Научная статья на тему 'Кредо ваххабита'

Кредо ваххабита Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2899
628
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кредо ваххабита»

ЖИВОЙ ГОЛОС

Кредо ваххабита *

Летом-осенью 1999 года мне довелось работать в Республике Дагестан. Поездка была плановой, я собирался изучать ваххабитские общины, их организационную структуру, идеологию. Однако развернувшиеся военные действия, в которые оказалась непосредственно вовлечена значительная часть последователей ваххабизма в Дагестане, сорвали многое из того, что я планировал. Республику охватила волна антиваххабитских настроений, в большинстве своем справедливых, поскольку вылазке боевиков из Чечни, поддержанной ваххабитами из числа дагестанцев, не было никакого оправдания. Эта волна смела ваххабитский центр в Кизилюрте, в одном только медресе которого обучалось до 700 мутаалимов. Разъяренные верующие уничтожили ваххабитскую мечеть в селе Губден Карабудахкентского района. С ваххабитскими убеждениями жить в республике стало небезопасно. В такой обстановке пришлось оставить все надежды на проведение полноценных полевых исследований по интересовавшей меня теме.

29 августа 1999 года началась операция по наведению конституционного порядка в селах Карамахи и Чабанмахи Буйнакского района республики. А 16 сентября Народное собрание Республики Дагестан приняло Закон «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан», который вступил в силу 22 сентября 1999 года. Шаги, предпринятые дагестанскими властями, поставили вне закона людей, симпатизирующих ваххабитским идеям. Несмотря на все трудности, мне удалось провести ряд бесед с теми, кого считают ваххабитами, а также с людьми, которые имели опыт тесного общения с ними. Однако все эти беседы не смогли окончательно прояснить для меня ситуацию. Большую роль играл субъективный фактор: лидеры ваххабитов практически все были либо в Чечне, либо в блокированных Карамахи и Чабанмахи. Рядовые же члены ваххабитской общины, с которыми мне удавалось побеседовать, кроме того, что изначально не имели

Публикация подготовлена при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров в рамках Программы по глобальной безопасности и устойчивому развитию.

хорошей подготовки в вопросах идеологии, еще и проявляли большую осторожность, не разрешая как-либо фиксировать беседы.

И все-таки мои поиски увенчались успехом. Ко мне попала тетрадь с конспектами, которые вел член ваххабитской общины в ходе идеологической подготовки. Здесь доходчиво и подробно было описано то, что можно охарактеризовать как кредо ваххабита.

Предлагая вниманию читателя наиболее характерные извлечения из записей, хочу предварить их некоторыми замечаниями. Конспекты записаны в большой общей тетради, листы которой скреплены металлическим пружинистым креплением. На обложке, среди голубого цветочного орнамента по-арабски написаны слова: на самом верху «Аллах», ниже «Мухаммад», еще ниже одно за другим имена праведных халифов Абу Бакра, Омара, Османа и Али (это говорит о том, что хозяин конспектов — суннит). Здесь же написано имя того, кто вел записи, и год написания (1997). Записи велись на русском языке, выдержки из Корана и хадисов приводятся на двух языках: по-арабски и здесь же перевод на русский язык. Хозяин конспектов вел записи аккуратно, убористым почерком, довольно грамотно, хотя без ошибок не обошлось. Судя по тому, что в некоторых словах употребляются буквы из алфавитов кавказских языков (например, хI, тI), можно предположить, что он является представителем одного из кавказских, скорее всего дагестанских народов. Упоминая Пророка, он по-арабски пишет эвлогию «салля Аллаху алейхи ва саллам» (то есть «да благословит его Аллах и да приветствует»), что в публикации будет передаваться выделенным скобками сокращением (САС).

В тексте сохранены авторская манера записи (в частности, выделения слов полужирным шрифтом и подчеркиванием) и, за редким исключением, орфография. Изменено лишь написание нескольких букв: буквы кавказских алфавитов приведены без дополнительного значка, то есть вместо «тЬ> — «т» и т. п., латинская же буква «Н» была заменена русской «х». Исправлены встречающиеся иногда в оригинале несогласования окончаний частей речи. Арабский текст опущен, сохранен только его русский перевод в том виде, в каком он приведен в тетради. Достаточно часто перевод в тетради далек от существующих русских переводов коранических аятов и, быть может, принадлежит самому автору конспектов. Следует заметить, что этот перевод имеет четко выраженную тенденцию к ужесточению смысла приводимых в конспекте аятов. Есть расхождения с русскими переводами и в нумерации аятов. В оригинале названия сур Корана приводятся либо на арабском языке, но в русской транскрипции, либо просто на русском. При подготовке текста они все были даны в квадратных скобках по-русски, в соответствии с переводом Корана, осуществленным акад. Ю. И. Крачковским. Например, [Ясное знамение, 6] означает: сура Ясное знамение, аят 6. Комментарии принадлежат автору публикации. Пропуски в тексте оригинала обозначены угловыми скобками.

Текст состоит из нескольких разделов: «Ислам», «Джихад», «Спасшаяся группа», «Лицемерие и виды лицемерия» и др. Публикуются только наиболее интересные места из записей, наглядно характеризующие убеждения современных кавказских ваххабитов. Необходимо предупредить читателя, что документ отражает точку зрения лишь небольшой группы северокавказских мусульман, а вовсе не их большинства.

Не следует также думать, что данная публикация является пропагандой ваххабитских идей. Она предназначена для ученых, занимающихся исследованием религии, в том числе и вопросов исламского радикализма и экстремизма. Хочется надеяться, что публикация поможет коллегам разобраться в сущности ваххабизма на Северном Кавказе. А поскольку в тетради велась полемика с противниками ваххабизма из числа простых мусульман и при этом описывались их убеждения, обычаи и обряды, которые по той или иной причине не устраивали ваххабитов, публикуемые выдержки из нее интересны не только религиеведам, но могут оказаться полезными и для более широкого круга этнографов.

Ахмет Ярлыкапов

Ахмет Аминович Ярлыкапов, научный сотрудник Института этнологии и антропологии Российской академии наук, Москва.

Ислам

Мусульмане должны искренне принять учение Ислама воплощенное в священном Коране — Слове Аллаха и Сунне — высказываниях пророка Мухаммада.

Ислам даст ответы на все вопросы, которые могут возникнуть у нас и об этой жизни и последующей. Аллах Всевышний не примет никакой другой религии кроме Ислама и никакой другой конституции кроме Шариата. Мир тому кто пойдет по правильному пути, следуя за пророком (САС). Каждый обязан строить свою жизнь согласно Корану и Сунне. Ислам призывает к знаниям к наукам.

Ислам признает богатство полученное честным путем.

Ислам религия справедливости. Аллах любит справедливых.

