Научная статья на тему 'Креативность педагога как фактор разрешения конфликтов'

Креативность педагога как фактор разрешения конфликтов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
497
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / КОНФЛИКТ / CONFLICT / ПЕДАГОГ / TEACHER / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / AGE FEATURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Людмила Геннадьевна, Сергеева Дарья Николаевна

Креативность педагога рассматривается в статье как фактор, способствующий конструктивному разрешению конфликтов. Основная цель исследования представление креативности в процессе разрешения педагогических конфликтов как одной из важных характеристик личности педагога, которая позволяет ему успешно осуществлять профессиональную деятельность, обеспечивает готовность к переменам и побуждает к поиску нестандартных решений в процессе разрешения конфликтов. Теоретический анализ проблемы исследования позволил выделить основные компоненты креативности. В результате диагностической работы выявляются особенности проявления креативности в зависимости от возраста и стажа педагогов. Доказывается, что креативность личности учителя выступает как детерминанта оптимального типа реагирования в конфликте, является фактором конструктивного разрешения педагогических конфликтов и требует целенаправленного развития посредством специальной коррекционной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PEDAGOGUE’S CREATIVITY AS A FACTOR OF CONFLICT RESOLUTION

The article reviews a pedagogue’s creativity as a factor contributing to constructive resolution of conflicts. The main aim of the research is to present creativity in the process of pedagogical conflict resolution as one of the important characteristics of an educational specialist’s personality, which allows him or her to conduct pedagogical activities successfully, ensures his or her readiness for changes and motivates to search for non-standard decisions in the process of conflict resolution. Theoretical analysis of the problem enabled to eliminate basic components of creativity. As a result of diagnostic work, peculiarities of creativity manifestation are revealed depending on pedagogues’ age and experience. It is established that teacher’s personal creativity determines the optimal reaction type in a conflict. It is proved that creativity is a factor of pedagogical conflicts resolution which requires purposeful development by means of special correctional work.

Текст научной работы на тему «Креативность педагога как фактор разрешения конфликтов»

48_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2015. Т. 25, вып. 3 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 159.9.07/37.032

Л.Г. Дмитриева, Д.Н. Сергеева

КРЕАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Креативность педагога рассматривается в статье как фактор, способствующий конструктивному разрешению конфликтов. Основная цель исследования - представление креативности в процессе разрешения педагогических конфликтов как одной из важных характеристик личности педагога, которая позволяет ему успешно осуществлять профессиональную деятельность, обеспечивает готовность к переменам и побуждает к поиску нестандартных решений в процессе разрешения конфликтов. Теоретический анализ проблемы исследования позволил выделить основные компоненты креативности. В результате диагностической работы выявляются особенности проявления креативности в зависимости от возраста и стажа педагогов. Доказывается, что креативность личности учителя выступает как детерминанта оптимального типа реагирования в конфликте, является фактором конструктивного разрешения педагогических конфликтов и требует целенаправленного развития посредством специальной коррекционной работы.

Ключевые слова: креативность, конфликт, педагог, развитие, возрастные особенности.

Постановка проблемы. В последние десятилетия в психологии и педагогике особенно активно обсуждается проблема педагога, так как в системе образования происходит немало позитивных изменений, связанных с его гуманизацией, обращенностью к личности педагога и учащегося. Чаще всего, рассуждая о личности педагога, его профессионально важные качества анализируют с точки зрения коммуникативных способностей и эффективности стилей взаимодействия. Но есть и другая, не менее важная грань его личности, - креативность. Качество, необходимое педагогу не только в процессе обучения и педагогического общения, но и в ситуациях, когда важно проявить конфликтоустойчи-вость, находить оптимальные способы разрешения трудных ситуаций. В реальной практике образования востребованы такие личностные характеристики педагога, как способность управлять собой и умение разрешать конфликты. Креативность педагога обеспечивает готовность к переменам, побуждает к поиску нестандартных решений.

В психологической литературе конфликт определяется как трудноразрешимое противоречие, выражающееся в противоборстве сторон, связанное со столкновением позиций, интересов, взглядов, ценностей, целей, мотивов, убеждений; сопровождающееся острыми эмоциональными переживаниями и направленное на разрешение противоречия (см. работы А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова, Н.И. Леонова, Н.В. Гришиной, Б.И. Хасана).

