Сергиенко Ю. А., Суняйкина Т. В. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 03. -ART 76044. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76044.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 76044 УДК 37.025.7
Сергиенко Юлия Анатольевна,
магистрант филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани [email protected]
Суняйкина Татьяна Васильевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики филиала ФГБОУ ВПО «(Кубанский государственный университет» в г. Сла-вянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани [email protected]
Креативность как основа инновационной педагогической деятельности
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме актуальной и потенциальной креативности педагога, его креативного потенциала. Авторы представляют результаты анализа креативной компетентности учителей начальных классов. Ключевые слова: креативность, актуальная креативность, потенциальная креативность, инновационная деятельность, креативный потенциал. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Изменения, происходящие в образовательной политике, влияют на характер профессиональной деятельности педагогов. Социально-экономические преобразования общества в целом, рыночный и конкурентный характер отношений образовательных учреждений, усиление гуманитаризации системы образования актуализируют инновационную деятельность учителей, способствующую эффективному разрешению возникающих проблем. Именно инновационная деятельность ориентирует педагога на будущее, на новейшие достижения науки, а инновационно работающие образовательные учреждения приобретают конкурентные преимущества и тем самым опережают в своем развитии другие структурные элементы системы образования.
Условия инновационного развития образовательных организаций рассмотрены в работах Т. С. Анисимовой [2]. Авторы работ по педагогической инноватике М. С. Бургин, В. И. Загвязинский, С. Д. Поляков, В. М. Полонский, М. М. Поташник, Н. Р. Юсуфбекова и другие понятие «новое в педагогике» соотносят с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, положительное, современное, передовое. То есть, инновационная деятельность предполагает положительные преобразования образовательной системы и нацелена на развитие самого педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания. Инновационная деятельность педагога связана с процессами самоопределения, т. е. с построением отношения к новому, изменением себя, своей профессиональной позиции, преодолением препятствий в процессе самореализации. Согласно теории В. А. Сластенина и П. С. Подымовой структура инновационной деятельности педагога включает следующие компоненты: мотивационно-целевой, креативный, технологический (операционный), рефлексивный (контрольно-оценочный). Остановимся более подробно на рассмотрении креативного компонента. Креативный компонент включает в себя наличие у педагога отношения к инновационной деятельно-
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Сергиенко Ю. А., Суняйкина Т. В. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 03. -ART 76044. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76044.htm. - ISSN 2304-120X.
сти не как к соединению готовых форм, найденных в практике, а как к преобразованию, изменению (развитию в новых сложных синтезах сообразно собственной индивидуальности и особенностям ученического коллектива), а также наличие научной рефлексии. Он также предполагает наличие знаний и представлений об особенностях и условиях поиска новых путей и способов осуществления профессиональной деятельности, готовность к восприятию нового и потребность в создании нового. В основе понимания креативного компонента инновационной деятельности лежит рассмотрение феномена креативности, определяющего творческий характер инновационной деятельности педагога и проявляющегося на определенных этапах творческого и инновационного процесса. Креативность активно изучается социологами, психологами и педагогами, начиная со второй половины ХХ века. В наших исследованиях мы уже останавливались на анализе понятия «креативность» [4], но намерены уточнить, что первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем развития креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью лишь до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависящая от целого комплекса ее психологических характеристик (Дж. Гилфорд, Е. Торренс, Р Вайсберг, К. Роджерс, А. Мас-лоу, Т. Амабайл и др.). Соответственно, центральное направление в изучении креативности - выявление личностных качеств, с которыми она связана.
Один из создателей теории креативности Дж. Гилфорд выделяет шесть параметров креативности: способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого количества проблем; семантическая спонтанная гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей; оригинальность -способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, т. е. способность увидеть в объекте новые признаки, найти их новое использование.
С точки зрения Д. Б. Богоявленской, мерой интеллектуальной активности, ее наиболее качественной характеристикой является интеллектуальная инициатива -продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленное ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы. На основе объективных критериев она выделяет три уровня интеллектуальной активности: стимульно-продуктивный, эвристический и креативный. Высший уровень интеллектуальной активности - креативный - подразумевает деятельность по нахождению наиболее совершенных способов решения проблемы, мотивированную изнутри. Для определения креативности, способности к инновационной деятельности важным является инструменарий измерения.
В исследовательской работе «Формирование креативной компетентности педагогов начальной школы: теоретико-методологические аспекты» на диагностическом этапе мы использовали тест «Креативность», который разработала профессор психологических наук Краковской академии Н. Ф. Вишнякова. Респондентами были 18 учителей начальных классов МБОУ лицей № 1 Славянска-на-Кубани. На заключительном этапе опытно-диагностического исследования был выполнен анализировались итоги тестирования и был разработан проект формирования и развития креативной компетентности педагогов начальных классов, который является элементном модели (рис. 2-5).
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Сергиенко Ю. А., Суняйкина Т. В. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 03. -ART 76044. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76044.htm. - ISSN 2304-120X.
На основе построения психологического профиля креативности «Я - реальный» и «Я - идеальный», представленного на рис. 1, мы выявили уровень креативной компетентности педагогов начальных классов.
80 70 60 50 40 30 20 10 0
67%
72%
28%
высоким средний I низкий
Реальная
Идеальная
Рис. 1. Состояние реальной и идеальной креативной компетентности педагогов
Анализ полученных данных позволяет говорить о том, что уровень состояния реальной креативности педагогов недостаточен. Так, только 11% педагогов-респондентов имеют высокий уровень креативной компетентности, а педагогов с низким уровнем креативной компетентности в два раза больше - 22%. Две трети педагогов (67%) имеют средний уровень креативной компетентности. Реальный уровень креативной компетентности, на котором находится данный коллектив МБОУ лицея № 1, характеризуется как средний.
