится деление общества на классы, что исчезнут бедность и богатство, не будет эксплуататоров и эксплуатируемых... Партия предвидит после социализации земли еще долгий путь подготовления масс к социалистическому строю. Социализация земли должна лишь облегчить положение всего трудящегося народа - она избавит рабочих от конкуренции безземельных крестьян, она нанесет удар помещикам"10. Социализация земли, таким образом, защитит крестьянина, предохранит его мир от разрушения, обеспечит максимально благоприятные условия для плавного, естественного приобщения к социализму.
Социалисты-революционеры сообщали о привлекательности в глазах русского крестьянина разработанной ими аграрной программы, поскольку с её помощью решались насущные проблемы крестьянской цивилизации. Так, идея социализации земли нашла поддержку участников двух съездов Всероссийского крестьянского союза, состоявшихся в 1905 г В "Постановлении второго делегатского съезда Всероссийского крестьянского союза" (1905, нояб.) содержалось требование "перехода всей земли в общую собственность всего народа с тем, чтобы пользоваться ею будут только те, кто будет обрабатывать её силами своей семьи, без наемного труда"
В годы революции программу социализации земли сторонники ПСР пытались провести в виде законопроектов в Государственной Думе. Местные эсеры посвятили ряд публикаций анализу законопроектов, внесенных в I Думу ("проект 33-х") и во II Думу ("проект 104-х"), снабдив их тексты собственными примечаниями. По их мнению, причина разгона I Государственной Думы заключалась в следующем: "Дума запросила земли: земля же нужна помещикам, чтобы арендой, отработками, штрафами и другими грабительскими приёмами выжимать из мужика сок, превращать этот сок в звонкую монету и растрачивать её по столицам и заграницам на свои прихоти; земля нужна царю и его семье, чтобы получать нужные им для прогула миллионы; земля нужна чиновникам, нужна фабрикантам... Всю они расхватали себе землю, всем им она нужна, и только сеятель и хранитель земли русской - крестьянин сидит на таком клочке, где ему курицу выпустить некуда, только его мечта о земле объявлена правительством недопустимою"12.
Досрочный роспуск I Думы, сточки зрения членов ПСР, произошёл по причине того, что её депутаты предложили радикальные варианты решения аграрного вопроса. Дума была разогнана "потому, что если дать народу землю, то надо её отнять и у министров, и у царя, а у него-то у самого её больше, чем 43 млн. десятин" (листовка Тюменской организации ПСР № 3 "К товарищам солдатам 9-го Тобольского полка". 1907, февр.)
Участники эсеровского подполья Сибири опубликовали в своих нелегальных изданиях "Проект основного закона о земле, представленный в Государственной Думе парламентской группой социалистов-революционеров". Они подчеркивали, что в "проекте 104-х" системе частной собственности на землю противопоставлялась диаметрально противоположная система социализации земли, являющаяся "началом огромного социального переворота, который, раз начавшись, не может быть остановлен. Социализация земли - это начало конца старого мира, жившего беспощадной эксплуатацией трудового народа, это - светлая заря нового мира свободы, равенства и братства". Комментируя тот факт, что приверженцами эсеровского аграрного законопроекта стали 104 депутата из других думских фракций, местные эсеры писали: "Социализация земли - утопия для лиц, стоящих на точке зрения правительства. Но она оказалась не утопией для тех, вся жизнь которых проходит в неустанной борьбе с последним, в отстаивании и проведении своих обычных и правовых воззрений, покоящихся на праве труда и на праве на труд. Социализация земли оказалась для них только логическим развитием их взгляда на землю, оправданием их неудержимого стремления к ней"
В период Первой российской революции 1905 -1907 гг. сущность аграрной программы ПСР оставалась неизменной, хотя отдельные её установки конкретизировались, дополнялись новыми положениями. Члены сибирских организаций ПСР в своих комментариях развили аграрную часть программы применительно к местным условиям. Они понимали, что, ввиду отсутствия в крае помещичьего землевладения, идея социализации земли не станет пользоваться здесь такой популярностью, как в центре страны. Поэтому местные эсеры акцентировали больше внимания на удовлетворение в итоге социализации таких близких и понятных каждому крестьянину требований, как уничтожение частной собственности казны и Кабинета на земельные угодья, уравнительное наделение землёй, отмена многочисленных денежных и натуральных повинностей, уничтожение полицейско-чиновничьего гнёта, введение демократического местного самоуправления. В ряде листовок звучали, наряду с требованием социализации земли, областнические лозунги. Например, находившиеся под областническим влиянием омские эсеры в листовке "Давным-давно" (1905, нояб.) доказывали необходимость одновременно с социализацией земли
установить "автономию Сибири с предоставлением широкого местного самоуправления отдельным губерниям и областям"14. Однако, судя по содержанию нелегальных изданий сибирских социалистов-революционеров, особых мероприятий, обусловленных спецификой аграрного строя региона, ими не предлагалось. Они не усматривали каких-либо препятствий для социализации, поскольку сибирская поземельная община, по их мнению, доказала свою жизнеспособность.