Ислам религия Джихада и жизни \ Ислам предписывает каждому мусульманину не щадить ни своего имущества ни своих сил во имя победы Ислама. Ислам устраняет идейный догматизм и привнесенные идеи портящие чистоту и красоту Ислама такие как ересь — Бид’а нововведения, суеверия.

Мы обращаемся к Аллаху Творцу нашими сердцами, нашими призывами, нашими молитвами и праведными делами. Тот же кто не знает истины и не стремится к знаниям религии, ощущает себя потерянным, не ведает как должным образом поклоняться.

Люди совершают деяния, противоречащие Исламу и нарушающие его, если мусульманин совершает хотя бы даже одно из них он впадает в многобожие Ширк2, которое разрушает все его предыдущие добрые дела, и сулит вечное пребывание в Огне Ада. Прощение у Аллаха за подобные дела можно получить только через покаяния — Тавба.

К деяниям противоречащим Исламу относятся3:

Обращение с мольбой ду’а, молитвой к любому кроме Аллаха напр. к Пророкам, святым, умершим, живым и т. д.

Внутреннее удовлетворение при обращении с молитвой, мольбой, зовом о помощи к пророкам, святым, живым и тем более мертвым и их могилам.

Жертвоприношение кому бы то ни было помимо Аллаха т. к. жертвоприношение принадлежит только Аллаху.

Давать ритуальный обет кому-либо кроме Аллаха.

Совершать обход вокруг могилы, костра и т. п. так как обход — Таваф предназначен только для Каабы.

Надеяться, уповать или полагаться на кого-либо, кроме Аллаха.

Поклон или упасть на колени выдающимся личностям живым ли мертвым ли так как поклонение только Аллаху.

Судить или прибегать к суду шайтанских законов помимо законов ниспосланных Аллахом — Шариата4.

Испытывать неудовлетворение и не довольствоваться решением на основе Ислама (Шариата).

Предоставление права законотворчества кому либо кроме Аллаха. (Издает законы только Аллах)

Вера в разрушительные доктрины, такие как Атеизм, коммунизм, иудейское еврейское масонство, марксистский социализм, светская демократия, светский подход к жизни лишенный всякой религиозности, национализм, отдающий предпочтение арабу-нему-сульманину по сравнению с мусульманином-неарабом (пример).

Уход из ислама или переход в другую веру.

Оказание помощи и поддержки кафирам — иудеям, христианам, коммунистам, иноверцам.

Отказ объявить неверными — Кафирами — коммунистов, иудеев, христиан, атеистов, обладателей писания, так как они не верят в посланничество пророка Мухаммада (САС)5. Как сказано в Коране «Поистине те из обладателей писания (т. е. евреи и христиане) и многобожников которые не уверовали — в Огне геенны, вечно пребывая там. Они — худшие из тварей» [Ясное знамение, 6]6.

Утверждение суфиев о единственности (единстве) существования, а именно: «Нет ничего во вселенной кроме Аллаха»7. Так предводитель суфиев заявил: «и пес и свинья не что иное, как наше божество, и Аллах лишь служитель в церкви»8. А другой их предводитель сказал: «Я — Он, а Он — я». Мусульманские алимы приговорили его к смертной казни и он был казнен9.

Суждение об отделении религии от государства и правления, и что в Исламе нет политики государственного правления. Это является ложью на Коран, Сунну и жизнеописание Пророка Мухаммада.

Запрещение того что дозволил Аллах, или разрешение того что запретил Аллах.

Мусульманин совершивший хотя бы одно из этих должен обновить свой Ислам, сделав Тавба вновь принять Ислам т. к. перечисленное яв-ся выходом из Ислама или тягчайшим грехом.

Отказавшись от ложных поступков, покаяться перед Аллахом раньше, чем придет смерть, и все его дела пойдут прахом, а сам он будет вечно пребывать в огне геенны.

«Если ты совершишь ширк то пусто окажется твое дело, и будешь ты из числа потерпевших убыток» [Толпы, 65]10.

Харам11 верить в справедливость слов астролога, прорицателя, предсказателя, гадателя, волшебника, ясновидящего и прочих людей, претендующих на знание того, что в душе, на знание скрытого сокровенного, в прошлом или будущем т. к. данное знание принадлежит только Аллаху:

«...и Он знает то, что в груди» [Железо, 6].

«Скажи: “Не знает тот, кто в небесах и на земле скрытого кроме Аллаха!”» [Муравьи, 65]. (приписка:) и не знают они, когда будут воскрешены!

Пророк Мухаммад (САС) сказал: «Не будет приниматься сорок ночей молитва того, кто пришел к прорицателю, или гадальщику и спросил его о чем либо» (хадис Муслим) 12. Слова шарлатанов не что иное, как догадки, случайные мысли и предположения и большинство их слов — ложь шайтана. Ими может прельститься только слабоумный. Если бы шарлатаны ведали о тайном то извлекли бы сокровища из земли, и не беднели бы, чтобы жить обманным путем наживаясь за счет других людей и быть нахлебниками у народа. Если они правдивы то пусть сообщают нам козни и интриги иудеев которые они строят против мусульман, чтобы могли мы провалить их.

«Принятие покаяния Аллахом только у тех, которые совершают зло по неведению, а потом каются вскоре. К этим обращается Аллах. Поистине Аллах — Знающий, Мудрый! Но нет покаяния тем, которые совершают дурное до тех пор, пока не приблизится смерть. А когда она приблизится, он говорит — “я каюсь теперь”. Нет покаяния и тем, которые умирают будучи неверными. Этим Мы приготовили наказание мучительное» [Женщины, 17—18]13.

Иман14 требует, чтобы мусульманин подчинился закону Аллаха и требованиям Ислама по всем вопросам. Как же иначе произнося языком что он в Исламе и совершать деяния, противные Исламу, и выходящие вон из рамок Ислама и Шариата Аллаха!

Бид’а15

Религиозным бид’а является то о чем нет указаний в Коране и Сунне. Слово бид’а — нововведение, ересь образовано от слова «бад’» что означает «выдумка», «введение чего либо нового» иными словами изобретение того, что раньше не существовало.

Введение новшеств в обычаях и обиходе допускается так как в основе обычая лежит допустимость, когда этот обычай не противоречит шариату.

Введение же новшеств в религии и поклонении является запретным. Пророк (САС) сказал: «Кто внесет в это наше дело нечто новое и к нему не относящееся, будет отвергнут» (хадис аль-Бухари, Муслим).

Виды нововведений:

Нововведения в высказываниях и верованиях заблудших.

Бид’а в поклонении, введение нового вида поклонения, введение неузаконенных шариатом намазов и постов, или установление неузаконенных праздников напр. День рождения Пророка (САС).

Добавление чего-то нового к поклонению.

Исполнение поклонения не узаконенным Шариатом образом, произнесение хором установленных формул поминания или поклонение выходящее за пределы установленного Сунной Посланника Аллаха (САС).

Совершение узаконенных форм поклонения в не узаконенное время например выделение дня и ночи в середине месяца ша‘абан для поста и ночных молитв16.