Поскольку конфликтная ситуация всегда индивидуальна, ее конструктивное разрешение требует особого подхода и представляет собой творческий процесс. Несмотря на существующие правила ведения переговоров, способы и методы разрешения конфликтов, каждая конкретная ситуация уникальна. Недостаточно обладать знаниями в области разрешения конфликтов - необходимо уметь их правильно применять в каждом конкретном случае, гибко подстраиваться под ситуацию и ею управлять. А это возможно только при творческом (креативном) подходе к конфликтной ситуации.

В современной психологии креативность определяется с разных точек зрения. Когнитивные параметры креативности, нестандартное решение задач и генерирование оригинальных идей исследуются Е. Торрансом, С. Медником, Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинским, А.М. Матюшкиным. Большинство исследователей (Дж. Гилфорд, С. Тейлор, Г. Гантерн, Х. Швет) в определении креативности делают акцент на особенностях или качествах личности. Проявление креативности в поведении рассматривается в работах А.А. Бодалева, А.А. Головановой, В.Н. Дружинина, С.Ю. Канн, Т.А. Ба-рышевой, Ю.А. Жигалова, И.Э. Стрелковой, А.Л. Южаниновой, А.Г. Грецова, Т.Ю. Осиповой, С.И. Макшанова, Г.В. Рябичкина, Н.Ю. Хрящевой. Однако современные исследователи все больше сходятся во мнении, что креативность стоит рассматривать как совокупность разнообразных свойств личности (Д.В. Чернилевский, А.В. Морозов, Н.В. Дружинин, К.К. Платонов, Д.Б. Богоявленская, Л.Б. Ермолаева-Томина, Я.А. Пономарев, Н.В. Рождественская, М.А. Холодная). Разделяя такое понимание креативности, мы полагаем, что креативность педагога можно определить как интегративно-личностное свойство, в котором целесообразно выделение когнитивного (вербальная креативность и гибкость мышления), личностного (креативность, неконфликтность, конфликтоустойчивость) и поведенческого (конструктивные стратегии поведения в конфликте) компонентов.

Креативность педагога как фактор разрешения конфликтов 49

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2015. Т. 25, вып. 3

Исследовательская задача заключается в том, чтобы выявить особенности проявления креативности в зависимости от возраста и стажа работы педагога.

Инструментарий. Диагностика личностного компонента измерялась с помощью опросников: «Диагностика личностной креативности» (Е.Е. Туник); «Личностная агрессивность и конфликтность» (И.Б. Дерманова); «Конфликтная личность» (Н.А. Литвинцева); «Самооценка конфликтности» (С.М. Емельянов); «Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов). Диагностика когнитивного компонента изучалась при помощи методик: «Диагностика вербальной креативности» (С. Медник); «Исследование гибкости мышления» (В. Богомолов). Поведенческий компонент изучался с использованием методик: «Диагностика тактики поведения в конфликте К.Томаса» (в адаптации Н.В. Гришиной); б) «Способность самоуправления» (Н.М. Пейсахов); «Диагностика коммуникативного контроля» (М. Шнайдер).

Характеристика выборки. В исследовании участвовали 328 педагогов общеобразовательных организаций различных районов г. Уфы (Республика Башкортостан). Среди них - преподаватели разных учебных дисциплин и учителя начальных классов. Возраст испытуемых от 19 до 55 лет. Педагогический стаж участников исследования - от 1 года до 25 лет. Выборка была разделена на три возрастных группы. В первую (Г1) вошли педагоги в возрасте от 19 до 30 лет (общей численностью 66 чел.), во вторую (Г2) - от 31 до 45 лет (140 чел.), в третью (Г3) - от 46 до 55 лет (122 чел.).

Выбор психодиагностических методик позволил получить данные и проанализировать креативность педагогов, а также особенности их поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в образовательной среде.

Обсуждение результатов. Анализ результатов нашей диагностической работы свидетельствует о следующем: у большинства испытуемых учителей уровень личностной креативности вполовину меньше нормативных данных (Г1 - 37,8, Г2 - 35,3, Г3 - 34,5, при норме 67,6); более половины опрошенных педагогов имеют низкий уровень вербального творческого потенциала (Г1 - 60 %, Г2 - 64 %, Г3 - 61 %); у большинства испытуемых выявлена повышенная конфликтность (Г1 - 80,3 %, Г2 -86,4 %, Г3 - 68,9 %); чуть менее половины опрошенных характеризует средний уровень способности самоуправления (Г1 - 40,9 %, Г2 - 48,6 %, Г3 - 34,4 %); большинство исследуемых обнаружили средний уровень гибкости мышления (Г1 - 86,9 %, Г2 - 82,9 %, Г3 - 74,2 %) и коммуникативного контроля (Г1 - 72,7 %, Г2 - 68,6 %, Г3 - 63,9 %); большинство учителей чаще используют неконструктивные способы разрешения конфликтов, такие, как «избегание» (Г1 - 23,5 %, Г2 - 23,2 %, Г3 -23,6 %) и «приспособление» (Г1 - 22,0 %, Г2 - 22,0 %, Г3 - 22,1 %).