Нелегальная печатная пропаганда эсеров противопоставляла программу ПСР правительственному курсу в аграрной сфере, получившему оформление в столыпинской реформе. Местные социалисты-революционеры посвятили несколько публикаций критике реакционной направленности правительственной политики, сохранявшей, как и ранее, в неприкосновенности помещичьи латифундии в европейской России, кабинетские и казенные угодья в Сибири. Особо эсеры обличали попытки царизма ликвидировать путем реформ крестьянскую общину, укрепить частную форму землевладения в деревне,5. Они объясняли сибирякам причины развернутого царским правительством масштабного переселения российских крестьян на сибирскую окраину, в результате которого положение старожилов ухудшилось: "Вы, конечно, знаете, что не эти голодные люди виноваты в ваших притеснениях. Ведь только говорится, что они пришли в Сибирь по "воле". Какая уж там воля, когда из года в год приходится мякиной питаться, да и той часто не хватает" (листовка Красноярского комитета ПСР "К крестьянам". 1906, дек.).
В целом, эсеровские авторы резко не противопоставляли нужды старожилов и переселенцев, раскрывая факторы, под влиянием которых происходило сближение социально-экономического состояния и тех, и других: "С каждым годом вас все больше жмут подати, все растет недоимка, у вас нет лишнего полена, за каждую плаху вы должны платить из последних грошей, ваши братья за Уралом задыхаются на нищенской полосе, потому что лучшие земли отобраны помещиками и казной" (листовка Красноярского комитета ПСР"Ккрестьянам".1905, Юдек.)10. Только социализация земли, по их утвериедениям, должна была обеспечить надежную защиту интересов старожилов и переселенцев.
Столыпинский натиск на деревню усугубил сильнейший голод, разразившийся во многих российских губерниях в 1907 г. и 1910-1911 гг. Хотя сибирские жители не испытали голода, однако члены ПСР откликнулись на эти трагические события выпуском прокламаций. Тюменские эсеры в воззвании "К товарищам солдатам 9-го Тобольского полка" отметили, что "300 уездов едят желуди вместо хлеба, а вся дворянская дрянь проматывает миллионы народных денег, по копейке выколоченные с голодного мужика...". Голод еще острее поставил на повестку дня вопрос о необходимости революционного выхода из аграрного кризиса. Прокламация Верхнеудинской группы ПСР "Солдаты!" (1911,31 дек.) писала следующее: "Народ мрет от голода... Помирают от голода во многих губерниях, может быть ваши родные. Недавно собрали хлеб и уже голод! Дальше-то что же будет? Кругом земли много, обработали её мужики, а урожай помещик взял и отправил за границу, да на винокурни, или ждет, чтобы ещё цена на хлеб поднялась. Народ бедствует, ограбленный шайкой разбойников, которая зовется правительством.. . . Не друг отнял хлеб у народа. Враг злейший"
Нелегальные издания сибирских социалистов-революционеров последовательно пропагандировали идею взаимосвязи политического и аграрного переворота. Данная мысль нашла воплощение в партийном лозунге "Земля и Воля". Прокламация группы туринских эсеров "К крестьянам" (1911, 19 февр.) заявляла, что земля и воля нужны "не только российским крестьянам, а всему народу. И в России, и в Сибири весь народ одинаково терпит от бедности, грабежа правительственного и беспорядков, и
до тех пор, пока все крестьянство и в России, и в Сибири, как один человек, не поймет этого - будет ему и кабала, и всякие притеснения, и не видать ему земли и воли как своих ушей". Члены местного эсеровского подполья не противопоставляли интересов региона общероссийским, понимая неразрывную связь между уничтожением феодально-крепостнических пережитков в аграрном устройстве края с ликвидацией помещичьих имений в европейской части страны, радикальными политическими преобразованиями.
Участники омской организации ПСР в листовке "К молодёжи" (1906, февр.), перечисляя факторы, мешающие крестьянству активнее включаться в борьбу за свои права, выделили особенности его менталитета: "Века бесправия, унижений и мрака, в которых держали народные массы их властители, не прошли бесследно: открылись права народа, но отвыкшие от света, они смотрят и не видят выходов из тюрьмы, не распознают врагов от друзей; ощупью, мучительно, болезненно совершается искание истины".
