Таблица 1.3 - Расчет экономии на платежах НДС за 2009-2013 гг., тыс. руб.
Показатель 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год Общая сумма
Сумма расходов на 11643,8 12705,7 11075 12745,1 13323,8 61493,4
доставку
НДС по ставке 10% 1164,4 1270,6 1107,5 1274,5 1332,4 6149,4
НДС по ставке 18% 2095,9 2287,02 1993,5 2294,12 2398,28 11068,82
Экономия НДС 931,5 1016,42 886 1019,62 1065,88 4919,42
Анализируя таблицу 3.1, видим, что в результате предложенных мероприятий по оптимизации НДС, общая сумма налога сократится за 5 лет на 4919,42 тыс. руб. или на 5,42%. Получается, что применение льготной ставки в 10 % в практической деятельности становится гораздо выгоднее полного освобождения от НДС.
При использовании различных схем и способов оптимизации НДС необходимо четко помнить и выполнять главное правило: все способы и схемы должны иметь как экономическое обоснование, так и правильное документальное оформление. Все хозяйственные операции необходимо оформлять первичными документами в установленном порядке [3].
Использованные источники:
1 Актуальные налоговые проблемы: взгляд с разных сторон // Финансы/ -2013. - №8 - С. 56-60
2 Александров С. В. Когда реализация продукции облагается НДС по ставке 10%/Александров С. В.//Учет в сельском хозяйстве. - 2012. - №8 - С. 13-17 3Федотенко Ю. Возможность и необходимость оптимизации НДС/ Федотенко Ю.//Клуб главных бухгалтеров. - 2011. - №8 - С. 30-34
Потапова И.Н. студент
ФГБУ ВПО МГУ им. Н.П. Огарева Россия, Республика Мордовия, г. Саранск КРЕДИТОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Аннотация: Решение проблемы финансовой поддержки сельского хозяйства является важным приоритетом экономики любого государства. В работе рассматриваются проблемы кредитования
сельхозтоваропроизводителей, уровень финансового обеспечения сельского хозяйства, механизм государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Сделан вывод о том, целях обеспечения устойчивого развития аграрного сектора экономики и обеспечения продовольственной безопасности необходимо: совершенствование кредитной кооперации,
развитие агролизинга, улучшение качества жизни на селе, совершенствование кредитного механизма.
Ключевые слова: кредитование, государственная программа, сельское хозяйство, целевое финансирование, субсидии, кредитное обеспечение, кредитные кооперативы, агролизинг.
Сельское хозяйство - один из важнейших секторов экономики России. Его развитие оказывает значительное влияние на состояние народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе. В связи с этим данная отрасль нуждается в финансовой поддержке со стороны государства.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (с изменениями и дополнениями от 23 июля 2013 г.) одним из направлений сельского хозяйства является обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих её переработку и оказывающих соответствующие услуги, для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (ЛПХ), крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов [1].
Заметим, что в государственной политике в отношении кредитного обеспечения сельского хозяйства можно выделить несколько этапов [5,6].
Первый этап относится к 1992-1993 гг., когда государство начало предоставлять льготный централизованный кредит. Сельскохозяйственным предприятиям за счет государственного бюджета предоставлялся кредит под 28 % годовых, фермерам - под 8 % при учетной ставке Центрального банка России 50-80 %, разницу между ними и высокими процентами коммерческих банков возмещало государство. Кредит был льготным не только по процентам, но и по срокам погашения. Он выдавался почти на год, в то время как средние сроки краткосрочных займов по стране составляли около двух месяцев. Практика не оправдала эту модель из-за отсутствия должного контроля за деятельностью банков по целевому использованию бюджетных средств.
