Медиасреда. 2023. № 2. С. 75-79. ISSN 2070-0717 (print). Mediasreda. 2023; 2: 75-79. ISSN 2070-0717 (print).
Научная статья УДК 316.4+82.995
DOI 10.47475/2070-0717-2023-0-2-75-79
КРЕАТИВНЫЙ КОНТЕНТ В ФАНДОМНЫХ ДВИЖЕНИЯХ: ЕГО СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ФОРМАТЫ
Эмилия Денисовна Хасанова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected]
Аннотация. Данная работа посвящена исследованию креативного фандомного контента, его систематизаций и форматов. Цель статьи - выявить этимологию фандомного контента, определить его форматы и систематизировать их. Ключевые теоретические основания проведенного исследования - фандомные движения и креативный контент. Методы исследования - анализ более 500 единиц контента, а именно фандомной направленности, из различных социальных сетей и сетевых изданий. Результаты показали, что фандомный контент может быть представлен в различных форматах, таких как литература, арты, кино, видео и др. Мы можем его разделять на два вида: фанфикшн и виузальный фан-арт. Первый - контент, который представляет из себя литературное произведение. Он также подразделяется на разные классификации, а именно: направленности, рейтинг и метки. Второй вид контента - визуальный фан-арт, представляет собой любой другой медиапродукт, кроме литературного текста. Это может быть кино, рисунки и арты, аккаунт в социальной сети, видео, эдиты и др. Было выяснено, что этимология «фандома» берет свое начало из религии. Корень «фан» долго время считался оскорбительным, пока его не стали использовать для спортивных болельщиков. Автор работы делает вывод о том, что систематизация фандомного контента может помочь в создании более эффективных медиапродуктов для целевой аудитории. На основе существующего фандомного контента можно создавать новые продукты, которые будут интересны поклонникам любого культурного явления. Кроме того, систематизация фандомного контента может помочь в организации и упорядочении больших объемов информации подобного типа, что также является важным аспектом в создании медиапродуктов.
Ключевые слова: фандом, фанатское сообщество, фанфики, контент, фанатское творчество, фанаты.
Для цитирования: Хасанова Э. Д. Креативный контент в фандомных движениях: его систематизация и форматы // Медиасреда. 2023. № 2. С. 75-79. doi: 10.47475/2070-0717-2023-0-2-75-79
For citation: Khasanova E. D. Creative content in fandom movements: systematization and formats. Mediasreda. 2023; 2: 75-79. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-0717-2023-0-2-75-79
В последние годы фандомные движения стали одним из наиболее активных и творческих сообществ в медийной сфере. Они создают огромное количество креативного контента, включая фанфики, фанарты, видео, музыку и многое другое. Начнем с терминологии слова «фандом».
Слово «фандом», по мнению исследователя О. И. Максименко., означает: «субкультурные сообщества для общения и совместного творчества людей, увлеченных одной темой, которые сформировались среди поклонников жанровой литературы, кино, видеоигр и прочих форм искусства и развлечений. Для принадлежности к ним мало просто интересоваться неким культурным феноменом: предполагается также участие в информационном и творческом обмене между членами сообщества» (Максименко 2022).
Этимиология фандома берется с латинского прилагательного fanaticus - увлеченный богом, бредящий, одержимый, фанатичный. Так римские авторы называли жрецов, которые были «поглощены религией» (Кузнецов 2014: 151).
Позже корень «фан» использовался в слове «фанатик», которое обозначает «безоговорочное следование убеждениям, особенно в области религиозно-философской, национальной или политической; доведенная до крайности приверженность каким-либо идеям, верованиям или воззрениям, обычно сочетающаяся с нетерпимостью к чужим взглядам и убеждениям» (Головин 2008: 540).
Упоминание слова, близкого же к тематике фандома, появилось в первой половине XX века. Фанатами (от англ. Fan) называли девушек, ходящих на театральные постановки, только из-за красивых мужчин-
актеров. Термин имел негативную окраску, но позже так стали называть любителей спорта, которые болели за определенную команду или за одного игрока (Littlejohn 2009: 387).
Корень «-дом» из «фандом» тоже берет свое начало из спорта. Одно из первых упоминаний этого слова датировано 1928 годом, когда газета Publisher's Weekly упомянула о неком «фандоме бейсбола». Речь шла о группе болельщиков (Leerhsen 2016: 464).
