ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ БАНКАМИ И КОМПАНИЯМИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РЕАЛЬНУЮ
ЭКОНОМИКУ
1 2 Уракова М.Х. , Нутфуллоев Т.Г.
1Уракова Махсад Хакимовна - старший преподаватель; 2Нутфуллоев Толиб Голибугли - студент,
кафедра экономики, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: среди взаимоотношений между компаниями и представителями финансово-банковского рынка особое место занимают те, которые определяются кредитной деятельностью. Несмотря на различные альтернативы мобилизации необходимых средств для покрытия потребностей в капитале, возникающих в результате текущей или инвестиционной деятельности, банковские кредиты являются основным источником финансирования для большинства компаний. Ключевые слова: банк, компании, кредитные отношения, реальная экономика.
С позиции финансового посредника банковская система является важным звеном в национальной финансовой системе, оказывая значительное влияние на экономику в целом, поскольку она обеспечивает финансовые ресурсы, которые нужны компаниям для расширения и роста.
Банковский кредит занимает особое место в финансовой политике экономических агентов, представляя один из наиболее часто используемых способов финансирования их текущей и/или инвестиционной деятельности.
Как и любой внешний источник финансирования, банковский кредит также имеет ряд недостатков для компании, заключившей его, соответственно:
- банковский кредит доступен не всем операторам и включает в себя сложный процесс, поэтому компаниям необходимо составить обоснованные кредитные файлы;
- получение банковского финансирования может быть предметом предоставления залога для обеспечения запрашиваемого кредита;
- банковский кредит является формой внешнего финансирования, что подразумевает косвенное влияние внешних факторов на управление компанией, а именно появление некоторых финансовых ограничений;
- подверженность новым рискам для компании или увеличение существующего риска: риск изменения процентных ставок, валютный риск, если кредит был заключен в валюте, отличной от валюты, полученной компанией, и т. д .;
- риск аннулирования кредита в случае неблагоприятной экономической ситуации, влияющей на деятельность компании, или в случае несоблюдения договорных положений.
С другой стороны, в инвестиционной политике банка кредитование компаний является важной частью как с точки зрения объема бизнеса, так и с точки зрения участия в прибыли. Каждый кредит может иметь много положительных эффектов на деятельность и финансовое положение банка, а именно:
- Во-первых, это может быть качественная инвестиция. В этом случае банк обеспечивает надежные доходы от процентов и комиссий, с одной стороны, и, с другой стороны, поскольку риск возврата ссуды к дефолту невысок, это не будет означать какого-либо роста расходов при условии, что такие риск может вызвать;
- во-вторых, он будет источником дохода для банка: комиссионные за связанные операции (платежи, обмен валюты и т. д.);
- в-третьих, это хорошая возможность для перекрестных продаж всего спектра продуктов и услуг, предлагаемых банком: интернет-банкинг, соглашения о выплате заработной платы, различные виды дебетовых и/или кредитных карт и другие кредитные продукты для сотрудников компании, сберегательные продукты и т. д.;
- наконец, что не менее важно, это может быть успешным маркетингом - если клиентом является компания, известная на региональном, национальном и/или международном уровне, - которая может превратиться в бизнес путем привлечения новых клиентов (партнеров или не финансируемой компании).
Другими словами, качество кредитного портфеля в конечном итоге зависит от стабильности банка и от достижения соответствующих уровней показателей платежеспособности и ликвидности. По этой причине руководство банка уделяет особое внимание кредитной деятельности, стремясь, с одной стороны, принять решение о кредитовании на тщательный анализ кредитного риска, а с другой стороны, постоянный мониторинг и строгое управление предоставленные кредитные линии.
Случаи дисбаланса кредитных отношений между банком и компанией и последствия для реальной экономики.
Кредитные отношения, которые возникают между компанией, как заявителем на получение кредита для финансирования своей текущей деятельности или инвестиций, и банком, как поставщиком необходимого финансового капитала, включают сложный процесс, характеризующийся последовательностью шагов, определенных и регулируемых.
