Социология и социальная работа 52 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2012, № 1 (25), с. 52-56
УДК 316.25
КРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИИ
© 2012 г. В.Д. Козлов^ Ю.Ю. Абышева2
'Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского 2Макрорегиональный филиал «Волга» ОАО «Ростелеком»
Поступила в редакцию 18.02.2012
Рассмотрены проблемы поиска будущего через владение креативными технологиями обучения, дана характеристика технологии Future search, определены рабочие метафоры и метаприемы, которые формируют точки роста и предлагают образцы уже возникших эффективных решений в поиске будущего для бизнес-образования.
Ключевые слова: поиск будущего, бизнес-образование, управление знаниями, креативные технологии, управление изменениями, сценарии будущего, метафоры, метаприемы.
«Мир изменяется, изменяйтесь вместе с ним!» Лозунг бизнес-школы Green City (Нижний Новгород)
Поиск будущего основан на надежных и проверенных теориях группового планирования. Специалисты по организации поиска будущего непрерывно работают над усовершенствованием и оптимизацией самого процесса, который, однако, основан на нескольких действенных принципах.
Скорость важнее качества: появление этого парадокса отнюдь не означает пренебрежения к качеству. Как известно, существуют критерии допуска к рыночному успеху:
1. Если вы не умеете производить (ценные для потребителя продукт или услугу) - вас нет на рынке! Конкуренция ведется по качеству внутренних процессов, бережливому производству, качеству брендов.
2. Если вы не умеете продавать - вас нет на рынке! Эффективный маркетинг и продажи в условиях жесточайшей конкуренции, избыточность предложений при ограниченной платежеспособности породили диктат потребителя, дифференциацию рынка. Дж. Траут обобщил это в формуле: «Отличайся или погибни!» [1]. Причем скорость изменения предложений на рынке (средства коммуникации, бытовые приборы, автомобили, продукты питания, услуги wellness, фармации) превращается в ключевой фактор конкурентоспособности.
3. Если вы не умеете оценивать, подбирать, обучать, развивать людей, таланты, лидерство,
корпоративную культуру, вы не сможете обеспечить устойчивый успех!
Природа условий успеха обусловливает предметное поле и требования к методам и технологиям управления знаниями. Это мощный вызов современному бизнес-образованию. Ключевой компетенцией бизнес-консультантов, тренеров, преподавателей становится владение креативными технологиями обучения.
Арсенал такого рода технологий весьма велик и разнообразен: поисковые конференции, Future Search, технологии участия, стратегические форумы, мастер-классы совместного моделирования, мозговой штурм и его разновидности (корабельный вариант, брейнрайтинг, метаплан и т.д.), модеративные методы, ментальные карты, бисоциация, синектика, модель У. Диснея, шляпы де Боно, таблица Осборна, ментальная провокация, матричные техники (морфологический ящик АРИЗ) и т.д. Нам удалось в течение последних десяти лет накопить опыт применения технологии Future Search («Поиск будущего») в десятках компаний, регионов, образовательных программ. Рассмотрим это подробнее.
Историчесние корни
Основные идеи, которые лежат в основе этого метода, зародились по обе стороны Атлантики. Одна сторона - Рональд Липпитт (Ronald
Lippit) и Ева Шиндлер-Райнман (Eva Schindler-Rainman) работали над широкомасштабными проектами поиска будущего на уровне коммун, городов и штатов Северной Америки в 70-х годах прошлого столетия. Другая сторона была заинтересована в работах англичанина Эрика Триста (EricTrist) и австралийца Фреда Эмери (Fred Emery), разработавших метод поисковых конференций (Search Conference). У Липпитта и Шиндлер-Райнман была заимствована идея объединения представителей всей системы и сосредоточения их внимания на совместном будущем, а не на текущих проблемах и конфликтах. А из работ Триста и Эмери были взяты принципы примата глобального мышления над локальными действиями и предоставления людям возможности самим решать свои проблемы. Разделяя приверженность идеалам демократии и принцип воплощения «исследования действием» - традиции прославленного социального психолога Курта Левина (Kurt Lewin), Мартин Вайсборд завершил создание эффективного инструмента развития. Отметим, что в 1999 году именно из рук М. Вайсборда один из авторов данной статьи (В. Козлов) и его коллега А. Царьков получили сертификат дизайне-ров/фасилитаторов стратегических конференций Future Search.
