спортивным массажем, восстановительный период значительно сокращался, что позволяет рекомендовать данный комплекс спортсменам - велосипедистам после значительных физических нагрузок.
Выводы.
Применение комплекса восстановительных мероприятий, включающих спортивный массаж в сочетании с гидропроцедурами (углекислыми ваннами) в качестве одного из методов общего воздействия на организм, дает положительный эффект у велосипедистов-шоссейников, испытывающих большие физические нагрузки и может быть рекомендован для ускорения процессов восстановления их работоспособности.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем использования массажа и гидропроцедур в комплексе восстановительных мероприятий у спортсменов и велосипедистов.
Литература
1. Зотов В.П. Восстановление работоспособности в спорте.-К.: Здоровье, 1990. - 200с.
2. Балакирева Е.А., Калоерова В.Г Использование углекислых ванн в восстановительном периоде велосипедитстов-шоссейников/ Тез. I Всеукр. науч.-практ. коф. "Здоров'я та освіта: проблеми та перспективи", Донецк - ДонНУ, 2000.- 318 с.
3. Ефименко П.Б. Техніка та методика масажу. - Харків. ОВС. - 2001.
4. Бирюков А.А. Массаж и самомассаж. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 576с.
5. Осіпов В.М. Мануальний масаж, як засіб фізичної реабілітації при міофасціальному больовому синдромі // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту //зб.наук.праць за редакцією проф. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2007. -№6. - С. 214-216.
6. Руденко Р.Є., Оврас А.Б. Відновний масаж у перед змагальному мезоциклі з навантаженнями різної інтенсивності // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту //зб. наук. праць за редакцією проф. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2007. - №5. - С. 179182.
Поступила в редакцию 17.11.2007г.
КРЕАТИВНОСТЬ И СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ В АВТОСПОРТЕ (КАРТИНГ)
Басенко Е. В., Ашанин В.С., Градусов В. А.
Харьковская государственная академия физической культуры
Аннотация. Статья посвящена изучению взаимосвязи характеристик креативности"личности со спортивным результатом в шоссейно-кольцевых гонках по картингу (автоспорт). Установлено существование определенной взаимосвязи между спортивным результатом и показателем креативности гонщика. Выявлена взаимосвязь между технико-тактическим мастерством и уровнем развития творческих способностей гонщиков.
Ключевые слова: картинг, креативность, результат, скорость, трасса.
Анотація. Басенко О.В., Ашанін В.С., Градусов В.О. Креативность та спортивний результат в автоспорті (картинг). Стаття присвячена вивченню взаємозв'язку характеристик креативності особистості зі спортивним результатом у шосейно-кільцевих гонках з картингу (автоспорт). Установле-
но існування певного взаємозв'язку між спортивним результатом і показником креативності гонщика. Виявлено взаємозв'язок між техніко-тактичною майстерністю й рівнем розвитку творчих здатностей гонщиків.
Ключові слова: картинг, креативність, результат, швидкість, траса.
Annotatoin. Basenko E.V., Ashanin V.S., Gradusov V.A. Creativity and sporting result in car sport (carting). The article deals with study for interaction of creative personality characteristics with sporting result in carting circular road racing (car sport). Existence of the certain interrelation between sports result and a parameter creative the racer is established. The interrelation between technical tactical skill and a level of development of creative abilities of racers is revealed.
Key words: carting, creativity, result, speed, track.
Введение.
Проведенные нами ранее исследования [1, 2, 3] дают основание сделать вывод, что в практике автоспорта, в частности картинга, большое значение и влияние на спортивный результат оказывают творческие способности (креативность) пилота-гонщика. Особенно это характерно для этапов специализированной базовой подготовки и максимальной реализации возможностей спортсменов. Творческие способности пилота проявляются в полной мере при выборе тактики ведения гонки, которая, в свою очередь, состоит из техники и тактики старта, тактики прохождения поворотов различной конфигурации, тактики блокирования соперника и тактики распределения сил по всей соревновательной дистанции. В наибольшей степени творческие способности гонщика (креативность) реализуются в процессе возникновения сложных тактических ситуаций, складывающихся в гонке. Пилот, как оператор системы автомобиль-гонщик-трасса должен принимать ряд неординарных решений, учитывая мощностные характеристики машины, свое положение и положение соперников на трассе, коэффициент сцепления шин с покрытием трассы, динамику разгона и торможения машины и другие факторы. В этой связи, определение взаимосвязи спортивного результата как показателя интегральной подготовленности спортсмена и характеристик креативности личности пилота, является важным звеном, в конечном счете, способных оказать влияние на результат подготовки спортсмена.
Проведенные исследования выполнялись в рамках сводного плана научно-исследовательской работы в сфере физической культуры и спорта на 200б-2010 г.г., за направлением исследования 2.1. 12.5п “Усовершенствование спортивной подготовки спортсменов пилотов в автомобильном спорте”, номер государственной регистрации 010би011990.