Всякое бид’а в религии запрещено, ибо оно является заблуждением о чем свидетельствуют слова пророка (САС): «Остерегайтесь новшеств в этих делах, поистине всякое новшество приводит к нововведению. Все нововведения — ересь, а всякая ересь является заблуждением» (хадис у Абу Дауда и ат-Тирмизи), также хадис: «Кто делает нечто такое, чего мы не повелевали, будет отвергнут» (хадис у Муслима).

Эти два хадиса указывают на то что всякое новшество в религии яв-ся нововведением, а всякое нововведение — отвергаемым заблуждением. Это значит что бид’а в поклонении и убеждении запретны, однако степени запретности тоже отличаются друг от друга. Например некоторые бид’а могут относиться к категории очевидного неверия т. е. к куфру например — совершение обхода вокруг могил, принесение жертв могилам, или кому либо помимо Аллаха, обращение с мольбой к могилам, обращение с просьбой о помощи или о спасении. Другая категория нововведения это бид’а которая куфром не является но может привести к многобожию, напр. возведение мавзолеев, сооружений на могилах, совершение молитв возле них, обращение с мольбой к Аллаху в подобных местах.

Бид’а которая представляет порочность в убеждениях противоречащих доводам Шариата.

Ошибается мусульманин который подразделяет нововведения на хорошие и дурные, ибо тем самым он противоречит словам Посланника Аллаха (САС) «...а всякое нововведение является заблуждением» — из которых явствует что Пророк признавал заблуждением все нововведения, эти слова являются всеобъемлющими и здесь нет никаких исключений, поэтому заблуждается всякий, кто вносит нечто новое и связывает это с религией. При этом у них нет никаких доводов в пользу бид’а и что существуют хорошие бид’а кроме высказывания Умара (да будет доволен им Аллах) сказавшего о молитвах таравих во время рамадана в группе: «Это хорошее новшество»17. Сторонники бид’а говорят что и раньше вводилось нечто новое что не отвергалось например «аяты Корана были объединены в одну книгу а хадисы стали записывать». — Ответ на подобные заявления состоит в том что у подобных вещей есть соответствующая основа в Шариате, поэтому они не являются чем-то новоизобретенным. Например собирание аятов в одну Книгу обосновано Шариатом так как Пророк (САС), повелевал записывать аяты из Корана и они были записаны, но по отдельности, потом сподвижники собрали их желая сберечь. То же можно сказать и о молитвах таравих ибо Пророк (САС) сначала совершал их по ночам вместе с сахабами18, а в конце он отделился от них — этим самым показав что эти молитвы в таком порядке не обязательны как фард, а сами сахабы отдельными группами продолжали совершать их и при жизни пророка. И так продолжалось и после смерти Пророка (САС) пока Умар ибн Хаттаб не собрал их позади одного имама подобно тому как они собирались позади Пророка (САС). Поэтому совершение таравих в группе за одним имамом тоже не является бид’а.

С записыванием хадисов тоже обосновано Шариатом, так как Пророк повелевал записывать отдельные хадисы некоторым саха-бам когда к нему обращались с подобными просьбами. В целом же при его жизни хадисы не записывались т. к. были опасения, что с Кораном может смешаться нечто к нему не относящееся, в то время как после его смерти эти опасения рассеялись, так как Коран был полностью собран. И после этого мусульмане стали записывать хадисы желая сохранить их от исчезновения, и да вознаградит их Аллах благом за то, что они сохранили Книгу Аллаха и Сунну своего Пророка, от исчезновения и игры с ними со стороны тех кто мог бы подобное делать.

Когда стали возникать бид’а.

Пророк (САС) сказал: «Если кто нибудь из вас долго проживет то увидит много противоречий, вам же, следует придерживаться моей Сунны и пути праведных халифов» (Абу Дауд, ат-Тирмизи). После II века хиджры началась смута в мусульманском мире появились разногласия люди стали склоняться к нововведениям и следовательно к собственным страстям, после того как миновали лучшие века возникли нововведения связанные с суфизмом т. е. с тарикатом19, возведением мавзолеев, мечетей на могилах, возведением сооружений на могилах, и чем больше возникало нововведений и тем более разнообразными они становились. Чем удаленнее от города Пророка Медины была страна, тем больше там возникало нововведений. Нет сомнений в том, что средство спасения от разного рода новшеств и заблуждений состоит в том чтобы придерживаться Корана и Сунны.

Причины которые привели к возникновению Бид’а состоят в следующем: это неведение об установлениях религии, следование своим страстям, слепая приверженность определенным взглядам и людям — это именно то, что мешает человеку следовать ясным указаниям и познавать Истину, а Всевышний в Коране сказал: «И когда скажут им: “Следуйте за тем, что ниспослал Аллах!”, — они говорят: “Нет, мы последуем за тем, чего придерживались наши отцы”» [Корова, 170]20. Сегодня это свойственно некоторым фанатикам когда их призывают к Корану и Сунне и отказу от их собственной противоречащих шариату традиций, они отвергают это ссылаясь на свои суфийские и тарикатские учения, учения своих шейхов, обычаи дедов и т. п.

Подражание неверным.

Такое подражание скорее чем чтобы то ни было иное приводит людей к нововведениям.

«Истинно, непременно вы последуете по стопам тех кто был до вас» (хадис у Тирмизи). В этом хадисе указывается на то, что подражание неверным подталкивает некоторых мусульман к язычеству, суеверию ибо большинство мусульман стало подражать неверным по части нововведений и поступков свойственных для язычников. Устроение праздников по случаю дня рождения, выделение особых дней и недель для тех или иных обрядов поклонения, устроения разного рода религиозных праздников, годовщин и юбилеев, воздвижение изваяний (плит) и памятников, организация траурных собраний, изобретение всяких новшеств в траурных церемониях, возведение

строений на могилах, водружение дорогих памятников иной раз мраморных и т. п. <...>

Современные Бид’а.

1) Празднование дня рождения Пророка (САС) (мавлид).

2) Испрашивание благословения и поиски бараката21 у различных мест, памятников, покойных, фото, и т. д.

3) Бид’а в поклонении и поиске путей к приближению к Аллаху.

Современные нововведения многочисленны, что объясняется

недостатком знания, множеством людей, призывающих к этим бид’а и нарушениям, распространением подражания праздникам и обычаям кафиров.

Мавлид — день рождения Пророка (САС) в месяце раби ал-ав-вал: — не что иное как подражание кафирам христианам в том, что именуется празднованием Рождества Христова22. В этих мавлидах участвуют большое количество темных и невежественных людей. Мало того что это является бид’а и подражание обычаю кафиров они еще и часто включают в себя и нечто из дел язычников и порицаемых поступков — напр. декламацию касыд содержащих в себе неумеренные восхваления в адрес Посланника (САС). Дело доходит до того что в этих стихах к нему начинают обращаться с мольбой, ду’а и взывать о помощи — в то время как Пророк (САС) сказал: «Не превозносите меня подобно тому, как христиане превозносят сына Марьям, ведь, поистине, я — раб, и вы должны говорить: “Раб Аллаха и Посланник Его”» (Бухари и Муслим).