Люди, системы и планирование Рассматриваем поиск будущего в качестве лаборатории по изучению того, как «каждый способен улучшить всю систему». Но сказать только это - значит не сказать ничего. Подобная схема действий подходит ко многим типам групповой работы по вопросам стратегического планирования. Применить этот метод - значит открыть множество дверей в будущее. Поиск будущего не есть «истина в последней инстанции», а простой набор принципов и условий успешного обучения и взаимодействия. Поиск будущего дает нам возможность выявить и принять противоположности, помогает понять, как преодолеть барьеры культуры, класса, возраста, пола, национальности, власти, социального статуса и положения в организации, позволяет на равных трудиться над задачами общей важности. Процесс поиска будущего вырывает нас из рамок стереотипов, не давая возможности возвращаться к старым, неэффективным схемам работы - соперничеству, избеганию, жалобам, обвинениям или ожиданию того момента, когда кто-нибудь другой решит наши проблемы. Он дает нам шанс воплотить наши самые сокровенные мечты и идеалы. Вместо того чтобы пытаться изменить мир или друг
друга, мы меняем условия нашего взаимодействия. Этим легко управлять, а изменение условий приводит к удивительным результатам.
В поиске будущего основные системные изменения происходят в самом процессе планирования. Разнородная группа из 6-10 человек встречается на протяжении определенного периода (от двух дней до нескольких месяцев). Они обрисовывают задачу и приглашают различных заинтересованных лиц (stakeholders). Кроме того, на основе взаимного согласия люди устанавливают ряд нестандартных условий работы, например работа по 16 часов на протяжении трех дней, равноправие, отказ от внешних экспертов, реализация действий в самом конце мероприятия или интерактивное сотрудничество. При подобном структурировании конференции, независимо от повестки дня, люди обнаруживают новые способности и возможности, что открывает дверь новым, непредсказуемым, весьма желательным и устойчивым отношениям сотрудничества, являющегося изменением системы высокого порядка.
В качестве примера приведем подготовку к стратегической конференции «Бизнес-образование: поиск будущего», прошедшей в 2011 году в Нижнем Новгороде.
На наш взгляд, в сфере образования следует переходить от рынка производителя к рынку покупателя. Образование пока остается одним из немногих «осколков» плановой системы, тем не менее, концепция бизнес-школы, ориентированной на клиента, безусловно, уже присутствует в практике. Именно поэтому мы стремились собрать на конференцию такие группы заинтересованных лиц - работодателей, представителей школ и экспертов, которые сумели в предшествующий период существенным образом перестроить свою работу по управлению знаниями.
К ПЕРВОЙ категории участников конференции, то есть к сегменту производителей биз-нес-образовательных услуг, мы отнесли три группы:
• Бизнес-школы, включая подразделения университетов, институтов, специальных тренинговых компаний и провайдеров бизнес-образовательных консалтинговых услуг в лице их руководителей, организаторов, собственников, коммерческих директоров, маркетологов, то есть тех, кто принимает решения.
• Преподаватели-консультанты - все те, кто свой успех и рынок видят в предложении компетенций, продвинутых в бизнес-предметных областях стратегии, менеджмента, маркетинга, методов управления персоналом, логистики,
информационных технологий, то есть в том, что составляет предметное поле (например, программы МВА).
• Представители СМИ, деловых журналов, радио-и телевизионных программ, выставок, книжных издательств, которые выпускают учебные пособия, отслеживают практику бизнеса в режиме реального времени, изыскивают лучшие образцы будущего в опыте ведущих мировых компаний, то есть составляют и пополняют архив передового опыта. Понимая, что при покупке любой книги мы сталкиваемся с опытом в лучшем случае двухлетней давности, необходимо учесть вклад современной деловой журналистики - это своего рода сводки с фронтов бизнеса. В этот сегмент серьезно вторгается Интернет, появляются блоги, чаты, специальные интернет-журналы, интернет-порталы, которые быстрее реагируют и демонстрируют передовой опыт.