Второй этап начался с 1995 г., когда была введена система товарного кредита. Нефтяным компаниям было предложено поставить сельскохозяйственным производителям топливно-смазочные материалы (ТСМ) в порядке погашения их задолженности перед федеральным бюджетом. В результате сельское хозяйство получало основной лимитирующий ресурс для посевной и обязывало погасить долг перед бюджетом в конце сезона. Такая схема обеспечивала формирование своеобразного беспроцентного кредита аграрному сектору за счет доходной части федерального бюджета (т.е. за счет отсрочки поступлений платежей). Нефтяные компании были закреплены за конкретными регионами, что
сделало их монополистами и позволило увеличивать цены на горючее. При этом поставки сельскохозяйственной продукции в государственные фонды осуществлялись по фиксированным ценам. Таким образом, получая ТСМ по государственному товарному кредиту, сельскохозяйственный производитель фактически платил определенный процент, выражавшийся в разнице между зафиксированными в контрактах на этот кредит ценами на сельхозпродукцию и ТСМ и реальными рыночными ценами на те же товары. Товарный кредит в том виде, в котором он существовал, не отражался в расходной части бюджета в том числе и в виде субсидий. За 1995-1996 гг. общий объем расходов на АПК, предусмотренный в бюджете, был почти равен объему субсидий из доходной части, т.е. товарному кредиту.
Третий этап, начавшийся с принятия в 1997 году Закона «О государственном регулировании агропромышленного производства», -льготное кредитование сельского хозяйства с использованием бюджетных ресурсов, а также средств коммерческих банков. Был вновь создан Фонд льготного кредитования АПК. Средства из Федерального бюджета, выделенные на его формирование, перечислялись в уполномоченные банки (выигравшие тендер), затем в банки по кредитному договору передавали средства сельскохозяйственным организациям под % текущей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Необходимо отметить, что кредитные ресурсы на проведение сезонных сельскохозяйственных работ, закупку племенного скота и другие аналогичные нужды выделялись на срок до 1 года, что явно недостаточно для сельскохозяйственного производства.
Четвертый этап начался после кризиса 1998 г., когда прежняя система кредитования обрушилась. С 2000 г. данный механизм был заменен системой компенсации процентов по кредиту (сельскохозяйственная организация, взявшая кредит в любом банке, имела право на получение компенсации из средств федерального бюджета в размере 2/3 ставки рефинансирования). Кроме того, с 2002 г. новой формой государственной поддержки сельского хозяйства стало возмещение из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по среднесрочным инвестиционным кредитам. В настоящее время государство обеспечивает поддержку формирования и развития системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, равный их доступ к получению кредитов (займов) на развитие сельского хозяйства в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах.
В настоящее время субсидирование процентных ставок по кредитам и займам осуществляется в рамках Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» (далее Госпрограмма). С 2009 по 2012 гг. за счет средств федерального бюджета по инвестиционным и краткосрочным кредитным договорам (договорам
займов) возмещение выплачивалось в размере 80% ставки ЦБ РФ. Софинансирование по этим кредитам (займам) из региональных бюджетов было определено в пределах 20% ставки ЦБ РФ, за исключением кредитов на техническую и технологическую модернизацию сроком до 10 лет (размер софинасирования 20%). Кроме того, для сельхозтоваропроизводителей, занимающихся производством мяса крупного рогатого скота и молока (за исключением граждан, ведущих ЛПХ, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) ставки возмещения устанавливались выше 80%.
С 2008 г. по 2009 г. средневзвешенная процентная ставка по кредитам, выданным организациям агропромышленного комплекса возросла на 2,1%. С 2010 г. идет снижение средневзвешенной процентной ставки с 16% в 2010 г. до 11,1% в 2012 г. (рисунок 1)[2,7].
■ Средневзвешенная процентная ставка по кредитам банков
■ Средневзвешенная ставка рефинансирования ЦБ РФ на момент получения субсидируемых кредитов
■ Средневзвешенная ставка по кредитам с учетом минимального размера субсидий из федерального бюджета
■ Средневзвешенная ставка по кредитам с учетом максимального размера субсидий из федерального бюджета (100%)
Рисунок 1. Динамика средневзвешенных процентных ставок
Основными получателями субсидий по инвестиционным кредитам являются крупные предприятия.