Кроме того на таких празднествах имеют место хоровое пение, барабанный бой, суфийские зикры, мужчины находятся рядом с женщинами и если даже мавлид будет обходиться без этих неприятностей и дело ограничится встречами принятием пищи и проявлением радости — все равно эти праздники нововведения и новшество — а мы знаем что всякое новшество приводит к заблуждениям (часть хадиса). Кроме того мавлиды имеют тенденцию к видоизменению, в результате чего на этих праздниках как раз и происходят разные отвергаемые вещи и появляются все новые и новые дела (бид’а).

Мавлид — это нововведение не обосновано ни Кораном ни Сунной ни действиями праведных халифов, ни наилучших поколений а было введено фатимидами, которые являлись шиитами после IV века23. <...> Шейх уль ислам Ибн Таймиййа сказал: «То же самое относится и к тому, что выдумывают некоторые, подражая христианам, либо желая выразить любовь и почтение к Пророку (САС) праздником хотя люди и расходятся во мнениях о том, когда был его день

рождения. Наши предшественники ни делали ничего подобного, и если бы в этом заключалось благо, то они более нас заслуживали его ибо они больше нас любили и почитали Пророка (САС) и больше нас стремились к благу. Для них любовь и почтение к Пророку (САС) заключалось в следовании и покорности ему, выполнении его велений, распространении того с чем он был послан к людям, и борьбе за это с помощью рук и языка». Мавлид действительно является не только бид’а и подражательством кафирам, но и ведущим к устроению других праздников такого же рода, наподобие праздников по случаю рождения «святых», шейхов или лидеров, или героев, или ученых что открывает многие двери зла.

Испрашивание благословения и поиски бараката у сотворенного, являющееся одним из проявлений ширка и той сетью, с помощью которых авантюристы облегчают кошельки наивных людей. Испрашивание благословения — это обращение с просьбой о ниспослании бараката и блага к кому-либо и о его увеличении, однако обращаться с подобной просьбой можно лишь к тому кто обладает благом и способен этим благом распоряжаться по своему усмотрению, то есть к Аллаху слава Ему. Только Аллах может ниспосылать баракат и благо и утвердить его, а ничто сотворенное живой ли мертвый ли или очень известный тем более их фотографии24 не способно ни даровать благо, ни создать его, ни утвердить. Таким образом ис-прашивание бараката или благословения у тех или иных мест, у памятников, фотографий, у живых или покойных людей недопустимо т. к. оно является либо многобожием если человек верит что это кроме Аллаха способно даровать баракат и благо, либо путем ведущим к многобожию, если человек верит что посещение какого-либо места (зиярат) или прикосновение к чему-либо может привести к получению бараката и блага от Аллаха, и это тоже недопустимо.

<... >

Бид’а в области поклонения.

В наше время практикуется множество бид’а, касающихся образов поклонения, в то время как основой поклонения яв-ся нечто ниспосланное свыше, поэтому все что связано с поклонением, может быть узаконено только на основании веских доводов. Если таких доводов нет, значит подобное является нововведением в соответствии со словами пророка «Всякий, кто делает то, чего мы не повелевали, будет отвергнут» (Муслим). К обрядам поклонения практикующимся ныне, безо всяких на то оснований в частности относятся:

Произнесение вслух слов намерения перед намазом, это нововведение несоответствующее Сунне Пророка (САС) и потому что Аллах Всевышний сказал: «Скажи: Неужели станете вы учить Аллаха вашей вере когда Аллах знает то, что в небесах и что на земле? и Аллах знает о всякой вещи!» Местом предназначенным для намерения (ният) яв-ся сердце, поэтому произносить слова намерения следует сердцем, а не языком.

Групповое поминание после намаза (Зикр, Азкары25) ибо в соответствии с установлениями Шариата слова поминания каждый должен произносить себе отдельно.

Требование читать «Фатиху» по разным поводам в том числе по___ 9 «_> ~)С

сле дуа, и при чтении молитв по покойным26.

Устроение поминок по покойным с приготовлениями пищи и с наниманием чтецов Корана, утверждая что может быть утешением или это пойдет на пользу покойному. Подобные действия яв-ся бид’а не имеющими под собой никаких оснований. Свят Аллах и истинно Коран — руководство и Закон для живых а не для чтения по покойным.

Организация разного рода праздников на подобие праздника в память о миърадже27 или в память хиджры28 из Мекки в Мадину.

Совершение особой умры29 в месяце раджаб, сопровождающееся особыми молитвами и постами.

Различные виды суфийских зикров. Все они являются нововведениями т. к. противоречат зикрам Сунны как с точки зрения их формы так и времени совершения.

Возведение сооружений над могилами, избрание их местами для мечетей напр. могилы имамов или шейхов, и посещение их думая или имея цель получить благодаря этому баракат и благословения, обращение за помощью к покойным и совершение прочих дел, свойственных многобожникам.

<... >

Джихад

Джихад — это священная война, вершина столпов религии, ведение джихада обязательно для каждого дееспособного мусульманина30.

И в Мекке и в Мадине Аллах повелел своему Посланнику вести джихад. В Мекке: «И ведите великий Джихад с помощью Корана против них». «Не повинуйся же неверным и борись с ними этим великой борьбой» [Различение, 52]31.

Участие в Джихаде (борьбе за веру) может иметь форму либо материальную, либо физическую (непосредственное участие в боевых действиях против неверных) либо словом и пером т.е. призывами к Джихаду, разъяснениями о необходимости вести вооруженную борьбу против неверных во имя установления законов Аллаха и утверждения религии Истины.

Джихад подразделяется на четыре типа:

Джихад против шайтана

Джихад против души

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Джихад против кафиров (неверных)

Джихад против лицемеров (мунафикьов)

Джихад с шайтаном ведется путем противодействия ему и отказом поддаваться его искушениям. <...>

Джихад с собственной душой состоит в противодействии ей искушениям и страстям, плотским желаниям. Джихад против души состоит в подчинении ее Аллаху и в избежании ослушания ему. <...> Джихад с неверными, коммунистами, иудеями христианами — которые повсеместно борятся против Ислама, устраивают козни убивают и бросают в тюрьмы мусульман — ведется всеми возможными средствами — финансовой поддержкой для закупки оружия, обмундирования для муджахиддинов32 а также словом теми кто сам лично не может участвовать в боевых действиях против врагов Аллаха. Как сказал Пророк (САС) «Воюйте с многобожниками вашим имуществом душой и словом» (хадис приводится у Муслима).