Рассмотрение идеальной креативной компетентности педагогов показало, что высокий уровень характерен для четверти учителей начальных классов (28%). По сравнению с реальным состоянием данный показатель в ходе формирующего эксперимента вырос более чем в 2 раза, что свидетельствует о значительных перспективах показателя. Видно, что «упростился» последний столбец, характеризующий низкий уровень креативной компетентности. Средний уровень креативной компетентности возрос и составляет 72%. В итоге уровень идеальной креативной компетентности занимает положение выше среднего.
Различие данных реального состояния креативной компетентности и идеального говорит о потенциале к развитию педагогов. С помощью тестирования мы выявили степень актуального развития учителей начальных классов, в отношении которого необходимо вести работу. Данное условие оказало влияние на разработку элементов модели по формированию и развитию креативной компетентности педагогов начальных классов, где отражено приоритетное направление взаимодействия школа-вуз.
В этой модели определяется некоторые виды деятельности педагогов, представленные на рисунках 2-5.
На рис. 2 мы выделили основные виды деятельности педагогов, связанные с повышением уровня креативности педагогов.
ниегп
issN 2304-120X Сергиенко Ю. А., Суняйкина Т. В. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 03. -ART 76044. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76044.htm. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал
Рис. 2. Виды деятельности педагогов Фронтальные формы педагогической учёбы представлены на рис. 3.
I lt . i n ' 1 ipit с f ая Семинары гостиная Консультативные
Педагогические практикумы дни Смотры —
советы ^м^#
ТреНННГИ
Деловые
НГрЫ
ФРОНТАЛЬНЫЕ
I
Мастер класс
Открытые
МсроПрПЯПШ
Педагогпческпй час
Педагогический \\таш<"'тг ч<и: Банк П ед а гоп п ie см ie
марафон 11СД логических ^ педагогических экспедиции
*■- НМД -J
Обрач овательныП салон
Рис. 3. Фронтальная форма педагогической учёбы
Рис. 4 позволяет познакомиться с подгрупповыми формами учебы педагогов в ходе развития способности и желания педагогов к инновационной деятельности.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Сергиенко Ю. А., Суняйкина Т. В. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 03. -ART 76044. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76044.htm. - ISSN 2304-120X.
Рис. 4. Подгрупповые формы педагогической учёбы
И наконец, рис. 5 позволяет познакомиться с индивидуальными направлениями, формами и методами индивидуальной, самообразовательной работы учителей, способствующими развитию уровня их креативности.
Обобщенна ОПЫТА 1>Л00ТЫ
i '¡(мообрл'аоииаше
П1Л<ГГуТТПР|«11Я перед я>д1ио|ли(1
Рис. 5. Индивидуальные формы педагогической учёбы
В модели определяющим являются инновационные формы методической учебы педагогов: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные.
Все формы учебы будут продуктивными при условии креативной образовательной среды в образовательной организации. В основу проектирования образовательной среды должны быть положены параметры развития креативности педагогов и обучающихся [1]. На рис. 6 представлена общая схема, модель организации учебы педагогов.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Сергиенко Ю. А., Суняйкина Т. В. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 03. -ART 76044. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76044.htm. - ISSN 2304-120X.
Рис. 6. Модель педагогической учёбы
Подводя итог рассмотрению взаимосвязи креативности, творчества и инновационной деятельности, следует подчеркнуть, что творчество представляет собой процесс создания новых материальных и духовных ценностей, тогда как креативность является внутренним потенциалом личности, определяющим ее готовность и способность к обозначенному процессу. При этом невозможно однозначно определить значение и эффект результатов творческого процесса. В инновационной деятельности, сущностью которой становится создание и освоение педагогических новшеств, важной характеристикой нововведений является их положительное влияние на учебно-воспитательный процесс и систему образования в целом.
Таким образом, можно сделать вывод, что творческая деятельность педагога не обязательно является инновационной, в то время как инновационная деятельность всегда предполагает творчество, а значит, ее важной характеристикой становится креативность как интегральное качество педагога-новатора.
Ссылки на источники
1. Акимова И. Е., Анисимова Т. С. Проектирование креативной образовательной среды школы как основы формирования ученика новой культуры // Концепт. - 2015. - № S7. - С. 11-15.
2. Анисимова Т. С., Назарова Н. В. Условия, механизмы и ресурсы креативной активности педагога // Концепт. - 2015. - № S7. - С. 56-60.
3. Вишнякова Н. Ф. Креативная психопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. -Минск: Просвещение, 1995. - 126 с.
4. Суняйкина Т. В., Сергиенко Ю. А. Особенности креативной компетентности учителей начальных классов // Концепт. - 2015. - № S7. - С. 86-90.
Yulia Sergienko,
Undergraduate, branch of Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban [email protected]
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Сергиенко Ю. А., Суняйкина Т. В. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 03. -ART 76044. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76044.htm. - ISSN 2304-120X.
Tatyana Sunyaykina,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the general and professional pedagogics,
branch of Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban
Creativity as the basis for innovative teaching activities
Abstract. This article refers to the creative potential of the teacher, about actual and potential creativity of
teachers. This article presents an analysis of the creative competence of teachers.
Key words: creativity, actual creativity, potential creativity, innovation, pedagogical activity.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЖ
Поступила в редакцию Received 13.01.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.01.16
Принята к публикации Accepted for publication 15.01.16 Опубликована Published 29.01.16
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Сергиенко Ю. А., Суняйкина Т. В., 2016
www.e-koncept.ru