Повышенным уровенем конфликтности личности учителя обусловлены низкий уровень установки на сотрудничество его в конфликтных ситуациях (Г1 - 17,8 %, Г2 - 16,9 %, Г3 - 15,3 %), а также низкий уровень конфликтоустойчивости (Г1 - 33,3 %, Г2 - 38,6 %, Г3 - 50,8 %).

Резюмируя полученные количественные характеристики, подчеркнем, что с возрастом креативность у педагогов проявляется реже, что свидетельствует о ригидности и стойкой установке не прибегать к разрешению конфликтных ситуаций, а по возможности - избегать их. Более склонны к конфликтам молодые педагоги, однако у них есть творческий потенциал, который они могут использовать, проявляя способность к самоуправлению, коммуникативный контроль и гибкость мышления, что мы решили обратить, как говорится, во благо и провели с молодыми педагогами интенсивную групповую подготовку с целью развить их способности к разрешению конфликтных ситуаций. Забегая вперед, заметим, что коррекционная работа дала значимые результаты. Вопреки, представлению о том, что креативность (как свойство, связанное с интеллектом) развить довольно сложно, мы убедились, что она развивается (и весьма успешно) в процессе разрешения конфликтов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. 4-е изд., испр. и доп. М.: Эксмо, 2009. 512 с.

2. Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб.: Питер, 2006.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Федоров, 2009. 416с.

4. Вишнякова Н.Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1996.

5. Голованова А.А. Коммуникативная креативность субъекта как фактор эффективности группового решения задач: дис. ... канд. псих. наук. Казань, 2003. 147с.

6. Грецов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2007. С. 138.

50 Л.Г. Дмитриева, Д.Н. Сергеева

2015. Т. 25, вып. 3 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей: учебник. М.: Институт психологии РАН, 2007. 544 с.

8. Гришина Н.В. Позитивные функции конфликтов. URL: http://www.elitarium.ru/2009/11/23/pozitivnye_iunkcii_ konfliktov.html

9. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. М.: ПЕР СЭ, 2006. 688 с.

10. Леонов Н.И. Конфликтология: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 232 с.

11. Морозов А.В., Чернелевский Д.В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект, 2004. 560 с.

12. Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека // Психологический журнал. 1991. Т. 12, № 1. С. 57-62.

13. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта СПб.: Питер, 2003. 250 с.

Поступила в редакцию 12.08.15

L. G. Dmitrieva, D.N. Sergeeva

A PEDAGOGUE'S CREATIVITY AS A FACTOR OF CONFLICT RESOLUTION

The article reviews a pedagogue's creativity as a factor contributing to constructive resolution of conflicts. The main aim of the research is to present creativity in the process of pedagogical conflict resolution as one of the important characteristics of an educational specialist's personality, which allows him or her to conduct pedagogical activities successfully, ensures his or her readiness for changes and motivates to search for non-standard decisions in the process of conflict resolution. Theoretical analysis of the problem enabled to eliminate basic components of creativity. As a result of diagnostic work, peculiarities of creativity manifestation are revealed depending on pedagogues' age and experience. It is established that teacher's personal creativity determines the optimal reaction type in a conflict. It is proved that creativity is a factor of pedagogical conflicts resolution which requires purposeful development by means of special correctional work.

Keywords: creativity, conflict, teacher, development, age features.

Дмитриева Людмила Геннадьевна,

доктор психологических наук, профессор, заведующая

кафедрой психологии образования и развития

Сергеева Дарья Николаевна, аспирант кафедры психологии образования и развития

ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» 450000, Россия, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а E-mail: [email protected]

Dmitrieva L.G.,

Doctor of Psychology, Professor, Head of Department of psychology of education and development

Sergeeva D.N., postgraduate student at Department of psychology of education and development

Bashkir State Pedagogical University

450000, Russia, Ufa, Oktyabrskoy revolyutsii st., 3a

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.