Следует отметить, что в 2008-2012 гг. осуществлялся постепенный переход от форсированного использования кредитования с субсидированием части процентной ставки к ее стабилизации и все большему ограничению. Это связано прежде всего с тем, что стали проявляться отрицательные
^4,00%
I
20%
18%
16%%
14%%
12%%
10%%
8%
6%
3,00%%
4%
2%
0%
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г 2012 г.
последствия данного механизма. Долгосрочные обязательства государства по субсидированию переходящих инвестиционных кредитов при одновременном росте объема субсидируемых краткосрочных кредитов (займов) нарастали с каждым годом. Одновременно увеличивались выплаты из бюджетов различных уровней на субсидирование процентных ставок (рис.2).
бюджетов сельскохозяйственным товаропроизводителям по инвестиционным и краткосрочным кредитам (займам), млрд. руб.
За 2008-2012 гг. из федерального и региональных бюджетов сельхозтоваропроизводителям было перечислено 8,4 млрд. руб. субсидий, в том числе 1,8 млрд. руб. из федерального и 7,12 млрд. руб. из региональных бюджетов. На субсидирование процентных ставок по кредиту в среднем за 2008-2012 гг. приходилось 43% всего ресурсного обеспечения Госпрограммы из федерального бюджета (в 2012 г. - 48%). Это обусловлено тем, что в рамках неё субсидируются не только кредиты (займы), выданные в текущем году, но и кредиты, выданные еще до начала реализации приоритетного национального проекта «Развития АПК». Так, в 2012 г. размер общего объема субсидируемых инвестиционных кредитов с учетом переходящей задолженности по ним составил 1431 млрд. руб., из которых 808 млрд. руб. - инвестиционные кредиты и 622,8 млрд. руб. -краткосрочные. В целом за 2008-2012 гг. принималось к субсидированию 9195% от объема заемных средств, привлеченных на условиях субсидирования процентной ставки.
Необходимо подчеркнуть, что основной объем кредитных ресурсов предоставляется двумя банками: ОАО «Сбербанк России» и ОАО
«Россельхозбанк». Так, в 2012 г. на их долю приходилось 73,7% от объема кредитов, выданных малым формам хозяйствования (табл. 1).
Таблица 1 - Удельный вес кредитов, выданных малым формам хозяйствования различными кредиторами, %
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
ОАО 68,2 76,0 73,4 74,7 73,7
«Россельхозбанк»
ОАО «Сбербанк 22,1 16,6 19,1 18,7 19,6
России»
Прочие банки 3,5 0,8 1,4 2,4 4,6
Кредитные 6,2 6,5 6,1 4,2 2,2
кооперативы
Одним из приоритетных направлений аграрной политики России является поддержка развития малых форм хозяйствования на селе. В 20082012 гг. субсидирование кредитов для малых форм хозяйствования осуществлялось на условиях софинансирования из федерального бюджета (возмещение 95% ставки рефинансирования) и регионального бюджета (5%).
Однако, несмотря на увеличение объёмов кредитования в течении последних лет, программа субсидирования процентных ставок имеет ряд недостатков.
Во-первых, продекларированной целью мероприятий субсидирования процентных ставок является повышение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей, т.е. такое состояние их счетов, при котором обеспечивается непрерывный производственный процесс, расширение хозяйственной деятельности, нет трудностей с финансированием при сохранении финансовой независимости. Однако, последнее условие нарушилось: коэффициенты обеспеченности собственными оборотными средствами и маневренности собственных оборотных средств отрицательны в течение ряда лет, коэффициент долга составил по итогам 9 мес. 2010 г. 1,6 при нормативе 1. Такое положение свидетельствует о том, что финансовая независимость сельскохозяйственных организаций России потеряна.