В течение своего периода кредитные отношения между банками и компаниями могут сталкиваться как с периодами баланса, так и с периодами стресса. Основными факторами, которые могут стать причиной возникновения таких побочных эффектов кредитных отношений, являются следующие:
- специфично для банка: изменение целей соответствующего банка и политики в отношении кредитной деятельности в целом и экономических агентов в частности;
- специфичные для компании: существенное изменение в негативном смысле экономического и финансового положения компании, возникновение напряженности в акционерах или структуре высшего руководства, развитие коммерческих отношений с партнерами, которые могут повлиять на имидж компании, получение более выгодных финансовых предложений или даже заключение контрактов по новым кредитным линиям с другими банками или кредитными организациями может затруднить продолжение кредитных отношений по первоначально согласованным параметрам;
- макроэкономический характер, характерный для национальной экономики: законодательные изменения, которые напрямую влияют на кредитование компаний, что может заставить банки пересмотреть определенные риски;
- искажения экономических и финансовых потоков в результате заражения международных рынков над внутренними.
Учитывая ту роль, которую банки и компании играют в обеспечении благоприятного социально-экономического развития страны, новая философия отношений банка и компании направлена на реализацию командного духа между менеджером взаимоотношений и финансовым менеджером компании, чтобы они могли создавать ценность во взаимных интересах сторон и таким образом оказывать положительное влияние на развитие макроэкономики.
Список литературы
1. Абдуллаева Ш.З., Сафарова З.Б. Коммерческие банки Финансы управление
ресурсами». Т.: «Экономика-Финанс», 2007. 200 б.
2. Уракова М.Х. Роль малого бизнеса и частного предпринимательства в повышении занятости населения // Экономика и эффективность организации производства, 2014. № 20. С. 54-55.
3. Хасанова Г.Д. Промышленность—ведущая отрасль национальной экономики (на примере Бухарской области Республики Узбекистан) // Молодой ученый, 2016. № 13. С. 532-535.
4. Уракова М.Х. Особенности развития агропромышленного комплекса Республики Узбекистан // Современное экологическое состояние природной среды и научно-практические аспекты рационального природопользования, 2016. С. 3868-3870.
5. Таирова М.М., Гиязова Н.Б. Поддержка предпринимательской деятельности в Узбекистане // International scientific review, 2016. № 2 (12).
6. Уракова М.Х. Разработка и применение управленческого учета на предприятиях АПК // Вопросы науки и образования, 2018. № 15 (27).
7. Tairova M.M. et al. The essence and characteristics of clusters in regional economic systems // International scientific review of the problems of economics, finance and management, 2020. С. 4-9.
8. Хуррамов О.К. Цифровой туризм и его значение в экономике Узбекистана // European research, 2020. № 3. С. 61.
9. Кайимова З.А., Таирова М.М. Инвестиционная деятельность коммерческих банков Республики Узбекистан // Современные тенденции развития аграрного комплекса, 2016. С. 1602-1603.
10. Уракова М.Х., Нутфуллоев Т.Г., Негматов М.Ш. Совершенствование системы управленческого контроля в гостиницах // Вопросы науки и образования, 2020. № 5 (89).
11.Абдуллоев А.Ж., Таирова М.М., Усманова А.Б. Особая характеристика агротуризма // Вопросы науки и образования, 2020. № 11 (95).
12. Уракова М.Х., Узбекистан Б. Пути улучшения природопользования и охраны окружающей среды // Экономика и социум, 2017. № 1-2. С. 819-822.
13. Таджиева С.У., Кодирова М.М. Основные направления развития программы локализации в Узбекистане //Современные тенденции развития науки и производства, 2016. С. 374-377.
14.Хуррамов О.К. Как мы можем использовать интернет-маркетинг в сфере гостиничной индустрии // Современные тенденции и актуальные вопросы развития туризма и гостиничного бизнеса в России, 2017. С. 344-349.
15. Таджиева С.У., Ходжаева Д Х. Основные направления развития промышленного производства региона // Современные тенденции развития науки и производства, 2016. С. 377-380.
16.Хасанова Г.Д. Значение и экономическая эффективность внедрения инноваций в развитие малого бизнеса Республики Узбекистан // Ученый XXI века, 2017. С. 112.
17. Yavmutov D.Sh., Rakhimov O.H. Elaboration of regional strategies for the development and improvement of land and water in agriculture // Academy, 2020. № 2 (53).
18. Навруззода Б.Н., Навруззода Л.Б. Предпринимательская концепция формирования и развития человеческого капитала // Современная наука, 2014. № 1.
19. Khurramov O.K., Boboqulov A.A. Digital tourism plays an important role in economic development // Наука-эффективный инструмент познания мира, 2019. С. 9-10.
20. Урокова Д.Б., Толипов М.У.У. Факторы, влияющие на развитие туризма в Узбекистане // Достижения науки и образования, 2020. № 3 (57).