Овечкина А.А. Креативные индустрии как понятие социально-культурной деятельности
В статье раскрывается генезис понятия «креативные индустрии», проанализированы концептуальные подходы к классификации креативных индустрий, рассмотрена их сущность и специфика. С позиций социально-культурной деятельности рассматриваются творческие кластеры, креативная экономика как инновационные составляющие индустрии досуга. Автором обоснована значимость креативных индустрий в моделировании общественных городских пространств, а также их роль в процессе самореализации личности.
Ключевые слова: креативные индустрии, творческая деятельность, социально-досуговая деятельность, социально-культурная сфера, социально-культурная деятельность
The article reveals the Genesis of the concept of "creative industries" analyzed the conceptual approaches to the classification of the creative industries, it examines their nature and specificity. From the standpoint of socio-cultural activities are considered creative clusters, the creative economy as an innovative components of the leisure industry. The author substantiates the importance of the creative industries in the modelling of public urban spaces and their role in the process of self-realization.
В течение последних десятилетий концепция «креативной экономики» стала предметом теоретического осмысления и научных дискуссий. Согласно данной концепции, виды творческой деятельности классифицируются в соответствии с определенными направлениями креативных индустрий.
По мнению Э. Макилройя, «... развитие предпринимательства в форме креативных индустрий - это попытка вернуть творчество в сферу культуры [12]». С одной стороны, они обеспечивают выход новой творческой продукции на мировой рынок, с другой стороны, нацелены на моделирование городского пространства, формирование привлекательной культурной среды. Чарльз Лэндри сравнивал креативные индустрии с «отрядом возрождения городов [6]».
Стремительный рост креативных индустрий в современном обществе обуславливает необходимость изучения вопросов об их сущности, специфике и функциях.
Понятия «креативные индустрии» и «креативная экономика» являются сравнительно новыми и еще не имеют полного определения, иногда они взаимозаменяемы, иногда ссылаются на связанные, но все, же отдельные понятия «творческие индустрии», «культурные индустрии».
Интерес к креативным индустриям знаменует переход к пониманию творчества и креативности как основной движущей силы современного постиндустриального общества.
Обратимся к генезису понятия «креативные индустрии».
Впервые термин «креативные индустрии» возник во второй половине1990-х годов в Великобритании, Департаментом культуры, медиа- и спорта было сформулировано понятие «креативные индустрии» (creativeindustries), согласно которому они определяются как «.деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности [11]».
Большой вклад в развитие концепции креативных индустрий и уточнения понятий был сделан в отчете «Creative Economy» [12], согласно которому творчество выступает в двух ипостасях: как средство (создание инструментов) и цель (самореализация человека).
Дэвид Хесмондхалф рассматривал креативные индустрии как большое количество интерактивных сервисов, которые не просто помогают человеку в его повседневной жизни, но и способствуют развитию его творческого потенциала, моделированию продуктивного досуга, призывая сделать что-то самостоятельно, применяя новые творческие технологии (мультимедиа и компьютерные игры, Интернет). При этом, количественное распространение «новых творческих технологий» вызывает качественные изменения в культуре и социуме [13].
Креативные индустрии, подробно характеризуются в работах зарубежных (Р. Флорида, Т. Адорно, Ч. Лэндри) и отечественных ученых (Е.Г. Трубиной, С.Э. Зуева, Е.В. Зеленцовой, М.В. Матецкой и
др.), в которых они определяются как отрасль креативной экономики, объединяющей предприятия и предпринимателей.
Вопросам научного осмысления креативных индустрий в социально-культурной деятельности посвящены работы В.З. Дуликова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова [5], Н.Н. Ярошенко [8; 9; 10], раскрывающие особенности инноваций в сфере культуры, а также инновационные технологии и организационные процессы в социокультурной сфере.
Проанализируем ведущие классификационные подходы к креативным индустриям.
Великобританской школой «креативные индустрии» интерпретируются «как, мероприятия, которые имеют свое происхождение в индивидуальном творчестве, умении и таланте, и которые имеют потенциал для богатства и создания новых рабочих мест через генерирование идей и использование интеллектуальной собственности [11]». К ним причисляются следующие сферы творчества:
- реклама, архитектура (архитектурный сектор, связанный с деятельностью строительной промышленности);
- искусство и рынок антиквариата (включаются старинные ювелирный изделия, мебель, картины, скульптуры);
- ремесла (в области текстиля, керамики, металла, кожи и др.);
- дизайн и дизайнерская мода;
- кино и видео;
- программное обеспечение для интерактивного досуга;
- музыка, исполнительское искусство (танцы, мюзиклы, балет и т.д.);
- публикации (издание книг, газет , журналов, использование английского языка на международном уровне),
- программное обеспечение и компьютерные услуги,
-телевидение и радио.