Во-вторых, обязательства государства по субсидированию процентных ставок быстро нарастают, но общий лимит средств не увеличивается в той же мере. Это приводит к перекосам в структуре Госпрограммы, снижении выплат по другим направлениям. Так, существенно снизились ассигнования на социально-бытовое развитие села, развитие растениеводства сократилось в 9 раз, в 2010 г. полностью прекратилась поддержка льноводства, традиционных отраслей сельского хозяйства, закладка многолетних насаждений.
В-третьих, малые формы хозяйствования, производящие более 50% товарной сельскохозяйственной продукции, являются аутсайдерами по степени получения государственных субсидий (их доля в течение последних
3-х лет не превышает 10%), а бенефициарами программы по-прежнему выступают крупные хозяйства и предприятия переработки.
В сложившейся ситуации важнейшими направлениями повышения доступности кредитных ресурсов являются [7, 8, 9]:
1. Широкое развитие кредитной кооперации как источник микрокредитования для малых форм хозяйствования. На наш взгляд, для дальнейшего развития кредитной кооперации как элемента кредитно-финансовой системы в аграрном секторе необходимо обеспечение правовых, организационных и экономических условий их функционирования.
Принятие законов, учитывающих специфику сельского кредитного кооператива, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Например, Федеральный закон о «О сельской кредитной кооперации, в котором необходимо: обеспечить правовые, организационные и экономические условия вовлечения денежных средств населения в кредитные кооперации; обеспечить особый режим лицензирования сельских кредитных кооперативов; исключить возможность проникновения капиталов коммерческих банков; установить льготный режим налогообложения и кредитования сельских кредитных кооперативов.
Развитие двухуровневой системы сельской кредитной кооперации в масштабах региона. В принципе, в систему сельской кредитной кооперации должны входить кооперативные учреждения трех уровней: первичные кредитные кооперативы (местные); региональные кредитные кооперативы; финансовый центр кооперации страны - Центральный кооперативный банк.
Вертикальная система построения сельской кредитной кооперации позволит обеспечить небольшим по численности и капиталу кредитным кооперативам юридическую самостоятельность и в то же время возможность через федеральные и региональные кооперативы пользоваться всеми преимуществами крупных кредитных кооперативов.
Создание гарантийного фонда в качестве основы привлечения капитала в кредитные кооперативы. Создание гарантийного фонда в качестве основы привлечения капитала в кредитные кооперативы.
По нашему мнению, основную роль в развитии кредитной кооперации в сельском хозяйстве должно играть государство, которое могло бы содействовать созданию кредитных кооперативах сельской местности, во-первых, предоставлением долгосрочных займов на формирование стартового капитала; во-вторых, взяв на себя подготовку кадров, консультирование персонала и членов кооператива, распространение информации о преимуществах кредитной кооперации; в-третьих, обеспечив создание нормативно-законодательной базы и контроль за ее соблюдением; в-четвертых, путем введения системы государственных гарантий возврата ссуд, что позволило бы коммерческим банкам более активно кредитовать кредитный кооперативы.
На базе Республики Мордовия необходимо создать Региональный кооперативный банк, который будет координировать деятельность районных кооперативных банков.
Таким образом, эффективное кредитное обслуживание сельскохозяйственных товаропроизводителей не может быть обеспечена без соблюдения целого ряда соответствующих условий:
- создание сети альтернативных и специализированных банков для устранения монополий в системе кредитных учреждений, усиления конкуренции и снижения на этой основе стоимости кредитных ресурсов, при этом вся совокупность соответствующих мероприятий, объективно предопределяемых необходимостью реализации обозначенных процессов, должна активно поддерживаться государством;
- преимущественного предоставления кооперативными банками соответствующих кредитов под залог имущества или, при его недостатке, под поручительство органов государственной власти и местного самоуправления;
- предоставления банковской системой всего спектра услуг, наиболее приемлемых для сельскохозяйственных производителей: лизинг, факторинг, и др.;
- выдачи кредитов под залог сельскохозяйственной продукции, посредством которых государство гарантирует сельскохозяйственным товаропроизводителям уровень их доходов, обеспечивающий выполнение госзаказов;
- обеспечения льготного кредитования со стороны государства осуществляемого путем компенсации разницы в процентах непосредственно производителям, предоставления льготного кредита банкам и налоговых льгот инвесторам;
- стимулирования посредством льготного кредитования приоритетных структур сельскохозяйственного производства с точки зрения как экологии, так и важности развития других отраслей национальной экономики. При этом должны приниматься во внимание и природно-климатические факторы, предопределяющие целесообразность реализации системы соответствующих кредитных мероприятий.
