Даже при наличии службы логистики в фирме далеко не всегда, получается, преодолеть образующиеся инциденты на базе интегрированного логистического подхода. Почти всегда данное связано с тем, что высочайшее управление не делегировало службе логистики фирмы возможности для межфункциональной логистической координации. Нередко высший персонал не владеет особыми познаниями и способностями для верного урегулирования межфункциональных конфликтных обстановок.
В результате этих столкновений стратегические цели компании могут отклониться. Огромное значение имеет способность менеджмента компании выявлять расхождения интересов и налаживать взаимодействие для их преодоления и избегания.
Межфункциональная логистическая координация — согласование деятельности подразделений фирмы по параметрам конфликтов, относящихся к логистике или перекрестным функциям, при планировании и управлении деятельностью фирмы.
Переход от управления отдельными функциями, к интегрированному управлению логистическими действиями связан с нарушением многофункциональных границ работы разных служб фирмы, посему чреват появлением суровых организационных инцидентов. Служба логистики обязана эффективно управлять этими столкновениями интересов, а также теми конфликтными обстановками, которые «обычно» появляются вследствие противоречивости целей и интересов разных подразделений организации.
В завершении своей статьи, я бы хотел подвести итог то, что координации служб на внутриорганизационном (микро) уровне уделяется недостаточное внимание. Распространено мнение, что стадия внутренней интеграции и координации считается пройденным шагом становления логистики и наступило время интеграции и координации межорганизационной. Хотя внутрифирменная интеграция и координация любого из звеньев логистической системы считаются важными критериями действенного функционирования всей товаропроводящей системы. Список использованной литературы:
1. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.- 121с.
2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.
3. Григан А.М. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Логистика».- Ростов-на-Дону: УПЛ ЮФУ, 2010. - 48 с.
4. Левкин Г. Г. Логистика: теория и практика. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 221с.
5. http://logsystems.ru/articles/mezhorganizatsionnaya-logisticheskaya-koordinatsiya
6. http://logsystems.ru/articles/mezhfunktsionalnaya-logisticheskaya-koordinatsiya
© Логинов И.В., 2016
УДК 336
А. М. Макаева
студентка 2 курса Бакалавр «Экономика» профиль «Финансы и кредит» Научный руководитель З. Ф. Шарифьянова
к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Финансовый университет при президенте РФ (Уфимский филиал)
КРЕДИТНЫЙ СКОРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
Аннотация
В статье рассматривается сущность кредитного скоринга. На примере применяемой в ЗАО «Солид
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
Банк» скоринговой модели обосновывается эффективность данного инструмента оценки кредитоспособности заемщиков.
Ключевые слова
Кредитный скоринг, математическая модель, оценка кредитоспособности заемщика, анкетирование, недостатки, совершенствование
Кредитный скоринг представляет собой систему оценки кредитоспособности заемщиков коммерческих банков, основанную на численных статистических методах [1, с. 27]. Данный инструмент оценки кредитоспособности клиентов коммерческих банков является на сегодняшний день наиболее эффективным. Под кредитоспособностью заемщика банка в современной экономической литературе понимается его комплексная характеристика, которую можно измерить количественными (финансовыми) и качественными (нефинансовыми) показателями [3, с. 29]. Она позволяет оценить возможность заемщика в ближайшем будущем своевременно погасить задолженность перед банком в полном объеме, а также определяет уровень кредитного риска банка. Таким образом, кредитный скоринг - это и система оценки уровня кредитного риска банка. В результате применения кредитного скоринга возрастает скорость и эффективность принятия управленческих решений в отношении предоставления, либо отказа в предоставлении, заемщику ссуды, снижается вероятность невозврата кредита.
Основной метод кредитного скоринга - анкетирование. Заёмщик отвечает на вопросы и получает за каждый ответ определённое количество баллов. На основании суммы баллов и выносится решение о выдаче, не выдаче потенциальному заемщику ссуды. Метод считается объективным, поскольку полностью исключает личную неприязнь к заёмщику и прочие мотивы кредитного эксперта [2, с. 45].
В различных кредитных организациях используются разные скоринговые системы оценки кредитоспособности заемщиков. При этом, в одних банках они более совершенны, а в других могут быть доработаны, что можно проиллюстрировать на примере ЗАО «Солид Банк», который отсчитывает свою историю с 19991 года.