Креативные индустрии в соответствии с классификацией Конференции ООН по торговле и развитию (2008) распределяются по четырём большим сферам: культурное наследие, искусство, медиа, функциональные сферы [12].
Сингапурской школой применяется классификация основных групп индустрий, дифференцированных согласно трем основным творческим секторам (Таблица 1) [13].
Таблица 1. Классификация основных групп креативных индустрий искусство и культура дизайн СМИ
фотография
изобразительное искусство исполнительское искусство
■ программное обеспечение
■ реклама
■ архитектура
- издательство
- ТВ и радио
- цифровые СМИ
- искусство и торговля антиквариатом, ремесла
- дизайн интерьера
- графический дизайн
- кино и видео
- индустриальный дизайн
- одежда и обувь
Отечественными учеными предлагается музыку, литературу, кино и другие области художественного творчества рассматривать в виде культурных и творческих индустрий [4].
Профессор Г.А. Аванесова к важнейшим составляющим креативных индустрий относит: индустрию туризма, индустрию развлечений, индустрию аудио- и видеопродукции [1], в частности, следующие виды культурной продукции: газеты, журналы, книги развлекательного содержания; кинопроизводство и производство видеопродукции; сеть кинопроката, телеканалы, радиостанции; музыкальную индустрию; артбизнес; шоу-бизнес; театры, концертные организации, цирки; досуговые центры, клубы; модельный бизнес; парки; сеть общественного питания (кафе, рестораны) [1].
При этом культурные ценности являются приоритетными и возникают в ходе получения культурного продукта по законам экономической целесообразности и эмоциональной эффективности. В тоже время культурные ценности играют роль основного интегратора всей системы, определяют развитие её отдельных элементов.
Таким образом, креативные индустрии - это ресурс, влияющий на модернизационные процессы в сфере культуры, позволяя вывести креативную экономику на качественно новый уровень бытия и развития.
Овечкина Арина Анатольевна, магистрант кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, e-mail: arisha ovechkina@mail.ru
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность / Г. А. Аванесова. - М.: Аспект-пресс, 2006. - С. 114 - 115.
2. Гнедовский М., Бояков Э. Культура и экономика: взгляд из России // Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика. [Электронный ресурс] / М. Гнедовский, Э. Бояков, 2007. — Режим доступа: http:// voronezhpulse.livejournal.com (дата обращения: 12.05.2007).
3. Гнедовский, М. Творческие индустрии: политический вызов для России [Электронный ресурс] / М. Гнедовский // Отечественные записки. — 2005. — № 4. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/ oz/2005/4/2005_4_6/html (дата обращения: 10.05.2007).
4. Зеленцова, Е. В. Становление и развитие креативных индустрий в современной культуре: анализ зарубежного опыта: дис. ... канд. культурологии [Электронный ресурс] / Е.В. Зеленцова. — М., 2008. — 153 с. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/stanovlenie-i-razvitie-kreativnykh-industrii-v-sovremennoi-kulture-analiz-zarubezhnogo-opyta (дата обращения: 02.04.2012).
5. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. "Соц.-культур. деятельность" и специальности "Социал.-культур. деятельность" / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М. : Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2004. - 539 с.
6. Лэндри Ч. Креативный город. Пер. с англ. - Издательский дом «Классика XXI». М., 2010. - 399 с.
7. Творческие индустрии: От культурных индустрий — к креативной экономике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.creativeindustries.ru/rus/creative_industries (дата обращения: 12.01.2012).
8. Ярошенко, Н.Н. Ценности досуга в контексте цивилизационного развития / Н.Н. Ярошенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 6. - С. 66-73.
9. Ярошенко, Н. Н. Воспитательный потенциал современной индустрии досуга / Н.Н. Ярошенко // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 4 (44). - С. 28-35.
10. Ярошенко Н.Н. Индустрия развлечений в современном культурном пространстве. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. 3 (71). С.122-132.
11. Creative Industries Mapping Document, 1988.
12. Creative Economy. Report 2008. The challenge of assessing the Creative economy: towards informed policy-making // UNCTAD. United Nations Conference on Trade and Development. Documents and Publications. URL: unctad.org/en/Docs/ditc20082cer_en.pdf.
13. Mapping the creative industries: a toolkit. Creative and cultural economy series/2. British Council/ 2010, p 61.