Джихад обязателен и по мере возможности человек должен участвовать в Джихаде своим имуществом душой и словом. Сказал Всевышний Аллах: «Выходите на бой, налегке или обремененные и боритесь своими имуществами и душами — на пути Аллаха! Это лучшее для вас, если вы знаете!» [Покаяние, 41 (тавба)]33

Когда мусульмане прекратили вести Джихад и увлеклись повседневными земными делами, торговлей и сельским хозяйством их постигло унижение. Мусульмане стали слабыми и попали в зависимость кафиров. Прав Мухаммад (САС) говоря о мусульманах: «Когда начнете вести ростовщическую торговлю ухватитесь за коровьи хвосты, ограничитесь сельским хозяйством и оставите Джихад Великий, тогда Аллах ниспошлет на вас унижение, от которого вы никак не избавитесь пока не возвратитесь к своей вере и не возобновите Джихад» (Этот достоверный хадис приводится у Имама Ахмада).

Способ избавления от несправедливости правителей из нас самих говорящих на наших же языках заключается в том чтобы верую-

щие мусульмане, покаявшись обратились к своему Господу, исправили свои воззрения и воспитывали самих себя и своих братьев по вере в духе правильного и чистого Ислама согласно указанию Всевышнего «Поистине Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с нами» [Гром, 11]34.

Создайте исламское государство в ваших сердцах и оно создастся на вашей земле (из книги аль-Албани).

Подготовка к Джихаду. Всевышний Аллах повелел готовиться к битве. Сказано в Коране: «И приготовьте для них, сколько можете силы» [Добыча, 60]35. Этот аят Посланник Аллаха (САС) объяснил следующим образом «Поистине, сила — это стрельба» (риваят Муслима). Обучение стрельбе — обязанность каждого мусульманина в зависимости от своих способностей. И пушка и танк и самолет, и другие виды оружия требуют умения стрелять в случае их применения. О если бы учащиеся школ учились стрелять и проводили соревнования с целью подготовке к защите своей веры и своих святынь! Однако детей заставляют зря тратить свое время на различные игры и соревнования, обнажая свои тела, которые Ислам велит прикрывать, и оставляя намазы, которые Аллах велит блюсти! 36

Когда мы возвратимся в лоно идей тавхида — единобожия, станем любящими друг-друга братьями единоверцами и подготовимся к битве с оружием в руках, победа мусульман инша Аллах37 будет достигнута, как была достигнута победа Посланником (САС) и после него, его сахабами. <...>

Сегодня мусульмане во многих странах ведут Священный Джихад против своих врагов, но не побеждают в этих битвах. В чем же причина этого? Не исполняется обещание Аллаха правоверным? Нет! Такого никогда не может быть! Но где же правоверные, чтобы к ним пришла поддержка...? Мы спрашиваем муджахидов (борцов за веру, воинов Аллаха):

1. Готовы ли муджахиды к борьбе в плане веры, и единобожия с которых начал Пророк (САС) свою проповедь в Мекке еще до битвы за свою веру?

2. Предприняли ли они соответствующие меры и приготовили ли они все необходимое, о чем говорится в приказе Аллаха: «И приготовьте для них, сколько можете силы» [Добыча, 60], что было объяснено Посланником (САС) как «стрельба».

3. Обратились ли они с ду’а (призывом) к своему Господу во время хотя бы одной битвы? И к Нему лишь одному был обращен этот призыв или они совершали ширк придавая Всевышнему сотовари-

щей, и начали просить о ниспослании победы или помощи, у кого-то еще кроме Всемогущего Аллаха, хотя победа начало ее и конец находятся только у Аллаха и никакие авлияъ38 и «святые» не могут повлиять на исход сражения живыми или мертвыми? Почему они не следуют примеру Пророка (САС) в призыве к одному своему Господу? В Коране говорится «Разве же Аллах не достаточен для Своего раба?» [Толпы, 36]39.

4. Сплотились ли мусульмане вместе и проявляют ли любовь друг к другу, согласно слову Аллаха? А ведь Аллах сказал: «...и не препирайтесь, а то ослабеете и уйдет ваша мощь» [Добыча, 46]40.

5. И наконец зачем мусульмане оставили свою веру, и пренебрегают установками своей религии, которая велит осуществлять научный и культурный прогресс, и отстали от других мировых общин? Когда они возвратятся в лоно своей религии, к ним возвратятся их прогресс, мощь и величие! Когда мусульмане достигнут требуемого уровня ВЕРЫ, к ним придет обещанная победа «И БЫЛА ОБЯЗАННОСТЬЮ ДЛЯ НАС ЗАЩИТА ВЕРУЮЩИХ» [Румы, 47]41. <...>

Мы должны начать с корректировки Акьиды42 (вероубеждения) и воспитания нового поколения на основе истинной акьиды. Это поколение подвергнется испытаниям и должно стойко перенести их, как выстояло первое поколение мусульман.

<...> Следует любить, благожелательно относиться, и помогать каждому верующему единобожнику, который не допускает никаких запрещенных шариатом действий. В отношение же каждого кто нарушает Закон Аллаха, в противоположность первому, следует питать ненависть, относиться с враждой, вести с ним Джихад словом и сердцем по мере сил и возможностей, в особенности против тех, кто ищет помощи не у Аллаха. Это необходимо для того, чтобы правоверные смогли приблизиться к Всевышнему.

Известно что кафирские государства43 различаясь своими взглядами в отношении Ислама, единодушны в своей вражде к Исламу. В зависимости от этого различаются их методы борьбы с Исламом. Коммунизм, открыто враждебен к Исламу угнетая мусульман и искореняя Ислам, и во многих мусульманских и арабских странах развернули свою деятельность Коммунистич. партии. Прикрываясь антиисламскими теориями, христиане осуществляют компанию по обращению мусульман в христианство, чтобы заменить их религию. Не следует забывать и иудаизм, который стоит за спиной всех врагов Аллаха и каждой разрушительной доктрины, подрывающей мораль и духовные ценности. Сюда относятся МАСОНЫ, СИОНИЗМ и

БАБУВИЗМ44. Мировой иудаизм внедряет в ряды масонских лож, принципиальных, хитрых и осведомленных мыслителей, которые не только идут в ногу с каждой исторической эпохой, но и гибко приспосабливаются к конкретным условиям каждой нации, народа и страны. <... >

Когда мусульманин будет исполнять все столпы религии где вершина этих столпов Джихад на пути Аллаха тогда Аллах утвердит его стопы. Если же имеющий силы человек уклоняется от Джихада то тем самым он подвергает себя опасности в отношении религии. Посланник Аллаха (САС) сказал: «Всегда будет в моей Умме45 одна община, победоносная, стоящая за правое дело, и она будет воевать» (аль-Бухари).