Оценка кредитоспособности заемщиков в ЗАО «Солид Банк» осуществляется сотрудниками кредитного отдела. По результатам оценки на каждого заемщика формируется кредитное досье, в котором и содержится заключение о кредитоспособности клиента. В ходе оценки кредитоспособности наибольшее внимание уделяется присвоенной заемщику категории кредитного риска.
Оценка кредитоспособности заемщиков - физических лиц и заемщиков - юридических лиц отличается своей методологией. Информацию, необходимую для проведения оценки физических лиц сотрудники кредитного отдела получают из: анкеты, которую заполняет заемщик, Объединенного кредитного бюро (ОКБ), сведений о движении средств на ссудных и расчетных счетах заемщика.
В рамках применяемой скоринговой модели используются два основных понятия: «характеристики» и «признаки». Характеристиками клиентов выступают некие переменные (факторы), а признаками значения данных переменных. Причем в анкете, которую заполняет заемщик, характеристиками являются вопросы анкеты (возраст, семейное положение, профессия и другие), а признаками - ответы на эти вопросы.
Всю совокупность характеристик заемщика в рамках используемой банком модели можно разделить на основные и дополнительные. К основным характеристикам, определяющим направления оценки кредитоспособности физических лиц, относятся: финансовое и социальное положение, персональные данные заемщика, а также информацию по кредиту. Полный перечень характеристик, включенных в скоринговую модель представлен в таблице 1.
Таблица 1
Характеристики заемщиков - физических лиц, учитываемые при оценке кредитоспособности
Характеристики заемщика ЗАО «Солид Банк»
Финансовое положение
Размер и стабильность доходов +
Размер расходов +
Наличие автомобиля +
Наличие собственной недвижимости +
Социальное положение
Продолжение таблицы 1
Семейное положение +
Образование +
Стаж работы +
Персональные характеристики заемщика
Возраст +
Пол +
Состав семьи +
Информация по кредиту
Обслуживание долга заемщиком +
Обеспечение ссуды +
Взаимоотношения с банком (сумма остатков на банковских счетах клиента) +
Модель кредитного оторинга позволяет определить общую балльную оценку по совокупности характеристик заемщика (табл. 2).
Таблица 2
Бальная система оценки кредитоспособности физических лиц
Характеристики заемщика Признак Бальная оценка
Финансовое положение
Размер дохода Месячный чистый доход х 3 > Запрашиваемый кредит 10
Месячный чистый доход х срока кредитования > 5
Запрашиваемый кредит
Месячный чистый доход х срока кредитования < Запрашиваемый кредит 0
Наличие автомобиля Автомобиль имеется 3
Автомобиль отсутствует 0
Наличие собственной Собственная недвижимость имеется 4
недвижимости Собственная недвижимость отсутствует 0
Социальное положение
Семейное положение Женат (замужем) 2
Холост 1
Разведен 0
Образование Ученая степень 4
Второе высшее 3
Высшее 2
Среднее 1
Персональные характеристики заемщика
Возраст до 26 лет 2
от 26 до 55 лет 5
больше 55 лет 2
Пол Мужской 1
Женский 2
Информация по кредиту
Обслуживание долга Обслуживание долга осуществляется своевременно 6
Имеются отдельные случаи просрочки платежа по основному долгу 1
Кредитные обязательства регулярно не исполняются 0
Обеспечение кредита Кредит обеспечен банковской гарантией, залогом имущества, поручительством 6
Кредит не обеспечен 0
Взаимоотношения Сумма остатков на всех открытых банковских счетах заемщика превышает 3
заемщика с банком запрашиваемый кредит, открыта зарплатная карта, эмитированная банком
Сумма остатков на всех открытых банковских счетах заемщика покрывает 2
более половины запрашиваемой суммы кредита, открыта зарплатная карта, эмитированная банком
Сумма остатков на всех открытых банковских счетах заемщика менее 1
половины суммы запрашиваемого кредита, зарплатной карты нет
Открытые заемщиком банковские счета отсутствуют. Заемщик не 0
принимает участие в зарплатных проектах банка
Для определения группы, к которой относится заемщик, используется шкала баллов, по которой для каждой группы определяется критический уровень и на основании общего балла по всем характеристикам
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
заемщику присваивается категория (табл. 3).