Часть «-дом» - это германский корень, относящийся к древнеанглийскому dom, изначально означавшему указ или решение. Он может иметь два значения:
1. Состояние
(например, freedom - состояние свободы, или wisdom - состояние мудрости);
2. Территория, контролируемая человеком
(например, вотчина - fiefdom или королевство - kingdom).
Таким образом, мы можем понимать «фандом» как «состояние фаната» или как «территория фаната» (Воронина 2012: 61).
Сейчас определением фаната считается - человек, который испытывает большую заинтересованность к какому-либо предмету. Это может быть музыкальная группа, фильм, книга, спортивная команда, отдельная личность и т.д. (Ефремова 2006: 1168).
Важно понимать различие между терминами «фанатик» и «фанат». В первом варианте слово имеет негативное значение, а именно слепую приверженность к чему-либо, безоговорочная преданность к предмету обожания и игнорирование каких-либо отрицательных сторон. Второе определение выказывает лишь эмпатию человека к предмету, но фанат может рассматривать его и с негативной стороны, а также даже критиковать (Соковиков 2021: 59).
Согласно исследованию Х. Дженкинса, фандомные движения возникают в ответ на необходимость заполнить пробелы в оригинальных произведениях и удовлетворить потребности аудитории. Фандомные сообщества создают свои собственные истории, персонажей и миры, используя оригинальный материал в качестве отправной точки. Этот процесс создания нового контента называется фан-творчеством (Jenkins 2012: 343).
Фан-творчество имеет основную форму активности в фандомах, а именно - создание фан-арта - это творческий продукт, который разработан поклонниками по мотивам любимого изданного произведения. Данный термин можно разделить на два вида (Четина 2015: 98):
1) фанфикшн - литературные или текстовые произведения, написанные по мотивам исходника (текста, фильма, сериала и т.д.).
2) визуальный фан-арт - все, что не заключено в формат текста (рисунки, коллажи, видеоролики, мультфильмы, кино и т.д.).
Попробуем систематизировать каждый вид контента по форматам.
Первый вид подразумевает написание литературного текста. Это большой пласт активности в рамках фандомной деятельности, который в свою очередь подразделяется на подмножества форматов.
Фанфик (фанфикшен, фик; от fan: поклонник, fiction: вымысел либо беллетристика) - история, написанная по мотивам чужой (чаще всего коммерческой) работы поклонником для другого или других поклонников исходного материала (Свежинцева 2018: 124).
На основе одного из самых популярных ресурсов в России по постингу фанатских литературных работ - Книга Фанфиков (Фикбук), мы составили категории, по которым пишутся произведения, а именно: Аниме и манга, книги, мультфильмы, компьютерные игры, фильмы и сериалы, известные люди, комиксы и мюзиклы.
Также существует около четырех направленностей работ, которые присуждаются к каждому произведению самим автором (Алгави 2021: 8):
- Джен - упор на сюжет и приключения героев, а не на их отношения;
- Гет - акцент произведения на взаимоотношения между мужчиной и женщиной;
- Слэш - как мы упоминали выше, это истории, в которых присутствует описание гомосексуальных отношений и чувств (между мужчинами);
- Фемслеш - в таких историях автор делает основной упор на романтических отношениях между женщиной и женщиной.
- Другие виды отношение - работу нельзя охарактеризовать ни одной из направленностей выше;
- Смешанная - автор в своем произведении подразумевает «смешение» всех или нескольких направленностей в истории;
- Статья - журналистский текст, разбирающий то или иное произведение, его автора, феномены фанатов, отношения героев и т.д. Данная направленность обязательно должна содержать какой-то тезис и несколько аргументов, подтверждающие его.
Также существует такое понятие, как «рейтинг произведения», им маркируют свои произведения сами авторы, это способ классификации контента по уровню возрастной цензуры. Таких «рейтингов» существует шесть, а именно:
- G (General audience) - контент, подходящий для всех возрастов.
- PG (Parental guidance suggested) - контент, который может содержать некоторые элементы, не подходящие для детей младшего возраста, но без явного насилия или сексуальных сцен.
- PG-13 (Parental guidance strongly suggested) - контент, содержащий более интенсивные элементы, такие как насилие, сексуальные сцены или нецензурную лексику.
- R (Restricted) - контент, содержащий явное насилие, сексуальные сцены или другие элементы, которые могут не подходить для подростков и младших детей.
- NC-17 (No children under 17) - контент, содержащий явное сексуальное содержание или насилие, который не подходит для детей и подростков.