Формулирование целей работы.
Цель работы — выявить взаимосвязь спортивного результата и показателей креативности личности спортсмена-пилота.
Задачи:
1. Определить уровень креативности пилотов-гонщиков.
2. Провести сравнительный анализ показателей креативности со спортивным результатом.
Объект исследования: соревновательная деятельность в шоссейно-кольцевых гонках по картингу.
Предмет исследования: технико-тактическая подготовка спортсменов.
Организация исследования. Исследования проводились на пятом заключительном этапе Чемпионата Украины 2007 года по картингу.
Результаты исследования.
В процессе проведения исследований были получены данные, характеризующие уровень развития креативности личности пилотов, а также данные спортивных результатов, показанных пилотами на пятом этапе Чемпионата Украины.
Во время финальных заездов велся покруговой хронометраж, где фиксировалось время преодоления соревновательной дистанции. Полученные данные по всем классам машин, принимающих участие в соревнованиях, представлены в таблицах № 1, 2, 3.
Как видно из данных приведенных в таблицах 1 и 2, спортсмены, занимающие места с 1-го по 3-е в классах 1СА и 1СА-Ю имеют более высокий показатель уровня креативности по сравнению со спортсменами, занимающими места с 6-го по 9-е. Время прохождения одного круга дистанции также лучше в группах гонщиков, занимающих лидирующие позиции, чем у остальных гонщиков. Например, средний показатель креативности пилотов в первой тройке в классе 1СА 8,3 балла, а среднее время прохождения одного круга дистанции для той же группы равняется 52,889 с. В группе гонщиков, занимающих места с 4-го по 6-е средний показатель креативности равен 4,1 балла, а среднее время прохождения одного круга дистанции для данной группы равно 66,339 с.
Аналогичная ситуация наблюдается у гонщиков, выступающих на машинах других классов, что подтверждается данными представленными в таблицах 2 и 3.
Таблица 1
Показатели спортивного результата и уровня креативности пилотов в классе машин ЮА
№ п/п Старт. номер Инициалы спортсмена Разряд Место в финале Место в этапе Среднее значение уровня креативности (б) Среднее значение лучшего времени круга (с)
1-м 11-м
1 3 Ч.А. МС 1 1 1 8,3 52,889
2 41 В.О. б/р 2 3 2
3 43 Ф.Д. КМС 3 2 3
4 33 П.В. б/р 8 5 6 4,1 66,339
5 30 В.С. б/р 7 7 7
6 9 И.Ю. б/р 9 8 8
Таблица 2
Показатели спортивного результата и уровня креативности пилотов в классе машин !СА-Ю
№ п/п Старт. номер Инициалы спортсмена Разряд Место в финале Место в этапе Среднее значение уровня креативнос ти (б) Среднее значение лучшего времени круга (с)
1-м 11-м
1 6 К.В. МС 1 1 1 7,9 53,406
2 2 К.Е. КМС 2 2 2
3 3 П.А. МС 3 4 3
4 9 К.С. КМС 7 3 7 5,2 54,173
5 27 З.А. б/р 8 7 8
6 41 К.И. ІІІ 9 12 9
Таблица 3
Показатели спортивного результата и уровня креативности пилотов в классе машин К2-2
№ п/п Старт. номер Инициалы спортсмена Разряд Место в финале Место в этапе Среднее значение уровня креативнос ти (б) Среднее значение лучшего времени круга (с)
1-м 11-м
1 4 К.М. КМС 1 2 1 9,4 49,002
2 7 Ф.В. МС 4 1 2
3 9 Ш.К. КМС 2 6 3
4 12 В.К. КМС 3 7 4
5 70 Ш.А. МС 5 5 5
6 14 К.В. КМС 14 10 11 5,9 50,339
7 5 А.В. МС н/з 8 12
8 8 А.А. КМС 9 н/з 13
9 24 Г.А. КМС 18 9 14
10 43 М.Р. КМС1 11 17 15
Необходимо так же отметить тот факт, что у пилотов, принимающих участие на машинах класса 1СА, которые не имеют коробки перемены передач, показатели креативности ниже, чем у пилотов класса К2-2 почти на 1 балл. Это, на наш взгляд, можно объяснить тем, что тактика ведения гонки на беско-робочных классах машин гораздо проще, чем на машинах имеющих коробку перемены передач и обладающих более высокими мощностными характеристиками. Что в свою очередь требует от пилота определенных знаний и навыков технике пилотирования. В этом случае можно говорить о том, что уровень технико-тактического мастерства у пилотов класса 1СА ниже, чем у пилотов класса К2-2.
С целью определения значимости креативных способностей у пилотов и возможности их влияния на спортивный результат, нами был проведен экспертный опрос тренеров, которые занимаются подготовкой спортсменов в автомобильном спорте. Анкета-опросник включала в себя следующие вопросы:
1. Как Вы считаете, влияют ли умственные способности пилота на спортивный результат?