Таблица 3
Шкала для определения категории клиента - физического лица
Категория заемщика - физического лица Бальная оценка
1 (стандартный заемщик) 33 и более
2 (нестандартный заемщик) от 26 до 32
3 (сомнительный заемщик) от 19 до 25
4 (проблемный заемщик) от 12 до 18
5 (безнадежный заемщик) 11 и менее
Оценка кредитоспособности заемщика - юридического лица отличается от рассмотренной выше, прежде всего, тем, что отнесение юридического лица к тому или иному классу осуществляется на основе анализа показателей кредитоспособности.
Оценка целесообразности предоставления кредита юридическому лицу начинается с изучения документов клиента с целью определения способности и готовности юридического лица вернуть испрашиваемую ссуду в установленный срок и в полном объеме. В частности изучаются юридические документы (устав, решения, свидетельства о регистрации, приказы о назначении руководителя, паспортные данные руководителя и учредителей, и другие), бухгалтерская (финансовая) отчетность за ряд лет, выписки с расчетных счетов и другие.
Система оценки кредитоспособности юридических лиц включает пять основных критериев кредитоспособности юридического лица:
1) коэффициент абсолютной ликвидности, определяемый как отношение суммы денежных средств и финансовых вложений на срок не более года к текущим пассивам организации;
2) коэффициент срочной (или промежуточной) ликвидности, определяемый как отношение высоколиквидных активов к текущим пассивам организации;
3) коэффициент текущей ликвидности, определяемый как отношение суммы всех текущих активов организации к ее текущим пассивам;
4) коэффициент наличия собственных средств, показывающий долю собственных средств в общем объеме источников финансирования деятельности организации;
5) рентабельность продаж (продукции), определяемая как отношение прибыли к выручке от продаж (служит основным индикатором оценки эффективности деятельности организации).
Порядок определения класса заемщика - юридического лица покажем на примере предприятия ООО «Торговый проект», критерии кредитоспособности которого сведены в таблицу 4.
Таблица 4
Критерии кредитоспособности ООО «Торговый проект»
Наименование показателя Значение
Коэффициент абсолютной ликвидности, К1 5,47
Коэффициент промежуточный ликвидности, К2 13,81
Коэффициент текущей ликвидности, К3 14,61
Коэффициент наличия собственных средств, К4 0,96
Рентабельность продаж, % К5 20,3
Оценка результатов расчетов пяти коэффициентов заключается в присвоении заемщику категории по каждому из этих показателей на основе сравнения полученных значений с установленными достаточными. Далее определяется сумма баллов по этим показателям в соответствие с их весами.
Достаточные значения показателей следующие: К1 - 0,1; К2 - 0,8; КЗ - 1,5; К4 - 0,4; К5 - 0,1. Разбивка показателей на категории в зависимости от их фактических значений приведена в таблице 5.
Таблица 5
Разбивка показателей на категории
Коэффициенты Категория 1 Категория 2 Категория 3
К1 0,1 и выше 0,05-0,1 менее 0,05
К2 0,8 и выше 0,5-0,8 менее 0,5
Продолжение таблицы 5
КЗ 1,5 и выше 1,0-1,5 менее 1,0
К4 0,4 и выше 0,25-0,4 менее 0,25
К5 0,10 и выше менее 0,10 Нерентабельно
Далее оценка кредитоспособности заемщика сводится к определению единого показателя - рейтинга заемщика (8) в баллах (табл. 6).
Таблица 6
Таблица расчета рейтинга ООО «Торговый проект»
Показатель Фактическое значение Категория Вес показателя Расчет суммы баллов
К1 5,47 1 0,05 0,05
К2 13,81 1 0,1 0,1
КЗ 14,61 1 0,2 0,2
К4 0,96 1 0,25 0,25
К5 20,3 1 0,4 0,4
S - - - 1,0
На основе полученного рейтинга заемщик относится к одному из следующих классов: первоклассные заемщики; заемщики с ограниченной кредитоспособностью - кредитование требует взвешенного подхода; некредитоспособные заемщики - кредитование связано с повышенным риском. Иными словами, критерии кредитоспособности взвешиваются по степени значимости, и, в зависимости от набранных баллов, предприятие попадает в одну из трех групп риска (табл. 7).
Обязательным условием отнесения заемщика к классу А (первоклассные заемщики) является значение коэффициента К5 на уровне, установленном для 1-ой категории кредитоспособности. Обязательным условием отнесения заемщика к классу В является значение коэффициента К5 на уровне, установленном не ниже, чем для 2-ой категории кредитоспособности.