- NC-21 (No children under 21) - означает, что контент содержит явное сексуальное содержание или насилие и не подходит для детей, подростков и молодых людей до 21 года. Он предназначен только для взрослой аудитории.
Рейтинги помогают читателям выбирать контент, который соответствует их возрасту и предпочтениям. Они также помогают авторам придерживаться правил социальных сетей и не нарушать их политику в отношении контента.
Метки на фанфиках представляют собой систему классификации, которая используется для описания основных тем, жанров, персонажей и других характеристик произведения. Они позволяют авторам и читателям быстро и удобно находить фанфики, соответствующие их интересам и предпочтениям. Существуют такие наименования, как (Шатрова 2017: 43):
1) Романтика - описание любовных отношений (их появление, развитие и становление);
2) OOC или Out of Character (от англ. не в характере) - герой произведения ведет себя нет так (в большей или меньшей степени), как бы мог себя повести его прототип;
3) Смерть основных персонажей - «предупреждение», которое скрыто от пользователей во избежание недовольства читателей. О нем можно узнать, только нажав на кнопку «показать спойлеры»;
4) Драббл (от англ. drabble - забрызгать) - короткое произведение, достигающее длины не более ста слов;
5) Дружба - описание товарищеских отношений, взамен романтическим;
6) Ангст - работа, делающая упор на то, чтобы вызвать у читателя душевные переживание, тревогу и подавленность;
7) Hurt/Comfort (от англ. ранить, комфорт) - главный герой заключен в страдания, но окружение старается заботиться о нем;
8) Психология - подробное описание внутренних переживаний героя, акцент на его мыслях;
9) Любовь/Ненависть - история о том, как герои переходят от взаимной ненависти к любви;
10) AU, Alternative Universe (от англ. Альтернативная вселенная) - это новые миры, созданные фанатами на основе оригинальных произведений. В них персонажи могут иметь другие характеристики, жить в других условиях и испытывать другие события. Альтернативные вселенные предоставляют возможность фанатам исследовать и расширять оригинальный материал;
11) ОС (оригинальный контент) - фандомные сообщества могут создавать свои собственные персонажи и миры, которые не связаны с оригинальным материалом. ОС может быть как самодостаточным произведением, так и использоваться в качестве отправной точки для создания альтернативных вселенных;
12) Флафф (от англ. fluff - пух) - противоположная жанру «ангст», должна вызывать у читателей чувство умиротворение, спокойствия и радости;
13) ОЖП (оригинальный женский персонаж) - это литературный персонаж, созданный автором фанфика, который является уникальным и не связан с оригинальным произведением. Она может быть представлена как главный или второстепенный персонаж и иметь свою собственную историю, характеристики и отношения с другими персонажами;
14) ER (от англ. Established relationship - устоявшиеся отношения) - отношения между персонажами уже установлены на момент начала сюжета. Это может быть романтические отношения, дружба, семейные связи или любые другие виды взаимоотношений;
15) Songfic (от англ. Song - песня, fic - фанфик) - это жанр, в котором автор использует песни или тексты песен как важный элемент сюжета. Это может проявляться в том, что персонажи поют или слушают песни, которые отражают их эмоции и настроения, а также помогают развивать сюжет;
16) И т.д.
И некоторые другие метки, которые не нуждаются в расшифровке. Например, нецензурная лексика, повседневность, стихи, насилие, юмор, драма, повествование от первого лица, фэнтези, философия, вымышленные существа, мистика, учебные заведения, экшн, стеб, фантастика и др.
Второй вид контента в рамках фандомной деятельности - визуальный фан-арт. Это искусство, созданное поклонниками различных произведений, таких как книги, фильмы, комиксы, видеоигры и т.д. Это может быть любой вид творчества, кроме текстового формата (Богданова 2019: 41). Разберем несколько примеров визуального фан-арта:
1. Арты (рисунки) - являются графическими изображениями, созданными поклонниками определенного фильма, книги, игры или другого медиаконтента. Эти работы часто создаются с целью выражения своей любви и уважения к определенному произведению, а также для того, чтобы поделиться своим творчеством с другими единомышленниками.
2. Эдиты (от англ. edit - редактировать) представляют собой короткие ролики, которые являются одним из способов изменения и переработки оригинального материала фанатами. Они могут включать в себя различные изменения, такие как обрезание и пересборка сцен, добавление новых эффектов и музыки, а также другие технические улучшения.