Во ВТОРОЙ категории - рынок потенциальных потребителей - можно выделить четыре группы:
• Самая обширная группа - работодатели, те, кто подбирает персонал и заинтересован в создании learning organization - научающейся организации. Это также и целые организации, которые постоянно живут в режиме усвоения новых компетенций и их совершенствования, поскольку сегодня сфера основной конкуренции передовых компаний - их война за таланты -стала нормой современной конкурентной борьбы. В этой группе могут быть представлены собственники, топ-менеджеры, HR-директора, т.е. люди, занятые стратегическими вопросами и вопросами повышения конкурентоспособности. Человеческие ресурсы, человеческий капитал, персонал как ценность, выращивание талантов - для них данные понятия является целью изучения и абсолютной ценностью.
• Вторая группа потребителей - люди, заинтересованные в росте личной компетенции, личной конкурентоспособности. Они либо покупают образование с помощью компаний, с их прямым дополнительным финансированием, либо инвестируют в себя личные средства, либо берут кредиты в банке на основе специальных программ. Сегодня бизнес-школы выделяют карьерную молодежь, которая еще не достигла вершины своего успеха и заинтересована, чтобы эта инвестиция в образование принесла возможности быстрого роста, успех в доходах и социальном статусе.
• Уже обучающиеся слушатели и выпускники программ, имеющие более четкое представление о качестве обучения и своих ожиданиях.
• Бхесийуе-слушатели: представители группы работодателей, принимающие решение на основе собственного опыта, собственных компетенций. Они наиболее интересны, поскольку четко осознают уровень личной профессиональной эффективности, полученной при обучении, которую они переносят на задачи формирования команды. Это ключевая категория для бизнес-школ, так как эти слушатели рекомендуют такое обучение своим сотрудникам, являются носителями вирусного маркетинга и поставщиками будущего пополнения школ.
ТРЕТЬЯ категория, которая только зарождается, связана с реформой высшего образования и появлением двухуровневого образования. Это, безусловно, массовый рынок. Переход на уровень магистра и бакалавра создает для традиционных российских систем образования и рынка труда пробел в подготовке специалистов. Копирование западного опыта обучения в рамках Болонского соглашения не учитывает того факта, что практика дополнительного профессионального образования связана с постстажи-ровочным периодом бакалавров в России, она недостаточно развита и систематизирована. В результате начиная с 2011 года выпуск сотен тысяч бакалавров, своеобразных «недоспециа-листов», создаст, на наш взгляд, новый рынок, который будет альтернативой второму высшему образованию, ложно популярному в последние десятилетия. Второе высшее образование мало подходит тем, кто уже научился учиться и приобрел качественный опыт, оно по-прежнему академично и не дает практических навыков, компетенций, которых требует рынок труда. По совокупности затрат цена популярного второго высшего образования сегодня сопоставима с программами МВА. Деловая магистратура - это альтернатива экономическому, управленческому, правовому второму высшему образованию. Данная точка зрения была также представлена в рамках нашей конференции, и не случайно мы пригласили в эту группу студентов старших курсов ведущих вузов, молодых специалистов, которые попытались сравнить ценность второго высшего образования и МВА.
ЧЕТВЕРТАЯ категория потребителей -представители власти, которые решают системные вопросы в свете управления территориями. Сегодня тенденция агломерации, кластерный подход в развитии региональных экономик предполагают формирование креативного класса людей, которые меняют будущее и являются основным ключевым преимуществом развития территории. Эти люди, уполномоченные и наделенные властью создавать условия пер-
спектив конкурентоспособности территории, безусловно, должны быть в курсе современных событий и способствовать созданию и развитию рынков бизнес-образовательных услуг. Это очевидный факт, поэтому формирование такой группы и запрос на них - видение нового будущего.