2. Государственная поддержка агролизинга за счет предоставления налоговых льгот лизингодателям, в частности освобождение лизингодателя от НДС на выполняемые лизинговые услуги, освобождение лизингодателя от уплаты налога на прибыль (частично), снижение налога на прибыль коммерческих банков и других кредитных учреждений, полученную ими от предоставления кредитов для реализации операций. Кроме того, следовало бы осуществлять финансово-кредитные инструменты: субсидирование региональным бюджетом лизинговых платежей лизингополучателей, субсидирование региональным бюджетом части процентных ставок в размере по рублевым кредитам - 2/3 ставки рефинансирования
Центрального банка России, субсидирование процентных ставок по лизинговой сделке.
Участие государства в лизинге сельскохозяйственной техники должно быть сохранено, при этом лизинг техники на основе средств коммерческих банков должен осуществляться самостоятельно и благодаря налоговым льготам конкурировать на рынке лизинговых услуг с государственным лизингом.
3. Развитие земельно-ипотечного кредитования. Современная система кредитования в сельском хозяйстве представляет собой совокупность разнообразных кредитно-финансовых институтов, которые функционируют на рынке ссудных капиталов и мобилизуют денежный капитал. Система кредитования включает два ключевых понятия: совокупность платежных и кредитно-расчетных отношений, базирующихся на конкретных методах и формах кредитования; совокупность кредитно-финансовых институтов, которые взаимодействуют в процессе функционирования (банки, страховые компании и др.).
Основными участниками системы кредитования являются ОАО «Сбербанк России», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Росагролизинг», доля других коммерческих банков является незначительной. Исследование установило, что в условиях финансово-экономического кризиса для сельскохозяйственных товаропроизводителей ключевой проблемой остается поиск инвесторов для формирования с их помощью оборотных средств и осуществления капитальных вложений. В решении этой основополагающей задачи важнейшая роль должна принадлежать Россельхозбанку. В ходе исследования установлено, что кредитные ресурсы предоставляются в первую очередь на инвестиционные проекты, предусматривающие инновационную модернизацию уже действующих предприятий, а также импортозамещающие производства, от которых зависят стабильно-устойчивое функционирование агропромышленного комплекса и продовольственная безопасность России. В целях повышения эффективности долгосрочного и среднесрочного кредитования Россельхозбанк проводит политику концентрации инвестиционных кредитов на создании надежной ресурсно-сырьевой базы перерабатывающей промышленности, а также модернизации и инновации действующих предприятий пищевой промышленности.
Анализируя современную ситуацию с банковским кредитованием, следует отметить, что кредитная активность банков стала резко нарастать, объемы банковского кредитования аграрного сектора экономики увеличились. Анализ участия банков в финансировании производства показывает, что на фоне высоких темпов роста банковского сектора в сравнении с экономикой в целом обозначилась тенденция активизации выполнения банками функций финансового посредничества. В то же время подчеркивается, что в государственной политике пореформенного периода в
отношении кредитования сельского хозяйства в настоящее время выделяется несколько этапов:
1 этап - прямое государственное кредитование, которое на деле часто превращалось в субсидирование (1992-1995 гг.);
2 этап - трансформация отношений сельскохозяйственного кредита, когда был введен механизм товарного кредитования сельского хозяйства (1995-1997 гг.);
3 этап - введение льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей с использованием как бюджетных ресурсов, так и средств коммерческих банков (1997- 1998гг);
4 этап - система льготного кредитования рухнула, начала действовать новая программа поддержки сезонного кредита (1998-2000 гг.);
5 этап - средства Федерального бюджета предоставляются на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (2000 г. по н.в.).