3. Фанатское кино - это вид творческой деятельности, основанный на переработке и изменении оригинального материала в соответствии с личными предпочтениями и интересами фанатов. Это контент, снятый самостоятельно, произведение с нуля, со своими актерами, сценарием, декорациями, которые воссоздаются заново.
4. Аудио - это звуковые записи, созданные фанатами. Этот контент может быть озвучкой фанфиков, радиопередач, подкастов, аудиодрам и других аудио-произведений, созданных на основе любимых фанатами миров.
Фан-арт создается как выражение любви и уважения к произведению, его персонажам и миру, который оно создает. Он может быть официально разрешенным или неофициальным, и часто публикуется в сети «Интернет» или на конвентах для поклонников (Быховская 2021: 282).
Одним из наиболее важных аспектов креативного контента в фандомных движениях является его доступность. Фанаты используют различные платформы, такие как Tumblr, VK, YouTube, Дзен и многие другие, для публикации своих работ. Эти платформы позволяют фанатам общаться друг с другом и получать обратную связь от аудитории.
В заключение, креативный контент в фандомных движениях является одним из самых творческих и активных сообществ в медийной сфере. Фанаты создают огромное количество контента в различных форматах, включая фанфики, фанарты, видео, игры и многое другое. Контент доступен на различных платформах и позволяет фанатам общаться друг с другом и получать обратную связь от аудитории.
Список источников
Алгави Л. О., Волкова И. И., Кадырова Ш. Н., Расторгуева Н. Е. Сетевое литературное творчество молодежи как ключ к пониманию поколения Z // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2021. № 3. С. 3-20.
Богданова А. Д. Трансформация образов: фан-арт как часть современной культуры и искусства // Современное художественное образование: путь к успеху: материалы международ. науч.-практ. конф. 2122 ноя. 2019 г. Москва, 2020. С. 40-43.
Воронина С. И. Метафоры пространства и его освоения в дискурсе авторов фанфикшен-текстов // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива. 2012. № 2. С. 61-62.
Головин, С. Ю. Словарь психолога-практика: монография. Москва : Харвест, 2008. С. 540-541.
Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. Москва : АСТ, 2006. 1168 с.
Быховская И. М., Люлевич И. Ю., Дзигуа Д. В. «Фандомное творчество»: креатив масс в эпоху тотальной креативности // Вестник РГГУ Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2021. № 9-2. С. 276-289.
Четина Е. М., Клюйкова Е. А. Фандомы и фанфики: креативные практики на виртуальных платформах // Вестиник Пермского университета. Российская и зарубежная фиолология. 2015. № 3 (31). С. 95-104.
Кузнецов М. В. Смысловое наполнения понятия «Футбольные фанаты» // Аналитика культурологии. 2014. № 29. С. 151-152.
Максименко О. И. Лингвосемиотика мультифандомного мира // Вестник МГОУ 2022. №2. С. 170-171. DOI 10.18384/2224-0209-2022-2-1107.
Свежинцева Д. Б. Фан-сообщества и фанфикшен: ретроспективный взгляд на историю зарубежного медиа-фандома / Д. Б. Свежинцева // Четвертые Лемовские чтения: материалы всерос. науч. конф. с международным участием памяти Станислава Лема. 22-24 мар. 2018 г. Самара, 2018. С. 124-137.
Соковиков С. С., Цукерман В. С. Компенсаторный механизм культуры: заметки на полях работы А. Я. Флиера // Вестник ЧГАКИ. 2021. №1 (65). С. 53-63.
Шатрова Е. Д., Ласица Л. А. К проблеме определения жанров произведений фанфикшн // Вестник ОГУ 2017. № 1 (201). С. 41-48.
Leerhsen C. Ty Cobb. New York : Simon & Schuster, 2016. 464 p.
Jenkins H. Textual Poachers: Television Fans and Participatory Culture (2nd ed.). Abingdon : Routledge, 2012. 343 p. DOI 10.4324/9780203114339.
Littlejohn S., Foss. K. Encyclopedia of communication theory. New York : SAGE Publications, 2009. 387 p. DOI 10.4135/9781412959384.
Информация об авторе
Э. Д. Хасанова - студентка кафедры теории медиа факультета журналистики Челябинского государственного университета.
Научный руководитель: Елена Юрьевна Панова - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории медиа Челябинского государственного университета.
Статья поступила в редакцию 14.05.2023; одобрена после рецензирования 12.06.2023;
принята к публикации 12.06.2023. The article was submitted 14.05.2023; approved after reviewing 12.06.2023; accepted for publication 12.06.2023.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.