Печать эсеров призывала крестьян избавиться от реформистских иллюзий, не ждать царских милостей, не верить правительственным обещаниям о возможности мирным реформированием устранить коренные противоречия русской жизни. В ней красной нитью проводилась мысль о тщетности народных надежд на эффективность преобразований, осуществляемых сверху, царским правительством. В качестве наглядного примера сторонники ПСР упоминали Крестьянскую реформу 1861 г.: "Где же враг твой? Враг этот - самодержавие. Оно всему главная причина. Надо, чтобы ты сам управлял собою, чтобы ты перестал бьггь крепостным. Да, крепостным. Хотя 40 лет тому назад народ и был освобожден от помещиков, но он остался в такой же тяжёлой неволе у царя. А если ты хочешь быть свободным, ты должен сам освободить себя" (листовка группы социалистов-революционеров Томска "Воззвание к народу"). Сибирские эсеры посредством печатного слова призывали крестьян не уподобляться безгласной скотине, а вместе с пролетариатом принимать участие в освободительном движении, добиваться революционным путём исполнения заветных народных желаний.
Примечания
1 Выходные данные упоминаемых в настоящей статье нелегальных изданий сибирских организаций ПСР
А.В.ДРОЗДКОВ
Омский государственный технический университет
УДК 947/С/18:339
Начало расцвета внутренней торговли пушниной относится примерно ко второй четверти XVII в., что было вызвано как общими изменениями социально-экономической жизни страны, углублением общественного разделения труда, специализацией районов, так и увеличением спроса на пушнину, и особенно нарастанием притока ценных сибирских мехов в связи с успехами русской колонизации Сибири. .
До40-х годов XVII в. самым крупным пушным рынком в Сибири был мангазейский /туруханский/, где ежегодно, за редким исключением, в 20-30-е годы продавалось и
приведены в кн.: Курусканова Н. П. Нелегальная печать сибирских эсеров в период борьбы с самодержавием (1901 - февраль 1917 гг.). Учебное пособие. Омск, 2000.
2 ГАТО. Ф. 3. Оп. 12. Д. 3022. Л. 354.
3 Цит. по: Курусканова Н. П. Нелегальная печать... С. 79.
4 Леонов М. И. Партия социалистов-революционеров в 1905-1907 гг Москва, 1997. С. 111.
5 Проект основного закона о земле, представленный в Государственную Думу парламентской группой социалистов-революционеров // Голос революции. Изд. Красноярского комитета и ЦРГ ПСР № 7.1907,26 мая. С. 3 -4.
8 Цит. по: Общественно-политическое движение на территории Омской области (1905-1907 гг.). Документы. Материалы. Хроника. Омск, 1996. С. 48.
7 Дедушка. Трудовое крестьянство и аграрный вопрос // Отклики социал-революционной мысли. Изд. Томского комитета ПСР. № 1.1906,1 марта.
8 Цит. по: Общественно-политическое движение... С. 50.
9 Голос революции. Изд. Красноярского комитета ПСР. № 1 -2. 1906, окт. С.2.
10 Дедушка. Трудовое крестьянство и аграрный воп-рос//Отклики социал-революционной мысли. Изд. Томского комитета ПСР № 1.1906,1 марта. С. 4-9.
11 Цит. по: Кучер В. В. Политические партии в России в начале XX века. Краткий очерк истории. Программные документы. Новосибирск, 1993. С. 91.
12 Цит. по: Курусканова Н. П. Нелегальная печать... С. 79.
11 Проект основного закона о земле, представленный в
Государственную Думу парламентской группой социалистов-революционеров//Голос революции. Изд. Красноярского комитета и ЦРГ ПСР № 7.1907,26 мая. С. 3 - 4.
" ГАОО. Ф. 10. Оп. 1.Д. 319. Л. 22 об.
15 См. подробнее: Курусканова Н. П. Столыпинская аграрная реформа в оценках сибирских эсеров (по материалам нелегальной печати местных организаций ПСР) // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития. Сборник научных трудов. Омск, 2000. С. 56-58.
18 Цит. по: Курусканова Н. П. Нелегальная печать... С. 69.
17 Цит. по: Курусканова Н. П. Нелегальная печать... С. 96.
КУРУСКАНОВА Наталия Петровна, к и. н , докторат-кафедры отечественной истории.
покупалось свыше 20 тыс. соболиных шкурок. Затем на первое место выдвинулся Якутский край. В Якутске в 1643 г. было в продаже свыше 38 тыс. соболей и небольшое количество другой пушнины всего на 42625 руб. По несколько тысяч соболей в отдельные годы продавали и покупали в Нижне-Вилюйске, Жиганске, на Оленеке, Индигарке и Колыме. На Колыме в 1646 г было продано около 10 тыс. соболей на 10 тыс. руб. по местной цене. Оживленная торговля пушниной производилась в Илимске, где количество перекупных соболей в 30-е годы доходило до 10 тыс., а в 40-е годы - до 17 тыс. штук'.
СТАНОВЛЕНИЕ ПУШНОГО РЫНКА В СИБИРИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ НЭПА (1921 - 1924гг.)
В СТАТЬЕ АНАЛИЗИРУЕТСЯ КОНЪЮНКТУРА ПУШНОГО РЫНКА СИБИРИ И ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПУШНЫХ ЗАГОТОВОК.