Таблица 7
Класс кредитоспособности группы риска
Класс кредитоспособности Балльная оценка
А - первоклассные заемщики 1,2 и менее
В - заемщики с ограниченной кредитоспособностью от 1,2 до 2,25
С - некредитоспособные заемщики более 2,25
Таким образом, ООО «Торговый проект» относится к первому классу заемщиков - первоклассные заемщики.
Применяемая ЗАО «Солид Банк» скоринговая система оценки кредитоспособности заемщиков позволяет кредитной организации минимизировать уровень кредитного риска. Вместе с тем, она, по нашему мнению, не лишена недостатков. В частности можно отметить, слабое методическое обеспечение процесса оценки кредитоспособности заемщиков - физических лиц; отсутствие должного внимания к анализу качественных показателей кредитоспособности заемщиков - юридических лиц.
В качестве основных направлений совершенствования системы оценки кредитоспособности заемщиков в банке можно предложить:
1) расширить группу дополнительных характеристик заемщиков - физических лиц, путем включения следующих: наличие кредитных обязанностей; продолжительность проживания; непрерывный трудовой стаж; появление отрицательных событий (потеря работы клиентом, длительная нетрудоспособность, заболевание и другое);
2) дополнить анализ финансового состояния заемщиков - юридических лиц оценкой следующих качественных показателей кредитоспособности: экономическая ситуация в отрасли предприятия; использование новых технологий на предприятии; разбросанность предприятия; дочерние и зависимые предприятия; общественное мнение; экология; возможный конфликт интересов; судебное разбирательство; налоговое бремя; зависимость от покупателей; зависимость от поставщиков; подверженность кражам; формы расчетов; капитальные вложения; кредиты; оборотный капитал, ликвидность; доходность; кредитная история.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
Список использованной литературы:
1. Алёшин В.А., Рудаева О.О. Кредитный скоринг как инструмент повышения качества банковского риск-менеджмента в современных условиях // Банковское дело. - 2014. - №2-3. - С. 27-30.
2. Бондаренко С.В., Сапрунова Е.А. Сравнительный анализ методик оценки кредитоспособности заемщика // Финансы и кредит. - 2015. - №24. - С. 42-47.
3. Ильясов С.М. Об оценке кредитоспособности банковского заемщика // Деньги и кредит. - 2015. - №9. - С.
28-34.
© Макаева А. М., 2016
УДК 332
Е.С.Макарова
К.э.н., доцент
Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО ЦС РФ «Российский университет
кооперации» г. Казань, Российская Федерация
ПРОТИВОРЕЧИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
Аннотация
В статье исследуются основные противоречия развития инновационного потенциала России в современных условиях
Ключевые слова
Инновации, инновационный потенциал, противоречие, развитие.
Инновационный потенциал находится в постоянном и непрерывном развитии и движении, основным источником которого выступают объективные противоречия. Они являются основой возникновения, развития и уничтожения инновационного потенциала, следовательно, самообеспечивают развитие социально-экономических процессов. Поэтому для выявления направлений развития инновационного потенциала необходимо выявление противоречивых связей и зависимостей, присущих инновационному потенциалу, нахождение оптимальных форм их разрешения [2, с.45].
Основное противоречие инновационного развития в современных условиях заключается в том, что на фоне большого накопленного инновационного потенциала Россия имеет малоэффективный механизм его использования.
Российская промышленность не обладает достаточными ресурсами для тиражирования инноваций, поэтому и сам инновационный сектор экономики полностью не реализуется. Российские инновационно-технологические центры - это небольшие хозяйственные структуры, занимающиеся мелкосерийным производством и в основном разработкой новых технологий и созданием опытных образцов, поэтому они не могут заниматься тиражированием и коммерциализацией новых изделий, поскольку занимаются в основном продажей идей и технологий. Как правило, это не способствует получению высоких доходов, но при этом происходит «утечка» инновационных идей и мыслей [1, с.119].
Кроме того, значительный накопленный научный потенциал не способствует достижению высокой инновационной активности. По данным Росстата инновационная активность организаций России в 2014 году составила 9,9%, данное значение имеет тенденцию к уменьшению на протяжении последних трех лет (в 2011 году данное значение составляло 10,4%) [4]. Для сравнения, данный показатель в странах Евросоюза составляет более 60%, естественно, что российские значения необходимо увеличивать [6, с. 11].
Необходимо отметить, что Россия улучшила свои позиции в рейтинге самых инновационных стран