2. Как Вы считаете, должен ли пилот проявлять творческие способности в процессе подготовки и соревновательной деятельности?
3. Как Вы думаете, каким уровнем интеллектуальных способностей должен обладать пилот? (высоким, средним, низким).
4. Обозначьте в порядке значимости, составляющие креативности (творческих способностей) личности пилота (от 1 до 8).
Творческое мышление
Любознательность
Оригинальность
Воображение
Интуиция
Чувство юмора
Эмоциональность
Творческое отношение к работе
5. Включаете ли Вы в тренировочный процесс методики, развивающие креативные (творческие) способности пилота.
Экспертный опрос ведущих тренеров Украины подтверждает предположение о значении креативных способностей в подготовке пилотов. Так все тренеры на вопросы «Как Вы считаете, влияют ли умственные способности пилота на спортивный результат?» и «Как Вы считаете, должен ли пилот проявлять творческие способности в процессе подготовки и соревновательной деятельности?» — ответили положительно. На вопрос «Как Вы думаете, каким уровнем интеллектуальных способностей должен обладать пилот?» — высоким — ответили 81% опрошенных, средним — 19% опрошенных, низким — 0%. С точки зрения значимости показателей креативности, практически все тренеры поставили на первое место творческое мышление, на второе—творческое отношение к работе, третье и четвертое место поделили между собой такие показатели как любознательность и оригинальность, пятое и шестое — воображение и интуиция, на седьмом месте чувство юмора, а на восьмом — эмоциональность.
Выводы.
1. Полученные результаты дают основание утверждать, что существует определенная взаимосвязь между спортивным результатом и показателем креативности гонщика.
2. Выявлена взаимосвязь между технико-тактическим мастерством и уровнем развития творческих способностей гонщиков.
В дальнейшем предполагается исследование и разработка целостной системы технико-тактической подготовки пилотов с учетом показателей креативности.
Литература
1. Басенко Е.В., Градусов В.А. Креативность и динамика ее развития в автоспорте (картинг) // Слобожанський науково-спортивний вісник: Зб. наук. статей. — Харків: ХДАФК, 2003. — Вип. б. — С. б4-б7.
2. Басенко Е.В., Градусов В.А. Mетодические основы совершенствования показателей креативности в автоспорте (картинге). Слобожанський науково-спортивний вісник: Зб. наук. статей. — Харків: ХДАФК, 2003. — Вип.10. — С. 84-8З.
3. Басенко О.В. Креативність особистості в автоспорті // Mолода спортивна наука України: Зб. наук. праць з галузі ФКтаС. — Львів, 2003. — Вип.7. — Т.3. — С. 28-31.
4. Вишнякова Н. Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. — Mинск: РИВШ при БГУ, 199З.
З. Дружинин В.Н. Психология общих способностей — СПб.: Питер Ком, 1999. — С. 1Зб-243.
6. Поляков В. А. Mоделирование психологической системы. Формирование креативной личности в акмеологии. — Mtt «ВЭВЭР», 2000. — 124 с.
7. Сингуринди Э. Г. Автомобильный спорт, Ч. 1. — M.: ДОСААФ, 1982. — 304с.
Поступила в редакцию 03.11.2007г.
ВІКОВІ ЗМІНИ СТАТИЧНОЇ ВИТРИВАЛОСТІ ЗГИНАЧІВ ТА РОЗГИНАЧІВ ПЕРЕДПЛІЧЧЯ І
КИСТЕЙ У ШКОЛЯРІВ 8-14 РОКІВ,
ЩО ЗАЙМАЮТЬСЯ АРМСПОРТОМ
Безкоровайний Д.О.
Харківська національна академія міського господарства
Анотація. Розглянуто вікові зміни показників статичної витривалості різних груп м’язів школярів 8-14 років. Обґрунтована і експериментально підтверджена можливість ефективного використання дозованих статичних вправ локальної дії в процесі силової підготовки школярів 8-14 років для відбору на заняття армспортом.
Ключові слова: статична, витривалість, вікові, показники. Аннотация. Безкоровайный Д.О. Возрастные изменения выносливости сгибателей и разгибателей предплечья и кистей у школьников 8-14 лет, занимающихся армспортом. Рассмотрены возрастные измененияпоказателей статической выносливости разных групп мышц школьников 8-14 лет. Обоснована и экспериментально подтверждена возможность эффективного использования дозированных статических упражнений локального действия в процессе силовой подготовки школьников 814 лет для отбора на занятия армспортом.
Ключевые слова: статическая, выносливость, возрастные, показатели.
Annotation. Bezkorovayniy D.O. Age changes of static endurance of musculus flexor and extensor of forearm and brushes at schoolboys 8-14 years, getting armsport. The age-old changes