Спасшаяся группа

Спасшаяся группа — это ахль сунна ва джамаат46 и они имеют только одно имя — обладатели хадисов. <...>

Посланник Аллаха (САС) сказал: «Сыновья Израилевы разделились на 72 общины, а моя Умма разделится на 73 общины. Все они попадут в Огонь, кроме одной, и эта та, которая стоит на том, на чем я и мои сахабы стояли» (ат-Тирмизи). <...>

Спасшаяся группа не ставит ничье слово впереди слов Аллаха и Его Посланника (САС). И как много сейчас людей которые глухи к указаниям Аллаха и его Посланника (САС) и следуют только за своими шейхами которых сами же возвеличивают <...>

Спасшаяся группа рассматривает единобожие в качестве основы, на которой возводится истинное Исламское Государство. Никакая община не может победить игнорируя принцип единобожия и не борясь со всеми видами многобожия.

Спасшаяся группа возрождает Сунну Пророка (САС) в своих обрядах, поведении, во всем жизненном укладе и тем самым становится чуждой47 для своих сородичей, как сказал о них Посланник Аллаха (САС) «Ислам начинался чуждым и станет чуждым, как и начинался. Блаженство — чуждым» (хадис у Муслима) <...>

Спасшаяся группа фанатично придерживается только слова Аллаха и слова Его Посланника (САС) который не говорит напрасно, по своему произволу, что же касается прочих людей, то как бы высоко ни было их положение, они могут ошибаться. Имам Малик

сказал: «После Пророка (САС) и кроме него нет никого, чье слово было бы обязательным для других».

<...>

Спасшаяся группа почитает великих имамов муджтахидов48, богословов, достигших иджтихада49, но не считает их слова абсолютной истиной.

Спасшаяся группа приказывает одобряемое и удерживает от нео-добряемого. Джамаат отрицает выдуманные тарикаты, суфийские ордена которые разобщают мусульманскую общину, вводят бид’а в религии отдалившись от Сунны Пророка.

<... >

Спасшаяся группа отвергает законы принятые человеком, как противоречащие нормам Ислама, т. к. это и есть беззаконие а истинный закон это только Шариат Аллаха. Аллах лучше знает что идет на благо людям. Причиной бед мусульманского мира, его проблем, его трудностей, позора и бесчестия яв-ся отход от норм Корана и Сунны. Мусульмане смогут восстановить свою былую честь только тогда, когда все они — как каждый в отдельности, так и коллективы и правительства вновь обратятся к учению Ислама.

Спасшаяся группа призывает всех мусульман к священному Джихаду за дело Аллаха, являющегося обязанностью каждого мусульманина в соответствии с его силами и способностями. <...>

Отличительный признак спасшейся группы.

Спасшаяся группа — небольшое число людей. За них помолился Посланник Аллаха (САС) «Блаженство чуждым! Это — праведники! Тех кто не повинуется им, гораздо больше, чем тех, кто слушается их» (достоверный хадис, расс. Ахмад)

О них извещает Всевышний в Коране: «...Но немногие из Моих рабов благодарны!» [Саба’, 13]50 <...>

Тебе только поклоняемся и тебя только просим помочь!51

Всевышний Аллах поставил дополнение «Тебе» впереди сказуемых «поклоняемся» и «просим помочь» чтобы подчеркнуть идею поклонения только Ему Одному и обращения за помощью только к Нему.

Этот аят, который мусульманин повторяет десятки раз в своих молитвах и вне их — сущность всей суры аль-Фатиха, он — сущность всего Корана.

Слово «поклонение» в этом аяте, объемлет все формы поклонения, в том числе молитву, обет принесение в жертву животного, зов, обращение, мольбу, ду’а. <... >

Единобожие — тавхид — утверждение единственности Аллаха в Господстве, поклонении. В основе тавхида лежит свидетельство «Ла илаха иллаллах» утверждающее что нет никого, достойного поклонения, кроме единого Аллаха.

Поклонение не только молитва (намаз) но и: жертвоприношение это поклонение упование это поклонение мольба, зов это поклонение обращение, ду’а это поклонение испрашивание помощи это поклонение.

<... >

Мушрики52 поклоняющиеся своим шейхам или их могилам на словах утверждают свидетельство «Ла илаха иллаллах» — «нет божества кроме Аллаха» — но своими делами отрицают его смысл. Они произносят свидетельство, но потом обожествляют кого-то помимо Аллаха, обращая к нему поклонение, будь то любовь, возвеличивание, страх пред ним, надежда, упование, мольба и другие его виды — ведь все это поклонение — а поклонения достоин только Всевышний Аллах Свят Он и Могуч.

Большинство мусульман которые очень часто повторяют «нет божества кроме Аллаха», не знают искренности, смысла или делают это по традиции или обычаю. Большинство их деяний это подражание, и следование примеру и они больше всех относятся к высказыванию Всевышнего Аллаха в Своем Писании: «Мы нашли наших отцов держащимися такого учения, и мы следуем по их стопам» [Украшения, 23]53.

Посланник Аллаха (САС) говорил: «Муса сказал: “О Господь, научи меня тому, чем я постоянно буду поминать тебя и взывать к Тебе с мольбой!” Аллах сказал: “Говори же йа Муса54 “Нет божества кроме Аллаха!” — Муса воскликнул: “Но ведь все рабы твои говорят это. Аллах сказал: “Йа Муса, если все семь небес с их обитателями, кроме Меня, а также все семь земель будут на одной чаше весов, а слова “Ла илаха иллаллах” — на другой, то перевесит чаша с этими словами».

В этом хадисе указано «кроме Меня» — значит то, что Всевышний Аллах возвысился поднялся на Трон как Он сказал об этом в Коране: «Милосердный вознесся на Трон» [Та ха, 5]55. Аллах превыше всего в Могуществе и в Сущности.

Лицемерие и виды лицемерия

Слово «лицемерие» (нифакь) произошло от слова «нафакьа», что означает «лицемерить, притворяться». Если говорить о слове «нифакь» с точки зрения Шариата, то под ним подразумевается внешнее проявление приверженности к Исламу и добру человеком, скрывающим внутри себя неверие и зло, а лицемером его называют потому, что он входит в шариат через одни врата, а выходит через другие и об этом предупреждал Аллах Всевышний: «Поистине, лицемеры, они — распутники» [Покаяние, 67]56. Это означает что они находятся вне Шариата. Аллах отнес лицемеров к числу наихудших из числа неверных: «Поистине, лицемеры, в нижнем слое огня» [Женщины, 145]57 а также: «Поистине, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, тогда как Он обманывает их!» [Женщины, 142]58 а также: «Они пытаются обмануть Аллаха и тех, которые уверовали, но обманывают только самих себя и не знают. В сердцах их болезнь. И Аллах усилил их болезнь! Для них мучительное наказание за то что они лгут» [Корова, 9—10]59.

Есть два вида лицемерия.