Есть компромиссы, которые в группах потребителей и покупателей могут сформировать конфликт интересов на стадии разделения. Замечено, что посетителями продвинутых семинаров и тренингов, конференций и форумов часто являются поставщики бизнес-образования. Они становятся участниками программ подготовки тренеров, преподавателей, консультантов, которые сами повышают свою компетентность, чтобы сделать ее своим продуктом. Почти 50% участников нашей конференции -это представители первой группы (консультанты, представители деловых издательств, журналисты). Будучи продавцами, они постоянно нуждаются в передовых идеях. Такой «конфликт интересов» становится заметным при формулировании сценариев будущего.
Среди потребителей мы выделили также ПЯТУЮ категорию - носителей специфических интересов, сформировав ее из представителей международного опыта, менеджеров ряда стран СНГ.
Технологическая карта конференции
В основу технологии конференции была положена групповая динамика, которая предусматривает для участников «путешествие во времени» и разделение дискуссии на три части: прошлое, настоящее, будущее. Технология предполагает, что каждая из целевых групп имеет в своем составе продвинутых экспертов и тех, кто хотел бы высказать собственное мнение. Работа в группе по специальным заданиям предполагает проведение презентации каждой группой образцов лучшего прошлого и того, что может считаться уроком истории, чем гордятся либо о чем сожалеют участники при попытке выявить некоторые закономерности и связи между процессами в экономике, кризисами и качеством обучения. Эти люди в состоянии не только оценить и принять все положительное, но и сделать неутешительные выводы из эволюции образования прошлого.
Настоящее - это своеобразный benchmarking - выявление лучших прототипов и образцов существующей практики, построение «карты сознания», в которой показаны проблемы и тенденции, складывающиеся из сегодняшней картины. Нам, в частности, было важно выявить
уроки аккредитации бизнес-школ в международной практике, ответить на вопрос: создает ли аккредитация модель будущего, или это всего лишь учет некоторых прошлых достижений? «Карта сознания» при последующем анализе не только позволяет зафиксировать очевидные и общеизвестные проблемы, но и выявить «белые пятна», важные тенденции, аспекты развития и управления процессами.
Центр конференции смещен на поиск будущего, то есть на те сценарии, которые станут наиболее актуальными и перспективными для всех участников. «Будущее уже наступило, только оно распределено неравномерно». На наш взгляд, наиболее перспективной является оценка некоторых рабочих метафор и попытка рассмотреть те метаприемы, которые определяют точки роста и образцы уже возникших эффективных решений.
Если в первых опытах анализа «прошлое -настоящее» мы применяем формально-логический подход, то задача поиска будущего находится в распознавании образов через прием метафорического мышления, связанного с интуитивным чувственным восприятием моментов наступающего будущего, которые формальная логика может не признавать достаточными. Обычно мы предлагаем некоторый сериал метафор, в рамках которых возможно обсуждение, и считаем, что этот «список метафор» до сих пор открыт для расширения сценариев будущего.
Некоторые из предложенных метафор:
• «Военные стратагемы в бизнесе» - использование метафоры победы и успеха, которая накапливалась в практике жесточайшей конкуренции за территории, ресурсы и доминирование в истории.
• Последнее время большой интерес вызывает «рациональное магическое»: одной из тем может стать опыт школ магий. Образцами могут быть популярные произведения Урсулы Ле Гуин «Волшебник Земноморья» [2], Джоан Роулинг - автора серии книг о Гарри Потере и школах магии, книга супругов М. и С. Дяченко «Vita Nostra» [3], которые описывают магические школы и обучение в них.
• Сама идея будущего разрабатывалась в курсе «Фантоменторика» - использование идей научной фантастики, которые прогностически разрабатывают проблемы будущего, предоставляют инструменты стратегирования и предвидения новых поворотов в экономике общества и развитии личности. Идею виртуальных миров как одного из сегментов фантоменторики, являющуюся интересным опытом размышления, поскольку дистанционное обучение, взрыв ин-
формационных технологий создают абсолютно новые перспективы обучения «здесь и сейчас», применения колоссального по объему информационного ресурса, мы также считаем интересной в бизнес-образовании.