Таким образом, субсидии для сельскохозяйственных предприятий из федерального бюджета ставятся в полную зависимость от субсидий из бюджетов субъектов Федерации. Это, по нашему мнению, крайне негативно отразится на кредитовании аграрного сектора экономики, особенно в дотационных регионах. Государственные программы, в которых получили дальнейшее развитие направления приоритетного национального проекта «Развитие АПК», являются главным инструментом реализации государственной аграрной политики. Немалая роль в этом вопросе отводится и государству. Так субсидии из федерального бюджета для сельскохозяйственных предприятий ставятся в полную зависимость от субсидий из бюджетов субъектов Федерации. Это крайне негативно отразится на кредитовании аграрного сектора экономики, особенно в тех регионах, которые являются дотационными.
Таким образом, предложенные направления будут способствовать устойчивому развитию сельского хозяйства и обеспечению продовольственной безопасности страны.
Использованные источники:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" с изменениями и дополнениями от: 11 июня, 23 июля, 3, 30 декабря 2008 г., 5 апреля, 24 июля 2009 г., 25 июля 2011 г., 28 февраля 2012 г., 2, 23 июля 2013 г.
2. Налоговое регулирование малого бизнеса / Е.Б.Дьякова, Е.А. Шкарупа // Проблемы и перспективы модернизации налоговых систем / Материалы международной интернет-конференции 20 октября-22 октября 2009 года. -Орел: ОрелГТУ, 2010. - С. 192-198
3. Направления развития налогового регулирования малого предпринимательства в сельском хозяйстве / Е.Б.Дьякова, Е.А. Шкарупа // Развитие финансово-кредитной сферы и социальная политика региона:
сборник научных трудов. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. - С. 26-34
4. Семенова Н. Н. Бюджетная поддержка сельского хозяйства: вопросы теории и практики / Н. Н. Семенова. - Саранск: Издательство Мордовского университета, 2010.- 100 с.) (Семенова Н. Н. Бюджетная поддержка сельского хозяйства: вопросы теории и практики / Н. Н. Семенова. -Саранск: Издательство Мордовского университета, 2010.- 100 с.
5. Семенова Н. Н. Развитие системы финансового обеспечения продовольственной безопасности / Н. Н. Семенова. - Саранск: Издательство Мордовотого университета, 2012. - 96 с
6. Семенова Н. Н. Финансирование сельскохозяйственного производства в контексте обеспечения продовольственной безопасности / Н. Н. Семенова // Финансы и кредит. - 2012. - № 4(484). - С.62.
7.Тимофеева, Г.В. Развитие интегральной инфраструктуры АПК России: тенденции и механизмы: монография / Г.В. Тимофеева. - Волгоград: ВолГУ, 2005. - 384с.
8.Шкарупа, Е.А. Особенности агролизинга и направления его государственной поддержки / Е.А. Шкарупа // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. - 2012. - №2 (21). - С.128-133
9.Чередникова, А.О. Развивать земельно-ипотечное кредитование/ А.О. Чередникова // АПК: экономика, управление. - 2010. - №1. - С.48-50. 10. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2012 году и за период 2008-2012 года Государственной программы Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы» URL:http://base.consultant.ru/
Потапов С.В., к. э. н.
доцент
кафедра «Финансы и кредит» Вельмакина Е.В. студент 5 курса экономический факультет ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева»
Россия, г. Саранск ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО КАК УЧАСТНИК ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ БАНКА РОССИИ («КАЗНАЧЕЙСТВО - БАНК») Потребности трансформации путей развития экономики России, связанных с переходом к инновационным подходам, настоятельно требуют изменений в сфере организации и функционирования всего сектора государственного управления.