Первый вид это проявление лицемерия в вере (идейное лицемерие), что яв-ся большим лицемерием, когда мунафикь «лицемер» выставляет напоказ свою приверженность к исламу и скрывает неверие. Такое лицемерие полностью ставит человека вне религии, и он оказывается в нижнем слое огня Ада. Подобных мунафикьов Аллах характеризирует всеми дурными качествами, такими как неверие, отсутствие веры, издевательства и насмешки над религией и теми, кто придерживается ее установлений, а также абсолютная склонность к врагам религии, выражающаяся в том, что они вместе с кафирами осуществляют нападки на Ислам. Такие люди существуют всегда но особенно в тех условиях, когда сила Ислама становится явной и они не могут оказывать сопротивление ему открыто, что вынуждает их присоединяться к Исламу внешне для того, чтобы строить козни против Ислама и мусульман втайне, а также для того, чтобы иметь возможность жить среди мусульман сохраняя в неприкосновенности жизнь свою, имущество, положение и т. п.

Лицемер проявляет внешне свою веру в Аллаха, Его Ангелов, Писания, Посланников и в Последний День, но внутренне он отстраняется от всего, упомянутого и считает это ложным. Он не верит в Аллаха и в то, что Коран и другие Книги Аллаха — Его слово, ниспосланное людям, с помощью которого Он выводит людей на пра-

вильный путь по Своему соизволению, предостерегает их от Своего наказания и внушает им страх перед Своим могуществом. Однако Аллах разоблачил таких лицемеров и сделал явными тайны их в священном Коране, показав рабам Своим дела их, чтобы верующие остерегались как их самих, так и дел их. В начале суры Корова (Бакьара) Он упомянул о трех существующих в мире группах людей, а именно: о верующих, неверных и лицемерах60. При этом о верующих упоминается в четырех аятах, о неверных в двух, а о лицемерах в тринадцати61, что объясняется их многочисленностью и тем, что они являются источником бед для всех, а также тем что мунафикьи яв-ся сильным источником смуты для Ислама и мусульман распространяя ложь и клевету. Поистине мунафикьи причиняют очень много вреда Исламу ибо их причисляют к Исламу и считают, что они поддерживают его, в то время как на самом деле они яв-ся врагами Ислама. Они проявляют враждебность к Исламу в разных формах, а невежественные мусульмане не имеющие знаний о религии воспринимают это как знание и реформу, в то время как на самом деле оно яв-ся крайним невежеством и развращением.

Существует 6 видов подобного лицемерия.

1 Возводить ложь на Посланника Аллаха (САС).

2 Возводить ложь на часть Сунны Пророка (САС).

3 Ненавидеть Пророка Мухаммада (САС).

4 Ненавидеть Сунну Пророка Мухаммада (САС).

5 Радоваться спаду Ислама.

6 Не желать Победы Ислама и Шариата Аллаха.

Второй вид лицемерия это лицемерие действием когда человек совершает дело лицемеров, сохраняя в сердце веру, что не выводит его из Ислама но может оказаться средством и привести к подобному т. е. большому лицемерию. В таком человеке есть Иман (вера) и мунфакь (лицемерие) — но если последнее умножится, он может стать из-за этого лицемером в полном смысле этого слова...

<...>

Большое лицемерие ставит человека вне религии. Большое лицемерие не исходит ни от кого из правоверных в то время как малое лицемерие может иметь место. В большинстве случаев впавшие в большое лицемерие не раскаиваются (тавба), а если даже кто либо и раскаивается, то многие сомневаются в том, что раскаяние его будет принято Аллахом, в то время как впавший в малое лицемерие может покаяться перед Аллахом и оно будет принято.

<... >

Шейх-уль-ислам Ибн Таймийа сказал: «Алимы разошлись во мнениях относительно возможности того, что внешне приносимое ими покаяние (тавба) будет принято и это яв-ся неизвестным, так как внешне они постоянно показывают свою приверженность к Исламу» («Собрание фатв»62 арабск.)

<...>

Болезненный зов всем мусульманам, всем предводителям и вождям исламского мира63

Наши враги говорят:

«Нужно уничтожить Ислам, ибо он и есть источник сил и могущества мусульман. Только после этого мы можем держать власть над ними. Ислам нас страшит и мы для его уничтожения используем все свои силы, чтобы он нас не проглотил!»

О братья мусульмане, вожди и руководители мусульман!, не окажите же сопротивление и противостояние Исламу! За это Бог уничтожит нас Своим гневом! Мусульмане должны и могут побеждать только посредством Ислама! <... >

Если взглянуть в историю отношений Запада с мусульманскими народами, можно найти, что злоба и вражда до того наполняли душу европейца, что эти вещи довели их до границ сумасшествия.

Злоба, вражда, страх — это то что испытывают они относительно Ислама.

По словам западных главарей можно узнать о твердом и решительном намерении Запада и их идеологии не изменять свои позиции по отношении к Исламу и желании уничтожить Ислам, а народы Ислама скорчевывать вовсе.

<... >

Мы мусульмане, рабы Всемогущего и Великого Аллаха. Нам необходимо порвать оковы и возвратить свои силы и власть! И спасти от тирании Западных кафиров мир!

Аллах всемогущ в своих намерениях!

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ваххабиты отводят важное место ведению священной войны — джихада. Более подробно с их пониманием джихада можно ознакомиться в соответствующем разделе публикуемого источника.

2 Слишком категоричное утверждение. Ширк — многобожие, придание Аллаху сотоварища, является одним из тягчайших грехов в исламе. К деяниям, противоречащим исламу, можно отнести, например, потребление свинины, опьяняющих напитков, ростовщичество и многое другое. Однако их совершение означает нарушение божественных установлений, но никак не многобожие.

3 Перечисленные далее в семнадцати пунктах деяния, конечно же, не исчерпывают списка того, что противоречит исламу. Здесь приведены наиболее принципиальные пункты, по которым ваххабиты ведут полемику со своими идейными противниками из числа мусульман, в первую очередь с последователями тарикатов (местных суфийских орденов).

4 «Шайтанских» — сатанинских. По всей видимости, автор записей под сатанинскими законами понимает все существующие правовые системы (в том числе российскую), помимо шариата. Почти все ваххабитские общины на Северном Кавказе имели свои суды, которые руководствовались исключительно нормами шариата (так называемые шариатские суды, арабск. махкама шар‘ийа).

5 Поскольку христиане и иудеи не признали посланническую миссию Мухаммеда и истинность Корана как божественного откровения, они, по мнению ваххабитов, уподобились безбожникам и язычникам и не заслуживают особого к себе отношения, хотя и принадлежат к категории «людей Писания» (арабск. Ахль аль-Китаб).

6 Коран, 98:6.

7 Здесь имеется в виду вахдат аль-вуджуд — учение Ибн ‘Араби (1165—1240). Согласно этому учению, Аллах является единственным реальным бытием, а сотворенный мир — лишь его отражением, бессмысленным вне связи со своим источником. Любая сущность есть проявление атрибута или имени Бога. Не все суфии согласны с этим. Против Араби выступил ‘Ала ад-Даула Симнани (ум. 1336), выдвинувший доктрину вахдат аш-шухуд. Ее основой является положение об абсолютной трансцендентности Бога, она утверждает единство свидетельства и созерцания.