• «Лидерство - путь героя», обращенного на метафоры легенд, мифов, волшебных сказок. Это также может быть актуальным подходом при разработке методик подготовки лидеров -преобразователей будущего. Здесь особенно интересна идея «волшебных помощников», источников преобразования в особо трудных ситуациях.
• Следующая метафора связана с креативным классом, то есть с особенностями людей, которые меняют будущее (чудаки, фантазеры). Сегодня поиск нового, изменений лежит на грани нормы. Появление класса нестандартно мыслящих людей является одной из задач конкурентного бизнеса и бизнес-образования. Девиз Джека Траута «Отличайся или погибни!» сопровождает интерес к необычным людям, к формулированию необычных идей.
• Книга Мануэля Кастельса «Информационная эпоха» [4] в свое время вызвала большой интерес социологов и экономистов, культурологов, политологов, поскольку информационные преобразования стали перманентной революцией. Рассмотреть ее перспективы и тренды необходимо, чтобы понять актуальность бизнес-образования для эпохи.
• Книга Нассима Талеба «Черный лебедь» [5] создала совершенно новый взгляд на изменения в точке бифуркации, потери устойчивости, которые связаны с малыми трансформациями, непредсказуемыми событиями и которые вместе с тем содействуют революционным сдвигам для будущего. Распознавание «черных лебедей» - также важная для нас метафора, которая может понадобиться в перспективе.
• Одна из следующих идей связана с процессом, который Генри Минцберг в книге «Требуются управленцы, а не выпускники МВА» [6] описывает следующим образом: «...сложившиеся к сегодняшнему времени стиль управления
и система подготовки менеджеров переживают серьезные проблемы». Корень зла лежит в самом подходе к проблеме образования по программам МВА. Для Минцберга это прием в школы бизнеса неподходящих людей и неверные методы их обучения, следствием чего оказываются негативные явления, разлагающие и практику управления, и организации, и современное общество в целом.
• «Эффект Медичи» - опыт династии Медичи во Флоренции, которые создали феномен возрождения, объединив разных специалистов для одной цели. В образовании мы можем рассматривать транспрофессиональный подход как одну из технологий, которые необходимо сегодня освоить.
• Новые мегатренды Джона Нейсбита «Mind set. Старт! или Настраиваем ум!» [7] - создание будущего как настройка ума. Это также перспективная метафора.
• Нам не удастся пройти мимо спортивных метафор. Так, футбол как способ создания команды и умение читать игру на поле - весьма интересный образ развития бизнес-образования. Скорость важнее качества - сегодня опережение на мгновение, как показывает спорт, отличает чемпиона от аутсайдера. Все большее внимание уделяется командным видам спорта, силовой игре (теннис), стратегии гольфа на 18 лунках, экстремальному спорту.
Список литературы
1.Траут Дж. Отличайся или погибни! СПб.: Питер, 2006. 240 с.
2. Ле Гуин У., Уильямс Дж. Волшебник Земномо-рья. Герои ниоткуда. СПб.: Северо-Запад, 2004. 206 с.
3. Дяченко М., Дяченко С. Vita Nostra. М.: Эксмо, 2007. 448 с.
4. Кастельс М. Информационная эпоха, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
5. Талеб Н. Черный лебедь. М.: КоЛибри, 2009. 528 с.
6. Минцберг Г. Требуются управленцы, а не выпускники МВА. М.: Олимп-Бизнес, 2010. 544 с.
7. Нейсбит Дж. Старт! Настраиваем ум. М.: АСТ, 2009. 288 с.
CREATIVE TECHNOLOGIES IN BUSINESS EDUCATION V.D. Kozlov, Yu.Yu. Abysheva
The article considers the problems of «future search» with the help of creative technologies awareness, gives the description of «future search» technology, defines used metaphors and meta-ways, which mark the points of growth and offers the samples of existing effective decisions in the future search for business.
Keywords: future search, business education, knowledge management, creative technologies, changes management, scripts of future, metaphors, meta-ways.