8 Под «предводителем суфиев», скорее всего, понимается тот же Ибн ‘Араби. Его взгляды не дают покоя ревнителям «чистого ислама». Например, в начале 1970-х годов в Египте под давлением «Братьев-мусульман» и других близких им по духу группировок было запрещено издание и распространение его книг.

9 Скорее всего, имеется в виду авторитетнейший суфий аль-Халладж, казненный за свои проповеди в 922 году. Ему приписывают слова Ана аль-Хакк («я — Бог»).

10 Коран, 39:65.

11 Харам — здесь: греховные и запретные поступки.

12 Здесь и далее дается ссылка лишь на автора свода хадисов, из которого взят приводимый в тексте хадис (Муслим, аль-Бухари и др.). Интересно, что, при всей своей неприязни к суфиям вообще, ваххабиты охотно используют хадисы, которые приводит, к примеру, ат-Тирмизи, разработавший теоретическое обоснование суфийских представлений об авлия’ (суфийских святых).

13 Коран, 4:17-18.

14 Иман — вера.

15 Бид’а — новшество, нововведение. Ваххабиты широко употребляют этот термин в полемике со своими противниками. По их представлениям, мусульмане должны вернуться к первоначальному исламу, отказавшись от многочисленных нововведений, не имеющих обоснования в Коране и Сунне.

16 Имеется в виду широко распространенный в исламском мире обычай отмечать так называемую ночь созидания (лейлят аль-бараа). Она приходится на ночь с 14 на 15 месяца шаабана и считается ночью откровения Мухаммеду его пророческой мис-

сии. В простонародных представлениях этой ночью Всевышний определяет судьбу каждого человека на следующий год, поэтому считается полезным совершить, кроме установленной, особую ночную молитву.

17 Таравих — совместная молитва, состоящая из двадцати ракатов (коленопреклонений), которая совершается в течение всех ночей поста в месяц рамадан. Ее не было при Пророке, мусульманские историки аль-Вакыди и Ибн аль-Джаузи считают, что ее ввел халиф Омар ибн аль-Хаттаб.

18 Сахабы —сподвижники Пророка, от арабского сахаба и -асхаб (мн. число от иб — сторонник).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 Наиболее непримиримыми противниками ваххабитов являются последователи суфизма, поэтому в публикуемом документе наибольшей критике подвергнуты их идеология и практика.

20 Коран, 2:170.

21 Баракат — благословение, благость.

22 О явном христианском влиянии на обрядность праздника в честь дня рождения Пророка писали многие авторитетные исследователи ислама, в том числе и Адам Мец. Они же отмечали и значительное влияние суфийской практики. Благодаря суфизму мавлид широко распространился среди мусульман, однако всегда встречал неодобрительное отношение со стороны ортодоксов. Среди наиболее непримиримых противников мавлида — Ибн Таймиййа, ваххабиты и сторонники течений, близких по духу ваххабизму.

23 Еще до того, как обычай празднования дня рождения Пророка получил широкое распространение среди мусульман, он уже существовал в шиитском фатимид-ском Египте.

24 Здесь содержится намек на практику северокавказских последователей суфизма, которые считают, что достижение рабита, то есть духовной связи между мюридом и его наставником, возможно только при условии концентрации помыслов на образе этого наставника, в том числе и запечатленном на фотографии.

25 Азкар — мн. число, от арабск. зикр (поминание, прославление имени Бога).

26 Фатиха — Открывающая, первая сура Корана, по значению сопоставима с христианской молитвой «Отче наш». Здесь и далее сообщаются интересные этнографические подробности живого бытования ислама на Северном Кавказе.

27 Миърадж — ночное вознесение Пророка Мухаммеда.

28 Хиджра — переселение, в данном случае отъезд Пророка из Мекки в Медину, происшедший в 622 году. Начало мусульманского летоисчисления.

29 Умра — малое паломничество в отличие от большого (хадж).

30 Джихад — борьба за веру, имеющая разные формы, лишь крайней из которых является война. Ваххабиты же считают, что джихад — это в первую очередь вооруженная борьба.

31 Коран, 25:52.

32 Муджахиддин (моджахед) — борец за веру, ведущий джихад.

33 Коран, 9:41.

34 Коран, 13:11.

35 Коран, 8:60.

36 Здесь явно проявляется экстремизм северокавказских ваххабитов. Из приведенных слов становится понятно, почему среди среди них широко распространены военизированные группы.

37 Ин шаа Аллах — Если будет угодно Аллаху.

38 Авлия’ — мн. число от вали — «святой».

39 Коран, 39:36.

40 Коран, 8:46.

41 Коран, 30:47.

42 Акида — убеждение, воззрение, кредо, символ веры; особый род богословской литературы.

43 «Кафирские государства» — государства, в которых господствуют кафиры (неверные).

44 Под «бабувизмом» имеется в виду, скорее всего, бабизм — религиозно-политическое учение Баба (1819—1847), объявившего себя пророком и проповедовавшего новое священное писание Байан.

45 Умма — община верующих мусульман.

46 Ахль ас-сунна ва-ль-джамаа — люди сунны и согласия общины, самоназвание суннитов. Однако далее из текста видно, что таковыми ваххабиты считают только себя.

47 Здесь содержится намек на то, что ваххабиты остались непонятыми основной массой мусульман на Северном Кавказе, а многие из них — чуждыми даже для членов собственной семьи.

48 Муджтахид — ученый, имеющий право выносить самостоятельные решения по важным вопросам богословия. У суннитов ими являются имамы — основатели богословско-правовых школ (мазхабов)

49 Иджтихад — здесь: высокая степень авторитетности богослова в знании, интерпретации и комментировании богословско-правовых источников.

50 Коран, 34:13.

51 Коран, 1:5.

52 Мушрики — многобожники; здесь под ними подразумеваются суфии.

53 Коран, 43:23.

54 Йа Муса — арабск., обращение «О, Муса!»

55 Коран, 20:5.

56 Коран, 9:67.

57 Коран, 4:145.

58 Коран, 4:142.

59 Коран, 2:9-10.

60 Коран, 2:2-20.

61 Соответственно: Коран, 2:2-5; Коран, 2:6-7; Коран, 2:8-20.

62 Фатва (фетва) — богословско-правовое заключение, сделанное для разъяснения и практического применения какого-либо предписания шариата или для истолкования какого-либо казуса с позиций шариата.

63 Выдержки из данной главы ясно показывают резкое неприятие ваххабитами западных ценностей. Они видят в них наибольшее зло для исламского мира, а их носителей считают самыми последовательными противниками ислама, с которыми следует вести вооруженную борьбу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.